Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 656 в раздел XIII приложения внесены изменения
Раздел XIII. Подпрограмма "Дети и семья" на 2008-2012 годы"
Паспорт подпрограммы
Наименование |
Подпрограмма "Дети и семья" на 2008-2012 годы" (далее - подпрограмма "Дети и семья") |
Заказчик |
Правительство Курганской области |
Исполнитель-координатор |
Главное управление образования Курганской области |
Разработчики подпрограммы |
Главное управление образования Курганской области |
Исполнители подпрограммы |
Главное управление образования Курганской области, главное управление социальной защиты населения Курганской области, Департамент здравоохранения Курганской области, Управление культуры Курганской области, Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, главное управление по труду и занятости населения Курганской области, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области (по согласованию), Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области (по согласованию), Курганский общественный благотворительный фонд содействия защите материнства и детства "Мама" (по согласованию), общественный совет "Молодежное правительство Курганской области" (по согласованию), Областное государственное унитарное предприятие "Дети Плюс, объединение санаторно-оздоровительных лагерей круглогодичного действия" (по согласованию), Курганское областное отделение общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд" (по согласованию) |
Целевые индикаторы |
Удельный вес безнадзорных детей в общей численности детского населения; удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве детей-инвалидов; доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в приемные семьи, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; доля воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возвращенных в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в устройстве; доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих закрепленное жилое помещение, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; доля социальных сирот от общей численности детского населения |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2008-2012 годы. I этап - 2008 год; II этап - 2009-2010 годы; III этап - 2011-2012 годы. На каждом этапе проводится: анализ работы предыдущих лет, внесение коррективов в подпрограмму "Дети и семья", в целях достижения эффективных результатов |
Перечень направлений |
"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; |
Финансовое обеспечение |
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 2162760,18 тыс. рублей, в том числе: - 2140188,797 тыс. рублей - средства областного бюджета, - 335,5 тыс. рублей - средства Курганского областного отделения общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд" (по согласованию), - 22215,883 тыс. рублей - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию); в том числе по годам: - 2008 год - 319610,0 тыс. рублей - средства областного бюджета; - 2009 год - 374141,3 тыс. рублей, из них: 366521,2 тыс. рублей - средства областного бюджета, 73,5 тыс. рублей - средства Курганского областного отделения общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд" (по согласованию), 7546,58 тыс. рублей - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию); - 2010 год - 582846,8 тыс. рублей, из них: 576082,6 тыс. рублей - средства областного бюджета, 95,0 тыс. рублей - средства Курганского областного отделения общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд" (по согласованию), 6669,19 тыс. рублей - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию); - 2011 год - 422619,202 тыс. рублей, из них: 417060,0 тыс. рублей - средства областного бюджета, 79,0 тыс. рублей - средства Курганского областного отделения общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд" (по согласованию), 5480,202 тыс. рублей - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию); - 2012 год - 463542,9 тыс. рублей, из них: 460914,989 тыс. рублей - средства областного бюджета, 108,0 тыс. рублей - средства Курганского областного отделения общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд" (по согласованию), 2519,911 тыс. рублей - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию) |
Ожидаемые конечные результаты |
Сокращение числа социальных сирот до 2,9% от общей численности детского населения; увеличение удельного веса детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья, до 44,9% от общего количества детей-инвалидов; увеличение числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, до 83% от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; увеличение числа детей-сирот, переданных на воспитание в замещающую семью, до 20% от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; уменьшение доли, воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 17%; уменьшение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возвращенных в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 7% от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в устройстве; увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих закрепленное жилое помещение, до 59%; снижение удельного веса безнадзорных детей до 3% от общей численности детского населения |
Характеристика проблем, решаемых подпрограммой
В Курганской области наблюдается незначительная тенденция уменьшения количества детей, оставшихся без попечения родителей: в 2006 году - 5760 детей, в 2007 году - 5919 детей, 2008 году - 5390 детей.
Предполагается, что межведомственный характер последовательных мероприятий будет способствовать дальнейшему сокращению численности указанной категории детей к 2013 году на 10%.
