Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
1. Система образования Курганской области включает 368 детских садов, группы дошкольного образования в 55 образовательных учреждениях, 645 дневных и 17 вечерних общеобразовательных школ, 9 детских домов, 65 учреждений дополнительного образования детей, 25 учреждений начального профессионального образования (из них 5 лицеев), 24 учреждения среднего профессионального образования (в том числе 1 негосударственное), 5 учреждений высшего профессионального образования (в том числе 2 негосударственных). Количество обучающихся и воспитанников - более 202 тысяч человек. Образовательный процесс обеспечивают около 22 тысяч педагогических работников.
В последние годы были предприняты меры, направленные на поиск и отработку механизмов, ведущих к необходимым системным позитивным изменениям в системе образования Курганской области, в реализации молодежной политики.
Это, прежде всего, касается совершенствования структуры и содержания общего образования через введение федерального компонента государственного образовательного стандарта, нового базисного учебного плана, введение профильного обучения на старшей ступени школы. Успешно идет эксперимент по введению единого государственного экзамена, заложены основы для активного использования современных информационно-коммуникативных технологий в образовательной практике. Развиваются модели реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, идет создание территориальных школьных объединений и культурных образовательных центров.
Создана основа для будущего обновления и пополнения кадрового корпуса отрасли. Активно развиваются семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ведется целенаправленная работа по интеграции учреждений профессионального образования разного уровня, по открытию новых профессий, востребованных на рынке труда. В целях повышения доступности дошкольного образования успешно развиваются вариативные формы оказания услуг в сфере дошкольного образования путем создания групп кратковременного пребывания при дошкольных учреждениях и учреждениях общего образования.
Достигнуты позитивные изменения в решении молодежных проблем, сделаны первые шаги по обеспечению молодых семей жильем через систему субсидирования ипотечного строительства, сложилась система поддержки способной учащейся, студенческой молодежи, развивается движение студенческих строительных отрядов, расширяется сфера их деятельности.
2. Новый импульс процессам модернизации образования придал приоритетный национальный проект "Образование". В результате успешной реализации целевых программ Курганской области "Приоритетный национальный проект "Образование" в Курганской области в 2006-2007 годах", "Приоритетный национальный проект "Образование" в Курганской области в 2008-2010 одах":
1) повысилась инновационная активность школ (в 2006-2008 годах 169 школ Курганской области приняли участие в федеральном конкурсе по реализации инновационных программ развития, 72 из них попали в федеральный список 2000 лучших школ России. В целях дополнительной стимуляции школ к инновационной деятельности по приоритетным направлениям развития региональной системы образования проведен областной конкурс образовательных учреждений по 5 номинациям: "Образовательное учреждение - центр здоровья", "Школа трудового воспитания и профессионального самоконтроля", "Образовательное учреждение - центр социума", "Школа успеха", "Образовательное учреждение психологического комфорта");
2) возросла творческая активность учителей, их стремление овладеть современными педагогическими технологиями (в 2006-2008 годах 240 учителей Курганской области в числе 10 000 лучших учителей России получили денежные поощрения из федерального бюджета. В областном фестивале педагогического мастерства приняли участие более 150 классных руководителей, мастеров производственного обучения и педагогов дополнительного образования);
3) расширились возможности использования ресурсов сети Интернет (все школы Курганской области подключены к сети Интернет. Завершается массовая подготовка учителей в качестве пользователей компьютеров. Начата работа по подготовке учителей к использованию современных информационно-коммуникационных технологий в учебной и воспитательной работе);
4) осуществлена работа по выявлению и поддержке способных, талантливых детей и молодежи (в 2007-2008 годах в различных предметных олимпиадах школьников приняли участие свыше 4,5 тысяч учащихся 4-11 классов. 67 обучающихся общеобразовательных учреждений приняли участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников, 12 из них стали дипломантами. 50 школьникам и 70 молодым людям вручены премии Правительства Курганской области за высокие достижения в обучении, профессиональной и общественной деятельности. 38 студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования являются стипендиатами Правительства Курганской области. В летний оздоровительный период с 2006 по 2008 год свыше 200 одаренных детей отдохнули в оздоровительных лагерях на профильных сменах);
5) стабилизировалась ситуация с организацией подвоза обучающихся к месту обучения (сегодня 95% детей из числа нуждающихся в подвозе к месту учебы доставляются на школьных автобусах, в основном приобретенных в период с 2002 по 2008 годы);
6) улучшилось оснащение школ учебно-лабораторным оборудованием (за два года реализации приоритетного национального проекта "Образование" в школах области поставлено учебного оборудования, учебно-методической литературы более чем на 96 млн. рублей. В 2006-2008 годах в рамках приоритетного национального проекта "Образование" за счет средств федерального бюджета получено более 190 комплектов кабинетов физики, химии, биологии, географии. Все это позволяет повысить практическую направленность обучения);
7) накоплен опыт участия общественности в оценке деятельности образовательных учреждений, учителей в качестве экспертов);
8) конкурсный отбор школ и учителей позволил сформировать набор критериев, который определил образец современной школы, учителя, классного руководителя и тем самым выстроил эффективный механизм стимулирования в системе общего образования.
