Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблемы
Пожары являются одним из факторов, негативно влияющих на состояние экономики и в целом дестабилизирующих социально-экономическую обстановку. Их количество на территории Курганской области остается значительным, и, учитывая оснащенность основных фондов предприятий и организаций, неудовлетворительное состояние жилищного фонда, особенно частного жилья, без реализации дополнительных мероприятий, направленных на укрепление пожарной безопасности Курганской области, невозможно прогнозировать снижение количества пожаров в Курганской области в ближайшие годы.
Каждый год в Курганской области происходит более 2 тыс. пожаров, материальный ущерб от которых составляет 40 - 70 млн. рублей, в огне гибнут и получают травмы более 200 человек. Ежегодно, с учетом действительной (рыночной) стоимости уничтоженных в результате пожаров материальных ценностей, потери от губительного воздействия огня составляют около 1 млрд. рублей.
Рост скрытой и официально зарегистрированной безработицы, закрытие предприятий приводят к увеличению численности не занятых трудовой деятельностью граждан, что влечет за собой увеличение концентрации людей на объектах непроизводственной сферы, особенно в жилом секторе.
Более 70%* пожаров, в результате которых погибают и получают травмы 90%* всех пострадавших, происходит именно в жилом секторе. При этом основными объектами пожаров являются дома малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан. Основными причинами пожаров и гибели людей на них являются: неудовлетворительное противопожарное состояние зданий с печным отоплением и электрооборудования, позднее обнаружение пожара и несвоевременное оповещение населения о его возникновении, неправильные действия людей при пожаре.
Следовательно, основные усилия Государственной противопожарной службы Курганской области (далее - ГПС) и других видов пожарной охраны в Курганской области в приоритетном порядке должны быть направлены на обеспечение пожарной безопасности в жилом секторе Курганской области. Для полноценной работы по предупреждению пожаров в жилом секторе необходимо взаимодействие между ГПС и органами социальной защиты населения Курганской области в целях приведения в пожаробезопасное состояние жилья социально незащищенных и малообеспеченных категорий граждан.
Сложившееся положение в сфере обеспечения пожарной безопасности Курганской области обусловлено комплексом проблем материально-технического, правового и социального характера. Недостаточное финансовое и материально-техническое обеспечение пожарной охраны в Курганской области привело к нарастанию кризисных ситуаций в сфере профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ. По состоянию на 1 января 2010 года износ объектов пожарной охраны Курганской области составляет 67%, 65% пожарных депо нуждаются в капитальном ремонте. В соответствии с требованиями "Нормы проектирования объектов пожарной охраны. НПБ 101 - 95" (далее - НПБ 101-95) на территории Курганской области необходимо строительство 14 пожарных депо, из них 10 - взамен существующих.
В результате недостаточного финансирования 37% парка пожарных автомобилей и пожарного оборудования выработали свой ресурс и подлежат списанию, то есть из 157 пожарных автомобилей списанию подлежат 58. В ряде муниципальных районов Курганской области пожарная техника эксплуатируется по 15 - 20 лет вместо 10 нормативных. Всего, согласно НПБ 101 - 95, в Курганской области необходимо наличие 306 единиц основной, специальной и вспомогательной пожарной техники.
Таким образом, оснащенность пожарной техникой с учетом необходимости ее списания, выработавшей установленные сроки эксплуатации, в Курганской области составляет: по основным пожарным автомобилям - 40%, специальным пожарным автомобилям - 7%.
Недостаточная оснащенность основными техническими средствами, пожарной техникой и вооружением определяют необходимость вложения финансовых средств в материально-техническое обеспечение подразделений и подготовку личного состава пожарной охраны Курганской области. По состоянию на 1 января 2010 года необходимо обновление 50% пожарно-технического вооружения, в том числе 75% пожарных рукавов и 66% спецодежды и обмундирования.
В пожарной охране Курганской области отсутствует учебно-тренировочная база, что не позволяет проводить качественные тренировки личного состава пожарной охраны Курганской области, снижает боевую способность и эффективность деятельности подразделений пожарной охраны, приводит к случаям получения травм сотрудниками при исполнении служебных обязанностей. Финансовые затраты на выполнение мероприятий, связанных с повышением уровня профессиональной подготовки личного состава пожарной охраны Курганской области, определяются необходимостью строительства учебно-тренировочной базы, приобретения вычислительной техники и оргтехники, разработки обучающих программ, строительства учебных башен, устройства огневых полос психологической подготовки и 100-метровых полос с препятствиями.
70%* погибших при пожарах в Курганской области приходится на сельскую местность, что свидетельствует об уровне противопожарной защиты на селе, где возникший пожар приводит к полному уничтожению объекта, на котором он возник.
Материально-техническое обеспечение большинства подразделений муниципальной пожарной охраны муниципальных образований Курганской области (далее - ППОМО) не соответствует нормативным требованиям, предъявляемым к подразделениям пожарной охраны. Износ пожарно-технического вооружения ППОМО составляет 97,4%.
По состоянию на 1 января 2010 года из 1245 населенных пунктов Курганской области подразделения ГПС и ППОМО отсутствуют в 202 населенных пунктах (16%), расстояние от которых до ближайших подразделений пожарной охраны превышает нормативное. Существующие подразделения пожарной охраны удалены от многих поселений Курганской области и среднее время их прибытия к месту пожара приближается к 30 минутам. Пожарные части ГПС способны эффективно защитить только районные центры.
Таким образом, в случае возникновения пожара люди лишаются конституционного права на защиту жизни, здоровья и имущества граждан.
Выполнение Программы позволит обеспечить пожарными автомобилями и пожарно-техническим вооружением ППОМО, привлекаемыми для локализации пожаров в удаленных населенных пунктах, и повысить их боевую готовность, что, в свою очередь, поможет снизить количество пожаров, предотвратить гибель людей и материальные потери.
Существенное значение для предупреждения пожаров имеет противопожарная пропаганда с использованием средств массовой информации, что предопределяет необходимость приобретения и оснащения организаций, подведомственных ГПС, видеоаппаратурой, изготовления и приобретения печатных агитационных материалов.
Для преодоления негативных тенденций в деле организации борьбы с пожарами необходимы целенаправленные, скоординированные действия законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Курганской области, ОМС Курганской области и организаций.
В условиях недостаточного бюджетного финансирования успешное комплексное решение масштабных и разнородных задач обеспечения пожарной безопасности в Курганской области возможно только программно-целевым методом.
* Показатели определены исходя из среднестатистических данных за 2005-2009 годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.