Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 16 сентября 2003 г. N 278 "Об областной целевой Программе "Сокращение уровня бедности в Курганской области на период до 2010 года"

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области - директора департамента экономического развития и инвестиций Курганской области Болтнева Н.И.

 

Губернатор
Курганской области

О.А. Богомолов

 

Паспорт
областной целевой Программы "Сокращение уровня бедности в Курганской области на период до 2010 года"

 

Наименование            - Областная целевая Программа "Сокращение  уровня
Программы                 бедности в Курганской области на период до 2010
                          года"

 

Основание для           - Федеральный закон "О государственной социальной
разработки                помощи"    от   17 июля   1999 года    N 178-ФЗ
                          Распоряжение  Губернатора области от 6 мая 2002
                          года N 129-р "О разработке долгосрочной целевой
                          областной программы "Сокращение уровня бедности
                          в Курганской области на период до 2010 года"

 

Заказчик Программы      - Администрация     (Правительство)    Курганской
                          области

 

Основные разработчики   - Департамент     экономического    развития    и
Программы                 инвестиций    Курганской    области,    Главное
                          управление     социальной    защиты   населения
                          Курганской области

 

Цели и задачи           - Целями Программы являются:
Программы                 - рост реальных денежных  доходов и  сокращение
                          уровня бедности населения;
                          - содействие   адаптации   граждан  к  рыночным
                          условиям хозяйствования.
                          Основными задачами Программы являются:
                          - содействие массовому  созданию  новых рабочих
                          мест   в   сельскохозяйственном   производстве,
                          промышленности, сфере услуг;
                          - создание условий, стимулирующих выход из тени
                          "серой" части экономики;
                          - проведение   организационных  мероприятий  по
                          поддержке  и  развитию  инициативы  безработных
                          граждан   по   созданию   собственного  дела  и
                          предпринимательской деятельности;
                          - создание       условий     для    обеспечения
                          жизнедеятельности, повышение уровня и улучшения
                          качества жизни семьи, поддержки семьи, особенно
                          молодой,  с  целью  развития  и  реализации  ее
                          потенциала самообеспечения;
                          - государственное стимулирование  малого, в том
                          числе  семейного предпринимательства, различных
                          форм   самозанятости,   ведение   долгосрочного
                          льготного потребительского кредитования молодых
                          семей, семей с несовершеннолетними детьми;
                          - выявление  граждан  и  семей,  находящихся  в
                          трудной    жизненной    ситуации   и   оказание
                          социальной помощи;
                          - обеспечение социальной стабильности;
                          - адресная поддержка малоимущих граждан;
                          - развитие  новых    социальных      технологий
                          поддержки семьи:     сети    специализированных
                          учреждений  социального   обслуживания   семьи,
                          детей и     молодежи,    расширение     перечня
                          оказываемых ими социальных  услуг,  в том числе
                          консультативных  по   профилактике  социального
                          неблагополучия, выходу из кризисных   ситуаций,
                          социально-психологической   адаптации  к  новым
                          условиям;
                          - адресность в распределении бюджетных средств.

 

Этапы и сроки           - Первый этап 2004 - 2005 годы
реализации Программы      Второй этап 2006 - 2010 годы

 

Объемы и источники      - 60,95 млн. руб. - областной бюджет
финансирования Программ

 

Система контроля за     - Контроль за реализацией и исполнением Программы
исполнением Программы     осуществляет    Администрация   (Правительство)
                          Курганской области (координатор Программы).
                          Координатор Программы   ежегодно  уточняет  ход
                          выполнения  мероприятий, финансовое обеспечение
                          и    затраты.   Ответственные   за   реализацию
                          Программы     ежегодно    отчитываются    перед
                          координатором    о    выполнении   мероприятий,
                          заложенных  в  программе. Проводятся выборочные
                          проверки о ходе их выполнения.
                          Ежегодно, по результатам  реализации  Программы
                          Информационно-аналитическим         управлением
                          Администрации     (Правительства)    Курганской
                          области  готовится  и  публикуется  в областной
                          общественно-политической   газете  "Новый  мир"
                          доклад  "О  состоянии  и  мерах  по  сокращению
                          социального неравенства, преодолению бедности в
                          Курганской области".

