Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Курганской областной Думы от 26 декабря 2006 г. N 2000 в настоящее Приложение внесены изменения
Приложение
к постановлению
Курганской областной Думы
от 28 февраля 2006 г. N 1248
Целевая программа Курганской области
"Приоритетный национальный проект "Образование" в Курганской области в 2006 - 2007 годах
27 июня, 26 декабря 2006 г., 29 мая, 25 сентября 2007 г.
Постановлением Курганской областной Думы от 29 мая 2007 г. N 2321 в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
целевой программы Курганской области "Приоритетный национальный проект "Образование" в Курганской области в 2006-2007 годах"
1. Обоснование необходимости принятия Программы
В 1996 - 2004 годах в Курганской области последовательно реализовывались четыре программы развития образования. В настоящее время действует целевая программа Курганской области "Развитие образования в 2005 - 2007 годах".
Использование программно-целевых методов управления системой образования Курганской области способствовало сохранению основных параметров отрасли, активизации инновационных процессов в органах управления и учреждениях образования Курганской области.
Сложилась сеть областных и муниципальных экспериментальных, внедренческих и стажёрских площадок, увеличилось количество педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию.
Прошедшая в 2002 - 2004 годах компьютеризация образовательных учреждений заложила основы обновления содержания, форм и технологий образовательной деятельности. Началось поэтапное укрепление учебно-материальной базы сельских школ - ресурсных центров территориальных школьных округов. Определённые меры были предприняты по оказанию поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи, одним из результатов которых стало успешное выступление отдельных учащихся школ Курганской области на всероссийских и международных олимпиадах, творческих конкурсах.
Были предприняты усилия по возрождению воспитательного потенциала системы образования, созданию в образовательных учреждениях и окружающем социуме условий для воспитания детей и подростков. Перспективной формой объединения потенциала различных ведомств и общественной инициативы в цепях решения проблем местного сообщества и включения детей в социально значимую деятельность стали культурно-образовательные центры.
В то же время проводимая работа не всегда носила системный, целенаправленный характер. Отсутствие достаточных финансовых средств не позволяет в полной мере оказывать эффективную адресную поддержку "точек роста", снижает мотивацию к высокоэффективной педагогической деятельности. Несформированность институтов гражданского общества ограничивает использование потенциала общественных ресурсов в решении проблем образования, тормозит развитие социального партнёрства. Исследовательская деятельность учащейся молодёжи слабо ориентирована на решение существующих социально-экономических проблем.
В конечном счёте содержание и качество образовательных услуг, результаты образовательной деятельности сегодня не в полной мере удовлетворяют потребности личности, общества, государства.
Принятие приоритетного национального проекта "Образование" дает новый мощный импульс развитию системы образования, достижению качественных результатов по наиболее приоритетным и "прорывным" направлениям. Однако его реализация требует скоординированной деятельности органов управления различных уровней, методических служб и общественных структур.
Важно также в условиях инвестирования в систему образования дополнительных финансовых средств обеспечить их рациональное использование и получение максимального социально-педагогического эффекта.
Всё вышесказанное предопределяет необходимость решения целей и задач приоритетного национального проекта "Образование" на территории области программными средствами и обосновывает целесообразность разработки и реализации настоящей Программы.
2. Основные направления реализации Программы
1. Стимулирование общеобразовательных учреждений к активному внедрению инновационных образовательных программ.
2. Информатизация общеобразовательных учреждений, внедрение современных образовательных технологий с использованием информационных компьютерных средств.
3. Развитие творческих молодежных инициатив, поддержка способной и талантливой молодежи.
4. Мотивация к качественному педагогическому труду, государственная поддержка лучших учителей.
5. Усиление воспитательной функции образовательных учреждений.
6. Переход на новую отраслевую систему оплаты труда в общеобразовательных учреждениях.
7. Обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного, общего и начального профессионального образования.
8. Повышение кадрового обеспечения системы образования.
9. Повышение эффективности управления образованием.
10. Обеспечение безопасных условий организации образовательного процесса.
3. Основные программные мероприятия и прогнозируемые результаты
3.1. Стимулирование общеобразовательных учреждений к активному внедрению инновационных образовательных программ
Направления развития:
1. Выявление и поддержка эффективных моделей образовательных учреждений.
2. Оптимизация образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования.
3. Обеспечение повышения отдачи образовательных ресурсов.
Прогнозируемые результаты:
- государственная поддержка 50 учреждений образования, активно реализующих инновационные образовательные программы;
- развитие сети территориальных школьных объединений;
- оснащение базовых школ территориальных школьных объединений учебно-наглядными пособиями и учебно-лабораторным оборудованием по минимальному перечню.
