Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Правительства Курганской области
от 21 апреля 2008 г. N 135
"О целевой программе Курганской области
"Развитие конкуренции на продовольственном рынке Курганской области
на 2008-2010 годы"
Целевая программа
Курганской области "Развитие конкуренции на продовольственном рынке Курганской области на 2008-2010 годы"
16 декабря 2008 г.
Постановлением Правительства Курганской области от 16 декабря 2008 г. N 543 в паспорт настоящей целевой программы внесены изменения
Паспорт
целевой программы Курганской области "Развитие конкуренции на продовольственном рынке Курганской области на 2008-2010 годы"
Постановлением Правительства Курганской области от 16 декабря 2008 г. N 543 в раздел I настоящей целевой программы внесены изменения
I. Введение
Программа разработана в соответствии с Уставом Курганской области, Законом Курганской области "О прогнозах, концепциях, программах социально-экономического развития и целевых программах Курганской области".
Программа определяет государственную политику на продовольственном рынке Курганской области на период 2008-2010 годов, цели, задачи и направления развития организаций агропромышленного комплекса и организаций торговли Курганской области, а также финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
Агропромышленный комплекс является важнейшей отраслью экономики Курганской области, который в силу исторических и экономических условий призван обеспечивать население Курганской области разнообразными продуктами питания в объемах и ассортименте, достаточном для формирования правильного и сбалансированного питания. Производимые в Курганской области пищевые продукты должны быть высокого качества и конкурентоспособными на продовольственном рынке России.
Общенациональной задачей является доведение объемов производства продуктов питания до уровня, обеспечивающего душевое потребление продуктов питания в соответствии с рекомендуемыми нормами, при одновременном наращивании экспортного потенциала перерабатывающей промышленности.
Решение этих задач во многом зависит от создания устойчивой базы производства сельскохозяйственной продукции, оснащения производств современной техникой, внедрения принципиально новых, энергетически выгодных, экологически безопасных технологий, обеспечивающих глубокую, комплексную безотходную переработку сельскохозяйственного сырья.
II. Характеристика развития продовольственного рынка Курганской области
1. Характеристика развития сельского хозяйства Курганской области
Агропромышленный комплекс (далее - АПК) является важнейшим сектором экономики Курганской области, его доля в валовом региональном продукте составляет почти 20%, в сельской местности проживает 44% населения Курганской области.
Органами государственной власти и местного самоуправления Курганской области совместно с товаропроизводителями принимаются определенные меры по развитию сельского хозяйства: реализуются целевые областные программы по развитию сельского хозяйства Курганской области, осуществляются меры по повышению плодородия почв, рациональному использованию земельных ресурсов, привлечению инвестиций, техническому и технологическому перевооружению отрасли, финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Принимаемые меры позволили не только стабилизировать ситуацию в сельском хозяйстве, но и обеспечить устойчивый рост в отрасли. В 2005-2006 годах по сравнению с 2004 годом в сопоставимой оценке производство сельскохозяйственной продукции выросло на 22,7%.
С 2003-2006 годы удалось на 17% увеличить площадь обрабатываемой пашни, в 3 раза - внесение минеральных удобрений в расчете на 1 гектар посева сельскохозяйственных культур. В 2006 году валовой сбор зерна в весе после доработки составил 1509 тысяч тонн, по производству зерна на душу населения (1,5 тонны) Курганская область заняла 3 место в Российской Федерации.
Выполнение целевых программ Курганской области в животноводстве способствовало повышению продуктивности скота и птицы. Начиная с 2005 года в сельскохозяйственных организациях среднесуточные привесы крупного рогатого скота и птицы возросли в 1,3 раза, свиней - в 1,5 раза, яйценоскость кур-несушек увеличилась в 1,7 раза, надои от коровы - в 1,8 раза, до 3238 кг., стабилизировалось поголовье коров, лошадей, численность крупного рогатого скота возросла на 1,5%, овец и коз - на 18,8%, свиней - на 38,9%.
В 2005-2006 годах впервые с начала реформ в сельском хозяйстве Курганской области объемы ввода основных средств превысили их выбытие (списание, продажа и т.д.), а инвестиции возросли в 1,7 раза.
Улучшилось финансово-экономическое состояние товаропроизводителей. В 2006 году рентабельность сельскохозяйственных организаций составила 12,2%, получено 457 млн. рублей прибыли, 68% сельскохозяйственных организаций рентабельны, среднемесячная заработная плата одного работника в сельском хозяйстве выросла на 37%.
За 2005-2006 годы газифицировано свыше 3000 домов, построено и реконструировано 25 км водопроводов, введено 36 тысяч кв. м жилья.
Вместе с тем возрождение на новой экономической и технологической основе сельского хозяйства Курганской области находится на первоначальном этапе, пока имеются существенные проблемы в развитии отрасли.
В 2006 году не обрабатывалось 35% пахотных угодий, внесено всего 12 кг в действующем веществе минеральных удобрений в расчете на 1 гектар посева сельскохозяйственных культур, в расчете на душу населения производство мяса в убойном весе составило всего 41 кг, яиц - 122 штуки. В 2006 году задолженность сельскохозяйственных организаций увеличилась на 24% и составила на конец года свыше 4 млрд. рублей, среднемесячная заработная плата одного работника в сельском хозяйстве составила 42,6% от среднеобластной. Уровень обеспеченности сельского населения в Курганской области питьевой водой, газификации домов природным газом ниже, чем в среднем по Российской Федерации.