 

Ожидаемые конечные      - Реализация    мероприятий,      предусмотренных
результаты Программы      Программой, позволит:
                          - увеличить количество рабочих мест в экономике
                          области;
                          - увеличить   число граждан    и  домохозяйств,
                          занимающихся предпринимательской  деятельностью
                          и собственным делом;
                          - сократить число незанятого населения;
                          - отработать   систему   адресной    социальной
                          поддержки малообеспеченных слоев населения;
                          - снизить уровень бедности.

 

Введение

 

Сокращение реальных доходов населения и увеличение неравенства в доходах стали главными тенденциями динамики уровня жизни граждан Российской Федерации и Курганской области на протяжении последних десяти лет, результатом чего стало беспрецедентное повышение численности бедных.

Официальный подход к определению бедности базируется на понятии абсолютной бедности, так что линия бедности соответствует прожиточному минимуму (далее ПМ), который представляет собой минимальные стандарты потребления.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) оценивает уровень бедности, используя субъективные оценки населения в целом. Регулярные обследования домашних хозяйств отмечают уровень доходов, отделяющий бедные семьи от не бедных, как это оценивают респонденты. Опросы ВЦИОМ показывают, что средние оценки населением прожиточного уровня превышают официальные оценки бедности. Население не связывает прожиточный минимум с бедностью, респонденты оценивают уровень бедности на треть ниже, чем величина ПМ. Это означает, что

- российское население в основном очень бедное и готово мириться с лишениями;

- ПМ воспринимается населением как средний жизненный стандарт, что также свидетельствует о бедности общества в целом;

- структура потребления бедных в значительной части зависит от потребления в натуральной форме. Официальные оценки не учитывают этого обстоятельства, которое, однако, присутствует в массовом сознании и воздействует на оценки бедности в денежной форме.

Как известно, субъективные оценки уровня бедности тем выше, чем выше собственные доходы респондента. Следовательно, для того, чтобы понять природу бедности и определиться в стратегии ее преодоления, важно разделить различные группы бедных в соответствии с относительным уровнем их субъективных и официальных оценок.

Бедность является следствием многих взаимосвязанных факторов, среди которых особо выделяются:

- экономические (падение доходов населения, высокая их дифференциация, низкая заработная плата, безработица);

- социальные (инвалидность, старость, социальное расслоение, детская безнадзорность);

- демографические (неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда);

- политические (распад страны, разрыв межрегиональных связей, нарушение властной вертикали, военные конфликты, вынужденная миграция);

- регионально-географические (депрессивные, монопромышленные территории, дотационные регионы с низким экономическим потенциалом).

Отличительной чертой современного этапа развития является то, что на фоне социальной бедности с традиционными категориями населения - многодетными семьями, неполными семьями с детьми, семьями с высокой нагрузкой иждивенцев, одинокими пенсионерами, инвалидами - растет "экономическая бедность", когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально-приемлемый уровень благосостояния из-за низкой заработной платы или задержек с ее выплатой.

Изменение профиля бедности, а именно проявление категории "новых бедных" или "работающей бедноты", связано, в первую очередь, с невысокими конкурентными позициями отечественного производства.

Таким образом, причины настоящей бедности состоят, прежде всего, в вялой адаптации региональной экономики к рыночным условиям, неконкурентоспособности ряда отраслей, производств, низкой производительности труда и слабой его организации, превалировании низкооплачиваемых рабочих мест.

Анализируя особенности российской бедности, нельзя не учитывать характерные для переходного периода страны экономические факторы, сыгравшие сглаживающую роль в условиях падения промышленного производства и стагнации экономики.

Во-первых, это рост неформального, т.е. не фиксируемого официальной статистикой, сектора экономики, который сегодня составляет, по оценкам, до 40% открытой экономики.

Низкие размеры официально начисленной заработной платы сочетаются с неформальными заработками. По данным экспертов международной организации труда (МОТ), даже на официально зарегистрированных предприятиях и организациях у пятой части работников фактическая зарплата превышает величину, формально определяемую условиями трудового соглашения, причем различия варьируют от двух до двадцати раз.

