Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Внедрение новых финансово-экономических механизмов в систему профессионального образования
N п/п |
Наименование показателя |
Факт |
Обязательства |
|||||
2006 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
1. |
Доля подведомственных учреждений НПО, СПО, финансирование которых осуществляется на основе нормативов бюджетного (подушевого) финансирования, от общего числа подведомственных учреждений НПО, СПО, % |
- |
- |
12 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2. |
Доля учреждений профессионального образования Курганской области, в которых введены новые формы системы оплаты труда, от общего числа учреждений профессионального образования Курганской области, % |
|
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
3. |
Доля КЦП по востребованным укрупненным группам специальностей от КЦП по всем укрупненным группам специальностей, % |
72 |
85 |
90 |
90 |
95 |
95 |
95 |
4. |
Доля лиц, обучающихся по программам НПО, СПО на условиях софинансирования за счет средств работодателей, от общего числа обучающихся по программам НПО, СПО, % |
|
1,5 |
3 |
4,5 |
6 |
7,5 |
10 |
5. |
Доля средств, распределяемых по государственному заказу на конкурсной основе от всех средств областною бюджета на подготовку кадров, повышение квалификации, переподготовку кадров, % |
|
|
|
|
90 |
93 |
95 |
Экономический механизм повышения эффективности образовательных услуг опирается на введение нормативного бюджетного финансирования в расчете на одного обучающегося и связан со снижением себестоимости образовательных услуг, рациональным использованием кадровых, материальных и финансовых ресурсов.
С целью усиления экономической самостоятельности с сентября 2011 года 12% учреждений НПО, СПО планируется перевести на нормативное подушевое финансирование. Начиная с 2012 года, бюджет учреждений НПО, СПО будет определяться в зависимости от установленного норматива бюджетного финансирования в расчете на одного обучающегося.
При этом нормативно-подушевой принцип должен использоваться на всех уровнях: от формирования бюджета до субсидирования образовательного учреждения. На уровне Курганской области это выражается в формировании целевых субсидий учреждениям НПО, СПО на обеспечение образовательного процесса, расчет которых осуществляется с применением подушевых нормативов. При формировании бюджета учреждения НПО, СПО будет использован норматив подушевого финансирования в расчете на одного обучающегося в зависимости от типа, вида и категории учреждения НПО, СПО, уровня образовательных программ и числа обучающихся. Кроме того, данный принцип позволит формировать норматив бюджетного финансирования в зависимости от размера расходов на реализацию профессиональных образовательных программ.
Основными целями перехода на нормативное финансирование учреждений НПО, СПО являются:
- повышение обоснованности использования средств областного бюджета при реализации образовательных программ;
- определение реальных затрат на реализацию образовательных программ;
- переход от финансирования образовательных учреждений к финансированию востребованных образовательных программ.
Для достижения поставленных целей целесообразно применять трехкомпонентную структуру норматива бюджетного финансирования:
- норматив финансирования из областного бюджета на реализацию образовательных программ профессионального образования;
- норматив финансирования адресного социального обеспечения обучающихся учреждений профессионального образования;
- норматив финансирования содержания имущественного комплекса и коммунальных расходов учреждений профессионального образования.
Кроме того, в целях учета особенностей образовательных программ учреждений НПО, СПО при определении нормативов бюджетного финансирования предполагается выделение трех кластеров профессий по уровню затрат областного бюджета, связанных с их реализацией: высокозатратные, среднезатратные, малозатратные.
Использование такого метода планирования нормативов финансирования позволит ранжировать перечень профессий (специальностей) НПО, СПО не по отраслевым группам, а по кластерам, обеспечить и установить минимальные стоимостные параметры обеспечения качества обучения по каждой кластерной группе.
Перевод учреждений НПО, СПО на нормативное подушевое финансирование осуществляется в неразрывной связи с введением отраслевой системы оплаты труда. В целях обеспечения зависимости уровня заработной платы от качества предоставляемых образовательных услуг предполагается увеличение фонда материального стимулирования образовательных учреждений до 30% к 2014 году (в 2010 году фонд материального стимулирования составил 18%).
