Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 7. Общественно-деловые зоны
§7. Общие требования
96. Общественно-деловые зоны следует формировать как систему общественных центров, включающую центры деловой, финансовой и общественной активности в центральных частях городских округов и городских поселений (общегородские), центры планировочных районов (зон), а также специализированные центры (медицинские, спортивные, учебные и др.), которые могут размещаться в пригородной зоне.
В крупных городских округах и городских поселениях, а также в городских округах и городских поселениях с расчлененной структурой общегородской центр дополняется подцентрами городского значения.
Общественные центры городских округов и городских поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, формируют общественный центр районного значения.
97. В малых городских округах и городских поселениях формируют единую общественно-деловую зону, дополняемую объектами повседневного обслуживания, которая является общественным центром городского округа, поселения.
98. В сельских поселениях формируется поселенческая общественно-деловая зона, являющаяся центром сельского поселения.
В сельских населенных пунктах формируется общественно-деловая зона, дополняемая объектами повседневного обслуживания в жилой застройке.
99. Формирование общественно-деловых зон исторических поселений производится при условии обеспечения сохранности всех исторически ценных градоформирующих факторов: застройки, композиции, соотношения между различными пространствами (свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственной структуры и других факторов.
Формирование общественно-деловых зон исторических поселений не должно приводить к искажению восприятия объектов культурного наследия. Регулирование градостроительной деятельности в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия осуществляется на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия.
§8. Структура и типология общественных центров и объектов общественно-деловой зоны
100. Количество, состав и местоположение общественных центров принимается с учетом величины городского округа, городского и сельского поселений, их роли в системе расселения и в системе формируемых центров обслуживания.
101. Структуру и типологию общественных центров, объектов в общественно-деловой зоне и видов обслуживания в зависимости от места формирования общественного центра следует принимать в соответствии с приложением 4 к настоящим нормативам.
В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые здания, гостиницы, подземные или многоэтажные автостоянки.
102. Для общественно-деловых зон исторического поселения, в пределах которого размещаются объекты культурного наследия, разрабатываются мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включающие их реставрацию, приспособление, консервацию, воссоздание утраченной историко-архитектурной среды, а в отдельных случаях - воссоздание утраченных ценных исторических градообразующих объектов.
103. В общественно-деловых зонах допускается размещать:
- объекты производственного назначения площадью не более 200 м2, осуществляющие обслуживание населения, встроенные или пристроенные без производственной территории, экологически безопасные;
- объекты индустрии развлечений при отсутствии ограничений на их размещение, установленных органами местного самоуправления.
§9. Нормативные параметры застройки общественно-деловой зоны
104. Застройка общественно-деловых зон объектами различного функционального назначения производится с учетом требований настоящего раздела, а также главы 6 "Жилые зоны" настоящих нормативов.
Застройку общественно-деловых зон с расположенными в границах их территорий объектами культурного наследия, а также зон, находящихся в границах исторических поселений, историко-культурных заповедников, охранных зон, следует осуществлять с учетом требований специальных нормативов и правил федерального законодательства.
105. Размещение объектов сферы обслуживания, расчет их количества и вместимости, размеры земельных участков в общественно-деловой зоне следует определять по социальным нормативам, исходя из их функционального назначения, в соответствии с приложениями 5 и 6 к настоящим нормативам.
Для объектов, не указанных в приложениях 5 и 6, расчетные данные следует устанавливать в задании на проектирование.
При определении количества, состава и вместимости объектов, расположенных в общественно-деловой зоне городских округов и городских поселений, следует дополнительно учитывать приезжих из других поселений с учетом значения общественного центра.
106. Размещение объектов на территории общественно-деловой зоны определяется их видами и регламентируется параметрами, приведенными в приложении 5 к настоящим нормативам.
Интенсивность использования территории общественно-деловой зоны характеризуется плотностью застройки (тыс. м2/га) и процентом застроенности территории.
Интенсивность застройки территории, занимаемой зданиями различного функционального назначения, следует принимать с учетом сложившейся застройки, значения центра и в соответствии с нормативами, приведенными в таблице 20.
