Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Основные направления модернизации систем коммунального теплоснабжения Курганской области и программные мероприятия
Для решения задач и достижения поставленных целей Программа предусматривает:
- строительство когенерационных установок для совместного производства тепловой и электрической энергии;
- строительство новых газовых котельных в населенных пунктах, участвующих в Программе газификации Курганской области;
- перевод частных домов в отдельных населенных пунктах на индивидуальное отопление;
- модернизацию систем коммунального теплоснабжения населенных пунктов Курганской области, в том числе:
- оптимизацию систем теплоснабжения населенных пунктов с закрытием нерентабельных теплоисточников, децентрализацию системы теплоснабжения, внедрение приборов учета и регулирования и др.;
- реконструкцию котельных, использующих для производства тепловой энергии жидкие виды топлива и электрическую энергию, с переводом их на использование других, более дешевых и экологически чистых видов топлива;
- реконструкцию и модернизации неэффективных котельных за счет использования современного энергоэффективного оборудования без изменения используемого вида топлива;
- замена ветхих участков теплотрасс или строительство новых тепловых сетей с использованием современных изоляционных материалов (предварительно изолированные стальные трубы заводского изготовления в пенополиуретановой (ППУ) или пенополимерной (ППМ) изоляции, пенополиуретановые скорлупы, полиэтиленовые трубы в ППУ изоляции;
- подпрограмма освоения и использования местных видов энергетических ресурсов.
§ 1. Строительство когенерационных установок
Курганская область энергодефицитна. На сегодняшний день собственными источниками (Курганская ТЭЦ) покрывается около 30% потребности Курганской области в электрической энергии.
В настоящее время ведется строительство нового источника - Курганской ТЭЦ-2, с вводом которой дефицит электрической энергии снизится до 10-15%.
Покрытие остающегося недостатка в электрической энергии возможно за счет строительства небольших когенерационных установок (мини-ТЭЦ), которые позволят обеспечить потребителей небольших микрорайонов города Кургана не только электрической, но и тепловой энергией.
Распределительные тепловые сети города Кургана характеризуются высокой степенью износа (более 60% тепловых сетей построены в период до 1990 г.).
Особенностью тепловых сетей города Кургана является наличие значительных участков сетей в некоторых микрорайонах города с превышением давления в обратном трубопроводе над давлением в прямом. В этой связи установлено дополнительное насосное оборудование. В результате на подачу теплоэнергии потребителям в этих микрорайонах тратится дополнительная электроэнергия.
Кроме того, такая ситуация ведет к тому, что подключение новых микрорайонов города к тепловым сетям ТЭЦ может вызвать существенные проблемы.
Строительство новых когенерационных установок позволит не только выработать дополнительное количество электрической энергии для нужд Курганской области, но и существенно повысить качество и надежность теплоснабжения потребителей города Кургана.
В рамках настоящей Программы предлагается строительство двух когенерационных установок: мини-ТЭЦ на базе котельной Курганского завода колесных тягачей (открытое акционерное общество "Русич") и на базе котельной N 44 в пос. Керамзитном города Кургана.
Реализация мероприятий осуществляется в течение 2010-2011 гг. Общие капитальные вложения составят 1 898,64 млн. руб.
§ 2. Газификация Курганской области и строительство газовых котельных
Газификация Курганской области начата в 1981 году и осуществляется от межрегионального газопровода "Уренгой - Челябинск" по газопроводу-отводу "Кызылбай - Курган". Пропускная способность указанного газопровода-отвода используется на 100%.
Суммарный объем потребления природного газа в 12 из 24 районов Курганской области составляет 1,3 млрд. куб. м., в том числе для нужд населения - 88 млн. куб. м. Природный газ получают 938 котельных, 720 промышленных и бюджетных потребителей, более 96 тыс. домовладений.
В 2005 году в соответствии с Генеральной схемой газоснабжения и газификации Курганской области начато строительство газопровода-отвода "Шумиха - Мишкино - Юргамыш - Курган" с отводом на город Куртамыш общей протяженностью 190 км стоимостью около 2 млрд. руб. Ввод в эксплуатацию указанного газопровода позволит газифицировать Шумихинский, Альменевский, Целинный, Мишкинский, Юргамышский и Куртамышский районы Курганской области.