Основными причинами существующих проблем в развитии сельского хозяйства Курганской области являются:
- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и материально-технические ресурсы, используемые в сельхозпроизводстве, неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельхозтоваропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов, неразвитость земельного рынка;
- финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, опережающим ростом импорта, недостаточным притоком частных инвестиций, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;
- низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
- дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий (строительство жилья, газификация, водопровод, дороги и т.д.), ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной политики области.
2. Характеристика развития пищевой и перерабатывающей промышленности Курганской области
Пищевая и перерабатывающая промышленность Курганской области (далее - пищевая промышленность) по объемам производства относится к стратегически значимым отраслям промышленного комплекса Курганской области. Доля пищевой промышленности в объемах производства промышленной продукции области составляла 12,9% в 2006 году и занимала четвертое место среди отраслей промышленности после энергетики, машиностроения и металлообработки.
На первоначальном этапе рыночных преобразований (1991-1996 годы) в пищевой промышленности произошел значительный, более чем в 3 раза спад объемов производства. В 1997-2001 годах ситуация в отрасли стабилизировалась, с 2002 года происходит рост производства продукции.
Стабилизации положения в пищевой промышленности способствовали совместные усилия Правительства Курганской области и организаций Курганской области. Это проведение технического перевооружения производств, разработка и выпуск новых видов продукции, проведение инвестиционной политики, организация выставок, ярмарок, конкурсов, развитие межрегиональных отношений и т.д.
В настоящее время пищевая промышленность состоит из многих подотраслей: мясной, молочной, хлебной, алкогольной, кондитерской и др., объединяющих 401 организацию, в т.ч. 277 - средних и крупных, на которых занято 7,7 тыс. человек. Организациями пищевой промышленности вырабатываются практически все необходимые продукты питания.
Большинство организаций пищевой промышленности Курганской области относятся к негосударственному сектору экономики.
Основной объем производства и отгрузки пищевой продукции обеспечивают организации следующих форм собственности:
|
Всего |
в том числе по формам собственности (в %): |
|||||||
государ-ственная |
муниципальная |
собственность общественных и религиозных организаций |
частная |
смешанная |
потребкооперации |
иностранная |
совместная российская и иностранная |
||
Производство пищевых продуктов, включая напитки |
100 |
7,5 |
0,2 |
0,2 |
78,2 |
4,0 |
9,2 |
0,2 |
0,5 |
Структура объема
отгруженной продукции в разрезе форм собственности в 2006 году
В % | ||||||||
Вид деятельности |
Всего отгружено |
в том числе по формам собственности: |
||||||
государст-венная |
иностранная |
муниципальная |
частная |
смешанная российская |
совместная российская и иностранная |
потребкооперации |
||
Производство пищевых |
100 |
1,5 |
|
- |
74,1 |
15,1 |
6,4 |
2,7 |
продуктов, включая напитки и табак |
|
|
0,2 |
|
|
|
|
|
Пищевая промышленность Курганской области характеризуется высокой степенью концентрации производства. В 2006 году более 75% объемов произведенной продукции отгружено крупными и средними организациями.
Развитие пищевой промышленности в большой степени зависит от объемов производства сельскохозяйственного сырья, от его качества и стоимости. За 1991-2005 годы в Курганской области производство зерна уменьшилось в 1,8 раза, молока - в 2,6 раза, мяса - в 4,2 раза. В 2006 году 68% мяса и 75% молока было произведено в мелкотоварном секторе - личных подсобных хозяйствах.
Неустойчивость производства животноводческой продукции отрицательно повлияла на развитие мясной и молочной промышленностей. Мясо- и молокоперерабатывающие организации вынуждены закупать сырье за пределами области.
В 2006 году в Курганскую область было завезено 20,5 тыс. тонн мяса и мясопродуктов, 40,3 тыс. тонн молока и молокопродуктов. Снижение поголовья скота и птицы, ухудшение экономического состояния сельхозорганизации привели к сокращению объемов производства основных видов продовольствия.
Снижение объемов производства, развитие малых предприятий вызвали сокращение производственных мощностей крупных и средних организаций пищевой промышленности.
Производственные мощности по выпуску основных видов пищевой продукции крупных и средних организаций
Наименование |
1991 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Мясо, тыс. тонн |
106,6 |
57,1 |
51,7 |
22,9 |
13,3 |
14,1 |
Колбасные изделия, тыс. тонн |
16,4 |
9,9 |
9,7 |
8,6 |
2,8 |
3,2 |
Цельномолочная продукция, тыс. тонн |
148,3 |
72,6 |
60,8 |
63,0 |
63,0 |
128,6 |
Консервы мясные и мясорастительные, муб. |
54,0 |
57,1 |
35,0 |
34,0 |
18,6 |
18,6 |
Консервы молочные, муб. |
57,9 |
57,9 |
57,9 |
57,9 |
57,9 |
57,9 |
Кондитерские изделия, тыс. тонн |
18,1 |
9,0 |
11,9 |
7,1 |
7,1 |
7,5 |
Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. тонн |
34,4 |
55,6 |
56,5 |
23,5 |
23,6 |
33,3 |
Возросли производственные мощности по выпуску мяса, цельномолочной продукции, мясных консервов, тем не менее имеющиеся мощности загружены недостаточно. Незагруженность производственных мощностей приводит к увеличению затрат на единицу вырабатываемой продукции, росту её себестоимости, снижению ценовой конкурентоспособности.