Отмечается некоторое снижение количества родителей, лишенных родительских прав: в 2006 год - 806 родителей, в 2007 год - 640 родителей, в 2008 год - 634 родителей, и числа детей, родители которых лишены родительских прав: в 2006 год -676 детей, 2007 год - 770 детей, 2008 год - 746 детей.
Снижение числа детей, оставшихся без попечения родителей, а также количества семей с детьми, чьи родители лишены родительских прав, стало результатом совместных усилий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Курганской области по профилактике социального сиротства.
Несмотря на предпринимаемые меры, доля детей, оставшихся без попечения родителей, от общей численности детского населения остается достаточно высокой и составляет по состоянию на 01.01.2009 года 3,2%.
Семейная политика в Курганской области строится исходя из признания человека высшей ценностью приоритета прав и интересов семьи, материнства, отцовства и детства.
Политика семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, активно развивается и является основополагающей. В регионе используются возможности максимального семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, непосредственно после выявления таких детей, а также детей, уже воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 2001 года в Курганской области реализуется модель развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях стимулирования граждан предусмотрено регулярное увеличение размеров пособий для детей, находящихся в замещающих семьях: с 500 рублей в 2001 году до 4000 руб. в 2008 году, установлены размеры вознаграждения для приемных родителей: с 700 руб. в 2001 году до 4500 руб. в 2008 году. Кроме того, приемным родителям, принявшим в семью ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида либо ребенка, имеющего неснятую или непогашенную судимость, либо ребенка, состоящего на учете в органах внутренних дел, выплачивается доплата до 50% от размера вознаграждения. С 1 января 2009 года введено вознаграждение опекунам (попечителям) несовершеннолетних детей в размере 4500 рублей. Все расходы, связанные с этими выплатами, взяты на областной бюджет.
Большое внимание в Курганской области уделяется информированию населения о проблеме семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Результатом работы в Курганской области создания систем стимулирования замещающих семей, информирования населения, социального и психолого-педагогического сопровождения замещающих семей стало развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, в 2008 году в замещающие семьи принято 1062 ребенка (2007 г. - 1430 детей, 2006 г. - 989 детей). По состоянию на 01.01.2009 года в Курганской области в замещающих семьях проживает 82% детей от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Активное развитие получила форма семейного устройства детей - приемная семья. Так, в 2008 году в приемную семью передано 379 детей (2006 г. - 184 ребенка, 2007 г. - 461 ребенок). В связи с увеличением случаев передачи детей в приемные семьи увеличивается количество детей в этих семьях (2008 г. - 1130 детей, 2007 г. -748 детей, 2006 г. - 318 детей).
Предполагаемое количество детей в приемных семьях к 2013 году достигнет 1800 человек.
Проводимый мониторинг показывает, что в замещающих семьях формируются стойкие привязанности и взаимоотношения между приемными родителями, членами их семей и детьми, характеризующиеся взаимным уважением и способностью разрешать конфликты.
Несмотря на предпринимаемые меры и позитивные результаты в сфере семейного устройства детей-сирот, наблюдается увеличение числа возвратов детей из замещающих семей. Если в 2007 году было 45 возвратов, то в 2008 году - 67. В связи с усовершенствованием деятельности по подготовке и сопровождению замещающих семей предполагается, что к 2013 году число возвратов сократится на 50%.
В связи с развитием семейного устройства детей ежегодно снижается количество воспитанников учреждений для детей-сирот различной ведомственной принадлежности. В 2002 году в таких учреждениях находилось 2300 воспитанников, в 2006 году - 1949, в 2007 году - 1601, в 2008 году - уже 1336 детей. При условии сохранения существующих темпов сокращения численности воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к 2013 году их количество сократится в среднем на 40%.
Процесс деинституционализации способствует последующей реструктуризации государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая их перепрофилирование. В последние годы закрыто 7 образовательных организаций для детей-сирот из 20.
В Курганской области по состоянию на 01.01.2009 года функционируют 2 дома ребенка, 2 детских дома-интерната, 13 детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 8 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 5 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. Сопровождение детей, находящихся в указанных учреждениях, осуществляют более 3,6 тыс. специалистов, в том числе: педагогов-психологов - 168, социальных педагогов - 190, юристов - 28, социальных работников - 72, специалистов по социальной работе - 150.
