Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства Курганской области
от "13" сентября 2011 года N 295-р
"О концепции улучшения уровня жизни" населения
Курганской области на 2011-2015 годы"
Концепция
улучшения уровня жизни населения Курганской области на 2011-2015 годы
Раздел I. Общие положения
Улучшение уровня жизни населения является основной целью проводимых в Курганской области экономических преобразований. Данная цель носит межведомственный характер, требует четкого взаимодействия органов исполнительной власти Курганской области, федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области. Важными условиями ее достижения являются устойчивое развитие экономики, своевременное финансирование отраслевых программ в социальной сфере, развитие системы социальной защиты населения Курганской области, активное участие бизнес-структур в решении социальных проблем.
Концепция улучшения уровня жизни населения Курганской области на 2011-2015 годы (далее - Концепция) - это система принципов и основных направлений политики Курганской области в области улучшения уровня жизни населения Курганской области на 2011-2015 годы.
Раздел II. Характеристика уровня жизни населения Курганской области
В результате реализации областной целевой программы Курганской области "Сокращение уровня бедности в Курганской области на период до 2010 года" наблюдается положительная динамика основных показателей, характеризующих уровень жизни населения Курганской области:
- в 2010 году среднедушевой денежный доход в среднем за месяц составил 13568,7 рубля и увеличился по сравнению с 2008 годом на 22,0%;
- среднемесячная начисленная заработная плата одного работника в 2010 году увеличилась по сравнению с 2008 годом на 16,9% и составила 13227,9 рубля;
- системная работа всех органов исполнительной власти Курганской области позволила снизить удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума с 18,1% (173,4 тысячи человек) в 2008 году до 16,8% (158,8 тысячи человек) в 2010 году.
Глава 1. Денежные доходы населения Курганской области
Основными источниками денежных доходов населения являются: оплата труда, денежные выплаты, связанные с социальным обеспечением и мерами по социальной защите населения, доходы от собственности, доходы от предпринимательской деятельности.
Таблица 1. Структура денежных доходов населения Курганской области
(процент) | |||
|
2008 год |
2009 год* |
2010 год** |
Денежные доходы населения, в том числе: |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
оплата труда |
32,3 |
31,9 |
31,6 |
социальные выплаты |
16,2 |
19,3 |
24,0 |
доходы от собственности |
2,6 |
2,7 |
2,9 |
доходы от предпринимательской деятельности |
13,2 |
14,3 |
11,3 |
прочие доходы |
35,7 |
31,8 |
30,2 |
* - данные утверждены Федеральной службой государственной статистики от 30.03.2011 года
** - предварительные данные
В структуре денежных доходов населения Курганской области в 2010 году 31,6% приходилось на оплату труда, доля социальных выплат составила 24,0%, доля доходов от предпринимательской деятельности - 11,3%, доля доходов от собственности - 2,9%.
В 2010 году в общем объеме денежных доходов произошло сокращение доли оплаты труда и доходов от предпринимательской деятельности, при этом увеличилась доля социальных выплат и доходов от собственности.
Таблица 2. Динамика доходов населения Курганской области
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Среднедушевой денежный доход в среднем за месяц, рублей |
11125,9 |
11775,5 |
13568,7 |
Темп роста среднедушевого денежного дохода, % к предыдущему году |
131,2 |
105,8 |
115,2 |
Реальный располагаемый денежный доход населения, % к предыдущему году |
112,8 |
93,7 |
103,0 |
Среднемесячная заработная плата работника, рублей |
11318,8 |
11942 |
13227,9 |
Темп роста среднемесячной заработной платы одного работника, % к предыдущему году |
127,4 |
105,5 |
110,8 |
Реальная начисленная заработная плата с учетом индекса потребительских цен, % к предыдущему году |
110,7 |
94,1 |
102,8 |
Среднемесячный размер пенсии, рублей |
4184,8 |
5674,2 |
7030,1 |
Темп роста среднемесячного размера пенсии, % к предыдущему году |
123,0 |
135,6 |
123,9 |
Реальный среднемесячный размер пенсии, % к предыдущему году |
107,6 |
123,8 |
112,6 |
Накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, миллионов рублей |
900 |
3265,8 |
5063,2 |
Темп роста накоплений сбережений во вкладах и ценных бумагах, % к предыдущему году |
35,9 |
362,9 |
155,0 |
Динамика денежных доходов населения Курганской области характеризуется следующими изменениями. Положительным фактом является ежегодный рост среднедушевого денежного дохода, среднемесячной начисленной заработной платы одного работника и среднемесячного размера пенсии.
В 2008 году отмечались высокие темпы роста как в целом среднедушевого денежного дохода в среднем за месяц - 131,2%, так и среднемесячной начисленной заработной платы одного работника - 127,4% и среднемесячного размера пенсии - 123,0%.
Однако в 2009 году связи с мировым финансово-экономическим кризисом произошло снижение темпов роста среднедушевого денежного дохода (105,8%) и среднемесячной начисленной заработной платы одного работника (105,5%), при этом значительно увеличился темп роста среднемесячного размера пенсии (135,6%), объем накопления сбережений во вкладах и ценных бумагах увеличился в 3,6 раза. Негативным моментом стало снижение реального размера среднедушевого располагаемого денежного дохода на 6,3% и реального размера среднемесячной начисленной заработной платы одного работника на 5,9%.
