Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Курганской области
от 9 октября 2007 г. N 425
Целевая программа
Курганской области "Развитие сельского хозяйства в Курганской области на 2008 - 2012 годы"
Паспорт целевой программы
Курганской области "Развитие сельского хозяйства в Курганской области на 2008 - 2012 годы"
Наименование Целевая программа Курганской области
Программы "Развитие сельского хозяйства в
Курганской области
на 2008 - 2012 годы" (далее - Прог-
рамма).
Основание для Постановление Правительства Российс-
разработки Программы кой Федерации от 14.07.2007 г. N 446
"О Государственной программе разви-
тия сельского хозяйства и регулиро-
вания рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия на
2008 - 2012 годы".
Заказчик Программы Правительство Курганской области.
Разработчик Департамент сельского хозяйства и
и координатор перерабатывающей промышленности
Программы Курганской области.
Исполнители Департамент сельского хозяйства и
Программы перерабатывающей промышленности
Курганской области, Курганский
региональный филиал ОАО "Россель-
хозбанк" и иные кредитные организа-
ции (по согласованию), научные
организации и образовательные
учреждения (по согласованию),
органы местного самоуправления
муниципальных образований Курганской
области (по согласованию),
сельскохозяйственные организации
Курганской области (по согласова-
нию),
крестьянские (фермерские) хозяйства
Курганской области (по согласова-
нию),
граждане, ведущие личные подсобные
хозяйства (по согласованию),
сельскохозяйственные потребительские
кооперативы (по согласованию).
Исполнители, получающие денежные
средства для реализации программным
мероприятий из областного бюджета,
за исключением органов государствен-
ной власти Курганской области,
привлекаются к участию в программе
только на конкурсной основе, если
иное не установлено действующим
законодательством Российской Феде-
рации.
Цели Программы Устойчивое развитие сельских терри-
торий, повышение занятости и уровня
жизни сельского населения.
Повышение конкурентоспособности
сельскохозяйственной продукции на
основе финансовой устойчивости и
модернизации сельского хозяйства,
ускоренного развития приоритетных
подотраслей сельского хозяйства.
Сохранение и воспроизводство исполь-
зуемых в сельскохозяйственном
производстве земельных и других
природных ресурсов.
Основные задачи Создание предпосылок для устойчивого
Программы развития сельских территорий.
Улучшение общих условий для функцио-
нирования сельского хозяйства.
Обеспечение ускоренного развития
приоритетных подотраслей сельского
хозяйства.
Срок реализации Повышение финансовой устойчивости
Программы сельского хозяйства.
2008 - 2012 годы.
Объемы и источники Объем финансирования Программы
финансирования в 2008 - 2012 годах составляет:
Программы за счет средств федерального
бюджета - 2272,82 млн. рублей
(2008 год - 308,34 млн. рублей,
2009 год - 403,88 млн. рублей,
2010 год - 453,32 млн. рублей,
2011 год - 537,96 млн. рублей,
2012 год - 569,32 млн. рублей),
за счет средств областного
бюджета - 2738,5 млн. рублей
(2008 год - 362,29 млн. рублей,
2009 год - 514,75 млн. рублей,
2010 год - 571,16 млн. рублей,
2011 год - 613,26 млн. рублей,
2012 год - 677,04 млн. рублей),
за счет средств муниципальных
бюджетов - 103,86 млн. рублей,
за счет средств внебюджетных
источников предусматривается
привлечь в 2008 - 2012 годах
17132,45 млн. рублей.
Сущность решаемых Необходимость принятия Программы
проблем обусловлена следующими проблемами:
- низким уровнем жизни, занятости и
квалификации сельского населения;
- нерациональным использованием
имеющихся земельных ресурсов;
- недостаточными объемами инноваций
и инвестиций в сельское хозяйство;
- техническим и технологическим
отставанием сельского хозяйства.
Ожидаемые Улучшение жилищных условий в
результаты сельской местности (увеличение ввода
реализации и приобретения жилья в 1,5 раза по
Программы отношению к 2006 году).
Повышение обеспеченности сельского.
населения питьевой водой до 30 % и
уровня газификации домов природным
газом - до 30 %.Увеличение объема
производства продукции сельского
хозяйства на 24,0 % по отношению
к 2006 году.
Увеличение объема инвестиций в
основной капитал сельского хозяйства
на 72,6 % по отношению к 2006 году.
Управление Реализация Программы координируется
реализацией Департаментом сельского хозяйства и
Программы и перерабатывающей промышленности
контроль за Курганской области.
ходом ее Департамент сельского хозяйства и
выполнения перерабатывающей промышленности
Курганской области ежеквартально
обобщает и направляет Губернатору
Курганской области информацию о ходе
выполнения Программы.
Итоги реализации Программы ежегодно
рассматриваются на заседании
Правительства Курганской области.
I. Постановка проблемы и технико-экономическое обоснование разработки программных мероприятий
Целевая программа Курганской области "Развитие сельского хозяйства в Курганской области на 2008 - 2012 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 г. N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы", Уставом Курганской области, Законом Курганской области от 04.12.2003 г. N 356 "О прогнозах, концепциях, программах социально-экономического развития и целевых программах Курганской области".
Программа определяет государственную региональную аграрную политику в Курганской области на период 2008 - 2012 годы, цели, задачи и направления развития сельского хозяйства Курганской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
Агропромышленный комплекс (далее - АПК) является важнейшим сектором экономики Курганской области, его доля в валовом региональном продукте составляет почти 20 %, в сельской местности проживает 44 % населения.