Введение нормативного финансирования, увеличение фонда материального стимулирования учреждений осуществляются в единстве с оптимизацией количества учреждений профессионального образования и численности персонала, не связанного с осуществлением образовательного процесса.
Для введения новых финансовых механизмов в систему профессионального образования необходимо повышение квалификации в сфере введения новых экономических механизмов специалистов административных и финансовых служб учреждений НПО, СПО.
В Курганской области создана система подготовки квалифицированных кадров для хозяйственного комплекса в соответствии с постановлением Правительства Курганской области "О подготовке квалифицированных кадров для хозяйственного комплекса Курганской области", постановлением Правительства Курганской области от 21 сентября 2009 года N 493 "Об утверждении Порядка определения объема и структуры приема обучающихся на обучение за счет средств областного бюджета в учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования, находящиеся в ведении Курганской области".
Постановлением Правительства Курганской области "О подготовке квалифицированных кадров для хозяйственного комплекса Курганской области" создан Координационный совет по подготовке квалифицированных кадров для хозяйственного комплекса Курганской области, утвержден Порядок формирования прогнозов подготовки квалифицированных кадров для хозяйственного комплекса Курганской области, определен порядок присвоения предприятиям и организациям статуса "Базовое предприятие образовательного учреждения начального профессионального образования, среднего профессионального образования".
Целями создания Координационного совета по подготовке квалифицированных кадров для хозяйственного комплекса Курганской области являются:
- координация деятельности исполнительных органов государственной власти Курганской области, осуществляющих отраслевое либо межотраслевое управление, предприятий, организаций, общественных объединений и образовательных учреждений профессионального образования, участвующих в подготовке рабочих кадров и специалистов;
- развитие государственно-общественной формы управления системой подготовки квалифицированных кадров и специалистов для предприятий и организаций, находящихся на территории Курганской области.
Прогноз подготовки квалифицированных кадров формируется на основе следующих показателей:
- прогнозной потребности предприятий и организаций, находящихся на территории Курганской области на пятилетний период;
- регионального статистического обследования "Сведения о потребности в квалифицированных рабочих кадрах на прогнозный период";
- анализа соответствия кадровых потребностей и образовательных услуг;
- ежегодных сведений о вакансиях предприятий и организаций по профессиям и территориям;
- объемов подготовки кадров в учреждениях профессионального образования, находящихся на территории Курганской области.
На основании ежегодного прогноза подготовки квалифицированных кадров для хозяйственного комплекса Курганской области и предложений органов исполнительной власти Курганской области ГлавУО формирует КЦП на очередной учебный год, которое утверждается распоряжением Правительства Курганской области. При включении в прогноз профессий и специальностей учитываются приоритетные направления развития экономики Курганской области. Так, дефицит специалистов с техническим образованием и избыточная подготовка специалистов экономической сферы стали причиной пересмотра объемов и структуры подготовки кадров по указанным направлениям. Формирование и размещение на конкурсной основе государственного задания на подготовку кадров уровня НПО, СПО представлено на схеме 6.
Вместе с тем существующая система подготовки квалифицированных кадров не в полной мере учитывает стратегические интересы социально-экономического развития Курганской области. Необходима разработка методики среднесрочного прогнозирования кадровой потребности предприятий Курганской области в специалистах всех уровней профессионального образования.
Для решения данной проблемы планируется:
- разработка порядка формирования государственного задания на подготовку кадров уровня НПО, СПО на основе среднесрочного прогноза кадровых потребностей развития экономики Курганской области;
- внедрение методов формирования бюджета учреждений НПО, СПО, ориентированного на результат, в том числе индикативного планирования, в целях обеспечения прямой зависимости ожидаемых и достигнутых результатов с установленными приоритетами.
