Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Курганской области от 10 марта 2009 г. N 102 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению Правительства Курганской области
от 27 января 2009 года N 30
"Об утверждении целевой программы дополнительных мер снижения
напряженности на рынке труда Курганской области в 2009 году"
Целевая программа
дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Курганской области в 2009 году
10 марта 2009 г.
Паспорт программы
Наименование Программы |
Целевая программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Курганской области в 2009 году (далее - Программа) |
Разработчик Программы |
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области |
Исполнители Программы |
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области, Департамент экономического развития торговли и труда Курганской области, Главное управление образования Курганской области, государственные учреждения центры занятости населения (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию), организации (по согласованию), учебные заведения (по согласованию), Государственная инспекция труда Курганской области (по согласованию), Объединения организаций профессиональных союзов "Федерация профсоюзов Курганской области" (по согласованию) |
Основание для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" |
Срок реализации Программы |
2009 год (поэтапно) |
Цель Программы |
Принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в регионе |
Задачи Программы |
1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения 2. Стимулирование сохранения и создания новых рабочих мест |
Основные мероприятия Программы |
1. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников). 2. Организация общественных работ на предприятиях области и социально значимых объектах для работников, находящихся под риском увольнения, а также для незанятых граждан. Прохождение стажировки на новом рабочем месте. 3. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы в 2009 году - 117335,59 тыс. рублей, в том числе: субсидия федерального бюджета - 111333,57 тыс. рублей (по согласованию); средства бюджета Курганской области - 6002,02 тыс. рублей. |
Целевой показатель Программы |
Сдерживание зарегистрированной безработицы (от численности экономически активного населения Курганской области) на уровне не выше 3,6 % к концу 2009 года |
Показатели результативности Программы |
прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации, обучения новой профессии, стажировки на новом рабочем месте) - не менее 3,5 тысяч работников организаций, находящихся под риском увольнения; трудоустройство 3,0 тысяч работников, находящихся под риском увольнения, незанятых граждан в рамках организации общественных работ; прохождение стажировки на новом рабочем месте 1,8 тысяч выпускников образовательных учреждений; оказание содействия развитию самозанятости и предпринимательства безработным гражданам не менее 120 человекам. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Социально-экономическая ситуация на территории Курганской области характеризовалась увеличением выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции, объема инвестиций в основной капитал, оборота розничной торговли и общественного питания.
Сохранилась тенденция роста денежных доходов населения и заработной платы, объема платных услуг населению, ввода жилых домов.
Всего в 2008 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг по видам экономической деятельности на сумму более 61 млрд. рублей.
Наибольшая доля валового регионального продукта приходится на промышленные производства, экономическую ситуацию которых определяли в основном обрабатывающие производства. Наиболее высокие индексы наблюдались в производстве пищевых продуктов, издательской и полиграфической деятельности. Индекс промышленного производства за 12 месяцев 2008 года составил 104,5 %.
Крупными и средними предприятиями и организациями области получена прибыль на сумму 2839,6 млн. рублей.
Положительная тенденция по темпам роста инвестиций в 2008 году сохранилась и составила 30,1 млрд. рублей или 138 % к результату прошлого года.
Динамично развивающаяся экономика является гарантией успешного развития социальной сферы: повышения качества жизни населения, роста денежных доходов.
За 2008 год прирост денежных доходов населения составил 30,3 %, среднемесячная начисленная заработная плата работников в сравнении с 2007 годом возросла на 27,7 % и составила 11336,8 руб. Однако следует отметить, что среднемесячная заработная плата в Курганской области по-прежнему остается самой низкой по Уральскому федеральному округу.
Демографическая ситуация в области характеризуется устойчивой тенденцией снижения численности населения: за январь-декабрь 2008 года она сократилась на 7,8 тыс.человек и составила 952,6 тыс.человек. Причиной этого практически в равной степени остается как естественная, так и миграционная убыль населения.
Объем миграции в 2008 году составил 34,6 тыс. человек против 42,4 тыс. в 2007 году. В текущем году зафиксировано сокращение внутрирегионального и межрегионального объемов миграции на 26,7 % и 9,7 % соответственно. Отток населения из Курганской области в другие регионы России был частично компенсирован за счет мигрантов, прибывших из стран СНГ.
