Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Правительства Курганской области
от 7 сентября 2007 г. N 253-р
Концепция
региональной политики в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области на период до 2015 года
Концепция региональной политики в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области на период до 2015 года (далее - концепция) определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Курганской области в вопросах недро- и водопользования; использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; использования, охраны и воспроизводства объектов животного мира и водных биоресурсов; охраны атмосферного воздуха, водных объектов, обращения с отходами, сохранения биологического разнообразия.
1. Анализ ситуации, основные проблемы
1.1. Лесное хозяйство
Общая площадь земель лесного фонда Курганской области по состоянию на 1.01.2007 г. составляет 1,8 млн. гектаров (24 % территории области).
В составе основных лесообразующих пород хвойные насаждения занимают 25 % (372,2 тыс. га), мягколиственные - 74 % (1118,9 тыс. га), кустарники - 1 % (18,3 тыс. га).
Запасы древесины в лесах составляют 64 млн. куб. м. Потенциальный ежегодный объём заготовки составляет более 1,5 млн. куб. м. Фактически в 2006 году объем заготовки составил: по главному пользованию 319,6 тыс. га, по промежуточному пользованию 456,3 тыс. га, что говорит о недостаточно эффективном освоении расчетной лесосеки.
Процент освоения расчётной лесосеки по главному пользованию за предыдущие пять лет в среднем за год составил 32, по промежуточному пользованию - 41. При этом в северозападной части области доля освоения составила менее 15 %.
Преимущественно осваивается расчетная лесосека по хвойному хозяйству. Низкая доля освоения расчётной лесосеки по мягколиственному хозяйству является одной из проблем в сфере лесопользования.
Предоставление лесного фонда в пользование осуществляется на основании конкурсов и аукционов.
21 % территории лесного фонда находится в аренде в целях заготовки древесины. Большинство договоров аренды лесных участков заключены на срок до 5 лет, что не способствует решению вопросов инвестирования в создание лесной инфраструктуры. Экономический эффект от использования лесных участков по договорам аренды остается низким.
Большой ущерб лесному хозяйству наносится вредными насекомыми, болезнями леса, лесными пожарами. В результате этих факторов ежегодно повреждается более 30 тыс. га леса.
За предыдущие пять лет погибли насаждения на площади 62,2 тыс. га, из них 50,9 тыс. га - вследствие лесных пожаров.
Ежегодно возрастает ущерб лесному хозяйству от незаконных рубок. За 2006 год незаконно вырублено более 14 тыс. куб. м древесины.
Не урегулировано использование лесов для ведения охотничьего хозяйства и осуществления любительской и спортивной охоты в соответствии с Лесным кодексом.
Недостаточно финансируются мероприятия по ведению лесного хозяйства. Средства, выделяемые из федерального бюджета, составляют менее 25 % от общих затрат.
Основными проблемами в лесном хозяйстве являются:
низкий процент освоения расчётной лесосеки;
низкая охваченность лесных участков арендой;
невостребованность многих видов использования лесов;
низкая экономическая эффективность использования лесных ресурсов;
слабая материально-техническая база по охране лесов от пожаров;
недостаточное финансирование воспроизводства лесных ресурсов.
1.2. Недра
Минерально-сырьевая база Курганской области представлена месторождениями и проявлениями довольно широкого спектра полезных ископаемых. Территориальным балансом запасов полезных ископаемых Курганской области учтены запасы 15 видов минерального сырья: уран, бокситы, бентонитовые глины, формовочные и стекольные пески, минеральные краски, питьевые пресные и минеральные подземные воды, лечебные грязи, камень строительный, песчано-гравийные породы, кирпично-черепичное сырьё, керамзитовое сырьё, торф, сапропели. Учтены прогнозные ресурсы таких видов полезных ископаемых, как железные руды, вольфрамолибденовые# руды, титаннциркониевые россыпи, поделочные и коллекционные камни (агаты). Имеются геологические предпосылки выявления залежей нефти и газа в восточных районах Курганской области. С этой целью с 2000 года ведутся поисковые работы. Суммарные начальные ресурсы углеводородов оцениваются в количестве 125 - 130 млн. тонн извлекаемых углеводородов.
Проводимые в области геологоразведочные работы финансируются за счет средств федерального, областного бюджетов, а также средств недропользователей или привлекаемых ими средств инвесторов.
Наиболее значимую роль в формировании минерально-сырьевой базы области играют месторождения урана, бентонитовых глин (23,9 млн. тонн), строительного камня (157,4 млн. тонн), кирпичных глин (68,9 млн. куб. м), минеральных вод (681,5 куб. м/сут.), песчано-гравийных пород (11,6 млн. куб. м), строительного песка (70,7 млн. куб. м).
В 2006 году добыто бентонитовых глин 218,2 тыс. т, произведено бентонитового порошка 29,4 тыс. т, добыто лечебных грязей 374 куб. м, минеральной воды 167 куб. м/сут. Из общераспространенных полезных ископаемых добыто строительного камня 224,7 тыс. куб. м, песчано-гравийных пород 52 тыс. куб. м, кирпичных глин 50,1 тыс. т, произведено щебня 302,1 тыс. куб. м, выпущено кирпича 21,4 млн. шт.