Другой дополнительный источник поддержки доходов и уровня жизни российских семей, ставший традиционным для российской экономики - личное подсобное хозяйство, удельный вес которого в валовой продукции всего сельского хозяйства, а также в совокупных доходах населения, начиная с 1991 года, имеет тенденцию к росту.

В целом приоритеты стратегии содействия сокращения бедности во многом определяются тем, какие группы населения отличаются повышенным риском бедности и кто составляет большинство бедного населения. В общей системе мер, направленных на смягчение бедности, приоритетными будут те, которые, во-первых, способствуют выведению из бедности наиболее многочисленных категорий бедных семей, во-вторых, направлены на поддержку наиболее бедных групп населения. Для выявления таких групп в Программе используется показатель попадания различных типов домохозяйств в категорию бедных домохозяйств (доля бедных) и показатель дефицита доходов, который позволяет определить глубину бедности и те типы домохозяйств, которые вносят наибольший вклад в общую бедность.

 

1. Содержание проблемы и технико-экономическое обоснование необходимости ее решения программными методами

 

Согласно официальным статистическим данным, в Курганской области в 2002 году реальные располагаемые денежные доходы населения составляли 22 % уровня 1991 года. Повышение денежных доходов на протяжении последнего десятилетия зафиксировано дважды - в 1993 году и в 1997 году. Экономический кризис 1998 года оборвал тенденцию повышения реальных доходов, однако, начиная с 2000 года возобновилась позитивная динамика средних доходов. В 2001 году в связи со значительным ростом уровня инфляции реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 3,7 %, за 2002 г. - на 8,8 %.

Несмотря на то, что ряд показателей основных доходов населения в 2001 - 2002 гг. стали выглядеть лучше относительно предыдущих лет, низкие доходы и бедность являются по-прежнему одной из самых острых социальных проблем Курганской области.

Анализ состояния дел по изучаемой проблеме дает следующую картину.

Проблема бедности в Курганской области имеет наряду с общими, общероссийскими, и собственные, специфические черты.

Одной из самых опасных тенденций является все большее снижение доли оплаты труда в общем объеме денежных доходов - с 47,5 % в 1995 году до 39,3 % в 2002 году. Тенденция снижения доли оплаты труда обусловлена рядом обстоятельств. В период рыночных преобразований появились новые источники доходов, значительные масштабы приобрели доходы от скрытой (неформальной) экономической деятельности, имеет место сокрытие оплаты труда. В 2002 году доля доходов из прочих источников увеличилась до 22,9 % (в 1995 г. - 15,6 %), в составе которых объединены доходы различных источников: теневая экономика, сокрытые доходы в различных секторах экономики и т.д. В Курганской области средняя заработная плата с учетом выплат социального характера в 2002 году обеспечивала 1,5 среднероссийского прожиточного минимума - это ниже, чем в других областях Уральского федерального округа.

Ограничение сферы прямого воздействия государства на оплату труда работников предприятий и организаций различных форм собственности, расширение прав предприятий и организаций в решении вопросов оплаты труда и дополнительных расходов, связанных с содержанием рабочей силы, создали предпосылки для усиления межотраслевой дифференциации заработной платы.

По-прежнему сохранились высокие темпы роста среднемесячной заработной платы работников отраслей финансов и кредитования, транспорта, органов управления. В 2002 году она превысила среднеобластной уровень соответственно в 2,3; 1,6; 1,4 раза.

Самая низкая величина оплаты труда сохранилась в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и искусства, образования, лесном хозяйстве. Если, в 1995 году межотраслевой размах вариации максимального и минимального значений среднемесячной заработной платы составлял 3,4 раза (629 руб. на транспорте и 186 руб. в учреждениях образования), то в 2002 году - 5,2 раза (6547 руб. в финансовой деятельности, кредитовании и 1258 руб. в сельском хозяйстве).

Существенное влияние на уровень бедности играет неравномерность выплат и задолженность по заработной плате. Общий объем задолженности по выплате заработной платы на 1 января 2003 года составил 281 млн. руб. (на 1 января 2002 года - 357,7 млн. руб.).

В составе денежных доходов значительное место занимали социальные трансферты. В структуре социальных трансфертов в 2002 году основную долю (78 %) занимали пенсии.