В 2010 году темпы роста денежных доходов увеличились. Среднедушевой денежный доход в среднем за месяц увеличился по сравнению с 2009 годом на 15,2%. Реальные располагаемые денежные доходы увеличились по сравнению с 2009 годом на 3,0%.
Темп роста среднемесячной начисленной заработной платы одного работника составил 110,8%, реальной среднемесячной заработной платы - 102,8%. Рост среднемесячной начисленной заработной платы в 2010 году наблюдался по всем отраслям, за исключением строительства, что объясняется снижением объемов строительства. Наибольший рост заработной платы в 2010 году по сравнению с 2008 годом отмечен в сельском хозяйстве, охотничьем и лесном хозяйствах - 133,1%, в добыче полезных ископаемых - 129,6%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 123,5%.
Среди отраслей реального сектора экономики наиболее высокий уровень заработной платы традиционно сохраняется в финансовой деятельности. Высокая заработная плата в 2010 году отмечена также в сфере государственного управления, транспорта и связи, добычи полезных ископаемых, производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Несмотря на рост, остается низкой заработная плата работников сельского хозяйства, в 2010 году она составила 7898,1 рубля, или 59,7% к среднеобластному уровню.
Сохраняется значительная дифференциация оплаты труда по видам деятельности. Соотношение между высокооплачиваемым и низкооплачиваемым видом деятельности составляет 3,9 раза.
Задолженность по заработной плате за 2010 год сократилась в 2,4 раза: с 6458 тысяч рублей до 2671 тысячи рублей.
Темп роста среднемесячного размера пенсии в 2010 году составил 123,9%, реального размера пенсии - 112,6%. Объем накоплений во вкладах и ценных бумагах увеличился в 1,5 раза.
Наблюдается ежегодный рост доходов населения от собственности. В 2009 году
по сравнению с 2008 годом доходы от собственности возросли на 7,7%, в 2010 году по сравнению с 2009 годом - на 22,9% и составили 4366,1 миллиона рублей.
Объем приобретения валюты в 2009 году по сравнению с 2008 годом сократился на 24,2%, в 2010 году по сравнению с 2009 годом - на 20,9%.
Объем денежных средств на руках у населения увеличился в 2010 году по сравнению с 2009 годом в 1,7 раза.
В 2010 году сократилась до 16,8% доля населения Курганской области, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума. Численность населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, составила 158,8 тысячи человек и сократилась по сравнению с 2009 годом на 9,5%.
Таблица 3. Динамика численности населения Курганской области, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Численность населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума, тысяч человек |
173,4 |
175,4 |
158,8 |
Доля населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума, % |
18,1 |
18,4 |
16,8 |
Сокращение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума обусловлено повышением реальных размеров начисленной заработной платы и назначенных месячных пенсий. Данная динамика свидетельствует об улучшении уровня жизни населения Курганской области.
В 2010 году на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 29,6% общего объема денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 2,0%.
В качестве оценки реального содержания доходов населения используют показатель их покупательной способности.
Таблица 4. Динамика соотношения среднедушевых денежных доходов, заработной платы и пенсий с величиной прожиточного минимума
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Отношение денежных доходов (в среднем на душу населения) к величине прожиточного минимума в среднем на душу населения, раз |
2,66 |
2,57 |
2,69 |
Отношение заработной платы одного работника (номинальная начисленная) к величине прожиточного минимума трудоспособного населения, раз |
2,52 |
2,42 |
2,44 |
Отношение пенсии к величине прожиточного минимума пенсионеров, раз |
1,30 |
1,61 |
1,75 |
В 2010 году отмечается незначительный рост покупательной способности среднедушевых доходов населения и среднемесячной заработной платы по сравнению с 2009 годом. Опережение темпов роста среднемесячной пенсии по отношению к величине прожиточного минимума пенсионера обеспечивает ежегодное повышение покупательной способности пенсии.
Глава 2. Денежные доходы населения Курганской области
Одним из главных показателей использования доходов населения является показатель объема и структуры его расходов. Именно этот показатель наиболее чувствителен к изменениям соотношений цен и доходов, а также цен между конкретными товарами.
По итогам 2010 года сумма денежных расходов населения Курганской области составила 127849,9 миллиона рублей, что на 4,9% больше, чем в 2009 году.
В 2010 году среднедушевой денежный расход населения Курганской области в среднем за месяц составил 11677,6 рубля и увеличился по сравнению с 2009 годом на 9,2%.
Значительную часть в структуре расходов (более 70%) занимают потребительские расходы.
Показатели структуры потребительских расходов являются одними из важнейших показателей потребительского поведения домохозяйств. Исходя из того, что потребности населения в течение ограниченного промежутка времени остаются практически неизменными, изменение пропорций внутри потребительских расходов наглядно иллюстрирует динамику уровня жизни населения.
