Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Курганской области
от 27 июля 2007 г. N 331
Целевая программа
Курганской области "Приоритетный национальный проект "Образование" в Курганской области в 2008 - 2010 годах"
26 ноября 2007 г.
Постановлением Правительства Курганской области от 26 ноября 2007 г. N 487 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
целевой программы Курганской области "Приоритетный национальный проект "Образование" в Курганской области в 2008 - 2010 годах"
1) Наименование Программы |
Целевая программа Курганской области "Приоритетный национальный проект "Образование" в Курганской области в 2008 - 2010 годах" (далее - Программа) |
||||
2) Государственный заказчик Программы |
Правительство Курганской области |
||||
3) Разработчик Программы |
Главное управление образования Курганской области |
||||
4) Цели и задачи Программы |
Цель: Повышение качества образовательных услуг путем выявления и поддержки лучших образцов образовательной деятельности и внедрения их в массовую педагогическую практику Задачи: 1. Стимулирование массовой педагогической практики к творческой инновационной деятельности путем выявления и поддержки лучших образцов образовательной деятельности. 2. Стимулирование созидательной активности молодежи путем выявления и поддержки способной и талантливой молодежи. 3. Создание условий для получения качественного образования путем оснащения образовательных учреждений современным учебно-методическим, учебно-производственным оборудованием. 4. Обеспечение рационального и эффективного использования средств, инвестируемых в систему образования. 5. Повышение эффективности воспитательной функции образовательных учреждений. 6. Совершенствование образовательной деятельности с использованием информационных компьютерных технологий. |
||||
5) Сроки и этапы реализации Программы |
2008 - 2010 годы I этап (2008 год) - проведение работ, связанных с выявлением лучших образцов образовательной деятельности и созидательной активности молодежи, созданием методических, кадровых и материально-технических условий для решения задач приоритетного национального проекта "Образование". II этап (2009 - 2010 годы) - реализация мероприятий, направленных на внедрение и распространение передовой педагогической практики, результатов творческой деятельности молодежи, продолжение модернизации ресурсного обеспечения сферы образования и государственной молодежной политики |
||||
6) Исполнители Программы |
Главное управление образования Курганской области, исполнительные органы государственной власти Курганской области, осуществляющие отраслевое либо межотраслевое управление, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области (по согласованию), государственные областные образовательные учреждения (по согласованию), государственные федеральные образовательные учреждения (по согласованию), другие организации, участвующие в выполнении мероприятий Программы (по согласованию) |
||||
7) Ожидаемые конечные результаты Программы |
1. Увеличение числа образовательных учреждений, имеющих статус федеральной, областной и муниципальной инновационной площадки, на 20 %. |
||||
2. Увеличение доли педагогических работников, использующих современные педагогические технологии, до 10 %. | |||||
3. Повышение уровня обеспеченности школ учебно-лабораторным оборудованием на 15 %. | |||||
4. 100 % обеспечение нуждающихся школьников подвозом к месту учебы. | |||||
5. Преодоление тенденции роста числа несовершеннолетних, совершивших преступления. | |||||
6. Увеличение числа молодых людей, участвующих в системе мероприятий по выявлению и поддержке талантливой молодежи, на 20 %. | |||||
7. Увеличение доли педагогических работников, применяющих информационно-коммуникативные технологии, до 30 %. | |||||
8) Организация контроля за реализацией Программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Курганской области |
||||
9) Расчётные объемы и источники финансирования, млн. руб. |
|
Всего: |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Всего по Программе |
904,447 |
292,417 |
302,837 |
309,193 |
|
из них средства федерального бюджета* |
387,604 |
160,852 |
160,852 |
65,9 |
|
из них средства областного бюджета |
516,843 |
131,565 |
141,985 |
243,293 |
|
|
в том числе за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований |
425,703 |
103,5 |
111,1 |
211,103 |
Примечание:
* - средства федерального бюджета являются прогнозными
I. Обоснование необходимости принятия Программы
Система образования Курганской области включает 423 дошкольных образовательных учреждения, 676 дневных и 16 вечерних общеобразовательных школ, 29 учреждений государственной поддержки детства, 63 учреждения дополнительного образования детей, 28 учреждений начального профессионального образования (из них 5 лицеев), 26 учреждений среднего профессионального образования (в том числе 1 негосударственное), 5 учреждений высшего профессионального образования (в том числе 2 негосударственных). Количество обучающихся и воспитанников - более 202 тысяч человек. Образовательный процесс обеспечивают около 22 тысяч педагогических работников.
