Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к целевой программе Курганской области
"Приоритетный национальный проект
"Доступное и комфортное жилье - гражданам
России" в Курганской области"
Подпрограмма
Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Курганской области в 2006-2012 годах"
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
- "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Курганской области в 2006-2012 годах" |
Основные разработчики подпрограммы |
- Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области |
Цели подпрограммы |
- реализация основных положений Жилищного кодекса Российской Федерации; - привлечение инвестиций в развитие жилищно-коммунального комплекса, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг. |
Задачи подпрограммы |
- развитие инициативы собственников жилья; - повышение технической надежности систем жилищно-коммунального комплекса; - развитие конкурентных отношений в сфере предоставления жилищных и коммунальных услуг; - развитие бизнеса на основе государственно-частного партнерства; - совершенствование тарифного регулирования организаций коммунального комплекса; - повышение эффективности бюджетной политики. |
Срок реализации подпрограммы |
- 2006-2012 гг. |
Мероприятия подпрограммы |
- упрощение процедур создания и отчетности товариществ собственников жилья; - передача в общедолевую собственность гражданам общего имущества, включая земельные участки; - проведение органами местного самоуправления конкурсов по выбору управляющих организаций; - внедрение административных механизмов воздействия на собственников, содержащих многоквартирный дом в ненадлежащем состоянии; - ликвидация убыточных организаций в сфере управления и обслуживания жилья; - перевод льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых в натуральной форме, в денежную; - финансирование за счет бюджета только целевых программ инвестиционной деятельности, связанной с развитием (модернизацией) систем коммунальной инфраструктуры. |
Объем и источники финансирования подпрограммы |
Общий объем финансирования на реформирование жилищно-коммунального комплекса Курганской области составляет 3729,592 млн. руб., из них: средства областного бюджета - 816,931 млн. руб., предполагаемые средства местных бюджетов - 655,811 млн. руб., иные средства финансирования (согласно действующему законодательству) - 2256,85 млн. руб. |
Исполнители целевой подпрограммы |
Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
Ожидаемые конечные результаты реализации целевой подпрограммы |
- создание условий для привлечения к управлению многоквартирными домами организаций различных форм собственности или создание товариществ собственников жилья; - выбор собственниками многоквартирного жилого фонда способа управления; - обеспечение надежного и качественного предоставления доступных коммунальных услуг |
Контроль за исполнением целевой подпрограммы |
Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство - одна из самых крупных отраслей в экономике Курганской области: это 19,1 млн. кв. м. общей площади жилья, в том числе в муниципальной собственности около 3 млн. кв. м. Инженерное обеспечение организаций жилищно-коммунального хозяйства включает в себя 890 источников тепла, в том числе мощностью до 3-х Гкал/час - 14,1%, из них 760 - в муниципальной собственности; 1292 км тепловых, 2997 км водопроводных сетей, 2025 км газовых сетей. В составе жилищно-коммунальной отрасли мощные инженерные сооружения, котельные, тепловые, водопроводно-канализационные системы. Жилищно-коммунальные организации реализуют в год более 64 млн. куб. м воды, более 1 млрд. куб. м природного и около 40 тыс. т сжиженного газа, выработано за 2005 год около 5 млн. Гкал тепловой энергии, в том числе муниципальными предприятиями - 2,8 млн. Гкал. Потреблено электрической энергии 4,4 млрд. кВт/час. Уровень газификации жилого фонда в настоящее время составляет 88,86%, из них природным газом - 18%.
В то же время в отрасли существуют следующие основные проблемы:
1. Отрасль до сих пор является административно регулируемой.
2. Деятельность организаций жилищно-коммунального хозяйства в большинстве муниципальных образований имеет отрицательный финансовый результат (доля убыточных предприятий в жилищно-коммунальном комплексе составляет более 90%, о чем свидетельствуют данные мониторинга реформирования жилищно-коммунального хозяйства районов (городов)).
3. Обязательства бюджетов по оплате учреждениями потребленных коммунальных ресурсов не компенсируются в полном объеме (кредиторская задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства превысила 2339,0 млн. руб., а дебиторская - 1659,0 млн. руб. В общей сумме объема дебиторской задолженности 432,0 млн. руб. - долги бюджетов разных уровней. В структуре кредиторской задолженности основная доля долга (1998 млн. руб., или 86,0%) приходится на поставщиков ресурсов, кредиты банков и т.д. Задолженность бюджетам всех уровней составляет 338,0 млн. руб., или 14,5% от общей кредиторской задолженности, 120 млн. руб. - задолженность во внебюджетные фонды).
