Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Курганской городской Думы
от 15 апреля 2009 г. N 104
Программа
дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда в городе Кургане в 2009 году
Паспорт Программы
дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда в городе Кургане в 2009 году
Наименование Программы |
Программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда в городе Кургане в 2009 году |
Основание для разработки Программы |
Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 года N 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ", постановление Правительства Курганской области от 27 января 2009 года N 30 "Об утверждении целевой программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке Tpудa Курганской области в 2009 году" в редакции от 10 марта 2009 года |
Заказчик Программы |
Курганская городская Дума, Администрация города Кургана |
Разработчик Программы |
Администрация города Кургана |
Исполнители Программы |
Департамент по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и благоустройству Администрации города Кургана; Департамент социальной политики Администрации города Кургана; Департамент экономического развития и управления муниципальным имуществом Администрации города Кургана; Государственное учреждение "Центр занятости населения города Кургана Курганской области" (по согласованию); работодатели (по согласованию) |
Срок реализации Программы |
2009 год |
Финансовое обеспечение Программы |
Общий объем финансирования мероприятий Программы - 73 343,1 тысячи рублей. Из них: - федеральный бюджет - 46 575,4 тысячи рублей; - областной бюджет - 9 603,9 тысячи рублей, в том числе в пределах субвенций из федерального бюджета на мероприятия активной политики занятости - 7152,5 тысячи рублей; - прочие источники - 17163 8 тысячи рублей |
Цели Программы |
Снижение негативных социально-экономических последствий возможного высвобождения работников и предупреждение роста безработицы в городе Кургане |
Задачи Программы |
Реализация специальных мероприятий по временному трудоустройству граждан, в том числе несовершеннолетних. Содействие самозанятости безработных граждан, организации дополнительных рабочих мест субъектами предпринимательства. Повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда |
Ожидаемые результаты от реализации Программы |
Сохранение уровня занятости населения города Кургана не ниже 52,5%. Недопущение увеличения уровня регистрируемой безработицы - выше 3,3-3,6% |
Контроль за исполнением Программы |
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляется Курганской городской Думой, Администрацией города Кургана, Контрольно-счетной палатой города Кургана |
1. Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В 2008 году социально-экономическая ситуация в городе характеризовалась ростом рождаемости, увеличением ввода жилых домов, сохранялась тенденция роста оборота розничной торговли и общественного питания, платных услуг населению. Но к концу года появилась задолженность по заработной плате.
За январь - декабрь 2008 года в бюджет города поступило 3540,1 млн. рублей доходов. Это 93,7% годового плана. В сравнении с 2007 годом рост доходов бюджета составил 118,8%.
Расходы бюджета города за 2008 год составили 3493,1 млн. рублей (за 2007 год - 2826,6 млн. рублей, рост на 23,6%).
Наибольшие суммы направлены на образование (1499 млн. рублей, рост в сравнении с уровнем 2007 года на 27,2%), здравоохранение (405,7 млн. рублей, рост в сравнении с уровнем 2007 года на 21,4%), жилищно-коммунальное хозяйство (618 млн. рублей, на 41 % больше уровня 2007 года).
В 2008 году крупными и средними промышленными предприятиями города (включая производство и распределение электроэнергии, газа и воды) произведено и отгружено продукции (работ, услуг) на сумму 39,5 млрд. рублей по чистым видам экономической деятельности, темп роста в действующих ценах к уровню 2007 года составил 116,7%.
Индекс промышленного производства по крупным и средним организациям города составил 102,9% (за 2007 год - 107,7%).
Крупными и средними предприятиями и организациями города в 2008 году получена прибыль в действующих ценах на сумму 1337,7 млн. рублей (в 2007 году - прибыль 2377,8 млн. рублей).
В городе развивался малый и средний бизнес. Всего в сфере малого и среднего предпринимательства задействовано 28% численности всех занятых в экономике города горожан. Активность предпринимательства наиболее распространена в торговле и общественном питании. В экономике города на долю малых и средних предприятий приходится 12% объема отгруженной продукции собственного производства.