Органами государственной власти и местного самоуправления Курганской области совместно с товаропроизводителями принимаются определенные меры по развитию сельского хозяйства. Реализуется приоритетный национальный проект "Развитие АПК", выполняются мероприятия целевых программ Курганской области по развитию зернового производства, молочного скотоводства, свиноводства, социальному развитию села, осуществляются меры по повышению плодородия почв, рациональному использованию земельных ресурсов, привлечению инвестиций, техническому и технологическому перевооружению отрасли, финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Принимаемые меры позволили не только стабилизировать ситуацию в сельском хозяйстве, но и обеспечить устойчивый рост в отрасли. В 2005 - 2006 годах по сравнению с 2004 годом в сопоставимой оценке производство сельскохозяйственной продукции выросло на 22,7 %.
За последние годы удалось на 17% увеличить площадь обрабатываемой пашни, в 3 раза внесение минеральных удобрений в расчете на 1 гектар посева сельхозкультур. В 2006 году валовой сбор зерна в весе после доработки составил 1509 тысяч тонн, по производству зерна на душу населения (1,5 тонны) Курганская область заняла 3 место в Российской Федерации.
Выполнение целевых программ Курганской области в животноводстве способствовало повышению продуктивности скота и птицы, за последние годы в сельскохозяйственных предприятиях среднесуточные привесы крупного рогатого скота и птицы возросли в 1,3 раза, свиней - в 1,5 раза, яйценоскость кур-несушек увеличилась в 1,7 раз, надои от коровы - в 1,8 раз до 3238 кг в 2006 году. Реализация целевой программы Курганской области "Национальный проект "Развитие АПК" в Курганской области" позволила в 2006 году стабилизировать поголовье коров, лошадей, численность крупного рогатого скота возросла на 1,5 %, овец и коз на 18,8 %, свиней на 38,9 %.
В 2005 - 2006 годах впервые с начала реформ в сельском хозяйстве Курганской области объемы ввода основных средств превысили их выбытие, а инвестиции возросли в 1,7 раза.
Улучшилось финансово-экономическое состояние товаропроизводителей. В 2006 году рентабельность сельскохозяйственных предприятий составила 12,2 %, получено 457 млн. рублей прибыли, 68 % сельхозорганизаций рентабельны, среднемесячная заработная плата одного работника в сельском хозяйстве выросла на 37 %.
За четыре года действия областной целевой программы "Социальное развитие села Курганской области до 2010 года" газифицировано свыше 3000 домов, построено и реконструировано 25 км водопроводов, введено 36 тысяч кв. м жилья.
Вместе с тем возрождение на новой экономической и технологической основе сельского хозяйства Курганской области находится на первоначальном этапе, пока имеются существенные проблемы в развитии отрасли.
В 2006 году не обрабатывалось 35 % пахотных угодий, внесено всего 12 кг в действующем веществе минеральных удобрений в расчете на 1 гектар посева сельскохозяйственных культур, в расчете на душу населения производство мяса в убойном весе составило всего 41 кг, яиц - 122 штуки. В 2006 году задолженность сельскохозяйственных предприятий увеличилась на 24 % и составила на конец года свыше 4 млрд. рублей, среднемесячная заработная плата одного работника в сельском хозяйстве составила 42,6 % от среднеобластной. Уровень обеспеченности сельского населения в Курганской области питьевой водой, газификации домов природным газом ниже, чем в среднем по Российской Федерации.
Основными причинами существующих проблем в развитии сельского хозяйства Курганской области являются:
- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и материально-технические ресурсы, используемые в сельхозпроизводстве, неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельхозтоваропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов, неразвитость земельного рынка;
- финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, опережающим ростом импорта, недостаточным притоком частных инвестиций, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;
- низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
- дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной политики области.
Ускоренное и эффективное развитие сельского хозяйства должно решить большинство накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, внести значительный вклад в социально-экономическое развитие, в обеспечение продовольственной безопасности Курганской области.
II. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
- повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Для достижения этих целей необходимо решение основных задач в рамках следующих направлений:
- создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения к 2012 году жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 1,5 раза по отношению к 2006 году);
- повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 30 %, а уровня газификации домов природным газом - до 30 % за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли;
- улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства с охватом к 2012 году 100 % муниципальных районов Курганской области, привлечения союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей Курганской области к участию в формировании региональной аграрной политики;
- обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных: крупного рогатого скота до 12 %, свиней - до 15,5 %, а также на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами в общей площади посева, до 10 %;
- повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 20 %.
Рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности животноводства и ускоренного создания соответствующей кормовой базы.
Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличение инвестиций. Наибольший прирост инвестиций в сельское хозяйство, наблюдающийся в 2006 - 2007 годах, является результатом реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК", улучшения ситуации на зерновом рынке. В 2008 - 2012 годах рост инвестиций в сельское хозяйство должен продолжиться.
В сельское хозяйство будет поступать более энергонасыщенная и ресурсосберегающая техника.
Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и на период до 2012 года являются:
- развитие направлений, определенных приоритетным национальным проектом "Развитие АПК";
- развитие кормовой базы на основе производства культур, обеспечивающих кормопроизводство белком, повышение качества кормов, которое позволит существенно уменьшить расход кормов в расчете на единицу производства продукции животноводства и птицеводства;
- ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий, а также разработка и внедрение зональных технологий сельскохозяйственного производства;
- улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической базы;
- повышение платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления;
- создание условий сельскохозяйственным и другим товаропроизводителям агропромышленного комплекса для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства.
Вместе с тем наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и до 2012 года могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем.
К основным рискам относятся следующие:
- макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на отдельные товары российского экспорта, которые не позволят интенсифицировать развитие агропромышленного комплекса и усилят зависимость развития отрасли от государственных инвестиций. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию агропромышленного комплекса, а также могут сократиться реальные доходы сельского населения;
- природно-климатические риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий, а также тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами, которые могут существенно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность;
- социальные риски, обусловленные возможностью консервации или усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создадут серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности и спровоцируют нехватку трудоспособного населения, а также поставят под угрозу срыва реализацию программ развития аграрного сектора;
- международные торгово-политические риски, обусловленные изменением конъюнктуры международной торговли сельскохозяйственной продукцией, существенным возрастанием конкуренции в результате вступления России во Всемирную торговую организацию.