Деятельность указанных учреждений ориентирована на работу по организации семейного жизнеустройства детей и социально-психолого-педагогического сопровождения семей.
В последующем в рамках реализации подпрограммы "Дети и семья" планируется дальнейшее совершенствование деятельности служб по подготовке и сопровождению семей путем внедрения новых технологий и методик.
Одной из составляющих профилактики социального сиротства является выявление семей с детьми на ранних стадиях социального неблагополучия. Консолидация усилий органов исполнительной власти и институтов гражданского общества, увеличение количества несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, прошедших социальную реабилитацию, внедрение инновационных социальных технологий позволили сократить количество семей, находящихся в социально опасном положении с 3595 в 2006 году до 2689 в 2008 году.
Предполагается к 2013 году снизить на 10% количество семей, находящихся в социально опасном положении, удельный вес безнадзорных детей до 2,9% от общей численности детского населения.
Наиболее социально уязвимыми остаются семьи, воспитывающие детей-инвалидов. По состоянию на 01.01.2009 года в области проживает 2800 семей, воспитывающих 2868 детей-инвалидов. Решение проблемы реабилитации и интеграции детей-инвалидов требует последовательных комплексных усилий на всех уровнях государственного устройства.
Ежегодно в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья проходят реабилитацию около 40% детей, социозащитными учреждениями таким семьям оказывается адресная социальная помощь, предоставляются различные виды социальных услуг.
Предполагается к 2013 году увеличить до 44,9% удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья, от общего количества детей-инвалидов.
Для реализации подпрограммы "Дети и семья" будут использованы кадровые, методические, материально-технические, информационные, административные ресурсы органов исполнительной власти Курганской области и подведомственных им государственных учреждений.
Кадровый ресурс составляет 20,4 тыс. человек, в том числе: в сфере социальной защиты населения - 12 тыс. человек, физкультурных работников - 3 тыс. человек, работников сферы культуры - 1,2 тыс. человек, в сфере образования - 1,5 тыс. человек, в сфере здравоохранения - 2,7 тыс. человек. Из них высшее образование имеют 68% специалистов. Правительственными наградами удостоено более 700 человек.
Указанные специалисты осуществляют деятельность более чем в 95 государственных учреждениях, которыми разрабатываются и активно внедряются инновационные социальные проекты и технологии, направленные на повышение качества и эффективности предоставляемых услуг детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе детям-инвалидам, часть из которых осуществляются в рамках грантовой деятельности.
Государственное учреждение "Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" имеет статус опорно-экспериментального учреждения социальной сферы. На его базе ежегодно проводятся межрегиональные и региональные конференции и семинары. государственное учреждение "Курганский центр социальной помощи семье и детям" является областной методической площадкой по разработке, апробации и транслированию инновационных социальных технологий. Учреждение тесно взаимодействует с государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Курганский государственный университет", в 2005 и 2007 годах было получателем грантов всероссийских конкурсов.
Большое значение органами исполнительной власти Курганской области уделяется вопросам повышения профессиональной компетентности специалистов государственных учреждений. Так, в течение года курсы повышения квалификации проходят около 38% сотрудников.
К разработке и реализации стратегии повышения квалификации специалистов подключены государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области" и государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Центр психолого-медико-социального сопровождения". Выработана система обучающих мероприятий, развитие которой планируется в разрезе целей и задач подпрограммы "Дети и семья".
Государственные учреждения и структуры располагают необходимой материально-технической базой.
Здания и сооружения соответствуют архитектурно-строительным нормам, санитарно-гигиеническим требованиям, а также оснащены необходимым противопожарным оборудованием.
В учреждениях имеются спортивные залы, залы лечебной физической культуры, тренажерные, спортивные площадки, оснащенные оборудованием для занятий физкультурой и спортом. Во всех учреждениях имеются медицинские пункты, оснащенные соответствующим медицинским оборудованием, в том числе физиотерапевтическим. Также имеются комнаты психологической разгрузки и соответствующие помещения и оборудование для организации досуга, отдыха и культурного развития детей, имеются необходимые автотранспортные средства, включая легковой транспорт, школьные автобусы и микроавтобусы, автомобили, оснащенные грузоподъемным механизмом для перевозки детей-инвалидов.