3.2. Информатизация общеобразовательных учреждений, внедрение современных образовательных технологий с использованием информационных компьютерных средств
Направления развития:
1. Развитие телекоммуникационной образовательной инфраструктуры.
2. Развитие информационных ресурсов системы образования.
3. Повышение квалификации педагогических работников по использованию информационных компьютерных технологий, в том числе дистанционных.
Прогнозируемые результаты:
- увеличение спутникового сегмента информационной коммуникационной сети;
- развитие областного образовательного портала;
- оснащение базовых школ территориальных школьных объединений аппаратно-программными средствами;
- готовность педагогических работников к использованию информационных компьютерных технологий.
3.3. Развитие творческих молодежных инициатив, поддержка способной и талантливой молодежи
Направления развития:
1. Раннее выявление и создание условий для развития одаренных детей.
2. Предоставление молодежи дополнительных возможностей для самореализации.
3. Осуществление государственной поддержки талантливой молодежи.
Прогнозируемые результаты:
- создание банка "Интеллектуальный потенциал Зауралья";
- создание банка творческих молодежных инициатив;
- государственная поддержка способной и талантливой молодежи.
3.4. Мотивация к качественному педагогическому труду, государственная поддержка лучших учителей
Направления развития:
1. Совершенствование дополнительного профессионального образования.
2. Развитие педагогических инициатив.
3. Повышение социального статуса и государственная поддержка работников образования.
Прогнозируемые результаты:
- создание банка передового педагогического опыта "100 лучших учителей Зауралья";
- увеличение доли педагогических работников, реализующих инновационные педагогические технологии, авторские программы;
- государственная поддержка лучших учителей.
3.5. Усиление воспитательной функции образовательных учреждений
Направления развития:
1. Создание условий для формирования у обучающихся и воспитанников гражданской ответственности и правового сознания.
2. Создание условий для формирования у обучающихся и воспитанников инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
3. Оптимизация взаимодействия образовательного учреждения с семьей, социумом.
4. Государственная поддержка учителей, осуществляющих функции классного руководства.
Прогнозируемые результаты:
- обеспечение во всех образовательных учреждениях условий для деятельности детских общественных организаций (объединений), органов ученического самоуправления (соуправления);
- усиление (расширение) взаимодействия школы с социумом;
- стабилизация уровня асоциального поведения обучающихся.
5. Совершенствование системы гражданского патриотического воспитания.
3.6. Переход на новую отраслевую систему оплаты труда в общеобразовательных учреждениях
Направления развития:
1. Установление зависимости оплаты труда от количества обучаемых, уровня сложности предмета, категории учителя, качества педагогического труда.
2. Стимулирование молодых педагогов, руководителей образовательных учреждений.
Прогнозируемые результаты:
- повышение фактической заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений на 10 - 15 %;
- повышение качества педагогического труда.
3.7. Обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного и общего образования
Направления развития:
1. Реализация программы "Школьный автобус".
Прогнозируемые результаты:
- стабилизация подвоза обучающихся к месту учёбы;
- повышение охвата дошкольным образованием до 70 %;
- улучшение учебно-материальной базы дошкольных образовательных учреждений и групп кратковременного пребывания по предшкольной подготовке детей;
- улучшение качества питания детей в дошкольных образовательных учреждениях и группах кратковременного пребывания.
Положения раздела 3 являются основой для разработки системы мероприятий по реализации Программы (приложение 1).
2. Развитие различных форм оказания образовательных услуг населению в сфере дошкольного образования.
3. Укрепление учебно-дидактической базы дошкольных образовательных учреждений и групп кратковременного пребывания по предшкольной подготовке детей.
3.8. Повышение кадрового обеспечения системы образования
Направления развития:
1. Совершенствование содержания форм подготовки педагогических кадров.
2. Повышение престижа и статуса педагогических работников.
Прогнозируемые результаты:
- сокращение числа вакансий работников педагогических специальностей;
- повышение степени закрепляемости молодых специалистов в сельских образовательных учреждениях.
3.9. Повышение эффективности управления образованием
Направления развития:
1. Развитие форм самоуправления в образовательных учреждениях.
2. Совершенствование системы контроля и оценки учебных достижений обучающихся.
3. Обеспечение эффективности инспекционного контроля.
4. Обеспечение образовательных учреждений организационно-педагогической документацией.
Прогнозируемые результаты:
- создание во всех образовательных учреждениях эффективно действующих органов самоуправления;
- осуществление итоговой аттестации обучающихся в форме и по материалам единого государственного экзамена;
- введение рейтинговой оценки деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием.
3.10. Обеспечение безопасных условий организации образовательного процесса
Направления развития:
1. Организационное обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений.
2. Обеспечение образовательных учреждений современным противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения.