Среднесписочная численность работников по полному кругу предприятий и организаций за январь-декабрь 2008 года составила 277,3 тыс. человек и снизилась по сравнению с тем же периодом прошлого года на 0,3 %. На долю крупных и средних предприятий приходится 82,9 % всех работающих.
На 1 января 2009 года в органах статистики на учете состояло 20698 индивидуальных предпринимателей и 16524 предприятия и организации всех форм собственности и хозяйствования, в том числе коммерческих - 10314, некоммерческих - 5251.
За 2008 год официально ликвидировано - 838, вновь создано - 1681 предприятие и организация.
Вместе с тем, несмотря на положительные тенденции развития экономики, необходимо отметить, что последствия мирового финансового кризиса не могли не оказать негативное влияние на экономику Курганской области. В ноябре 2008 года наблюдалось снижение практически по всем экономическим показателям. В декабре 2008 года по отношению к аналогичному периоду предыдущего года индекс промышленного производства составил 77,9 процента. Доля убыточных предприятий в сравнении с 2007 годом возросла на 31,8 %.
Остается сложной ситуация на кредитном рынке области. Резкий отток вкладов населения из банковского сектора области начался с октября 2008 года. За октябрь-декабрь 2008 года объем вкладов населения в банковском секторе области сократился на 612 млн. рублей, или на 5,5 %.
Общая сумма кредитов, предоставленных экономике и населению, уменьшилась за октябрь-декабрь 2008 года на 937 млн. рублей (на 3,4 %). С начала 2009 года наблюдается сокращение объемов кредитования как экономики, так и населения.
Большинство банков прекратили выдачу средне- и долгосрочных инвестиционных кредитов и стали работать только с краткосрочными кредитами, повысили с октября-ноября 2008 года процентные ставки по выдаваемым кредитам и уже открытым кредитным линиям, а также по выданным ранее инвестиционным кредитам, ужесточили условия кредитования, в том числе по залоговым обязательствам, в массовом порядке отложили рассмотрение заявок на кредитное финансирование на 2009 год.
В результате существенно ухудшилось состояние реального сектора экономики области: идет процесс сворачивания инвестиционных программ предприятий; под угрозой срыва ввод жилья в 1 квартале 2009 года; возникла проблема с поддержанием кредитных портфелей предприятий на уровне лимитов кредитования, существовавших до 1 сентября 2008 года.
Недофинансирование кредитными ресурсами сказалось на нехватке свободных оборотных средств, и предприятия промышленности, реализующие свою продукцию, столкнулись с падением платежеспособного спроса на свою продукцию - потребители отказываются от исполнения договоров на поставку продукции из-за отсутствия финансовых средств. Предприятия промышленности, работающие с получателями бюджетных средств, наиболее остро ощутили нехватку оборотных средств, так как возможность авансовых расчетов за поставляемую продукцию отсутствует, оплата за продукцию поступает только после отгрузки.
В результате задержки расчетов основных потребителей, срывов оплаты за отгруженную продукцию у крупных предприятий области наблюдается рост дебиторской и кредиторской задолженностей: рост дебиторской задолженности по состоянию на 1 ноября 2008 года составляет 32 % к уровню начала года, рост кредиторской - 41 %.
Ограниченность оборотных средств, необходимых для текущего функционирования, и инвестиционных ресурсов, требуемых для дальнейшего развития, привели к сокращению объемов производства и числа эффективно работающих предприятий, а также к сокращению возможностей для сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест.
Ряд крупных предприятий области, испытывая нехватку оборотных средств и трудности доступа к кредитным ресурсам, приостановили производство и переходят на сокращенную рабочую неделю.
ОАО "ШААЗ": на данный момент у предприятия существует недостаток оборотных средств. Основная причина - задержка расчетов основных потребителей ОАО "ГАЗ", ОАО "КАМАЗ". Вследствие этого объем производства сократился на 39 % относительно сентября 2008 г.
ЗАО "Курганстальмост": происходит ухудшение финансового состояния предприятия. В связи со срывом оплаты за отгруженную продукцию с начала ноября возрастает задолженность предприятия металлургическим заводам.