Строительная индустрия области имеет надёжную сырьевую базу для производства кирпича, керамзита, черепицы, облицовочной плитки, железобетонных изделий, щебня. Даже при значительном увеличении объемов добычи и потребления общераспространённых полезных ископаемых (до 1 млн. куб. м в год) добывающие предприятия смогут работать 40 - 60 лет без воспроизводства этого вида полезных ископаемых.
На территории Курганской области разведано и находится на государственном учете 19 месторождений подземных вод, предназначенных для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Их утвержденные суммарные эксплуатационные запасы составляют 194,8 м3/сут., в том числе 156,0 тыс.м3/сут; подготовленные для промышленного освоения. Из 19 месторождений в полном объеме в эксплуатацию не введено ни одно месторождение. Частично используются лишь 8 месторождений, на которых по назначению (для питьевых целей) используется около 10 % запасов промышленных категорий. Вместе с тем в области имеется# 4045 бесхозных скважин и 91 самоизливающаяся, что приводит к потерям запасов подземных вод и угрозе их загрязнения.
Основными проблемами в сфере недропользования в Курганской области являются:
- низкий уровень использования ресурсов общераспространенных полезных ископаемых;
- нерациональное использование ресурсов подземных вод;
- недостаточное финансирование геологоразведочных работ из бюджетов всех уровней;
- невыполнение недропользователями сроков и объёмов геологоразведочных работ, установленных в лицензионных соглашениях.
1.3. Водные ресурсы
По территории области протекает 449 водотоков общей протяженностью 5175,6 км, в том числе рек длиной более 10 км - 116. Большими реками являются Тобол, Исеть и Миасс. Их суммарная протяженность в пределах Курганской области составляет 955 км. Истоки этих рек находятся за пределами Курганской области.
В области насчитывается 2943 озера общей площадью 3001 кв. км, что составляет 4 % от площади области. Большая часть озер расположена в юго-восточных районах. По типу водного баланса большинство озёр - бессточные.
На территории Курганской области имеется 37 прудов и водохранилищ. Водохранилищ ёмкостью больше 10 млн. куб. м - 1 (Курганское водохранилище на р. Тобол, 28,1 млн. куб. м), от 0,5 до 10 млн. куб. м - 23 и менее 0,5 млн. куб. м - 13. По состоянию на 1.01.2007 г. 8 гидротехнических сооружений находятся в аварийном состоянии, 4 не имеют собственника.
Несмотря на такое количество водных объектов, водообеспеченность Курганской области среди областей Урала и Сибири самая низкая.
Основным и единственным поверхностным источником питьевого водоснабжения в области является река Тобол с расположенным на ней Курганским водохранилищем. Водные ресурсы реки Тобол у г. Кургана составляют 48 млн. м3. При водопотреблении 70 - 80 млн. м3 дефицит водных ресурсов составляет около 30 - 40 млн. м3 в год.
Потери воды при транспортировке до потребителя в Курганской области ежегодно составляют около 14,0 млн. м3, или 16 % от общего водозабора.
Проблемой, связанной с особенностями режима водных объектов, являются наводнения, которые наблюдаются в период весеннего половодья на всех основных реках. Наводнения наносят большой ущерб населению и экономике Курганской области.
По данным Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, реки Исеть и Миасс являются одними из наиболее загрязненных в России.
Значительное влияние на качество воды оказывают сбросы хозбытовых и промышленных сточных вод. Объем сброса сточных вод ежегодно составляет 50 - 60 млн. куб. м (из них 98 - 99 % - недостаточно очищенных), с которыми в водные объекты области поступает от 60 до 70 тыс. тонн загрязняющих веществ.
Для очистки сточных вод в области функционирует# 43 очистных сооружения канализации, в том числе 30 - со сбросом в поверхностные водные объекты. Основную долю сброса дают очистные сооружения МУП "Курганводоканал", валовый сброс загрязняющих веществ на них составляет 70,3 % от общеобластного объема. Остаются неканализованными 16 районных центров области. Ни в одном населенном пункте (включая гг. Курган и Шадринск) не имеется систем очистки ливневых стоков.
Имеются факты нарушения требований по размещению и эксплуатации объектов в водоохранных зонах и на затопляемых территориях.
Основные проблемы, сложившиеся в сфере использования и охраны водных ресурсов, состоят в следующем:
недостаточная водообеспеченность;
неудовлетворительное качество воды в водных объектах;
низкая эффективность работы очистных сооружений канализации;
отсутствие систем очистки ливневых стоков;
несоблюдение требований режима водоохранных зон;
периодически повторяющиеся наводнения;
неудовлетворительное техническое состояние большинства гидротехнических сооружений;
недостаточное финансирование строительства водоохранных объектов.
1.4. Охотничьи ресурсы
Общая площадь охотничьих угодий в Курганской области составляет 7050 тыс. га. Кормовые и защитные условия охотничьих угодий позволяют поддерживать достаточно высокую плотность популяций охотничьих животных и ежегодно получать значительное количество ценной продукции. Данные учётов 2003 - 2007 годов позволяют говорить о стабильности численности основных видов охотничьих животных.
По состоянию на начало 2007 года зарегистрировано 19 юридических лиц - охотпользователей (лицензиатов), которым предоставлены в долгосрочное пользование охотничьи угодья общей площадью 2190 тыс. га (более 30 % фонда охотугодий). На долю общественных организаций охотников и рыболовов приходится 90 % предоставленных в пользование охотничьих угодий.
Территории, не предоставленные охотпользователям для ведения охотничьего хозяйства, составляют фонд охотничьих угодий общего пользования (более 60 % общей площади охотничьих угодий).