Использование производственных мощностей по выпуску основных видов пищевой продукции
В % к полной загрузке | ||||||
Наименование |
1991 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Мясо, тыс. тонн |
66,6 |
13,3 |
12,5 |
26,4 |
45,1 |
39,9 |
Колбасные изделия, тыс. тонн |
81,1 |
22,1 |
25,4 |
15,8 |
26,1 |
20,4 |
Цельномолочная продукция, тыс. тонн |
82,5 |
29,0 |
41,4 |
41,4 |
59,7 |
48,6 |
Консервы мясные и мясорастительные, муб. |
51,7 |
7,5 |
14,3 |
14,3 |
19,9 |
73,4 |
Консервы молочные, муб. |
52,0 |
60,5 |
79,5 |
79,5 |
85,8 |
100,0 |
Кондитерские изделия, тыс. тонн |
93,9 |
60,0 |
73,4 |
73,4 |
49,6 |
42,0 |
Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. тонн |
40,7 |
22,8 |
22,6 |
22,6 |
41,1 |
36,3 |
За 2000-2006 годы организации пищевой промышленности Курганской области инвестировали в основной капитал 1036,6 млн. рублей. В 2006 году инвестиции в основной капитал организаций пищевой промышленности составили 316,1 млн. руб., что в 3,4 раза выше уровня 2005 года. Основным источником инвестиций являлись собственные средства организаций (кредитные ресурсы, оборотные средства), которые сформированы за счет амортизационных отчислений и прибыли.
Инвестиции в основной капитал
В % | |||||||
Вид |
Годы |
||||||
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
|
Производство пищевых продуктов, включая напитки |
94,4 |
111,0 |
99,7 |
267,3 |
57,1 |
91,0 |
316,1 |
В структуре инвестиций в производство пищевых продуктов 56,5% составляют инвестиции, направленные на производство молочных продуктов, 8,9% - на производство напитков, 0,2% - на производство мяса и мясопродуктов, 12,3% - на производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности.
Существующее состояние инвестиционной деятельности в пищевой промышленности не может обеспечить достижение стратегической цели - удвоение валового регионального продукта до 2012 года, так как без существенного увеличения объема инвестиций невозможно повысить уровень обновления основных фондов.
Степень износа основных фондов организаций пищевой промышленности
В % | |||||||
Вид деятельности |
Годы |
||||||
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
|
Производство пищевых продуктов, включая напитки |
44,6 |
39,3 |
39,0 |
34,1 |
41,1 |
45,6 |
42,4 |
Производство продукции мукомольно-крупяной промышленности |
45,9 |
45,3 |
46,8 |
45,9 |
49,0 |
55,4 |
|
В 2006 году организациями пищевой промышленности выработано и реализовано продукции собственного производства, оказано услуг на сумму 5383,0 млн. рублей, что соответствует 118% к уровню 2005 года. Индекс промышленного производства по пищевой промышленности по сравнению с 2005 годом составил 110,2%.
Индексы промышленного производства
В % к предыдущему году | |||||||
Вид деятельности |
Годы |
||||||
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
|
Производство пищевых продуктов, включая напитки |
100,1 |
95,5 |
105,3 |
102,3 |
96,0 |
105,7 |
110,2 |
По темпам роста производства пищевых продуктов в 2006 году Курганская область отстала только от Челябинской области, превысила уровень Тюменской и Свердловской областей.
Индексы
промышленного производства в 2006 году по Уральскому федеральному округу
В % | ||||
Вид деятельности |
Курганская область |
Свердловская область |
Челябинская область |
Тюменская область |
Производство пищевых продуктов, включая напитки |
110,2 |
99,9 |
114,9 |
102,9 |
Выпуск важнейших видов пищевой продукции в 2006 году характеризуется увеличением производства колбасных изделий, мясных полуфабрикатов цельномолочной продукции, дрожжей хлебопекарных, пива, напитков, муки, консервов всех видов.
Производство основных видов пищевых продуктов, включая напитки
Наименование |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
Мясо, включая субпродукты, тыс. тонн |
8,3 |
6,9 |
6,9 |
8,4 |
7,6 |
8,0 |
7,5 |
Колбасные изделия, тыс. тонн |
3,5 |
2,2 |
3,0 |
4,8 |
6,7 |
6,8 |
12,3 |
Мясные полуфабрикаты, тыс. тонн |
0,97 |
0,9 |
0,9 |
1,8 |
2,9 |
3,3 |
4,4 |
Цельномолочная продукция в пересчете на молоко, тыс. тонн |
36,1 |
32,5 |
47,9 |
51,4 |
65,1 |
69,6 |
72,7 |
Консервы всех видов, млн. условных банок |
54,9 |
64,4 |
75,0 |
80,2 |
100 |
119,8 |
123,8 |
Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. тонн |
40,6 |
37,8 |
37,1 |
36,8 |
35,0 |
31,4 |
28,7 |
Дрожжи хлебопекарные, тыс. тонн |
17,2 |
18,8 |
18,9 |
15,9 |
14,5 |
15,6 |
15,9 |
Кондитерские изделия, тыс. тонн |
10,8 |
12,6 |
9,7 |
13,1 |
11,0 |
20,3 |
45,2 |
Мука, тыс. тонн |
229,9 |
207,7 |
209,4 |
193,8 |
187,8 |
243,9 |
270 |
Воды минеральные, тыс. полулитров |
14687 |
27779 |
31310 |
32520 |
37188 |
36031 |
24277 |
Масло растительное, тыс. тонн |
5,2 |
2,3 |
1,5 |
1,6 |
2,4 |
1,4 |
1,3 |
Водка и ликероводочные изделия, тыс. дал. |
946 |
481 |
353 |
365 |
311 |
303 |
98 |
Пиво, тыс. дал |
1095 |
1231 |
1146 |
1180 |
1201 |
1230 |
1455 |
За последние пять лет организациями промышленности было освоено и внедрено в производство более 690 наименований новых изделий. За этот же период на пищевых производствах установлено нового оборудования, проведено работ по улучшению условий труда на сумму более 900 млн. руб., что положительно повлияло на качество выпускаемой пищевой продукции.