Таблица 5. Структура потребительских расходов населения Курганской области
(процент) | |||||
Годы |
Доля потребительских расходов в общих денежных расходах |
из потребительских расходов израсходовано на: |
|||
питание, включая питание вне дома |
покупку непродовольственных товаров, включая топливо |
покупку алкогольных напитков |
оплату услуг |
||
2008 |
78,7 |
29,1 |
49,1 |
1,1 |
20,7 |
2009 |
81,8 |
37,6 |
36,8 |
1,3 |
24,3 |
2010 |
76 |
33,9 |
42,0 |
1,5 |
22,6 |
Анализ динамики структуры потребительских расходов населения показал следующее. Если в 2008 году наибольшая доля расходов приходилась на покупку непродовольственных товаров, включая топливо, то в 2009 году под влиянием кризисного фактора произошло перераспределение расходов: доля расходов на покупку непродовольственных товаров, включая топливо, снизилась до 36,8%, доля расходов на питание возросла и составила 37,6%, доля расходов на оплату услуг возросла до 24,3%. Такое изменение говорит о том, что у населения основная часть доходов направлялась на питание, при этом стало оставаться меньше средств на покупку непродовольственных товаров.
В 2010 году вновь увеличилась доля расходов на покупку непродовольственных товаров, включая топливо, и составила 42,0%. Расходы на питание сократились до 33,9%. На оплату услуг расходы составили 22,6%.
Отмечается ежегодный рост доли расходов на покупку алкогольных напитков, в 2010 году доля расходов составила уже 1,5%.
Необходимо отметить, что наряду с позитивной динамикой некоторых показателей по итогам 2010 года (рост величины денежных доходов, в том числе заработной платы, снижение доли населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума) присутствуют такие факторы, как дифференциация населения по уровню доходов, низкая заработная плата в ряде отраслей экономики. Основные расходы населения направлены на текущее потребление продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости и оплату услуг. Не остается достаточных средств, которые можно было бы направить на сбережения, улучшение жилищных условий, получение образования и медицинской помощи, пополнение имущества и приобретение товаров длительного пользования.
Глава 3. Занятость населения и условия труда
Денежные доходы, в том числе заработная плата, напрямую зависят от обеспечения занятости населения Курганской области.
В 2010 году среднесписочная численность работников по полному кругу организаций Курганской области составила 267,9 тысячи человек. В структуре среднесписочной численности работников наибольшую долю (18,0%) составляют работники обрабатывающих производств, 14,9% - работники отрасли образования, 12,1% - работники учреждений здравоохранения и предоставления социальных услуг, 11,7% - работники, занятые в государственном управлении и обеспечении военной безопасности, 7,9% - работники предприятий транспорта и связи, 7,0% - работники, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг. Доля работников предприятий прочих видов экономической деятельности колеблется в пределах от 0,04% до 6,8%.
В 2010 году на поддержку занятости населения Курганской области выделено около одного миллиарда рублей. Это позволило на начало 2011 года сократить численность официально зарегистрированных безработных на 22%: с 16,0 до 12,5 тысячи человек. Уровень регистрируемой безработицы снизился за 2010 год с 3,5% до 2,8%, что практически соответствует показателю двухлетней давности или докризисному уровню.
Благодаря реализации программ занятости населения в 2010 году создано около 18 тысяч новых рабочих мест, в том числе 3,6 тысячи постоянных. Последовательная работа в этом направлении позволила несколько увеличить среднегодовую численность занятых в экономике Курганской области с 410 тысяч человек в 2009 году до 416 тысяч человек в 2010 году (предварительные данные статистики). Отмечен тренд роста численности лиц, занятых индивидуальным трудом и занятых по найму.
Актуальной проблемой остается состояние условий труда. В Курганской области за 2010 год 573 работника получили травмы на производстве, со смертельным исходом - 22 случая, тяжело травмированы - 54 работника. Почти 30% работающих заняты в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам.
Важным фактором повышения занятости населения, в том числе и на селе, является поддержка трудовой и предпринимательской инициативы населения Курганской области.
В 2010 году объем финансирования мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства превысил 87 миллионов рублей за счет областных и федеральных средств.
Приоритетами при оказании поддержки являются: создание новых рабочих мест, обеспечение социальных гарантий работников, повышение заработной платы, отсутствие задолженности по заработной плате.
В 2010 году было поддержано 146 проектов по созданию собственного бизнеса, что на 31 проект больше, чем в 2009 году. Из федерального и областного бюджетов на данный вид поддержки было выделено 33 миллиона рублей.
Главным итогом реализации мероприятий стало создание более 1100 новых субъектов предпринимательства и около 2800 новых постоянных рабочих мест, таким образом сохранена положительная динамика в развитии малого и среднего предпринимательства. В этой сфере уже работают порядка 30 тысяч субъектов предпринимательства, в них занято более 130 тысяч жителей Курганской области, или 31% от занятого в экономике населения.
Глава 4. Доступность услуг социальной защиты населения, образования, здравоохранения, учреждений культуры и искусства, физической культуры и обеспечение населения жильем
Социальная защита населения способствует поддержанию жизненного уровня прежде всего нетрудоспособных членов общества, многодетных семей и социально уязвимых слоев населения Курганской области. В области социальной политики проводится определенная работа в сфере социально-трудовых отношений, развития системы социального обслуживания населения, обеспечения законодательно установленных государственных гарантий и социальных прав граждан.
