Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Курганской области
от 27 января 2009 года N 30
"Об утверждении целевой программы дополнительных мер снижения
напряженности на рынке труда Курганской области в 2009 году"
Целевая программа
дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Курганской области в 2009 году
г. Курган
Паспорт программы
Наименование Программы |
Целевая программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Курганской области в 2009 году (далее - Программа) |
Разработчик Программы |
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области |
Исполнители Программы |
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области, Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области, Главное управление образования Курганской области, государственные учреждения центры занятости населения (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию), организации (по согласованию), учебные заведения (по согласованию), Государственная инспекция труда Курганской области (по согласованию), Объединение организаций профессиональных союзов "Федерация профсоюзов Курганской области" (по согласованию) |
Основание для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" |
Срок реализации Программы |
2009 год |
Цель Программы |
Принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в регионе |
Задачи Программы |
1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения 2. Стимулирование сохранения и создания новых рабочих мест 3. Развитие территориальной трудовой мобильности населения Курганской области. |
Основные мероприятия Программы |
1. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) 2. Организация общественных работ на предприятиях области и социально значимых объектах для работников, находящихся под риском увольнения, а также для незанятых граждан. 3. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Адресная поддержка ищущих работу граждан, переезжающих в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы в 2009 году - 69,1 млн. рублей, в том числе: субсидия федерального бюджета - 65,6 млн. рублей (по согласованию); средства бюджета Курганской области - 3,5 млн. рублей |
Целевой показатель Программы |
Сдерживание зарегистрированной безработицы (от численности экономически активного населения Курганской области) на уровне не выше 4% к концу 2009 года |
Показатели результативности Программы |
прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации, обучения новой профессии, стажировки на новом рабочем месте) - не менее 3,0 тысяч работников организаций, находящихся под риском увольнения; создание не менее 1,7 тысячи временных рабочих мест в рамках организации общественных работ для трудоустройства 2,3 тысячи работников, находящихся под риском увольнения; оказать содействие развитию самозанятости и предпринимательства не менее 120 безработным гражданам; оказание адресной финансовой поддержки не менее 30 жителям Курганской области, переехавшим в другую местность для работы постоянного или временного характера |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Начиная с октября 2008 года на рынке труда Курганской области наметились следующие негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов деятельности:
рост численности сокращенных из организаций работников. На 31 декабря 2008 года 119 предприятиями представлены сведения о предстоящих увольнениях 2114 работников;
введение режимов неполной занятости в организациях. На начало 2009 года 22 организации Курганской области заявили о переводе работников на режим неполного рабочего времени или о предоставлении вынужденных отпусков в связи с простоем:
в режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации работало 1272 человека (ОАО "Петуховский литейно-механический завод" - 575 чел., ОАО "Четра-Промышленные машины" - 5 чел., ОАО "СКБМ" - 30 чел., ОАО "Кургансельмаш" - 592 чел., ООО "Метресурс-К" - 41 чел. и другие организации);
предоставлены отпуска без сохранения заработной платы 3652 человекам (ОАО "ШААЗ" - 2430 чел., ООО "КАВЗ" - 1185 чел., ООО "АСКОН-Зауралье" - 32 чел. и другие организации).
Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости, сократилась в течение октября-декабря 2008 года более чем в 2,5 раза, с 8895 до 3366 вакансий. В этот же период численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости области, возросла на 44,8% и составила на 31 декабря 2008 года 12343 человека. На конец 2008 года коэффициент напряженности рынка труда области (численность незанятых граждан, приходящихся на 1 вакансию) составил 4,1 человека против 2,5 на конец 2007 года.
Общее количество предприятий, предоставивших информацию на начало 2009 года о предстоящих увольнениях работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, составило 119 ед. Из них крупные высвобождения, охватывающие от 4% до 96% среднесписочной численности работающих, заявлены на 1 квартал 2009 года в 5 организациях области: ОАО "Синарский щебеночный карьер" (99 человек), ОАО "Красная звезда" (127 человек), ОАО "Курганмашзавод" (239 человек), ООО "Зауральский кузнечно-литейный завод" (169 человек), ООО "КАВЗ" (350 человек).
Высвобождение в г. Кургане планируется на 42 предприятиях (или 34,1% от общего количества), в г. Шадринске на 12 предприятиях (или 9,7%).