Для решения указанных выше задач основные усилия в 2008 - 2012 годах будут сосредоточены на следующих направлениях:
- устойчивое развитие сельских территорий,
- создание общих условий функционирования сельского хозяйства,
- развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства,
- достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства.
III. Устойчивое развитие сельских территорий
Одним из направлений устойчивого развития сельских территорий является повышение уровня и качества жизни сельского населения, которое включает в себя:
- мероприятия по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений;
- мероприятия поддержки комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.
Повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений
Целью осуществления мероприятий по развитию социальной инфраструктуры села является повышение уровня и качества жизни сельского населения, а также создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: улучшение жилищных условий сельского населения;
повышение уровня и качества инженерного обустройства сельских поселений; развитие социальной инфраструктуры села.
Реализация мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села осуществляется в рамках областной целевой программы "Социальное развитие села Курганской области до 2010 года", утвержденной постановлением Курганской областной Думы от 28.10.2003 г. N 2568.
Финансирование мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села будет осуществляться за счет областного бюджета на основе принципа софинансирования средств федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" и внебюджетных источников.
Средства государственной поддержки за счет бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации предоставляются гражданам, проживающим в сельской местности, молодым семьям и молодым специалистам на условиях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2006 г. N 250 и Порядком предоставления средств областного бюджета на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденным постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 11.07.2006 г. N 228.
Мероприятия по развитию жилищного строительства в сельской местности и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов предполагается осуществлять также с использованием механизма ипотечного кредитования.
Ипотечный кредит предполагается предоставлять на следующие цели:
- приобретение готового жилого помещения в сельской местности;
- создание объекта индивидуального жилищного строительства в сельской местности, в том числе завершение ранее начатого;
- приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности.
Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских
поселений в рамках пилотных проектов
Целями осуществления мероприятий поддержки комплексной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов являются повышение уровня комфортности и привлекательности проживания в сельской местности, а также рост инвестиционной активности в социально-экономическом развитии сельских территорий.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- обеспечение благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов;
- повышение уровня архитектурно-планировочных решений массовой жилищной застройки и объектов социальной инфраструктуры;
- распространение передового опыта комплексной компактной застройки сельских поселений среди муниципальных образований Курганской области.
Предполагается реализовать проекты комплексной компактной застройки сельских поселений за 2009 - 2012 годы в 2 сельских населенных пунктах.
Реализацию проектов комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках мероприятий Программы предполагается осуществлять на основе конкурсного отбора.
В состав проекта комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений предполагается включать объекты:
- инженерной подготовки строительной площадки массовой жилищной застройки, озеленения, уличных дорог и тротуаров;
- социальной и культурно-бытовой сферы, необходимые для обслуживания населения, проживающего на территории компактной застройки.
IV. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства
Несмотря на неэквивалентность в товарообмене продукции сельского хозяйства и промышленности, в сельском хозяйстве Курганской области увеличиваются инвестиции, в 2006 году поступление основных средств в сельскохозяйственных организациях увеличилось на 22,6 % по отношению к 2005 году.
Однако уровень притока инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство остается еще низким. В 2006 году объем инвестиций в основной капитал отрасли составил всего 7,8 % их объема в экономике Курганской области. В основном это связано с тем, что сельское хозяйство - отрасль экономики, подверженная большему количеству рисков, чем промышленность или сфера услуг, что сказывается на уровне инвестиционной привлекательности.
Для изменения наметившейся тенденции снижения темпов роста сельскохозяйственного производства требуется активное привлечение капитала в отрасль. С целью повышения инвестиционной привлекательности предпринимаются меры по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, их льготному налогообложению, снижению рисков в сельском хозяйстве, улучшению состояния почв, а также повышению их плодородия.
Для эффективного функционирования сельского хозяйства необходимо осуществлять мероприятия по созданию общих условий функционирования сельского хозяйства, в том числе поддержке почвенного плодородия, развитию системы информационно-консультационного обеспечения агропромышленного комплекса, обеспечению отрасли квалифицированными кадрами и проведению научных исследований по приоритетным направлениям отрасли сельского хозяйства.
Поддержание почвенного плодородия
Целями осуществления мероприятий по поддержанию почвенного плодородия являются сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, а также создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- ввод в оборот ранее неиспользуемой пашни;
- внесение органических удобрений;
- применение минеральных удобрений и средств защиты растений;
- сохранение и поддержание агроландшафтов в системе сельскохозяйственного производства.
Программой предусматривается финансирование за счет средств областного бюджета мероприятий по вводу в оборот неиспользуемой пашни, внесение органических, минеральных удобрений, применение средств защиты растений.
Кроме того, предусматривается финансирование за счет средств областного бюджета строительства и реконструкции крупных водохозяйственных объектов, межхозяйственных мелиоративных систем и противоэрозионных гидротехнических сооружений.
Субсидии из областного бюджета предполагается предоставлять за ввод в оборот ранее неиспользуемой пашни в расчете на 1 га посевных площадей, за внесение органических удобрений, за применение минеральных удобрений и средств защиты растений сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в расчете на 1 тонну.
Размер выделенных средств из областного бюджета будет составлять не более 30 % затрат на указанные цели и не менее 30 % объема средств, предоставляемых на эти цели за счет средств федерального бюджета.