На начало 2003 года численность пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, составила 285 тыс. человек. Удельный вес пенсионеров в общей численности населения - 26,7 %, из них 95,2 % - пенсионеры, получающие трудовые пенсии, 4,8 % - социальные пенсии, 0,3 % - пенсионеры-военнослужащие.

Средний размер месячной пенсии (с учетом компенсации) составил в декабре 2002 года 1386,1 руб., что в 1,2 раза выше показателя 2001 года в результате проведенных в 2002 году индексаций пенсий всем пенсионерам. Несмотря на неоднократное повышение пенсий, их уровень остается значительно ниже величины средней заработной платы.

Одной из групп населения, имеющих фиксированные доходы, являются студенты. В 2002 году из бюджета выплачено стипендий студентам ВУЗов, учащимся техникумов и других учебных заведений в сумме 54,4 млн. руб. Приведенные данные свидетельствуют о том, что студенты являются наиболее социально незащищенными, так как величина стипендии в процентах к заработной плате на протяжении последних лет снижается и не достигает даже третьей части прожиточного минимума.

 

Пенсия, заработная плата и прожиточный минимум по Курганской области

 

                                     (руб., 1995 - 1997 гг. - тыс. руб.)*
Период
(декабрь)
Средняя
пенсия
Средняя зара-
ботная плата
Бюджет прожито-
чного минимума
Отношение к ПМ
средней
пенсии
Средней зарабо-
тной платы
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
229
324
314
322
412
724
1108
1386
518
699
917
978
1422
1861
2903
3170
291
313
323
552
801
844
1181
1816
0,8
1,03
0,97
0,58
0,51
0,86
0,85
0,76
1,78
2,23
2,84
1,77
1,77
2,2
2,45
2,04

 

Принятие федеральных нормативных правовых актов не смогло изменить ситуацию по улучшению жизненного уровня беднейшего населения. Сохраняющийся разрыв между уровнем средней заработной платы, пенсии и величиной прожиточного минимума не достиг даже докризисного уровня.

Неравномерность в распределении доходов. Наиболее ярко этот процесс характеризует соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения. Если в 1997 г. это соотношение по Курганской области составляло 17,6 раз, то в 2002 г. - 12,5 раз. Несмотря на то, что степень дифференциации денежных доходов снизилась, по-прежнему распределение общего объема денежных доходов населения области происходит в пользу наиболее высокодоходных слоев. В 2002 году на долю 10 % наиболее обеспеченного населения приходилось 28 % общего объема денежных доходов, а на долю 10 % наименее обеспеченного населения - 2,3 %. Таким образом, если 10% населения с наибольшими доходами могут поддерживать свою жизнедеятельность на социально-приемлемом для современного человека уровне, потребляя расширенный объем социальных благ (покупать одежду и обувь, приобретать товары длительного пользования, в частности телерадиоаппаратуру, мебель, предметы для отдыха и увлечений, оплачивать образовательные, медицинские услуги, пассажирского транспорта, посещать кафе и рестораны), то в 10 % группе населения с наименьшими доходами уровень потребностей деформировался настолько, что они находятся на грани "выживания".

Уровень жизни населения находится в прямой зависимости от степени развития материального производства, экономики в целом. Соседи по Уральскому региону имеют развитую промышленность и богатые месторождения полезных ископаемых. В Курганской области в большей степени сохраняется зависимость от размера и своевременности поступлений дотаций из федерального бюджета. Поэтому по многим показателям уровень жизни населения Курганской области еще долго будет находится ниже уровня соседних областей. Так, доход одного жителя Тюменской области в 2002 году превысил доход зауральца в 3,7 раза, среднедушевые доходы в Челябинской области, Свердловской области были выше в 1,5 раза.

Региональный аспект бедности обусловлен целым рядом причин, среди которых:

- разный экономический потенциал регионов;

- преобладание в регионе нерентабельных предприятий и организаций депрессивных секторов экономики;

- низкая способность населения адаптироваться к новому типу экономических отношений;

- неудовлетворительная структура занятости.