Таблица 20
Типы комплексов |
Плотность застройки (тыс. м2 общ. пл./га), не менее |
|||
крупные городские округа и городские поселения |
средние и малые городские округа и городские поселения |
|||
на свободных территориях |
при реконструкции |
на свободных территориях |
при реконструкции |
|
Общегородской центр |
15 |
15 |
10 |
10 |
Деловые комплексы |
25 |
15 |
15 |
10 |
Гостиничные комплексы |
25 |
15 |
15 |
10 |
Торговые комплексы |
10 |
5 |
5 |
5 |
Культурные досуговые комплексы |
5 |
5 |
5 |
5 |
107. Здания в общественно-деловой зоне следует размещать с отступом от красных линий. Размещение зданий по красной линии допускается в условиях реконструкции сложившейся застройки при соответствующем обосновании.
108. В общественно-деловой зоне в зависимости от ее размеров и планировочной организации формируется система взаимосвязанных общественных пространств (главные улицы, площади, пешеходные зоны), составляющая ядро общегородского центра.
При этом формируется единая пешеходная зона, обеспечивающая удобство подхода к зданиям, остановкам транспорта и озелененным рекреационным площадкам.
109. Высокая градостроительная значимость территорий общественно-деловых зон определяет индивидуальный подход к проектированию зданий (в том числе этажности) и объектов комплексного благоустройства.
При проектировании комплексного благоустройства общественно-деловых зон следует обеспечивать: открытость территорий для визуального восприятия, условия для беспрепятственного передвижения населения, максимальное сохранение исторически сложившейся планировочной структуры и масштабности застройки, достижение стилевого единства элементов благоустройства с окружающей застройкой.
Комплексное благоустройство участков специализированных зданий с закрытым или ограниченным режимом посещения (органы управления, учреждения здравоохранения и др.) следует проектировать в соответствии с заданием на проектирование и отраслевой спецификой.
110. Размещение объектов и сетей инженерной инфраструктуры общественно-деловой зоны следует осуществлять в соответствии с требованиями главы 13 "Зоны инженерной инфраструктуры" настоящих нормативов.
111. При проектировании транспортной инфраструктуры общественно-деловых зон следует предусматривать увязку с единой системой транспортной и улично-дорожной сети, обеспечивающую удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами городских округов и поселений.
Для подъезда к крупным учреждениям, предприятиям обслуживания, торговым центрам и другим объектам следует предусматривать основные проезды, а к отдельно стоящим зданиям - второстепенные проезды, размеры которых следует принимать в соответствии с таблицей 66 настоящих нормативов.
Подъезд грузового автомобильного транспорта к объектам, расположенным в общественно-деловой зоне на магистральных улицах, должен быть организован с боковых или параллельных улиц без пересечения пешеходного пути.
Расстояния между остановками общественного пассажирского транспорта в общественно-деловой зоне не должны превышать 250 метров.
Длина пешеходного перехода из любой точки общественно-деловой зоны до остановки общественного пассажирского транспорта не должна превышать 250 м, до ближайшей автостоянки для парковки автомобилей - 100 м, до общественного туалета - 150 м.
112. Требуемое расчетное количество машиномест для парковки легковых автомобилей устанавливается в соответствии с требованиями главы 14 "Зоны транспортной инфраструктуры" настоящих нормативов.
Приобъектные автостоянки должны быть размещены за пределами пешеходного движения и не более чем в 100-метровой удаленности от объектов общественно-деловой зоны.
113. Минимальную площадь озеленения территорий общественно-деловой зоны следует принимать в соответствии с требованиями главы 8 "Рекреационные зоны" настоящих нормативов.
Скверы или озелененные участки размером до 0,1 га, оборудованные уличной мебелью, проектируются в количестве не менее 3 участков на 1000 м длины улицы. На озелененных участках проекция крон деревьев и кустарников должна составлять не менее 50% территории.
114. Минимальные расстояния между жилыми и общественными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности, учета противопожарных требований и санитарных разрывов.