Разработка проектно-сметной документации и строительство осуществляются по мере выделения средств на их финансирование по линии открытого акционерного общества "Газпром" и бюджета Курганской области. В условиях финансового кризиса выделение средств на строительство крайне затруднено. В этой связи сроки реальной газификации, в частности Куртамышского района, при отсутствии проектно-сметной документации остаются неопределенными.
В указанных условиях газификации Курганской области и в соответствии со Стратегиями социально-экономического развития районов Курганской области до 2020 года предполагается осуществить полную газификацию населенных пунктов Курганской области, в том числе в период 2010-2015 гг. - 126 населенных пунктов. Исходя из этого, в рамках настоящей Программы предлагается построить 180 газовых котельных мощностью от 0,1 до 40 МВт, в том числе:
- 15 новых газовых котельных в результате децентрализации систем теплоснабжения города Шумихи (4 котельные), города Далматово (4 котельные), п. Новый Мир Юргамышского района (2 котельные), с. Уксянское Далматовского района (котельная поликлиники), города Катайска (1 котельная вместо котельной открытого акционерного общества "Катайский насосный завод"), с. Чаши Каргапольского района (3 котельные);
- 10 новых газовых котельных вместо котельных, работающих на жидком топливе, в городе Кургане (котельная N 32), селе Бараба (котельные школ и детского сада) и селе Шмаково (школа) Кетовского района, селе Сафакулево, городе Щучье (котельная школы N 3), селе Медведское Щучанского района, рабочем поселке Юргамыше (центральная котельная, котельная школы и библиотеки);
- 19 новых газовых котельных вместо существующих котельных в связи с изменением необходимой мощности котельных (центральная котельная города Шумихи, котельная центральной районной больницы (ЦРБ) села Мокроусово, котельные ВК-21 и 2БВК города Катайска) и приближения котельных к центру нагрузок (15 газовых котельных Шадринского района);
- 136 новых газовых котельных вместо угольных котельных и одной электрокотельной после газификации соответствующих населенных пунктов.
Наибольшее число газовых котельных предлагается построить в Шадринском (38 котельных), Шумихинском (30 котельных) и Кетовском (25 котельных) районах Курганской области.
В Шадринском районе из 38 предлагаемых газовых котельных, 23 газовые котельные заменят угольные котельные, расположенные в уже газифицированных населенных пунктах или населенных пунктах, газификацию которых планируется осуществить в течение 2010-2013 гг. Остальные 15 газовых котельных предлагается построить вместо существующих газовых котельных в связи с:
- уменьшением необходимой мощности котельных из-за отключения от системы централизованного теплоснабжения частных домов,
- оптимизацией схем теплоснабжения за счет приближения места расположения вновь строящихся котельных к центру тепловых нагрузок.
Децентрализация систем теплоснабжения города Шумихи и города Далматово обусловлена большой протяженностью магистральных тепловых сетей с трубопроводами большого диаметра (более 325 мм), что в сочетании с высокой степенью износа трубопроводов, приводит к большим сверхнормативных потерям тепловой энергии (от 25 до 50%) и большим затратам электрической энергии на перекачку излишнего объема теплоносителя.
Децентрализация системы теплоснабжения этих населенных пунктов позволит сократить:
- протяженность магистральных тепловых сетей на 6,23 км;
- эксплуатационные затраты предприятий за счет строительства блочно-модульных полностью автоматизированных котельных с единой диспетчерской службой.
В результате децентрализации предлагается в городах Шумихе и Далматово построить 8 новых блочно-модульных котельных (по 4 котельных в городе Шумихе и в городе Далматово).
Необходимость децентрализации системы теплоснабжения села Мокроусово, села Уксянское Далматовского района и села Чаши Каргапольского района вызвана неупорядоченным отключением индивидуальных частных домов от систем централизованного теплоснабжения. Это привело к сокращению полезного отпуска предприятия без существенного изменения протяженности тепловых сетей. Централизация процесса перевода частного сектора на индивидуальное отопление позволит сократить протяженность тепловых сетей, в результате чего могут быть построены новые блочно-модульные котельные только для отопления административных зданий и многоэтажных домов.
