Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Курганской областной Думы
от 24.03.2009 г. N 3821
"О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы
правовых актов Курганской области,
принимаемых Курганской областной Думой,
и их проектов и привлечения лиц,
имеющих специальные познания в определенной
области правоотношений (экспертов)"
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов Курганской области, принимаемых Курганской областной Думой, и их проектов и привлечения лиц, имеющих специальные познания в определенной области правоотношений (экспертов)
1. Общие положения
1.1. Настоящим Порядком устанавливается процедура проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов Курганской области, принимаемых Курганской областной Думой (далее - правовые акты), и их проектов в целях выявления коррупциогенных факторов в текстах правовых актов и их проектов, оформления соответствующего заключения, а также порядок привлечения лиц, имеющих специальные познания в определенной области правоотношений (экспертов).
1.2. Целью антикоррупционной экспертизы является недопущение принятия правовых норм, которые создают предпосылки и (или) повышают вероятность совершения коррупционных действий в процессе реализации правовых актов, а также устранение таких норм в принятых правовых актах.
1.3. Задачами антикоррупционной экспертизы является выявление и описание коррупциогенных факторов в правовых актах и их проектах, в том числе внесение предложений и рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов.
2. Виды антикоррупционной экспертизы правовых актов Курганской области, принимаемых Курганской областной Думой, и их проектов
2.1. В соответствии с настоящим Порядком проводится антикоррупционная экспертиза законов Курганской области и их проектов, постановлений Курганской областной Думы нормативного характера и их проектов, постановлений Курганской областной Думы ненормативного характера.
2.2. К видам антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов относятся:
1) антикоррупционная экспертиза, осуществляемая при проведении правовой (юридической) экспертизы внесенных в Курганскую областную Думу в порядке законодательной инициативы проектов правовых актов;
2) антикоррупционная экспертиза действующих правовых актов.
2.3. При подготовке (разработке) проектов правовых актов проводится анализ на коррупциогенность разрабатываемых норм проектов правовых актов.
3. Процедура проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов
3.1. Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов проводится правовым управлением Курганской областной Думы в соответствии с Законом Курганской области от 08.10.2004 г. N 444 "О нормативных правовых актах Курганской области", Регламентом Курганской областной Думы, Административным регламентом Курганской областной Думы и настоящим Порядком.
3.2. При проведении правовой., (юридической) экспертизы внесенных в Курганскую областную Думу в порядке законодательной инициативы проектов правовых актов одновременно проводится антикоррупционная экспертиза.
3.3. Антикоррупционная экспертиза действующих правовых актов проводится по указанию Председателя Курганской областной Думы или по решению комитета, комиссии Курганской областной Думы.
3.4. По указанию Председателя Курганской областной Думы может проводиться антикоррупционная экспертиза постановлений Курганской областной Думы ненормативного характера.
3.5. При проведении антикоррупционной экспертизы проводится анализ на наличие в правовых актах и их проектах следующих типичных коррупциогенных факторов:
3.5.1. коррупциогенные факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц
- необоснованное расширение властных полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц;
- завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права;
- возможность злоупотребления органом государственной власти, органом местного самоуправления, их должностными лицами правом свободного выбора заявителем способа или сроков совершения действий, сопровождаемого отсутствием их четкой регламентации;
- необоснованное, выборочное изменение объема прав граждан и организаций в вопросах установления запретов и ограничений либо предоставление исключений или привилегий органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами;
- чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества, вызывающая несоответствие законодательству Российской Федерации и Курганской области;
- возможность принятия нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления сверх его компетенции;
- заполнение законодательных пробелов при помощи нормативного правового акта органа исполнительной власти,
3.5.2. коррупциогенные факторы, связанные с наличием правовых пробелов
- наличие возможности их произвольного восполнения на практике с созданием коррупциогенных условий;
- отсутствие административных процедур (нормативно установленных порядка и сроков принятия решений, получения и использования информации, рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, контроля и др.);
- отсутствие конкурсных (аукционных) процедур, снижающих вероятность субъективного подхода должностного лиц органа государственной власти или органа местного самоуправления;
- отсутствие контроля, в том числе общественного, за органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, государственными (муниципальными) служащими в случаях, установленных законом;
3.5.3. коррупциогенные факторы системного характера
- отсутствие целесообразности принятия правового акта, избыточность правового регулирования;
- юридико-лингвистическая коррупциогенность, множественность вариантов толкования правовых норм (с использованием двусмысленных терминов, понятий и формулировок, категорий оценочного характера с неясным, неопределенным содержанием, не используемых российским законодательством, допускающих различные трактовки и др.);
- нормативные коллизии, противоречия между различными правовыми актами, правовыми актами и судебными решениями, позволяющие произвольно выбирать норму, подлежащую применению;
- коррупциогенные в силу того, что содержащие их нормы приняты на основании акта более высокой юридической силы, являющегося коррупциогенным;
- формально-технического, процедурного характера, которые при определенных условиях могут способствовать коррупции или свидетельствовать о коррупционном интересе (несоблюдение (нарушение) установленной формы, порядка принятия правового акта и т.п.);
- непринятие правового акта (бездействие), которое выражается в коррупциогенном характере отсутствия требуемого правового акта;
- нарушение баланса интересов в основных принципах отраслевого регулирования с предпочтением интересов одной (нескольких) заинтересованной группы в ущерб интересам другой (других).