4. Основные фонды жилищно-коммунального комплекса требуют модернизации и ремонта (из-за недостаточного финансирования, а также физического износа основных фондов (износ в среднем по Курганской области 72,4%), организации жилищно-коммунального хозяйства многих муниципальных образований работают в аварийно-восстановительном режиме; количество аварий в системах инженерного обеспечения за 1 полугодие 2006 г. по области составило 1285 случаев, что на 500 аварий больше аналогичного периода 2005 года).
5. Меры социальной поддержки (льготы) предоставляются в натуральной форме.
6. Самоуправление собственников жилья находится на низком уровне.
2. Основная цель и задачи подпрограммы
Цель разработки подпрограммы "Реформирование жилищно-коммунального хозяйства Курганской области в 2006-2012 годах" - обеспечить реализацию основных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Основные задачи:
- развитие инициативы собственников жилья;
- повышение технической надежности систем жилищно-коммунального комплекса;
- развитие конкурентных отношений в сфере предоставления жилищных и коммунальных услуг;
- развитие бизнеса на основе государственно-частного партнерства;
- совершенствование тарифного регулирования организаций коммунального комплекса;
- повышение эффективности бюджетной политики.
3. Срок реализации подпрограммы
Началом реализации подпрограммы является 1 января 2006 года. Срок реализации подпрограммы установлен до 31 декабря 2012 года.
4. Система программных мероприятий
Основные направления деятельности:
- создание условий для привлечения к управлению многоквартирными домами организаций различных форм собственности или создание товариществ собственников жилья;
- выбор собственниками многоквартирного жилого фонда способа управления;
- обеспечение надежного и качественного предоставления доступных коммунальных услуг.
Основные мероприятия:
- упрощение процедур создания и отчетности товариществ собственников жилья;
- передача в общедолевую собственность гражданам общего имущества, включая земельные участки;
- проведение органами местного самоуправления конкурсов по выбору управляющих организаций;
- внедрение административных механизмов воздействия на собственников, содержащих многоквартирный дом в ненадлежащем состоянии;
- ликвидация убыточных государственных и муниципальных унитарных предприятий в сфере управления и обслуживания жилья;
- перевод льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых в натуральной форме, в денежную;
- финансирование за счет бюджета только целевых программ инвестиционной деятельности, связанной с развитием (модернизацией) систем коммунальной инфраструктуры.
Основные направления повышения эффективности государственной политики в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг населению определены разработанной на федеральном уровне законодательной базой:
1) Жилищный кодекс Российской Федерации;
2) Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях";
3) постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность";
4) постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам";
5) постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".
1. Основной задачей в области реализации Жилищного кодекса Российской Федерации является развитие инициативы собственников жилья:
- упрощение процедур создания и отчетности товариществ собственников жилья;
- передача в общую долевую собственность гражданам общего имущества многоквартирных домов: лестничных площадок, лестниц, лифтов и лифтовых шахт, чердаков, подвалов, крыш и др., а также земельных участков;
- участие органа местного самоуправления в затратах по капитальному ремонту;
- проведение органами местного самоуправления конкурсов по выбору управляющих организаций в домах, жители которых не определились со способами управления до 1 января 2007 года;
- разработка административных механизмов воздействия на собственников, содержащих многоквартирный дом в ненадлежащем состоянии;
- определение и реализация мер по государственной поддержке проведения собственниками жилищного фонда его капитального ремонта (модернизации);
- подготовка руководителей товариществ собственников жилья, управляющих организаций.
Планомерная и целенаправленная работа в этом направлении позволит подготовить население к выполнению статьи 154 (подпункта 2 пункта 1) Жилищного кодекса Российской Федерации, где отражено, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилых и нежилых помещений.
2. Повышение технической надежности систем жилищно-коммунального хозяйства. Для снижения уровня износа коммунальных сетей до 2010 года планируется заменить:
- 1521 км ветхих и аварийных водопроводных сетей;
- 653 км ветхих и аварийных тепловых сетей;
- 264 км ветхих и аварийных канализационных сетей.
