Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Курганской областной Думы
от 28 февраля 2006 г. N 1246
Целевая программа
Курганской области "Приоритетный национальный проект "Развитие АПК" в Курганской области"
Паспорт
целевой программы Курганской области "Приоритетный национальный проект "Развитие АПК" в Курганской области"
Наименование программы Целевая программа Курганской области
"Приоритетный национальный проект "Развитие
АПК" в Курганской области"
(далее - программа).
Основание для разработки Выступление Президента Российской Федерации
программы В.В. Путина 5 сентября 2005 года на встрече
с членами Правительства Российской
Федерации, руководством Федерального
Собрания Российской Федерации и членами
президиума Государственного Совета
Российской Федерации.
Письмо Минсельхоза России от 18.11.2005 г.
N АГ - 17/3299.
Заказчик программы Администрация (Правительство) Курганской
области.
Разработчик и координатор Департамент сельского хозяйства Курганской
программы области.
Исполнители программы Департамент сельского хозяйства Курганской
области, департамент государственного
имущества и промышленной политики Курганской
области,
департамент экономического развития
и инвестиций Курганской области,
департамент государственного регулирования
цен и тарифов Курганской области,
финансовое управление Курганской области,
Главное управление образования Курганской
области, Курганский региональный филиал ОАО
"Россельхоз-банк" и иные кредитные
организации (по согласованию),
управление Федерального агентства кадастра
объектов недвижимости по Курганской области
(по согласованию),
территориальный орган Федеральной службы
государственной статистики по Курганской
области (по согласованию),
Ассоциация крестьянских (фермерских)
хозяйств и сельхозкооперативов Курганской
области (по согласованию),
научные организации и образовательные
учреждения (по согласованию),
органы местного самоуправления муниципальных
образований Курганской области
(по согласованию),
сельскохозяйственные организации Курганской
области (по согласованию),
крестьянские (фермерские) хозяйства
Курганской области (по согласованию),
граждане, ведущие личные подсобные хозяйства
(по согласованию).
Исполнители, получающие денежные средства
для реализации программных мероприятий
из областного бюджета, за исключением
органов государственной власти Курганской
области, привлекаются к участию в программе
только на конкурсной основе, если иное
не установлено действующим законодательством
Российской Федерации.
Срок реализации программы В течение 2006 - 2007 годов.
Основная цель программы Повышение благосостояния сельского
населения.
Основные задачи программы Увеличение производства сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия.
Обеспечение занятости и увеличение доходов
сельского населения.
Повышение эффективности и конкуренто-
способности агропромышленного производства.
Рост инвестиций в агропромышленный комплекс.
Рациональное использование сырьевых
ресурсов.
Объемы и источники Общие расходы на реализацию программы
финансирования программы составляют 4135,41 млн. рублей, из них
631,57 млн. рублей - областной бюджет,
в том числе:
в 2006 году - 1822,69 млн. рублей, из них
265,0 млн. рублей - областной бюджет,
в 2007 году - 2312,72 млн. рублей, из них
366,57 млн. рублей - областной бюджет.
Сущность решаемых проблем Необходимость принятия программы обусловлена
следующими проблемами:
- ежегодным сокращением поголовья крупного
рогатого скота и свиней;
- техническим и технологическим отставанием
агропромышленного комплекса;
- низким уровнем товарности продукции,
производимой в личных подсобных хозяйствах
и крестьянских (фермерских) хозяйствах;
- недостаточными объемами инвестиций в АПК;
- высоким уровнем безработицы сельского
населения;
- низким уровнем жизни сельского населения.
Ожидаемые конечные - увеличение производства молока на 5,5 %,
результаты программы мяса - на 9,0 %;
- увеличение производства
сельскохозяйственной продукции в личных
подсобных и крестьянских (фермерских)
хозяйствах на 5,2 %;
- увеличение объемов отгрузки продукции
в пищевой и перерабатывающей
промышленности на 12 %;
- увеличение инвестиций в агропромышленный
комплекс на 51,4 %.
Введение
Целевая программа Курганской области "Приоритетный национальный проект "Развитие АПК" в Курганской области" разработана в соответствии с Уставом Курганской области, Законом Курганской области "О прогнозах, концепциях, программах социально-экономического развития и целевых программах Курганской области".