Площадь 17 природных заказников составляет около 6 % от общей площади охотничьих угодий. Основными объектами охраны в заказниках являются охотничьи животные. По состоянию на январь 2007 г. охрана данных территорий, как и охотничьих угодий общего пользования, осуществлялась только инспекторами Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области в порядке оперативных контрольно-надзорных мероприятий. Биотехнические и воспроизводственные мероприятия в заказниках и в угодьях общего пользования осуществляются гражданами и организациями по договорам содействия, заключаемым с надзорным органом.
По состоянию на январь 2007 г. в области зарегистрировано более 29 тысяч граждан, имеющих право на производство охоты.
Основной целью использования охотничьих ресурсов и ведения охотничьего хозяйства в настоящее время является не получение и реализация продукции охоты, а удовлетворение эстетических, культурных и досуговых потребностей граждан в виде самого процесса охоты. В связи с этим основная часть охотпользователей ориентирована на предоставление платных услуг в виде организации охоты.
Изъятие пушных видов охотничьих животных, таких как бобр, лисица, енотовидная собака осуществляется в настоящее время нерационально. Использование лося, кабана и охотничьих птиц осуществляется в рамках установленных лимитов и норм. Ресурс сибирской косули недоиспользуется как по нормативу изъятия, рассчитанному на основании учётной численности с естественным приростом, так и в рамках, утверждаемых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, лимитов.
В последние годы в области отмечен значительный рост числа случаев заболевания диких животных бешенством.
По сравнению с 90-ми годами прошлого века существенно уменьшились объемы проводимых воспроизводственных и биотехнических мероприятий на особо охраняемых природных территориях и в охотничьих угодьях общего пользования. Основным источником финансирования ведения охотничьего хозяйства для большинства охотпользователей в настоящее время является организация индивидуальных трофейных охот как для российских, так и для иностранных граждан.
Ежегодно по Курганской области фиксируется более 1000 нарушений в сфере использования охотничьих ресурсов, из них от 5 до 8 % - уголовно-наказуемые#.
Объём выделяемых области субвенций на охрану и воспроизводство охотничьих животных не соответствует объёму переданных полномочий в данной сфере.
пооблемами в сфере использования и охраны охотничьих ресурсов являются:
иностранных граждан.
Ежегодно по Курганской области фиксируется более 1000 нарушений в сфере использования охотничьих ресурсов, из них от 5 до 8 % - уголовно-наказуемые.
Объём выделяемых области субвенций на охрану и воспроизводство охотничьих животных не соответствует объёму переданных полномочий в данной сфере.
Основными проблемами в сфере использования и охраны охотничьих ресурсов являются:
низкая доля охотничьих угодий, закрепленных за пользователями;
высокий уровень браконьерства в охотничьих угодьях области;
недоиспользование ресурсов пушных зверей;
недоиспользование ресурсов сибирской косули (без учета незаконной добычи);
отсутствие системы биотехнических мероприятий на территории заказников и в угодьях общего пользования.
1.5. Водные биоресурсы
Согласно утвержденному перечню на территории Курганской области выделено 2266 озерных и 77 речных рыбопромысловых участков.
За рыбодобывающими предприятиями различных форм собственности закреплено 710 озер площадью 160,8 тыс. га. На особом режиме рыбохозяйственной деятельности находятся озера в зоологических заказниках - 196 озер на площади 20600 га.
Основной упор рыбопользователи делают на выращивание товарной рыбы, освоение же аборигенных видов рыб находится на низком уровне.
Среди аборигенных видов рыб основными промысловыми объектами являются золотой и серебряный карась, в меньшем количестве добываются плотва, окунь, лещ.
Территория Курганской области находится во второй зоне товарного рыбоводства Российской Федерации, в то же время относится и к зоне рискованного рыбоводства. Основным направлением товарного рыбоводства в Курганской области является пастбищное (нагульное) рыбоводство, в которое заложен принцип выращивания за один вегетационный период товарных сеголетков пеляди и двухгодовиков карпа в естественных водоемах. Для вселения сиговых видов рыб и карпа активно используются горько-соленые водоемы.
В последние годы практикуется выращивание щуки, окуня, налима, толстолобика и белого амура.
Состояние промышленного рыбоводства Курганской области характеризуется недостаточным производством своего качественного жизнестойкого рыбопосадочного материала ценных промысловых видов рыб.
На территории Курганской области озерные товарные рыбоводные хозяйства (ОТРХ) отсутствуют. За последние два года ряд рыбопользователей получили# от научных организаций рыбоводно-биологические обоснования для создания таких хозяйств.
На территории Курганской области в режиме рыбопитомника используются два водоема - озера Ачикуль (ОАО "Курганрыбхоз") и Монастырское (ИП Крайних А.А.), которые находятся еще на этапе своего становления.
В последние годы за счет развития товарного (пастбищного) рыбоводства общая рыбодобыча в Курганской области превысила 2000 тонн. Ежегодный общий допустимый улов водных биоресурсов, определяемый для Курганской области, составляет около 6 тыс. тонн.
Любительское рыболовство в Курганской области в основном носит неорганизованный характер. Количество неорганизованных рыболовов составляет около 200 тысяч человек.