§10. Учреждения и предприятия социальной инфраструктуры
115. Учреждения обслуживания всех видов и форм собственности следует размещать с учетом градостроительной ситуации, планировочной структуры городских округов и поселений, деления на жилые районы и микрорайоны (кварталы) в целях создания единой системы обслуживания.
Учреждения обслуживания необходимо размещать с учетом следующих факторов:
- приближения их к местам жительства и работы;
- увязки с сетью общественного пассажирского транспорта.
116. Расчет количества и вместимости учреждений и предприятий обслуживания, размеры их земельных участков следует принимать по социальным нормативам обеспеченности, приведенным в приложении 5 к настоящим нормативам.
При расчете количества, вместимости, размеров земельных участков, размещении учреждений обслуживания микрорайона (квартала) и жилого района следует исходить из необходимости удовлетворения потребностей различных социальных групп населения, в том числе с ограниченными физическими возможностями, принимая социальные нормативы обеспеченности не менее приведенных в приложении 6 к настоящим нормативам.
Количество, вместимость учреждений и предприятий обслуживания, их размещение и размеры земельных участков, не указанные в приложениях 5 и 6 к настоящим нормативам, следует устанавливать по заданию на проектирование.
117. При определении количества, состава и вместимости учреждений обслуживания следует дополнительно учитывать приезжающее население из других поселений, расположенных в зоне, ограниченной затратами времени на передвижение в крупные городские округа и городские поселения - не более 2 ч, в малые и средние городские округа и городские поселения - не более 1 ч. В сельских поселениях необходимо учитывать сезонное население, в исторических поселениях - туристов.
118. Расчет учреждений обслуживания для сезонного населения садоводческих некоммерческих объединений, дачных хозяйств в сельских поселениях допускается принимать по нормативам, приведенным в таблице 21.
Таблица 21
Наименование учреждений |
Единица измерения |
Показатели на 1000 жителей |
Учреждение торговли |
м2 торговой площади |
80,0 |
Учреждение бытового обслуживания |
рабочее место |
1,6 |
Пожарное депо |
пожарный автомобиль |
0,2 |
119. При формировании системы обслуживания должны предусматриваться уровни обеспеченности учреждениями и объектами, в том числе повседневного, периодического и эпизодического обслуживания:
- повседневного обслуживания - учреждения, посещаемые населением не реже одного раза в неделю, или те, которые должны быть расположены в непосредственной близости к местам проживания и работы населения;
- периодического обслуживания - учреждения, посещаемые населением не реже одного раза в месяц;
- эпизодического обслуживания - учреждения, посещаемые населением реже одного раза в месяц (специализированные учебные заведения, больницы, универмаги, театры, концертные и выставочные залы и другие учреждения).
Перечень объектов по видам обслуживания приведен в приложении 4 к настоящим нормативам.
120. Перечень и расчетные показатели минимальной обеспеченности социально-значимыми объектами повседневного (приближенного) обслуживания приведены в таблице 22.
Таблица 22
Предприятия и учреждения повседневного обслуживания |
Единицы измерения |
Минимальная обеспеченность |
Дошкольные образовательные учреждения |
мест на 1000 жителей |
40 |
Общеобразовательные школы |
мест на 1000 жителей |
110 |
Продовольственные магазины |
м2 торговой площади на 1000 жителей |
70 |
Непродовольственные магазины товаров первой необходимости |
м2 торговой площади на 1000 жителей |
30 |
Аптечный пункт |
объект на жилую группу |
1 |
Отделение банка |
объект на жилую группу |
1 |
Отделение связи |
объект на жилую группу |
1 |
Предприятия бытового обслуживания (мастерские, парикмахерские и т.п.) |
рабочих мест на 1000 жителей |
2 |
Приемный пункт прачечной, химчистки |
объект на жилую группу |
1 |
Общественные туалеты |
прибор на 1000 жителей |
1 |
Учреждения культуры |
м2 общей площади на 1000 жителей |
50 |
Закрытые спортивные сооружения |
м2 общей площади на 1000 жителей |
30 |
Пункт охраны порядка |
м2 общей площади на жилую группу |
10 |
121. Размещение объектов повседневного обслуживания обязательно при проектировании группы жилой, смешанной жилой застройки, размещаемой вне территории микрорайона (квартала) в окружении территорий иного функционального назначения.
