Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к решению N 907
Подпрограмма
"Молодой семье - доступное жилье" на 2009-2012 годы
Наименование подпрограммы. Подпрограмма "Молодой семье - доступное жилье" на 2009-2012 годы
Основание для разработки подпрограммы. Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 "О федеральной целевой программе "ЖИЛИЩЕ" на 2002-2010 годы"; Постановление Курганской областной Думы от 28.02.2006 N 1247 "О целевой программе Курганской области "Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Курганской области", пп.6 п. 1 ст. 17 ФЗ N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления".
Государственный заказчик подпрограммы. Администрация города Шадринска.
Разработчики подпрограммы. Комитет по экономике, Шадринский комитет по управлению муниципальным имуществом, Комитет по строительству и архитектуре администрации, комитет по молодежной политике города Шадринска
Цель и задачи подпрограммы.
- Создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в г. Шадринске;
- создание социально-бытовых и экономических условий для укрепления молодых семей;
- привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения молодых семей благоустроенным жильем;
- разработка и реализация способов бюджетной, внебюджетной и организационной поддержки молодых семей при решении ими жилищной проблемы с учетом степени нуждаемости в улучшении жилищных условий, уровня материального достатка, работы в бюджетных учреждениях и других факторов;
- разработка и формирование системы, включающей социальные и рыночные механизмы решения жилищной проблемы молодых семей;
- закрепление молодых кадров в городе
Исполнители подпрограммы. Комитет по экономике, Комитет по строительству и архитектуре, жилищный отдел, Финансовый отдел, финансово-кредитные учреждения (по согласованию), комитет по молодежной политике.
Срок реализации подпрограммы. 2009-2012 годы
Объем и источники финансирования подпрограммы. Общий объем финансирования подпрограммы составляет 156,0 млн. рублей*, предполагаемые средства городского бюджета - 18,985 млн. рублей*, иные источники финансирования - 137,015 млн. рублей*.
* - средства носят характер прогноза
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы.
- Создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей;
- обеспечение жилой площадью молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- развитие и укрепление семейных отношений, улучшение демографической ситуации в городе
Контроль за выполнением подпрограммы. Осуществляет комитет по молодежной политике. Ежемесячно готовит сведения о ходе ее реализации и отчитывается перед Комитетом по строительству и архитектуре.
1 .Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Подпрограмма "Молодой семье - доступное жилье" на 2009 - 2012 годы (далее подпрограмма) разработана во исполнение федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, постановления Курганской областной Думы от 28.02.2006 N 1247 "О целевой программе Курганской области "Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Курганской области".
Демографической ситуации города Шадринска присущи негативные тенденции демографического развития Курганской области и страны в целом. За последние 5 лет численность населения уменьшилась на 5 тыс. человек и на 01.01.2008 года составила 76 572 человек, в т.ч. численность молодежи в возрасте от 18 до 35 лет - 20 649 человек, что составляет 27% от общего числа населения. С началом кризиса в стране в 1985 году рождаемость упала более чем в 2 раза, что в ближайшие годы повлечет снижение численности молодежи и, следовательно, новорожденных.
В настоящее время число умирающих устойчиво превышает число рождающихся, вследствие чего сохраняется отрицательный естественный прирост, или естественная убыль населения, которая только в 2007 году составила 502 человека. Отрицательным по городу является и миграционный прирост (уезжает из города больше, чем приезжает), так в 2007 году из города выехало 2246 человек.
Несмотря на уменьшение жителей города, количество регистрируемых браков в Шадринске не уменьшается, в 2007 году заключено 695 браков. Рождаемость в городе за тот же период составила 798 человек. Согласно статистке именно в молодых семьях рождается большинство детей, отсутствие собственного жилья оказывает отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Поэтому проблема обеспечения молодых семей отдельным жильем становится более острой.
Наиболее перспективным способом сохранения и увеличение рождаемости является решение жилищной проблемы.