В развитии системы образования Курганской области и реализации государственной молодежной политики на территории Курганской области сохраняется ряд проблем, обусловленных как социально-экономическими, так и организационно-педагогическими причинами.
1. Невысокий уровень мотивации значительной части педагогического сообщества к инновационному развитию образовательных учреждений, к овладению современными эффективными педагогическими технологиями.
Общие принципы образовательной политики на современном этапе, стратегия инновационного опережающего развития российского образования определены. Однако при всей масштабности экспериментов по модернизации образования они не затронули значительную часть работников системы образования, для многих из них модернизация не стала актуальной задачей.
2. Трудности в обеспечении доступности получения качественного образования сельскими школьниками.
Неудовлетворительная демографическая ситуация, снижение эффективности бюджетных расходов на образование обуславливают необходимость реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, прежде всего, в сельской местности. Количество обучающихся, нуждающихся в подвозе к месту учебы, будет расти, в том числе и в связи с введением обязательного среднего (полного) общего образования. Для обеспечения доступности получения общего начального образования в сельской школе необходима систематическая работа по обновлению транспортных средств, осуществляющих подвоз сельских школьников.
3. Недостаточный уровень оснащенности образовательных учреждений современными средствами обучения.
Сохраняющийся дефицит финансирования не позволяет создать полноценную развивающую среду в дошкольных образовательных учреждениях, оснастить общеобразовательные учреждения современным учебно-лабораторными оборудованием, новой учебно-методической литературой, заменить устаревшую компьютерную технику, модернизировать учебно-производственную базу, ориентированную на современные производственные технологии в учреждениях профессионального образования.
4. Невысокие темпы внедрения в образовательный процесс современных информационных технологий.
Повышение качества и доступности образовательных услуг базируется на использовании современных информационных и коммуникационных технологий. Однако еще не все образовательные учреждения области имеют компьютерную технику в необходимом количестве и качестве, далеко не в полной мере используются образовательные возможности сети Интернет. Эффективность использования уже имеющегося и вновь приобретаемого мультимедийного и компьютерного оборудования далека от оптимального уровня. Поэтому новой задачей по компьютеризации системы образования области является реализация мероприятий по обновлению техники, по внедрению и активному использованию информационных и коммуникационных технологий.
5. Недостаточный уровень самореализации молодежи в реализации своего потенциала.
Стремительное старение населения страны и неблагоприятные демографические тенденции заставляют общество предъявить к молодым людям повышенные требования в связи с тем#, чтобы молодежь стала основным трудовым и общественным ресурсом страны. От молодежи требуется высокая профессиональная квалификация, умение достигать своих целей в условиях жесткой конкуренции, активная жизненная позиция. Вместе с тем уровень самоорганизации молодежи, ее мотивация на высокую степень самореализации, на активное участие в решении социально-экономических проблем общества пока невысоки.
За последние годы был предпринят ряд мер, направленных на поиск и отработку механизмов, ведущих к необходимым системным позитивным изменениям в системе образования области в реализации молодежной политики.
Это прежде всего касается совершенствования структуры и содержания общего образования через введение федерального компонента государственного образовательного стандарта, нового базисного учебного плана, введение профильного обучения на старшей ступени школы. Успешно идет эксперимент по введению единого государственного экзамена, заложены основы для активного использования современных информационно-коммуникативных технологий в образовательной практике. Развиваются модели реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, идет создание территориальных школьных объединений и культурных образовательных центров.
