Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Курганской области от 22 декабря 2008 г. N 575 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к постановлению Правительства
Курганской области
от 21 декабря 2004 г. N 459
Целевая программа Курганской области
"Совершенствование и развитие автомобильных дорог Курганской области на период до 2010 года"
19 сентября 2006 г., 24 декабря 2007 г., 22 декабря 2008 г.
Паспорт
Целевой программы Курганской области "Совершенствование и развитее автомобильных дорог Курганской области на период до 2010 года"
Наименование Целевая программа Курганской области
программы "Совершенствование и развитие автомобильных дорог
Курганской области на период до 2010 года" (далее
- Программа)
Основание для Постановление Администрации (Правительства)
разработки Курганской области от 3 июня 2003 года N 169 "О
Программы Программе социально-экономического развития
Курганской области на 2004 год"; "Подпрограмма
"Автомобильные дороги" федеральной целевой
программы "Модернизация транспортной системы
России (2002 - 2010 годы)", утвержденная
постановлением Правительства Российской Федерации
от 5 декабря 2001 года N 848
Заказчик Правительство Курганской области
Программы
Разработчик Главное управление автомобильных дорог Курганской
Программы области
Основные цели - содействие экономическому и социальному
Программы развитию Курганской области;
- содействие интеграции области в экономику
Уральского региона и страны в целом;
- содействие интенсификации общественного
производства;
- решение социальных проблем населения
Основные задачи - совершенствование структуры существующей сети
Программы автомобильных дорог общего пользования;
- определение в качестве важнейшего приоритета
соблюдение интересов пользователе автомобильных
дорог, сокращение времени доставки грузов и
пассажиров;
- приоритетное финансирование модернизации,
ремонта и содержания существующей сети
автомобильных дорог в целях ее сохранения и
улучшения транспортно-эксплуатационного
состояния;
- решение проблемы пропуска транзитных
транспортных потоков путем строительства обходов
и приведение в нормативное состояние используемых
в этих целях участков улично-дорожной сети
населенных пунктов;
- повышение эффективности системы управления
автомобильными дорогами;
- повышение качества дорожных работ на основе
внедрения новых материалов, технологий,
дорожно-строительной техники;
- снижение отрицательного воздействия на
окружающую природную среду и повышение
безопасности дорожного движения;
- создание новых рабочих мест в дорожном секторе,
смежных отраслях экономики
Исполнители Главное управление автомобильных дорог Курганской
Программы области, органы местного самоуправления
Курганской области (по согласованию)
Объемы и Суммарный объем финансирования Программы в 2005 -
источники 2010 годах составит 5773,2 млн.рублей.
финансирования Источники финансирования:
- 4163,6 млн.рублей - средства областного бюджета
(в случаях, если финансирование предусмотрено
областными целевыми программами и законом об
областном бюджете на соответствующий финансовый
год);
- 1609,6 млн.рублей - субвенции и субсидии из
федерального бюджета (в случаях, если
финансирование предусмотрено федеральными
целевыми программами и федеральными законами)
Система контроля Ежегодно Главное управление автомобильных дорог
за исполнением Курганской области отчитывается перед
Программы Правительством Курганской области.
Финансовое управление Курганской области
контролирует предоставление и целевое
использование ресурсов, выделяемых для реализации
Программы.
Оценка выполнения Программы осуществляется
ежегодно по плановым и фактически достигнутым
результатам
Ожидаемые Осуществление предложенных Программой мероприятий
конечные позволит:
результаты - обеспечить строительство и реконструкцию
Программы 143,7 км, ремонт 932 км автомобильных дорог
общего пользования;
- дополнительно обеспечить надежную
круглогодичную связь 61 населенного пункта
области с численностью населения почти 15 тысяч
человек с общей сетью дорог;
- сократить потери в транспортной сфере;
- создать дополнительные рабочие места в дорожной
и смежной с ней отраслях;
- сохранить объемы налоговых поступлений в
бюджеты всех уровней от деятельности дорожных
организаций
Срок реализации 2005 - 2010 годы
Программы
1. Содержание проблемы
Дорожное хозяйство является важнейшей составляющей производственной и социальной инфраструктуры Курганской области. От его эффективного функционирования и стабильного развития в значительной степени зависит подъем экономики, улучшение условий жизни населения.