Основные направления и приоритетные задачи развития агропромышленного комплекса Курганской области сформированы в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации на 2004 и 2005 годы, поручениями Президента Российской Федерации по итогам заседаний президиума Государственного Совета Российской Федерации 30 сентября 2004 года в городе Саратове и 17 июня 2005 года в городе Элисте, выступлением Президента Российской Федерации 5 сентября 2005 года на встрече с руководством Федерального Собрания Российской Федерации, членами Правительства Российской Федерации, членами президиума Государственного Совета Российской Федерации.
Программа включает цели, задачи, основные направления и механизмы, план мероприятий, основные показатели развития АПК области на 2006 - 2007 годы, основные показатели развития сельского хозяйства муниципальных районов на 2006 - 2007 годы.
Составной частью программы являются включенные в нее областные целевые программы.
Федеральные целевые программы, предназначенные для достижения задач, совпадающих с задачами программы, отсутствуют.
1. Состояние агропромышленного комплекса Курганской области
За годы социально-экономических преобразований в агропромышленном комплексе Курганской области произошли значительные изменения: снизилось производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия, сократились материальные, трудовые, финансовые ресурсы, инвестиции в отрасль.
Таблица 1
Развитие
АПК Курганской области в % к 1990 году
Наименование показателей |
1995 год |
2000 год |
2004 год |
2005 год прогноз |
Производство сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств в сопоставимой оценке |
55 |
51 |
42 |
45 |
Производство продукции в пищевой промышленности в сопоставимой оценке |
33 |
28 |
29 |
28 |
Посевная площадь сельскохозяйственных культур |
79 |
63 |
49 |
49 |
Поголовье скота во всех категориях хозяйств на конец года, условных голов без учета птицы |
64 |
43 |
25 |
23 |
В период реформ усилилось отставание агропромышленного производства от других отраслей экономики.
В 2004 году производство товаров и услуг в целом по области составило 111 % в сопоставимой оценке к уровню 1994 года, в сельском хозяйстве всего - 69 %, в пищевой промышленности - 70 %, в мукомольно-крупяной и комбикормовой - 86 %. В 2004 году инвестиции в основной капитал к уровню 1994 года в целом по области составили 56 %, в сельском хозяйстве - 26 %, в пищевой промышленности - 60 %.
В результате доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте сократилась с 18,8 % в 1995 году до 14,6 % в 2004 году.
В свою очередь в структуре сельскохозяйственной продукции удельный вес продукции животноводства сократился с 65,7 % в 1991 году до 39,6 % в 2004 году.
Производство мяса в убойном весе в расчете на душу населения в Курганской области уменьшилось со 137 кг в 1990 году до 46 кг в 2004 году, молока соответственно с 784 до 367 кг, яиц с 343 до 234 штук. За последние 15 лет во всех категориях хозяйств поголовье крупного рогатого скота сократилось в 4,2 раза, свиней в 4,9 раза, овец и коз в 6,6 раза.
Ухудшается генетический потенциал животных, в настоящее время из имеющихся в наличии 110 тысяч голов коров только 11 тысяч голов отвечают современным генетическим требованиям.
В животноводстве низкими остаются производительность труда и фондовооруженность, износ основных средств превышает 80 %, их обновление идет недостаточными темпами.
За период рыночных преобразований возросло значение малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе. В 2004 году в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах (далее соответственно - ЛПХ и КФХ) было произведено 64,6 % валовой продукции сельского хозяйства. На начало 2005 года доля ЛПХ и КФХ в площади сельхозугодий всех землепользователей, занимающихся сельхозпроизводством, составила 57,6 %. Производство сельскохозяйственной продукции в малых формах хозяйствования в АПК увеличивалось до 2001 года включительно, с 2002 по 2004 годы уменьшалось.
В связи с сокращением инвестиций в агропромышленный комплекс основные фонды в сельском хозяйстве сократились в сопоставимой оценке с 1994 по 2004 годы в 10,6 раза. Износ их активной части - машин и оборудования превышает 80 %.
В 2000 - 2004 годах выбытие основных средств в сельскохозяйственных предприятиях в 2 раза превышало их поступление.
С 1991 года сократились производственные мощности в пищевой и перерабатывающей промышленности. В молочной: по выпуску сыров сычужных на 71,7 %, цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) на 58,7 %. В мясной: по выпуску колбасных изделий на 54,8 %. В то же время имеющиеся мощности в 2004 году были загружены в молочной промышленности: по производству масла животного на 13,2 %, сыров сычужных на 23,1 %. В мясной отрасли производственные мощности использовались по производству колбасных изделий на 15,8 %, консервов мясных - на 15,7 %. В мукомольно-крупяной отрасли по крупе загруженность составила 13,2 %.