В современных условиях приоритетным направлением эффективного функционирования пищевой промышленности является развитие инновационной деятельности. Однако доля инновационно-активных организаций в пищевой промышленности остается на низком уровне. За 2006 год она составила 11,1% от общего их числа. Объем отгруженной инновационной продукции, выполненных работ и услуг составил 4320 тыс. руб. Удельный вес объема инновационной продукции в общем объеме производства составил 0,7%, затраты на продуктовые инновации в прошедшем году - 319,0 тыс. руб.
Пищевая промышленность в целом прибыльна. Рентабельность производства и отгрузки пищевых продуктов в 2006 году составила 8,3%. В 2006 году получена прибыль 84,4 млн. руб. Доля убыточных организаций составила 40,8% к общему количеству.
К основным проблемам, влияющим на развитие пищевой промышленности, относятся:
- недостаток сырьевых ресурсов и их низкое качество;
- недостаточный уровень качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- отсутствие системы долгосрочного льготного кредитования инвестиционных проектов, направленных на техническое перевооружение производств;
- низкий уровень развития лизинговых услуг;
- отсутствие системы стимулирования продвижения продукции местного производства;
- неустойчивость финансово-экономического положения организаций;
- отсутствие государственной поддержки отраслей.
Молочная промышленность
Динамика развития молочной промышленности в 2006 году складывалась под влиянием многих факторов, основными из которых являются объемы поставок молока-сырья и спрос на потребительском рынке на молочную продукцию.
В 2006 году организациями отрасли произведено и реализовано молочной продукции в действующих ценах на сумму 1,53 млн. рублей, это около 30,0% от общего объема производства в области продуктов питания. Производство молочной продукции в натуральном выражении составило: цельномолочной продукции - 72,7 тыс. тонн (104,5% к 2005 году), масла животного - 1,1 тыс. тонн (122,2%), сыров и творогов - 1,2 тыс. тонн (108,2%)), сухих молочных продуктов - 2,1 тыс. тонн (116,6%).
Снижение потребительского спроса на отдельные виды молочной продукции обусловлено ввозом в область более дешевой продукции, это отразилось на объемах выработки сыров твердых и молочных консервов. Организациями молочной отрасли в 2006 году произведено сыров жирных 140 тонн, молочных консервов 43,3 муб., что ниже уровня 2005 года на 33% и 12,9% соответственно.
Благодаря дополнительному привлечению сырьевых ресурсов других регионов России (завезено 34,8 тыс. тонн молока цельного, 3,7 тыс. тонн обезжиренного молока), использованию в зимний период сухих молочных продуктов и масла сохранились объемы производства цельномолочной продукции, но темп роста их снизился с 6,9% до 4,5%.
Уровень использования производственных мощностей действующих организаций в 2006 году составил по выпуску молочных консервов - 100%, по производству цельномолочной продукции - 48,6%, сыров сычужных - 28,9%, масла животного - 8,5%.
На техническое перевооружение организаций отрасли направлено в 2006 году более 200 млн. рублей, увеличены производственные мощности по выпуску цельномолочной продукции в 2,1 раз в сравнении с 2005 годом.
Традиционно основной объем потребления молочных продуктов падает на молоко. В связи с этим молоко выделено в отдельный сегмент рынка - "молоко питьевое" (цельное, пастеризованное и стерилизованное 1-6%-ной жирности в пленке, пакетах, бутылках).
Для определения продуктовых границ рынка "молока питьевого" проведен выборочный опрос покупателей. Проведенный опрос позволяет сделать вывод о том, что 80% покупателей при отсутствии молока в предпочитаемой упаковке готовы приобретать его в другой упаковке; 85,9% покупателей при отсутствии дешевой продукции готовы приобретать молоко по более высоким ценам. Результаты опроса подтвердили целесообразность объединения в одну товарную группу - "молоко питьевое": молоко цельное, пастеризованное и стерилизованное 1-6%-ной жирности в пленке, пакетах, бутылках.
Географические границы рынка по оказанию услуг по оптовой торговле скоропортящимися молочными продуктами (сегмент рынка "молоко питьевое") определяются административными границами Курганской области.
В роли оптовых продавцов выступают производители продукции: ОАО "Шадринский молочноконсервный комбинат" (г. Шадринск), ОАО "Молоко" (г. Катайск), ООО "Молоко Зауралья" (г. Курган); ЗАО "Глинки" (г. Курган), ЗАО "Новая пятилетка" (р.п. Мишкино), СПК "Племзавод Разлив" (с. Падеринское Кетовского района), ООО "Юргамышское молоко" (р.п. Юргамыш) - и посредники: ООО "ЮниМилк" (г. Москва).