Развитие системы государственного информационного и консультационного обеспечения в сфере сельского хозяйства
Целями осуществления мероприятий по развитию системы государственного информационного и консультационного обеспечения в сфере сельского хозяйства являются формирование государственных информационных ресурсов и предоставление государственных услуг по информационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей, расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам, а также повышение качества переподготовки, квалификации руководителей и специалистов сельского хозяйства.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- завершить формирование государственных информационных ресурсов в сфере сельского хозяйства и обеспечение доступа к ним хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса и населения Курганской области;
- обеспечить предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям информации о рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и информации о дистанционном мониторинге земель сельскохозяйственного назначения;
- создать учебно-методический центр по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям Курганской области (далее - учебно-методический центр);
- интегрировать учебно-методический центр с системой информационного и консультационного обеспечения;
- обеспечить переподготовку руководителей и специалистов сельского хозяйства с учетом современных экологически чистых энергосберегающих высокоэффективных технологий и оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и населению;
- обеспечить квалифицированное предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе при оформлении кредитов, по которым предоставляются субсидии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Реализация мероприятий Программы по созданию системы информационного и консультационного обеспечения будет осуществляться по следующим направлениям:
- формирование материально-технической базы;
- дальнейшее развитие информационных ресурсов АПК;
- методическая работа учебно-методического центра;
- подготовка специалистов по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям;
- мониторинг, маркетинг и публикация материалов для распространения среди сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Развитие системы государственного информационного и консультационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, переподготовка руководителей и специалистов сельского хозяйства предполагается осуществлять за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований (по согласованию).
Стимулирование притока молодых специалистов в сельскохозяйственное производство
Целью осуществления мероприятий по стимулированию притока молодых специалистов в сельскохозяйственное производство является обеспечение отрасли квалифицированными кадрами и создание материальных условий для их становления и закрепления на селе.
Для достижения этой цели предполагается:
- оказание государственной поддержки в виде единовременных выплат в сумме 50 тысяч рублей выпускникам государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования сельскохозяйственного профиля, заключившими трудовой контракт с сельскохозяйственными организациями сроком не менее трех лет;
- целевая подготовка специалистов сельского хозяйства в ФГОУ ВПО Курганской государственной сельскохозяйственной академии имени Т.С. Мальцева.
Участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании аграрной политики Курганской области
Целями осуществления мероприятий по участию союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании аграрной политики Курганской области являются согласование общественно значимых интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Курганской области и создание условий для обеспечения производства качественной, безопасной для жизни населения, конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в разработке проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации Программы;
- обобщение и распространение достижений науки и техники, отечественного и, зарубежного инновационного опыта в сфере развития сельского хозяйства, сохранение и поддержание генофонда животных и растений;
- разработка предложений на технические регламенты, определяющие требования по качеству и безопасности продукции, работ и услуг в сельском хозяйстве, необходимые для функционирования системы технического регулирования отрасли;
- предоставление необходимой информации для формирования и реализации аграрной политики, проведение мониторинга потребительского спроса.
Союзы (ассоциации) сельскохозяйственных товаропроизводителей на добровольной основе могут представлять предложения по приоритетным направлениям развития научно-исследовательских работ в сфере реализации аграрной политики области, разработке технических регламентов, необходимых для функционирования системы технического регулирования отрасли, а также предложения по реформированию системы стандартизации в сельском хозяйстве.
V. Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства
Задачей развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства является выравнивание возникших диспропорций в агропродовольственном секторе путем поддержки тех производств, которые имеют потенциальные преимущества на областном или федеральном рынке, но без государственной поддержки и регулирования не могут в полной мере реализовать этот потенциал. К таким производствам относятся производства с длительным инвестиционным циклом и более высокими требованиями к инфраструктуре. Меры поддержки в 2008 - 2012 годах направлены на увеличение поголовья основных видов сельскохозяйственных животных, повышение их продуктивности, повышение урожайности сельскохозяйственных культур, улучшение качества, снижение себестоимости сельскохозяйственной продукции, повышение ее конкурентоспособности.
Для повышения продуктивности сельскохозяйственных животных необходимо укреплять существующую племенную базу. К 2012 году племенная база Курганской области должна обеспечить удельный вес племенного скота в общем поголовье сельскохозяйственных животных: крупного рогатого скота до 12 %, свиней - до 15,5 %.
Рост объемов производства продукции животноводства будет способствовать увеличению потребности в продукции растениеводства, используемой на корма животным. Повышение эффективности отрасли растениеводства связано с доступностью приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями качественных семян, минеральных удобрений, средств защиты растений. Для воспроизводства семенного материала высшей репродукции площадь, засеваемая элитными семенами, должна составить не менее 10 % общей площади посевов, что обеспечит внедрение новых сортов, адаптированных к природно-климатическим условиям Курганской области.
Развитие подотраслей растениеводства имеет важное значение для обеспечения, достойного вклада Курганской области в продовольственную безопасность страны. Производство зерна должно составить в Курганской области в расчете на душу населения в 2012 году более 2 тонн.
Приоритетное развитие животноводства
Увеличение производства животноводческой продукции во всех категориях хозяйств к 2012 году планируется обеспечить на уровне 29,4 % по отношению к 2006 году. Объем производства скота и птицы на убой (в живом весе) к 2012 году достигнет 82 тысячи тонн, увеличение на 35,3 % в сравнении с 2006 годом. К 2012 году производство молока достигнет 430,0 тыс. тонн, что превысит уровень 2006 года на 27,2 %.
Развитие молочного животноводства
Целью осуществляемых мероприятий по развитию молочного животноводства является увеличение объемов производства молока, повышение эффективности молочного животноводства, обеспечение населения области молочной продукцией, рост занятости сельского населения и его доходов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- сохранение и рост маточного поголовья скота;
- повышение продуктивности молочного скота;
- внедрение современных ресурсосберегающих технологий кормления и содержания животных, создание устойчивой кормовой базы для животноводства области;
- повышение доходности производства молока и его качественных показателей.
Субсидии за счет средств областного бюджета предполагается предоставлять сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам на содержание маточного поголовья крупного рогатого скота.
Размеры субсидий на возмещение части затрат, понесенных в связи с содержанием маточного поголовья крупного рогатого скота убудут рассчитываться по ставке на одну голову в год.