За последние 15 лет в агропромышленном комплексе области возросло количество малых цехов по переработке сельскохозяйственной продукции, производству пищевых продуктов. В 2004 году имелось 265 малых и мини цехов#, ими выработано продукции на сумму 537,4 млн. рублей.
Вследствие снижения доходов населения Курганской области в 1990 - 2004 годах потребление мяса на душу населения уменьшилось с 80 до 55 кг, молока с 417 до 266 кг, яиц с 292 до 207 штук. Агропромышленный комплекс Курганской области имеет возможность не только в полном объеме удовлетворить потребности населения области в основных видах продовольствия, но и поставлять значительные объемы сельхозпродукции, пищевых продуктов в другие регионы РФ. В то же время в 2004 году в Курганскую область было ввезено 15,6 тыс. тонн мяса, 42,1 тыс. тонн молока, а сбыт продукции за пределы области затруднен из-за существующих ограничений в других регионах Российской Федерации, недостатков в имеющейся товаропроводящей сети, низкой конкурентоспособности продукции.
Для преодоления негативных тенденций в развитии АПК Администрацией (Правительством) Курганской области принимаются определенные меры по поддержке сельского хозяйства. Реализуются областные целевые программы по развитию зернового производства, молочного скотоводства, свиноводства, повышению плодородия почв, социальному развитию села.
Проводится финансовое оздоровление 236 сельхозтоваропроизводителей, 70 % сельхозорганизаций перешли на уплату единого сельхозналога, применяются дифференцированные тарифы на потребленную электроэнергию для сельхозтоваропроизводителей.
Принимаемые меры позволили за последние годы на 8 % увеличить посевную площадь, в 1,5 раза внесение минеральных удобрений, в 2,2 раза приобретение техники, в сельскохозяйственных предприятиях на 18 % возросли среднесуточные привесы крупного рогатого скота, на 27 % птицы, на 30 % яйценоскость кур-несушек, в 1,5 раза удои на корову.
Кредиторская задолженность сельхозорганизаций уменьшилась на 18 %, в 2004 году 65,7 % сельхозпредприятий были рентабельными. В 2005 году по прогнозу индекс физического объема продукции сельского хозяйства составит 106,5 %.
Вместе с тем в 2005 году не обрабатывалось 35 % пахотных угодий, по прогнозу производство молока уменьшится на 8,4 %, мяса на 11,3 %, яиц на 12,0 %. Более половины организаций АПК имеют признаки несостоятельных предприятий. В 2004 году только 43 % сельхозпредприятий и всего 7 % крестьянских (фермерских) хозяйств смогли использовать кредиты коммерческих банков. В 2004 году уровень общей безработицы сельского населения был 12,3 %, среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства составила 1921 рубль, или 42 % от среднеобластной и была ниже прожиточного минимума.
По прогнозам в 2006 - 2007 годах реальные располагаемые денежные доходы населения в Российской Федерации возрастут на 16,8 %, в том числе в Курганской области на 17 %, в результате возрастет спрос на продовольствие, в первую очередь на продукцию животноводства.
В соответствии с приоритетным национальным проектом "Развитие АПК" на сельское хозяйство из федерального бюджета предусматривается дополнительно выделить в 2006 - 2007 годах 30,9 млрд. рублей, будут отменены ввозные таможенные пошлины на технологическое оборудование для животноводства, уменьшена стоимость поставляемой по лизингу техники, племенного скота.
Улучшение ситуации на продовольственном рынке, усиление государственной поддержки сельского хозяйства дают основания для обеспечения устойчивого развития агропромышленного комплекса Курганской области.
2. Основные проблемы развития АПК Курганской области
1. Низкая конкурентоспособность продукции.
Отставание роста цен на продукцию сельского хозяйства от роста цен на потребительские ресурсы приводит к предельно низкому уровню рентабельности сельскохозяйственного производства (в 2004 году - 4,1), крайне низкому уровню инвестиции, не обеспечивающих расширенное воспроизводство.
В 2004 году производственная себестоимость 1 центнера зерна в Курганской области была на 21 % больше, чем в среднем по России, 1 центнера прироста свиней на 25 %, овец на 26 %, птицы на 27 %.