ООО "КАВЗ": в декабре на предприятии произошло падение объемов производства с 200 до 32 автобусов (84 %). Нет спроса на продукцию. Кредиторская задолженность предприятия составила 242 000 тыс. руб.
ОАО "Икар": в связи со снижением объема заказов в декабре на 20-30 % и нехваткой оборотных средств, в целях предотвращения сокращения работников на первый квартал 2009 года предприятие ввело режим неполной рабочей недели.
ОАО "Старт": в связи с сокращением объема заказов и отказом заказчиков от продукции предприятие переведено на сокращенную (трехдневную) рабочую неделю с оплатой в соответствии со ст. 157 ТК РФ.
Начиная с октября 2008 года на рынке труда Курганской области наметились следующие негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов деятельности:
рост численности сокращенных из организаций работников: на 31 декабря 2008 года 119 предприятиями представлены сведения о предстоящих увольнениях 2114 работников;
введение режимов неполной занятости в организациях. На начало 2009 года 22 организации Курганской области заявили о переводе работников на режим неполного рабочего времени или о предоставлении вынужденных отпусков в связи с простоем:
- в режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации работало 1272 человека (ОАО "Петуховский литейно-механический завод" - 575 чел., ОАО "ЧЕТРА-Промышленные машины" - 5 чел., ОАО "СКБМ" - 30 чел., ОАО "Кургансельмаш" - 592 чел., ООО "Метресурс-К" - 41 чел. и другие организации);
- предоставлены отпуска без сохранения заработной платы 3652 человекам (ОАО "ШААЗ" - 2430 чел., ООО "КАВЗ" - 1185 чел., ООО "АСКОН-Зауралье" - 32 чел. и другие организации);
- в простое по вине работодателя находится 4021 человек (ООО "Зауральский кузнечно-литейный завод" - 1650 чел., ОАО "ЧЕТРА-Промышленные машины" - 36 чел., ОАО "КАВЗ" -1630 чел., ООО "Предприятие Сенсор" - 35 чел., ООО "Юнистрой" - 65 чел., ОАО "ПОАТ-1" - 155 чел., ОАО "Ремстроймаш" - 20 чел., ООО "ЧЕТРА-комплектующие и запасные части" - 69 чел., ОАО "Регион-Автотранс-Курган" - 312 чел. и другие организации)
Крупные высвобождения на 1 квартал 2009 года заявлены в 5 организациях области, охватывающие от 4 % до 96 % среднесписочной численности работающих: ОАО "Синарский щебеночный карьер" (99 человек), ОАО "Красная звезда" (127 человек), ОАО "Курганмашзавод" (239 человек), ООО "Зауральский кузнечно-литейный завод" (169 человек), ООО "КАВЗ" (350 человек).
Высвобождение в г. Кургане планируется на 42 предприятиях (или 34,1 % от общего количества), в г. Шадринске на 12 предприятиях (или 9,7 %).
Общая численность работающих на предприятиях, заявивших о сокращении работников, составляет 39043 чел. Из них предполагаются к высвобождению 2114 человек, что составляет 5,9 % от числа работающих. Более 23 % из них составляют работники машиностроения, 8,5 % - работники строительных организаций, 1,8 % - работники образования, 2,7 % - работники здравоохранения и 7 % - банковские работники. Иностранных работников среди высвобождаемых не заявлено.
Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости, сократилась в течение октября-декабря 2008 года более чем в 2,5 раза, с 8895 до 3366 вакансий. В этот же период численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости области, возросла на 44,8 % и составила на 1 января 2009 года 12343 человека. На начало 2009 года коэффициент напряженности рынка труда области (численность незанятых граждан, приходящихся на 1 вакансию) составил 4,1 человека против 2,5 на начало 2008 года.
По прогнозам, в 2009 году ожидается дальнейшее ухудшение ситуации в сфере занятости и на рынке труда.
Численность незанятых граждан, обратившихся в 2009 году в органы государственной службы занятости в поиске работы, может увеличиться до 60 тыс.человек (на 45,8 % по сравнению с 2008 годом), в их числе высвобожденные работники могут составить 4,8 тыс.человек. На рынок труда Курганской области в 2009 году выйдут 1800 выпускников начального, среднего и высшего профессионального образования. Предполагаемая ситуация отражена в балансе рабочих мест Курганской области в приложении 1 к Программе.