Ведение организованных форм любительского рыболовства осуществляется системой обществ охотников и рыболов, а также юридическими и физическими лицами, имеющими оформленные квоты и разрешения на организацию такого лова. Районными обществами охотников и рыболовов используется всего 5 водоемов для организации культурных рыболовных хозяйств, остальные закреплены за юридическими и физическими лицами.
Особым направлением рыбохозяйственной деятельности является промысел биокормов - гаммаруса, коретры, мотыля, яиц артемии. Ежегодный объем добычи биокормов колеблется в пределах 600 - 800 тонн. Основная масса заготовленного сырья отправляется на экспорт.
Основными проблемами в сфере использования водных биоресурсов являются:
недостаточное освоение ресурсов аборигенных видов рыб;
низкий уровень проведения рыбоводно-мелиоративных мероприятий, отсутствие селекционной работы;
нехватка посадочного материала ценных пород рыб;
недостаточное освоение ресурсов биокормов (гаммарус, артемия), отсутствие их переработки.
1.6. Окружающая среда
По данным наблюдений государственного учреждения "Курганский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", уровень загрязнения атмосферного воздуха в г. Кургане на протяжении многих лет остается высоким. Отмечается превышение предельно допустимых концентраций по бензпирену, формальдегиду, саже. Индекс загрязнения воздуха составил в 2006 г. 18,8 единицы при норме 5.
По другим населенным пунктам регулярных наблюдений за качеством атмосферного воздуха не ведется.
Объем выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников в многолетней динамике снижается, что обусловлено, главным образом, переводом объектов теплоэнергетики на газовое топливо. Так, за период 2002 - 2006 гг. объем выбросов сократился на 38 % и составил в 2006 г. 56,0 тыс. т (в т.ч. в г. Кургане - 15,3 тыс. т).
Доля транспорта в загрязнении атмосферного воздуха составляет 23 - 30 %. В 2006 г. объем выбросов от передвижных источников составил 16,748 тыс. т, в т.ч. в г. Кургане - 6,695 тыс. т. В данную оценку не включен транспорт индивидуальных владельцев и большинства предпринимателей (около 200 тыс. единиц). Низкому качеству воздуха способствует недостаточная пропускная способность городских дорог, отсутствие транспортных развязок.
На территории Курганской области, по данным статотчетности, ежегодно образуется порядка 500 - 700 тыс. тонн отходов производства и потребления.
Из числа образующихся отходов повторно используется, обезвреживается, перерабатывается на предприятиях либо передается для указанных целей на другие предприятия 300 - 400 тыс. тонн отходов. В то же время остается значительной доля захораниваемых отходов, ежегодно на полигонах и иных объектах размещения захоранивается 200 - 300 тыс. тонн отходов.
В области не организован раздельный сбор бытовых отходов. В большинстве населенных пунктов не оборудованы в соответствии с правилами полигоны твердых бытовых отходов.
Отсутствуют специализированные заготовительные пункты (кроме лома черных и цветных металлов). Наиболее актуальными являются сбор и переработка отходов пластмасс, отработанных шин и резинотехнических изделий, аккумуляторных батарей, отработанных масел и нефтешламов, древесных отходов, медицинских отходов.
На территории области находится 1085 тонн непригодных и запрещенных к применению пестицидов, что составляет свыше 4 % от их количества в Российской Федерации. Из этого количества более 700 тонн размещены в межхозяйственных складах и площадках (в т.ч. на объекте хранения у с. Хутора). На складах и площадках в хозяйствах хранится 300 тонн. Общее количество объектов хранения составляет 93.
Территория области характеризуется высокой степенью преобразованности естественных ландшафтов. Вызывает тревогу состояние популяций отдельных видов животных и растений. В Красную книгу Курганской области включены 119 объектов животного мира и 191 объект растительного мира. Остается недостаточно изученным видовое разнообразие мхов, водорослей, грибов, лишайников, многих групп беспозвоночных животных.
Фонд особо охраняемых природных территорий Курганской области включает в себя: государственный природный заказник федерального значения "Курганский" площадью 42,9 тыс. га, 16 государственных природных заказников регионального значения площадью 353,8 тыс. га, 89 памятников природы общей площадью 27,0 тыс. га. Утверждены округа горно-санитарной охраны 3 лечебно-оздоровительных местностей площадью 44,7 тыс. га. Общая площадь, занимаемая особо охраняемыми природными территориями, составляет 6 % площади области.
В области не сформирована система управления государственными природными заказниками регионального значения. Не закреплен юридически статус государственного природного заказника "Курганский".
Многие памятники природы являются популярными объектами отдыха и неорганизованного туризма. Чрезмерной рекреационной нагрузке подвержены лечебные озера - Горькое-Звериноголовское, Горькое-Узково, Горькое-Виктория.
В настоящее время основным механизмом экономического регулирования охраны окружающей среды является взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду. В Курганской области плательщиками являются 1583 предприятия-природопользователя. В 2006 году начислено 62,9 млн. руб., фактически поступило в бюджет 32,3 млн. руб., что составляет 51,4 % от начисленного. Основными неплательщиками являются предприятия коммунального хозяйства и бюджетной сферы, что во многом обусловлено отсутствием их доходности и несовершенством нормативной базы. Кроме того, не охвачена платежами значительная часть хозяйствующих субъектов малого бизнеса.
В области практически не применяются методы экономического стимулирования природоохранной деятельности на предприятиях, в т.ч. зачисление средств, потраченных на природоохранные мероприятия, в счет платежей за негативное воздействие на окружающую среду, налоговые и иные льготы.
