Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Финансовое обеспечение деятельности учреждений здравоохранения Курганской области и муниципальных учреждений здравоохранения
Финансовое обеспечение деятельности учреждений здравоохранения Курганской области и муниципальных учреждений здравоохранения осуществляется в соответствии с полномочиями, определенными законодательством Российской Федерации и Курганской области.
Источниками финансирования учреждений здравоохранения Курганской области и муниципальных учреждений здравоохранения являются средства консолидированного бюджета Курганской области, средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курганской области, доходы медицинских организаций, полученные от осуществления ими в установленном порядке предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Задачей органов и учреждений здравоохранения Курганской области и муниципальных учреждений здравоохранения является улучшение качества администрирования бюджетных расходов и аудит их эффективности. Адресность и персонификация расходов - это единственный способ, который дает > возможность отказаться от традиционных подходов к финансированию статей бюджета и перейти к финансированию качества и объемов оказываемой медицинской помощи.
В 2009 году увеличено финансирование здравоохранения до 5 802 миллионов рублей (2008 год - 5 233 миллионов рублей) - рост на 10,9%.
Удельный вес бюджетных средств составляет 51,7%, доля средств обязательного медицинского страхования - 48,3%. Доля затрат на здравоохранение в консолидированном бюджете Курганской области в 2009 году составила 21,7%. С учетом средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности расход здравоохранения на душу населения составил б 089,9 рубля (2008 год - 5 448,8 рубля).
Темпы роста расходов на здравоохранение в областном бюджете
Показатели финансирования здравоохранения |
Годы |
|||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
|
Доля затрат на здравоохранение в бюджете Курганской области, процент |
23,3 |
23,1 |
20,7 |
21,7 |
Затраты на здравоохранение, миллион рублей |
3 654 |
4 262 |
5 233 |
5 802 |
Темпы роста финансирования, процент |
141,8 |
116,6 |
122,8 |
110,9 |
Дефицит территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Курганской области бесплатной медицинской помощи, процент |
37,3 |
27,9 |
22,8 |
41,3 |
Расходы Курганской области (бюджет), тысяча рублей |
15 658,0 |
18460,1 |
25276,6 |
26722,7 |
Темпы роста расходов на здравоохранение обусловлены дополнительным выделением средств на повышение заработной платы работникам здравоохранения, на оплату коммунальных расходов, поддержание материально-технической базы медицинских учреждений (приобретение медицинского оборудования, оргтехники, проведение капитальных ремонтов).
Одним из приоритетных направлений финансирования здравоохранения являются расходы на повышение заработной платы медицинским работникам. Среднемесячная заработная плата по отрасли в 2009 году составила 9 647 рублей, что выше уровня 2008 года на 6,8%, в том числе: врачей - 21 666 рублей (выше уровня 2008 года на 4,2%), среднего медперсонала - 9 662 рубля (выше уровня 2008 года на 6,3%).
Уровень финансирования здравоохранения Курганской области в условиях растущей стоимости медицинской помощи остается ниже необходимого.
Ежегодно постановлением Правительства Курганской области утверждается Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Курганской области бесплатной медицинской помощи (далее - ТПГГ) и как ее составная часть - территориальная программа обязательного медицинского страхования (далее - программа ОМС).
ТПГГ на 2011 год утверждена постановлением Правительства Курганской области от 27 декабря 2010 года N 621 "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Курганской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год".
Финансирование ТПГГ ежегодно увеличивается. Расходы на ее реализацию возросли в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 16,9%, в части программы ОМС рост составил 9,29%; в 2008 году по сравнению с 2007 годом рост составил 19,7 %, в части программы ОМС - на 16%; в 2009 году по сравнению с 2008 годом рост составил 9%, в части программы ОМС - на 20%.
Утвержденная стоимость ТПГГ на 2010 год выше исполнения ТПГГ 2009 года на 23,2%. Утвержденная стоимость программы ОМС на 2010 год - 3 600,3 миллиона рублей, в том числе: за счет средств консолидированного бюджета Курганской области на расходы, не включенные в тариф обязательного медицинского страхования, работающих в системе обязательного медицинского страхования медицинских организаций, в сумме 498,9 миллиона рублей, за счет средств обязательного медицинского страхования - 3101,4 миллиона рублей.
В 2010 году разница между потребностью в финансировании ТПГГ, рассчитанной в соответствии с установленными федеральными нормативами и ее утвержденной стоимостью, составляет 3 062,3 миллиона рублей (37,6 процента), что ниже уровня 2009 года.