Однако дорожная сеть общего пользования Курганской области, составляющая почти 9 тысяч километров, не в полной мере отвечает потребностям стабилизирующейся экономики и не удовлетворяет нужды населения в автомобильных перевозках. Это приводит к существенному увеличению затрат на реализацию транспортного процесса и потерь в нетранспортной сфере.
В связи со структурной перестройкой транспортного комплекса области существенно повышается роль автомобильного транспорта. В настоящее время объем перевозок автомобильным транспортом в области составляет более 25 %, к 2010 году он достигнет 30 - 35 %. Существенно возросли транзитные грузопотоки: если в восьмидесятые годы транзит составлял около 10 %, то в настоящее время он составляет 20 %.
Заметно увеличился парк автотранспортных средств в области: в настоящее время их количество составляет более 200 тысяч единиц. Рост численности парка автомобилей (включая специальные) в отдельные годы достигает 10 %, а легкового - 12 %.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования Курганской слова по состоянию на 01.01.2009 г. составляет 8807 км, в том числе областного значения 7856 км, из них с твердым покрытием 5749 км или 73,2%. Обеспеченность автомобильными дорогами с твердым покрытием на 1000 кв.км территории составляет 90 км, что значительно меньше минимально необходимого показателя - 300 км. Не удовлетворяет современным требованиям состояние автодорожных мостов: из 288 имеющихся мостов 44 требуют замены на капитальные. Недоремонт существующей сети дорог с твердым покрытием составляет 90%, это означает, что не обеспечивается восстановление ежегодного износа автомобильных дорог, и начался процесс уничтожения государственного имущества. Из 1230 населенных пунктов области только 803 связаны с общей сетью дорогами с твердым покрытием.
По удельному весу дорог с твердым покрытием и удельному весу населенных пунктов, имеющих устойчивую связь с районными центрами, Курганская область занимает 78 место среди субъектов Российской Федерации. Сведения о структуре автомобильных дорог Курганской области приведены в приложении N 8.
Главной причиной дорожных проблем области является отсутствие стабильных источников финансирования, обеспечивающих финансирование отрасли в необходимых объемах. Нехватка финансовых средств вынуждает сокращать объемы выполняемых дорожных работ, тормозит техническое переоснащение производства.
2. Основные цели и задачи Программы
Основной целью настоящей программы является создание условий для улучшения социально-экономического положения Курганской области. Основными задачами при ее реализации будут являться:
- содействие экономическому росту Курганской области за счет формирования дорожной сети, способной удовлетворить возрастающий спрос на перевозки автомобильным транспортом;
- развитие автомобильных дорог в приграничных с Республикой Казахстан районах области;
- снижение стоимости и повышение конкурентоспособности товаров местных производителей и услуг за счет сокращения транспортных издержек при перевозке грузов и пассажиров автомобильным транспортом;
- содействие росту экономической активности во всех отраслях экономики области путем сокращения времени и улучшения условий доставки грузов и пассажиров, расширения транспортной доступности территорий и населенных пунктов;
- увеличение экономической активности промышленных и сельскохозяйственных предприятий, сферы бытового обслуживания, общественного питания, дорожного сервиса области за счет роста транзита через территорию области.