В случае размещения группы в составе микрорайона объекты повседневного обслуживания и показатели обеспеченности ими входят в суммарные показатели обеспеченности объектами периодического обслуживания.
122. Минимальные расстояния от стен зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживания следует принимать на основе расчетов инсоляции и коэффициентов естественной освещенности, соблюдения противопожарных и санитарных разрывов, но не менее приведенных в таблице 23.
Таблица 23
Здания (земельные участки) учреждений и предприятий обслуживания |
Расстояния от зданий (границ участков) учреждений и предприятий обслуживания, м |
|||
до красной линии |
до стен жилых зданий |
до зданий общеобразовательных школ, дошкольных образовательных и лечебных учреждений |
||
в городских округах и городских поселениях |
в сельских поселениях |
|||
Дошкольные образовательные учреждения и общеобразовательные школы (стены здания) |
25 |
10 |
По нормам инсоляции, освещенности и противопожарным требованиям |
|
Приемные пункты вторичного сырья и стеклотары |
- |
- |
20 |
50 |
Пожарные депо |
10 |
10 |
50 |
50 |
Кладбища традиционного захоронения площадью, га: |
|
|
|
|
менее 20 |
6 |
6 |
300 |
500 |
от 20 до 40 |
6 |
6 |
300 |
500 |
Крематории: |
|
|
|
|
без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью |
6 |
6 |
500 |
500 |
при количестве печей более одной |
6 |
6 |
1000 |
1000 |
Закрытые кладбища и мемориальные комплексы, колумбарии, кладбища для погребения после кремации |
6 |
6 |
50 |
50 |
Примечания:
1. Участки дошкольных образовательных учреждений не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам.
2. Приемные пункты вторичного сырья следует изолировать полосой зеленых насаждений и предусматривать к ним подъездные пути для автомобильного транспорта.
3. Участки вновь размещаемых больниц не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам.
На земельном участке больницы необходимо предусматривать отдельные въезды:
- в хозяйственную зону;
- в лечебную зону, в том числе для инфекционных больных;
- в паталогоанатомическое отделение.
123. Учреждения открытой сети, размещаемые на границе территорий производственных зон и жилых районов, рассчитываются согласно приложению 6 к настоящим нормативам на население прилегающих районов с коэффициентом учета работающих по таблице 24. В состав сети на таких территориях включаются объекты торгово-бытового назначения, спорта, банки, отделения связи, а также офисы и объекты автосервиса.
Таблица 24
Соотношение: работающие (тыс. чел.) жители (тыс. чел.) |
Коэффициент |
Расчетные показатели (на 1000 жителей) |
|||
Торговля, м2 торговой площади |
Общественное питание, место |
Бытовое обслуживание, рабочих мест |
|||
продовольственные |
непродовольственные |
||||
0,5 |
1 |
70 |
30 |
8 |
2 |
1 |
2 |
140 |
60 |
16 |
4 |
1,5 |
3 |
210 |
90 |
24 |
6 |
124. Радиус обслуживания населения учреждениями обслуживания, размещаемыми в жилой застройке в зависимости от элементов планировочной структуры (микрорайон (квартал), жилой район), следует принимать в соответствии с приложением 6 к настоящим нормативам и таблицей 25.
Таблица 25
Учреждения и предприятия обслуживания |
Радиус обслуживания, м |
Дошкольные образовательные учреждения: |
|
в городских округах и городских поселениях |
300 |
в сельских поселениях и в малых городских округах и городских поселениях при малоэтажной застройке |
500 |
Общеобразовательные школы |
500 |
Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий |
500 |
Физкультурно-спортивные центры жилых районов |
1500 |
Поликлиники и их филиалы в городских округах и городских поселениях |
1000 |
Аптеки в городских округах и городских поселениях |
500 |
То же, в районах малоэтажной застройки |
800 |
Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения: |
|
в городских округах и городских поселениях при застройке: |
|
многоэтажной |
500 |
малоэтажной |
800 |
в сельских поселениях |
2000 |
Отделения связи и филиалы банков |
500 |
Примечание:
1. Радиусы обслуживания общеобразовательных школ в сельских поселениях принимаются по местным нормативам градостроительного проектирования, а при их отсутствии - по заданию на проектирование.