Развитие свиноводства
Целью осуществляемых мероприятий по развитию свиноводства является увеличение объема производства свинины для удовлетворения потребностей населения Курганской области в продукции свиноводства.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- создание условий для роста поголовья свиней, их продуктивности;
- совершенствование селекционно-племенной работы по повышению продуктивных качеств свиней;
- внедрение современных ресурсосберегающих технологий кормления и содержания животных;
- повышение рентабельности и конкурентоспособности продукции свиноводства. Субсидии за счет средств областного бюджета предполагается предоставлять
сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам и личным подсобным хозяйствам за содержание маточного поголовья свиней.
Размер субсидий на возмещение части затрат, связанных с содержанием маточного поголовья свиней, будет рассчитываться по ставке на одну голову в год.
Развитие коневодства
Целью осуществления мероприятий по поддержке племенного коневодства является производство конкурентоспособной племенной продукции районированных в Курганской области пород лошадей - орловской рысистой, русской рысистой и русской тяжеловозной. Создание условий устойчивого эффективного функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся разведением племенных лошадей вышеуказанных пород.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- сохранение и рост маточного поголовья;
- приобретение жеребцов-производителей, рожденных и выращенных в ведущих конных заводах страны, отвечающих требованиям программ селекционной работы;
- испытание работоспособности ремонтного молодняка;
- внедрение современных технологий кормления, содержания, тренинга и испытаний;
- совершенствование селекционной работы.
Субсидии за счет средств областного бюджета предполагается предоставлять за качественный конечный продукт - племенной молодняк, рожденный и выращенный в племенных коневодческих репродукторах и заводах Курганской области, проходящий квалификацию на ипподроме ФГУ ГЗК "Курганская".
Поддержка племенного животноводства
Целью осуществления мероприятий по поддержке племенного животноводства является формирование племенной базы, обеспечивающей потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей в племенной продукции (материале).
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- увеличение производства высококачественной племенной продукции (материала) и ее реализация на рынке Российской Федерации;
- стимулирование селекционной работы, направленной на совершенствование племенных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных;
- стимулирование приобретения высококачественной продукции (материала), отвечающей требованиям мирового рынка.
К 2012 году племенная база Курганской области должна обеспечить удельный вес племенного скота в общем поголовье сельскохозяйственных животных крупного рогатого скота до 12 %, свиней - до 15,5 %.
Субсидии за счет средств областного бюджета предполагается предоставлять на:
- приобретение племенного крупного рогатого скота сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам по ставке за один килограмм живой массы;
- приобретение племенных свиней сельскохозяйственным товаропроизводителям по ставке за один килограмм живой массы;
- содержание племенной службы Курганской области.
Проведение противоэпизоотических мероприятий
Целями осуществления мероприятий по проведению противоэпизоотических мероприятий являются предупреждение болезней сельскохозяйственных животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защита населения от болезней, общих для человека и животных.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней сельскохозяйственных животных, включая рыб, на основе осуществления планов ветеринарного обслуживания животноводства;
- обеспечение лекарственными средствами против ящура, гриппа птиц, бешенства, карантинных и других особо опасных болезней животных на территории Курганской области;
- проведение диагностических исследований, направленных на выявление животных, больных хроническими инфекционными болезнями;
- совершенствование технологий профилактики и лечения гиподерматоза на основе новых данных о биологии возбудителя с использованием перспективных средств борьбы и внедрение их в практику в Курганской области.
Проведение противоэпизоотических мероприятий предполагается финансировать за счет средств областного бюджета и федерального бюджета (по согласованию).
Приоритетное развитие растениеводства
Задачей развития отрасли растениеводства является увеличение производства зерна, картофеля, овощей и другой сельскохозяйственной продукции.
Увеличение производства растениеводческой продукции к 2012 году планируется обеспечить на уровне 20,2 % по отношению к 2006 году.
Увеличение производства зерна к 2012 году планируется обеспечить на уровне 29,8 % по отношению к 2006 году, объем производства картофеля достигнет 420 тыс. тонн, что составит 5,8 %, к 2012 году производство овощей составит 220 тыс. тонн, что превысит уровень 2006 года на 4,4 %.
Урожайность зерновых и зернобобовых культур в зачетном весе в среднем по области в 2008 - 2012 годах должна вырасти на 11,2 % по сравнению с аналогичным показателем за предшествующий период (2002 - 2006) и достигнуть 16,3 центнеров с гектара.
В растениеводстве основные меры государственной поддержки будут направлены на:
- производство высококачественного семенного материала, льна, рапса и закладку многолетних насаждений;
- поддержку элитного семеноводства.
Поддержка элитного семеноводства
Целью осуществляемых мероприятий по поддержке элитного семеноводства является повышение эффективности производства сельскохозяйственных культур на основе обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей высококачественными семенами.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- увеличение площади, засеваемой элитными семенами, исходя из расчета 10 % общей площади посевов;
- обеспечение доступности приобретения элитных семян для производства качественного репродуктивного семенного материала.
Субсидии за счет средств областного бюджета предполагается предоставлять на приобретение у российских производителей элитных семян сельскохозяйственных культур, в частности зерновых, зернобобовых, кукурузы, сои, подсолнечника, картофеля, сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство).
Размеры субсидий будут рассчитываться по ставке на одну тонну семян.
Размер выделенных средств из областного бюджета будет составлять не более 30 % затрат на указанные цели и не менее 30 % объема средств, предоставляемых на эти-цели за счет средств федерального бюджета.
Развитие производства льна
Целью осуществления мероприятий по развитию производства льна является создание конкурентоспособной сырьевой базы.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- увеличение валового сбора семян льна-долгунца;
- увеличение валового сбора льнопеньковолокна.
