Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Структура организационно-правовой модели реализации Программы
С учетом сложности и объемности Программы ее организационно-правовая модель разделена на следующие блоки:
1. Правовое регулирование мероприятий Программы, осуществляемых Курганской областью в рамках проекта государственно-частного партнерства совместно с Государственной корпорацией "Внешэкономбанк" в целях реализации настоящей Программы.
2. Правовое регулирование мероприятий Программы, которые предусматривают реконструкцию или модернизацию объектов коммунальной теплоэнергетики бюджетных учреждений, собственники которых не присоединились к проекту государственно-частного партнерства Курганской области, осуществляемого в целях реализации настоящей Программы.
3. Правовое регулирование мероприятий Программы, которые предусматривают реконструкцию или модернизацию объектов теплоэнергетики бюджетных учреждений и осуществление которых не предусмотрено проектом ГЧП совместно с Государственной корпорацией "Внешэкономбанк".
4. Правовое регулирование мероприятий Программы, которые затрагивают или осуществляются в отношении имущества физических лиц.
§ 1. Правовое регулирование мероприятий Программы, осуществляемых Курганской областью в рамках проекта государственно-частного партнерства совместно с Государственной корпорацией "Внешэкономбанк" в целях реализации настоящей Программы
Основные мероприятия Программы планируется осуществить в рамках проекта государственно-частного партнерства между Курганской областью, муниципальными образованиями и частным инвестором с привлечением кредитного финансирования Государственной корпорации "Внешэкономбанк".
Основные условия реализации Программы
Организационно-правовая модель реализации Программы предлагает порядок, согласно которому с частным инвестором, победившим в конкурсе1 на осуществление проекта ГЧП, будет заключено Соглашение о государственно-частном партнерстве по реализации Программы.
По условиям Соглашения инвестор при предоставлении ему:
- кредитного финансирования Государственной корпорацией "Внешэкономбанк" в объеме, сроках и на условиях, заявленных в конкурсной документации;
- прав аренды на объекты, подлежащие модернизации в соответствии с Программой в сроки и объемах, заявленных в конкурсной документации;
- а также установления ему в соответствии с законодательством экономически обоснованного тарифа на теплоснабжение, обеспечивающих возврат инвестиций, -
принимает на себя следующие обязательства:
- реализовать Программу в сроки, объемах и на условиях, определенных Соглашением о государственно-частном партнерстве;
- погасить кредит Государственной корпорации "Внешэкономбанк" в сроки и на условиях, определенных кредитным соглашением.
Поэтапная реализация Программы описана в Хронологической карте (см. ниже).
Организационно правовая модель Проекта
§ 2. Соглашение о государственно-частном партнерстве (ГЧП)
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует профильное федеральное законодательство, регулирующее вопросы государственно-частного партнерства. С учетом этого, данные отношения регулируются нормами гражданского законодательства, административными нормами в зависимости от специфики проекта государственно-частного партнерства, а также положениями регионального законодательства.
Курганской областной Думой 27 октября 2009 года был принят Закон "О государственно-частном партнерстве в Курганской области".
В соответствии с дефинициями названного Закона государственно-частное партнерство определяется как взаимодействие (сотрудничество) между сторонами государственно-частного партнерства с целью реализации общественно значимых проектов в социально-экономической сфере на территории Курганской области, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений (договоров) о государственно-частном партнерстве (статья 2 Закона).
Как следует из пункта 2 статьи 10 Закона объектом соглашения (договора) о государственно-частном партнерстве могут быть системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения.
Таким образом, рассматриваемая Программа соответствует критериям Закона от 27 октября 2009 года "О государственно-частном партнерстве в Курганской области", что является основанием для признания этой Программы проектом государственно-частного партнерства.
Согласно нормам статьи 9 Закона формами государственно-частного партнерства являются следующие соглашения (договоры) о государственно-частном партнерстве:
1) об участии сторон государственно-частного партнерства в реализации инвестиционных проектов;
2) об участии Курганской области в уставных (складочных) капиталах юридических лиц;
3) о предоставлении государственного имущества Курганской области в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление;
4) концессионные;
5) иные соглашения (договоры), заключенные сторонами государственно-частного партнерства и отвечающие целям и задачам государственно-частного партнерства в Курганской области.
Конкретные условия соглашения (договора), сроки и объемы участия сторон в осуществлении государственно-частного партнерства определяются сторонами государственно-частного партнерства при заключении соглашения (договора).
В соответствии с нормами статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными нормативными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Как следует из существа отношений, которые предполагается выстроить между участниками реализации Программы, Соглашение о государственно-частном партнерстве будет являться смешанным договором.
§ 3. О государственных гарантиях
1. Параметры предоставления гарантий в рамках программы.
В целях обеспечения возврата кредита, полученного оператором Программы от ГК "Внешэкономбанк", и выплаты процентов по кредиту в соответствии с кредитным соглашением Правительство Курганской области и муниципальные образования, участвующие в Программе, предоставляют оператору Программы в соответствии с действующим законодательством следующие гарантии:
- полную и своевременную оплату услуг по поставкам тепловой и электрической энергии бюджетозависимым предприятиям и организациям муниципальной и областной собственности;
- гарантии проведения тарифной политики, обеспечивающей возврат кредита и оплату процентов по нему в соответствии с кредитным соглашением между оператором Программы и ГК "Внешэкономбанк".
Кроме того, Правительство Курганской области и муниципальные образования, участвующие в Программе, предоставляют оператору в соответствии с действующим законодательством льготы по налогам.
Правительство Курганской области разрабатывает механизм страхования рисков оператора Программы от финансовых потерь вследствие неплатежей потребителей за услуги по теплоснабжению и электроснабжению.