Создана основа для будущего обновления и пополнения кадрового корпуса отрасли. Активно развиваются семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ведется целенаправленная работа по интеграции учреждений профессионального образования разного уровня, по открытию новых направлений подготовки, востребованных на рынке труда. В целях повышения доступности дошкольного образования успешно развивают вариативные формы оказания услуг в сфере дошкольного образования путем создания групп кратковременного пребывания при дошкольных учреждениях и учреждениях общего образования и т.д.
Достигнуты определенные позитивные изменения в решении молодежных проблем, сделаны первые шаги по обеспечению молодых семей жильем через систему субсидирования ипотечного строительства, сложилась система поддержки способной учащейся, студенческой молодежи, активно развивается движение студенческих строительных отрядов, расширяется сфера их деятельности.
Новый импульс процессам модернизации образования придал приоритетный национальный проект "Образование". Успешная реализация областной целевой программы "Приоритетный национальный проект "Образование" в Курганской области в 2006 - 2007 годах" позволила следующее:
- повысилась инновационная активность школ. В 2006-2007 годах 133 школы области приняли участие в федеральном конкурсе по реализации инновационных программ развития, 48 из них попали в федеральный список 2000 лучших школ России. В целях дополнительной стимуляции школ к инновационной деятельности по приоритетным направлениям развития региональной системы образования проведен областной конкурс школ по 5 номинациям: "Школа -- центр здоровья", "Школа трудового воспитания и профессионального самоконтроля", "Школа - центр социума", "Школа успеха", "Школа психологического комфорта". В областном конкурсе приняли участие 102 школы;
- возросла творческая активность учителей, их стремление овладеть современными эффективными педагогическими технологиями. В 2006 - 2007 годах 160 учителей области в числе 10 000 лучших учителей России получили денежные поощрения из федерального бюджета. Всего в конкурсе участвовало 345 учителей.
В областном фестивале педагогического мастерства приняли участие более 100 классных руководителей, мастеров производственного обучения и педагогов дополнительного образования. Проведенные конкурсы позволили выявить новые адреса передовой педагогической практики.
- расширились возможности использования ресурсов сети Интернет. Все школы Курганской области к 1 января 2008 года будут подключены к сети Интернет. Завершается массовая подготовка учителей в качестве пользователей компьютеров через тьютерскую систему. Начата масштабная работа по подготовке учителей к использованию современных информационных коммуникативных технологий в учебной и воспитательной работе;
- осуществлена целенаправленная работа по выявлению и поддержке способных, талантливых детей и молодежи.
В 2007 году в различных предметных олимпиадах школьников приняли участие свыше 2,5 тысяч учащихся 4 - 11 классов. 36 обучающихся общеобразовательных учреждений приняли участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников, 6 из них стали дипломантами. 50 школьникам и 70 молодым людям вручены премии Правительства Курганской области за высокие достижения в обучении, профессиональной и общественной деятельности. 38 студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования являются стипендиатами Правительства Курганской области.
В летний оздоровительный период свыше 100 одаренных детей отдохнули в оздоровительных лагерях на профильных сменах.
- значительно улучшилась ситуация с организацией подвоза обучающихся к месту обучения;
Сегодня 87, 2% детей из числа нуждающихся в подвозе к месту учебы доставляются на школьных автобусах, в основном приобретенных в период с 2002 по 2006 годы.
- наметилась устойчивая тенденция по оснащению школ учебно-лабораторным оборудованием;
За два года реализации приоритетного национального проекта "Образование" в школах области поставлено учебного оборудования, учебно-методической литературы более чем на 65 млн. рублей.
В 2006 - 2007 годах в рамках нацпроекта "Образование" за счет средств федерального бюджета получено более 100 комплектов кабинетов физики, химии, биологии, географии. Все это позволяет значительно повысить практическую направленность обучения.
- накоплен определенный опыт участия общественности в оценке деятельности образовательных учреждений, учителей благодаря их активному участию в различных конкурсных процедурах в качестве экспертов;
- конкурсный отбор школ и учителей позволил сформировать набор критериев, признанный всей страной, который определил некий образец современной хорошей школы, хорошего учителя, классного руководителя и тем самым выстроил эффективный механизм стимулирования в системе общего образования.