Только небольшая часть молодых семей встает на очередь для улучшения жилищных условий. Большинство не надеется на государство и предпочитает решать свои жилищные проблемы самостоятельно либо получает квартиры после смерти престарелых родственников. На начало 2008 года количество очередников на улучшение жилищных условий в администрации города составляет 1564 семьи. Количество семей, подавших заявление на получение ипотечного кредита для приобретения жилья по областной целевой Программе "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области до 2010 г. и на перспективу до 2015 г." - 454, из них 200 - это молодые семьи. Средняя рыночная стоимость 1 кв.м общей площади жилья в Курганской области, согласно приказа N 71 от 09.06.2008 Министерства регионального развития РФ на II полугодие 2008 года, составляет 24,7 тыс. рублей, однако фактическая стоимость 1 кв. м квартиры выше даже на вторичном рынке.
Главным приоритетом подпрограммы является принятие мер, направленных на стабилизацию показателей рождаемости и укрепление семьи путем решения жилищной проблемы, и, прежде всего принятие мер помощи молодым семьям, для которых предполагаются различные системы кредитования приобретения жилья, с моделями понижения суммы кредита в зависимости от рождения ребенка.
При реализации подпрограммы необходимо обеспечить доступность в приобретении жилья. Доступность выражается, прежде всего, в посильности первоначальных и ежемесячных платежей и достигается за счет предоставления молодым семьям социальных выплат, ссуд и субсидий, значительных рассрочек платежей, строительством недорогих жилых домов на территории города. Механизм приобретения и строительства жилья, заложенный в основу данной подпрограммы, основан на объединении личных сбережений граждан, средств бюджетов различных уровней, а так же внебюджетных источников. Он позволяет в короткие сроки обеспечить жильем молодую семью. Так как крепкая семья - опора государства, основа экономической и политической стабильности.
2. Цель и задачи подпрограммы
Целью подпрограммы является создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в городе Шадринске.
Цель достигается решением следующих основных задач:
- разработка и реализация способов бюджетной, внебюджетной и организационной поддержки молодых семей при решении ими жилищной проблемы с учетом степени нуждаемости в улучшении жилищных условий, уровня материального достатка, наличия и количества детей, работы в бюджетных организациях города;
- привлечение инвестиционных ресурсов в строительство жилья для молодых семей;
- формирование финансовых и правовых механизмов, обеспечивающих доступность при-обретения жилья,
3. Участники подпрограммы
Участниками подпрограммы являются молодые семьи, признанные в соответствии с законодательством нуждающимися в улучшении жилищных условий и постоянно проживающие в городе Шадринске. Применительно к настоящей подпрограмме под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены жилищным законодательством РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В рамках настоящей подпрограммы к молодым семьям относятся:
- семьи с зарегистрированным в установленном порядке браком, возраст каждого из супругов не превышает 35 лет;
- неполные семьи, возраст которых не превышает 35 лет, имеющие одного и более ребенка.
Приоритетность молодых семей при оказании государственной поддержки:
1. Молодые специалисты, оба работающие в бюджетной сфере, подпадающие под определение "молодая семья" и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.
2. Молодые семьи, имеющие трех и более детей.
3. Молодые семьи, имеющие двух детей.
4. Молодые семьи, имеющие одного ребенка.
5. Молодые семьи, где один из супругов (родитель, воспитывающий ребенка) - выпускник образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
6. Другие молодые семьи.
4. Способы и условия участия в подпрограмме
Улучшение жилищных условий участников подпрограммы предполагает доступное приобретение жилья молодыми семьями жилья в рамках реализации областных целевых программ "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2004-2010 годы и на перспективу до 2015 г." и "Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Курганской области" путем оказания государственной поддержки:
- социальной выплаты за счет средств федерального, областного и городского бюджета;
- ипотечных кредитов под льготный процент на строительство или приобретение;
- на предоставление субсидий молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка.
Социальная выплата может быть предоставлена и использована на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение и строительство жилья, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
При предоставлении социальной выплаты молодым семьям в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой Программы "Жилище" на 2002-2010 годы понятие молодой семьи используется в том значении, в котором оно употребляется в указанной подпрограмме.