В целях снижения административных барьеров и обеспечения доступности государственных услуг внедряются такие технологии, как предоставление мер социальной поддержки и социального обслуживания по принципу "одного окна"; организация работы многофункциональных центров по приему заявлений граждан о предоставлении мер социальной поддержки; организация работы по предоставлению государственных услуг в электронной форме.
В 2010 году осуществлялось назначение и выплата 44 видов социальной поддержки ветеранов, инвалидов, семей с детьми. Численность граждан, получающих меры социальной поддержки, составляет 300 тысяч граждан, или 31,6% от общего количества населения Курганской области. Различные виды пособий в 2010 году предоставлены 117,4 тысячи семей с детьми на общую сумму 728,6 миллиона рублей. По сравнению с 2009 годом расходы на эти цели увеличились на 68,2 миллиона рублей.
Проблемным на территории Курганской области является вопрос обеспечения доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и приспособленной к их нуждам среды жизнедеятельности.
Наиболее важными задачами модернизации регионального образования остаются поддержка системы образования в целях обеспечения условий реализации прав человека на образование и его высокое качество.
Существующая сеть дошкольных образовательных учреждений позволяет охватить только 53,4% детей дошкольного возраста. С учетом других (вариативных) форм оказания услуг населению в сфере дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, микрогруппы на дому родителей) общий охват составляет 64,8%.
Особого внимания и системного решения требует создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования (общего и профессионального) и успешную социализацию для лиц, по состоянию здоровья вынужденных обучаться на дому. В этих целях с 1 сентября 2010 года начало свою работу Государственное казенное общеобразовательное учреждение "Курганская областная средняя общеобразовательная школа дистанционного обучения детей-инвалидов". На конец 2010 года в Государственном казенном общеобразовательном учреждении "Курганская областная средняя общеобразовательная школа дистанционного обучения детей-инвалидов" обучалось 77 детей.
Все более актуальным становится вопрос трудоустройства молодежи. В силу недостаточного опыта работы, отсутствия соответствующих практических навыков и профессионализма молодое поколение менее конкурентоспособно на рынке труда.
В 2011 году произошло сокращение численности выпускников учреждений профессионального образования на 16,0% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. По состоянию на 15 июля 2010 года доля трудоустроившихся выпускников составляла 49,0%, в аналогичном периоде 2011 года - 51,2%. Доля нетрудоустроившихся выпускников сократилась с 6,7% до 4,8%. Нашли работу по полученной специальности 80% трудоустроившихся выпускников 2011 года.
Неотложная задача здравоохранения - обеспечение доступности и качества оказания медицинской помощи. В 2010 году затраты на здравоохранение в Курганской области увеличились в сравнении с 2006 годом в 1,8 раза и доля их в консолидированном бюджете составила 21,5%. Объем средств, направленных на здравоохранение, в среднем на душу населения (с учетом средств обязательного медицинского страхования) также увеличился и составил 6568 рублей.
Положительным фактом является увеличение в 2010 году по сравнению с 2009 годом числа спортивных объектов в Курганской области с 1925 до 2118. Несмотря на позитивную динамику в вопросах строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию спортивных сооружений в Курганской области, проблема в данном направлении сохраняется, так как обеспеченность спортивными залами составляет 52,97% от норматива, плоскостными сооружениями - 68,02%, плавательными бассейнами -1,76%.
По результатам мониторинга эксплуатации спортивных объектов Курганской области выявлены резервы в обеспечении оптимальной эксплуатации спортивных объектов.
Характеризует благосостояние населения в длительном периоде и отражает образ жизни обеспеченность имуществом и жильем.
В Курганской области отмечается рост обеспеченности населения жильем. Если в 2008 году на одного жителя Курганской области приходилось 20,4 квадратного метра жилья, то в 2010 году произошло увеличение до 21,5 квадратного метра жилья на одного жителя.
Рост обеспеченности жильем отмечен как в городской, так и в сельской местности. В 2008 году обеспеченность жильем сельского населения составляла 19,8 квадратного метра жилья на одного жителя, обеспеченность жильем городского населения - 20,9. В 2010 году соответственно 22,1 и 21,2 квадратного метра жилья на одного жителя.
В целях обеспечения доступности обеспечения жильем реализуются следующие направления:
- развивается ипотечное кредитование. С 2008 по 2010 год выдано 1630 ипотечных кредитов, в том числе молодым семьям - 1392 кредита;
- с 2008 по 2010 год для предоставления 1003 субсидий при рождении (усыновлении) ребенка молодым семьям выделено 292 миллиона рублей. В 2010 году субсидию получили 500 семей;
- в 2010 году обеспечены жилыми помещениями 85 граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечены жильем 3225 ветеранов Великой Отечественной войны. На эти цели израсходовано почти 3,1 миллиарда рублей. В настоящее время состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий 1680 ветеранов.
Актуальным является вопрос капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда. С 2008 года через Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Курганскую область поступило 1,7 миллиарда рублей, в том числе на капитальный ремонт многоквартирных домов - 1,2 миллиарда рублей. В 2010 году общая сумма поступивших средств от Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства составила 790 миллионов рублей, что позволило отремонтировать 94 дома, переселить 677 человек из аварийного жилищного фонда. Доля ветхого и аварийного жилья составляет 4%, или 760 тысяч квадратных метров.