ООО "ЮниМилк" закупает продукцию у ОАО "Шадринский молочноконсервный комбинат", являясь единственным покупателем продукции ОАО "ШМКК".
В роли оптовых покупателей выступают мелкооптовые продавцы, поставляющие продукцию в торговые организации, организации социальной сферы и общественного питания.
Для определения уровня концентрации товарного рынка использованы следующие показатели:
- коэффициент рыночной концентрации (CR3) - сумма долей на товарном рынке (%) трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;
- индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (НН1) - сумма квадратов долей на товарном рынке (%) всех хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
Значения показателей уровня концентрации товарного рынка представлены в таблице.
Показатели уровня концентрации товарного рынка питьевого молока
Наименование показателей |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
CR3 |
76,1 |
77,9 |
77,9 |
НН1 |
3373 |
3693 |
3495 |
В соответствии с указанными показателями рассматриваемый рынок молока характеризуется как высококонцентрированный.
На территории Курганской области находится три организации, производящие масло сливочное. Большая часть масла, произведенная в этих организациях, потребляется на территории Курганской области: по данным статистики в 2005-2006 годах за пределы Курганской области вывозилось до 36% продукции, а ввозилось всего около 7%.
По информации, полученной от оптовых продавцов, торговых организаций и мелкооптовых продавцов, можно сделать вывод о том, что масло в основном закупается у местных оптовых продавцов: непосредственно у товаропризводителеи или посредников.
В роли оптовых продавцов выступают производители продукции: ОАО "Шадринский молочноконсервный комбинат" ( г. Шадринск), ОАО "Молоко" ( г. Катайск), ООО "Молоко Зауралья" ( г. Курган) и посредники: ООО "ЮниМилк" ( г. Москва).
ООО "ЮниМилк" закупает продукцию у ОАО "Шадринский молочноконсервный комбинат", являясь единственным покупателем продукции ОАО "ШМКК" (договор поставки от 31.12.2005 N 527/286).
Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок, реализации) на рассматриваемом товарном рынке.
Для определения уровня концентрации товарного рынка использованы следующие показатели:
- коэффициент рыночной концентрации (CR3) - сумма долей на товарном рынке (%) трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;
- индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (НН1) - сумма квадратов долей на товарном рынке (%) всех хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
Значения показателей уровня концентрации товарного рынка представлены в таблице.
Показатели уровня концентрации товарного рынка сливочного масла
Наименование показателей |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
CR3 |
93,0 |
93,6 |
93,6 |
НН1 |
4196 |
4514 |
4176 |
В соответствии с указанными показателями рассматриваемый рынок масла характеризуется как высококонцентрированный. Конкурентная среда не развита.
Мясная промышленность
В мясной промышленности прирост производства и отгрузки продукции в 2006 году по сравнению с предыдущим годом увеличился более чем в 2 раза. Индекс производства мяса и мясопродуктов в 2006 году составил 173,7% к уровню 2005 года.
Выработка большинства видов мясной продукции организациями отрасли в 2006 году превысила уровень 2005 года. Однако вследствие удорожания как отечественного, так и импортного сырья темпы роста производства существенно сократились. Так, в 2006 году мяса и субпродуктов 1 категории выработано на 5,7% меньше чем в 2005 году, причем в структуре промышленного производства мяса выпуск мяса птицы возрос на 2,3%, а свинины - на 48,9%.
В 2006 году выпуск мясных консервов увеличен в 3,9 раза, производство мясных полуфабрикатов возросло на 33,2% к уровню 2005 года. Увеличение объема производства мясных полуфабрикатов в широком ассортименте связано с ростом спроса на продукцию. В большей степени это относится к быстрозамораживаемым полуфабрикатам высокой степени готовности к употреблению. Выпуск колбасных изделий увеличен на 79,9%.
Использование производственных мощностей по крупным и средним организациям мясной промышленности в 2006 году составило: по выработке мяса - 39,9%, колбасных изделий - 20,4%, консервов - 73,4%. Простаивающие мощности привели к увеличению затрат на единицу вырабатываемой продукции, росту её себестоимости и снижению ценовой конкурентоспособности.
В тоже время темпы увеличения промышленного выпуска мясопродуктов в 2006 году были выше темпов роста реализации скота и птицы, что связано с использованием мясоперерабатывающими производствами импортного сырья.
Кондитерская промышленность
Производством кондитерской продукции в Курганской области занимается более 20 различных по техническому уровню и специализации организаций. В 2006 году ими выработано 15,2 тыс. тонн кондитерских изделий или 74,9% к уровню, достигнутому в 2005 году. Кроме специализированных организаций, кондитерские изделия вырабатываются и другими хозяйствующими субъектами. При этом мощности крупных организаций использовались менее чем на 50%.
В отрасли проводилась целенаправленная работа по оптимизации ассортимента мучных изделий как традиционно производимых, так и новых, осуществлялось внедрение современных видов упаковки, повышалось качество кондитерской продукции. В структуре выпуска кондитерской продукции 85 % занимают мучные изделия. Их выпуск увеличен на 51,7% против уровня 2005 года.
