Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5. Развитие кадровых ресурсов системы профессионального образования
N п/n |
Наименование показателя |
Факт |
Обязательства |
|||||
2006 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
1. |
Доля преподавателей в возрасте до 35 лет в профессиональных образовательных организациях Курганской области от общего числа преподавателей, % |
29,5 |
21,5 |
23,5 |
24,5 |
27 |
28 |
29 |
2. |
Доля преподавателей в профессиональных образовательных организациях Курганской области, заработная плата которых не ниже средней в Курганской области, от общего числа преподавателей, % |
14 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
3. |
Доля преподавателей профессиональных образовательных организаций Курганской области, прошедших переподготовку, повышение квалификации на основе механизмов персонифицированного финансирования, от общего числа преподавателей профессиональных образовательных организаций Курганской области, % |
0 |
6 |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
4. |
Доля педагогических и руководящих работников профессиональных образовательных организаций Курганской области, прошедших стажировку в организациях, в том числе за рубежом, от общею числа руководящих и педагогических работников профессиональных образовательных организаций Курганской области, % |
5 |
5,7 |
17 |
34 |
51 |
68 |
70 |
Новые требования к содержанию профессионального образования ставят новые задачи по обновлению кадрового состава профессиональных образовательных организаций Курганской области. Анализ текущего состояния кадрового ресурса системы профессионального образования показывает, что в Курганской области выстроена система повышения квалификации руководящих и педагогических работников профессиональных образовательных организаций Курганской области на основе таких форм, как курсы по отдельным направлениям, курсы дистанционного обучения, курсы инновационного проектирования, стажировки. Все реализуемые программы повышения квалификации построены по модульному принципу и носят практико-ориентированный характер. В рамках курсов проектируются дидактические средства и учебные материалы, электронные учебные ресурсы, учебные планы и рабочие программы предметов (дисциплин), учебно-методические комплексы профессий (специальностей), программы воспитательной работы.
Образовательные программы стажерской практики реализуются для следующих категорий работников профессиональных образовательных организаций Курганской области:
- для преподавателей и мастеров производственного обучения с целью освоения современных производственных технологий (на базе предприятий и ресурсных центров системы профессионального образования);
- для руководителей профессиональных образовательных организаций Курганской области с целью совершенствования управленческих знаний и умений, профессиональных и организаторских навыков (на базе профессиональных образовательных организаций Курганской области, ГАОУ ДПО ИРОСТ).
В современных условиях профессиональные образовательные организации Курганской области переходят от режима функционирования в режим инновационного развития. Инновационная деятельность осуществляется в рамках областных площадок (экспериментальных, пилотных, стажерских) на базе конкретных учреждений по следующим темам:
- профессионально-личностное становление молодежи и повышение их конкурентоспособности на рынке труда в ГОУ СПО "Мишкинский профессионально-педагогический колледж", ФГОУ СПО "Курганский государственный колледж";
- внедрение современных педагогических технологий (учебная фирма, портфолио, метод проектов) в образовательный процесс в ФГОУ СПО "Петуховский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства", ГОУ СПО "Катайский педагогический техникум", ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 8";
- формирование информационно-образовательной среды в ГОУ НПО "Профессиональное училище N 31", ГОУ СПО "Шумихинский аграрно-строительный колледж";
- создание системы непрерывного профессионального образования в ГОУ СПО "Курганский техникум машиностроения и металлообработки".
Одним из стратегических направлений модернизации является переход системы профессионального образования на модульный формат реализации содержания образования. В настоящее время в профессиональных образовательных организациях Курганской области ведется активная подготовка к введению новых ФГОС:
- созданы областные учебно-методические комиссии по направлениям подготовки;
- во всех профессиональных образовательных организациях Курганской области разработаны планы мероприятий по переходу на новые ФГОС;
- на базе ГАОУ ДПО ИРОСТ и ресурсного центра ГОУ СПО "Курганский педагогический колледж" проведен цикл областных семинаров-практикумов для руководителей и педагогических работников по проблемам введения ФГОС и проектированию учебных планов, рабочих программ дисциплин и модулей;
- на базе ГАОУ ДПО ИРОСТ ведется подготовка методистов-тьюторов, сопровождающих введение ФГОС в НПО, СПО.
В условиях модернизации профессионального образования и введения ФГОС проектируются новые модели взаимодействия с работодателями, отрабатываются новые организационно-правовые формы профессиональных образовательных организаций Курганской области.