Основные проблемы в сфере охраны окружающей среды:
низкое качество атмосферного воздуха в г. Кургане;
недостаточность мер по регулированию негативного воздействия транспорта на атмосферный воздух;
отсутствие обустроенных полигонов твердых бытовых отходов в большинстве населенных пунктов области;
налоговые и иные льготы.
Основные проблемы в сфере охраны окружающей среды:
низкое качество атмосферного воздуха в г. Кургане;
недостаточность мер по регулированию негативного воздействия транспорта на атмосферный воздух;
отсутствие обустроенных полигонов твердых бытовых отходов в большинстве населенных пунктов области;
отсутствие системы раздельного сбора отходов, недостаточно развитая переработка отходов;
нерешенность проблемы с хранением непригодных и запрещенных пестицидов;
отсутствие системы управления государственными природными заказниками;
неполный охват природопользователей платежами за негативное воздействие на окружающую среду, недостаточный уровень взимания платежей;
отсутствие механизмов экономического стимулирования природоохранной деятельности.
2. Основные направления региональной политики
2.1. Лесное хозяйство
Целями развития лесного хозяйства и совершенствования управления лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами являются:
создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами при соблюдении требований непрерывного, рационального и неистощительного пользования лесным фондом;
повышение доходов от использования лесных ресурсов;
непрерывное воспроизводство лесов;
сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия.
Основные направления совершенствования лесных отношений:
- обеспечение дальнейшего совершенствования и развития рыночных отношений в использовании лесов области через аукционы;
- повышение интенсивности ведения лесного хозяйства с учетом экологических и экономических факторов;
- совершенствование экономического механизма в лесном хозяйстве;
- формирование эффективной структуры по управлению лесным фондом, находящимся в федеральной собственности;
- создание государственных учреждений для осуществления мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;
- осуществление государственной регистрации земель лесного фонда в границах лесничеств;
- снятие избыточных ограничений в лесопользовании;
- приведение действующих договоров аренды в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации;
- планирование использования лесов с учётом лесного районирования, целевого назначения и видов использования лесов;
- упорядочение учета земель лесного фонда на основе данных государственного кадастрового учёта.
2.2. Недра
Основным направлением региональной политики в области воспроизводства минерально-сырьевой базы Курганской области должно быть проведение геологоразведочных работ в соответствии с программами развития минерально-сырьевой базы в целях:
оценки запасов вольфрама и молибдена и ряда попутных полезных ископаемых Коклановского месторождения за счет средств федерального бюджета;
оценки промышленной значимости урановых рудопроявлений, выявленных ранее на Миасской площади в западных районах Курганской области за счет средств федерального бюджета;
разведки и подготовки к промышленной эксплуатации Хохловского и Добровольного месторождений урана в 2009 - 2015 гг. за счёт средств недропользователей;
разведки участков минеральных вод Шадринского месторождения и Барнёвского проявления с целью подсчёта запасов минеральных вод и углекислого газа и государственной экспертизы их за счет средств недропользователей;
оценки ресурсного потенциала углекислых минеральных вод в районе г. Шадринска (долины рек Исети и Барнёва) в 2007 - 2009 гг. за счёт средств федерального бюджета;
проведения геологоразведочных работ с целью поисков и оценки питьевых подземных вод для водоснабжения райцентров, городов и отдельных населенных пунктов области;
разведки Южного участка Глубочинского месторождения железных руд в Целинном районе и подготовки его к промышленной эксплуатации методом скважинной гидродобычи за счет средств ООО "Урал Майнинг" в 2007 - 2010 гг.;
увеличения объемов геологоразведочных работ в восточных районах Курганской области с целью поисков месторождений углеводородов за счет средств недропользователей в 2007 - 2010 гг.
Основными направлениями региональной политики в области использования минерально-сырьевой базы Курганской области являются:
повышение эффективности государственного управления в сфере недропользования;
воспроизводство и расширение использования минерально-сырьевой базы;
привлечение инвестиций на создание предприятий по переработке минерально-сырьевых ресурсов, на расширение и реконструкцию действующих предприятий с целью увеличения добычи и переработки полезных ископаемых.
В этих целях предусматривается:
организация конкурсов по предоставлению в пользование участков недр;
продолжение работ по поиску месторождений нефти и газа;
наращивание добычи строительного камня на Синарском и Першинском месторождениях;
привлечение инвестиций в строительство кирпичных заводов и освоение месторождений кирпичных глин;
увеличение добычи бентонитовой глины на Зырянском месторождении в Кетовском районе;
ввод в эксплуатацию Хохловского и Добровольного месторождений урана;
упорядочение использования скважин подземных вод.
2.3. Водные ресурсы
Целью региональной политики в области использования, охраны и восстановления водных объектов является обеспечение устойчивого водопользования, безопасной эксплуатации водохозяйственного комплекса, защиты населения и объектов экономики от наводнений и другого вредного воздействия вод.
Для решения проблемы обеспечения населения и объектов экономики водными ресурсами в требуемых объёмах необходимо:
осуществить реконструкцию Курганского гидроузла с целью создания гарантированного объёма воды для водоснабжения г. Кургана и ряда районов области;
увеличить гарантированные пропуски из водохранилищ Костанайской области Республики Казахстан с 0,5 м3/с до 1,0 м3/с, что даст дополнительно 16,0 млн. м3 в год;
обеспечить снижение потерь воды при транспортировке;
увеличить % оборотного водоснабжения на предприятиях Курганской области до 95;
обеспечить население и объекты экономики резервными источниками водоснабжения.