Насыщенность рынка мучными кондитерскими изделиями существенно повысилась, что вызывало серьезную конкуренцию. Отдельные виды продукции постепенно стали терять свою привлекательность, что повлекло сокращение их выпуска: коврижки, рулеты, пирожные. Ассортимент кондитерской продукции, вырабатываемый организациями отрасли, способен удовлетворить потребности покупателей различной степени обеспеченности.
Элеваторная, мукомольно-крупяная и хлебопекарная промышленность
Заготовку зерна урожая 2006 года осуществляли 26 организаций, на которые поступило 1 млн. 12 тыс. тонн зерна, что на 15% больше, чем в 2005 году. Производство муки в 2006 году крупными организациями отрасли достигло 273,2 тыс. тонн, что на 12% больше, чем в 2005 году. Мукомольные организации Курганской области полностью обеспечивают потребление, значительная часть муки реализуется за пределы Курганской области.
Из-за отсутствия собственных оборотных средств мукомольные организации вынуждены были перейти на выработку муки из давальческого сырья с оплатой услуг в денежной и натуральной форме. Крупные мукомольные организации (ОАО "Курганский комбинат хлебопродуктов", ОАО "Мишкинский комбинат хлебопродуктов", ОАО "Щучанский комбинат хлебопродуктов" и ОАО "Шадринский комбинат хлебопродуктов", далее - комбинаты хлебопродуктов) из основных поставщиков муки превратились в организации, оказывающие услуги по переработке зерна (услуги помола).
Кроме упомянутых мукомольных организаций, на рынке Курганской области действует множество организаций с производительностью по переработке зерна от 2 до 20 тонн/сутки. В связи с этим хлебопекарные организации, такие как ОАО "Хлебокомбинат N 1" и ОАО "Курганхлебпром", вынуждены были приостановить свое мукомольное производство из-за нерентабельности производства муки и закупать муку у разных поставщиков. Сложившаяся ситуация изменила структуру рынка муки.
Кроме того, следует учесть, что комбинаты хлебопродуктов перерабатывают зерно своих владельцев, для прочих потребителей используется: на ОАО "Курганской комбинат хлебопродуктов" до 40% производительности, ОАО "Шадринский комбинат хлебопродуктов" до 5% и ОАО "Мишкинский комбинат хлебопродуктов" до 1%. В связи с этим большая часть потребителей области пользуется услугами помола на мини-мельницах, а доли крупных организаций в объеме рынка значительно уменьшились.
Выход муки при размоле в среднем 65-75%, поэтому рентабельность производства муки небольшая, в среднем 0,2-0,35%. Себестоимость муки в первую очередь зависит от стоимости зерна.
Основные поставщики муки на Курганские хлебокомбинаты:
- ЗАО "Кургансемена"
- ООО "Торговая компания "Зауралзернопродукт"
- ООО "Алтайская мельница"
- ООО "Макфа"
Численность организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством муки и продажей муки, зарегистрированных в УФНС по Курганской области, составила: юридических лиц - 25, в т.ч. по г. Кургану - 6, индивидуальных предпринимателей по области - 15, в т.ч. по г. Кургану -10.
Реализацией муки по области в розницу занимаются 195 юридических лиц, в т.ч. по г. Кургану - 89, индивидуальных предпринимателей по области - 1330, в тч. по г. Кургану - 415.
Анализ данных свидетельствует о том, что на рынке производства хлеба в г. Кургане нет хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, однако на долю ОАО "Хлебокомбинат N 1", ОАО "Курганхлебпром" и ООО "Хлебный завод "Стандарт" приходится коэффициент концентрации CR3 = 31,8%.
Численность организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся выпуском хлеба и хлебобулочных изделий, зарегистрированных в УФНС по Курганской области составляет: юридических лиц 110, в т.ч. по г. Кургану 26, индивидуальных предпринимателей по области 364, в т.ч. по г. Кургану 104.
Крупные и средние организации отрасли выпускают более 20,0 тыс. тонн хлебобулочных изделий в год. Однако только 40% из них находятся в удовлетворительном техническом состоянии. Значительная часть технологического оборудования эксплуатируется более 15 лет. В последние годы на отдельных производствах проводились работы по реконструкции и замене устаревшего оборудования, но этого явно недостаточно.
Производство хлеба и хлебобулочных изделий хлебопекарными организациями в 2006 году составило 28,7 тыс. тонн, или 91,4% к уровню 2005 года. Вместе с тем потребность населения в хлебе и хлебобулочных изделиях удовлетворяется по количеству и ассортименту. Определенное место в обеспечении хлебом и хлебобулочными изделиями населения Курганской области заняли частные пекарни.
По результатам анализа ситуации на рынках муки и хлеба на территории Курганской области установлено, что совокупная доля трех крупнейших производителей муки в 2006 году составила 47,9%, а совокупная доля трех крупнейших производителей хлеба в г. Кургане - 31,8%. При анализе рынка муки и хлеба Курганской области управлением федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - УФАС) доминирующего положения хозяйствующих субъектов и признаки нарушения антимонопольного законодательства не установлены. На анализируемых рынках, по данным УФАС, органами исполнительной власти Курганской области и местного самоуправления муниципальных образований Курганской области созданы условия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности.
