Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению
Администрации (Правительства)
Курганской области
от 20 марта 2007 г. N 67-р
Концепция
модернизации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Курганской области
I. Ситуация в сфере детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Курганской области
Уровень детской безнадзорности и беспризорности в области продолжает оставаться чрезвычайно высоким.
Численность несовершеннолетних, допускающих противоправные действия, несмотря на прилагаемые органами власти, а также учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних усилия, не уменьшается.
II. Проблемы в организации профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в Курганской области
К главным недостаткам в организации профилактической деятельности, которые влияют на уровень эффективности проводимой работы, можно отнести:
- позднее начало и несистемная организация профилактической деятельности;
- одинаковый подход ко всем целевым группам несовершеннолетних;
- формализм, приоритет административно-карательных мер над индивидуально-профилактической деятельностью;
- возможность "избавления" от девиантных детей для учреждений, занимающихся их воспитанием, образованием, содержанием или лечением (реабилитацией);
- игнорирование асоциального окружения (влияния социума) при организации работы с ребенком (детьми);
- слабое социально-педагогическое влияние на девиантных детей;
- низкий уровень профессиональной компетентности кадров всех учреждений;
- недостаток ресурсов, в том числе финансовых, особенно на муниципальном уровне;
- разобщенность, слабая скоординированность действий.
III. Цели и задачи модернизации профилактической деятельности
Модернизация профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних должна обеспечить управляемость процессом профилактики, т.е. установление реальной взаимосвязи между предпринимаемыми усилиями и ситуацией в сфере безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в Курганской области.
Изменения в постановке работы по профилактике должны, прежде всего, устранить разобщенность и нестыковки в организации данной деятельности.
Задачами организации профилактической деятельности являются:
- совершенствование нормативной основы деятельности;
- установление вертикали управления;
- развитие внутриведомственного взаимодействия;
- развитие межведомственного взаимодействия;
- расширение общественного ресурса;
- совершенствование методического и кадрового потенциала.
IV. Направления модернизации профилактики
В ходе модернизации профилактической деятельности в Курганской области ряд направлений являются приоритетными.
Прежде всего, модернизации должны подвергнуться:
- работа с детьми, оставшимися без попечения родителей;
- работа с проблемной семьей;
- организация профилактической работы в крупных образовательных учреждениях;
- информационное обеспечение и организация взаимодействия органов и учреждений системы профилактики;
- участие общественного ресурса;
- нормативно-правовое обеспечение системы профилактики;
- система управления профилактической деятельностью.
1. Реформирование работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Организацию работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, необходимо дополнить новым блоком вопросов, связанных с постановкой работы по профилактике социального сиротства.
В этой связи существенным изменениям должны подвергнуться:
- организация деятельности органов опеки и попечительства;
- деятельность учреждений государственной поддержки детства.
1) Реформирование организации деятельности органов опеки и попечительства.
Сохраняется функциональная слабость первичного муниципального звена - органов, выполняющих функции по опеке и попечительству.
Не налажено межведомственное взаимодействие в работе по выявлению и учету семей группы риска по социальному сиротству для проведения профилактической работы. Деятельность по возвращению детей в родные семьи, реабилитация и социальный патронат проблемных семей большинством органов опеки и попечительства не осуществляются. Дети, переданные на воспитание в семьи (опека, попечительство, приемные семьи, патронат), органами опеки не отслеживаются и не сопровождаются.
Причины данной ситуации:
- недостаточная численность работников;
- отсутствие собственных структур и учреждений;
- отсутствие единых алгоритмов управления профилактической деятельностью;
- отсутствие инструментария для восстановительной работы с ребенком и семьей в кризисе;
- отсутствие стандартов, обеспечивающих обязательные объемы деятельности всех структур профилактики.
К функциям данных органов по выявлению и устройству детей-сирот должны быть добавлены функции профилактики социального сиротства, чтобы они стали координаторами данной деятельности на муниципальном уровне.
Таким образом, реформирование органов опеки позволит:
- внедрять планирование реабилитации проблемных детей и их семей;
- осуществлять создание муниципальных служб социально-психологического сопровождения детей;
- вводить процедуры мониторинга состояния и развития ребенка, нуждающегося в поддержке, а также оценки деятельности органов и учреждений по выполнению планов реабилитации ребенка и семьи;
- вводить институт постинтернатного и постпопечительского патроната.
2) Реформирование деятельности по профилактике социального сиротства учреждений государственной поддержки детства.
