Решение Курганского областного суда
от 24 мая 2010 г.
Курганский областной суд в составе:
судьи Курганского областного суда Поспелова Б.И.
при секретаре Зюзиной И.В.
с участием прокурора Остарковой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Семенова А.С. о признании недействующими подпункта 3 пункта 2 статьи 3, абзаца 3 пункта 3 статьи 4 Закона Курганской области "О транспортном налоге на территории Курганской области" от 26.11.2002 г. N 255 (в редакции Законов Курганской области N 403 от 10.11.2008 г., от 31.03.2009 г. N 452, от 24.11.2009 г. N 501).
Установил:
26 ноября 2002 года Курганской областной Думой принят Закон Курганской области N 255 " О транспортном налоге на территории Курганской области" (далее Закон), в который неоднократно вносились изменения и дополнения Законами от 10.11.2008 г. N 403, от 31.03.2009 г. N 452, от 24.11.2009 г. N 501, опубликованными в газете "Новый мир" N 223 от 29.11.2002 г., N 225 от 29.11.2003 г., N 88 от 02.12.2008 г., N 17 от 27.11.2009 г.
Согласно подпункта 3 пункта 2 статьи 3 этого Закона, налогоплательщик, являющийся инвалидом 1 или 2 группы, имеющий право на управление соответствующими транспортными средствами имеет право на льготу по транспортному налогу в размере 50 процентов от соответствующих налоговых ставок - за одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно по его выбору.
При использовании данной льготы, в соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 4 названного Закона налогоплательщикам - физическим лицам необходимо иметь документ, подтверждающий их право на управление транспортными средствами (водительское удостоверение, временное разрешение на право управление транспортными средствами, иной документ), в случаях, когда его получение для управления транспортным средством предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Семенов А.С. обратился в областной суд с заявлением о признании недействующими вышеприведенные положения областного Закона, указав, что является инвалидом 1 группы с детства. По состоянию здоровья он не может самостоятельно передвигаться, иметь право управления транспортным средством, находящимся в его собственности. Поскольку предоставление данной льготы Закон связывает с наличием документа, подтверждающего право на управление транспортными средствами, то по оплате транспортного налога он поставлен в неравное положение с другими инвалидами 1 группы, которые - являясь собственниками транспортных средств и имея водительские удостоверения, пользуются льготой в размере 50% по оплате транспортного налога. Указанное положение противоречит ст. 56 и ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации, имеет дискриминационный характер, нарушает его права, поскольку ему предъявлено требование налоговым органом по уплате транспортного налога в полном объеме, в предоставлении льготы отказано (л.д. 13).
Настоящее заявление Семенов А.С. просил рассмотреть в его отсутствие по причине невозможности его участия в рассмотрении дела (л.д. 4).
Представители Курганской областной Думы Сухарева И.В. и Правительства Курганской области Котович С.С. с заявлением не согласились, указали, что оспариваемый заявителем подпункт 3 пункта 2 статьи 3 Закона не нарушает его прав, так как на момент возникновения у Семенова А.С. обязанности по уплате транспортного налога в 2009 году, редакция подпункта не содержала оспариваемое им указание о наличии у инвалида права на управление соответствующими транспортными средствами. В такой редакции статья действует с 1 января 2010 года и она к отношениям по поводу уплаты транспортного налога за 2009 год применению не подлежит, поскольку истек налоговый период. В отношении оспариваемого пункта статьи 4 Закона, указали, что в связи с истечением налогового периода, налогоплательщики, включая инвалидов 1 группы уже реализовали свои права на применение льгот. В 2010 году областной Думой в Закон будут внесены изменения, согласно которых оспариваемые Семеновым А.С. положения утратят силу. Кроме этого, из объяснений представителя Думы следует, что в заявлении Семеновым А.С. оспаривается не подпункт 3 пункта 2 статьи 3, а абзац 3 той же статьи, при этом последним не указано чем нарушены его права, свободы и законный интересы.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Остарковой Т.А., полагавшей заявление удовлетворить, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела видно, что Семенов А.С. 1988 г.р., является инвалидом 1 группы с детства, имеет в собственности автомобиль марки УАЗ-3303-01, мощностью 90 л. с. (л.д. 18).
Согласно налогового уведомления N 75559 на уплату транспортного налога, Семенов А.С. обязан до 30.04.2010 г. уплатить транспортный налог в сумме 1650 рублей за имеющееся в его собственности транспортное средство (л.д. 19).