Учитывая спектр поставленных проблем, межотраслевой характер мероприятий Концепции, ее направленность на все субъекты системы социальной защиты населения Курганской области, включая учреждения, находящиеся в ведении органов исполнительной власти Курганской области, федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, достижение положительных и стабильных результатов возможно только на основе межведомственного взаимодействия.
Данная Концепция является системой мер, направленных на:
- повышение денежных доходов населения, сокращение уровня бедности населения Курганской области;
- развитие рынка труда, обеспечение занятости населения, улучшение условий и охраны труда;
- обеспечение эффективной социальной поддержки семей с детьми, инвалидов и пожилых граждан, совершенствование мер социального обслуживания, повышение качества предоставляемых социальных услуг населению;
- обеспечение населения жильем;
- солидарное участие органов исполнительной власти Курганской области, общественных организаций и бизнеса в решении социальных проблем.
Таким образом, необходимо продолжить реализацию комплекса мероприятий, направленных на улучшение уровня жизни населения Курганской области.
Раздел III. Цели и принципы Концепции
Целями Концепции являются:
- сокращение уровня бедности населения,
- снижение дифференциации населения по уровню доходов,
- повышение социальной защищенности малоимущих граждан, содействие занятости граждан в современных условиях.
В основу политики улучшения уровня жизни населения Курганской области положены следующие принципы:
- комплексность решения задач - мероприятия в этой сфере должны охватывать направления в их взаимосвязи;
- концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;
- мониторинг показателей, характеризующих уровень жизни;
- многоуровневый подход к организации мероприятий с учетом как общих потребностей населения Курганской области в целом, так и специфических потребностей населения муниципальных районов и городских округов Курганской области, отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп;
- руководство принципами частно-государственного партнерства.
Раздел IV. Задачи и основные направления политики улучшения уровня жизни населения Курганской области на 2011-2015 годы
Основными задачами Концепции являются:
- повышение доходов населения, содействие росту заработной платы и легализации ее выплаты, реформирование систем оплаты труда в отраслях бюджетной сферы, развитие системы социального партнерства;
- эффективное регулирование рынка труда, содействие занятости населения, улучшение условий труда;
- формирование эффективной, ориентированной на конечный результат системы предоставления социальных услуг, обеспечение доступности и качества услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры и искусства, физической культуры и спорта;
- улучшение жилищных условий граждан;
- создание механизмов, способствующих усилению социальной ответственности бизнеса, развитие благотворительности;
- информационно-аналитическое обеспечение мероприятий по улучшению уровня жизни населения, расширение доступа населения к социально значимой информации.
Исходя из необходимости увеличения среднедушевых доходов населения, повышения эффективности действующих программ социальной поддержки населения, совершенствования системы социального обслуживания населения, активизации социального партнерства, улучшения качества и обеспечения доступности социальных услуг, выделяются приоритетные направления улучшения уровня жизни населения, указанные в мероприятиях по плану согласно приложению к настоящей Концепции.
На решение задачи повышения денежных доходов населения направлены мероприятия, предусматривающие реализацию Областного трехстороннего соглашения между Правительством Курганской области, Объединением организаций профессиональных союзов "Федерация профсоюзов Курганской области" и Курганским региональным объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей" на 2011-2013 годы; ежегодную разработку и реализацию Соглашения о поэтапном доведении размера минимальной заработной платы в Курганской области до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения; мероприятия, способствующие росту заработной платы в бюджетном и реальном секторах экономики.
На решение задачи по содействию занятости населения и улучшению условий труда направлены мероприятия по реализации программ занятости и улучшения условий труда; реализация комплекса мер по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, а также увеличение числа рабочих мест.
На решение задачи по совершенствованию мер социальной поддержки и социального обслуживания населения направлены мероприятия, предусматривающие поддержку семей, имеющих детей, одаренных детей и других категорий граждан, нуждающихся в оказании мер социальной поддержки и социального обслуживания.
На решение задачи по обеспечению доступности социальных услуг населению направлены мероприятия по обеспечению доступности учреждений образования и здравоохранения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, по расширению возможности обеспечения детей местами в дошкольных образовательных учреждениях, по совершенствованию предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания, по обеспечению доступности для граждан спортивных объектов, а также объектов культуры и искусства.
На решение задачи по улучшению жилищных условий граждан направлены мероприятия по увеличению объемов строительства доступного жилья; по обеспечению жильем отдельных категорий граждан; по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда; по развитию социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений.
На решение задачи по повышению социальной ответственности бизнеса и развитию благотворительности направлены мероприятия, предусматривающие взаимодействие органов исполнительной власти Курганской области с общественными объединениями и работодателями Курганской области.
На решение задачи по мониторингу показателей, характеризующих уровень жизни населения Курганской области, направлены мероприятия, предусматривающие не только осуществление мониторинга показателей, характеризующих уровень жизни населения Курганской области, но и использование полученных данных при разработке муниципальных целевых программ в Курганской области органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области; а также проведение социологических исследований и мониторинга качества предоставляемых услуг с целью получения информации о качестве услуг.
Раздел V. Информационное обеспечение реализации настоящей Концепции
Информационно-аналитическое обеспечение реализации настоящей Концепции предполагает использование данных текущего государственного статистического учета показателей, характеризующих уровень жизни населения Курганской области, выборочных обследований.