- обеспечение конституционного права граждан на свободное передвижение по территории области и страны;
- повышение мобильности и деловой активности населения области за счет обеспечения круглогодичного транспортного сообщения с населенными пунктами;
- повышение уровня жизни населения области за счет сокращения стоимости товаров и услуг, улучшения социальных условий жизни и увеличения доходов;
- увеличение продолжительности жизни населения за счет сокращения числа дорожно транспортных происшествий, снижения отрицательного воздействия на окружающую среду и обеспечения своевременного медицинского обслуживания в удаленных районах страны в результате развития дорожной сети;
- развитие сферы услуг на объектах дорожной инфраструктуры;
- рост экономической активности в различных отраслях при снижении транспортных издержек и росте мобильности населения с развитием дорожного хозяйства;
- увеличение доходов в результате роста рыночной стоимости земель и имущества вблизи строящихся и реконструируемых автомобильных дорог;
- повышение эффективности расходов на дорожное хозяйство за счет более эффективного планирования государственных инвестиций, совершенствования механизмов расходования средств через систему закупок для государственных нужд;
- снижение транспортных издержек по доставке грузов и пассажиров для государственных нужд.
3. Технико-экономическое обоснование направления инвестиций
Решение задачи сохранения и повышения транспортно-эксплуатационного состояния областных автомобильных дорог является приоритетом и предусматривает существенное изменение стратегии осуществления работ по ремонту и содержанию.
Наряду с проведением первоочередных работ по ремонту отдельных участков дорог на важнейших территориальных дорогах будет существенно расширено применение технологии маршрутного ремонта и модернизации дорог за счет выполнения капитального ремонта. Ремонтные работы будут предусматривать весь комплекс работ по восстановлению дорожных элементов и искусственных сооружений. Модернизация мостов, в первую очередь, будет обеспечивать повышение их технико-эксплуатационных характеристик: грузоподъемности и долговечности. Планируется замена временных мостов на капитальные сооружения.
Содержание областных автомобильных дорог предусматривает проведение полного комплекса круглогодичных работ на всей сети дорог в соответствии с действующими нормативными документами. В программный период необходимо осуществить комплекс мер по обеспечению функционирования устойчивой и эффективной системы содержания дорог, способной обеспечить уход и сохранность сооружений при оптимальном расходовании выделенных средств и материально-технических ресурсов.
За период 2005 - 2010 годов на ремонт и содержание территориальных дорог и искусственных сооружений на них необходимо будет направить 2315,9 млн. рублей, в том числе:
- на ремонт 307 км автомобильных дорог и 1427 погонных метров мостов - 937,7 млн. руб.;
- на содержание 7856 км автомобильных дорог и 9336 погонных метров мостов - 1378,2 млн. руб.
Наметившиеся тенденции роста дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах России и высокий уровень аварийности требуют принятия мер, направленных на повышение безопасности дорожного движения.
Повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования будет достигнуто за счет:
- организации учета и анализа, выявления причин дорожно-транспортных происшествий, определения очагов аварийности на автомобильных дорогах;
- разработки мероприятий и ликвидации очагов аварийности на автомобильных дорогах с обеспечением приоритетного финансирования соответствующих работ;
- проведения инженерных работ, направленных на улучшение условий движения на автомобильных дорогах и железнодорожных переездах;
- упорядочения деятельности в придорожной полосе автомобильных дорог путем ограничения мест торговли, размещения объектов дорожного сервиса и мест установки наружной рекламы;
- оборудования автомобильных дорог, в соответствии с требованиями норм, техническими средствами организации дорожного движения (барьерными ограждениями, дорожной разметкой и другими системами технического регулирования дорожного движения);
- обеспечения круглогодичного нормативного содержания автомобильных дорог, особенно в зимний период, с ограничением скоростного режима в неблагоприятных условиях.
Уменьшение числа дорожно-транспортных происшествий по причине дорожных условий и снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий будет достигаться за счет принятия мер по повышению транспортно-эксплуатационного состояния дорог и улучшению условий движения за счет:
- разработки и реализации проектных решений по обеспечению безопасности движения на этапе строительства и реконструкции автомобильных дорог и искусственных сооружений на них;
- выполнения полного комплекса работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог;
- установки новых и замены изношенных дорожных ограждений;
- устройства переходно-скоростных полос на пересечениях и примыканиях;
- установки недостающих и замены изношенных дорожных знаков;
- нанесения дорожной разметки;
- устройства виражей на кривых малого радиуса.