Воспитанники и сотрудники всех учреждений имеют возможность пользоваться современной компьютерной техникой и ресурсами Интернет. Все учреждения оснащены методическими материалами, образовательными и специализированными программами, в том числе на электронных носителях. Также оргтехникой, автотранспортом, фото- и видеооборудованием, средствами связи для работы оснащены все органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, осуществляющие полномочия по опеке и попечительству.
Для информационного сопровождения хода реализации подпрограммы исполнители также располагают достаточными ресурсами и опытом.
Органами исполнительной власти Курганской области регулярно проводятся информационные кампании по направлениям деятельности подведомственных учреждений, в том числе пропаганде семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних и др.
Совместно с пресс-службой губернатора Курганской области отработаны вопросы взаимодействия с телекомпанией "Регион-45". Регулярно транслируются социально значимые видеоролики на канале "СТС", в том числе об успешных замещающих семьях, проживающих в Курганской области.
Информация по курируемым направлениям деятельности в рамках подпрограммы "Дети и семья" будет размещаться:
- на официальном сайте Правительства Курганской области;
- на официальных сайтах органов исполнительной власти Курганской области;
- в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир", районных (городских) газетах;
- в информационных бюллетенях и буклетах, выпускаемых органами исполнительной власти Курганской области.
С целью повышения эффективности реализации подпрограммы "Дети и семья" в Курганской области принята и действует нормативная правовая база Курганской области в сфере охраны прав детей, материнства, отцовства и детства, в том числе по вопросам опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Органы исполнительной власти Курганской области в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Дети и семья" будут продолжать взаимодействие с общественными институтами гражданского общества.
В настоящее время в Курганской области насчитывается 41 спортивная федерация по различным видам спорта; действует 5 общественных клубов и объединений для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Цели и задачи подпрограммы
Цель подпрограммы "Дети и семья" - создание условий для системных изменений в Курганской области в организации работы по:
- профилактике социального сиротства детей, в том числе сокращения числа лишений родительских прав, реабилитации семей группы социального риска, в том числе семей, воспитывающих детей-инвалидов;
- развитию форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов;
- внедрению инновационных социальных технологий, направленных на организацию работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации.
Задачи подпрограммы "Дети и семья":
реализация системы мероприятий по профилактике социального сиротства;
развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
социально-педагогическая поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание системы отбора и подготовки кандидатов в замещающие родители, психолого-педагогическое, информационное сопровождение и социальная поддержка замещающих семей;
постинтернатное и постпопечительское сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
охрана прав и законных интересов детей, разработка, апробация и внедрение инновационных технологий работы по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактике социального неблагополучия семей с детьми;
модернизация межведомственного взаимодействия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
обеспечение доступности социальной реабилитации семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, создание условий для творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, информационно-методическое и кадровое обеспечение профилактики социального неблагополучия семей с детьми;
обеспечение территориальной доступности комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, внедрение современных технологий комплексной реабилитации максимального развития имеющихся умственных и физических способностей детей-инвалидов, создание условий для беспрепятственного доступа детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры.
Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма "Дети и семья" рассчитана на 2008-2012 годы. Основные этапы реализации:
I этап - 2008 год;
II этап - 2009-2010 годы;
III этап - 2011-2012 годы.
На каждом этапе проводится: анализ работы предыдущих лет, внесение коррективов в подпрограмму "Дети и семья" в целях достижения эффективных результатов.