В 2011 - 2014 годы педагогический персонал профессиональных образовательных организаций Курганской области будет включен в разработку содержания основных профессиональных образовательных программ в рамках ФГОС и формирование пакетов контрольно-измерительных материалов для организации промежуточной и итоговой аттестации обучающихся и студентов. Это потребует масштабного и оперативного повышения квалификации педагогического персонала системы СПО.
Для стимулирования процессов самозанятости выпускников целесообразно сформировать и начать реализацию в профессиональных образовательных организациях Курганской области сквозных программ бизнес-подготовки рабочих и специалистов в целях развития предпринимательских знаний и навыков выпускников. Эта задача потребует организации работы молодежных бизнес-инкубаторов, учебных фирм, малых учебных предприятий, проведения конкурсов предпринимательских проектов и т.д.
В связи с происходящей оптимизацией профессиональных образовательных организаций Курганской области и сокращением количества обучающихся профессиональных образовательных организаций Курганской области появляется проблема занятости высвобождающихся педагогических работников. В процессе укрупнения профессиональных образовательных организаций Курганской области и расширения сети филиалов происходит сокращение административного аппарата, перераспределение нагрузки отдельных преподавателей.
В структуре преподавательского состава профессиональных образовательных организаций Курганской области увеличивается количество педагогов, работающих на условиях совместительства и неполной загруженности. Доля преподавателей общеобразовательных дисциплин, работающих на неполную ставку и на условиях совместительства, на 1 января 2011 года составляет в профессиональных образовательных организациях Курганской области 7,8%, в профессиональных образовательных организациях Курганской области - 8,2%.
Решить данную проблему можно через реализацию принципа академической мобильности. Это повлечет за собой перестраивание подходов к разработке и реализации учебных планов, календарных учебных графиков и организации образовательного процесса в целом.
Часть преподавателей, работающих по совместительству в профессиональных образовательных организациях Курганской области, привлекаются для работы непосредственно с предприятий и учреждений отрасли, что позволяет в реализации содержания профессионального образования учитывать современные тенденции развития сферы производства Курганской области.
Вместе с тем большинство преподавателей из числа работников предприятий, работающих по совместительству, не имеют педагогического образования, что не позволяет им спроектировать учебно-воспитательный процесс в соответствии с предъявляемыми на сегодняшний день требованиями. К данной категории педагогов можно отнести также преподавателей профессиональной подготовки и мастеров производственного обучения, не имеющих педагогического образования и работающих в профессиональных образовательных организациях Курганской области проблем в системе СПО остается проблема отставания уровня оснащенности учебно-материальной базы профессиональных образовательных организаций Курганской области от уровня оснащенности предприятий, что не позволяет выпускникам в полной мере овладеть профессиональными умениями в соответствии с требованиями работодателей. Положительный опыт сотрудничества по использованию потенциала предприятий в системе взаимодействия профессиональных образовательных организаций Курганской области и бизнеса выстроен в рамках образовательно-производственных комплексов, созданных в Курганской области. На базе предприятий мастера производственного обучения и преподаватели имеют возможность пройти стажировку с целью освоения современных производственных технологий.
Повышение квалификации педагогов НПО, СПО осуществляется на базе ресурсных центров профессиональных образовательных организаций Курганской области. С учетом требований ФГОС, предъявляемым к педагогическим кадрам, отвечающим за освоение обучающимся профессионального цикла (наличие разряда на 1-2 выше присваиваемого выпускникам, обязательная 1 раз в 3 года стажировка преподавателей профессионального цикла и мастеров производственного обучения), необходимо расширить перечень реализуемых в рамках ресурсных центров программ.
С целью своевременного обновления учебно-материальной базы, учета требований работодателей педагоги профессиональных образовательных организаций Курганской области сегодня проявляют большую активность в проектировании учебных пособий, рекомендаций и других методических материалов (в том числе электронных образовательных ресурсов), поддерживающих инновационный образовательный процесс. В условиях реализации ФГОС работа в данном направлении становится актуальной и требует дальнейшего развития.
Учитывая вышеперечисленные особенности функционирования и развития кадровых ресурсов системы профессионального образования, возникает потребность в обновлении существующей системы повышения квалификации педагогических работников через реализацию следующих направлений.
Первое направление - создание мобильной системы выявления и обеспечения перспективных потребностей системы профессионального образования. В рамках реализации данного направления необходимо:
- создать единый информационный банк данных потребностей профессиональных образовательных организаций Курганской области и педагогических работников в повышении квалификации и переподготовке;
- разработать план-график реализации востребованных направлений повышения квалификации и переподготовки педагогических работников;
- совершенствовать механизм взаимодействия формирования и реализации государственного заказа в системе повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы СПО.