2. Пути подходов учащихся к общеобразовательным школам с начальными классами не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц в одном уровне.
125. Радиус обслуживания специализированными и оздоровительными дошкольными образовательными учреждениями и общеобразовательными школами (языковые, математические, спортивные и другие) принимается по заданию на проектирование.
126. На производственных территориях должны предусматриваться учреждения обслуживания закрытой и открытой сети. К учреждениям обслуживания закрытой сети, размещаемым на территории промышленных предприятий, относятся учреждения здравоохранения и общественного питания.
Учреждения здравоохранения принимаются в зависимости от числа работающих - при списочной численности от 50 до 300 работающих должен быть предусмотрен медицинский пункт. Площадь медицинского пункта следует принимать не менее:
- 12 м2 - при списочной численности от 50 до 150 работающих;
- 18 м2 - при списочной численности от 151 до 300 работающих.
На производственных объектах, где предусматривается возможность использования труда инвалидов, площадь медицинского пункта допускается увеличивать на 3 м2;
При списочной численности более 300 работающих должны предусматриваться фельдшерские или врачебные здравпункты.
Объекты общественного питания следует проектировать с учетом численности работников, в том числе:
- при численности работающих в смену более 200 человек следует предусматривать столовую, работающую на полуфабрикатах (при обосновании допускается размещать столовые, работающие на сырье);
- при численности работающих в смену до 200 человек - столовую-раздаточную;
- при численности работающих в смену менее 30 человек допускается предусматривать комнату приема пищи.
127. При разработке генеральных планов городских округов и поселений Курганской области размещение дошкольных образовательных, общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального образования, средних и высших учебных заведений, лечебно-профилактических учреждений, рынков розничной торговли следует проектировать в соответствии с требованиями нормативных документов и настоящего раздела.
128. При размещении учреждений, указанных в пункте 127, минимальные размеры их земельных участков принимаются по приложениям 5 и 6 к настоящим нормативам.
При размещении указанных учреждений следует учитывать радиус их пешеходной доступности в соответствии с таблицами 25 и 27 настоящих нормативов. Расстояния от таких учреждений до различных видов зданий (жилых, производственных и других) принимаются в соответствии с таблицей 23 настоящих нормативов, до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей - в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам указанных объектов и сооружений.
129. Въезды и входы на территорию учреждений, указанных в пункте 128, а также проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к контейнерным плоидадкам для сбора мусора проектируются в соответствии с требованиями главы 14 "Зоны транспортной инфраструктуры" настоящих нормативов. Через их территории не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения). Инженерное обеспечение таких учреждений проектируется в соответствии с требованиями главы 13 "Зоны инженерной инфраструктуры" настоящих нормативов.
130. Дошкольные образовательные учреждения (далее - ДОУ) следует проектировать и размещать в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.
131. Здания общеобразовательных учреждений следует проектировать и размещать в соответствии со специальными нормативами и правилами федерального законодательства.
132. Учреждения начального профессионального образования - профессионально-технические училища (далее - учреждения НПО) следует проектировать и размещать в соответствии со специальными нормативами и правилами федерального законодательства.
133. Земельные участки, отводимые для средних и высших учебных заведений, должны обеспечивать размещение полного комплекса учебно-научных, жилых и хозяйственно-бытовых зданий и сооружений с учетом функциональной взаимосвязи с инженерной, транспортной и социальной инфраструктурами населенного пункта.
При расположении зданий средних специальных и высших учебных заведений вблизи скоростных дорог и магистральных улиц следует предусматривать отступ от границы проезжей части не менее 50 м, при этом общежития рекомендуется размещать в глубине территории.
Административно-общественный центр с общеинститутскими службами должен иметь пешеходное сообщение со всеми учебными корпусами, а также с остановками общественного транспорта.