Технико-экономическое обоснование подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 2162760,18 тыс. рублей, в том числе:
- 2140188,797 тыс. рублей - средства областного бюджета;
- 335,5 тыс. рублей - средства Курганского областного отделения общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд" (по согласованию);
- 22215,883 тыс. рублей - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию), в том числе по годам:
- 2008 год - 319610,0 тыс. рублей - средства областного бюджета;
- 2009 год - 374141,3 тыс. рублей, из них: 366521,2 тыс. рублей - средства областного бюджета, 73,5 тыс. рублей - средства Курганского областного отделения общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд" (по согласованию), 7546,58 тыс. рублей - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию);
- 2010 год - 582846,8 тыс. рублей, из них: 576082,6 тыс. рублей - средства областного бюджета, 95,0 тыс. рублей - средства Курганского областного отделения общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд" (по согласованию), 6669,19 тыс. рублей - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию);
- 2011 год - 422619,202 тыс. рублей, из них: 417060,0 тыс. рублей - средства областного бюджета, 79,0 тыс. рублей - средства Курганского областного отделения общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд" (по согласованию), 5480,202 тыс. рублей - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию);
- 2012 год - 463542,9 тыс. рублей, из них: 460914,989 тыс. рублей - средства областного бюджета, 108,0 тыс. рублей - средства Курганского областного отделения общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд" (по согласованию), 2519,911 тыс. рублей - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию).
Оценка ожидаемой эффективности реализации подпрограммы
Эффективность реализации данной подпрограммы "Дети и семья" будет оцениваться посредством сопоставления ожидаемых программных результатов с одной стороны и затрат на их достижение - с другой с учетом показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", и целевыми индикаторами данной подпрограммы.
Реализация мероприятий подпрограммы "Дети и семья" позволит организовать эффективную систему работы по предупреждению семейного неблагополучия и профилактике социального сиротства, направленную на оказание помощи семье с детьми, находящейся в трудной жизненной ситуации.
N |
Задача |
Количественные показатели |
Качественные показатели |
1 |
Реализация системы мероприятий по профилактике социального сиротства |
- сокращение числа социальных сирот; - сокращение количества детей, чьи родители лишены либо ограничены в родительских правах; - уменьшение числа семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; - уменьшение числа отказов от детей в лечебно-профилактических учреждениях; - увеличение количества детей, возвращенных в биологические семьи из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающих семей |
- приостановление отрицательной тенденции воспроизведения социального сиротства и детской безнадзорности; - выстраивание эффективной системы межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Курганской области и учреждений по организации индивидуальной профилактической и реабилитационной работы и оказанию помощи и поддержки семьям с детьми на ранних стадиях социального неблагополучия |
2 |
Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
- увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных под опеку (попечительство), переданных в приемные семьи, усыновленных (удочеренных), переданных на патронатное воспитание; - увеличение числа первично выявленных детей, передаваемых на предварительную опеку (попечительство); - уменьшение числа воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - снижение численности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
- улучшение качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - повышение качества процесса деинституционализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - повышение активности населения Курганской области в создании замещающих семей |
3 |
Социально-педагогическая поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание системы отбора и подготовки кандидатов в замещающие родители, психолого-педагогическое, информационное сопровождение и социальная поддержка замещающих семей |
- увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных социально-психолого-педагогическим сопровождением; - увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных летним отдыхом, оздоровлением, занятостью; - увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями; - увеличение числа замещающих семей, охваченных комплексным межведомственным сопровождением, -увеличение числа кандидатов в замещающие родители, прошедших полную психодиагностику и необходимое обучение; - повышение числа успешных замещающих и патронатных семей; - сокращение количества возвратов детей из замещающих семей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - увеличение числа публикаций в средствах массовой информации, тиража печатной продукции, теле-, радиопередач о формах семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