Важным условием динамичного экономического и социального развития Курганской области является оперативное и качественное информационно-аналитическое обеспечение органов исполнительной власти Курганской области, способствующее принятию своевременных и эффективных мер в области социальной политики. В этих целях осуществляется мониторинг уровня жизни населения.
Значимым фактором улучшения уровня жизни является информирование населения о состоянии рынка труда и возможностях трудоустройства, об услугах, предоставляемых в сфере образования, здравоохранения, культуры, мерах социальной поддержки социального и бытового обслуживания граждан через официальные сайты органов исполнительной власти Курганской области и портал государственных услуг.
Раздел VI. Механизмы реализации Концепции
Реализацию политики улучшения уровня жизни населения Курганской области на 2011-2015 годы предполагается осуществлять путем:
- реализации комплексных, целевых программ Курганской области и ведомственных целевых программ в Курганской области;
- постоянного мониторинга и анализа показателей, характеризующих уровень жизни населения Курганской области;
- координации действий органов исполнительной власти Курганской области органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию), направленных на улучшение уровня жизни населения Курганской области.
Раздел VII. Оценка ожидаемой эффективности реализации Концепции
Реализация Концепции осуществляется поэтапно:
1 этап - 2011-2013 годы
2 этап - 2014-2015 годы.
Таблица 6. Прогноз основных показателей ожидаемой эффективности реализации Концепции
|
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Темп роста среднедушевого денежного дохода, % к предыдущему году |
110,7 |
110,8 |
109,8 |
107,0 |
107,0 |
Заработная плата одного работника (номинальная начисленная), рублей |
14408 |
16140 |
17640 |
19280 |
21010 |
Темп роста среднемесячной заработной платы одного работника, % к предыдущему году |
108,9 |
112,0 |
109,3 |
109,3 |
109,0 |
Реальная начисленная заработная плата с учетом индекса потребительских цен, % к предыдущему году |
101,5 |
103,0 |
103,1 |
103,3 |
103,8 |
Доля населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума, % |
16,8 |
16,7 |
16,7 |
16,5 |
16,0 |
Реализация политики улучшения уровня жизни населения Курганской области на 2011-2015 годы позволит:
на первом этапе реализации Концепции (2011-2013 годы):
- ликвидировать задолженность по заработной плате;
- обеспечить ежегодный рост реальной заработной платы на уровне 101,5-103,1%;
- сократить уровень бедности населения до 16,7%;
на втором этапе реализации Концепции (2014-2015 годы):
- обеспечить рост реальной заработной платы на уровне 103,3-103,8%;
- сократить уровень бедности населения до 16,0%.
Приложение
к концепции улучшения уровня жизни населения
Курганской области на 2011-2015 годы
План
мероприятий концепции улучшения уровня жизни населения Курганской области на 2011-2015 годы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный за исполнение |
Раздел I. Повышение денежных доходов населения | |||
1. |
Реализация Областного трехстороннего соглашения между Правительством Курганской области, Объединением организаций профессиональных союзов "Федерация профсоюзов Курганской области" и Курганским региональным объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей" на 2011-2013 годы |
2011-2013 годы |
Правительство Курганской области, органы исполнительной власти Курганской области, Объединение организаций профессиональных союзов "Федерация профсоюзов Курганской области" (по согласованию), Курганское региональное объединение работодателей Союз промышленников и предпринимателей" (по согласованию) |
2. |
Разработка и реализация Соглашения о поэтапном доведении размера минимальной заработной платы в Курганской области до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения |
Ежегодно |
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области, Объединение организаций профессиональных союзов "Федерация профсоюзов Курганской области" (по согласованию), Курганское региональное объединение работодателей "Союз промышленников и предпринимателей" (по согласованию) |
3. |
Организация работы трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Курганской области |
Ежеквартально |
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области |
4. |
Организация работы межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов оплаты труда с приглашением работодателей, имеющих задолженность по заработной плате и выплачивающих заработную плату работникам ниже установленной Соглашением о поэтапном доведении размера минимальной заработной платы в Курганской области до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения |
Ежеквартально |
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области |
5. |
Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства, малых форм хозяйствования на селе, заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции в целях создания рабочих мест и повышения уровня жизни сельского населения |
2011-2015 годы |
Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области (по согласованию), предприятия сельского хозяйства Курганской области (по согласованию) |
6. |
Поэтапный перевод муниципальных общеобразовательных учреждений и общеобразовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, на новую отраслевую систему оплаты труда |
2011-2012 годы |
Главное управление образования Курганской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области (по согласованию) |
7. |
Выплата подъемного пособия педагогическим работникам после окончания ими по очной форме обучения государственных образовательных учреждений высшего профессионального или среднего профессионального образования, заключившим трудовой договор на срок не менее трех лет о работе по специальностям в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования или основного общего образования, расположенном в городах районного подчинения, поселках городского типа районного подчинения, сельсоветах Курганской области |
2011-2015 годы |
Главное управление образования Курганской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области (по согласованию) |
8. |
Предоставление выплат в сфере здравоохранения, в том числе: - денежных выплат врачам-специалистам государственных учреждений здравоохранения; - денежных выплат фельдшерам, работающим в государственных учреждениях здравоохранения и выполняющим функции участковых врачей и врачей общей практики |
2011-2015 годы |
Департамент здравоохранения Курганской области |
9. |
Увеличение размера ежемесячной доплаты к пенсии родителям лиц, погибших (умерших) вследствие участия в боевых действиях в Афганистане, пособие погибших (умерших) вследствие выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона |
2011-2015 годы |