Сокращение ущерба от вредного воздействия вод решается путём:
своевременного и достоверного прогнозирования опасных природных явлений;
доведения до проектных параметров строящихся противопаводковых дамб в г. Кургане, г. Шадринске, с. Глядянское, с. Белозерское;
строительства дополнительных сооружений инженерной защиты территорий от вредного воздействия паводков, наносящих ущерб;
выполнения работ по увеличению пропускной способности русел рек (расчистка, дноуглубление, спрямление русел) и защите населения от вредного воздействия вод;
проведения работ по ремонту и реконструкции гидротехнических сооружений, находящихся в аварийном состоянии;
участия в межправительственной комиссии по трансграничному делению вод, безаварийному пропуску паводков и совместному ведению мониторинга трансграничного водного объекта (р. Тобол).
Для снижения негативного воздействия на водные объекты необходимо:
обеспечить строительство и реконструкцию канализационных очистных сооружений с применением современных технологий водоочистки с целью обеспечения установленных нормативов качества сточных вод;
обеспечить соблюдение режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах водных объектов.
Для отслеживания состояния и качества водных ресурсов необходимо обеспечить ведение мониторинга водных объектов с ежегодным финансированием не менее 1 - 2 млн. руб.
2.4. Охотничьи ресурсы
Основными принципами использования охотничьих ресурсов являются:
сохранение и воспроизводство животного мира Курганской области, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных;
увеличение численности особо ценных видов охотничьих животных;
повышение экономической эффективности от использования охотничьих ресурсов;
возрождение национальных и культурных традиций российской охоты.
Основными направлениями в сфере использования охотничьих ресурсов являются:
организация работы по предоставлению территорий (акваторий) для долгосрочного пользования животным миром;
обеспечение эффективной охраны охотничьих ресурсов на всей территории области, включая надзор за охраной на территориях, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства;
осуществление биотехнических и воспроизводственных мероприятий, направленных на увеличение численности охотничьих животных и их интенсивное воспроизводство;
стимулирование заготовки и переработки пушнины, кожевенного сырья, таксидермии;
регулирование численности условно вредных для охотничьих ресурсов видов животных, в первую очередь серой вороны, бродячих собак, волка;
развитие охотничьего собаководства.
2.5. Водные биоресурсы
Основные цели концепции в области водных биоресурсов:
увеличение объёмов вылова водных биологических ресурсов и выращивания товарной рыбы в Курганской области;
обеспечение потребности рыбопользователей в посадочном материале;
рациональное использование рыбохозяйственного фонда, развитие различных форм рыбопромысловых предприятий;
удовлетворение потребностей населения области в рыбной продукции.
Для достижения поставленных целей необходимо:
создание ассоциации рыбопромышленников области;
создание озерных товарных рыбоводных хозяйств (ОТРХ);
развитие пастбищной аквакультуры;
максимальное использование кормовой базы водоёмов Курганской области;
повышение рыбопродуктивности озер за счет рыбоводно-мелиоративных и акклиматизационных мероприятий;
внедрение современных прогрессивных технологий для получения качественного жизнестойкого рыбопосадочного материала;
улучшение селекционно-племенной работы в рыбоводстве;
проведение ветеринарных мероприятий, направленных на профилактику и лечение заболеваний рыбы;
проведение инвентаризации рыбохозяйственных водоемов;
усиление государственного контроля в сфере использования и охраны водных биоресурсов;
развитие любительского рыболовства, организация культурных рыболовных хозяйств (КРХ), развитие рыболовного туризма;
внедрение современных методов (технологий) переработки продукции водных биоресурсов;
организация подготовки квалифицированных специалистов (ихтиологов-рыбоводов) для рыбоводных хозяйств.
2.6. Окружающая среда
Целями региональной экологической политики являются:
снижение негативного воздействия на окружающую среду, улучшение ее качества;
экологически сбалансированное развитие отраслей экономики области;
сохранение естественных экосистем, ценных природных объектов и комплексов;
обеспечение экологической безопасности.
Для достижения поставленных целей необходима реализация следующих мероприятий:
перевод отопительных котельных с угля на природный газ;
установка газопылеочистного оборудования на источниках выбросов;
совершенствование и внедрение производственных процессов и технологий, способствующих снижению объемов выбросов, сбросов, образования отходов в абсолютном исчислении и на единицу производимой продукции;
выявление причин загрязнения атмосферного воздуха г. Кургана бензапиреном и другими токсичными компонентами и разработка мероприятий по снижению уровня загрязнения;
усиление контроля за техническим состоянием транспортных средств;
регулирование транспортных потоков;
совершенствование маршрутной сети городского общественного транспорта;
организация раздельного сбора и переработки отдельных категорий отходов включая развитие сети пунктов приема;
обустройство полигонов бытовых отходов в муниципальных образованиях области в соответствии с требованиями нормативных документов;
организация полигона для захоронения токсичных промышленных отходов в г. Кургане;
обустройство объектов хранения (захоронения) непригодных и запрещенных к применению агрохимикатов с целью дальнейшего обезвреживания или уничтожения;
ликвидация объектов несанкционированного размещения отходов с восстановлением нарушенных земель, рекультивация неиспользуемых объектов захоронения отходов;
выявление ценных природных комплексов и объектов и объявление их особо охраняемыми природными территориями;
развитие сети комплексных (ландшафтных) заказников, в т.ч. за счет преобразования зоологических заказников;
передача государственного природного заказника федерального значения "Курганский" в собственность Курганской области;
создание специализированного подразделения по охране государственных природных заказников в составе государственного учреждения "Территориальный государственный экологический фонд Курганской области";
реализация мер по изучению, охране и воспроизводству объектов животного и растительного мира, включенных в Красную книгу Курганской области;
подготовка второго издания Красной книги Курганской области в 2012 г.;
развитие экологического туризма на базе особо охраняемых природных территорий;
выявление и постановка на учет источников негативного воздействия на окружающую среду;
развитие региональной системы экологического мониторинга;
экономическое стимулирование природоохранной деятельности на предприятиях, в т.ч. субсидирование процентных ставок по кредитам, установление налоговых и иных льгот;
развитие сферы экологических видов работ, услуг;
развитие сферы экологического просвещения, в т.ч. информирование общественности о состоянии окружающей среды.