В то же время проводимая работа не всегда носит систематический характер, направленный на достижение качественного социально-педагогического результата. Отсутствие достаточных финансовых средств не позволяет в полной мере оказывать эффективную адресную поддержку "точек роста", снижает мотивацию к высокоэффективной педагогической деятельности. Недостаточная сформированность институтов гражданского общества ограничивает использование потенциала общественных ресурсов в решении проблем образования, тормозит развитие социального партнерства. Выявленные в ходе реализации национального проекта образцы инновационной практики недостаточно используются для внедрения в массовую педагогическую практику. Мероприятия предыдущей программы не были распространены на сферу дошкольного и профессионального образования. В этих сферах имеется ряд проблем, которые наиболее эффективно решаются программными средствами.
Все вышесказанное предопределяет необходимость дальнейшей углубленной работы по реализации приоритетного национального проекта "Образование", определив в качестве главной цели - достижение социально-педагогических результатов, главные из которых - повышение качества образовательных услуг, рост удовлетворенности населения сферой образования.
Настоящая программа направлена на повышение эффективности реализации приоритетного национального проекта "Образование" на территории Курганской области. По своим параметрам она соответствует требованиям федеральных нормативных правовых актов, принятых в целях реализации приоритетного национального проекта "Образование", и учитывает социально-экономические особенности Курганской области.
II. Цель, задачи, основные направления и прогнозируемые результаты реализации приоритетного национального проекта "Образование" в Курганской области в 2008 - 2010 годах
Цель: Повышение качества образовательных услуг путем выявления и поддержки лучших образцов образовательной деятельности и внедрения их в массовую педагогическую практику.
Задачи:
1. Стимулирование массовой педагогической практики к творческой инновационной деятельности путем выявления и поддержки лучших образцов образовательной деятельности.
2. Стимулирование созидательной активности молодежи путем выявления и поддержки способной и талантливой молодежи.
3. Создание условий для получения качественного образования путем оснащения образовательных учреждений современным учебно-методическим, учебно-производственным оборудованием.
4. Обеспечение рационального и эффективного использования средств, инвестируемых в систему образования.
5. Повышение эффективности воспитательной функции образовательных учреждений.
6. Совершенствование образовательной деятельности с использованием информационных компьютерных технологий.
Основные направления:
1. Стимулирование образовательных учреждений к активной реализации инновационных образовательных программ.
2. Развитие мотивации к качественному педагогическому труду.
3. Укрепление учебно-материальной базы образовательных учреждений.
4. Обеспечение государственных гарантий доступности общего образования.
5. Усиление воспитательной функции образовательных учреждений.
6. Поддержка способной и талантливой молодежи.
7. Информатизация образовательных учреждений, внедрение современных образовательных технологий с использованием информационных компьютерных средств.
8. Организационно-методическое сопровождение реализации приоритетного национального проекта "Образование".
Постановлением Правительства Курганской области от 26 ноября 2007 г. N 487 абзац 4 раздела II настоящего приложения изложен в новой редакции
Прогнозируемые результаты:
1. Увеличение числа образовательных учреждений, имеющих статус федеральной, областной и муниципальной инновационной площадки, на 20 %.
2. Увеличение доли педагогических работников, использующих современные педагогические технологии, до 10 %.
3. Повышение уровня обеспеченности школ учебно-лабораторным оборудованием на 15 %.
4. 100 % обеспечение нуждающихся школьников подвозом к месту учебы.
5. Преодоление тенденции роста числа несовершеннолетних, совершивших преступления.
6. Увеличение числа молодых людей, участвующих в системе мероприятий по выявлению и поддержке талантливой молодежи, на 20 %.
7. Увеличение доли педагогических работников, применяющих информационно-коммуникативные технологии, до 30 %.
III. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы включает использование комплекса организационных, педагогических и экономических мер, предусматривающих:
- совершенствование нормативной правовой базы сферы образования с целью обеспечения развития системы образования Курганской области;
- максимальную мобилизацию внутренних ресурсов сферы образования, оптимизацию ее экономических и управленческих механизмов;
- привлечение общественных ресурсов, осуществление широкого социального партнерства в сфере образования;
- конкурсный отбор инновационных проектов, претендующих на использование средств федерального и областного бюджетов;
- системный мониторинг хода реализации программных мероприятий.
Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов:
- перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий Программы;
- сетевых планов-графиков реализации программных мероприятий;
- координационного плана совместных действий исполнительных органов государственной власти Курганской области, осуществляющих отраслевое и межотраслевое управление, и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
- договоров о сотрудничестве в сфере образования между Главным управлением образования Курганской области и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области;
- соглашений о взаимодействии по реализации приоритетного национального проекта "Образование" между Главным управлением образования Курганской области и администрациями муниципальных районов (городских округов) Курганской области;
- соглашений с Министерством образования и науки Российской Федерации Федеральным агентством по образованию по вопросам финансирования Программы.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Информационные ресурсы. Создание региональных и муниципальных информационных ресурсов путём проведения статистического наблюдения, инспекционного контроля, социологических исследований и экспертизы инновационной деятельности с целью определения степени выполнения программных мероприятий, уровня достижения прогнозируемых результатов и качества результатов образовательного процесса.
Финансовые ресурсы. Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию Программы составит 907,447 млн. руб., из них средства федерального бюджета (по согласованию) - 387,604 млн. руб., средства областного бюджета - 516,843 млн. руб., в том числе за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований - 425,703 млн. руб.
Финансирование программных мероприятий осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год. Расчётные объёмы финансирования приведены в приложении 2 к Программе.
Кадровое обеспечение. В процессе реализации Программы намечается формирование необходимого состава специалистов органов управления образованием, сотрудников методических служб, педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, способных осуществить эффективные проекты в сфере образования. Предполагается дальнейшее развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования.
V. Организационное управление Программой и контроль за ходом её реализации
Координацию деятельности по реализации приоритетного национального проекта "Образование" на территории Курганской области осуществляет коллегиальный орган - областной Совет по приоритетному национальному проекту "Образование", создаваемый распоряжением Правительства Курганской области.
Координацию работ по реализации Программы организует Главное управление образования Курганской области, которое:
- разрабатывает сетевые планы-графики по реализации Программы;
- организует и проводит конкурсный отбор общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, лучших учителей и кандидатов Курганской области на премии для поддержки талантливой молодежи;
- обеспечивает реализацию программных мероприятий;
- при необходимости вносит предложения по корректировке целевых показателей, сроков и объёмов ресурсов по Программе.
Правительство Курганской области в конце каждого года заслушивает отчет исполнителей Программы о выполнении мероприятий Программы.
VI. Оценка социально-экономической эффективности программы
По-видимому, в тексте заголовка допущена опечатка. Слова "эффективности программы" следует читать как "эффективности Программы"
Эффективность Программы складывается из социально-педагогических показателей, получаемых в результате реализации программных мероприятий:
- в управлении образованием: создание системы государственно-общественного управления образованием;
- в условиях образовательной деятельности: создание кадровых, научно-методических и мотивационных условий реализации приоритетов государственной образовательной политики;
- в образовательном процессе: внедрение современных педагогических технологий, в т.ч. информационно-коммуникационных;
- в результатах образовательной деятельности: повышение уровня учебных достижений обучающихся, снижение показателей асоциального поведения детей и молодёжи, повышение степени удовлетворенности жителей Курганской области качеством образовательных услуг.
Конкретные показатели эффективности реализации Программы отражены в разделе II данной Программы "Цель, задачи, основные направления и прогнозируемые результаты реализации приоритетного национального проекта "Образование" в Курганской области в 2008 - 2010 годах".
Заместитель Губернатора Курганской области- |
А.Г. Мазеин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.