- оказание своевременной квалифицированной социально-психолого-педагогической помощи; - улучшение жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их интеграция в общество; - создание при образовательных организациях для детей-сирот мобильных служб по оказанию психолого-педагогической помощи замещающим семьям; - охват всех замещающих семей комплексным сопровождением; - повышение профессиональной компетенции замещающих родителей; - успешная социализация и интеграция в социум детей из замещающих и патронатных семей; - гармонизация внутрисемейных отношений и внутреннего мира замещающих семей; - повышение информированности граждан о формах семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - создание единого информационного пространства сопровождения семейного устройства |
4 |
Постинтернатное и постпопечительское сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
- увеличение доли детей из замещающих и патронатных семей, охваченных постинтернатным и постпопечительским сопровождением; - увеличение доли детей из замещающих и патронатных семей, поступивших в учреждения среднего и высшего профессионального образования; - увеличение доли детей из замещающих и патронатных семей, успешно адаптированных в обществе |
- эмоциональная комфортность у детей из замещающих и патронатных семей в период постинтернатного, постпопечительского сопровождения; - социальная зрелость и конкурентноспособность детей из замещающих и патронатных семей в период постинтернатного, постпопечительского сопровождения и после его окончания |
5 |
Охрана прав и законных интересов детей, разработка, апробация и внедрение инновационных технологий работы по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактике социального неблагополучия семей с детьми |
- увеличение доли инновационных социальных технологий по профилактике семейного неблагополучия; - увеличение охвата участников инновационными технологиями; - уменьшение количества семей и детей, находящихся, в трудной жизненной ситуации |
- повышение качества и эффективности предоставляемых социальных услуг; - повышение качества жизни семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
6 |
Модернизация межведомственного взаимодействия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
- уменьшение количества детей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации; - сокращение количества правонарушений среди несовершеннолетних |
- усиление межведомственного характера во взаимодействии органов исполнительной власти Курганской области и учреждений системы профилактики |
7 |
Обеспечение доступности социальной реабилитации семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, создание условий для творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, информационно-методическое и кадровое обеспечение профилактики социального неблагополучия семей с детьми |
- увеличение охвата семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социальными услугами; - уменьшение количества детей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации |
- повышение качества жизни семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - организация досуга, занятости и самозанятости несовершеннолетних |
8 |
Обеспечение территориальной доступности комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, внедрение современных технологий комплексной реабилитации максимального развития имеющихся умственных и физических способностей детей-инвалидов, создание условий для беспрепятственного доступа детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры |
- увеличение охвата детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья реабилитационными мероприятиями; - увеличение числа внедренных современных технологий комплексной реабилитации детей-инвалидов; - увеличение числа объектов социальной инфраструктуры, оснащенных устройствами для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья |
- обеспечение беспрепятственного доступа детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры; - повышение качества жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов |
Описание возможных рисков, степень их влияния на реализацию подпрограммы "Дети и семья" и меры для их недопущения
N |
Риски |
Влияние рисков |
Меры по их недопущению |
1. |
Неисполнение обязательств по финансовому обеспечению реализации подпрограммы |
невозможность в полной мере реализовать подпрограммные мероприятия |
- разработка и применение прозрачной процедуры финансирования; - применение эффективной системы управления подпрограммой; - использование внутренних резервов исполнителями подпрограммы "Дети и семья"; - поиск и привлечение дополнительных источников финансирования |
2. |
Недостаточный для исполнения основных мероприятий уровень квалификации кадров исполнителей подпрограммных мероприятий, и их подведомственных учреждений |
снижение качества исполнения подпрограммных мероприятий |
- совершенствование системы подбора, подготовки и переподготовки кадров для нужд реализации подпрограммы; - стажировки специалистов; - персональный отбор исполнителей на основании критериев подготовленности к исполнению заданий среднего и высокого уровня сложности |
3. |
Отсутствие разработанных электронных методик сопровождения замещающих семей |
снижение темпов совершенствования работы служб по сопровождению замещающих семей; снижение качества оказываемых замещающим семьям услуг |
- предварительный конкурсный отбор организаций для разработки электронных методик сопровождения замещающих семей; - применение аналогов электронных методик сопровождения замещающих семей, разработанных в других регионах |
4. |
Невостребованность на рынке труда лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов, выпускников учреждений профессионального образования |
снижение уровня жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов, выпускников учреждений профессионального образования |