Децентрализация системы теплоснабжения поселка Новый Мир Юргамышского района после газификации населенного пункта и перевода частного сектора на индивидуальное отопление позволит отказаться от покупки дорогостоящей тепловой энергии у общества с ограниченной ответственностью "Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы" (котельная работает на нефти).
§ 3. Перевод частных домов на индивидуальное отопление
Создание единого подхода к переводу частных домов на индивидуальное отопление позволит одновременно решить проблему частных потребителей и теплоснабжающих организаций. Такой подход был уже успешно реализован в рабочем поселке Каргаполье, селе Звериноголовском.
В рамках реализации мероприятий программы предлагается осуществить перевод индивидуальных частных домов на автономное отопление в следующих населенных пунктах: с. Красный Октябрь (после газификации поселка), с. Новоиковское, с. Чаши Каргапольского района, с. Уксянское и с. Любимово, с. Новопетропавловское и с. Малиновка Далматовского района, п. Новый Мир Юргамышского района (после газификации), с. Мокроусово Мокроусовского района, с. Крутая Горка Шумихинского района.
Перевод частных домов на индивидуальное отопление в каждом населенном пункте осуществляется в два этапа. На первом этапе осуществляется строительство обособленных сетей холодного водоснабжения, на втором этапе осуществляется монтаж индивидуальных систем отопления в каждом частном доме.
Реализацию этих мероприятий предлагается осуществить в 2010-2013 гг. Финансирование мероприятий по строительству обособленной системы холодного водоснабжения осуществляется за счет средств бюджета. Финансирование мероприятий по обустройству индивидуальных систем отопления частных домов планируется осуществить за счет привлечения средства населения на сумму 39,19 млн. рублей.
§ 4. Модернизация систем коммунального теплоснабжения
1. Реконструкция систем теплоснабжения с целью исключения использования жидких энергоносителей
В 2008 году на долю мазута приходилось 4,1% от общего потребления топливных ресурсов, использованных для производства тепловой энергии коммунальными котельными (без учета объектов большой энергетики и производственных котельных).
При нынешней ценовой политике нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих компаний использование мазута для нужд жилищно-коммунального хозяйства может быть оправдано только жесткими экологическими ограничениями.
Использование дорогостоящих жидких энергоносителей в совокупности с завышенным удельным потреблением топлива, вызванным сверхнормативными потерями теплоносителя при транспортировке, приводит к установлению высоких тарифов на тепловую энергию, низкой собираемости платежей и, как следствие, к убыточности муниципальных предприятий теплоснабжения.
На 01.01.2009 г. в Курганской области насчитывалось 23 котельных, работающих на жидких энергоносителях, в том числе 7 мазутных котельных, 10 дизельных котельных, 4 котельные, работающие на печном топливе, и 2 котельные, работающие на сжиженном газе. Общая установленная мощность жидкотопливных котельных составляет 64 Гкал/час (4,7% общей установленной мощности котельных Курганской области).
В рамках мероприятий настоящей Программы предлагается перевод таких котельных на использование природного газа и твердого топлива.
Перевод жидкотопливных котельных на использование твердого топлива может быть реализован по двум направлениям:
- строительство новых угольных котельных;
- реконструкция существующих котельных с заменой оборудования, работающего на жидком топливе, на оборудование, работающее на твердом топливе.
Затраты на реализацию по второму варианту должны включать затраты на очистку котельной и прилегающей территории от следов использования жидкого топлива (демонтаж мазутного хозяйства котельных, включая утилизацию емкостей для хранения мазута, очистка прилегающей территории).
Замена жидких энергоносителей на другие виды топлива (природный газ или уголь) наиболее эффективна в котельных большой установленной мощности. Так, в центральной котельной села Альменево в отопительном сезоне 2008-2009 гг. стоимость мазута составила 6300 руб./т. Затраты на предлагаемые мероприятия по переводу данной котельной на сжигание угля окупятся в течение 6,3 года, при этом темп роста тарифа на тепловую энергию может быть существенно замедлен.