Схема 6. Формирование и размещение на конкурсной основе государственного задания на подготовку кадров уровня НПО, СПО
/---------------------------------\
| Анализ планируемых показателей |
| социально-экономического |-\
| развития Курганской области | |-----------------\
\---------------------------------/ | |
/---------------------------------\ |
| Изучение сведений о вакансиях | | /-------------------------------\
| предприятий и организаций по |-| | Прогноз потребности в кадрах |
| профессиям и территориям | | \-------------------------------/
\---------------------------------/ | |
/---------------------------------\ | |
| Формирование прогнозной | |
| потребности предприятий и |-| /-------------------------------\
| организаций Курганской области | | | Формирование и утверждение |
\---------------------------------/ | | государственного задания |
/---------------------------------\ | | на подготовку кадров |
| Анализ соответствия кадровых | | \-------------------------------/
| потребностей и образовательных |-| |
| услуг | | |
\---------------------------------/ | |
/---------------------------------\ |
| Анализ прогноза и подготовки | | /-------------------------------\
| квалифицированных кадров для |-| |Размещение на конкурсной основе|
| хозяйственного комплекса | | | государственного задания |
| Курганской области | | | на подготовку кадров уровня |
\---------------------------------/ | | НПО, СПО |
/---------------------------------\ | \-------------------------------/
| Проведение статистического | |
| обследования потребности в | |
|квалифицированных рабочих кадрах |-/
| на прогнозный период (ближайшие |
| 3 года |
\---------------------------------/
В целях стимулирования учреждений НПО, СПО к рациональному использованию имеющихся ресурсов учреждения, сокращению неэффективных расходов, в том числе в части неэффективного содержания имущества учреждения, планируется создание фонда развития учреждений НПО, СПО, который позволит обеспечить ранжированную финансовую поддержку учреждений НПО, СПО, внедряющих инновационные образовательные программы.
Ключевой задачей современного этапа развития системы профессионального образования является обеспечение более тесной связи с хозяйствующими субъектами. Решение данной задачи предполагает реализацию следующих мероприятий:
- усиление экономического потенциала и инвестиционной привлекательности учреждений НПО, СПО для работодателей путем перевода учреждений в статус автономных;
- реализация моделей участия работодателей в управлении учреждениями базового профессионального образования, в частности через управляющие и наблюдательные советы с широкими полномочиями работодателей;
- формирование в учреждениях НПО, СПО фондов целевого капитала, администрируемых совместно с работодателями.
План-график
мероприятий направления "Внедрение новых финансово-экономических механизмов в систему профессионального образования"
N п/п |
Мероприятие |
Обеспечивающий документ (наименование, аннотация) |
Результат |
Срок реализации |
Дальнейшее использование результата |
1. |
Разработка правил, перечня коэффициентов нормативного бюджетного финансирования учреждений НПО, СПО |
План работы ГлавУО по введению бюджетного финансирования в учреждениях НПО, СПО и механизма дополнительного финансирования ресурсных центров, определяющий сроком проведения мероприятий |
Введение нормативного бюджетного финансирования, корректировка нормативов с учетом фактических расходов |
2011 - 2013 годы |
Применение нормативного бюджетного финансирования в учреждениях НПО, СПО |
2. |
Введение принципа нормативно-подушевого финансирования в учреждениях профессионального образования |
Приказ ГлавУО, регулирующий порядок перевода учреждений НПО, СПО на нормативно-подушевое финансирование |
Повышение эффективности использования областного бюджета, повышение самостоятельности и автономности учреждений НПО, СПО |
2011 - 2013 годы |
Анализ эффективности использования областного бюджета |
3. |
Мониторинг эффективности введения нормативно-подушевого финансирования в учреждениях НПО. СПО и корректировка его организационно-экономического инструментария |
Методические рекомендации ГлавУО по ведению мониторинга |
Снижение доли расходов, не связанных напрямую с образовательной деятельностью |