Реализация мероприятий по повышению безопасности позволит достичь снижения числа дорожно-транспортных происшествий, связанных с дорожными условиями, на 30 % и уменьшить число погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 20 - 30 %.
Финансирование мероприятий по содержанию и ремонту областных автомобильных дорог, организации и безопасности дорожного движения будет осуществляться за счет средств областного бюджета.
Опорная сеть автомобильных дорог Курганской области формировалась в 1960 - 1990 годы. При этом решалась задача соединения районных центров с г. Курганом, выхода в соседние области и на железнодорожные станции для обеспечения вывоза продукции бурно развивавшихся сельскохозяйственных и промышленных предприятий области в г. Курган и за ее пределы.
На настоящий момент существующая структура сети областных дорог не в полной мере отвечает потребностям складывающихся экономических отношений внутри области, Уральского региона и страны в целом. Связь соседних городских поселений, административных центров муниципальных районов или близко расположенных сельских поселений часто осуществляется через город Курган. Такая ситуация приводит к перепробегу автомобильного транспорта и перегрузке автомобильных дорог около областного центра.
С целью дальнейшего совершенствования структуры сети автомобильных дорог Курганской области разработан перечень объектов, рекомендуемых к строительству и реконструкции. При его формировании принимались во внимание перспективность направления с точки зрения создания дополнительных межрайонных и межобластных связей (приложения N 3, 4).
Приоритетом в совершенствовании сети территориальных дорог станут наравне социальный и экономические факторы, а именно: сокращение протяженности грунтовых дорог, аварийных мостов позволят увеличить количество населенных пунктов, обеспеченных надежными дорогами с общей транспортной сетью. Это создаст благоприятные условия для развития экономики и повышения уровня и комфортности проживания населения. Учитывая сельскохозяйственную направленность экономики Курганской области, строительство автомобильных дорог для сельхозпредприятий невозможно переоценить. Возможность вывезти сельхозпродукцию круглогодично и с минимальными потерями существенно может повысить рентабельность производства.
Учитывая неравномерность в обеспечении дорогами с твердым покрытием муниципальных образований области, значительные объемы по строительству дорог с твердым покрытием будут сосредоточены в Шатровском, Целинном, Сафакулевском, Куртамышском, Мокроусовском районах.
Всего за период 2005 - 2010 годы планируется построить и реконструировать 143,7 км автомобильных дорог, для чего планируется направить на эти цели - 2637,4 млн. рублей, кроме того на строительство и реконструкцию 2 мостов будет направлено 10,8 млн. рублей.
Перечень важнейших объектов строительства и реконструкции приведен в приложении N 18, инвестиционных проектов Программы в приложении N 25.
4. Расчетные объемы инвестиций
Для реализации намеченных данной Программой мероприятий потребуется 5773,2 млн.рублей в ценах текущих лет, из них на строительство и реконструкцию автомобильных дорог и дорожных сооружений - 2648,2 млн. рублей., на ремонт и содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений - 2315,9 млн. рублей (приложения N 20, 21).
Технико-экономические показатели программы с распределением необходимых объемов инвестиций по годам приведены в приложении N 23. Источник финансирования намечаемых работ - средства областного и федерального бюджетов.
Затраты на строительство и реконструкцию дорог определены в соответствии с имеющейся проектно-сметной документацией и стоимостью объектов-аналогов по объектам, на которые проектно-сметная документация отсутствует.
5. Модернизация производственной базы
Основной задачей в части модернизации производственной базы дорожного хозяйства Курганской области является создание современной материально-технической основы, обеспечивающей эффективное и качественное содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог, повышение конкурентоспособности государственных дорожных организаций.