Годовой расход мазута в центральной котельной села Целинное, Целинного района, по данным муниципального унитарного предприятия "Луч", за отопительный сезон 2007-2008 г. составил 947,8 тонн. При существующей цене мазута 8800 руб./т. (данные открытого акционерного общества "Каргапольский завод нефрасов" на сентябрь 2009 г.) годовые затраты на топливо в себестоимости производства тепловой энергии составят 5 млн. 971 тыс. руб. Переход на уголь при цене на уголь марки ДР (низшая теплота сгорания 5300 ккал/кг) 1800 руб./т позволит уменьшить годовую топливную составляющую на 3,5 млн. руб. в год. Предлагается вместо мазутной котельной построить новую блочную угольную котельную с механизированной подачей топлива.
В поселке городского типа Лебяжье значительные затраты на эксплуатацию мазутной котельной N 2 привели к изменению схемы теплоснабжения поселка, потребители мазутной котельной были переключены на угольные котельные. Однако недостаток мощности этих котельных приводит к тому, что в сильные морозы предприятие вновь вводит в эксплуатацию мазутную котельную. Предлагается в существующем здании котельной разместить угольные котлы и вспомогательное оборудование.
В 2009 году планировалось завершить строительство новой газовой котельной в с.Сафакулево, в результате чего существующая мазутная котельная должна быть закрыта.
В течение 2005-2007 годов ряд небольших муниципальных котельных Кетовского (4 котельные) и Юргамышского (5 котельных) районов были переведены с угля на использование дизельного топлива. Предполагалось, что в дальнейшем эти котельные будут переведены на газ. Однако задержка в реализации программы газификации Курганской области привела к тому, что эксплуатирующие организации (муниципальные учреждения или теплоснабжающие предприятия) несут существенные затраты на приобретение топлива для этих котельных (стоимость дизельного топлива в сентябре 2009 года составляла 16 руб./л).
Теплоснабжение потребителей рабочего поселка Юргамыш осуществляется от двух муниципальных котельных, работающих на печном топливе. Убыточность работы котельных привела к банкротству эксплуатирующей организации (муниципальное унитарное предприятие "Возрождение") и созданию нового предприятия (муниципальное унитарное предприятие "Гелиос"). Однако без модернизации системы теплоснабжения предприятия риск банкротства нового предприятия очень велик. В 2010 году ожидается завершение работ по строительству газопровода Мишкино-Юргамыш, в результате чего существующие котельные будут закрыты и вместо них будут построены современные газовые котельные.
Мазутные котельные города Кургана (котельная N 2 поселка Увал, котельная N 13 и котельная N 32), находящиеся в эксплуатации открытого акционерного общества "ЭнергоКурган", также должны быть выведены из эксплуатации. В 2009 г. вместо котельной N 2 введена в эксплуатацию новая газовая котельная N 39. Котельную N 13 предлагается закрыть и в течение 2010-2011 гг. подключить потребителей котельной к тепловым сетям Курганской ТЭЦ. Котельная N 32 после строительства подводящего газопровода будет модернизирована с переводом на использование природного газа и установкой современных высокоэффективных газовых котлов.
2. Ликвидация электрокотельных
Ликвидация 17 коммунальных электрокотельных, которые в настоящее время эксплуатируются в Курганской области, с переводом их на использование других видов топлива (уголь, природный газ) позволит существенно сократить затраты бюджетных организаций и эксплуатирующих организаций (муниципальное унитарное предприятие "Теплосеврис"# Петуховского района и открытое акционерное общество "ЭнергоКурган" города Кургана) на производство и передачу тепловой энергии.
Кроме того, 10 из 17 электрокотельных встроены (или пристроены) к зданиям школьных и дошкольных учреждений, что противоречит требованиям СНиП 35-76 "Котельные установки". В результате модернизации вместо существующих электрокотельных предлагается построить 16 котельных, работающих на твердом топливе, и одну газовую котельную.
3. Реконструкция систем теплоснабжения с использованием современного оборудования
Для модернизации котельного оборудования коммунальных систем теплоснабжения предлагается использовать оборудование производителей, которые достаточно хорошо зарекомендовали себя на рынке котельного оборудования.