Второе направление - создание Центра развития профессионального образования на базе ГАОУ ДПО ПРОСТ, сети базовых центров повышения квалификации и переподготовки педагогических работников системы СПО Курганской области с целью научно-методического сопровождения инновационной и проектной деятельности профессиональных образовательных организаций Курганской области.
Основными функциями Центра развития профессионального образования будут являться:
- мониторинг выявления потребностей системы профессионального образования в повышении квалификации и переподготовки педагогических работников;
- организация работы по обновлению содержания профессионального образования в системе СПО;
- научное и методическое сопровождение инновационной деятельности педагогических работников профессиональных образовательных организаций Курганской области;
- координация сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций Курганской области и базовых центров повышения квалификации и переподготовки педагогических работников системы СПО.
Третье направление - совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических работников системы СПО Курганской области через:
- совершенствование качества программ повышения квалификации;
- внедрение новых форм повышения квалификации;
- расширение перечня учреждений, оказывающих услуги в системе повышения квалификации, с целью обеспечения конкурентной среды;
- разработку программ повышения квалификации для различных целевых групп педагогических работников;
- развитие гибких форм реализации программ повышения квалификации;
- использование потенциала профессиональных образовательных организаций Курганской области, внедряющих инновационные технологии обучения, и опыта педагогических работников в системе повышения квалификации.
Обновление системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, включающее модернизацию системы дополнительного профессионального образования Курганской области, началось с января 2010 года. Нормативной правовой основой является "Положение о плановом повышении квалификации", в котором описана персонифицированная модель повышения квалификации, представленная на схеме 7.
Четвертое направление - введение нового механизма финансирования повышения квалификации, предусматривающего нормативно-подушевое финансирование повышения квалификации работников профессиональных образовательных организаций Курганской области, и определение механизма формирования расходов и доведения средств образовательному учреждению на реализацию государственных гарантий прав специалистов на повышение квалификации и профессиональную переподготовку.
Пятое направление - демонополизация и состязательность при оказании образовательных услуг учреждений, реализующих программы дополнительного профессионально-педагогического образования. Включает проведение конкурсного отбора, общественно-государственной экспертизы, оценки конкурентноспособности и востребованности программ дополнительного профессионально-педагогического образования, разработанных и реализуемых учреждениями.
С 1 сентября 2010 года ведутся курсы подготовки руководителей и педагогов в объеме 72-108 часов на базе следующих учреждений: ГОУ ДПО "Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области" (сейчас ГАОУ ДПО ИРОСТ), ГОУ ВПО "Шадринский государственный педагогический институт", ГОУ ВПО "Курганский государственный университет", ФГОУ СПО "Курганский технологический колледж", ГОУ СПО "Курганский педагогический колледж".
В число вышеперечисленных учреждений предполагается включение ФГОУ ВПО "Курганская государственная сельскохозяйственная академия", ГОУ СПО "Курганский техникум машиностроения и металлообработки" для повышения квалификации педагогических кадров сферы машиностроения и сельского хозяйства, занятых в подготовке рабочих и специалистов. Образуется единое образовательное пространство, предполагающее использование кадрового потенциала максимально большего числа учреждений, структур, структурных подразделений и лиц, оказывающих услуги в сфере дополнительного профессионально-педагогического образования в период курсовой подготовки и межкурсовой период.
Схема 7. Персонифицированная модель повышения квалификации
/----------------------------------------------\
| ГлавУО |
\----------------------------------------------/
/----------------------------------------------\
------| Государственное задание ГАОУ ДПО ИРОСТ |
| \----------------------------------------------/
|
| /----------------------------\ /----------------------------\
|Плановое повышение квалифи- | |Целевое повышение квалифика-|
/-------\ |кации 72 часа 1 раз в 5 лет | |ции |
|Прог- | \----------------------------/ \---------------------------/
|раммно-| /-----------\ /------------\/--/ /------------\
|эксперт| |Обучающие | |ИРОСТ - реги-||/------------\ |Проблемные |
|ный со-| |организации ||ональный |||Проблемный, | |курсы иннова-|
|вет | | | |координатор |||модульно-на-|-|ционного |
| | \------------/ \-------------/||копительный,| |проектирова- |
| | /--------------------------\||командный, | |ния. |
| | |Депозитарий |||компетентно-| |Стажировки |
| |-|основных профессиональных |||стно-деятель| \-------------/
| |-|образовательных программ ||| |
| | \---------------------------/||ностный, | /-------------\
| | /-----------------------------/|инновацион- |-|Инновационные|
| | |Личный кабинет: выбор | |ный | |площадки |
\-------/ |основной профессиональной | \------------/ \-------------/
|образовательной программы | | |
| обучающей организации |--\ | |
\----------------------------/ | | | /-------------\
| | \----|Межведомствен|
| | |ные проекты |
\-------------/
/-----------------------------\
| Портфолио достижений |
\-----------------------------/
/-----------------------------------------------------------\
| Потребитель образовательных услуг: |
| построение индивидуального образовательного маршрута |
\-----------------------------------------------------------/
Шестое направление - введение модульно-накопительной системы организации образовательного процесса и учета результатов повышения квалификации в системе кредитно-зачетных единиц. Предоставляется возможность свободного выбора педагогами содержания, места, времени и формы получения образовательных услуг, отвечающих их запросам, что позволяет проектировать индивидуальные образовательные маршруты.