Субсидии за счет средств областного бюджета предполагается предоставлять:
- для сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на приобретение элитных семян. Размеры субсидий будут рассчитываться по ставке на одну тонну семян;
- для сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на производство льна-долгунца (производство соломки и тресты), а также льносеменоводческих станций и льнозаводов, занимающихся выращиванием льна-долгунца и его переработкой. Размеры субсидий будут рассчитываться по ставке на одну тонну льна-долгунца.
Размер выделенных средств из областного бюджета будет составлять не более 30 % затрат на указанные цели и не менее 30 % объема средств, предоставляемых на эти цели за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, за счет средств областного бюджета предполагается предоставлять субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельхозтоваропроизводителями на приобретение современной техники по выращиванию и уборке льна-долгунца, нового высокотехнологичного и современного оборудования для предприятий по первичной обработке льна.
Производство рапса
Целью осуществления мероприятий по производству рапса является увеличение производства рапса в целях обеспечения отрасли животноводства в кормовом белке.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:.
- увеличение посевных площадей рапса;
- увеличение валовых сборов семян рапса.
Субсидии за счет средств областного бюджета предполагается предоставлять для сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство):
- на приобретение элитных семян, размеры субсидий будут рассчитываться по ставке на одну тонну семян;
- на приобретение средств химической защиты растений (протравители семян, гербициды, инсектициды), размеры субсидий будут рассчитываться по ставке на один гектар посева рапса.
Размер средств областного бюджета будет составлять не более 30 % затрат на указанные цели и не менее 30 % объема средств, предоставляемых на эти цели за счет средств федерального бюджета.
Финансирование создания новых специальных технических средств, зональных экологически безопасных технологий возделывания рапса будет осуществляться на основе разработки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Кроме того, за счет средств областного бюджета предполагается предоставлять субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями на строительство заводов по переработке масличного сырья.
Закладка многолетних насаждений
Целями осуществления мероприятий по закладке многолетних насаждений являются стимулирование закладки многолетних насаждений с целью обеспечения населения свежей продукцией, а также создание условий для развития садоводства.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- увеличение закладки площадей плодовых насаждений, ягодных кустарниковых насаждений, питомников;
Субсидии за счет средств областного бюджета предполагается предоставлять на поддержку закладки и ухода за многолетними насаждениями сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), имеющими площади плодовых насаждений на начало текущего года не менее 50 гектаров, питомников - не менее 3 гектаров, ягодных кустарниковых насаждений - не менее 10 гектаров.
Размеры субсидий будут рассчитываться по ставке на один гектар на закладку и работу по уходу за многолетними насаждениями до начала периода их товарного плодоношения.
Размер средств областного бюджета будет составлять не более 30 % затрат на указанные цели и не менее 30 % объема средств, предоставляемых на эти цели за счет средств федерального бюджета.
Развитие заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции
Целью осуществления мероприятий по развитию заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции является повышение финансовой устойчивости организаций, осуществляющих первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу привлечения кредитов коммерческих банков и займов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов организациями, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, для пополнения оборотных средств, обновления основных фондов, развития первичной переработки мяса и молока.
Государственная поддержка будет осуществляться посредством предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным организациями независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, в размере одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу).
Субсидии предполагается предоставлять на возмещение части затрат на уплату процентов по следующим видам кредитов (займов):
- краткосрочные кредиты (займы), предоставляемые на срок до 1 года организациям независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, - на закупку российского сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки;
- инвестиционные кредиты (займы), предоставляемые на срок до. 8 лет организациям независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, на приобретение оборудования (российского и зарубежного производства), специализированного транспорта, спецтехники и оборудования, строительство, реконструкцию и модернизацию хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, предприятий по переработке льна и льноволокна, мясохладобоен, пунктов по первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, включая холодильную обработку и хранение, мясной и молочной продукции молокоприемных пунктов, строительство объектов по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур (сои, пшеницы, ржи, рапса).
VI. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства
В целях обеспечения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей Курганской области 2008 - 2012 годах будут осуществляться следующие мероприятия:
- сохранение льготного режима налогообложения сельскохозяйственного производства в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;
- проведение финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках Федерального закона от 09.07.2002 г. N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей";
- развитие земельной ипотеки как важнейшего условия обеспечения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам;
- повышение доступности кредитов.
За период реализации настоящей Программы предполагается стабилизация финансового положения в сельском хозяйстве Курганской области. Средняя рентабельность сельскохозяйственных организаций будет находиться на уровне не менее 15 %, а доля убыточных предприятий не должна превысить 30 %.
Повышение доступности кредитов
Целью осуществления мероприятий по повышению доступности кредитов является повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, и организаций, осуществляющих первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу привлечения кредитов коммерческих банков и займов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, и организациями, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, для пополнения оборотных средств, обновления основных фондов, развития первичной переработки мяса и молока.
Государственная поддержка будет осуществляться посредством предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей (за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств, указанных в подразделе, касающемся повышения финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе), и организациями независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, в размере одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу).
Субсидии предполагается предоставлять на возмещение части затрат на уплату процентов по следующим видам кредитов (займов):
- краткосрочные кредиты (займы), предоставляемые на срок до 1 года сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, покупку молодняка сельскохозяйственных животных и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции;
- инвестиционные кредиты (займы), предоставляемые на срок до 8 лет сельскохозяйственным организациям и организациям независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, - на приобретение оборудования (российского и зарубежного производства), оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо, племенной продукции (материала), специализированного транспорта, спецтехники и оборудования, на закладку многолетних насаждений, строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства и кормопроизводства, хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, предприятий по переработке льна и льноволокна, мясохладобоен, пунктов по первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции молокоприемных пунктов, строительство объектов по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур (сои, пшеницы, ржи, рапса).
Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе
Целями осуществления мероприятий по повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе является рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, и повышение доходов сельского населения.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
- обеспечение доступа личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов к кредитам;
- развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации;
- создание и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции;
- повышение доходов сельского населения.