Прогнозируемые результаты:
- сокращение количества пожаров и возгораний в образовательных учреждениях;
- усиление пожарной безопасности образовательных учреждений.
Постановлением Курганской областной Думы от 29 мая 2007 г. N 2321 в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы включает использование комплекса организационных, педагогических и экономических мер, предусматривающих:
- совершенствование нормативной правовой базы сферы образования с целью обеспечения развития системы образования Курганской области;
- максимальную мобилизацию внутренних ресурсов сферы образования, оптимизацию его экономических и управленческих механизмов;
- привлечение общественных ресурсов, осуществление широкого социального партнерства в сфере образования;
- конкурсный отбор инновационных проектов, претендующих на использование средств федерального и областного бюджетов;
- системный мониторинг хода реализации программных мероприятий.
Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов:
- перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий Программы;
- сетевых планов-графиков реализации программных мероприятий;
- координационного плана совместных действий исполнительных органов государственной власти Курганской области, осуществляющих отраслевое и межотраслевое управление, и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
- договоров о сотрудничестве в сфере образования между Главным управлением образования Курганской области и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области;
- соглашений с Министерством образования и науки Российской Федерации и Федеральным агентством по образованию по вопросам реализации Программы.
Постановлением Курганской областной Думы от 29 мая 2007 г. N 2321 в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения
5. Ресурсное обеспечение Программы
Информационные ресурсы. Создание региональных и муниципальных информационных ресурсов путём проведения статистического наблюдения, инспекционного контроля, социологических исследований и экспертизы инновационной деятельности с целью определения степени выполнения программных мероприятий, уровня достижения прогнозируемых результатов и качества результатов образовательного процесса.
Финансовые ресурсы. Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию Программы составит 547,872 млн. руб., из них средства федерального бюджета - 283,752 млн. руб., средства областного бюджета - 264,12 млн. руб., в том числе субвенции, предоставляемые бюджетам муниципальных образований - 178,5 млн. руб.
Финансирование программных мероприятий осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год. Расчётные объёмы финансирования приведены в приложении 2 к Программе.
Кадровое обеспечение. В процессе реализации Программы намечается формирование необходимого состава специалистов органов управления образованием, сотрудников методических служб, педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, способных осуществить эффективные проекты в сфере образования. Предполагается дальнейшее развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Нормативное правовое обеспечение. Для реализации Программы необходимо принять 6 нормативных правовых актов Курганской области.
Постановлением Курганской областной Думы от 29 мая 2007 г. N 2321 в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
6. Организация управления Программой и контроль за ходом её реализации
Координацию деятельности по реализации приоритетного национального проекта "Образование" на территории Курганской области осуществляет коллегиальный орган - областной Совет по приоритетному национальному проекту "Образование", создаваемый распоряжением Администрации (Правительства) Курганской области.
Координацию работ по реализации Программы организует Главное управление образования Курганской области, которое:
- разрабатывает сетевые планы-графики по реализации Программы;
- организует и проводит конкурсный отбор общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, лучших учителей и кандидатов Курганской области на премии для поддержки талантливой молодежи;
- обеспечивает реализацию программных мероприятий;
- при необходимости вносит предложения по корректировке целевых показателей, сроков и объёмов ресурсов по Программе.
Администрация (Правительство) Курганской области в конце каждого года заслушивает отчет исполнителей Программы о выполнении мероприятий Программы.
График контрольных мероприятий по реализации Программы приводится в приложении 4 к настоящей Программе.
7. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Эффективность Программы складывается из социально-педагогических эффектов, получаемых в результате реализации программных мероприятий:
- в управлении образованием: создание системы государственно-общественного управления образованием;
- в условиях образовательной деятельности: создание кадровых, научно-методических и мотивационных условий реализации приоритетов государственной образовательной политики;
- в образовательном процессе: внедрение современных педагогических технологий, в т.ч. информационно-коммуникационных;
- в результатах образовательной деятельности: повышение качества образовательных услуг.
Конкретные показатели эффективности реализации Программы отражены в разделе 3 данной Программы "Основные программные мероприятия и прогнозируемые результаты".
8. Примечание
В тексте Программы и приложениях к ней использованы следующие условные сокращения:
Глав УО - Главное управление образования Курганской области;
ИПКиПРО - Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области";
КГУ - Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Курганский государственный университет";
ОМС - органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области;
ОЦДОД - Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Курганский областной центр дополнительного образования детей";
Фин. управление - Финансовое управление Курганской области;
ШГПИ - Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Шадринский государственный педагогический институт".
Исполнители Программы, не являющиеся органами исполнительной власти Курганской области, обеспечивают реализацию мероприятий Программы по согласованию с ними.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.