 

Денежные доходы в расчете на одного жителя областей Уральского Федерального округа

 

                                      (руб. в месяц, 1997 г. - тыс. руб.)
  1997 1998 1999 2000 2001 2002 2002 в % к 2001
Курганская область
Свердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Россия
521
846
2209
737
934
528
823
2129
741
999
874
1329
3266
1295
1609
1198
1771
4905
1883
2159
1578
2404
6944
2374
2878
2280
3812
8412
3039
3887
144,4
158,6
121,1
120,8
135,0

 

Систематически проводимое Администрацией (Правительством) Курганской области наблюдение позволяет в динамике описать социально-экономическую ситуацию в области и выбрать основные точки для продолжения более детального исследования проблем бедности в рамках разрабатываемой программы.

Исследования показали, что на протяжении всего анализируемого периода самыми актуальными неуклонно остаются социально-экономические проблемы:

дороговизна жизни, малый размер получаемого дохода. На втором месте - социальные и молодежные проблемы: тревога за будущее детей, рост преступности, наркомания и алкоголизм. Население больше озабочено проблемами личного плана, даже такие социальные проблемы, как рост преступности, наркомания и алкоголизм воспринимаются через призму угрозы для личного благополучия.

Анализ показателей динамики самооценок материального положения участников исследований показал, что в области в последние два года происходит постепенное увеличение числа среднеобеспеченных граждан и уменьшение доли малообеспеченных. Положительная динамика складывается в определенной мере в связи с повышением размера зарплаты в бюджетной сфере и социальных пособий, а также за счет психологической адаптации к новым условиям жизни и работы. Однако когорту малоимущих формируют 32,5 % опрошенных, т.е. почти каждый третий.

По итогам мониторинга общественного мнения, в 2001 году в Курганской области было впервые зафиксировано превышение численности когорты среднеобеспеченных и обеспеченных респондентов над малообеспеченными. Положительная динамика по данному показателю сохранилась и в 2002 году.

Таким образом, проблемы бедности населения Курганской области имеют различную природу, и их решение требует комплексного подхода, основным механизмом которого станет разработка и реализация областной целевой программы.

Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы из областного бюджета за весь период, составляет 60,95 млн. руб.

 

Расходы областного бюджета на реализацию Программы (млн. руб.)

 

  2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Всего
Разработка системы монито-
ринга уровня жизни в Курган-
ской области:
Статистический мониторинг
Социологический мониторинг

Формирование системы показа-
телей в модуле "Уровень жиз-
ни" подпрограммы "АРМ Губер-
натора"

Обучение представителей сто-
рон социального партнерства.
Информационное обеспечение
колдоговорного регулирования

Развитие социальных служб

Создание реабилитационных
центров для детей с ограни-
ченными возможностями

Развитие социального обслу-
живания семьи и детей

Итого



0,3
0,07

0,11




0,05




19,48

1,0



4,28


25,29



0,3
0,07






0,05




16,92

1,0



0,88


19,22



0,3
0,07






0,05




3,18

1,0



0,08


4,68



0,3
0,07






0,05




1,15

1,0



0,04


2,61



0,3
0,07






0,05




1,82

1,5



0,04


3,78



0,3
0,07






0,05




0,43

1,5



0,04


2,39



0,3
0,07






0,05




2,02

0,5



0,04


2,98



2,1
0,49

0,11




0,35




45,00

7,5



5,4


60,95

 

2. Основные цели и задачи Программы

 

Целями Программы являются:

- рост реальных денежных доходов и сокращение уровня бедности населения;

- содействие адаптации граждан к рыночным условиям хозяйствования.

 

Основными задачами Программы являются:

- содействие массовому созданию новых рабочих мест в сельскохозяйственном производстве, промышленности, сфере услуг;

- создание условий, стимулирующих выход из тени "серой" части экономики;

- проведение организационных мероприятий по поддержке и развитию инициативы безработных граждан по созданию собственного дела и предпринимательской деятельности;

- создание условий для обеспечения жизнедеятельности, повышение уровня и улучшение качества жизни семьи, поддержки семьи, особенно молодой, с целью развития и реализации ее потенциала самообеспечения;

- государственное стимулирование малого, в том числе семейного предпринимательства, различных форм самозанятости, введение долгосрочного льготного потребительского кредитования молодых семей, семей с несовершеннолетними детьми;

- выявление граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и оказание социальной помощи;

- обеспечение социальной стабильности;

- адресная поддержка малоимущих граждан;

- развитие новых социальных технологий поддержки семьи: сети специализированных учреждений социального обслуживания семьи, детей и молодежи, расширение перечня оказываемых ими социальных услуг, в том числе консультативных по профилактике социального неблагополучия, выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям;

- адресность в распределении бюджетных средств.