В 2008 году организациями и населением освоено инвестиций в основной капитал на сумму 13461,7 млн. рублей, что на 12% больше уровня 2007 года.
В 2008 году в городе Кургане автобусами по внутригородским, пригородным и междугородним маршрутам перевезено 71,5 млн. человек, что составило 115% к уровню 2007 года. Троллейбусами перевезено 8,6 млн. человек (58,5 процента к уровню 2007 года).
Объем строительных работ, выполненных предприятиями и организациями города Кургана в январе - декабре 2008 года, составил 5,9 млрд. рублей. По сравнению с уровнем 2007 года объем вырос на 22,7%.
В 2008 году за счет всех источников финансирования введено в действие 145,1 тыс. кв. метров общей площади жилых домов (на 38,5% больше, чем в 2007 году). Жилые дома индивидуальных застройщиков составили 33,8% введенного жилья. Ими построено 385 домов общей площадью 49,1 тыс. кв. метров, что на 24,5% больше уровня 2007 года.
Общий объем оборота розничной торговли в 2008 году составил 44,1 млрд. рублей, прирост в сопоставимых ценах к уровню 2007 года составил 14,3%.
Населению города было реализовано платных услуг на сумму 12,8 млрд. рублей, в том числе бытовых услуг на 882 млн. рублей. В сопоставимых ценах объем платных услуг увеличился по сравнению с уровнем 2007 года на 28,7%.
Предприятиями общественного питания в 2008 году реализовано продукции на 2,6 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах больше уровня 2007 года на 7,3%.
Темпы инфляции на потребительском рынке за 12 месяцев 2008 года по сравнению с 2007 годом увеличились на 2,2 процентных пункта и составили 114,5%.
Численность работающих на крупных и средних предприятиях города в 2008 году составила 113,5 тыс. человек, что на 0,2% выше уровня 2007 года.
Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних организаций по городу в 2008 году увеличилась по сравнению с уровнем 2007 года на 27,9% и составила 14179 рублей, рост реальной заработной платы с учетом роста цен составил 13,2%.
Вместе с тем последствия мирового финансового кризиса оказали негативное влияние на экономику города Кургана.
За январь-февраль 2009 года в бюджет города поступило 452,0 млн. рублей доходов. В сравнении с соответствующим периодом 2008 года доходы бюджета увеличились на 5,6%.
Расходы бюджета города за два месяца 2009 год составили 457,6 млн. рублей (за два месяца 2008 года - 420,9 млн. рублей, рост на 8,7%).
Наибольшие суммы направлены на образование (263,7 млн. рублей, рост в сравнении с уровнем аналогичного периода 2008 года на 17,9%), здравоохранение (49,0 млн. рублей, на уровне аналогичного периода 2008 года), жилищно-коммунальное хозяйство (38,9 млн. рублей, на 20% ниже уровня аналогичного периода 2008 года), на национальную безопасность и правоохранительную деятельность направлено 33,4 млн. рублей, рост в сравнении с уровнем аналогичного периода 2008 года на 18,9%.
В январе - феврале 2009 года крупными и средними промышленными предприятиями города (включая производство и распределение электроэнергии, газа и воды) произведено и отгружено продукции (работ, услуг) на сумму 5762,7 млн. рублей. Индекс промышленного производства по крупным и средним организациям города составил 82,5% (за январь-февраль 2008 года - 117,1%).
Объем строительных работ, выполненных предприятиями и организациями города Кургана в январе - феврале 2009 года, составил 562,0 млн. рублей. По сравнению с уровнем аналогичного периода 2008 года объем снизился на 18%. Основной причиной снижения темпов строительства является уменьшение объемов привлеченных финансовых средств физических лиц - участников долевого строительства.
