Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Организация общего образования в городе
1. Порядок организации предоставления общего образования
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", СанПиН 2.4.2.1178-02, СанПиН 2.4.1.1249-03, СанПиН 2.4.4.1251-03, Уставом муниципального образования - город Шадринск и вводится с целью организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам; организации предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования - город Шадринск.
1.1. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
См. Конституцию Российской Федерации
1.2. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее образование, среднее (полное) общее образование.
См. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196
1.3. Общее образование является обязательным. Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся и сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
1.4. Общеобразовательные учреждения обеспечивают прием всех подлежащих обучению граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня.
1.5. В муниципальном образовании - город Шадринск по согласованию с учредителем и с учетом интересов родителей и обучающихся функционируют:
- лицей (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественнонаучного профиля);
- гимназия (реализует общеобразовательные программы (основного) общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля;
- общеобразовательные школы (реализуют общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам, организующие предпрофильную и профильную подготовку;
- открытая (сменная) общеобразовательная школа;
- прогимназия (реализует программы дошкольного и начального общего образования).
1.6. Учебный план разрабатывается самостоятельно общеобразовательным учреждением в соответствии с примерными учебными планами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, на основании базисного регионального плана, регламентируется расписанием занятий.
1.7. С учетом потребностей и возможностей личности обучающегося общеобразовательные программы в общеобразовательном учреждении осваиваются в очной, очно-заочной, заочной формах, в форме семейного образования и форме экстерната.
1.8. Первая ступень обучения - начальное общее образование.
1.8.1. В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона Российской Федерации "Об образовании" обучение детей в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими на 01 сентября соответствующего года возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте.
1.8.2. На первой ступени обучения реализуется общеобразовательная программа начального общего образования. Нормативный срок освоения общеобразовательной программы 4 года (1-4 классы). Учебная нагрузка в школе I ступени не должна превышать 25 часов в неделю.
1.9. Вторая ступень - основное общее образование.
1.9.1. Нормативный срок освоения программы 5 лет (5-9 класс). Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования по очной форме обучения - восемнадцать лет. Учебная нагрузка в школе II ступени не должна превышать 35 часов в неделю.
1.9.2. Выпускникам общеобразовательного учреждения, освоившим программу основного общего образования, прошедшим успешно государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца об окончании данной ступени образования.
1.9.3. Лицам, не завершившим образования данного уровня, не прошедшим государственной (итоговой) аттестации или получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка установленного образца об обучении в образовательном учреждении.
Лица, не прошедшие государственной (итоговой) аттестации или получившие на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно не ранее чем через год государственную (итоговую) аттестацию.
1.10. Обучающиеся I и II ступеней, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.
1.11. Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года, образовательные учреждения обязаны создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению родителей (законных представителей), оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают получать образование в иных формах.
Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
1.12. Третья ступень обучения - среднее (полное) общее образование.
1.12.1. Нормативный срок обучения 2 года (10-11 класс). Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) при наличии соответствующих условий в общеобразовательном учреждении может быть введено обучение по различным профилям. Учебная нагрузка на одного обучающегося не должна превышать 36 часов в неделю.
1.12.2. Общеобразовательное учреждение обеспечивает прием всех подлежащих обучению граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня. Зачисление в 10 класс производится на основании документа государственного образца об окончании основного общего образовании, заявления родителей (законных представителей) обучающихся.
1.12.3. В школе III ступени дополнительно к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.
1.12.4. Профессиональная подготовка учащихся проводится на базе общеобразовательного учреждения или по договору на базе учреждений начального профессионального образования.
1.12.5. Обучение в школе III ступени завершается государственной (итоговой) аттестацией в форме единого государственного экзамена. Выпускникам школы III ступени выдается документ государственного образца - аттестат о среднем (полном) общем образовании.
1.12.6. Обучающие на ступени среднего (полного) общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года по очной форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, продолжают получать образование в иных формах.
1.13. Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению органа самоуправления образовательного учреждения.
1.14. В образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся.
1.15. Лицам, не завершившим образования данного уровня, не прошедшим государственной (итоговой) аттестации или получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка установленного образца об обучении в образовательном учреждении.
Лица, не прошедшие государственной (итоговой) аттестации или получившие на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно не ранее чем через год государственную (итоговую) аттестацию.
1.16. Организация образовательного процесса.