3. Механизмы реализации
3.1. Организационно-правовые
Организационно-правовыми механизмами реализации концепции являются:
принятие законов Курганской области (внесение изменений и дополнений в действующее законодательство) по вопросам охраны окружающей среды, использования, охраны недр, водных, лесных ресурсов, ресурсов животного мира и водных биологических ресурсов;
принятие подзаконных правовых актов, нормативно-технических документов, регулирующих отдельные вопросы природопользования;
разработка и реализация целевых программ Курганской области, ведомственных целевых программ в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, подготовка предложений для включения мероприятий в соответствующие федеральные целевые программы;
организация учета, оценки и мониторинга природных ресурсов, мониторинга окружающей среды;
нормирование природопользования, в т.ч. установление нормативов (квот, лимитов) изъятия природных ресурсов, нормативов качества окружающей среды и вредных воздействий на нее;
организация эффективных механизмов контроля в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
организация взаимодействия органов власти Курганской области с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по вопросам использования, охраны, воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды.
3.2. Финансово-экономические
Финансово-экономическими механизмами реализации концепции являются:
учет основных направлений Концепции при осуществлении бюджетного процесса, планировании социально-экономического развития Курганской области, муниципальных образований;
экономическая оценка природно-ресурсного потенциала области;
совершенствование механизмов взимания платежей за пользование природными ресурсами, платы за негативное воздействие на окружающую среду;
внедрение и совершенствование рыночных механизмов предоставления природных ресурсов в пользование, организация конкурсов, аукционов;
внедрение и совершенствование рыночных механизмов предоставления природных ресурсов в пользование, организация конкурсов, аукционов;
эффективное применение штрафов, исков, повышающих коэффициентов по платежам при осуществлении сверхнормативного воздействия на окружающую среду, превышении лимитов изъятия природных ресурсов, нанесении экологического ущерба;
привлечение инвестиций в развитие сферы природопользования и охраны окружающей среды (в т.ч. иностранных);
стимулирование природопользователей на вложение средств в деятельность по охране и воспроизводству природных ресурсов, снижению негативного воздействия на окружающую среду.
3.3. Технологические и инновационные
Технологическими и инновационными механизмами реализации концепции являются:
внедрение передовых ресурсо (энерго-) сберегающих# технологий в промышленность, сельское и коммунальное хозяйство, позволяющих сократить объемы выбросов в атмосферный воздух, потребления воды и сброса сточных вод, объемы образования отходов на единицу производимой продукции;
внедрение технологий добычи (заготовки) природных ресурсов, позволяющих с максимальной эффективностью извлекать полезные компоненты с минимальным ущербом для других видов ресурсов и окружающей среды в целом;
совершенствование технологий газоочистки, водоочистки, переработки и обезвреживания отходов, восстановления почв, воспроизводства лесов, объектов животного мира;
организация тесного сотрудничества с научно-исследовательскими и проектными организациями в рамках организации и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по основным направлениям концепции;
ведение банков данных по передовым природоохранным технологиям;
внедрение геоинформационных технологий, данных дистанционного зондирования в организацию управления и контроля в сфере природопользования.
3.4. Информационные
Информационными механизмами реализации концепции являются:
проведение совещаний, семинаров, конференций, выставок;
ведение региональных реестров, кадастров, геоинформационных баз данных (в т.ч. базы данных по источникам негативного воздействия, региональный кадастр отходов, кадастр особо охраняемых природных территорий, реестры и кадастры природных ресурсов);
создание регионального фонда информации по природным ресурсам и охране окружающей среды;
организация издательской деятельности, в т.ч. издание докладов, газет, информационных буклетов, производство видеопродукции;
развитие интернет-ресурсов в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
4. Ожидаемые результаты
В сфере лесного хозяйства:
эффективное функционирование органов управления лесным хозяйством;
создание сети государственных учреждений для выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;
утверждение лесного плана Курганской области и лесохозяйственных регламентов лесничеств;
освоение расчётной лесосеки до 50 %;
вовлечение лесных участков в аренду в целях использования лесов для заготовки древесины до 50 % от общей площади лесного фонда, для ведения охотничьего хозяйства до 80 % от общей площади используемых земель лесного фонда;
увеличение дохода в областной бюджет от использования лесного фонда на 50 %.