3. В то же время проводимая работа не всегда носит систематический характер, направленный на достижение качественного социально-педагогического результата. Отсутствие необходимых финансовых средств не позволяет в полной мере оказывать эффективную адресную поддержку инновационным образовательным учреждениям, снижает мотивацию к высокоэффективной педагогической деятельности. Выявленные в ходе реализации приоритетного национального проекта "Образование" образцы инновационной практики не в полной мере используются для внедрения в массовую педагогическую практику. Мероприятия целевых программ Курганской области "Приоритетный национальный проект "Образование" в Курганской области в 2006-2007 годах", "Приоритетный национальный проект "Образование" в Курганской области в 2008-2010 годах" не были распространены на сферу дошкольного и профессионального образования.
Рост рождаемости и повышение роста трудовой занятости населения привели к росту потребности населения в образовательных услугах в сфере дошкольного образования. Однако на протяжении последних лет в Курганской области не велось строительство дошкольных образовательных учреждений. Предпринимаемые меры по восстановлению ранее закрытых детских садов, открытию дополнительных групп в функционирующих образовательных учреждениях, развитие вариативных форм дошкольного образования не обеспечивают в полной мере государственные гарантии доступности дошкольного образования. По состоянию на 1 апреля 2009 года в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области зарегистрировано свыше 14 тысяч детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, нуждающихся в устройстве в дошкольные образовательные учреждения.
Неудовлетворительная демографическая ситуация, снижение эффективности бюджетных расходов на образование обуславливают необходимость реструктуризации сети общеобразовательных учреждений прежде всего в сельской местности. Количество обучающихся, нуждающихся в подвозе к месту учебы, будет расти, в том числе и в связи с введением обязательного среднего (полного) общего образования. Для обеспечения доступности получения общего начального образования в сельской школе необходима систематическая работа по обновлению транспортных средств, осуществляющих подвоз сельских школьников.
В связи с отсутствием необходимых финансовых средств в бюджетах муниципальных образований Курганской области здания значительной части образовательных учреждений эксплуатируются на протяжении многих лет без профилактических ремонтов, что привело к их ветхому, аварийному состоянию. Сегодня здания 16 образовательных учреждений признаны аварийными полностью или частично, 41 здание требует капитального ремонта.
Сохраняющийся дефицит финансирования не позволяет создать развивающую среду в дошкольных образовательных учреждениях, оснастить общеобразовательные учреждения современным учебно-лабораторным оборудованием, учебниками и учебными пособиями, заменить устаревшую компьютерную технику, модернизировать учебно-производственную базу, ориентированную на современные производственные технологии в учреждениях профессионального образования.
Повышение качества и доступности образовательных услуг базируется на использовании современных информационных и коммуникационных технологий. Однако еще не все образовательные учреждения Курганской области имеют компьютерную технику в необходимом количестве и качестве, далеко не в полной мере используются образовательные возможности сети Интернет. Эффективность использования уже имеющегося и вновь приобретаемого мультимедийного и компьютерного оборудования далека от оптимального уровня, поэтому новой задачей по компьютеризации системы образования Курганской области является реализация мероприятий по обновлению техники, внедрению и активному использованию информационных и коммуникационных технологий.
Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставляют общество предъявить к молодым людям повышенные требования для того, чтобы молодежь стала основным трудовым и общественным ресурсом. От молодежи требуется высокая профессиональная квалификация, умение достигать своих целей в условиях жесткой конкуренции, активная жизненная позиция. Вместе с тем уровень самоорганизации молодежи, ее мотивация на высокую степень самореализации, на активное участие в решении социально-экономических проблем общества пока невысоки.
Таким образом, в развитии системы образования Курганской области необходимо обеспечить решение следующих проблем:
- повысить уровень мотивации педагогического сообщества к инновационному развитию образовательных учреждений, овладению современными эффективными педагогическими технологиями;
- обеспечить доступность получения качественного образования сельскими школьниками;
- повысить оснащенность образовательных учреждений современными средствами обучения;
- организовать внедрение в образовательный процесс современных информационных и коммуникационных технологий;
- повысить уровень активности и инициативы молодежи в решении социально-экономических проблем общества;
- обеспечить доступность дошкольного образования;
- сократить количество зданий образовательных учреждений, требующих капитального ремонта.
4. Все вышесказанное предопределяет необходимость дальнейшей углубленной работы по реализации приоритетного национального проекта "Образование", определив в качестве главной цели - достижение социально-педагогических результатов, главные из которых - повышение качества образовательных услуг, рост удовлетворенности населения сферой образования.
Настоящая Программа направлена на достижение системных эффектов реализации приоритетного национального проекта "Образование" на территории Курганской области. По своим параметрам она соответствует требованиям федеральных нормативных правовых актов, принятых в целях реализации приоритетного национального проекта "Образование", и учитывает социально-экономические особенности Курганской области.
Реализация с помощью программно-целевого метода комплекса программных мероприятий предусматривает формирование системы индикаторов и показателей изменений в образовании.
В результате реализации мероприятий Программы предполагается реализовать приоритетные направления развития образования, обозначенные в Программе социально-экономического развития Курганской области на 2009 год и среднесрочную перспективу:
- создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования;
- совершенствование содержания и технологий образования;
- усиление воспитательных функций образовательных учреждений;
- совершенствование экономических механизмов и кадровой политики в сфере образования;
- повышение эффективности управления в сфере образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.