2. Правовое регулирование
Порядок и условия предоставления государственных или муниципальных гарантий регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), бюджетным законодательством субъекта РФ, решениями представительного органа муниципального образования. Кроме того, к правоотношениям, возникающим в связи с выдачей государственных гарантий, применяются общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о способах обеспечения исполнения обязательств, а также нормы о договоре поручительства2.
3. Гарантии
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ государственная или муниципальная гарантия - вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.
По смыслу пункта 1 статьи 115 Бюджетного кодекса РФ гарантия может обеспечивать надлежащее исполнение принципалом его обязательств перед бенефициаром, которые уже возникли либо возникнут в будущем.
Гарантии могут предусматривать субсидиарную или солидарную ответственность гаранта по обеспеченному им обязательству принципала (пункт 4 статьи 115 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 99, пунктом 4 статьи 117 Бюджетного кодекса РФ государственные гарантии субъекта РФ и муниципальные гарантии включаются соответственно в объем государственного внутреннего долга субъекта РФ, в объем муниципального долга.
Как следует из пунктов 1 статьи 117 Бюджетного кодекса РФ государственные гарантии предоставляются в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в законе об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. При этом, предельный объем государственного долга не должен превышать объема доходов областного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 117 Бюджетного кодекса РФ от имени муниципального образования муниципальные гарантии предоставляются местной администрацией муниципального образования в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в решении представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
Письменная форма гарантии является обязательной (пункт 3 статьи 115 Бюджетного кодекса РФ).
4. Срок действия гарантии
В соответствии с пунктом 6 статьи 115 Бюджетного кодекса РФ срок действия гарантии определяется условиями этой гарантии. При этом вступление в силу гарантии может быть определено календарной датой или наступлением события (условия), которое может произойти в будущем.
Как следует из пункта 6 статьи 99 Бюджетного кодекса РФ, долговые обязательства субъекта РФ, муниципального образования могут быть:
- краткосрочными - менее года;
- среднесрочными - от 1 года до 5 лет;
- долгосрочными - от 5 до 30 лет.
Исходя из этого, в рассматриваемом случае срок действия гарантии может быть определен, например, сроком исполнения обязательств по кредитному договору.
5. Порядок и условия предоставления гарантий
Как следует из пункта 1 статьи 115.2 Бюджетного кодекса РФ на основании федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решений Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии, при условии:
- проведения анализа финансового состояния принципала;
- предоставления принципалом (за исключением случаев, когда принципалом является Российская Федерация, субъект Российской Федерации3) соответствующего требованиям статьи 93.2 Бюджетного кодекса РФ и гражданского законодательства Российской Федерации обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии;
- отсутствия у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед бюджетом, по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также неурегулированных обязательств по ранее предоставленным гарантиям.
6. Способы обеспечения регрессных обязательств
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 93.2. Бюджетного кодекса РФ и абзацем 5 пункта 2.2. Порядка способами обеспечения исполнения регрессных обязательств по гарантии могут быть только банковские гарантии, поручительства, муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100 процентов4 обязательств по гарантии. Обеспечение исполнения обязательств должны иметь высокую степень ликвидности. При этом, не допускается принятие в качестве обеспечения исполнения обязательств поручительств и гарантий юридических лиц, имеющих просроченную задолженность по обязательным платежам или по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом, а также поручительств и гарантий юридических лиц, величина чистых активов которых меньше величины, равной трехкратной сумме предоставляемого кредита.
Оценка надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства осуществляется финансовым органом муниципального образования.
Таким образом, в рассматриваемом случае для предоставления гарантии необходимо:
- включение данной суммы гарантии в объем внутреннего долга Курганской области и в программу гарантий Курганской области на соответствующий финансовый год и плановый период;
- издание Правительством Курганской области постановления о предоставлении гарантий;
- заключение договора о предоставлении гарантий;
- заключение договора об обеспечении исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по возмещению гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии.
Условиями предоставления гарантии будут следующие:
- проведение анализа финансового состояния принципала (компании - оператора проекта);
- предоставление обеспечения исполнения обязательств по удовлетворению регрессного требования гаранта;
- отсутствие у принципала задолженности по налогам;
- отсутствие в отношении принципала процедуры реорганизации, ликвидации или несостоятельности (банкротства).
§ 4. Правовая структура соглашения о ГЧП
N п/п |
Субъект |
Обязательства |
Основное законодательное регулирование |
1. |
Инвестор (оператор проекта - победитель конкурса) |
1. Реализация проекта. 2. Погашение кредита. 3. Теплоснабжение. |
1. Гражданский кодекс РФ (подряд, кредит, энергоснабжение). 2. Жилищный кодекс РФ (коммунальные услуги). 3. ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". 4. ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". |
2. |
Муниципальные образования, муниципальные унитарные предприятия |
1. Передача в аренду объектов коммунальной теплоэнергетики. (30 - 50 лет) |
1. Гражданский кодекс РФ (аренда). 2. ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". 3. ФЗ "О защите конкуренции". 4. ФЗ "О концессионных соглашениях". 5. ФЗ "О естественных монополиях" (если предприятие включено в реестр субъектов естественных монополий). 6. Закон "О ГЧП Курганской области" |
3. |
Курганская область, муниципальные образования |
1. Частичное финансирование проекта. 2. Тарифная политика, обеспечивающая возвращение инвестиций. 3. Предоставление гарантий. 4. Предоставление налоговых льгот. |
1. Бюджетный кодекс РФ. 2. Бюджетное законодательство Курганской области. 3. Законодательство о налогах и сборах. 4. ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". 5. Закон "О ГЧП Курганской области". 6. Согла |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.