134. В высших учебных заведениях с расчетным количеством студентов до 10 тысяч человек протяженность территории учебной зоны не должна превышать 600 метров, что обеспечивает 10-минутную пешеходную доступность до любого корпуса (в течение перерыва между лекциями).
В крупных высших учебных заведениях протяженность территории учебной зоны может составлять более 2 км, поэтому пешеходная доступность (800 м) может быть ограничена одним - двумя факультетами.
135. Для высших учебных заведений заочной формы обучения размеры участка учебной зоны определяются из расчета 2,5-3 га на 1000 расчетного количества студентов, хозяйственной зоны - 0,5 га на 1000 расчетного количества студентов.
Спортивная зона высших учебных заведений заочной формы обучения не предусматривается.
136. Площадь участка жилой зоны рассчитывается на общую численность проживающих в общежитиях студентов, аспирантов и слушателей подготовительного отделения (с учетом предполагаемого приема иногородних). Удельный показатель площади на 1000 проживающих принимается в зависимости от этажности застройки:
- 5-6 этажей - 3 га;
- 9-10 этажей - 2 га;
- 12 этажей и выше - 1,5 га.
137. Спортивную зону высших учебных заведений следует размещать смежно с учебной и жилой зонами.
При проектировании комплекса высшего учебного заведения с расчетным числом студентов до двух тысяч спортивную зону рекомендуется кооперировать со спортивными зонами других высших и средних специальных учебных заведений при условии соблюдения радиуса пешеходной доступности от учебной зоны.
138. Хозяйственная зона должна размещаться в удобной связи со служебным входом в столовую и общежитие, а также с экспериментально-производственными корпусами. В состав хозяйственной зоны включаются хозяйственный двор, стоянка автомобильного транспорта с разгрузочными площадками, а также складские помещения.
139. Площадь озеленения территории должна составлять не менее 30-50% общей площади.
140. Проектирование лечебных учреждений необходимо осуществлять в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
141. Проектирование новых и реконструкция существующих розничных рынков должны осуществляться с соблюдением санитарно-гигиенических требований, а также Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", постановления Правительства Курганской области от 11 марта 2008 года N 91 "Об основных требованиях к планировке, перепланировке и застройке рынков, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений рынков и находящихся в них помещений" и требований настоящего раздела.
142. Площади складских, подсобных и иных помещений рынка устанавливаются в соответствии с требованиями действующих норм, при этом максимальная площадь складских, подсобных и иных помещений не должна превышать 50% от общей площади рынка.
143. Рынки должны быть обеспечены стоянками для временного хранения (парковки) автомобилей обслуживающего персонала и посетителей.
Обеспеченность местами временного хранения автомобилей следует проектировать в соответствии с требованиями главы 14 "Зоны транспортной инфраструктуры" настоящих нормативов, а также настоящего раздела.
144. Требуемое расчетное количество машиномест для парковки легковых автомобилей проектируется из расчета 1 машиноместо на 1 торговое место.
На рынках, расположенных в общественно-деловых зонах, при размерах торговой площади до 1000 м2 расчетное количество машиномест проектируется в соответствии с таблицей 82 настоящих нормативов и составляет 25 машиномест на 50 торговых мест.
При проектировании рынка в отдельно стоящем здании площадку для парковки транспорта обслуживающего персонала и посетителей необходимо предусматривать со стороны проезжей части автодорог. Площадка не должна размещаться на придомовой территории жилых зданий.
При расчете площадь стоянок для временного хранения автомобилей в общую площадь рынка не включается.
145. Минимальные расстояния от автостоянок для парковки легковых автомобилей следует принимать по таблице 91 настоящих нормативов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Таблица 91 отсутствует в настоящем приложении
146. На территории рынка здания, строения, сооружения и находящиеся в них помещения должны располагаться с учетом зонирования, которое обеспечивает отсутствие встречных потоков движения персонала, посетителей, погрузочно-разгрузочного, транспортного оборудования, автомобильного транспорта.