Предоставление социальной выплаты молодой семье осуществляется в безналичной фор-ме, путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет. Право на предоставление и возможности получения данной социальной выплаты можно воспользоваться только один раз. Молодой семье выдается документ - свидетельство о праве на получение социальной выплаты, который передается в банк в течение 2-х месяцев с момента выдачи. Для банка срок действия свидетельства - не более 9 месяцев.
Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат устанавливается Правительством РФ. Примерная схема Порядка получения социальной выплаты представлена в Приложении N 2.
Для получения ипотечных кредитов молодыми семьями под льготный процент 5% на строительство и приобретение жилья постановлением администрации муниципального образования - город Шадринск от 16.07.2004 N 566 утверждено Положение о взаимодействии администрации муниципального образования - город Шадринск с жителями г. Шадринска - заемщиками, Банком (кредитором) и другими сторонами при реализации областной Программы "Развитие жилищного кредитования в Курганской области на 2004-2010 годы и на перспективу до 2015 года". Администрация города рассматривает заявление и направляет рекомендации в жилищно-ипотечную корпорацию для получения льготного кредита в рамках областной целевой программы ипотечного жилищного кредитования в Курганской области.
Субсидию при рождении (усыновлении) ребенка могут получить молодые семьи, которые являются участниками подпрограммы и приобрели жилье в рамках целевой Программы Курганской области "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2004-2010 годы и на перспективу до 2015 года".
5. Источники и объемы финансирования
Финансирование данной Подпрограммы осуществляется за счет средств:
1. Бюджета города Шадринска:
- на предоставление социальной выплаты (5% расчетной (средней) стоимости жилья) участникам данной подпрограммы (софинансирование федерального и областного бюджетов);
- субсидий на рождение (усыновление) ребенка (5% расчетной (средней) стоимости жилья);
- субсидий (компенсаций) в рамках ипотечного кредитования (поручительства).
2. Внебюджетные средства (средства предприятий и организаций, направляемые на строительство домов в рамках Программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в г. Шадринске и предоставление займов (возвратных ссуд) семьям работников и сотрудников предприятий и организаций, подпадающих под определение "молодая семья").
3. Средства кредитных организаций, направляемые на предоставление ипотечных жилищных кредитов молодым семьям.
4. Собственные средства молодых семей, используемые для частичной или полной оплаты стоимости приобретаемого жилья, в том числе с рассрочкой платежа.
Получателем средств федерального и областного бюджетов, выделяемых в рамках реализации Федеральной Программы, является администрация города Шадринска.
Предполагаемые средства финансирования
|
Всего |
2009 |
2010* |
2011* |
2012* |
Городской бюджет |
18,985 |
3,0 |
5,325 |
5,66 |
5,00 |
Иные средства |
137,015 |
30,0 |
32,415 |
37,4 |
37,2 |
Итого |
156 * |
33,0 |
37,74 |
43,06 |
42,20 |
* - средства носят характер прогноза и могут корректироваться в зависимости от возможности бюджетов на очередной финансовый год.
6. Механизм реализации
Реализация Программы осуществляется в соответствии с постановлением администрации муниципального образования - город Шадринск от 16.07.2004 N 566 "Об утверждении Положения о взаимодействии администрации муниципального образования - город Шадринск с жителями г. Шадринска - заемщиками, Банком (кредитором) и другими сторонами при реализации областной Программы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2004-2010 годы и на перспективу до 2015 года", постановлением Курганской областной Думы от 24.06.2008 N 3271 "О внесении изменения в целевую Программу Курганской области "Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Курганской области".
Механизм реализации подпрограммы состоит из системы программных мероприятий осуществляющейся по следующим направлениям:
нормативное правовое обеспечение;
организационное обеспечение;
финансовое обеспечение;
мониторинг и информационное обеспечение.
Перечень мероприятий по реализации подпрограммы приведен в приложении N 1.