Главное управление социальной защиты населения Курганской области |
Раздел II. Содействие занятости населения и улучшения условий труда | |||
10. |
Реализация мероприятий ведомственной целевой программы Главного управления по труду и занятости населения Курганской области "Содействие занятости населения Курганской области на 2011-2013 годы" |
2011-2013 годы |
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области, государственные учреждения - центры занятости населения (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области (по согласованию) |
11. |
Реализация мероприятий целевой программы Курганской области "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Курганской области в 2011 году" |
2011 год |
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области, государственные учреждения - центры занятости населения (по согласованию), Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области, Главное управление образования Курганской области, органы исполнительной власти Курганской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области (по согласованию), организации Курганской области (по согласованию) |
12. |
Ежегодное проведение областного конкурса на лучшее состояние условий и охраны труда |
2011-2015 годы |
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области |
13. |
Организация работы комиссии по охране труда при Правительстве Курганской области |
2011-2015 годы |
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области |
14. |
Реализация мероприятий целевой программы Курганской области "О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области на 2009-2011 годы" |
2011 год |
Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области, органы исполнительной власти Курганской области |
15. |
Разработка целевой программы Курганской области "О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области на 2012-2014 годы" |
2011 год |
Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области |
16. |
Содействие развитию движения студенческих отрядов, в том числе по развитию движения строительных, педагогических отрядов: слеты, фестивали, обучение дополнительным специальностям, медицинские осмотры, школа вожатых |
2011-2015 годы |
Главное управление образования Курганской области |
17. |
Развитие "института" приемных родителей, принимающих на воспитание детей на условиях возмездной опеки |
2011-2015 годы |
Главное управление образования Курганской области |
18. |
Увеличение числа рабочих мест за счет создания новых производств, внедрения на предприятиях инвестиционных и инновационных проектов |
2011-2015 годы |
Департамент промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области |
19. |
Предоставление коммерческим организациям в возмездное пользование помещений из государственной собственности Курганской области с целью организации дополнительных рабочих мест в рамках ведомственной целевой программы Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области "Управление государственным имуществом Курганской области на 2012-2014 годы" |
2012-2014 годы |
Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области |
Раздел III. Совершенствование мер социальной поддержки и социального обслуживания населения | |||
20. |
Выплата денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях |
2011-2015 годы |
Главное управление образования Курганской области |
21. |
Выплата единовременных денежных пособий гражданам, усыновившим (удочерившим) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2011-2015 годы |
Главное управление образования Курганской области |
22. |
Осуществление единовременных выплат одаренным детям |
2011-2015 годы |
Главное управление образования Курганской области |
23. |
Выплата областных премий для детей, проявивших выдающиеся способности в области образования, искусства и спорта |
2011-2015 годы |
Главное управление образования Курганской области |
24. |
Создание приемных семей для пожилого человека в семьях трудоспособных граждан в государственных учреждениях-комплексных центрах социального обслуживания населения Курганской области |
2011-2015 годы |
Главное управление социальной защиты населения Курганской области |
25. |
Распространение по Курганской области и реализация технологии "Самообеспечение" |
2011-2015 годы |
Главное управление социальной защиты населения Курганской области, учреждения социальной помощи семье и детям Курганской области (по согласованию) |
26. |
Оказание материальной помощи на улучшение питания семьям, воспитывающим восемь и более несовершеннолетних детей |
2011-2015 годы |
Главное управление социальной защиты населения Курганской области, учреждения социальной помощи семье и детям Курганской области (по согласованию) |
Раздел IV. Обеспечение доступности социальных услуг населению | |||
27. |
Устройство входных групп в учреждениях здравоохранения Курганской области |
2011-2015 годы |
Департамент здравоохранения Курганской области |
28. |
Обеспечение доступности помещений образовательных учреждений для передвижения и пребывания детей-инвалидов |
2011-2015 годы |
Главное управление образования Курганской области |
29. |
Строительство новых дошкольных образовательных учреждений |
2011-2015 годы |
Главное управление образования Курганской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области (по согласованию) |
30. |
Восстановление ранее закрытых дошкольных образовательных учреждений |
2011-2015 годы |
Главное управление образования Курганской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области (по согласованию) |
31. |
Открытие стационарных дошкольных групп при функционирующих образовательных учреждениях |
2011-2015 годы |
Главное управление образования Курганской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области (по согласованию) |
32. |
Открытие и функционирование групп кратковременного пребывания детей при образовательных учреждениях |
2011-2015 годы |
Главное управление образования Курганской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области (по согласованию) |
33. |
Организация работы Государственного казенного общеобразовательного учреждения "Курганская областная средняя общеобразовательная школа дистанционного обучения детей-инвалидов" |
2011-2015 годы |
Главное управление образования Курганской области |
34. |
Предоставление мер социальной поддержки и социального обслуживания по принципу "одного окна" |
2011-2015 годы |
Главное управление социальной защиты населения Курганской области |
35. |
Организация работы многофункциональных центров по приему заявлений граждан о предоставлении мер социальной поддержки |
2011-2015 годы |
Главное управление социальной защиты населения Курганской области |
36. |
Организация работы по предоставлению государственных услуг в электронной форме |
2011-2015 годы |