Поскольку износ дорожно-строительной техники, находящейся в хозяйственном ведении областных государственных унитарных предприятий, составляет в среднем около 90 %, необходимо произвести обновление парка машин и механизмов. Приобретение новых машин только за счет средств дорожных организаций не представляется возможным. Поэтому в течение рассматриваемого периода предусматривается централизованная закупка на основе конкурса дорожно-строительной техники с последующей ее передачей в хозяйственное ведение и аренду подрядным дорожным организациям. Планируется при оснащении дорожных организаций дорожной техникой использовать механизм лизинга.
Для приобретения специализированной дорожной техники потребуется - 109,6 млн. рублей.
Строительство и реконструкция существующих объектов производственных баз (складов, хранилищ, стоянок, мастерских и т.п.) будет проводиться за счет собственных средств дорожных организаций и средства на эти цели данной программой не предусматриваются.
6. Снижение отрицательного воздействия на окружающую среду
Опережающий рост парка автомобильного транспорта по сравнению с развитием автомобильных дорог приводит к увеличению их загруженности, снижению скоростей движения, что является следствием ухудшения экологической обстановки за счет загрязнения окружающей природной среды вредными выбросами. Необходимость соблюдения требований ГОСТ по обеспечению безопасности дорожного движения, особенно в зимнее время, влечет загрязнение придорожной полосы химическими реагентами, которые используются при борьбе с зимней скользкостью.
Снижение вредного воздействия на окружающую среду в течение действия настоящей Программы будет достигнуто за счет:
- сокращения количества грунтовых дорог за счет строительства дорог с твердым покрытием взамен дорог с грунтовым покрытием;
- рационального использования земельных ресурсов при проектировании элементов земляного полотна, резервов грунта;
- применения при борьбе с зимней скользкостью песчано-соленых смесей оптимального состава;
- применения специальных добавок в состав асфальтобетонных смесей, обеспечивающих их противогололедные свойства;
- обеспечения обработки щебеночных и грунтовых дорог с высокой интенсивностью движения в летнее время пылеподавляющими материалами типа "Лигнадор" и др.;
- посадки лесозащитных полос;
- последовательного перевода объектов производственных баз предприятий дорожного хозяйства на экологически безопасные виды топлива (природный газ);
- оснащения предприятий современными дорожно-строительными машинами, механизмами, замены устаревших моделей асфальто-бетонных заводов на высокотехнологичные и экологически безопасные;
- модернизации технологической линии Катайского щебеночного карьера.
7. Научно-техническое и инновационное обеспечение
Внедрение в производство научно-технических достижений и инновационных проектов должно обеспечить повышение надежности и сроков службы объектов дорожного хозяйства, снижение стоимости работ, повышение технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, снижение аварийности и вредного воздействия на окружающую среду.
Будут предприняты меры по созданию организационных и экономических механизмов заинтересованности подрядных дорожных организаций в использовании новых материалов, технологий, методов контроля качества работ.
Особое внимание будет уделено применению при решении задач по стабилизации земляного полотна, водоотведению, усилению конструкции дорожной одежды синтетических геотекстильных материалов, армированию асфальтобетонных покрытий добавками базальтовых волокон, применению вяжущих улучшенных модифицирующими добавками.
8. Совершенствование нормативной правовой базы
Основой нормативной правовой базы по дорожному хозяйству являются федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, а также законы, постановления и распоряжения органов государственной власти Курганской области.
Исходя из анализа действующего законодательства и в целях эффективной реализации настоящей Программы, основными направлениями совершенствования нормативной правовой базы дорожного хозяйства Курганской области являются:
- внесение изменений в постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 7 июля 2001 года N 332 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования, являющихся собственностью Курганской области" в целях реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".
9. Совершенствование системы управления дорожным хозяйством
Реализация положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" требует уточнения классификации автомобильных дорог.
Сеть автомобильных дорог общего пользования включает три вида автомобильных дорог:
- федеральные автомобильные дороги, находящиеся в собственности Российской Федерации;
- территориальные автомобильные дороги субъекта Российской Федерации;
- муниципальные автомобильные дороги, включающие автомобильные дороги городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений.