В 2004 году в среднем по Российской Федерации было реализовано первым сортом 90 % молока, в Курганской области - 70 %.
Ни одно из предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Курганской области не применяет международную систему качества продукции.
2. Недостаточная государственная поддержка сельского хозяйства.
В 2004 году в сельскохозяйственных предприятиях Курганской области доля бюджетных субсидий, относимых на финансовые результаты, составила всего 2,5 % к выручке от реализации продукции, работ и услуг, или в 3,9 раза меньше, чем в среднем по Уральскому федеральному округу.
3. Низкая производительность труда, обусловленная недостаточной фондовооруженностью и неудовлетворительным состоянием производственных фондов.
В 2004 году производство сельскохозяйственной продукции в расчете на одного сельского жителя в Курганской области было на 21 % меньше, чем в среднем по Российской Федерации, на 24 % меньше, чем в среднем по Уральскому федеральному округу.
4. Недоступность финансовых ресурсов.
В настоящее время 85 % сельскохозяйственных товаропроизводителей области не имеют возможности страхования своих рисков на рыночных условиях, для 57 % хозяйств недоступны кредитные ресурсы коммерческих банков.
5. Недостаточно эффективное использование сырьевых ресурсов, неразвитость инфраструктуры по реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
В 2004 году от личных подсобных хозяйств закуплено всего 6,5 % произведенного ЛПХ молока.
6. Низкий уровень жизни сельских жителей.
Более половины сельского населения имеют доходы ниже прожиточного минимума.
3. Цели и задачи программы
Основная цель программы - повышение благосостояния сельского населения, улучшение качества жизни на селе. Главным индикатором успешности достижения поставленной цели программы является доля сельского населения, имеющего доходы выше прожиточного минимума.
Ключевым условием для достижения поставленной цели является решение следующих основных задач:
- увеличение производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в первую очередь продукции животноводства;
- обеспечение занятости и повышение доходов сельского населения;
- повышение эффективности и конкурентоспособности агропромышленного производства, в том числе повышение качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и снижение их себестоимости;
- рост инвестиций в агропромышленный комплекс, обновление в первоочередном порядке активной части основных фондов;
- рациональное использование сырьевых ресурсов, обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов.
Для решения указанных выше задач в агропромышленном комплексе Курганской области в 2006 - 2007 годах основные усилия будут сосредоточены на следующих приоритетных направлениях:
- ускоренное развитие животноводства;
- стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе;
- создание системы земельно-ипотечного кредитования;
- повышение инвестиционной привлекательности АПК;
- развитие производств по переработке сельскохозяйственной продукции, продвижение сельскохозяйственной продукции и продовольствия на рынки других регионов Российской Федерации, зарубежных стран;
- кадровое обеспечение реализации проекта.
4. Основные направления и механизмы реализации программы
4.1 Ускоренное развитие животноводства
Основные проблемы:
- недостаточное привлечение инвестиций;
- отсутствие надежного рынка сбыта животноводческой продукции по ценам Уральского региона;
- недостаточная конкурентоспособность;
- слабая кормовая база, износ кормозаготовительной техники;
- низкие закупочные цены, углубляющийся диспаритет цен на животноводческую продукцию и материально-технические ресурсы, используемые в животноводстве;
- недостаточная государственная поддержка производства животноводческой продукции;
- устаревшая технология кормопроизводства, содержания и кормления скота;
- слабая кормовая база, износ кормозаготовительной техники;
- износ животноводческих помещений и оборудования;
- слабая племенная база животноводства;
- низкая квалификация кадров животноводства, их недостаток.
Основные задачи:
- увеличение объема инвестиций;
- повышение инвестиционной привлекательности;
- укрепление кормовой базы;
- строительство и модернизация животноводческих комплексов и ферм.
Приоритетные направления:
- наиболее полное использование возможности приоритетного национального проекта "Развитие АПК" по вовлечению инвестиционных кредитов на техническое и технологическое оснащение отрасли, строительство новых животноводческих комплексов;
- кардинальное изменение породного состава животноводства за счёт массового завоза высокопродуктивных племенных животных;
- укрепление кормовой базы животноводства за счёт посевов многолетних трав, технического и технологического оснащения кормопроизводства.