По предварительным прогнозам, среднемесячная численность зарегистрированных безработных граждан в 2009 году в сравнении с 2008 годом может увеличиться на 59 % с 10,4 тыс. человек до 16,5 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы - до 3,6 % от численности экономически активного населения.
Динамика регистрируемой безработицы Курганской области и основных параметров рынка труда за 2005-2008 годы и прогноз на 2009 год:
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 прогноз |
Численность граждан, получивших статус безработного, чел. |
32442 |
34823 |
32638 |
30707 |
48824 |
Количество вакансий, полученных в течение года, ед. |
57781 |
61067 |
63636 |
57299 |
39092 |
Количество вакансий на конец года |
2906 |
3430 |
5346 |
3366 |
3300 |
Численность безработных на конец года |
12459 |
14391 |
12730 |
12343 |
16510 |
Уровень регистрируемой безработицы, % (в среднем за год) |
2,7 |
2,7 |
2,6 |
2,1 |
3,6 |
Уровень общей безработицы |
11,3 |
12,1 |
7,9 |
8,3 |
9,2 |
Реализация ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Курганской области на 2008-2010 годы", одобренной распоряжением Правительства Курганской области от 8 июля 2008 года N 255-р, позволит в 2009 году:
трудоустроить при содействии службы занятости 21,0 тыс.граждан, ищущих работу;
направить на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, не менее 4,2 тыс.человек.
В рамках реализации целевой программы Курганской области "О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области на 2009-2011 годы" будет создано не менее 2000 дополнительных рабочих мест.
Дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения Курганской области, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников.
Замещение иностранных работников национальными трудовыми ресурсами планируется в результате реализации мероприятий по профессиональному обучению, приоритетному трудоустройству российских граждан в соответствии с соглашениями, заключенными между органами службы занятости с работодателями, использующими иностранную рабочую силу, осуществлению дифференцированного подхода при выдаче заключений о привлечении и использовании иностранной рабочей силы с учетом востребованности, степени подготовки и квалификации привлекаемых иностранных работников.
С учетом сложившейся ситуации на рынке труда и в целях расширения возможности трудоустройства российских граждан объемы привлечения иностранных работников в 2009 году уменьшены на 903 человека (на 21,6 %) - с 4182 человек до 3279 человек. Сокращение квоты в основном затронет привлечение по профессиям, не требующим особых профессиональных навыков. В том числе по видам экономической деятельности сокращенные разрешения на работу в Курганской области распределяются: строительные профессии - 65 %; профессии, связанные с заготовкой и переработкой древесины, - 10 %; сельскохозяйственные профессии - 8 %; общественное питание - 5 % и другие - 12 %.
Указанных мер не достаточно для поддержания стабильной ситуации на рынке труда. Необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на рынке труда, по следующим направлениям:
повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения. Опережающее обучение профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности)), так и на других предприятиях по месту проживания или с переездом в другую местность;
стимулирование сохранения и создания рабочих мест. Развитие предпринимательских инициатив незанятого населения будет направлено на расширение сфер занятости за счет малого бизнеса. Организация общественных работ и других видов временной занятости для работников, находящихся под риском увольнения, будет способствовать сохранению кадрового состава организаций. Кроме того, в условиях ограничения возможностей трудоустройства необходимо создание временных рабочих мест для незанятых граждан.