За 2 месяца 2009 года в городе Кургане введено в эксплуатацию 17,3 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, в том числе 3 многоэтажных жилых дома общей площадью 10,3 тыс. кв. метров. Жилые дома индивидуальных застройщиков составили 40,5% общего объема введенного жилья. Ими построено 56 домов общей площадью 7,0 тыс. кв. метров.
Общий объем оборота розничной торговли по экспертной оценке за январь-февраль 2009 года составил 6893 млн. рублей, прирост в сопоставимых ценах к уровню аналогичного периода 2008 года составил 4,6%.
Предприятиями общественного питания по экспертной оценке за январь-февраль 2009 года реализовано продукции на 457,6 млн. рублей, что в сопоставимых ценах больше уровня аналогичного периода 2008 года на 1,8%.
Населению города в январе-феврале 2009 года было реализовано платных услуг на сумму 2028,1 млн. рублей, в том числе бытовых услуг на 180 млн. рублей. В сопоставимых ценах объем платных услуг увеличился по сравнению с уровнем аналогичного периода 2008 года на 5,3%, объем бытовых услуг - на 4,6%.
Темпы инфляции на потребительском рынке за 2 месяца 2009 года по сравнению с январем-февралем 2008 годом уменьшились на 0,7 процентных пункта и составили 104,2% (в январе-феврале 2008 года - 104,93%).
Численность работающих на крупных и средних предприятиях города в январе-феврале 2009 года составила 108,8 тыс. человек, или 96,6% к уровню соответствующего периода 2008 года.
Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних организаций по городу за февраль 2009 года увеличилась в сравнении с февралем 2008 года на 7,5% и составила 13435,1 рубля, прирост реальной заработной платы с учетом роста цен составил 3,3%.
Финансовый кризис отразился и на состоянии рынка труда города Кургана. Начиная с октября 2008 года, наметились следующие негативные тенденции:
Численность занятых в экономике в 2008 году снизилась по сравнению с 2007 годом на 0,9 тысячи человек и составила 175,4 тысячи человек. Снижение численности занятых зафиксировано в оптовой и розничной торговле (49,3% к среднесписочной численности), в сфере деятельности по операциям с недвижимым имуществом (49,5%), на предприятиях обрабатывающих производств (31,9%).
Снизился спрос на рабочую силу. За 2008 год предприятиями и организациями города в банк вакансий службы занятости было заявлено 22,6 тысячи свободных рабочих мест, что на 23,9% меньше, чем за 2007 год (29,7 тысячи свободных рабочих мест). По состоянию на 1 января 2008 года потребность в рабочей силе составляла 4,4 тысячи рабочих мест, на 1 января 2009 года - 2,4 тысячи рабочих мест, на 2 апреля 2009 года - 1,2 тысячи рабочих мест.
Спрос на рабочие профессии в общей потребности предприятий по городу Кургану снизился с 3,4 тысячи рабочих мест на начало 2008 года до 1,4 тысячи рабочих мест на начало 2009 года.
Увеличились масштабы высвобождения рабочей силы. Если в 2007 году по причине высвобождения кадров выбыло 1,8 тысячи человек, то за 2008 год - 2,1 тысячи человек.
Увеличилась доля рабочих мест с неблагоприятными условиями труда, связанными с проблемой выплаты заработной платы. На 1 января 2009 года задолженность имели 3 предприятия (перед 275 работниками), на 1 апреля 2009 года - 4 предприятия (перед 1842 работниками).
Сохраняется низкая территориальная мобильность рабочей силы, обусловленная отсутствием достаточно развитого рынка доступного жилья в городе Кургане.
Возросла численность безработных, зарегистрированных службой занятости. На 1 января 2009 года численность безработных составила 3008 человек, что выше значения этого показателя на 1 января 2008 года на 20,5%. На 2 апреля 2009 года зарегистрированы в ГУ "Центр занятости населения города Кургана Курганской области" 5865 безработных граждан.
Коэффициент напряженности на рынке труда (число незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, на одно вакантное место), возрос с 0,63 в 2007 году до 1,8 в декабре 2008 года и до 6,0 в апреле 2009 года.