Механизмы реализации:
- исполнение программных мероприятий по целевым программам Курганской области "Производство молока в Курганской области на 2006 - 2010 годы" и "Комплексное развитие свиноводства в Курганской области на 2006 - 2010 годы";
- разработка и принятие Администрацией (Правительством) Курганской области мероприятий по развитию птицеводства на 2006 - 2007 годы;
- оказание поддержки организациям АПК, осуществляющим завоз племенных животных из-за пределов области в форме субсидий на покрытие части стоимости скота;
- оказание помощи организациям АПК по продвижению инвестиционных проектов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов и ферм;
- разработка и принятие постановления Администрации (Правительства) Курганской области, предусматривающего субсидирование 1/3 ставки рефинансирования банка России, за кредиты, взятые на строительство и модернизацию животноводческих помещений, закуп племенного скота и кормозаготовительной техники.
Критерии реализации намеченного:
- привлечение средств для ускоренного развития животноводства Курганской области в 2006 году до 973,2 млн. рублей, в 2007 году до 1403,5 млн. рублей;
- увеличение ферм КРС за 2 года на 6700 скотомест, свиноводческих ферм на 60000 скотомест;
- увеличение к 2008 году производства молока на 5,5 %, мяса - на 9,0 %. За 2006 - 2007 годы покупка 2400 голов племенного молодняка крупного рогатого скота, 3600 голов племенных свиней для комплектования племенного стада области.
4.2 Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК
Основные проблемы:
- высокий уровень безработицы сельского населения;
- не определен статус ЛПХ;
- низкий уровень жизнеобеспечения сельского населения;
- трудности сбыта произведенной в личных подсобных хозяйствах, крестьянских (фермерских) хозяйствах сельскохозяйственной продукции;
- снижение генетического потенциала животных, содержащихся на семейных фермах;
- сокращение поддержки личных подсобных хозяйств сельскохозяйственными организациями;
- отсутствие систематизированного информационно-консультационного обслуживания владельцев ЛПХ и КФХ;
- недоступность кредитных ресурсов гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.
Основные задачи:
- обеспечение самозанятости сельского населения;
- создание правовых, экономических и организационных условий для эффективной деятельности личных подсобных хозяйств;
- стабилизация и увеличение поголовья скота и птицы в личных подсобных хозяйствах и крестьянских (фермерских) хозяйствах граждан;
- обеспечение закупки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, производимой в подсобных хозяйствах граждан;
- создание системы государственной финансовой и кредитной поддержки владельцев личных подсобных хозяйств;
- развитие системы научного и информационного консультационного обеспечения КФХ и ЛПХ;
- развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Приоритетные направления:
- расширение доступности кредитных ресурсов для личных подсобных, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов за счет осуществления 100 % субсидирования процентной ставки по привлекаемым кредитам (95 % ставки субсидируется из федерального бюджета и 5 % из областного);
- развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по заготовке, снабжению и сбыту, переработке продукции ЛПХ и КФХ;
- расширение сети кредитных кооперативов.
Механизмы реализации:
- реализация целевой программы Курганской области "Развитие мелкотоварного производства сельских территорий Курганской области на 2006 - 2010 годы";
- кредитование личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельских потребительских кооперативов через ОАО "Россельхозбанк".
Критерии реализации намеченного:
Увеличить к 2008 году в малых формах хозяйствования АПК:
- объемы закупок перерабатывающими, заготовительными организациями и индивидуальными предпринимателями:
мяса - на 6,7 %;
молока - на 6,3 %;
картофеля - на 6,8 %;
овощей - на 3,2 %;
- увеличить производство мяса на 5,4 %, молока на 5,1 %;
- увеличить поголовье крупного рогатого скота на 2,6 %, свиней на 9 %.
4.3 Создание системы земельно-ипотечного кредитования
Основные проблемы:
- неразвитость земельного рынка;
- высокая стоимость кадастровой оценки земли и оформления межевого дела.
Основные задачи:
- привлечение кредитных ресурсов под залог земель сельскохозяйственного назначения;
- развитие рынка земель сельскохозяйственного назначения.
Приоритетные направления:
- софинансирование из федерального и областного бюджетов работ по кадастровой оценке земли и оформлению межевых дел сельхозтоваропроизводителей.
Механизмы реализации:
- реализация областной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Курганской области (2003 - 2007 годы)";
- разработка и реализация программы создания системы земельно-ипотечного кредитования в Курганской области.