147. При проектировании розничных рынков необходимо обеспечивать:
- безопасность пешеходного передвижения в пределах пешеходной зоны;
- возможности передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения на всем пространстве пешеходной зоны;
- пешеходную доступность от остановок общественного пассажирского транспорта не более 250 метров;
- подъезд грузового автомобильного транспорта к торговым объектам с боковых и параллельных улиц, без пересечения основного пешеходного пути;
- места парковки автомобилей на расстоянии не более 400 м от любой точки рынка;
- длину перехода между наиболее удаленными объектами рынков не более 400 м;
- длину перехода из любой точки рынка до общественного туалета не более 200 м.
148. Минимальные расстояния между крайними строениями и группами строений следует принимать на основании расчетов инсоляции и освещенности с учетом противопожарных, зооветеринарных, санитарно-эпидемиологических требований.
149. Проект организации и благоустройства санитарно-защитной зоны должен разрабатываться в составе проектной документации для строительства рынка.
Озеленение санитарно-защитной зоны следует предусматривать не менее 60% ее площади.
150. По периметру застройки розничных рынков площадью 9 га и более проектируется круговой проезд. Расстояние между проездом и расположенными на периферии комплекса зданиями не должно превышать 50 м.
Через каждые 300 метров по фронту проезда следует предусматривать сквозные проезды для пожарных автомашин.
151. Системы горячего, холодного водоснабжения и канализации розничных рынков должны соответствовать требованиям главы 13 "Зоны инженерной инфраструктуры" настоящих нормативов.
152. Территория розничного рынка должна быть благоустроена, озеленена и ограждена.
153. Размещение учреждений социальной инфраструктуры на территориях малоэтажной застройки в городских округах и поселениях определяется на основании необходимости удовлетворения потребностей различных социально-демографических групп населения. Перечень необходимых учреждений обслуживания на территориях малоэтажной застройки в городских округах и поселениях следует принимать в соответствии с пунктом 92 настоящих нормативов.
154. Для расчетов показатели количества и вместимости учреждений и предприятий обслуживания территории малоэтажной застройки следует принимать в соответствии с таблицей 26.
Таблица 26
Учреждения обслуживания |
Показатели, мест на 1000 человек |
Размеры земельных участков |
Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), мест на 1000 человек |
По демографической структуре населения, при расчетной обеспеченности ДОУ: - в пределах 85% - 34; - в пределах 100% - 40 |
не менее 35 м2 на 1 место |
Общеобразовательные школы, мест на 1000 человек |
По демографической структуре, при охвате 100% учащихся основной школы - 110 |
не менее 16 м2 на 1 место |
Спортивно-досуговый комплекс, м2 общей площади на 1000 человек |
300 |
0,2-0,5 га на объект |
Амбулаторно-поликлинические учреждения: поликлиники, посещений в смену на 1000 человек амбулатории, м2 общей площади на 1000 человек |
22 |
0,1 га на 100 посещений в смену, но не менее: |
50 |
0,5 га на объект 0,2 га на объект |
|
Аптеки, м2 общей площади на 1000 человек |
50 |
0,2-0,4 га на объект |
Аптечные киоски, м2 общей площади на 1000 человек |
10 |
0,05 га на объект или встроенные |
Учреждения повседневной торговли, м2 торговой площади на 1000 человек: |
|
0,2-0,3 га на объект |
продовольственные магазины |
70 |
|
непродовольственные магазины |
30 |
|
Учреждения бытового обслуживания, рабочих мест на 1000 человек |
2 |
0,15 га на объект |
Отделение связи, объект |
1 |
0,1-0,15 га на объект |
Отделение банка, м2 общей площади на 1000 человек |
40 |
0,1-0,15 га на объект |
Опорный пункт охраны порядка, объект |
1 |
Примечания:
1. Школы размещаются: средние и основные - начиная с численности населения 2 тыс. чел., начальные - с 500 чел.
2. Размещение поликлиник можно предусматривать на территории ближайших жилых массивов при соблюдении нормативной доступности.
155. Размещение учреждений обслуживания на территориях малоэтажной жилой застройки следует осуществлять с учетом радиусов доступности не более указанных в таблице 27.