В целях надежного и качественного предоставления доступных коммунальных услуг Правительство Курганской области развивает сотрудничество с ОАО "Газпром". В апреле текущего года подписано долгосрочное соглашение о сотрудничестве с ОАО "Газпром". В настоящий момент отраслевым научно-техническим центром ОАО "Промгаз" разрабатывается генеральная схема газоснабжения и газификации Курганской области.
В рамках реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Курганской области" к 2010 году планируется построить 150 ш газопроводовотводов высокого давления, 275 км межпоселковых газопроводов и 680 км разводящих газовых сетей в населенных пунктах, 75 котельных на природном газе.
Для газификации восточных территорий Курганской области рассматривается проект строительства подводящего газопровода с территории Тюменской области протяженностью около 150 км, что позволит начать газификацию 5-ти восточных районов области с численностью населения более 130 тыс. человек.
К 2010 году уровень газификации жилищного фонда природным газом предполагается довести до 24%.
3. Развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания многоквартирного жилищного фонда:
- ликвидация убыточных муниципальных и государственных унитарных предприятий и учреждений в сфере управления и обслуживания жилья;
- замена натуральных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг на компенсации;
- организация контроля за соблюдением действующего законодательства в части формирования договорных отношений, отчетности управляющих организаций перед собственниками помещений, пообъектного планирования расходов и доходов;
- организация контроля за исполнением органами местного самоуправления обязанности содержания муниципального жилищного фонда;
- развитие подомового приборного учета ресурсов в сфере представления коммунальных услуг.
4. Развитие бизнеса на основе государственно-частного партнерства:
- государственная регистрация прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в муниципальной собственности, комплексное планирование развития коммунальных систем на федеральном, региональном и местном уровнях;
- введение ограничений на приватизацию систем водоснабжения и сетей теплоснабжения;
- совершенствование и реализация концессионного законодательства, внедрение концессионной формы как основной формы управления объектами коммунальной инфраструктуры в крупных городах. В настоящее время механизм концессионных соглашений на основании Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-Ф3 "О концессионных соглашениях" является одним из основных способов реализации государственно-частного партнерства. Однако указанный закон содержит ряд норм, препятствующих его применению на практике. Для эффективной реализации необходима доработка ряда положений: отмена обязательного использования типовых соглашений при подготовке договора концессии, корректировка нормы, запрещающей перемену лиц по концессионному соглашению путем уступки требования или перевода долга до момента вода в эксплуатацию объекта концессии;
- финансовое оздоровление организаций коммунального комплекса (списание пеней и штрафов по налоговым неплатежам и неплатежам во внебюджетные фонды);
- ликвидация муниципальных и государственных унитарных предприятий в коммунальном секторе, имеющих отрицательный финансовый результат;
- инвентаризация активов коммунального сектора с использованием бюджетных средств;
- привлечение средств инвестиционного фонда для финансирования коммунальной инфраструктуры.
5. Повышение эффективности государственной бюджетной политики:
- переход от дотирования организаций коммунального комплекса, расходования средств на подготовку к зиме к финансированию целевых программ;
- финансирование за счет средств бюджета только инвестиционной деятельности, связанной с развитием (модернизацией) систем коммунальной инфраструктуры;
- развитие механизмов бюджетного софинансирования частных инвестиций в многоквартирные дома и коммунальную инфраструктуру;
- предоставление мер социальной поддержки льготным категориям граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг в денежной форме.
5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
В млн. руб. | ||||||||
N п/п |
Источники финансирования |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
1. |
Областной бюджет |
76,552 |
161,168 |
118,513 |
460,698 |
в соответствии с принятым бюджетом |
в соответствии с принятым бюджетом |
в соответствии с принятым бюджетом |
2. |
Предполагаемые средства местного бюджета |
54,753 |
105,238 |
85,82 |
85 |
95 |
105 |
125 |
3. |
Иные предполагаемые средства финансирования (в соответствии с действующим законодательством) |
410,43 |
476,3 |
273,2 |
268,7 |
272,8 |
275,52 |
279,9 |
|
Итого: |
541,732 |
742,706 |
477,533 |
814,398 |
367,8 |
380,52 |
404,9 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.