Критерии реализации намеченного:
- вовлечение в земельную ипотеку в 2006 году 12 хозяйств, в 2007 году - 18 хозяйств.
4.4 Повышение инвестиционной привлекательности АПК
Основные проблемы:
- недостаточное привлечение инвестиций;
- высокие инвестиционные риски.
Основные задачи:
- увеличение объема инвестиций;
- минимизация инвестиционных рисков;
- совершенствование законодательного, организационного и информационного обеспечения инвестиционной деятельности.
Приоритетные направления:
- привлечение инвестиций на техническое и технологическое перевооружение отрасли;
- повышение инвестиционной привлекательности животноводства;
- совершенствование законодательства в части привлечения инвестиций в АПК;
- разработка высокоокупаемых инвестиционных проектов по переработке сельскохозяйственной продукции и представление проектов потенциальным инвесторам.
Механизм реализации:
- разработка стратегии развития агропромышленного комплекса Курганской области, определяющей на долгосрочную перспективу основные направления поддержки АПК Администрацией (Правительством) Курганской области;
- заключение долгосрочных соглашений о взаимовыгодном сотрудничестве с собственниками крупных предприятий АПК, инвесторами;
- стимулирование сельхозтоваропроизводителей, дополнительно вовлекающих в оборот неэффективно используемые и ранее брошенные земли;
- поддержка организаций АПК, осуществляющих техническое и технологическое перевооружение;
- рассмотрение возможности заключения соглашения с Курганским региональным филиалом ОАО "Россельхозбанк" об инвестиционном сотрудничестве;
- оказание помощи организациям АПК по привлечению инвестиций, поиску партнеров и продвижению инвестиционных проектов;
- рассмотрение возможности предоставления государственных гарантий Курганской области по реализации наиболее важных инвестиционных проектов в АПК;
- представление инвестиционных проектов в АПК на конкурсное участие в финансировании за счет средств бюджета развития Курганской области.
Критерии реализации намеченного:
- рост инвестиций в АПК в 2006 г. на 26,1 %, в 2007 г. - на 20,0 %.
4.5 Развитие производств по переработке сельскохозяйственной продукции, продвижение сельскохозяйственной продукции и продовольствия на рынки других регионов Российской Федерации, зарубежных стран.
Основные проблемы:
- отсутствие на предприятиях в необходимых объемах оборотных средств, большая доля ресурсных затрат в себестоимости продукции;
- высокий уровень износа основных фондов и медленный процесс их обновления;
- низкая инвестиционная активность;
- дефицит сырьевых ресурсов для предприятий перерабатывающей отрасли;
- отсутствие условий долгосрочного кредитования промышленного производства;
- высокие тарифы на энергоносители и услуги естественных монополий;
- недостаточный уровень загрузки производственных мощностей;
- отсутствие эффективной, стимулирующей развитие производства, системы налоговых льгот;
- низкая активность сельхозпредприятий в решении вопросов реализации произведенной сельхозпродукции;
- недостаточная конкурентоспособность продовольственной продукции.
Основные задачи:
- ускорение темпов роста объемов производства продуктов питания;
- повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- формирование устойчивого и эффективного производства, максимально удовлетворяющего потребности населения в высококачественных продуктах питания;
- принятие мер к улучшению инвестиционной привлекательности перерабатывающих производств;
- организация эффективного взаимовыгодного сотрудничества департамента сельского хозяйства Курганской области с собственниками пищевых предприятий;
- развитие межрегионального сотрудничества и выставочно-ярмарочной деятельности.
Приоритетные направления:
- дальнейшее проведение технического перевооружения предприятий с внедрением современных технологий и оборудования, обеспечивающих расширение ассортимента продуктов питания, выпуск продукции, позволяющей обеспечивать глубокую переработку сырья;
- обеспечение населения области продуктами питания высокого качества, способствующими укреплению здоровья, профилактике заболеваний;
- укрепление интеграционных связей с сельхозтоваропроизводителями, способствующих развитию сырьевой базы, увеличению объёмов промышленного производства;
- повышение эффективности использования производственных мощностей и рационального использования сырьевых ресурсов;
- оказание содействия перерабатывающим производствам в продвижении готовой продукции на внутреннем и региональном потребительском рынке, в организации рекламных мероприятий;
- инвестирование модернизации и реконструкции животноводческих комплексов на территории Курганской области.