2011 - 2013 годы |
Использование результатов мониторинга при принятии управленческих решений |
4. |
Повышение квалификации специалистов административно-финансовых служб в сфере введения новых экономических механизмов |
План работы ГАОУ ДПО ИРОСТ |
Организация повышения административно-финансовых служб учреждений НПО, СПО |
2011 - 2012 годы |
Использование полученных знаний для введения новых экономических механизмов |
5. |
Модернизация и внедрение в практику организационной схемы формирования государственного задания на подготовку кадров уровня НПО, СПО |
Постановление Правительства Курганской области от 13 декабря 2010 года N 565 "О порядке формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Курганской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания", определяющее порядок формирования государственного задания |
Обеспечение прямой связи ожидаемых и достигнутых результатов с установленными приоритетами в системе НПО, СПО |
2011 - 2012 годы |
Внедрение методов формирования бюджета учреждений НПО, СПО, ориентированного на результат |
6. |
Размещение на конкурсной основе государственного задания на подготовку кадров уровня НПО, СПО в соответствии с требованиями ФГОС |
Приказ ГлавУО, определяющий критерий размещения на конкурсной основе государственного заказа на подготовку кадров уровня НПО, СПО |
Создание конкурентной среды в системе профессионального образования |
2011 - 2013 годы |
Регулирование объема и структуры подготовки рабочих кадров и специалистов а учреждениях НПО. СПО |
7. |
Проведение мониторинга финансово-экономической эффективности и результативности деятельности учреждений НПО, СПО |
Приказ ГлавУО, устанавливающий порядок проведения мониторинга финансово-экономической эффективности и результативности деятельности учреждений НПО. СПО |
Анализ эффективности использования финансовых средств областного бюджета |
2011 - 2013 годы |
Корректировка объемов государственного задания |
8. |
Разработка, согласование и утверждение требований к состоянию материально-технической базы учреждений НПО, СПО в соответствии с требованиями ФГОС |
Приказ ГлавУО, устанавливающий требованиях состоянию материально-технической базы учреждений НПО, СПО |
Определен уровень соответствия материальной базы учреждений НПО, СПО требованиям ФГОС |
2012 год |
Инвентаризация имеющейся материально-технической базы учреждений НПО, СПО, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов |
9. |
Разработка и согласование программы материально-технического оснащения учреждений НПО, СПО |
Приказ ГлавУО об оснащении учреждений НПО, СПО необходимым оборудованием |
Соответствие материальной базы учреждений НПО, СПО требованиям ФГОС |
2012 - 2013 годы |
Использование материально-технической базы для подготовки кадров |
10. |
Создание фонда развития учреждений НПО, СПО для поощрения учреждений, внедряющих инновационные технологии обучения |
Приказ ГлавУО о создании фонда развития учреждений НПО, СПО, утверждающий критерии для поощрения учреждений НПО, СПО, внедряющих инновационные технологии обучения |
Финансовая поддержка учреждений НПО, СПО. внедряющих инновационные технологии обучения |
2011 - 2013 годы |
Стимулирование внедрения инновационных технологий обучения |
Финансово-экономическое обоснование направления "Внедрение новых финансово-экономических механизмов в систему профессионального образования"
N п/п |
Мероприятие |
Срок |
Исполнитель |
Источник финансирования |
Объем финансирования (млн. руб.) |
|||||
всего |
по годам |
|||||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||||||
1. |
Создание фонда развития учреждений НПО, СПО с целью стимулирования образовательных учреждений, внедряющих инновационные технологии |
2012 - 2015 годы |
ГлавУО |
Областной бюджет |
6,0 |
- |
0,5 |
1,5 |
2,0 |
2,0 |
2. |
Повышение квалификации административно-финансовых работников учреждений НПО, СПО |
2011 - 2012 годы |
ГлавУО, ГАОУ ДПО ИРОСТ |
Областной бюджет |
0,8 |
0,3 |
0,5 |
- |
- |
- |
3. |
Увеличение фонда материального стимулирования педагогических работников подведомственных ГлавУО учреждений НПО, СПО в зависимости от результативности |
2012 - 2014 годы |
ГлавУО |
Областной бюджет |
28,0 |
- |
4,0 |
10,0 |
14,0 |
- |
Итого |
34,8 |
0,3 |
5,0 |
11,5 |
16,0 |
2 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.