3. Характеристика развития торговли продовольственными товарами в Курганской области
Сфера торговли Курганской области функционирует как крупная составная часть единого комплекса продовольственного рынка области. Её главные задачи - создание условий для удовлетворения спроса населения на продовольственные товары, обеспечение информированности населения об их качестве и безопасности, облегчение доступности продовольственных товаров для всех социальных групп жителей области.
Быстрому развитию потребительского рынка за последние годы способствовали стабилизация экономического положения как в стране, так и в области, активная политика социальных преобразований, создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата. Рост инвестиционной привлекательности обусловил динамичное развитие сети предприятий отрасли.
В области сформирована розничная сеть, в составе которой около 7000 магазинов, более 500 объектов общественного питания, 14 рынков, 11 ярмарок. Последние годы получили развитие сетевые структуры, в результате чего улучшилась обеспеченность населения области в торговых объектах.
Завершается преобразование сети рынков. Одна часть из них закрывается, другая реконструируется и превращается в современные торговые комплексы. Упорядочивается сеть мелкорозничной торговли. Развернуты работы по обеспечению безопасности и противодействию терроризму на объектах потребительского рынка.
Показатели |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
оборот розничной торговли продовольственными товарами, млн. руб. |
4326,4 |
5731,1 |
7345,5 |
8668,3 |
11094,3 |
13161,3 |
17624,2 |
индексы физического объема оборота розничной торговли продовольственными товарами, в % к предыдущему году |
110,4 |
108,5 |
114,9 |
107,2 |
115,5 |
106,6 |
120,6 |
оборот розничной торговли в расчете на 1 человека, в руб. |
8061 |
10905 |
14186 |
17911 |
23330 |
29687 |
40918 |
в том числе продовольственных товаров |
4107 |
5516 |
7177 |
8582 |
11116 |
13348 |
18083 |
запасы отдельных товаров в организациях розничной торговли (млн. руб.), в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
мясо и птица |
801 |
820 |
1510 |
1071 |
2039 |
5152 |
5005 |
масло животное |
433 |
400 |
580 |
515 |
1284 |
1297 |
2088 |
масло растительное |
611 |
968 |
2258 |
2174 |
3815 |
5252 |
6055 |
цельномолочная продукция |
160 |
305 |
495 |
550 |
1218 |
4583 |
5985 |
сахар |
633 |
1230 |
1942 |
2280 |
3784 |
5035 |
8408 |
хлеб и хлебобулочные изделия |
170 |
225 |
309 |
313 |
422 |
956 |
1855 |
оборот общественного питания, млн. руб. |
451,9 |
612,7 |
826,2 |
1055,7 |
1318,6 |
1576,3 |
2030,5 |
индексы физического объема оборота общественного питания, в % к предыдущему году |
117,6 |
103,9 |
106,8 |
108,9 |
115,8 |
101,4 |
111,6 |
оборот общественного питания в расчете на 1 человека, в руб. |
429,0 |
598,7 |
807,3 |
1045,2 |
1321,2 |
1598,7 |
2083,4 |
Состояние потребительской кооперации
Потребительская кооперация Курганской области в последние годы сменила стратегию выживания на стратегию стабилизации, что подтверждается результатами финансовой деятельности. В 2007 году потребительская кооперация, продолжая выполнять социальную миссию, смогла получить прибыль, которая составила свыше 22 миллионов рублей.
Показатели |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Оборот розничной торговли потребительской кооперации, млн. руб. |
311,4 |
382,1 |
503,2 |
640,3 |
816,5 |
997,8 |
1211,0 |
индексы физического объема оборота розничной торговли, в % к предыдущему году |
115,0 |
122,7 |
131,7 |
127,2 |
127,9 |
122,2 |
121,4 |
Оборот общественного питания потребительской кооперации, млн. руб. |
31,6 |
38,6 |
55,0 |
63,7 |
84,7 |
113,7 |
141,3 |
индексы физического объема оборота общественного питания, в |
116,2 |
122,4 |
142,4 |
115,7 |
134,2 |
101,1 |
124,2 |
% к предыдущему году |
|
|
|
|
|
|
|
количество объектов торговли (единиц) |
979 |
993 |
971 |
918 |
857 |
817 |
759 |
количество объектов общественного питания (единиц) |
86 |
86 |
91 |
92 |
94 |
97 |
107 |
Удельный вес потребкооперации в обороте розничной торговли, общественного питания Курганской области, в % |
3,8 |
3,5 |
3,6 |
3,7 |
3,7 |
3,7 |
3,3 |
Вместе с тем недостаточное развитие конкурентной среды не позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения качества товаров и услуг, их ценовой и территориальной доступности.
Ценовая доступность продовольственных товаров
Остаются высокими темпы инфляции на потребительском рынке. Отрицательные последствия инфляции усиливаются в связи с ограниченной покупательной способностью значительной части населения области.
Нижний ценовой сегмент поддерживается неорганизованными формами торговли, причем в случае отсутствия сельскохозяйственных рынков наблюдается определенный рост стихийной и несанкционированной уличной торговли, которая в отдельных случаях концентрируется в целые "торговые зоны". Задача состоит в том, чтобы найти им цивилизованную альтернативу.
Обеспечение ценовой доступности для всех социальных групп населения является одной из главных проблем развития розничной торговли, для этого необходимо реализовать комплексные меры по сдерживанию потребительских цен на основе совершенствования системы товародвижения и развития логистики, созданию конкурентной среды при продаже товаров, в том числе и продовольственной группы.