 

3. Стратегия реализации Программы

 

Чтобы сформулировать долгосрочную стратегию борьбы с бедностью, прежде всего, необходимо решить ряд методологических вопросов. Разработка стратегии борьбы с бедностью возможна только на базе достоверной информации о масштабах бедности на уровне области и поселений. При значительном обострении процессов социальной стратификации стало труднее среднестатистическими показателями отслеживать реальную картину уровня жизни населения.

Поэтому на первый план выдвигается задача дифференцированного подхода к изучению уровня производства и благосостояния различных групп населения. Это практически невозможно без системы мониторинга бедности и разработки методик статистического и социологического мониторинга.

Для улучшения качества статистической информации требуется решение следующих задач:

1. Создание репрезентативных районных выборок для бюджетных обследований и увеличение численности респондентов в районах, где объем выборки недостаточен для анализа уровня жизни. Источником финансирования могут стать областной и районные бюджеты, т.к. администрации муниципальных образований нуждаются в достоверном определении границ бедности и реальной численности населения с низкими доходами, что позволит оптимизировать расходование бюджетных средств на адресную социальную защиту.

2. Необходимо разработать методики объективной оценки доходов от личного подсобного хозяйства и в соответствии с ними установить нормативы доходов от личного подсобного хозяйства (ЛПХ) для оказания адресной социальной поддержки малообеспеченных категорий населения.

3. Нуждаются в уточнении границы бедности отдельно для крупных и средних городов, сельской местности и малых городов. Для этого необходимо разработать и внедрить в качестве эксперимента расчет прожиточного минимума отдельно для первой и второй группы территорий (города и села), т.к. имеются существенные региональные различия по расходам.

Социологические опросы показали, что большинство опрошенных видят причины бедности в несовершенстве социальной организации, т.е. возлагают ответственность за бедность в стране не на личностные, а на структурные факторы.

Население все больше воспринимает бедность как неизбежную, предопределенную в пределах нашей страны форму жизни. Бедным свойственен целый ряд черт, парализующих их активность: низкое чувство возможного (низкая надежда), ожидание негативных результатов и пессимистический стиль поведения, неверие в справедливость, низкая самооценка личности, влияющая на уровень притязаний и мотивации. Выявлено, что субкультура бедности постоянно воспроизводит экономическую недостаточность из поколения в поколение. Поэтому такая субкультура является серьезной социальной проблемой.

Таким образом, социальный опыт и навыки преодоления материальных трудностей у бедных неэффективны и ориентированы на выживание, а не на преодоление бедности. Надо менять характеристики бедных - влиять на мотивацию, социализацию, повышать образовательный и квалификационный уровень.

Базовой стратегий* снижения уровня бедности является рост заработной платы, занятости, снижения неравенства в распределении доходов и адресная поддержка наименее обеспеченных домохозяйств на основе учета их доходов. Для районов разного типа необходима разработка собственных приоритетов в реализации базовой стратегии.

Для домохозяйств, где работающие члены семьи заняты только в бюджетной сфере, основную роль должна играть общефедеральная политика повышения заработной платы занятых в отраслях бюджетной сферы.

Для депрессивных регионов, к числу которых относится Курганская область, необходима федеральная программа поддержки с особыми статьями расходов на профессиональную переподготовку, пособия по безработице и бедности. Выход из кризиса и рост занятости в депрессивных территориях также затруднен инерцией сложившейся не рыночной структуры экономики.

При реализации мер по сокращению бедности необходимо более точно определить уровни управления, ответственные за решения конкретных задач, как по профилактике бедности, так и по ее снижению.