Сравнительная таблица показателей по реализации программ занятости:
Наименование программы |
Численность участников по программе содействия занятости населения на 2008-2010 годы в 2009 году, человек |
Численность участников по целевой программе дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Курганской области в 2009 году, человек |
Трудоустройство незанятого населения |
21000 |
|
Организация общественных работ |
6400 |
3000 |
Стажировка выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования |
0 |
1800 |
Организация содействия самозанятости |
60 |
120 |
Профессиональное обучение безработных граждан |
4243 |
3500 |
2. Система мероприятий программы
Система мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Курганской области:
N п/п |
Наименование задачи, мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
|
Задача 1. Повышение конкурентоспособности ка рынке труда работников, находящихся под риском увольнения |
||
1. |
Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) |
|
|
1.1. |
Формирование перечня организаций, в которых будет применяться опережающее профессиональное обучение |
1 квартал 2009 |
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области |
1.2. |
Определение объемов и направлений опережающего профессионального обучения, включая организацию стажировки на рабочем месте |
1 квартал 2009 |
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области, государственные учреждения центры занятости населения, организации |
1.3. |
Подготовка реестра учебных заведений (организаций), на базе которых будет проходить опережающее профессиональное обучение. |
1 квартал 2009 |
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области, Главное управление образования Курганской области, государственные учреждения центры занятости населения |
1.4. |
Разработка Порядка организации опережающего профессионального обучения |
Февраль 2009 |
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области, Главное управление образования Курганской области |
1.5. |
Заключение трехсторонних договоров на организацию опережающего профессионального обучения граждан, находящихся под риском увольнения |
в течение года |
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области, Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области, государственные учреждения центры занятости населения, учебные заведения (по согласованию), организации (по согласованию) |
1.6. |
Организация профессионального обучения граждан для последующей работы в сфере предпринимательской деятельности |
в течение года |
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области, государственные учреждения центры занятости населения, организации (по согласованию) |
1.7. |
Разработка прогнозов социально-экономического развития территорий в части определения потребности работодателей в рабочей силе в профессионально-квалификационном разрезе |
2-3 квартал 2009 года |
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области, Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области |
1.8. |
Проведение мониторинга трудоустройства и закрепления на рабочих местах граждан, закончивших профессиональное обучение по направлению органов службы занятости |
в течение года |
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области, государственные учреждения центры занятости населения, организации (по согласованию), Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области |
1.9. |
Формирование государственного задания на переподготовку и повышение квалификации кадров |
2 квартал 2009 года |
Главное управление образования Курганской области |
|
Задача 2. Стимулирование сохранения и создания новых рабочих мест |
||
2 |
Организация временных и общественных работ в организациях области и на социально значимых объектах для работников, находящихся под риском увольнения, и безработных граждан |
|
|
2.1. |
Проведение мониторинга: - ситуации на рынке труда (численность граждан, ищущих работу, и безработных граждан, возможность массового увольнения работников, прогнозируемый рост безработицы), в том числе по сельским поселениям и муниципальным районам - потребности территорий, организаций в выполнении социально значимых работ, носящих временный или сезонный характер |
Ежеквартально |
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области, государственные учреждения центры занятости населения |
2.2. |
Проведение "горячей линии" по вопросам: - организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения; - соблюдения трудового законодательства при проведении мероприятий по сокращению численности и штата работников в организациях Курганской области |
в течение года |
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области, государственные учреждения центры занятости населения |
2.3. |
Совместные выезды на предприятия, работа Мобильного консультационного пункта |
в течение года |
комиссия в составе Главного управления по труду и занятости населения Курганской области, Государственной инспекции труда Курганской области (по согласованию), Объединение организаций профессиональных союзов "Федерация профсоюзов Курганской области" (по согласованию) |
2.4. |
Проведение прогнозной оценки возможности участия органов местного самоуправления в финансировании мероприятий временной занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы |
Январь-февраль 2009 года |
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области, Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области, государственные учреждения центры занятости населения, органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию) |
2.5 |
Проведение проверок соблюдения трудового законодательства на предприятиях, где имеется угроза массового высвобождения работников, установлен неполный рабочий день, фиксируется временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы |
в течение года |
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области, Государственная инспекция труда Курганской области (по согласованию) |
2.6 |