По прогнозам в 2009 году ожидается дальнейшее ухудшение ситуации на рынке труда.
Таким образом, необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на рынке труда по таким направлениям, как организация общественных работ и других видов временной занятости, поддержка предпринимательских инициатив незанятого населения, профессиональное обучение безработных граждан.
2. Система мероприятии Программы
Реализация мероприятий Программы осуществляется по четырем направлениям. Основные направления реализации и расчетные объемы финансирования приведены в приложении N 1 к Программе.
Направление 1. Анализ ситуации на рынке труда города Кургана и оказание информационно-консультационной поддержки.
Позволит ослабить социальную напряженность на рынке труда путем регулярного информирования населения и работодателей города Кургана о текущей ситуации и прогнозируемых тенденциях ее развития.
Направление 2. Содействие организации новых рабочих мест включает в себя мероприятия:
2.1. Организация общественных работ для безработных граждан, граждан, ищущих работу и работников, находящихся под риском увольнения. Позволит:
2.1.1. Реализовать потребности города Кургана в выполнении работ социально-полезной направленности, а именно: по благоустройству, озеленению и очистки территории города, по содержанию и ремонту автомобильных дорог (подсобные работы), по проведению ремонтных работ в учреждениях социальной сферы, по уборке помещений, лестничных клеток, дворовых территорий.
2.1.2. Содействовать организациям города в предоставлении рабочей силы для выполнения неквалифицированных работ.
2.1.3. Оказать дополнительную социальную поддержку безработным гражданам, другим слабо защищенным на рынке труда категориям населения.
Практическая реализация данного мероприятия будет осуществляться ГУ "Центр занятости населения города Кургана Курганской области" (по согласованию) совместно с работодателями (по согласованию).
2.2. Содействие временному трудоустройству безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Реализация данного мероприятия направлена на обеспечение права граждан на труд и вознаграждение за труд, на удовлетворение потребностей в работе и заработке, сохранение мотивации к труду, что должно способствовать обеспечению постоянной занятости указанных категорий граждан.
2.3. Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, в том числе на базе МУ "Курганский Дом молодежи". Реализация данного мероприятия позволит организовать занятость подростков в свободное от учебы время, приобретение подростками трудовых навыков. Несовершеннолетние граждане в период занятости будут выполнять следующие работы:
2.3.1 ремонт школьной мебели, книг в библиотеках, оборудования на спортплощадках;
2.3.2 благоустройство территории города и поддержание чистоты и порядка на социальных объектах;
2.3.3 оказание социальной помощи ветеранам и участникам войны, пенсионерам, проживающим в частном секторе.
2.4. Временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. Целью данного мероприятия является получение молодыми специалистами необходимых трудовых навыков, повышение их конкурентоспособности, адаптация на рынке труда и закрепление на первом рабочем месте.
2.5. Создание не менее 326 дополнительных рабочих мест субъектами предпринимательства за счет ввода в эксплуатацию 27 объектов незавершенного строительства высокой степени готовности, в том числе:
2.5.1 10 объектов производственного назначения (мастерские, склады, автосервис и техобслуживание, автомойки, автомобильные газозаправочные станции), прогнозируемое число дополнительных рабочих мест - 89 единиц;
2.5.2 17 объектов торгового и административного назначения, прогнозируемое число дополнительных рабочих мест - 237 единиц.
2.6. Другие мероприятия.
Направление 3. Содействие самозанятости безработных граждан предусматривает:
3.1. Профессионально-ориентационные и информационно-консультационные услуги по вопросам организации предпринимательской деятельности, подготовки бизнес-планов.
3.2. Содействие в приобретении навыков, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности.
3.3. Оказание финансовой помощи за счет средств областного бюджета в пределах субвенций из федерального бюджета на мероприятия активной политики занятости - на подготовку документов для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оплату государственной пошлины, оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной документации, изготовление печатей и штампов, за счет средств федерального бюджета - на организацию предпринимательской деятельности и самозанятости.