Решение проблемы на первом этапе видится в более высоком уровне социальной защиты населения, формировании организационных и финансовых основ создания новых и сохранения существующих рабочих мест. Актуальной остается задача разработки объективного и формализованного механизма распределения бюджетных расходов на социальные нужды. Без решения проблемы несоответствия расходных полномочий и доходной базы муниципальных бюджетов невозможно реализовать адресный принцип социальной политики в регионе.

Стратегия содействия сокращению бедности является приоритетом социально-экономического развития Курганской области. В этой связи важно выделить три ключевых направления.

1. Создание условий для активной части населения зарабатывать достаточно для того, чтобы обеспечить себя и свою семью.

2. Сдерживание и предупреждение дальнейшего расширения масштабов бедности.

3. Создание эффективной системы поддержки социально-уязвимых групп населения и гарантий их недискриминационного доступа к бесплатным или дотационным социальным услугам.

Стратегия в области оплаты труда и усиления ее государственного регулирования. В соответствии с программными заявлениями Правительства РФ планируется в течение 2003, 2004 и 2005 гг. поэтапное увеличение минимального размера оплаты труда (МРОТ) с тем, чтобы довести его до уровня прожиточного минимума в 2005 - 2006 гг. Также предусматривается ряд мер по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетной сферы.

На региональном уровне необходимы мероприятия, направленные на совершенствование системы регулирования заработной платы на основе коллективных договоров и тарифных соглашений в системе социального партнерства и устранение на этой основе неоправданно высокой дифференциации в оплате труда по категориям работников, отраслям и территориям. В числе обязательных направлений совместных усилий участников трудового процесса необходимо создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих своевременную и в полном объеме выплату заработной платы.

Приоритетными направлениями в сфере государственного пенсионного обеспечения является повышение уровня и увеличение покупательной способности пенсий. Основной задачей в области пенсионной реформы является начало реализации с 2002 года уточненной программы пенсионной реформы, предусматривающей обеспечение равных прав всех возрастных групп при выходе на пенсию, снятие ограничений с верхней планки заработка, с которого начисляется пенсия, учет всего времени трудовой деятельности, разработку механизма сбережений и роста индивидуальных пенсионных накоплений.

Меры по совершенствованию системы социальной защиты населения и повышения ее адресности. Через систему социальной защиты населения оказывается помощь наиболее уязвимым категориям населения (малоимущим семьям, инвалидам, одиноким пенсионерам, беспризорным детям, вынужденным переселенцам). В соответствии с намечаемыми программными документами и положениями Правительства РФ в основу социальных реформ с целью концентрации ресурсов в пользу наиболее нуждающихся положен принцип представления социальной помощи преимущественно в адресной помощи и лишь тем домохозяйствам, фактическое потребление которых находится на уровне или ниже прожиточного минимума.

Бюджетные ресурсы для оказания адресной социальной помощи будут формироваться за счет сокращения безадресных субсидий производителям това-* численность сельской молодежи, подготовленной по состоянию здоровья к службе в рядах Российской армии.

Сократится детская смертность, в том числе младенческая и смертность сельского населения в трудоспособном возрасте, что позволит укрепить демографический и трудовой потенциал села.

В области физической культуры и спорта Программой предусматривается:

формирование минимально необходимой материально-технической базы для проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий путем реконструкции, капитального и текущего ремонта спортивных сооружений и баз, имеющихся на балансе сельскохозяйственных и других предприятий, общеобразовательных и культурных учреждений, органов местного самоуправления;

обеспечение непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп населения на всех этапах жизнедеятельности.

ГАРАНТ:

Пункты 3.1. - 3.3. в предоставленной копии документа отсутствует.

 

3.4. Развитие культурно-досуговой деятельности на селе

 

Целью мероприятий в области развития культуры является сохранение и развитие культурного потенциала сельских муниципальных образований, улучшение условий доступа различных групп сельского населения к культурным ценностям и информационным ресурсам.