- определение категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов, как одной из приоритетных в деятельности органов исполнительной власти Курганской области по вопросу организации их занятости в период кризиса; - организация постинтернатного и постпопечительского сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов |
5. |
Завышенные ожидания о преимуществах замещающей семьи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающих родителей |
увеличение количества возвратов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из замещающих семей |
- совершенствование системы подготовки кандидатов в замещающие родители и детей к проживанию в замещающей семье; - повышение информированности кандидатов в замещающие родители и детей по всем вопросам (финансовые, психологические, юридические), связанным с созданием и функционированием замещающей семьи; - постоянный мониторинг климата взаимоотношений в замещающих семьях |
6. |
Некачественное исполнение и досрочное завершение отдельных мероприятий подпрограммы "Дети и семья", невыполнение сроков их реализации, вызванное отсутствием финансирования |
неполное достижение цели и выполнение задач подпрограммы "Дети и семья" |
- применение эффективной системы управления подпрограммой "Дети и семья"; - использование внутренних резервов исполнителей подпрограммы "Дети и семья"; - поиск и привлечение дополнительных источников финансирования |
7. |
Несоблюдение сроков исполнения мероприятий в связи с новизной деятельности, трудоемкостью реализации отдельных (этапов работы, наличием многочисленных организационных рисков |
неисполнение в полном объеме мероприятий |
- делегирование технических функций по организации и обеспечению реализации мероприятий подведомственным учреждениям; - привлечение к реализации мероприятий специалистов на основании критериев подготовленности к исполнению заданий среднего и высокого уровня сложности; - своевременный мониторинг и контроль за сроками реализации; - привлечение к исполнению мероприятий дополнительных специалистов |
Перечень мероприятий подпрограммы
Подпрограмма "Дети и семья" содержит следующие мероприятия.
Охрана прав и законных интересов детей: своевременное выявление семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на ранних стадиях социального неблагополучия; организация комплексного межведомственного взаимодействия по предотвращению дезорганизации семьи и возможного лишения родителей родительских прав.
Меры по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: внедрение инновационных социальных технологий, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; решение проблем трудоустройства несовершеннолетних, организации свободного времени, отдыха и оздоровления детей, в том числе детей-инвалидов.
Профилактика детской инвалидности: создание условий для комплексной реабилитации и интеграции детей-инвалидов в общество; обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми, в том числе с детьми-инвалидами, к социальным услугам; внедрение инновационных социальных технологий в работу с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе с семьями, имеющими детей-инвалидов.
Предупреждение социального сиротства: развитие системы профилактики социального сиротства с целью сохранения для ребенка кровной семьи; профилактика отказов от детей в родильных домах, оставления детей в детских больницах.
Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: разработка и внедрение новых подходов к семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; реализация комплексного регионального проекта информационного сопровождения семейного устройства детей-сирот; модернизация автоматизированной информационной системы государственного банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей.
Социальное сопровождение и поддержка замещающих семей: принятие комплекса мер по материальному стимулированию замещающих семей; совершенствование региональной системы подготовки и сопровождения замещающих семей.
Организация работы по постпопечительскому и постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Реструктуризация интернатных учреждений для детей-сирот.
Перечень мероприятий подпрограммы "Дети и семья" приведен в приложении к Программе.
Система целевых индикаторов подпрограммы
Показатели |
Единица измерения |
2006 год (базовый, оценка) |
Динамика целевых индикаторов и показателей |
||||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|||
Удельный вес безнадзорных детей в общей численности детского населения |
проценты |
3,5 |
3,3 |
3,2 |
3,1 |
3,0 |
2,9 |
Удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве детей-инвалидов |
проценты |
31,0 |
41,1 |
42,1 |
43,1 |
44,0 |
44,9 |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
проценты |
73,0 |
78,0 |
80,0 |
82,0 |
82,5 |
83,0 |
Доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в приемные семьи, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
проценты |
5,5 |
12,6 |
15,0 |
18,0 |
19,0 |
20,0 |
Доля воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
проценты |
33,8 |
27,0 |
21,0 |
19,0 |
18,0 |
17,0 |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возвращенных в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в устройстве |
проценты |
14,0 |
12,0 |
10,0 |
8,0 |
7,5 |
7,0 |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих закрепленное жилое помещение |
проценты |
54,0 |
55,0 |
56,0 |
57,0 |
58,0 |
59,0 |
Доля социальных сирот от общей численности детского населения |
проценты |
3,5 |
3,3 |
3,2 |
3,1 |
3,05 |
3,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.