Направление 4. Повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда включает в себя мероприятия:
4.1. Профессиональное обучение безработных граждан направлено на обучение профессиям, востребованным на рынке труда; сохранение профессиональных навыков и мотивации к профессиональной деятельности. Центр занятости сотрудничает с 17 учебными заведениями города, в которых ведется подготовка по 43 профессиям, 36 из них - рабочие. Приоритетное право на обучение имеют безработные, испытывающие трудности в поиске работы; граждане, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва; впервые ищущие работу; не имеющие профессии.
4.2. Организация опережающего профессионального обучения 2956 работников 17 предприятий города Кургана, находящихся под риском увольнения.
Организация выполнения мероприятий п. 2.1 направления 2 (в части реализации мер по организации общественных работ для работников, находящихся под риском увольнения), п. 3.3 направления 3 (в части оказания финансовой помощи для организации своего дела 11 гражданам) и п. 4.2 направления 4 осуществляется в рамках реализации мероприятий целевой программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Курганской области в 2009 году, утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 27 января 2009 года N 30 в редакции от 10 марта 2009 года, касающихся города Кургана, их финансирование - за счет средств федерального бюджета (95% общего объема финансирования) и областного бюджета (5%).
Система мероприятий реализации Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда в городе Кургане в 2009 году приведена в приложении N 2 к Программе.
3. Финансовое обеспечение Программы
Источниками финансирования Программы являются:
- средства федерального бюджета;
- средства областного бюджета, в том числе в пределах субвенций из федерального бюджета на мероприятия активной политики занятости;
- средства бюджета города в составе ассигнований на поддержку дорожного хозяйства, содержание автомобильных дорог общего пользования, организацию благоустройства территории города, на выполнение функций в области молодежной политики, а также средства работодателей.
Расчетный объем финансирования приведен в приложении N 1 к Программе.
4. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация мер по снижению напряженности на рынке труда, в том числе мероприятий данной Программы, позволит не допустить роста уровня регистрируемой безработицы в городе Кургане в 2009 году выше 3,3-3,6%.
Ожидается снижение социальной напряженности на рынке труда города Кургана, улучшение соотношения спроса и предложения рабочей силы, увеличение уровня трудоустройства граждан на временные работы.
С учетом выполнения всех мероприятий Программы будут обеспечены:
N |
Наименование мероприятия |
Дополнительные рабочие места, ед. |
Число участников, человек |
Номер направления |
1. |
Организация оплачиваемых общественных работ для безработных граждан, граждан, ищущих работу и работников, находящихся под риском увольнения |
1 731 |
2 304 |
2 |
|
в том числе в рамках реализации мероприятий целевой программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Курганской области в 2009 году, утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 27 января 2009 года N 30, касающихся города Кургана |
1 231 |
1 722 |
2 |
2. |
Содействие временному трудоустройству безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы |
295 |
295 |
2 |
3. |
Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время |
1 124 |
3640 |
2 |
|
В том числе через МУ "Курганский Дом молодежи" |
360 |
1817 |
2 |
4. |
Временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые |
39 |
39 |
2 |
5. |
Создание новых рабочих мест за счет открытия 27 объектов производственного назначения и торговли |
326 |
326 |
2 |
6. |
Поддержка предпринимательской инициативы безработных граждан |
16 |
844 |
3 |
6.1. |
в том числе оказание финансовой помощи для организации своего дела |
16 |
16 |
3 |
|
из них в рамках реализации мероприятий целевой программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Курганской области в 2009 году, утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 27 января 2009 года N 30, касающихся города Кургана |
11 |
11 |
3 |
7. |
Профессиональное обучение безработных граждан |
- |
1 175 |
4 |
8. |
Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения в рамках реализации мероприятий целевой программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Курганской области в 2009 году, утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 27 января 2009 года N 30, касающихся города Кургана |
- |
2 956 |
4 |
|
Итого: |
3 531 |
11579 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.