Обследование организаций, имеющих задолженность по заработной плате, в целях выявления причин возникновения задолженности по заработной плате. По результатам обследования - подготовка предложений Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов оплаты труда |
в течение года |
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области, Государственная инспекция труда Курганской области (по согласованию) |
2.7 |
Принятие решений об организации общественных работ |
1 квартал 2009 года |
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области, государственные учреждения центры занятости населения, органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию) |
2.8 |
Организация временных и общественных работ, стажировки для безработных и ищущих работу граждан, включая выпускников образовательных учреждений, а также для работающих граждан, находящихся под риском увольнения, в соответствии с предложениями, разработанными органами местного самоуправления городов и муниципальных образований области, по перечню организаций, численности участников мероприятий, объемам и видам общественных работ |
в течение года |
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области, государственные учреждения центры занятости населения, органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, организации (по согласованию) |
2.9 |
Организация ярмарок вакансий общественных и временных работ |
в течение года |
Государственные учреждения центры занятости населения (по согласованию) |
|
Задача 3. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан |
||
3.1 |
Обеспечение функционирования информационной системы, позволяющей облегчить доступ субъектов малого предпринимательства к информационно-консультационным ресурсам |
в течение года |
Органы исполнительной власти Курганской области |
3.2 |
Оказание информационно-консультационных услуг ищущим работу и безработным гражданам по вопросам предпринимательства и самозанятости, помощь в подготовке документации |
в течение года |
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области, государственные учреждения центры занятости населения |
3.3 |
Разработка страницы "Открой свое дело" на сайте Главного управление по труду и занятости населения Курганской области |
До 31.03.2009 |
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области |
3.4 |
Организация и проведение клубов "Предпринимательство и самозанятость", тренингов для безработных граждан по развитию предпринимательской деятельности |
в течение года |
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области, государственные учреждения центры занятости населения |
3.5 |
Организация тестирования (анкетирования), направленного на выявление способностей и готовности к осуществлению предпринимательской деятельности |
в течение года |
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области, государственные учреждения центры занятости населения |
3.6 |
Предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета безработным гражданам на организацию предпринимательской деятельности и самозанятости |
в течение года |
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области, государственные учреждения центры занятости населения |
По задаче 1 "Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения" предполагается организация опережающего обучения в случае угрозы массового увольнения (установления неполного рабочего времени, временной приостановки работ, предоставления отпусков без сохранения заработной платы, мероприятий по высвобождению работников).
Опережающее профессиональное обучение работников будет осуществляться по программам, ориентированным на потребности в новых профессиях, специальностях работников.
Организация профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, позволит сдерживать в области рост безработицы, оперативно удовлетворять заявки предприятий и организаций в квалифицированных кадрах, снизить социальную напряженность в обществе.
Для выполнения поставленной задачи будет обеспечено:
- изучение структуры потребностей населения по направлениям программ переподготовки;
- изучение потребности в опережающем обучении в разрезе предприятий;
- определение объемов опережающей подготовки в разрезе профессий, специальностей;
- создание условий для получения необходимой профессии работников, подлежащих высвобождению;
- приоритетное обучение тех категорий граждан, которые не могут быть обеспечены работой и заработком без предварительного профессионального обучения;
- оказание консультационной помощи работодателям в организации опережающего профессионального обучения высвобождаемых работников и лиц, находящихся под угрозой увольнения, для новых сфер приложения труда.
Перечень организаций, в которых будут реализовываться мероприятия Программы, приведен в приложении 2 к Программе. Указанный перечень в период реализации Программы будет дополняться за счет организаций, включенных в мониторинг Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в связи с возникновением риска массового увольнения работников.
Для смягчения возможного массового высвобождения работников в результате неблагоприятной ситуации, складывающейся в экономике области, Главным управлением по труду и занятости населения Курганской области сформирован перечень профессий (специальностей), по которому будет проводиться профессиональное обучение данной категории граждан, определены учебные заведения, на базе которых будет осуществляться переподготовка высвобождающихся работников.
Перечень образовательных учреждений, на базе которых будет организовано опережающее обучение работников, находящихся под риском увольнения, в Курганской области в 2009 году, приведен в приложении 3 к Программе.
По задаче 2 "Стимулирование сохранения и создания новых рабочих мест" предусмотрены мероприятия по организации общественных работ в организациях Курганской области и на социально значимых объектах для работников, находящихся под риском увольнения, и незанятых граждан; стажировки в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений.
Организация общественных работ является одной из действенных мер, смягчающих ситуацию на рынке труда, особенно в районах с высоким уровнем безработицы, позволяющих оказывать адресную государственную поддержку гражданам.