Таблица 27
Учреждения обслуживания населения |
Радиусы обслуживания, м |
Дошкольные учреждения |
500 |
Общеобразовательные школы: |
750 |
для начальных классов |
500 |
Помещения для физкультурно-оздоровительных и досуговых занятий |
800 |
Амбулаторно-поликлинические учреждения |
1000 |
Аптеки |
800 |
Учреждения торгово-бытового обслуживания повседневного пользования |
800 |
Отделения связи и банка, опорный пункт охраны порядка |
800 |
При размещении объектов обслуживания необходимо учитывать имеющиеся на соседних территориях учреждения и предприятия при соблюдении нормативных радиусов доступности (кроме дошкольных учреждений и начальных школ, пути подхода к которым не должны пересекать проезжую часть).
156. Для организации обслуживания на территориях малоэтажной застройки допускается размещение учреждений с использованием индивидуальной формы деятельности - детских учреждений, магазинов, кафе, физкультурно-оздоровительных и досуговых комплексов, парикмахерских, фото-ателье и т.п., встроенных или пристроенных к жилым зданиям с размещением преимущественно в первом и цокольном (кроме детских учреждений) этажах и устройством изолированных от жилых частей здания входов. При этом общая площадь встроенных учреждений не должна превышать 150 м2.
Указанные учреждения могут иметь центроформирующее значение и размещаться в центральной части жилого образования.
157. Объекты со встроенными и пристроенными помещениями мастерских по ремонту и прокату автомобилей, ремонту бытовой техники, а также помещениями ритуальных услуг следует размещать на границе жилой зоны.
Размещение встроенных помещений, оказывающих вредное влияние на здоровье населения (рентгеноустановок, магазинов стройматериалов, москательно-химических и других), в условиях малоэтажной жилой застройки не допускается.
158. На земельном участке жилого здания на территории малоэтажной жилой застройки со встроенным или пристроенным учреждением или предприятием обслуживания должны быть выделены жилая и общественная зоны.
Перед входом в здание необходимо предусматривать стоянку для транспортных средств.
159. В сельских поселениях следует предусматривать разделение учреждений обслуживания на объекты первой необходимости, размещаемые в каждом населенном пункте поселения (с населением от 50 жителей и более), и базовые объекты обслуживания более высокого уровня, размещаемые в административном центре поселения. Перечень объектов повседневного обслуживания сельского поселения определяется в соответствии с приложением 4 к настоящим нормативам.
Помимо стационарных зданий необходимо предусматривать передвижные средства и сезонные сооружения.
160. Расчет необходимой обеспеченности учреждениями обслуживания, уровня охвата по категориям населения и размеры земельных участков определяются в соответствии с приложением 5 к настоящим нормативам.
161. Удельные показатели нормируемых элементов территории населенного пункта в пределах сельского поселения принимаются в соответствии с таблицей 28.
Таблица 28
N п/п |
Элементы территории |
Удельная площадь, м2/чел., не менее |
1 |
Территория, в том числе участки общеобразовательных школ |
5,4* |
2 |
участки ДОУ |
0,7* |
3 |
участки объектов обслуживания |
0,8* |
* Удельные площади элементов территории определены на основе областных статистических и демографических данных за 2007 год.
162. Обеспечение жителей каждого населенного пункта услугами первой необходимости должно осуществляться в пределах пешеходной доступности не более 30 минут (2-2,5 км). При этом размещение учреждений более высокого уровня обслуживания, в том числе периодического, необходимо предусматривать в границах поселения с пешеходно-транспортной доступностью не более 60 минут или в административном центре муниципального района.
Радиус обслуживания районных центров принимается в пределах транспортной доступности не более 60 мин. При превышении указанного радиуса необходимо создание подрайонной системы по обслуживанию сельского населения необходимым по составу комплексом учреждений и предприятий периодического пользования в пределах транспортной доступности до 45 минут.
163. Потребности населения в учреждениях обслуживания должны обеспечиваться путем нового строительства и реконструкции существующего фонда в соответствии с требованиями настоящих нормативов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.