Механизм реализации:
- реализация "Концепции промышленной политики Курганской области на 2006 - 2010 годы";
- участие перерабатывающих предприятий в реализации целевых программ: "Комплексное развитие свиноводства в Курганской области на 2006 - 2010 годы", "Производство молока в Курганской области на 2006 - 2010 годы";
- проведение ярмарочно-выставочной деятельности, расширение внешнеэкономических связей с другими регионами;
- улучшение экономического состояния организаций, повышение загрузки производственных мощностей, привлечение на переработку давальческого сырья, ресурсов личных подсобных хозяйств населения, соседних регионов;
- реализация мероприятий по развитию предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Курганской области.
Критерии реализации намеченного:
- рост объёмов реализации готовой продукции в 2006 г. - на 5,3 %, 2007 г. - на 6,4 %;
- рост инвестиций в развитие пищевых производств.
4.6 Кадровое обеспечение реализации проекта
Основные проблемы:
- низкая заработная плата в сельском хозяйстве;
- несвоевременность ее выплаты;
- отсутствие жилья;
- отсутствие системы льгот и социальных гарантий для молодых специалистов, прибывающих в сельскохозяйственное производство;
- устаревшая материально-техническая база сельхозпредприятий;
- отсутствие условий для профессионального роста.
Основные задачи:
- формирование кадрового потенциала на селе, способного обеспечить эффективную работу агропромышленного комплекса.
Приоритетные направления:
- формирование и реализация социального заказа АПК области на подготовку и повышение квалификации кадров, сбалансированного с объемами подготовки в аграрных образовательных учреждениях;
- улучшение качественного состава руководителей и специалистов сельского хозяйства через систему социальных гарантий и льгот, программу формирования резерва;
- максимальное использование потенциала аграрных образовательных и научных учреждений Курганской области для обеспечения высокого качества подготовки конкурентоспособных специалистов, постоянного повышения их профессионального уровня.
Механизмы реализации:
- выполнение программных мероприятий кадрового обеспечения приоритетного национального проекта "Развитие АПК" на территории Курганской области;
- реализация Концепции кадровой политики Администрации (Правительства) Курганской области на 2006 год;
- выполнение мероприятий программы социально-экономического развития Курганской области на 2006 год и среднесрочную перспективу;
- выполнение мероприятий целевой программы Курганской области "Развитие образования в 2005 - 2007 годах".
Критерии реализации намеченного:
- повышение уровня обеспеченности АПК конкурентоспособными специалистами;
- повышение профессионального уровня руководителей и специалистов АПК;
- увеличение уровня закрепляемости специалистов АПК;
- повышение качества подготовки специалистов сельскохозяйственного профиля в аграрных образовательных учреждениях;
- обеспечение АПК кадрами массовых профессий, способных работать на современной технике по новым передовым технологиям.
5. Ресурсное обеспечение программы
Финансовые ресурсы. Потребность в средствах на выполнение профаммы на 2006 - 2007 годы составляет 4135,41 млн. рублей, в том числе на ускоренное развитие животноводства - 2376,4 млн. рублей (57,5 %), стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК - 642,3 млн. рублей (15,5 %), создание системы земельно-ипотечного кредитования - 38,31 млн. рублей (0,9 %), развитие производств по переработке сельхозпродукции, продвижение сельхозпродукции и продовольствия на рынки других регионов Российской Федерации, зарубежных стран - 190,6 млн. рублей (4,6 %), кадровое обеспечение реализации проекта - 886,6 млн. рублей (21,4 %), на информационно-методическое обеспечение и мониторинг реализации проекта - 1,2 млн. руб. (0,03 %).
Таблица 2
Потребность
в финансовых средствах на реализацию программы, млн. рублей
На реализацию программы предусматривается использовать финансовые ресурсы из федерального бюджета - 790,6 млн. рублей (19,1 %), бюджета области - 631,57 млн. рублей (15,3 %), муниципальных бюджетов - 1,2 млн. рублей (0,03 %), собственных и привлеченных средств организаций, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств - 2712,04 млн. рублей (65,6 %).