Территориальная доступность объектов розничной торговли и общественного питания
При высоких темпах развития сети объектов розничной торговли и общественного питания проявляется недостаток объектов потребительского рынка, особенно в сельской местности. Наблюдается концентрация объектов розничной торговли в центральной части населенных пунктов и недостаточное количество так называемых удобных магазинов, расположенных в непосредственной близости от жилых массивов, торгующих широким ассортиментом продовольственных товаров.
Качество товаров и услуг
Присутствие на продовольственном рынке товаров низкого качества с просроченными сроками реализации требует принятия неотложных мер по обеспечению защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров, ограничению производства и оборота продовольственных товаров, содержащих генно-модифицированные организмы, и усилению контроля за техническим состоянием объектов розничной торговли.
III. Нормативно-правовое регулирование и правоприменительная практика
Требуют решения проблемы повышения качества и безопасности продовольственных товаров, борьбы с контрафактной продукцией. Приоритетного решения требует проблема поступления в продажу некачественной и фальсифицированной алкогольной продукции, для этого необходимо устранить пробелы в нормативной правовой базе и создать новую систему контроля рынка розничной продажи алкогольной продукции. Для обеспечения местным товаропроизводителям приоритетного доступа к реализации своей продукции через сетевые торговые организации необходимо принять на уровне федерации законодательные акты, устанавливающие право субъекта на введение квотирования для торговых сетей доли товаров местного производства.
IV. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
- формирование устойчивого и эффективного производства продуктов питания, которое обеспечивало бы безопасность продовольствия и удовлетворение потребностей населения в продуктах питания в объемах и ассортименте, достаточных для формирования правильного и сбалансированного рациона питания;
- повышение уровня конкуренции на продовольственном рынке, стимулирующей хозяйствующие субъекты к исключению фактов необоснованного увеличения стоимости сельскохозяйственного сырья и продовольствия.
Для достижения целей Программы необходимо решение следующих основных задач:
1) создание условий для ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе применения новых технологий;
2) создание предпосылок для устойчивого развития пищевой и перерабатывающей промышленностей Курганской области;
3) создание механизма принятия мер государственного реагирования по предупреждению негативного влияния на продовольственный рынок области факторов экономического и природного характера;
4) создание условий для свободного и равноправного взаимодействия производителей продовольственных товаров с торговыми организациями.
Для решения указанных выше задач основные усилия в 2008-2010 годах будут сосредоточены на следующих направлениях:
- мероприятия в сфере производства сельскохозяйственного сырья;
- мероприятия в сфере пищевой промышленности;
- мероприятия в сфере торговли.
Постановлением Правительства Курганской области от 16 декабря 2008 г. N 543 раздел V настоящей целевой программы изложен в новой редакции
V. Технико-экономическое обоснование Программы
Источниками финансирования Программы являются областной бюджет и внебюджетные источники. Объем финансирования указанных мероприятий может ежегодно уточняться в соответствии с законом Курганской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Общий объем финансирования Программы в 2008-2010 годах за счет всех источников составит 873,95 млн. рублей, в том числе:
Объем финансирования мероприятий Программы |
в 2008 году |
в 2009 году |
в 2010 году |
Всего |
Всего, млн. руб. в том числе: |
426,75 |
326,75 |
120,45 |
873,95 |
Средства областного бюджета, млн. руб. |
0,45 |
0,45 |
0,45 |
1,35 |
Предполагаемые средства внебюджетных источников, млн. руб. |
426,3 |
326,3 |
120,0 |
872,6 |
VI. Оценка ожидаемой эффективности реализации Программы
В результате реализации Программы показатели продовольственного рынка Курганской области должны улучшиться следующим образом:
производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2010 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2006 году на 12%;
рост объемов производства мяса и молока, увеличение доходов населения позволит к 2010 году увеличить среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо с 60 кг в 2005 году до 80 кг в 2010 году, молока и молокопродуктов в пересчете на молоко соответственно с 280 до 365 кг.
При реализации Программы предусматривается обеспечить рост объемов отгрузки в пищевой промышленности на 16% по отношению к 2007 году, увеличение товарооборота на продовольственном рынке на 14% по отношению к 2007 году.
VII. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется Департаментом экономического развития, торговли и труда Курганской области, Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области, исполнительными органами государственной власти Курганской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими), личными подсобными хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, организациями пищевой промышленности и торговли Курганской области.
VIII. Мониторинг и контроль осуществления Программы, оценка ее эффективности
Общий контроль за ходом реализации мероприятий Программы осуществляет в пределах своей компетенции Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области, Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области - исполнители Программы.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию) ежегодно предоставляют информацию о ходе выполнения мероприятий Программы и достигнутых результатах исполнителям Программы, которые в свою очередь обобщают ее и направляют Губернатору Курганской области.
Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области, Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области и Финансовое управление Курганской области в пределах своей компетенции осуществляют контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий Программы.
Правительство Курганской области в конце каждого года заслушивает отчет исполнителей о выполнении мероприятий Программы.
Постановлением Правительства Курганской области от 16 декабря 2008 г. N 543 в таблицу настоящей целевой программы внесены изменения
План
программных мероприятий целевой программы Курганской области "Развитие конкуренции на продовольственном рынке Курганской области на 2008-2010 годы"
16 декабря 2008 г.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Курганской области от 21 апреля 2008 г. N 135 "О целевой программе Курганской области "Развитие... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.