Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Курганской областной Думы
от 27 апреля 2010 г. N 40
"О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы
правовых актов Курганской области, принимаемых
Курганской областной Думой, и их проектов"
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов Курганской области, принимаемых Курганской областной Думой, и их проектов
31 мая 2016 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящим Порядком устанавливается процедура проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов Курганской области, принимаемых Курганской областной Думой (далее - правовые акты), и их проектов, подготовки соответствующего заключения, а также регулируются отдельные вопросы обеспечения проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
1.2. Целью антикоррупционной экспертизы является выявление в правовых актах и их проектах коррупциогенных факторов и их последующее устранение.
1.3. Задачами антикоррупционной экспертизы является выявление и описание "коррупциогенных факторов в правовых актах и их проектах, внесение предложений и рекомендаций, направленных на устранение коррупциогенных факторов.
2. Виды антикоррупционной экспертизы правовых актов Курганской области, принимаемых Курганской областной Думой, и их проектов
2.1. В соответствии с настоящим Порядком в Курганской областной Думе проводится антикоррупционная экспертиза законов Курганской области и их проектов, постановлений Курганской областной Думы нормативного характера и их проектов, постановлений Курганской областной Думы ненормативного характера.
2.2. К видам антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов относятся:
1) антикоррупционная экспертиза, осуществляемая при проведении правовой (юридической) экспертизы внесенных в Курганскую областную Думу в порядке законодательной инициативы проектов нормативных правовых актов;
2) антикоррупционная экспертиза действующих правовых актов;
3) независимая антикоррупционная экспертиза.
3. Процедура проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов
3.1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принимаемых Курганской областной Думой (далее - нормативный правовой акт), и их проектов проводится правовым управлением Курганской областной Думы в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Законом Курганской области от 8 октября 2004 года N 444 "О нормативных правовых актах Курганской области", Регламентом Курганской областной Думы, Административным регламентом Курганской областной Думы и настоящим Порядком согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
3.2. При проведении правовой (юридической) экспертизы внесенных в Курганскую областную Думу в порядке законодательной инициативы проектов нормативных правовых актов одновременно проводится антикоррупционная экспертиза.
3.3. Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов проводится по указанию Председателя Курганской областной Думы или по решению комитета, комиссии Курганской областной Думы.
3.4. По указанию Председателя Курганской областной Думы может проводиться антикоррупционная экспертиза постановлений Курганской областной Думы ненормативного характера. Антикоррупционная экспертиза постановлений Курганской областной Думы ненормативного характера проводится в порядке, установленном для проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
3.5. При проведении антикоррупционной экспертизы осуществляется экспертиза каждой нормы правового акта или положения проекта правового акта.
Постановлением Курганской областной Думы от 31 мая 2016 г. N 306 в подпункт 3.5.1 приложения внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного постановления
3.5.1. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);
и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
3.5.2. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются;
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
Постановлением Курганской областной Думы от 31 мая 2016 г. N 306 в подпункт "б" приложения внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного постановления
б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3.6. В случае выявления коррупциогенных факторов при проведении антикоррупционной экспертизы вносятся предложения и рекомендации по устранению выявленных коррупциогенных факторов.
4. Составление заключений по результатам антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов
4.1. В случае выявления коррупциогенных факторов при проведении правовой (юридической) экспертизы текст заключения по результатам антикоррупционной экспертизы; как правило, включается отдельным разделом и является составной частью заключения правовой (юридической) экспертизы, которое оформляется правовым управлением Курганской областной Думы и подписывается заместителем руководителя аппарата - начальником правового управления в соответствии с Административным регламентом Курганской областной Думы.
4.2. В заключении по результатам антикоррупционной экспертизы указываются следующие сведения:
- реквизиты правового акта (его проекта), прошедшего антикоррупционную экспертизу;
- перечень выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков и соответствующих статей (пунктов, подпунктов, частей) правового акта (его проекта), в котором эти факторы выявлены;
- предложения и рекомендации, направленные на устранение коррупциогенных факторов (по доработке проекта правового акта, внесению изменений в правовой акт, по изменению формулировок, исключению отдельных норм, положений).
4.3. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы рассматривается комитетом, комиссией Курганской областной Думы в соответствии с основными направлениями деятельности комитетов, комиссий.
4.4. Срок проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов, их проектов составляет 10 дней.
5. Порядок привлечения лиц, имеющих специальные познания в определенной области правоотношений (экспертов)
5.1. В случае необходимости по решению Председателя Курганской областной Думы к проведению антикоррупционной экспертизы могут привлекаться лица, имеющие специальные познания в определенной области правоотношений (эксперты).
5.2. Привлечение экспертов к проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов может осуществляться на договорной основе. Финансирование мероприятий по привлечению экспертов к проведению антикоррупционной экспертизы осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности Курганской областной Думы.
5.3. В случае привлечения экспертов к проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов формулируются соответствующие вопросы эксперту (экспертам) и устанавливается срок проведения экспертизы.
5.4. Экспертное заключение дается в письменной форме, подписывается экспертом (экспертами) и представляется в Курганскую областную Думу.
5.5. В экспертном заключении должны быть указаны:
а) дата и место подготовки экспертного заключения;
б) фамилия, имя, отчество, образование, специальность, ученая степень и звание, занимаемая должность эксперта и стаж работы по специальности;
в) основание проведения экспертизы;
г) информация о проведенных экспертных исследованиях;
д) вопросы, поставленные перед экспертом (экспертами), мотивированные ответы и выводы.
Постановлением Курганской областной Думы от 31 мая 2016 г. N 306 в раздел 6 приложения внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного постановления
6. Независимая антикоррупционная экспертиза
6.1. Институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.
6.2. Для проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в правовое управление Курганской областной Думы, эти проекты размещаются на официальном сайте Курганской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
Проекты указанных нормативных правовых актов размещаются на официальном сайте Курганской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не менее чем на семь дней.
Срок проведения антикоррупционной экспертизы составляет 10 дней.
6.3. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте, проекте нормативного правового акта коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
6.4. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению в Курганской областной Думе в тридцатидневный срок со дня получения указанного заключения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу, направляется мотивированный ответ (за исключением случаев, когда в заключении отсутствует информация о выявленных коррупциогенных факторах, или предложений о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов), в котором отражается учет результатов независимой антикоррупционной экспертизы и (или) причины несогласия с выявленным в нормативном правовом акте или проекте нормативного правового акта коррупциогенным фактором.
6.5. В случае если поступившее заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы не соответствует форме, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, такое заключение подлежит возврату не позднее тридцати дней после регистрации с указанием причин.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Курганской областной Думы от 27 апреля 2010 г. N 40 "О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.