Общая численность работающих на предприятиях, заявивших о сокращении работников, составляет 39043 чел. Из них предполагаются к высвобождению 2318 человек, что составляет 5,9% от числа работающих. Более 23% из них составляют работники машиностроения, 25% - работники промышленных предприятий Курганской области, 8,5% - работники строительных организаций, 1,8% - работники образования, 2,7% - работники здравоохранения и 7% - банковские работники. Иностранных работников среди высвобождаемых не заявлено.
По прогнозам, в 2009 году ожидается дальнейшее ухудшение ситуации в сфере занятости и на рынке труда.
Реализация ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Курганской области на 2009-2011 годы", одобренной распоряжением Правительства Курганской области от 8 июля 2008 года N 255-р, позволит в 2009 году:
трудоустроить при содействии службы занятости 21,0 тыс. граждан, ищущих работу;
направить на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, не менее 4,2 тыс. человек.
В рамках реализации целевой программы "О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области на 2009-2011 годы" будет создано не менее 2000 дополнительных рабочих мест.
С целью расширения возможности трудоустройства российских граждан уменьшена квота по привлечению иностранной рабочей силы в 2009 году на 75%.
Указанных мер недостаточно для поддержания стабильной ситуации на рынке труда. По предварительным прогнозам, численность зарегистрированных безработных граждан к концу 2009 года может увеличиться до 16,5 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы - до 4% от численности экономически активного населения.
Необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на рынке труда, по следующим направлениям:
повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения. Опережающее обучение профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности)), так и на других предприятиях по месту проживания или с переездом в другую местность;
стимулирование сохранения и создания рабочих мест. Развитие предпринимательских инициатив незанятого населения будет направлено на расширение сфер занятости за счет малого бизнеса. Организация общественных работ и других видов временной занятости для работников, находящихся под риском увольнения, будет способствовать сохранению кадрового состава организаций. Кроме того, в условиях ограничения возможностей трудоустройства необходимо создание временных рабочих мест для незанятых граждан.
2. Система мероприятий программы
Система мероприятий приведена в приложении 1 к Программе.
По задаче 1 "Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения" предполагается организация опережающего обучения в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников). Перечень организаций, в которых будет реализовываться указанное мероприятие, направления и объемы профессионального обучения, приведены в приложении 2 к Программе.
По задаче 2 "Стимулирование сохранения и создания новых рабочих мест" предусмотрены мероприятия:
по организации общественных работ в организациях Курганской области и на социально значимых объектах для работников, находящихся под риском увольнения, и незанятых граждан. Приоритетными направлениями общественных работ являются благоустройство и озеленение населенных пунктов, ремонт жилья и социальных объектов, содержание и ремонт дорог, социальное обслуживание населения. Перечень организаций, в которых будет реализовываться указанное мероприятие, направления и объемы общественных работ приведены в приложении 3 к Программе;
По задаче 3 "Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан" предусмотрены мероприятия по оказанию организационной и финансовой поддержки при организации собственного дела;
По задаче 4 "Развитие территориальной трудовой мобильности населения области" предусмотрены мероприятия по оказанию адресной поддержки ищущим работу гражданам, переезжающим в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера.
Параметры мероприятий Программы (перечень организаций, численность участников по организациям и муниципальным образованиям, объемы, направления профессионального обучения, виды работ) могут уточняться в зависимости от экономической ситуации в организациях и муниципальных образованиях.
3. Механизм реализации мероприятий программы и контроль за ходом ее выполнения
Уполномоченным органом исполнительной власти на территории Курганской области, ответственным за реализацию мероприятий Программы, является Главное управление по труду и занятости населения Курганской области
Финансовое обеспечение мероприятий Программы, направленных на снижение напряженности на рынке труда, осуществляется в пределах выделенных субсидий из федерального бюджета, перечисленных на счет бюджета Курганской области, открытый уполномоченному органу в управлении федерального казначейства в установленном порядке, а также за счет бюджетных ассигнований бюджета Курганской области.
Реализация мероприятия "Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников)" осуществляется на основании договоров, заключенных между государственным учреждением службы занятости (центром занятости населения), работодателем, гражданином, находящимся под риском увольнения, и образовательным учреждением.
Реализация мероприятия "Организация временных и общественных работ в организациях области и на социально значимых объектах для работников, находящихся под риском увольнения, и безработных граждан" осуществляется:
в форме сохранения рабочих мест для занятых
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.