Таблица 3
Источники финансирования программы, млн. рублей
Наименование источников финансирования |
2006 год |
2007 год |
Всего за 2006 - 2007 годы |
1. Предполагаемые средства федерального бюджета |
343,4 |
447,2 |
790,6 |
в том числе: ускоренное развитие животноводства; |
48,8 |
119,3 |
168,1 |
стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе; |
29,1 |
46,8 |
75,9 |
развитие производств по переработке сельскохозяйственной продукции, продвижение сельскохозяйственной продукции и продовольствия на рынки других регионов Российской Федерации, зарубежных стран |
2,5 |
2,1 |
4,6 |
кадровое обеспечение реализации проекта |
263,0 |
279,0 |
542,0 |
2. Средства областного бюджета |
265,0 |
366,57 |
631,57 |
в том числе: ускоренное развитие животноводства; |
80,1 |
134,96 |
215,06 |
стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе; |
16,4 |
18,9 |
35,3 |
создание системы земельно-ипотечного кредитования; |
2,0 |
36,31 |
38,31 |
кадровое обеспечение реализации проекта |
166,2 |
176,1 |
342,3 |
информационно-методическое обеспечение и мониторинг реализации проекта |
0,3 |
0,3 |
0,6 |
3. Предполагаемые средства муниципальных бюджетов |
0,6 |
0,6 |
1,2 |
кадровое обеспечение реализации проекта |
0,6 |
0,6 |
1,2 |
4. Предполагаемые собственные и привлеченные средства организаций, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств |
1213,69 |
1498,35 |
2712,04 |
в том числе: ускоренное развитие животноводства; |
843,99 |
1149,25 |
1993,24 |
стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе; |
252,5 |
278,6 |
531,1 |
развитие производств по переработке сельскохозяйственной продукции, продвижение сельскохозяйственной продукции и продовольствия на рынки других регионов Российской Федерации, зарубежных стран |
116,4 |
69,6 |
186,0 |
кадровое обеспечение реализации проекта |
0,5 |
0,6 |
1,1 |
информационно-методическое обеспечение и мониторинг реализации проекта |
0,3 |
0,3 |
0,6 |
Всего: |
1822,69 |
2312,72 |
4135,41 |
Нормативное правовое обеспечение. Для реализации программы необходимо принять 10 нормативных правовых актов Курганской области.
Информационное обеспечение. Для выполнения программы предусматривается использовать ресурсы информационно-консультационной службы (ИКС) АПК, провести семинары-совещания в муниципальных районах. Для обеспечения информирования хозяйствующих субъектов, населения области об условиях программы и ходе её реализации будут привлекаться средства массовой информации.
Организационное обеспечение программы осуществляет департамент сельского хозяйства Курганской области, постоянно действующая группа по реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" на территории Курганской области.
6. Оценка эффективности реализации программы
Эффективность целевой программы Курганской области "Приоритетный национальный проект "Развитие АПК" в Курганской области" складывается из экономического, социального, инновационного и других эффектов, получаемых в процессе выполнения программных мероприятий.
Прирост валовой продукций сельского хозяйства в сопоставимой оценке составит 6,8 %, в том числе производства молока - 5,5 %, мяса - 9,0 %, сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах - 5,2 %.
Производство продукции в пищевой и перерабатывающей промышленности в сопоставимых ценах возрастет на 12 %.
Объем инвестиций в агропромышленный комплекс увеличится на 51,4 %.
Доходы в консолидированный бюджет области возрастут на 18,6 %.
7. Организация управления программой и контроль аа ходом её реализации
Общее управление и контроль за ходом реализации программы осуществляет департамент сельского хозяйства Курганской области - координатор программы.
Результаты выполнения программы ежемесячно рассматриваются постоянно действующей группой по реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" на территории Курганской области.
Департамент сельского хозяйства Курганской области и финансовое управление Курганской области осуществляют контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий программы.
Департамент экономического развития и инвестиций Курганской области, департамент государственного имущества и промышленной политики Курганской области, управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Курганской области (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных районов Курганской области (по согласованию) ежеквартально представляют в департамент сельского хозяйства Курганской области информацию о ходе выполнения запланированных мероприятий и в случае необходимости - предложения по корректировке программы.
Департамент сельского хозяйства Курганской области ежеквартально обобщает и направляет Губернатору Курганской области информацию о ходе выполнения программы.
В целях обеспечения комплексного контроля за реализацией программы предусматривается:
- осуществление постоянного информационно-аналитического мониторинга по всем направлениям программы;
- регулярное рассмотрение хода выполнения программы на Совете при Губернаторе Курганской области по реализации национальных проектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.