Общественные работы будут организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим основным направлениям:
- благоустройство, озеленение и очистка территорий;
- сезонная помощь при проведении сельскохозяйственных работ;
- подсобные работы при строительстве, содержании и ремонте автомобильных дорог;
- проведение ремонтных работ в образовательных учреждениях;
- сохранение и развитие лесопаркового хозяйства, санитарная очистка леса, населенных пунктов;
- подсобные и вспомогательные работы при прокладке газовых коммуникаций;
- уборка помещений, лестничных площадок жилых домов;
- обслуживание работы организаций связи;
- уход за престарелыми гражданами, инвалидами.
Перечень организаций, в которых будет реализовываться указанное мероприятие, направления и объемы общественных работ, а так же перечень организаций, в которых будут организованы стажировки в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений, приведены в приложениях 4, 5 и 6 к Программе.
Расчет потребности бюджетных средств на выполнение общественных работ в дорожном хозяйстве Курганской области в 2009 году приведены в приложениях 7, 8 к Программе.
По задаче 3 "Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан" предусмотрены мероприятия по оказанию организационной и финансовой поддержки при организации собственного дела.
Параметры мероприятий Программы (перечень организаций, численность участников по организациям и муниципальным образованиям, объемы, направления профессионального обучения, виды работ) могут уточняться в зависимости от экономической ситуации в организациях и муниципальных образованиях.
Численность участников мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости по муниципальным образованиям области приведена в приложении 9 к Программе и установлена с учетом уровня безработицы, численности увольняемых работников в связи с ликвидацией или сокращением штата.
При расчетах общего объема финансирования учитываются только средства, необходимые на реализацию мероприятий Программы, предусматриваемые за счет средств федерального бюджета в виде субсидии.
Распределение объемов финансирования по мероприятиям Программы приводится в приложении 10 к Программе.
3. Механизм реализации мероприятий программы и контроль заходом ее выполнения
Уполномоченным органом исполнительной власти на территории Курганской области, ответственным за реализацию мероприятий Программы, является Главное управление по труду и занятости населения Курганской области.
Финансовое обеспечение мероприятий Программы, направленных на снижение напряженности на рынке труда, осуществляется в пределах выделенных субсидий из федерального бюджета, перечисленных в бюджет Курганской области на счет, открытый уполномоченному органу в Управлении федерального казначейства в установленном порядке, а также за счет бюджетных ассигнований бюджета Курганской области.
Реализация мероприятия "Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установления неполного рабочего времени, временной приостановки работ, предоставления отпусков без сохранения заработной платы, мероприятий по высвобождению работников)" осуществляется на основании договоров, заключенных между государственным учреждением службы занятости (центром занятости населения), работодателем, гражданином, находящимся под риском увольнения, и образовательным учреждением.
Реализация мероприятия "Организация временных и общественных работ в организациях области и на социально значимых объектах для работников, находящихся под риском увольнения, и безработных граждан" осуществляется:
в форме сохранения рабочих мест для занятых граждан, находящихся под риском увольнения, - на основании договоров, заключенных между государственным учреждением службы занятости (центром занятости населения), работником и работодателем по постоянному месту работы;
в форме создания временных рабочих мест для занятых граждан, находящихся под риском увольнения, - на основании договоров, заключенных между государственным учреждением службы занятости (центром занятости населения), работником и работодателем, создающим временные рабочие места, либо органом местного самоуправления;
в форме создания временных рабочих мест для незанятых граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве в службу занятости (включая граждан, официально зарегистрированных в качестве безработного), - на основании договоров, заключенных между государственным учреждением службы занятости (центром занятости населения) либо органом местного самоуправления, работником и работодателем, создающим временные рабочие места.
Положение о возможности участия занятого гражданина в свободное от работы время (при введении в организации режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, при предоставлении работнику отпуска без сохранения заработной платы, при простое (временной приостановке работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера) должно быть внесено в трудовой договор.
Средства на реализацию мероприятий Программы выделяются на основании предложений, разработанных органами местного самоуправления муниципальных образований городов и районов области, включая перечень организаций, численность участников мероприятий, объемы и виды общественных работ.