Организация качественно новой профилактической деятельности невозможна без соответствующей инфраструктуры учреждений и наличия необходимого количества и спектра специалистов, которые бы осуществляли социально-педагогическое сопровождение и реабилитацию детей и их семей, т.е. социальное патронирование.
Количество специализированных учреждений и специалистов в области недостаточно и их география не оптимальна.
Структура учреждений государственной поддержки детства:
- детские дома и школы-интернаты - 16;
- коррекционные школы - 10;
- кадетская школа-интернат - 1;
- санаторная школа-интернат - 1;
- социальные приюты - 6;
- реабилитационные центры - 2;
- дома ребенка - 2;
- центры социальной помощи семье и детям - 2.
Все эти учреждения имеют кадровый, технологический потенциал и определенные ресурсы для привлечения их к работе по профилактике социального сиротства.
Необходима унификация функций учреждений различной ведомственной принадлежности, чтобы каждое из них работало как центр профилактики социального сиротства и семейного устройства детей и обеспечивало шесть основных функций:
- работа с семьями группы риска (социальный патронат);
- работа с детьми и семьями в кризисной ситуации (социальный патронат и временное проживание детей);
- устройство детей в семью (опека, усыновление);
- устройство детей в патронатную семью (приемная семья, патронат с временным проживанием детей);
- организация интернатного проживания детей;
- постинтернатное и постпопечительское сопровождение.
Существующие учреждения в зависимости от ведомственной принадлежности выполняют на сегодня в той или иной степени по 4 функции, однако то, что имеется возможность перенимать опыт работы учреждений других ведомств, существенно облегчает проблему.
На первом этапе данные учреждения могли бы стать прообразом уполномоченных служб органов опеки и попечительства по социально-педагогическому сопровождению проблемных семей и детей.
При этом подавляющее число районов области будут охвачены процессом апробации социального патронирования, так как учреждения областного подчинения по работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, отсутствуют только в 8 районах области.
2. Реформирование работы с проблемной семьей.
Главную роль в низкой эффективности профилактической деятельности играет сохраняющаяся латентной для учреждений и органов профилактики реальная ситуация в проблемной семье. В то же время возможности и ресурсы, необходимые для реабилитации ребенка, находятся, как правило, в прямой зависимости от стадии развития кризиса в семье
Главной формой работы с проблемной семьей должна стать индивидуальная работа на основе планов профилактики и планов реабилитации ребенка и семьи как основы организационного оформления межведомственного взаимодействия.
Данные планы разрабатываются рабочими группами, создаваемыми комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН) по каждому случаю выявления ребенка и семьи группы риска. Таким образом, меняется алгоритм профилактической деятельности и деятельности КДН по координации межведомственного взаимодействия.
На первый план в организации профилактической деятельности должен выйти социальный педагог, который призван осуществлять социальное патронирование выявленных детей и семей.
3. Модернизация профилактической деятельности в крупных образовательных учреждениях.
Для усиления профилактической деятельности и противостояния нарастающей криминализации детской среды должен быть предпринят комплекс дополнительных мер и, прежде всего, в образовательных учреждениях с высокой концентрацией детей "группы риска" и детей с девиантным поведением: профессиональные училища (ПУ), учреждения государственной поддержки детства (УГПД), вечерние школы, крупные общеобразовательные учреждения.
К основным мерам можно отнести:
- создание психологически комфортных условий в образовательных учреждениях;
- развитие кадетского и мариинского движения;
- внедрение новых технологий профилактики ВИЧ и употребления психо-активных# веществ;
- расширение системы педагогической поддержки детей с отклонениями в развитии и поведении;
- введение в процедуру аттестации и аккредитации образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования обязательных показателей по профилактике безнадзорности и правонарушений;
- организация обучения на соответствующем состоянию физического и интеллектуального развития ребенка уровне и в школе, и в ПУ;
- организация профилактической занятости;
- внедрение современных методик гражданско-правового и духовно-нравственного образования и воспитания, социально-психологической коррекции;
- внедрение новых форм деятельности (социальная гостиная и т.п.);
- организация обучения в ПУ несовершеннолетних, не имеющих основного общего образования;
- социально-профессиональная адаптация выпускников УГПД в ПУ.
Должна существенно возрасти роль службы уполномоченных милиции в образовательных учреждениях, для создания которой необходимо:
- обобщить имеющийся опыт работы, выработать методические рекомендации и организовать повышение квалификации;
- ввести дополнительные ставки в образовательных учреждениях с максимальной концентрацией девиантных детей и детей группы риска, т.е. детских домах, ПУ, вечерних школах и т.п.;
- решить вопрос о дополнительной оплате труда уполномоченных милиции в образовательных учреждениях.