3.6. Каждая норма правового акта или проекта правового акта должна быть проверена на наличие каждого типичного коррупциогенного фактора.
В случае выявления в ходе антикоррупционной экспертизы коррупциогенных факторов следует внести предложения и рекомендации по устранению или ограничению их действия.
3.7. При подготовке заключения по результатам антикоррупционной экспертизы необходимо проверить соблюдение порядка принятия (утверждения) правового акта, его проекта. Нарушения порядка принятия могут выражаться в таких действиях, как:
принятие (утверждение) правового акта без обязательного согласования (визы) другого органа государственной власти, когда оно необходимо по закону;
принятие (утверждение) правового акта без обязательной государственной экологической экспертизы в случаях, когда она необходима по закону;
принятие (утверждение) правового акта без учета мнения профсоюза в случаях, когда оно необходимо по закону;
нарушение сроков принятия (утверждения);
нарушение порядка вступления в силу принятого (утвержденного) правового акта;
принятие (утверждение) правового акта неуполномоченным органом (должностным лицом).
4. Составление заключений по результатам антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов
4.1. При проведении правовой (юридической) экспертизы в случае выявления коррупциогенных факторов текст заключения по результатам антикоррупционной экспертизы, как правило, включается отдельным разделом и является составной частью заключения правовой (юридической) экспертизы, которое оформляется правовым управлением Курганской областной Думы и подписывается заместителем руководителя аппарата - начальником правового управления в соответствии с Административным регламентом Курганской областной Думы.
4.2. В заключении по результатам антикоррупционной экспертизы указываются следующие сведения:
- реквизиты правовых актов и их проектов, проходящих антикоррупционную экспертизу;
- перечень выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков и соответствующих статей (пунктов, подпунктов, частей) правовых актов и их проектов, в которых эти факторы выявлены:
- предложения и рекомендации, направленные на устранение или ограничение действия коррупциогенных факторов (по доработке проекта правового акта, внесению изменений в правовой акт. по изменению формулировок, исключению отдельных норм).
4.3. В случае выявления в тексте проекта правового акта коррупциогенных факторов заключение по результатам антикоррупционной Экспертизы, как правило, рассматривается комитетом Курганской областной Думы.
4.4. Срок проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов, их проектов составляет 10 дней. Указанный срок может быть продлен по решению Председателя Курганской областной Думы.
5. Порядок привлечения лиц, имеющих специальные познания в определенной области правоотношений (экспертов)
5.1. В случае необходимости по решению Председателя Курганской областной Думы к проведению антикоррупционной экспертизы могут привлекаться лица, имеющие специальные познания в определенной области правоотношений (эксперты).
5.2. Привлечение экспертов к проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов может осуществляться на договорной основе. Финансирование мероприятий по привлечению экспертов к проведению антикоррупционной экспертизы осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности Курганской областной Думы.
5.3. В случае привлечения экспертов к проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов формулируются соответствующие вопросы эксперту (экспертам) и устанавливается срок проведения экспертизы.
5.4. Экспертное заключение дается в письменной форме, подписывается экспертом (экспертами) и представляется в Курганскую областную Думу.
5.5. В экспертном заключении должны быть указаны:
а) дата и место подготовки экспертного заключения;
б) фамилия, имя, отчество, образование, специальность, ученая степень и звание, занимаемая должность эксперта и стаж работы по специальности;
в) основание проведения экспертизы;
г) информация о проведенных экспертных исследованиях;
д) вопросы, поставленные перед экспертом (экспертами), мотивированные ответы и выводы.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Курганской областной Думы от 24 марта 2009 г. N 3821 "О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.