Заявление Семенова А.С. в межрайонную инспекцию по налогам и сборам N 5 по Курганской области (межрайонная ИФНС N 5 по Курганской области) о предоставлении ему как инвалиду 1 группы льготы по налогу было оставлено без удовлетворения (л.д. 13), 20.04.2010 г. транспортный налог им уплачен в полном размере (л.д. 20).
Как следует из оспариваемых заявителем положений Закона, до 1 января 2010 года, подпункт 3 пункта 2 статьи 3 Закона не содержал указание о наличии у инвалидов 1 и 2 групп права на управление соответствующими транспортными средствами, однако это обстоятельство не свидетельствует само по себе, что права заявителя в налоговый период 2009 года не были нарушены, поскольку абзац 3 пункта 3 статьи 4 Закона связывал получение права на льготу по транспортному налогу с наличием документа, подтверждающего право инвалида на управление соответствующими транспортными средствами. Таким образом, оспариваемые нормы Закона гарантировали предоставление всем инвалидам 1 группы льготы по уплате транспортного налога в размере 50%, только при наличии у них права на управление транспортными средствами. Именно это обстоятельство послужило основанием для отказа в предоставлении заявителю со стороны налогового органа льготы по уплате налога за налоговый период 2009 года.
Суд отмечает, что при установлении налоговых льгот и оснований их использования, правовое регулирование налоговых отношений должно отвечать требованиям конституционного принципа равенства (части 1 и 2 статьи 19, статья 57 Конституции). Из этих требований исходит и Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающий, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. В соответствии со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц и (или) места происхождения капитала. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. А в силу статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Анализ указанных положений в их системной взаимосвязи с нормами статей 3, 56, 356-361 Налогового кодекса, свидетельствует о том, что право на льготу по транспортному налогу не может зависеть от права управления транспортным средством, так как в этом случае налогоплательщики одной и той же категории (в частности, инвалиды первой группы, имеющие транспортное средство, зарегистрированное в установленном порядке) заведомо поставлены в неравное положение с другими инвалидами. Права, части из них на освобождение от налога в силу физической неспособности, управлять транспортным средством по состоянию здоровья, оказываются ущемленными.
Учитывая изложенное, суд считает, что оспариваемые Семеновым А.С. нормы областного Закона в той мере, в которой они касаются инвалидов 1 группы противоречат Федеральному законодательству. На момент рассмотрения дела, Закон является действующим, поэтому он может повлечь для заявителя правовые последствия и соответственно нарушение его прав, что выражается в возложении на него обязанности по уплате налога в большем размере. При этом, суд отмечает, что права заявителя были нарушены и в период действия налогового периода 2009 года, поскольку реализация льготы по налогу в тот период требовала наличия у инвалида 1 группы права на управления транспортными средствами.
В заявлении Семенова А.С. приведены полностью положения оспариваемых статей Закона, поэтому указание им в заявлении вместо слова "подпункт" слова "абзац" при оспаривании положения ст. 3 Закона, позволяет однозначно определить сущность его требований.
Учитывая, что оспариваемые нормы Закона до вынесения решения суда применялись и на их основании были реализованы права граждан, суд признает оспариваемые положения Закона недействующими со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Курганский областной суд,
Решил:
Заявления Семенова А.С. о признании недействующими подпункта 3 пункта 2 статьи 3; абзаца 3 пункта 3 статьи 4 Закона Курганской области "О транспортном налоге на территории Курганской области" от 26.11.2002 г. N 255 удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения подпункт 3 пункта 2 статьи 3 Закона Курганской области от 26 ноября 2002 года N 255 "О транспортном налоге на территории Курганской области" в части слов "имеющие право на управление соответствующими транспортными средствами" в той мере, в которой это условие распространяется на инвалидов 1 группы.
Признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления в законную силу настоящего решения абзац 3 пункта 3 статьи 4 Закона Курганской области от 26 ноября 2002 г. "О транспортном налоге на территории Курганской области" в, той мере, в которой он распространяется на инвалидов 1 группы.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Курганский областной суд.
Ознакомление с мотивированным решением суда - 28 мая 2010 г. с 13 часов.
Судья Курганского |
Поспелов Б.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Курганского областного суда от 24 мая 2010 г.
Текст решения официально опубликован не был