1.16.1. Учебный год в общеобразовательных учреждениях начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года на I, II, III ступенях общего образования составляет 34 недели без учета государственной (итоговой) аттестации, в первом классе - 33 недели.
1.16.2. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в первом классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Сроки проведения каникул определяются образовательным учреждением в соответствии с годовым календарным учебным графиком при согласовании с муниципальным органом управления образования.
1.16.3. Наполняемость классов и групп продленного дня в образовательных учреждениях устанавливается в количестве не более 25 человек.
1.16.4. При наличии необходимых условий и финансовых средств возможно в исключительных случаях комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, которая определяется уставом общеобразовательного учреждения по согласованию с учредителем.
1.17. В общеобразовательном учреждении по согласованию с учредителем и с учетом интересов родителей могут открываться классы компенсирующего, специальные (коррекционные) классы для обучающихся с отклонениями в развитии.
1.18. Перевод (направление) обучающихся в специальные (коррекционные) классы осуществляется Отделом образования только с согласия родителей (законных представителей) обучающихся по заключению постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии.
1.19. Образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы при наличии соответствующих лицензий в соответствии с Уставом образовательного учреждения.
1.20. Общеобразовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами реализует дополнительные образовательные программы и оказывает дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ в соответствии с действующим законодательством в области образования.
1.21. При проведении занятий по иностранному языку на всех ступенях общего образования, трудовому обучению на второй и третьей ступенях общего образования, физической культуре на третьей ступени общего образования, по информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы в общеобразовательных учреждениях, если наполняемость класса составляет 25 человек.
2. Порядок организации учета детей, подлежащих обязательному обучению в муниципальных общеобразовательных учреждениях
2.1. В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об образовании" обучение детей в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.
По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в общеобразовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте.
2.2. Определен следующий порядок приема детей. Родители (законные представители) предоставляют в общеобразовательное учреждение:
- заявление родителей (законных представителей) на имя директора общеобразовательного учреждения;
- медицинскую карту ребенка;
- копию со свидетельства о рождении.
Документы, предоставленные родителями (законным представителям), подлежат регистрации в общеобразовательном учреждении. В соответствии с представленными документами зачисление осуществляется приказом директора школы не позднее 30 августа.
2.3. Все дети, независимо от уровня их подготовки, достигшие школьного возраста, зачисляются в первый класс общеобразовательного учреждения.
2.4. При наличии противопоказаний по состоянию здоровья детей, на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии, врачебной комиссии (далее - ВК) возможна отсрочка от обучения на срок, определенный в заключении психолого-медико-педагогической комиссии, ВК; соответственно зачисление ребенка в 1-ый класс возможно в более позднем возрасте, но не позднее 8 лет.
2.5. В соответствии с постановлением администрации города Шадринска от 06.08.2007 N 688-1 "Об утверждении границ микрорайона муниципальных общеобразовательных учреждений города Шадринска", в целях обеспечения обязательного, своевременного образования лицам, подлежащим обучению, за общеобразовательными учреждениями закреплены микрорайоны.
2.6. Общеобразовательные учреждения осуществляют учет детей в микрорайоне, относящемся к общеобразовательному учреждению, от 6 лет 6 месяцев до 18 лет.
2.7. Общеобразовательные учреждения проводят проверку списочного состава детей, подлежащих обучению, не реже 2-х раз в год.
2.8. Общеобразовательное учреждение прогнозирует комплектование на ближайшие 5-6 лет. При организации образовательной деятельности соблюдает лицензионные условия.
2.9. Общеобразовательное учреждение обеспечивает прием всех подлежащих обучению граждан, проживающих в микрорайоне, закрепленном за общеобразовательным учреждением, и имеющих право на получение образования соответствующего уровня.
2.10. Лицам, не проживающим на данной территории, закрепленной за общеобразовательным учреждением, может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении.
2.11. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на устройство детей в муниципальное общеобразовательное учреждение наравне с гражданами Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают их обучение в муниципальных общеобразовательных учреждениях (на основании Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах"; Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах").
Прием детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев может осуществляться на основании записи детей в паспорте родителей (законных представителей) и их письменного заявления с указанием адреса фактического проживания без учета наличия или отсутствия регистрационных документов.
Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правом на получение образования наравне с гражданами Российской Федерации на основании Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона РФ "О вынужденных переселенцах" следует читать как "N 4530-I"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.