Мероприятия по нормативно-правовому и методологическому обеспечению реализации подпрограммы включают:
- разработку предложений о внесении изменений в нормативные правовые акты, касающиеся реализации права молодой семьи на государственную поддержку при решении жилищной проблемы;
- формирование правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья.
Мероприятия по финансовому обеспечению реализации подпрограммы предполагают разработку финансовых и экономических механизмов оказания государственной поддержки различным категориям молодых семей и подготовку необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проектов бюджета на соответствующий финансовый год.
Организационные мероприятия предусматривают:
- создание базы данных молодых семьей, участвующих в подпрограмме;
- создание координационного совета по реализации подпрограммы, утверждаемого постановлением главы администрации города;
- определение исполнителей подпрограммы;
- мониторинг хода реализации подпрограммы и подготовка информационно-аналитических материалов.
Система программных мероприятий предусматривает оказание государственной поддержки молодым семьям за счет средств федерального, областного бюджетов, городского бюджета и внебюджетных источников.
Исполнение программных мероприятий осуществляется комитетом по молодежной политике, Комитетом по строительству и архитектуре, Финансовым и жилищным отделами администрации города Шадринска, а также, кредитными учреждениями, предприятиями и организациями г. Шадринска.
7. Организация управления и контроль за ходом выполнения подпрограммы
Управление подпрограммой осуществляет администрация города Шадринска.
Финансовый отдел администрации города:
- определяет объем средств на реализацию подпрограммы в доле бюджета города;
- контролирует целевое использование бюджетных средств.
Комитет по молодежной политике:
- обеспечивает информационную поддержку реализации подпрограммы;
- совместно с другими исполнителями разрабатывает правовую базу по реализации подпрограммы;
- составляет списки молодых семей, предоставивших в ОАО "Курганская ипотечно-жилищная корпорация" пакет документов для получения жилищного ипотечного кредита (займа) в рамках настоящей подпрограммы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и предоставивших в КИЖК соответствующие документы;
- ежегодно формирует и предоставляет на утверждение Главе города Шадринска списки молодых семей - участников подпрограммы;
- проводит консультации для молодых семей по вопросу участия в подпрограмме;
- осуществляет прием документов молодых семей на участие в подпрограмме и на получение социальной выплаты;
- прорабатывает вопрос с исполнителями подпрограммы о возможности приобретения доступного жилья молодой семьей;
- организует работу комиссии по предоставлению молодым семьям социальной выплаты, субсидии;
- осуществляет мониторинг и методическое руководство, координацию работ реализации мероприятий подпрограммы;
- принимает участие в формировании бюджетной заявки на ассигнования за счет средств вышестоящих уровней бюджетов.
Комитет по строительству и архитектуре:
- организует строительство доступного жилья для молодых семей;
- выбирает земельные участки под строительство жилья для молодых семей и осуществляет при этом необходимые организационные мероприятия;
- внедряет применение при строительстве жилья новых материалов, изделий, конструкций и ресурсосберегающих технологий, уменьшающих издержки участников подпрограммы, связанные с приобретением и содержанием жилого помещения;
- осуществляет функции заказчика (или заказчика-застройщика), обеспечивая строительство доступных для приобретения молодыми семьями жилых домов;
- осуществляет мониторинг за реализацией подпрограммы;
- по итогам года направляет Главе города Шадринска и в Шадринскую городскую Думу информацию о выполнении подпрограммы.
Жилищный отдел:
- осуществляет постановку на учет молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством;
- согласовывает правомерность признания нуждающейся молодую семью, стоящую в очереди на улучшение жилищных условий в иных учреждениях и организациях города;
- проводит консультации для молодых семей по вопросу участия в подпрограмме;
- организует работу по выдаче свидетельств на получение субсидий, предусмотренных на финансирование подпрограммы.
В ходе реализации подпрограммы исполнители руководствуются действующим законодательством.