В сфере недропользования:
увеличение добычи строительного камня до 500 тыс. куб. м;
производства кирпича из местного сырья до 200 млн. шт.;
увеличение добычи бентонитовой глины до 300 тыс. т, производства бентонитового порошка до 140 - 150 тыс. т;
доведение добычи урана до 1000 т.
В сфере охраны и использования водных объектов:
решение проблемы дефицита водных ресурсов в Курганской области, увеличение удельного водопотребления на 1 жителя Курганской области на 25 %;
снижение ущерба от наводнений, защита населения от вредного воздействия вод (30 тыс. человек);
снижение потерь воды на 10 млн. куб. м;
уменьшение сброса загрязнённых недостаточно очищенных сточных вод на 55,0 млн. куб. м;
сокращение массы загрязняющих веществ поступающей со сточными водами в поверхностные водные объекты на 30 тыс. тонн;
сокращение сброса неочищенных стоков на рельеф местности на 1 млн. куб. м/год за счет строительства очистных сооружений соответствующей мощности.
В сфере использования охотничьих ресурсов:
сохранение биологического разнообразия и увеличение численности животного мира Курганской области;
доведение и поддержание численности лося на уровне 8000 особей;
доведение и поддержание численности зайца-беляка, боровой дичи на уровне оптимальных значений;
увеличение добычи сибирской косули до 7000 особей;
увеличение доли предоставленных в долгосрочное пользование охотничьих угодий до 80 % от общей площади охотничьих угодий области;
снижение заболеваемости диких животных;
рост доходов областного бюджета за счёт поступления пошлин, сборов, иных платежей за пользование животным миром, налоговых поступлений от хозяйственной деятельности до 3,2 млн. руб.
В сфере использования водных биоресурсов:
увеличение доли предоставленных в пользование рыбопромысловых участков до 70%;
увеличение объема добычи рыбы на 2500 - 3000 тонн, в т.ч. карася - 1000 тонн, карпа -200 тонн, сиговых - 1000 тонн. Довести общий объем рыбодобычи до 6000 тонн;
доведение добычи гаммаруса до 2500 - 3000 тонн, цист артемии до 300 тонн;
выращивание посадочного материала карпа до 100 млн. шт. личинки и 1,5 млн. шт. сеголеток;
вовлечение в рыбопроизводство 30 тыс. га акваторий, создание озерных товарных рыбоводных хозяйств - 10 тыс. га, культурно-рыболовных хозяйств - 6 тыс. га;
увеличение поступления налогов за счет создания новых озерных товарных рыбоводных хозяйств и расширения производства и переработки товарной рыбы.
В сфере охраны окружающей среды:
снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от действующих стационарных источников области (исключая Курганскую ТЭЦ и объекты ООО "Уралтрансгаз") на 3 тыс. тонн;
снижение индекса загрязнения атмосферы в г. Кургане до 12 единиц;
осуществление раздельного сбора (сортировки) с последующей покомпонентной переработкой твердых бытовых отходов в гг. Кургане и Шадринске;
увеличение доли перерабатываемых отходов до 70 %;
снижение площади земель, загрязненных отходами (несанкционированное размещение) на 50 га;
обеспечение безопасного хранения (утилизации) всех имеющихся на территории области запасов непригодных и запрещенных к применению пестицидов;
полная инвентаризация флоры и фауны Курганской области;
доведение площади особо охраняемых природных территорий до 8 % территории области, в т.ч. территорий с комплексной охраной ландшафтов до 2 %;
увеличение поступлений платежей за негативное воздействие на окружающую среду в соответствующие бюджеты на 20 млн. руб., в т.ч. в областной бюджет на 8 млн. руб. к уровню 2006 г.
5. Социально-экономический эффект
Социально-экономический эффект от реализации концепции будет характеризоваться:
ежегодным стабильным увеличением поступления доходов в областной бюджет от налогов и платежей за пользование природными ресурсами и платы за негативное воздействие на окружающую среду в объеме 10 000,0 тыс. рублей, в том числе:
от использования лесов - 4200,0 тыс. руб.;
недропользования - 3300,0 тыс. руб.;
водопользования - 700,0 тыс. руб.;
от сборов за пользование объектами животного мира - 550,0 тыс. руб.;
от платежей за негативное воздействие на окружающую среду и прочих доходов - 1250,0 тыс. руб.;
увеличением поступления налогов за счет создания новых хозяйствующих субъектов и расширения производства;
экономией бюджетных средств на мероприятия по охране и воспроизводству возобновляемых природных ресурсов, воспроизводству минерально-сырьевой базы за счет привлечения к реализации этих мероприятий средств природопользователей всех форм собственности;
повышением эффективности функционирования и увеличением производства продукции природно-ресурсного сектора экономики области, насыщением рынка конкурентоспособной продукцией, производимой из местного сырья (стройматериалами продукцией деревообработки, рыбопродукцией);
обеспечением потребностей экономики и социальной сферы области, населения области в природных ресурсах (пресной воде, полезных ископаемых, древесине и иных ресурсов# от использования лесов, продукции охоты и рыболовства);
оздоровлением окружающей среды, созданием благоприятных условий для проживания населения, обеспечением рекреационных потребностей жителей области;
созданием новых рабочих мест в сфере использования, охраны, воспроизводства и переработки природных ресурсов при оказании природоохранных услуг.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Курганской области от 7 сентября 2007 г. N 253-р "О Концепции региональной политики в сфере... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.