В области развития культурно-досуговых учреждений предусмотрены следующие мероприятия:

сохранение и развитие сети сельских культурно-досуговых учреждений;

укрепление материально-технической базы и техническое перевооружение сельских культуно-досуговых учреждений;

перевод сельских киноустановок на видеопоказ, воспитательная работа среди населения средствами кино;

сохранение сети библиотек и развитие нестационарных форм обслуживания (библиотечных пунктов);

реализация комплекса мер по приобретению специального оборудования, автотранспорта, музыкальной, светотехнической, аудио и сценической аппаратуры и костюмов для сельских культурно-досуговых учреждений;

создание областной компьютерной базы данных в сфере культурно-досуговой деятельности вхождение в региональную и федеральную компьютерные сети;

ГАРАНТ:

Пункты 4 - 5 в предоставленной копии документа отсутствуют.

 

6. Механизм реализации Программы

 

Для организации работы по выполнению программных мероприятий координатор программы ежегодно уточняет с основными исполнителями-участниками программы сроки выполнения мероприятий, а также согласовывает объемы и источники финансирования. На их основе составляется бюджетная заявка требуемых объемов финансирования для включения в проект Закона Курганской области об областном бюджете на предстоящий год.

 

7. Организация управления Программой

 

Объектами управления в Программных мероприятиях являются традиционно уязвимые группы населения на рынке труда и, следовательно, по отношению к бедности:

- родители-одиночки (главным образом одинокие матери), воспитывающие несовершеннолетних детей;

- молодежь, не способная найти работу после окончания учебного заведения;

- безработные (особенно лица, не имеющие работы на протяжении длительного периода времени);

- работники старших возрастов, инвалиды, мигранты.

Дополнительными факторами, связанными с риском бедности, являются низкий уровень образования, недостаточный опыт работы, семейный статус.

Субъектами управления являются представители органов власти федерального, регионального и муниципального уровней в соответствии со своей компетенцией, работодатели, представители трудовых коллективов и профсоюзов.

На областном уровне ежеквартально данная программа рассматривается координатором программы.

Координатор программы ежегодно уточняет ход выполнения мероприятий, финансовое обеспечение и затраты. Ответственные за реализацию программы ежегодно отчитываются перед координатором программы о выполнении мероприятий, заложенных в программе. Проводятся выборочные проверки о ходе их выполнения. Ежегодно готовится и публикуются в СМИ доклад "О состоянии и мерах по сокращению социального неравенства, преодолению бедности в Курганской области".

 

8. Социально-экономическая эффективность Программы

 

Усовершенствование действующей нормативно правовой* базы по усилению адресной социальной помощи малоимущим семьям и гражданам позволит обеспечить согласование положений отдельных законодательных и иных правовых актов в области социальной защиты населения в рамках работы по развитию межбюджетных отношений.

К 2010 году планируется достигнуть уровень величины фонда оплаты труда в валовом региональном продукте равным 50 %, существенно сократить скрытые формы оплаты труда, последовательно сгладить необоснованно резкие различия заработной платы работников бюджетной сферы и других секретов экономики.

Создание и внедрение механизма саморегулирования рынков позволит преодолеть бюрократические препятствия развитию предпринимательской деятельности, развить рынки и повысить их эффективность, осуществить общественный контроль за действиями профессиональных участников рынка, защитить их законные права.

Реализация социальной политики в области повышения доходов и качества жизни населения Курганской области на 2004 - 2010 гг. приведет к:

- становлению современной рыночной идеологии (самообеспечение и самозарабатывание каждого трудоспособного для обеспечения достойного уровня жизни себе и своей семье, опора на собственные силы);

- созданию новых стимулов к труду и экономической деятельности (собственность, предпринимательство, самозанятость, земля);

- формированию цивилизованных механизмов распределения доходов (социальное партнерство, развитие объединений предпринимателей, акционерные и другие разнообразные формы участия в капитале, обязательное социальное страхование как независимая от бюджета форма социальной защиты);

- становлению системы экономической самозащиты (рыночно ориентированное гражданское законодательство, усиление экономической роли самоуправления в общественной самодеятельности, свобода перелива рабочей силы).

 

Руководитель аппарата -
начальник управления организационной работы
Администрации (Правительства) Курганской области

В.М. Достовалова

 

 

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 16 сентября 2003 г. N 278 "Об областной целевой Программе "Сокращение уровня бедности в Курганской области на период до 2010 года"


Текст постановления официально опубликован не был


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства Курганской области от 24 ноября 2008 г. N 503


Постановление Правительства Курганской области от 12 августа 2008 г. N 339