8. Оценка ожидаемой эффективности от реализации подпрограммы
Особую важность при оценке эффективности исполнения подпрограммы имеет комплексность решения задачи. Важно не только предоставить возможность приобретения доступного жилья, но сформировать условия для повышения социальной активности молодежи, стимулирования рождаемости.
Реализация подпрограммы позволит обеспечить:
- улучшение жилищных условий около 100 молодых семей;
- укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в городе;
- закрепление положительных демографических тенденций в городе;
- дальнейшее развитие первичного рынка жилья и инвестиционного процесса.
Глава города Шадринска |
А.Г. Кокорин |
Мероприятия
по реализации подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" на 2009-2012 годы
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Общий объем финансирования по годам в млн. руб. |
Ответственные исполнители |
|||
|
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Совершенствование нормативной правовой базы | ||||||
1.1. Разработка предложений по совершенствованию механизмов приобретения жилья для молодых семей в период реализации подпрограммы |
2009-2012 годы |
|
|
|
|
комитет по молодежной политике, Комитет по строительству и архитектуре |
1.2. Разработка и утверждение Положения о порядке выделения средств социальной выплаты из городского бюджета для молодых семей, субсидий на рождение (усыновление) ребенка, субсидий (компенсаций) в рамках ипотечного кредитования (поручительства) |
2009-2012 годы |
|
|
|
|
комитет по молодежной политике, Комитет по строительству и архитектуре, Финансовый отдел |
Организационное обеспечение реализации Программы | ||||||
2.1. Признание молодых семей нуждающимися в жилье, оформление необходимых документов, выдачу свидетельств и т.д. |
2009-2012 годы |
|
|
|
|
жилищный отдел |
2.2. Ведение реестра молодых семей |
2009-2012 годы |
|
|
|
|
комитет по молодежной политике |
2.3. Проведение консультаций для молодых семей по вопросу участия в подпрограмме |
2009-2012 годы |
|
|
|
|
комитет по молодежной политике |
2.4. Подготовка и проведение заседаний конкурсной комиссии по проведению отбора среди молодых семей для получения социальной выплаты из средств областного, федерального бюджетов |
2 раза в год |
|
|
|
|
комитет по молодежной политике, жилищный отдел, Фи-нансовый отдел |
2.5. Конкурсный отбор объектов, не завершенных строительств, и земельных участков для строительства жилья минимальной стоимости |
2009-2012 годы |
|
|
|
|
Комитет по строительству и архитектуре |
2.6. Предоставление средств субсидии, социальных выплат из городского бюджета молодым семьям |
2009-2012 годы |
3,0 |
5,325 |
5,66 |
5,0 |
жилищный отдел, комитет по молодежной политике, Финансовый отдел |
2.7. Участие в софинансировании предоставления социальных выплат, предоставление материально-технических ресурсов на строительство жилья для молодых семей - участников подпрограммы и иные формы поддержки |
|
|
|
|
|
комитет по молодежной политике, Комитет по строительству и архитектуре |
2.8. Проработка вопроса с предприятиями и учреждениями о льготном предоставлении возвратных ссуд (займов) для молодых специалистов предприятий города |
2009-2012 годы |
|
|
|
|
комитет по молодежной политике |
Мониторинг и информационная подготовка к реализации подпрограммы | ||||||
3.1. Информационная поддержка подпрограммы |
2009-2012 годы |
|
|
|
|
комитет по молодежной политике |
3.2. Участие в областных и федеральных семинарах по вопросам обеспечения молодых семей доступным жильем |
2009-2012 годы |
|
|
|
|
комитет по молодежной политике |
3.4. Проведение городских семинаров - совещаний по реализации подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" |
2009-2012 годы |
|
|
|
|
комитет по молодежной политике |
3.5. Проведение мониторинга реализации подпро-граммы |
2009-2012 годы |
|
|
|
|
комитет по молодежной политике, Комитет по строительству и архитектуре |
<< Приложение N 1 |
||
Содержание Решение Шадринской городской Думы Курганской области от 12 февраля 2009 г. N 907 "Об утверждении в новой редакции целевой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.