Государственную поддержку предполагается осуществлять посредством предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (снабженческими, сбытовыми, перерабатывающими, обслуживающими, в том числе кредитными), созданными в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", а также сельскохозяйственными товаропроизводителями на развитие несельскохозяйственных видов деятельности.
Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах личными подсобными хозяйствами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, предполагается предоставлять в размере 5% ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа). Указанные субсидии предоставляются в размере 5% ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более их фактических затрат по следующим видам кредитов (займов):
1. для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство:
- на срок до 2 лет - на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и" животноводческих помещений, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, материалов для теплиц, молодняка сельскохозяйственных животных, а также на уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного гражданином в текущем году, не превышает 300 тыс. рублей на одно хозяйство;
- на срок до 5 лет - на приобретение сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной малогабаритной техники, тракторов мощностью до 100 л. с. и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, грузоперевозящих автомобилей полной массой не более 3,5 тонны, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, на ремонт, реконструкцию и строительство животноводческих помещений, а также на приобретение газового оборудования и подключение к газовым сетям при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного гражданином в текущем году, не превышает 700 тыс. рублей на одно хозяйство;
2. для крестьянских (фермерских) хозяйств:
- на срок до 2 лет - на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и оборудования, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, молодняка сельскохозяйственных животных, а также на уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 5 млн. рублей на одно хозяйство;
- на срок до 8 лет - на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования (российского и зарубежного производства), в том числе тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, машин для животноводства, птицеводства и кормопроизводства, оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, на приобретение племенных сельскохозяйственных животных, племенной продукции (материала), строительство, реконструкцию и модернизацию хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства и кормопроизводства, предприятий по переработке льна и льноволокна, а также на закладку многолетних насаждений, при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 10 млн. рублей на одно хозяйство;
3. для сельскохозяйственных потребительских кооперативов:
- на срок до 2 лет - на приобретение материальных ресурсов для проведения сезонных сельскохозяйственных работ, молодняка сельскохозяйственных животных, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и, оборудования, материалов для теплиц, в том числе для поставки их членам кооператива, приобретение российского сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки, закупку сельскохозяйственной продукции, произведенной членами кооператива для ее дальнейшей реализации, а также на организационное обустройство кооператива и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 15 млн. рублей на один кооператив;
- на срок до 8 лет - на приобретение техники и оборудования (российского и зарубежного производства), в том числе специализированного транспорта для перевозки комбикормов, инкубационного яйца, цыплят, ремонтного молодняка и родительского стада птицы, тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, машин для животноводства, птицеводства и кормопроизводства, оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо, приобретение специализированного технологического оборудования, холодильного оборудования, сельскохозяйственных животных, племенной продукции (материала), в том числе для поставки их членам кооператива, строительство, реконструкцию и модернизацию складских и производственных помещений, хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, объектов животноводства и кормопроизводства, предприятий по переработке льна и льноволокна, строительство и реконструкцию сельскохозяйственных рынков, торговых площадок, пунктов по приемке, первичной переработке и хранению молока, мяса, плодоовощной и другой сельскохозяйственной продукции, а также на закладку многолетних насаждений, при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 40 млн. рублей на один кооператив.
Реализация мер по развитию малых форм хозяйствования на селе будет осуществляться в том числе посредством предоставления кредитов крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, открытым акционерным обществом "Россельхозбанк". В целях улучшения обслуживания малых форм предусматривается осуществить до 2012 года открытие дополнительных офисов Курганского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк" во всех муниципальных районах Курганской области.
Кроме того, государственная поддержка будет осуществляться посредством предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным личными подсобными хозяйствами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и потребительскими сельскохозяйственными кооперативами в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на срок до 5 лет на развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности (сельский туризм, сельская торговля, народные промыслы и ремесла, бытовое и социально-культурное обслуживание сельского населения, заготовка и переработка дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого недревесного сырья) в размере 5 % ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу). По указанным кредитам (займам), оформленным после 1 января 2010 года, возмещение части затрат на уплату процентов предполагается осуществлять в пределах одной второй ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу).
Предполагается, что будут привлекаться кредитные организации в соответствии с законодательством Российской Федерации для оформления крестьянским (фермерским) хозяйствам, личным подсобным хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам права на получение субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), а также для формирования пакета документов, необходимых для предоставления указанным заемщикам субсидий.
Кроме того, субсидии за счет средств областного бюджета предполагается, предоставлять личным подсобным хозяйствам за реализованное молоко.
Размер субсидий на возмещение части затрат на производство и реализацию молока личным подсобным хозяйствам будет определятся по ставке за каждую тонну реализованного молока при условии реализации молока свыше одной тонны с личного подворья.
С 2009 года субсидии за счет средств областного бюджета предполагается предоставлять личным подсобным хозяйствам за прирост маточного поголовья крупного рогатого скота по ставке за одну голову.
В 2008 - 2010 годах предполагается продолжить предоставление кредитов за счет средств областного бюджета на развитие малых форм хозяйствования в АПК. Механизм и условия предоставления бюджетных кредитов определяются нормативным правовым актом Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области.
В целях обеспечения возвратности привлекаемых кредитных ресурсов для крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов области сформирован реестр залогового имущества Курганской области. Предполагается, что его оценочная стоимость составит порядка 10 млн. рублей.
Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства
Целью осуществления мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства является техническое и технологическое обновление парка сельскохозяйственной техники.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу по стимулированию приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин для растениеводства и кормопроизводства.
В целях осуществления поддержки мероприятий Программы за счет средств областного бюджета предполагается предоставлять субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на приобретение сельскохозяйственной техники российского и зарубежного производства в размере одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу).
Инвестиционные кредиты на эти цели предполагается предоставлять сроком до 10 лет.