Главное управление социальной защиты населения Курганской области |
37. |
Строительство, ремонт и реконструкция спортивных объектов |
2011-2015 годы |
Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области |
38. |
Реализация целевой программы Курганской области "Культура Зауралья (2009-2013 гг.)" |
2011-2013 годы |
Управление культуры Курганской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области (по согласованию), государственные учреждения культуры, искусства и кинематографии и муниципальные учреждения культуры (по согласованию), образовательные учреждения сферы культуры (по согласованию), организации Курганской области (по согласованию), участвующие в реализации мероприятий Программы на конкурсной основе |
Раздел V. Улучшение жилищных условий граждан | |||
39. |
Увеличение объемов строительства жилья в Курганской области |
Ежегодно |
Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области (по согласованию), строительные организации Курганской области (по согласованию) |
40. |
Обеспечение жильем на территории Курганской области категорий граждан, установленных федеральным законодательством в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" |
2011-2015 годы |
Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области (по согласованию) |
41. |
Проведение капитального ремонта многоквартирных домов |
2011-2012 годы |
Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области (по согласованию) |
42. |
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда |
2011-2012 годы |
Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области (по согласованию) |
43. |
Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны |
2011 годы |
Главное управление социальной защиты населения Курганской области |
44. |
Осуществление мероприятий по приобретению жилья для молодых специалистов |
2011 год |
Департамент здравоохранения Курганской области |
45. |
Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2011-2015 годы |
Главное управление образования Курганской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области (по согласованию) |
46. |
Предоставление субсидий на строительство (приобретение на первичном рынке) жилья молодым семьям, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим в сельской местности |
2011-2015 годы |
Главное управление образования Курганской области, Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области |
47. |
Развитие социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений |
2011-2015 годы |
Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области (по согласованию) |
Раздел VI. Повышение социальной ответственности бизнеса и благотворительность | |||
48. |
Взаимодействие с Курганским областным общественным благотворительным фондом содействия защите материнства и детства "Мама" |
2011-2015 годы |
Главное управление социальной защиты населения Курганской области |
49. |
Проведение областного конкурса "Коллективный договор, эффективность производства - основа защиты социально-трудовых прав граждан" и активизация участия в нем промышленных организаций Курганской области |
2012-2015 годы |
Департамент промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области, Главное управление по труду и занятости населения Курганской области |
50. |
Проведение областного конкурса "За высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства" |
2012-2015 годы |
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области |
Раздел VII. Мониторинг показателей, характеризующих уровень жизни населения Курганской области | |||
51. |
Осуществление мониторинга показателей, характеризующих уровень жизни населения Курганской области |
Ежеквартально |
Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курганской области (по согласованию) |
52. |
Использование основных показателей, характеризующих уровень жизни населения Курганской области, при разработке муниципальных целевых программ в Курганской области органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области |
Ежегодно |
Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области (по согласованию) |
53. |
Проведение социологических исследований и мониторинга качества предоставляемых услуг с целью получения информации о качестве услуг |
2011-2015 годы |
Органы исполнительной власти Курганской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области (по согласованию) |
Раздел VIII. Информационно-аналитическое обеспечение мероприятий по улучшению уровня жизни населения | |||
54. |
Подготовка ежегодного отчета о ходе реализации концепции улучшения уровня жизни населения Курганской области на 2011-2015 годы |
2011-2015 годы |
Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области, органы исполнительной власти Курганской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области (по согласованию) |
55. |
Подготовка информационно-аналитических материалов по вопросам реализации концепции улучшения уровня жизни населения Курганской области на 2011-2015 годы для средств массовой информации |
2011-2015 годы |
Пресс-служба Губернатора Курганской области, Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области |
56. |
Организация пресс-конференций по вопросам реализации концепции улучшения уровня жизни населения Курганской области на 2011-2015 годы |
2011-2015 годы |
Пресс-служба Губернатора Курганской области, Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области |
57. |
Размещение информации о реализации мероприятий концепции улучшения уровня жизни населения Курганской области на 2011-2015 годы на официальных сайтах органов исполнительной власти Курганской области, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области |
2011-2015 годы |
Органы исполнительной власти Курганской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области (по согласованию) |
58. |
Размещение информации о мерах социальной поддержки и социального обслуживания граждан на официальном сайте Главного управления социальной защиты населения Курганской области |
2011-2015 годы |
Главное управление социальной защиты населения Курганской области |
59. |
Обеспечение информационного сопровождения реализации концепции улучшения уровня жизни населения Курганской области на 2011-2015 годы, деятельности органов исполнительной власти Курганской области, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, направленной на улучшение уровня жизни населения Курганской области |
2011-2015 годы |
Комитет по печати и средствам массовой информации Курганской области, средства массовой информации муниципальных районов и городских округов Курганской области (по согласованию) |
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Курганской области от 13 сентября 2011 г. N 295-р "О концепции улучшения уровня жизни населения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.