Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика задачи, решение которой осуществляется путем реализации Программы
Программа призвана стать инструментом для реализации стратегии создания и устойчивого развития отрасли мясного скотоводства в Курганской области и достижения независимости от импорта в снабжении населения высококачественной говядиной, что является частью приоритетных целей развития агропромышленного комплекса Курганской области, на реализацию которых направлена деятельность Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области.
Мясной подкомплекс Курганской области является одной из составляющих агропромышленного комплекса по своему значению для обеспечения занятости населения и снабжения его мясом. Вместе с тем в нем накопилось большее количество нерешенных проблем. Курганская область, как и большинство других регионов России, на протяжении всего периода реформирования агропромышленного комплекса не избежала резкого сокращения численности поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, объемов производства мяса. В последние годы в связи с реализацией целевой программы Курганской области "Приоритетный национальный проект "Развитие АПК" в Курганской области" наметился рост производства и потребления мяса, в основном мяса птицы и свинины как скороспелых отраслей.
С 1991 по 2009 год численность крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств Курганской области снизилась с 1011,4 тыс. голов до 204,4 тыс. голов, или в 4,9 раза (20% к 1991 году). Производство говядины уменьшилось с 105,6 тыс. тонн в 1991 году до 35,5 тыс. тонн в 2009 году, или в 3 раза, а импорт достиг 12,5 тыс. тонн, или 35,2% от областного производства.
За этот же период в Курганской области в расчете на душу населения уменьшилось производство мяса (в убойном весе) всех видов со 120 кг до 44 кг, потребление с учетом ввоза снизилось с 80 кг до 65,6 кг. Производство говядины уменьшилось с 98 до 41 кг. Это означает, что Курганская область, как Россия в целом, находится в зависимости от импорта в снабжении населения мясом говядины.
Ускоренное развитие мясного скотоводства не имеет альтернативы и является проблемой государственного значения, решение которой позволит удовлетворить спрос населения Курганской области на говядину отечественного производства.
Для создания отрасли специализированного мясного скотоводства как поставщика высококачественной говядины Курганская область располагает следующими предпосылками:
- наличие 1027 тыс. га естественных кормовых угодий (23% в структуре сельскохозяйственных угодий в Курганской области) и около 389,6 тыс. га неиспользуемой пашни (8,7%);
- малозатратная интенсивно-пастбищная технология мясного скотоводства;
- ресурсы маточного поголовья в мясных стадах для формирования новых мясных ферм племенного и особенно товарного назначения.
Рациональность выбора приоритетного развития специализированного мясного скотоводства обусловлена следующим.
Основным источником производства говядины в Курганской области являются выбракованные коровы и откормочный контингент из молочных стад, на долю которых приходится 100% этого вида мяса.
Опыт последних лет показывает, что дальнейшее развитие мясного скотоводства будет происходить при стабилизации поголовья коров и увеличении объемов производства молока путем повышения удоев. Это означает, что откормочный контингент из молочных стад в перспективе не увеличится, а ресурсы интенсификации его использования не могут обеспечить значительного увеличения производства говядины в ближайшие 5-10 лет.
Анализ мирового опыта показывает, что удовлетворение платежеспособного спроса на говядину в полном объеме невозможно без ускоренного развития специализированного мясного скотоводства. В западных странах молочное скотоводство намного раньше, чем в России, перешло на интенсивный путь развития, и поэтому одновременно с сокращением поголовья молочных коров происходило увеличение числа мясных коров в пропорции на одну молочную - 1,1-1,2 мясной коровы.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года N 488-р, в районах, располагающих значительными площадями естественных пастбищ, рекомендуется развивать специализированное мясное скотоводство.
С 2000 года в ограниченном количестве проводится осеменение выбракованных молочных коров сельхозпредприятий и коров частного сектора спермопродукцией быков мясных пород. На 1 января 2011 года во всех категориях хозяйств имеется 2880 голов помесного поголовья крупного рогатого скота.
Главным препятствием для успешной реализации имеющегося потенциала, устойчивого развития конкурентоспособного крупномасштабного мясного скотоводства в Курганской области являются низкая экономическая мотивация, малочисленность мясного скота, недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли в фазе репродукции поголовья и откорма молодняка, неудовлетворительное использование естественных кормовых угодий, невысокий потенциал продуктивности скота сельскохозяйственных производителей в откорме скота и производстве говядины.
Такое состояние обусловлено рядом объективных причин, имеющих системный характер:
1) отсутствие экономической мотивации у хозяйств Курганской области;
2) неудовлетворительная организация откорма и реализация на мясо молодняка крупного рогатого скота с живой массой около 300 кг вместо 350-500 кг; привесы молодняка на откорме ниже 500 г, вместо положенных 750-800 г;
3) слабая база производства основных кормов для откормочного контингента;
4) недопустимо низкая доля мясного скота от общего поголовья крупного рогатого скота 0,3%, что говорит о необходимости фактически заново создавать эту отрасль.
Производство говядины остается убыточным. Низкая экономическая эффективность отрасли в определенной степени обусловлена низкими зоотехническими показателями, необходимыми для рентабельного мясного скотоводства: выход телят менее 80% вместо 85-90%.
Стимулирование откорма молодняка до более высокой живой массы в Курганской области до 2011 года не проводилось.
Сдерживающими факторами для решения проблемы рентабельности мясного скотоводства являются:
- неурегулированность экономических отношений в цепочке "сельскохозяйственный производитель - мясоперерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля", в результате чего на долю мясных ферм приходится не более 20-25,5% от розничной цены на говядину вместо 45-50%;
- отсутствие субсидирования из областного и федерального бюджетов.
Объективная необходимость участия государства в развитии мясного скотоводства и производства говядины обусловлена:
- биологическими особенностями крупного рогатого скота по сравнению, например, со скороспелыми отраслями (свиноводством и птицеводством), в силу которых производственный цикл получения теленка и его откорма до высоких весовых кондиций составляет почти три года;
- необходимостью кредитования создания новых ферм и увеличения поголовья в существующих хозяйствах в течение не менее трех лет до поступления первой товарной (или племенной) продукции;
- низкой конверсией корма в привес (6-7:1) по сравнению с откормом свиней (2,3:1) и бройлеров (1,8:1) и потребностью не менее 5-6 кг концентрированных зерновых кормов для получения 1 кг говядины, из-за чего рентабельность откорма скота сильно зависит от цен на зерно.
На решение указанных проблем и направлена Программа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.