Седьмое направление - организация планового повышения квалификации (не менее 72 часов за пять лет) на основе персонифицированной модели. Механизм ее реализации предполагает выявление запросов потребителей и формирование на их основе заказа на образовательные услуги в соответствии с требованиями:
- адресности, предполагающей учет при выявлении образовательного запроса педагогов исходного уровня подготовки;
- свободы выбора преподавателем, мастером, руководителем профессиональной образовательной организации Курганской области, содержания и форм повышения квалификации;
- обеспечения открытости и доступности информации об образовательных услугах, предоставляемых организациями и учреждениями, в том числе за счет создания депозитария основных профессиональных образовательных программ и модулей, перечня обучающих организаций, результатов мониторинга качества образовательных услуг;
- опережающего, гибкого реагирования при выявлении запросов на изменения, происходящие в системе профессионального образования.
Восьмое направление - организация целевого повышения квалификации в соответствии с приоритетными направлениями развития профессионального образования на основе государственного заказа с использованием таких форм: курсы инновационного проектирования, дистанционного обучения, проблемные, стажировки на базе ресурсных центров, инновационных площадок.
Курсы инновационного проектирования ориентированы на освоение и внедрение в практику учреждения инновационных проектов и программ, обеспечивают интеграцию учебной и профессионально-педагогической деятельности обучающегося.
Целевые курсы, организационно-методические и научно-методические мероприятия проводятся по наиболее актуальным на сегодняшний день проблемам: внедрение современных управленческих и образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс; введение ФГОС в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций Курганской области; использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе профессиональных образовательных организаций Курганской области; организация профессиональной подготовки обучающихся с особыми образовательными потребностями; компетентностный подход в профессиональном воспитании и т. д.
Для организации целевого повышения квалификации по актуальным проблемам инновационного развития используется инновационный потенциал стажерских площадок и возможностей ресурсных центров.
Девятое направление - организация профессиональной переподготовки мастеров производственного обучения и преподавателей профессиональной подготовки, не имеющих педагогического образования и работающих в профессиональных образовательных организациях Курганской области в объеме свыше 500 часов, что будет способствовать повышению качества образовательного процесса.
Десятое направление - создание системы мониторинга состояния повышения квалификации работников профессионального образования: системный сбор и анализ информации о потребностях педагогических кадров в образовании, условиях и результатах их удовлетворения, качестве предоставляемых услуг.
План-график
мероприятий по направлению "Развитие кадровых ресурсов системы профессионального образования"
N п/п |
Мероприятие |
Обеспечивающий документ (наименование, аннотация) |
Результат |
Срок реализации |
Дальнейшее использование результата |
1. |
Разработка финансово-экономического механизма нормативно-подушевого финансирования работников профессиональных образовательных организаций Курганской области |
Приказ ГлавУО, определяющий технологию расчета нормативно-подушевого финансирования повышения квалификации работников системы СПО |
Реализация государственных гарантий прав специалистов на повышение квалификации и профессиональную переподготовку |
2011-2013 годы |
Планирование средств на плановое повышение квалификации |
2. |
Разработка и внедрение персонифицированной модели повышения квалификации |
Положение о плановом повышении квалификации, определяющее технологию внедрения персонифицированной модели повышения квалификации |
Реализация персонифицированной модели повышения квалификации |
2011-2013 годы |
Создание условий для прохождения планового повышения квалификации каждым специалистом 1 раз в 5 лет |
3. |
Разработка и организация экспертизы модульных программ повышения квалификации специалистов профессионального образования |
Требования к структуре и содержанию программ повышения квалификации; положение о модульно-накопительной системе, утвержденные ректором ГАОУ ДПО ИРОСТ |
Разработка технологии общественной экспертизы программ повышения квалификации; создание банка программ повышения квалификации |
2011-2013 годы |
Ежегодно обновление содержания основных профессиональных образовательных программ дополнительного профессионального образования на 30% |
4. |