Кроме того, предполагается предоставлять субсидии на возмещение затрат на уплату налога на имущество, приобретенного для внедрения новых ресурсосберегающих высокотехнологичных и инновационных технологий для производства и переработки сельхозпродукции.
Снижение рисков в сельском хозяйстве
Целью осуществления мероприятий по снижению рисков в сельском хозяйстве является снижение рисков потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции в случае наступления неблагоприятных событий природного характера, а также при ценовых колебаниях на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- увеличение удельного веса застрахованных посевных площадей в общей посевной площади до 20 %;
- обеспечение устойчивого воспроизводства в сельском хозяйстве при условиях роста цен на промышленную продукцию;
- стабилизация финансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства. Государственную поддержку предполагается осуществлять посредством
- предоставления субсидий за счет средств областного бюджета для возмещения 50 % затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых взносов по договорам страхования, заключенным ими со страховыми организациями, имеющими лицензию на проведение такого вида страхования.
Указанные субсидии будут предоставляться при проведении страхования рисков утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяйственной продукции, в том числе урожая сельскохозяйственных культур (зерновых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля и овощей), урожая многолетних насаждений, а также посадок многолетних насаждений (плодовые, ягодные) в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (засуха, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльные и песчаные бури, половодье и переувлажнение почвы).
VII. Ресурсное обеспечение Программы и основные индикаторы ее реализации
Общий объем финансирования Программы в 2008 - 2012 годах за счет всех источников составит 22247,63 млн. рублей. На реализацию Программы предполагается использовать средства федерального бюджета - 2272,82 млн. рублей (10,2%), средства областного бюджета - 2738,50 млн. рублей (12,3 %), средства муниципальных бюджетов -103,86 млн. рублей (0,5 %), средства внебюджетных источников - 17132,45 млн. рублей (77,0 %).
Таблица
Источники финансирования Программы, млн. рублей
Наименование источников финансирования |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Всего за 2008 - 2012 годы |
1. Предполагаемые средства федерального бюджета |
308,34 |
403,88 |
45332 |
537,96 |
569,32 |
2272,82 |
2. Средства областного бюджета |
362,29 |
514,75 |
571,16 |
613,26 |
677,04 |
2738,50 |
3. Предполагаемые средства муниципальных бюджетов |
10,44 |
18,86 |
22,52 |
24,72 |
27,32 |
103,86 |
4. Предполагаемые средства внебюджетных источников |
2691,23 |
3085,32 |
3362,54 |
3808,46 |
4184,90 |
17132,45 |
Всего |
3372,30 |
4022,81 |
4409,54 |
4984,40 |
5458,58 |
22247,63 |
Финансирование мероприятий Программы приведено в приложении 1 к Программе.
Распределение средств областного бюджета по мероприятиям Программы и годам. ее реализации приведены в приложении 2 к Программе.
Важнейшие индикаторы реализации Программы приведены в приложении 3 к Программе.
VIII. Оценка ожидаемой эффективности реализации Программы
В результате реализации Программы базовые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства должны существенно улучшиться. Их динамика приведена в приложении 4 к Программе.
Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2006 году на 24,0 %. В 2008 - 2012 годах прогнозируется ежегодное увеличение темпов роста производства продукции сельского хозяйства.
Среднегодовой рост объема продукции сельского хозяйства должен составить около 4 %.
Всего за период реализации Программы будет приобретено 900 тракторов и 1000 зерноуборочных комбайнов. Обновление парка с учетом списания этой техники составит в отношении тракторов 11 %, а в отношении зерноуборочных комбайнов - 32 % к уровню 2006 года.
Рост объемов производства мяса и молока, увеличение доходов населения позволит к 2012 году увеличить среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо с 60 кг в 2005 году до 76 кг в 2012 году, молока и молокопродуктов в пересчете на молоко соответственно с 280 до 334 кг. Производство зерна составит более 2 млн. тонн.
Доходы работников сельскохозяйственных организаций к 2012 году должны повыситься относительно 2006 года в 2,6 раза.
Увеличиться ввод жилья в 1,5 раза. Повыситься уровень газификации домов природным газом до 30 %. Возрастет обеспеченность сельского населения централизованным водоснабжением до 30 %.
IX. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области, органами местного, самоуправления муниципальных образований Курганской области, кредитными, научными, сельскохозяйственными организациями, образовательными учреждениями, крестьянскими (фермерскими), личными подсобными хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.
Общее управление ходом реализации мероприятий Программы выполняет Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области.
Порядки финансирования за счет средств областного бюджета мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, устанавливаются Правительством Курганской области.
Органам местного самоуправления муниципальных образований районов и городских округов Курганской области рекомендуется на основе Программы разработать и утвердить муниципальные программы развития сельского хозяйства.
Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе заключения Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области соглашений о реализации мероприятий Программы с главами муниципальных" районов Курганской области, которые должны предусматривать обязательства муниципальных районов по финансированию мероприятий и выполнению показателей Программы.
Главам муниципальных районов в свою очередь рекомендовано заключать соглашения о реализации муниципальных программ развития сельского хозяйства с главами поселений, сельскохозяйственными товаропроизводителями, которые должны содержать обязательства поселений, сельхозтоваропроизводителей по финансированию и выполнению показателей мероприятий муниципальных программ.
X. Мониторинг и контроль осуществления Программы, оценка ее эффективности
Общий контроль за ходом реализации мероприятий Программы осуществляет Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области - координатор Программы.
Главы муниципальных районов (по согласованию) ежеквартально предоставляют в Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области информацию о ходе выполнения мероприятий Программы и достигнутых результатах.
Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области ежеквартально обобщает и направляет Губернатору Курганской области информацию о ходе выполнения Программы.
Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области и финансовое управление Курганской области осуществляют контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий Программы.
Итоги реализации Программы ежегодно рассматриваются на заседании Правительства Курганской области.
Заместитель Губернатора Курганской области - |
А.Г. Мазеин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.