Повышение эффективности и возможные изменения в системе управления дорожным хозяйством должны осуществляться в соответствии с административной реформой органов местного самоуправления, которые повлекут за собой перераспределение ответственности за состояние и развитие автомобильных дорог и изменение механизма финансирования дорожных работ.
Основными задачами совершенствования системы управления являются повышение эффективности системы планирования, управления имущественным комплексом дорожного хозяйства, распределение полномочий по управлению автомобильными дорогами, формирование и поддержание системы оперативного информационного обеспечения, координация функционирования и развития дорожного хозяйства с инфраструктурой области.
Координация развития автомобильных дорог, находящихся в ведении различных уровней власти, может осуществляться на основе соглашений между органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Система управления предусматривает государственное и муниципальное управление имуществом автомобильных дорог и инвестициями в дорожное хозяйство.
Осуществление единой государственной дорожной политики основано на заинтересованности всех органов исполнительной власти в развитии федеральных, территориальных и муниципальных дорог.
Меры по повышению эффективности системы управления должны быть направлены на повышение качества дорожных работ и качества предоставляемых услуг пользователям дорог.
Результатом изменения системы управления дорожным хозяйством и классификации дорог должно стать формирование единой сети автомобильных дорог с целью обеспечения единства экономического пространства, обеспечения свободы перемещения граждан, товаров и услуг по всей территории России.
10. Заключение
Оценка социально-экономической эффективности от реализации Программы выполнена в соответствии с "Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов", утвержденными Минэкономики России, Минфином России, Госстроем России от 21 июня 1999 года N ВК 477.
Эффективность Программы характеризуется следующим образам:
- транспортный эффект даст прямые выгоды для пользователей автомобильных дорог от улучшения дорожных условий и заключается в экономии затрат на эксплуатацию транспортных средств, сокращении времени нахождения в пути, сокращения потребности в транспортных средствах вследствие повышения их производительности, уменьшении рисков дорожно-транспортных происшествий, повышении комфортности движения и удобств в пути следования;
- внетранспортный эффект окажет опосредованное влияние на социально-экономическое развитие Курганской области и экологическую обстановку, к числу наиболее значимых социально-экономических последствий развития сети автомобильных дорог относятся:
- повышение уровня и улучшение социальных условий жизни населения области;
- активизация экономической деятельности, расширение рынков сбыта продукции;
- снижение транспортной составляющей в цене товаров и услуг;
- улучшение транспортного обслуживания сельского хозяйства;
- ликвидация бездорожья в сельской местности в результате строительства подъездов с твердым покрытием ко всем сельским населенным пунктам;
- создание новых рабочих мест;
- сокращение негативного влияния транспортно-дорожного комплекса на окружающую среду;
- снижение отрицательных последствий чрезвычайных ситуаций.
Принятие Программы и ее реализация окажет благоприятное воздействие на экономику Курганской области. Осуществление предложенных программой мероприятий позволит обеспечить рост протяженности дорог с твердым покрытием. На конец рассматриваемого периода будет построено и реконструировано 143,7 км автомобильных дорог, доля дорог с твердым покрытием увеличится до 77% против 72% на 1 января 2004 года, на 1 января 2011 года будет обеспечен дополнительно выход к 61 населенному пункту, в которых проживают до 15 тысяч человек, на общую сеть дорог с твердым покрытием, 932 км будет отремонтировано, что позволит поддерживать качественное состояние сети дорог области и снизить накопившийся за предыдущие периоды "недоремонт" дорог. Реализация программы позволит получить существенный эффект в социальной сфере.
Ожидаемый экономический эффект от внедрения мероприятий Программы составит 2489,6 млн. рублей.
Высокая экономическая эффективность программы, ее социально-экономические последствия обосновывают целесообразность ее утверждения в качестве целевой программы Курганской области.
Руководитель аппарата - |
В.М. Достовалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.