Для модернизации газовых котельных предлагается использовать котлы производства итальянских производителей: Ferroli, Riello, IVAR. Такое оборудование успешно эксплуатируется на ряде котельных Курганской области (Варгашинский район, Кетовский район).
Для модернизации угольных котельных предлагается использовать котлы производства фирмы "TANSU", город Бешкек, Кыргызстан, котлы "Гефест" производства открытого акционерного общества "Бийский котельный завод" и котлы КСВр производства открытого акционерного общества "Термакс", город Екатеринбург.
Котлы TANSU разработаны с использованием конструкторского опыта ведущих производителей отопительной техники Германии при сохранении всех достоинств немецкой идеи и внесении ряда доработок с учетом российских требований и условий.
Котлы предназначены для автономного отопления и горячего водоснабжения жилых и промышленных помещений, соответствуют всем требованиям российских ГОСТов.
Котлы марки TANSU уже обеспечивают автономным теплом жителей Новосибирской обл., Кемеровской обл. (города Анжеро-Судженск, Кемерово, Новокузнецк, Ленинск-Кузнецкий, Юрга, Киселевск), Алтайского края (города Барнаул, Бийск, Рубцовск), Южно-Сахалинска (город Невельск), Республики Саха Якутия (города Алдан, Нерюнгри, пос. Сунтар, Якутск), городов Нового Уренгоя, Томска, Сургута, Красноярска, Омска, Республики Казахстан, Республики Тыва.
Котлы марки TANSU с 2006 г. успешно эксплуатируются и в Курганской области: в муниципальных котельных Петуховского и Куртамышского районов.
Котлы TANSU рекомендуются к установке в котельных мощностью до 0,5 МВт.
Котлы ГЕФЕСТ предназначены для получения горячей воды номинальной температурой на выходе из котла 95°С, используемой в системах централизованного теплоснабжения на нужды отопления, горячего водоснабжения объектов промышленного и бытового назначения, а также для технологических целей предприятий различных отраслей.
Котлы предназначены для работы в открытых и закрытых системах теплоснабжения с принудительной циркуляцией воды. Основными преимуществами котлов являются:
- поставка котлов осуществляется транспортабельными блоками максимальной заводской готовности (блок котла, топка) с комплектующими к ним;
- котлы имеют облегченную обмуровку, что существенно снижает массу металла котла;
- котлы имеют компактную горизонтальную компоновку, что дает возможность их установки как в стационарных котельных, так и в модульных блоках (один котел с вспомогательным оборудованием (вентилятор, дымосос, золоуловитель) удачно компонуется в одном модуле, который может транспортироваться автотранспортом);
- приборы безопасности обеспечивают надежность и безопасность эксплуатации;
- котлы просты в обслуживании и ремонте благодаря наличию доступа для осмотра и очистки труб;
- топка имеет собственную раму, не зависимую от котла, что улучшает ее ремонтопригодность и дает возможность полной ее замены.
Газотрубные дымогарные котлы КВСр производства открытого акционерного общества "Термакс", город Екатеринбург, предназначены для отопления и горячего водоснабжения коттеджей от 100 кв. м., отдельных зданий, школ, больниц, производственных цехов площадью до 8000 м. кв. Котлы работают на твердом топливе: каменных, бурых углях, на деревоотходах (опил, кора, срезка и т.д.), дровах. Вершинник и отходы деловой древесины требуют лишь распиловки на куски длинной от 1 до 1,5 м. Котлы обладают высоким коэффициентов полезного действия (90%) за счет запатентованной конструкции водоохлаждаемой трубы.
4. Ликвидация встроенных и пристроенных котельных
В соответствии с п. 1.8 СНиП II 35-76 "Котельные установки" не допускается проектирование крышных, встроенных и пристроенных котельных к зданиям детских дошкольных и школьных учреждений, к лечебным и спальным корпусам больниц, поликлиник, санаториев и учреждений отдыха.