Реализация мероприятия "Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан" осуществляется на основании договоров, заключенных между государственным учреждением службы занятости (центром занятости населения) и безработным гражданином. Субсидии безработным гражданам из средств федерального бюджета выделяются при условии положительной оценки независимой экспертизы бизнес-плана.
В отношении получателей поддержки, зарегистрировавших свое дело, будет обеспечено выполнение требований статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части ведения реестров получателей поддержки.
Формирование данных о получателях поддержки на развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан предусмотрено осуществлять на основе сверки реестра малых предприятий - получателей государственной поддержки малого предпринимательства и регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения, позволяющей исключить двойной счет создаваемых рабочих мест по различным направлениям поддержки малого бизнеса.
В данной Программе отсутствуют объемы финансирования мероприятий, которые определены в региональных программах развития малого и среднего предпринимательства.
Общий контроль исполнения Программы осуществляет Правительство Курганской области.
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области осуществляет:
организацию выполнения мероприятий Программы за счет предоставления субсидий из федерального бюджета и бюджета Курганской области;
подготовку информации и отчетов для Правительства Курганской области о выполнении Программы;
подготовку предложений по корректировке Программы;
совершенствование механизма реализации Программы;
контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы, своевременным выполнением в полном объеме основных мероприятий Программы.
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Федеральную службу по труду и занятости отчет о расходах консолидированного бюджета по установленной форме.
4. Финансирование мероприятий программы
Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства федерального бюджета (по согласованию), выделенные в виде субсидии Курганской области на реализацию мероприятий, организуемых вне рамок переданных полномочий в области содействия занятости населения, средства областного бюджета Курганской области.
Общий объем финансирования Программы в 2009 году составит 117335,59 тыс. рублей, в том числе:
субсидия федерального бюджета (по согласованию) - 111333,57 тыс. рублей (95 % от общего объема финансирования);
средства бюджета Курганской области 6002,02 тыс. рублей (5 % общего объема финансирования).
Распределение объемов финансирования по мероприятиям Программы приведено в приложении 10 к Программе.
5. Оценка эффективности реализации программы
Реализация мероприятий Программы обеспечит проведение целенаправленной государственной политики, направленной на защиту населения от безработицы, будет способствовать расширению возможностей занятости работников, находящихся под риском увольнения, ищущих работу, и безработных граждан за счет:
трудоустройства на временные рабочие места;
повышения уровня профессиональной компетентности и востребованности на рынке труда.
В результате реализации Программы будет обеспечена занятость:
после прохождения профессионального обучения - не менее 3,5 тыс. человек;
на общественных работах за счет временного трудоустройства - не менее 3,0 тыс. человек;
после прохождения стажировки - не менее 1,8 тыс. выпускников образовательных учреждений;
в сфере малого предпринимательства и самозанятости - не менее 120 человек.
Реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в рамках Программы позволит сдержать рост безработицы в регионе. Численность безработных граждан к концу 2009 года не превысит 16,5 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы составит не более 3,6 % от численности экономически активного населения.
6. Сроки реализации программы
Предусмотрены следующие этапы с учетом специфики реализации мероприятий Программы (сроки проведения конкурсных процедур по опережающему обучению и организационные мероприятия по организации общественных работ):
Мероприятие |
Объемы реализации мероприятий |
|||
1 этап (март-июнь 2009 года) |
2 этап (июль-декабрь 2009 года) |
|||
Численность участников, человек |
Объемы финансирования, тыс. руб. |
Численность участников, человек |
Объемы финансирования, тыс. руб. |
|
Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения |
1400 |
7492,17 |
2100 |
11238,25 |
Организация общественных работ в организациях и на социально значимых объектах для находящихся под риском увольнения, и незанятых граждан. Прохождение стажировки на новом рабочем месте. |
2400 |
45245,385 |
2400 |
45245,385 |
Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан |
48 |
3245,76 |
72 |
4868,64 |
|
|
|
|
|
Итого: |
3848 |
55983,315 |
4572 |
61352,275 |
|
|
|
|
|
<< Назад |
Приложение 1 >> Приложение 1 |
|
Содержание Постановление Правительства Курганской области от 27 января 2009 г. N 30 "Об утверждении целевой программы дополнительных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.