Создание стажерских площадок для организации целевого повышения квалификации по актуальным проблемам развития профессионального образования |
Приказ ГлавУО, утверждающий перечень областных инновационных площадок |
Сеть стажерских площадок по инновационным направлениям развития профессионального образования |
2011-2013 годы |
Создание центров повышения квалификации на базе стажерских площадок |
5. |
Реализация системы тьюторской подготовки и сопровождения специалистов по актуальным проблемам развития профессионального образования |
Положение об индивидуальной образовательной траектории повышения квалификации, утвержденное ректором ГАОУ ДПО ПРОСТ |
Подготовка тьюторских команд для реализации приоритетных направлений развития профессионального образования; реализация индивидуальных образовательных маршрутов повышения квалификации |
2011-2013 годы |
Создание условий для построения индивидуальной образовательной траектории повышения квалификации |
6. |
Развитие дистанционных, очно-заочных форм повышения квалификации и переподготовки |
Планы учебных курсов, утвержденные ректором ГАОУ ДПО ПРОСТ, определяющие порядок и сроки проведения курсов |
Технология дистанционной, очно-заочной форм обучения |
2011-2013 годы |
Создание условий для построения индивидуальной образовательной траектории повышения квалификации |
7. |
Разработка и внедрение системы мониторинга состояния повышения квалификации работников профессиональных образовательных организаций Курганской области |
План мониторинга, утвержденный ректором ГАОУ ДПО ПРОСТ, определяющий порядок и сроки проведения мониторинга |
Банк данных о потребностях педагогических кадров в образовании и качестве предоставляемых услуг |
|
Создание обратной связи со слушателями курсов повышения квалификации |
8. |
Организация повышения квалификации и переподготовки административно-управленческих кадров профессиональных образовательных организаций Курганской области по направлению "Менеджмент в образовании" |
График повышения квалификации административно-управленческих кадров системы СПО, утвержденный ректором ГАОУ ДПО ПРОСТ, определяющий сроки прохождения курсов |
Соответствие уровня квалификации административно-управленческих кадров современным требованиям |
2011-2015 годы |
Эффективное управление профессиональной образовательной организацией Курганской области в условиях модернизации профессионального образования |
9. |
Повышение квалификации педагогических работников профессиональных образовательных организаций Курганской области для освоения ФГОС |
План-график повышения квалификации педагогических работников, утвержденный ректором ГАОУ ДПО ИРОСТ, определяющий сроки прохождения курсов |
Готовность педагогов к введению ФГОС; создание банка данных программ повышения квалификации педагогических работников |
2011-2012 годы |
Ежегодное обновление банка программ повышения квалификации педагогических работников |
10. |
Реализация дополнительных программ переподготовки преподавателей системы СПО, в том числе высвобождающихся педагогических работников |
Дополнительные программы переподготовки педагогических кадров, утвержденные ректором ГАОУ ДПО ИРОСТ, предусматривающие получение дополнительной квалификации |
Совершенствование кадрового потенциала профессиональных образовательных организаций Курганской области |
2011-2015 годы |
Эффективное использование кадрового потенциала профессиональных образовательных организаций Курганской области |
11. |
Создание центра развития профессионального образования ГАОУ ДПО ИРОСТ |
Приказ ГАОУ ДПО ИРОСТ, утверждающий положение о центре развития профессионального образования ГАОУ ДПО ИРОСТ, определяющее порядок работы центра |
Обеспечение научно-методического сопровождения инновационной и проектной деятельности профессиональных образовательных организаций Курганской области |
2011-2012 годы |
Использование потенциала центра развития профессионального образования ГАОУ ДПО ИРОСТ для решения проблем развития системы профессионального образования |
Финансово-экономическое обоснование реализации направления "Развитие кадровых ресурсов системы профессионального образования"
N п/п |
Мероприятие |
Срок |
Исполнитель |
Источник финансирования |
Объем финансирования (млн. руб.) |
|||||
всего |
погодам |
|||||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||||||
1. |
Организация повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических работников профессиональных образовательных организаций Курганской области |
2011 - 2015 годы |
ГлавУО, ГАОУ ДПО ИРОСТ |
Областной бюджет |
4,0 |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
2. |
Создание центра развития профессионального образования |
2011 - 2015 годы |
ГлавУО, ГАОУ ДПО ИРОСТ |
Областной бюджет |
4,7 |
0,2 |
1,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Итого |
8,7 |
0,7 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.