В настоящее время в Курганской области функционирует 110 котельных (14% от общего числа котельных Курганской области), которые встроены или пристроены к зданиям школ, детских садов, фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), тем самым нарушая требования п. 1.8 СНиП II 35-76. Из 110 встроенных котельных - 10 электрокотельных с электрическими котлами ЭПЗ-100, 2 котельные, работающие на дровах, и 98 угольных котельных.
Наибольшее количество встроенных (пристроенных) котельных расположено в Мишкинском (22), Макушинском (13), Лебяжьевском (10), Звериноголовском (10) и Шадринском (9) районах. В течение 2007-2008 гг. в Лебяжьевском районе за счет средств районного бюджета вместо 4-х встроенных котельных были построены отдельностоящие котельные.
В соответствии с мероприятиями Программы предлагается вместо встроенных (пристроенных) котельных построить отдельно-стоящие котельные. В случае если котельное оборудование не выработало свой ресурс, предлагается установить его в новых котельных (Мишкинский район). Если оборудование выработало свой ресурс, то будет установлено новое энергоэффективное оборудование. Электрокотельные будут переведены на использование твердого топлива.
5. Модернизация тепловых сетей
Общая протяженность тепловых сетей, находящихся в управлении коммунальных предприятий и бюджетных организаций Курганской области, составляет 977,5 км, в том числе 604,7 км от собственных котельных и 372,8 км от источников теплоснабжения ведомственных предприятий (открытое акционерное общество "Курганская генерирующая компания", открытое акционерное общество "Шадринский автоагрегатный завод", открытое акционерное общество "Петуховский литейно-механический завод" и другие).
Анализ существующих на рынке теплоизолированных труб для систем теплоснабжения показывает, что наиболее предпочтительными являются предварительно изолированные трубы заводского изготовления в пенополиуретановой (ППУ) или пенополимерминеральной (ППМ) изоляции, а также пенополиуретановые скорлупы. Для сетей горячего водоснабжения предпочтительно использование гибких полиэтиленовых труб в пенополиуретановой изоляции.
В Курганской области производство труб в ППУ-изоляции осуществляется открытым акционерным обществом "Курганский машиностроительный завод", труб в ППМ-изоляции - обществом с ограниченной ответственностью "Строймаксимум". Продукция этих предприятий успешно используется для модернизации тепловых сетей города Кургана и города Шадринска.
Среди поставщиков труб в ППУ-изоляции можно также выделить общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Петал", город Омск; закрытое акционерное общество "Уральский завод теплоизоляционных материалов "Теплокомплект", город Екатеринбург; общество с ограниченной ответственностью "Челябинский завод теплоизоляционных изделий". Среди поставщиков труб в ППМ-изоляции - общество с ограниченной ответственностью "Уралспецресурс", город Екатеринбург; общество с ограниченной ответственностью "Рострубпром", город Екатеринбург; общество с ограниченной ответственностью "Полимертрейд", город Ижевск.
Перечень программных мероприятий и объектов, предлагаемых к модернизации, представлен в разделе VIII настоящей Программы в таблицах 8.2-8.4.
§ 5. Подпрограмма освоения и использования местных видов энергетических ресурсов (торф, древесные отходы) в коммунальной энергетике на основе оценки их технического и экономического потенциала в целях оптимизации топливного баланса
Подпрограмма освоения и использования местных видов энергетических ресурсов в коммунальной энергетике Курганской области (Подпрограмма использования местных видов топлива) предусматривает организацию добычи топливного торфа на месторождениях Кетовского района, строительство торфобрикетного завода производительностью 60 тыс. т в год в с. Просвет Кетовского района, организацию поставок торфяных брикетов автотранспортом коммунальным угольным котельным негазифицированных восточных и южных районов области (например: Лебяжьевский, Макушинский, Петуховский, Звериноголовский, Притобольный и Половинский районы).
Объем необходимых капитальных вложений для реализации Подпрограммы использования местных видов топлива составляет 219,7 млн. руб., источником финансирования предусмотрены средства частных инвесторов с использованием принципов государственно частного партнерства (ГЧП), предполагаемые сроки реализации - с 2011 г. по 2027 гг.
Подробная информация по составу разработанных мероприятий, расчеты основных экономических показателей и финансовая модель реализации Подпрограммы использования местных видов топлива представлены в приложении 7 к Программе.