4. Реформирование информационного обеспечения и организации взаимодействия.
Особую проблему в профилактической деятельности представляет отсутствие единой и достоверной информации об объекте профилактики или реабилитации.
Каждое ведомство имеет свою систему, между ведомствами информационный обмен практически не обеспечивается.
Необходимо определить весь перечень баз данных о детях Курганской области, держателей каждой базы, порядок ее пополнения всеми участниками профилактической деятельности, порядок доступа к ней и порядок аналитического сопровождения.
Структура баз данных должна быть построена исходя из интересов организации профилактической деятельности по принципу целевых групп профилактической деятельности.
5. Унификация подходов к привлечению общественных институтов к профилактической деятельности, организация методического обеспечения данного направления для органов и учреждений системы профилактики.
Существенную роль во всей профилактической деятельности должны играть общественные институты, включая:
- волонтерские формирования по работе с семьей;
- целевые общественные формирования (по борьбе с наркотиками, дружины и т.д.);
- родительские комитеты;
- религиозные организации традиционных для Зауралья конфессий;
- детские организации самого различного профиля.
Однако на сегодня реальная роль общественных объединений невелика и весьма ограничена по направлениям.
Для изменения обстановки необходимо:
- распределить между ведомствами сферы взаимодействия с общественными формированиями (установить "кураторство");
- создать единую систему грантов всех ведомств для общественных организаций;
- организовать единую систему методического обеспечения деятельности по различным направлениям;
- организовать единую систему подготовки кадров для общественных объединений по различным направлениям (через систему грантов с гарантией работы обученных специалистов);
- ввести систему мер государственного и муниципального стимулирования волонтерской деятельности (издание специальных буклетов о лучших волонтерах, вручение специальных наград, в том числе материального характера, предоставление льгот при поступлении на муниципальную и государственную службу и т.п.).
6. Нормативно-правовое обеспечение.
Для создания правового поля по осуществлению модернизации профилактической деятельности необходимы правовые акты, в том числе:
- об организации работы по опеке и попечительству;
- о социальном патронате;
- о патронате в системе соцзащиты и здравоохранения;
- о статусе центров патронатного воспитания, семейного устройства и профилактики социального сиротства;
- о статусе уполномоченных милиции в образовательных учреждениях;
- о межведомственных базах данных;
- о трудоустройстве детей "группы риска" и девиантных детей;
- о минимальных социальных стандартах по вопросам профилактики и ряд других.
7. Организация управления профилактической деятельности#.
Для действенного управления профилактической деятельностью на областном уровне необходимо:
- модернизировать систему контроля эффективности профилактической деятельности;
- разработать систему рейтинговой оценки областной системы органов и учреждений профилактики;
- создать единые базы данных о детях группы риска и девиантного поведения;
- утвердить единый алгоритм реагирования и механизмы устранения причин различного характера случаев девиантного поведения;
- предусмотреть меры ответственности и стимулирования;
- создать систему подготовки и переподготовки кадров по вопросам профилактики.
Ключевую роль в новых подходах к постановке профилактической деятельности должна сыграть обновленная система контроля ее эффективности.
Данная система:
- должна быть структурирована по уровням (область, район, учреждение);
- должна быть структурирована по целям или функциям (административный контроль, контроль за организацией, контроль за качеством, контроль за развитием ребенка);
- должна содержать критерии успешности деятельности по всем направлениям, целям и уровням, а также органам и учреждениям системы профилактики.
На районном уровне предлагается переход от управления исключительно деятельностью органов и учреждений к управлению также планированием индивидуально-профилактической деятельности с проблемными детьми и семьями.
Таким образом, весь процесс управления профилактической деятельности будет состоять из трех частей:
- традиционное планирование по ведомствам, но с учетом целевых групп детей и контроль за реализацией данных планов;
- планирование реабилитации конкретного ребенка и/или его семьи и контроль за реализацией этих планов;
- планирование специальных профилактических мер, которые вырабатываются как обобщающие из конкретного случая девиантного поведения ребенка.
V. Первоочередные организационные меры
На уровне области в первую очередь необходимо предпринять ряд мер организационного характера:
- утвердить концептуальные подходы к реформированию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Курганской области;
- определить орган власти, ответственный за проработку того или иного направления;
- принять общий и согласованные с ним ведомственные планы реформирования деятельности;
- утвердить схему и механизм управления и взаимодействия для областного и муниципального уровня;
- решить вопросы дополнительного финансирования новых направлений.
При организаци
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.