1. Использование торфа в качестве топлива для коммунальных систем теплоснабжения
По состоянию на 01.01.2009 г. на территории Курганской области выявлено и разведано 251 торфяное месторождение, расположенные в 18 административных районах. Суммарные запасы торфа, которые содержатся в этих месторождениях, составляют почти 51 млн. т, из них:
- разведанные запасы: 91 торфяное месторождение, 23,3 млн. т (45,7% от суммарных ресурсов),
- прогнозные ресурсы: 160 торфяных месторождений, 27,6 млн. т (54,3% от суммарных ресурсов).
Из указанных запасов торфа в качестве топливно-энергетического ресурса может быть использован так называемый топливный торф, балансовые запасы которого расположены в 9 районах Курганской области и составляют 16,59 млн. т (32,5% от суммарных ресурсов). В свою очередь, ресурсы топливного торфа неравномерно распределены по этим районам: Далматовский - 6,72 млн. т (40,5% от общих запасов топливного торфа), Шатровский - 2,46 млн. т (14,8%), Кетовский - 2,40 млн. т (14,5%), Мишкинский - 2,14 млн. т (12,9%), Шадринский - 1,95 млн. т (11,7%), Шумихинский - 0,45 млн. т (2,7%), Мокроусовский - 0,31 млн. т (1,8%), Белозерский - 0,12 млн. т (0,7%), Сафакулевский - 0,05 млн. т (0,3%).
В настоящее время в Курганской области нет котельных, работающих на торфе. Использование торфа как топлива для котельных экономически эффективно при низкой стоимости добычи и доставки торфа, что позволит сократить затраты на топливо.
В качестве мероприятия (инвестиционного проекта) по использованию торфа предлагается организовать добычу торфа в Кетовском районе и производство торфобрикетов на вновь построенном торфобрикетном заводе производительностью 60 тыс. тонн в год в с. Просвет Кетовского района. На торфобрикетном заводе планируется установить 2 линии брикетирования производительностью по 5 т торфобрикетов в час. Планируемый объем добычи фрезерного торфа в Кетовском районе составит 120 тыс. т/год.
Дисконтированный срок окупаемости инвестиционного проекта составляет 11,4 лет (таблица 5.2.).
Таблица 5.2.
Основные экономические показатели инвестиционного проекта по освоению и использованию торфа
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя |
1. |
Необходимый объем инвестиций |
млн. руб. |
219,734 |
2. |
Выручка за период с 2014 по 2027 гг. |
млн. руб. |
1349,755 |
3. |
Чистая прибыль за период с 2014 по 2027 гг. |
млн. руб. |
295,688 |
4. |
Простой срок окупаемости |
лет |
8,0 |
5. |
Дисконтированный срок окупаемости |
лет |
11,4 |
6. |
Внутренняя норма рентабельности |
% |
20 |
2. Использование древесных отходов в качестве топлива
В качестве мероприятия по использованию отходов деревообработки разработан инвестиционный проект по организации сбора отходов деревообработки и производства топливных гранул (пеллет). Подробное описание, расчеты и финансовая модель представлены в приложении 7 к Программе.
Процесс производства топливных брикетов или пеллет высокого качества требует больших финансовых затрат на приобретение дорогостоящего технологического оборудования (161,7 млн. руб.) и значительных энергетических затрат (на сбор и доставку древесных отходов, сушку отходов, дробление, прессование с паровым нагревом, охлаждение и упаковку продукции).
В связи с этим средняя стоимость топливной продукции из отходов деревообработки в первые 3 года производства превышает среднюю стоимость угля в Курганской области на 540 руб. за 1 т топлива (стоимость 1 т пеллет составит 2,64 тыс. руб. с учетом НДС, средняя цена реализации угля в 2010 г. по Курганской области составляет 2,1 тыс. руб. за 1 т).
Использование отходов деревообработки в Курганской области возможно при условии снижения стоимости топливных древесных брикетов и пеллет на 25-39%.
Использование древесных отходов в настоящее время может быть экономически эффективным на предприятиях, имеющих собственные отходы деревообработки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.