Анализ стоимости ТПГГ в 2007-2010 годах
Наименование показателя |
Годы |
|||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Расчетная стоимость ТПГГ (миллион рублей) |
4 341,4 |
4 906,9 |
8 241,1 |
8 133,8 |
в том числе программа ОМС (миллион рублей) |
2 181,6 |
2 491,8 |
4 408,1 |
4 388,2 |
Стоимость ТПГГ (миллион рублей) |
3 131,1 |
3840,66 |
4114,69 |
4590,74 |
в том числе программа ОМС (миллион рублей) |
1 649,8 |
1979,34 |
2307,38 |
2621,41 |
Дефицит ТПГГ (миллион рублей/процент) |
1210,3/27,9 |
1 120,8/22,8 |
3 407,5/41,3 |
3 062,3/37,6 |
в том числе программа ОМС (миллион рублей/процент) |
531,9/24,4 |
372,9/15 |
1 377,0/31,2 |
1 286,8/29,3 |
Объемы медицинской помощи, оказываемой населению Курганской области, по видам медицинской помощи в расчете на 1 жителя
Наименование показателя |
Единица измерения |
Год |
|||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Объем стационарной медицинской помощи |
койко-день |
2,640 |
2,640 |
2,660 |
2,628 |
Объем амбулаторной медицинской помощи |
посещение |
7,450 |
7,450 |
7,578 |
7,640 |
Объем медицинской помощи в дневных стационарах всех типов |
пациенто-день |
0,560 |
0,550 |
0,531 |
0,530 |
Объем скорой медицинской помощи |
вызов |
0,350 |
0,343 |
0,363 |
0,370 |
Объемы медицинской помощи в 2009 году не отличаются от уровня 2008 года. Несмотря на то, что увеличился объем медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, он составляет 82 процента от федерального норматива. Исполнение этого показателя не достигается ввиду кадрового дефицита.
Стоимость посещения в 2009 году выросла по сравнению с 2008 годом на 22,7 процента, но по отношению к федеральному нормативу составляет 56,6 процента.
Стоимость единицы объема стационарной медицинской помощи выросла по сравнению с 2008 годом на 5,9 процента, но по отношению к федеральному нормативу составляет 53,7 процента.
В реализации программы ОМС в 2010 году участвовало 55 медицинских организаций, что составляет 60,4 процента от всех медицинских организаций, реализующих территориальную программу государственных гарантий на территории Курганской области.
Большая часть медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования, в 2010 году являлись муниципальными (42 медицинских организации, из которых 26 - сельские), оказывающими в основном первичную медико-санитарную помощь населению, проживающему на территории муниципального образования (территориальный принцип обслуживания).
С 1 января 2011 года в системе обязательного медицинского страхования работают: 50 государственных, 2 федеральных учреждения здравоохранения, 2 учреждения негосударственной формы собственности.
Необходимо привлечение в систему обязательного медицинского страхования медицинских организаций различных форм собственности с целью реализации права выбора гражданина медицинской организации для оказания ему первичной медико-санитарной медицинской помощи, ее доступности и качества оказания.
При анализе исполнения нормативов объемов медицинской помощи в 2010 году отмечается выполнение объемов медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях по отношению к нормативам, утвержденным ТПГГ, и неисполнение нормативов объемов медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях и в условиях дневных стационаров.
С 2007 по 2009 год объем медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях, снизился. Темп снижения составил около 5 процентов. Показатель объема медицинской помощи, оказанной в дневных стационарах всех типов стабилен с тенденцией к увеличению (темп прироста составил 15 процентов). Отсутствие темпов роста объемов медицинской помощи в амбулаторных условиях связано с дефицитом врачебных кадров, схемы выравнивания финансовой обеспеченности муниципальных образований, материальной заинтересованности медицинских работников в объемах и качестве оказанной медицинской помощи при существующем способе финансирования поликлинической помощи.
Структура расходов средств обязательного медицинского страхования
(руб.) | |||
Виды медицинских организаций |
Год |
||
2008 |
2009 |
2010 |
|
Медицинская помощь в муниципальных учреждениях здравоохранения |
630 702 214,6 (70,1%) |
788 939 937,7 (71%) |
978 584 578,2 (72%) |
Медицинская помощь в учреждениях здравоохранения Курганской области |
258 372 608,5 (28,7%) |
305 494 933,1 (27,6%) |
356 995 089,3 (26,3%) |
Медицинская помощь в других медицинских организациях |
11 065 162,8 (1,2%) |
15 683 346,3 (1,4%) |
22 999 137,7 (1,7%) |
Всего |
900 139 985,9 |
1 110118110,1 |
1 358 578 804,2 |
С 2008 года до 72 процентов всех финансовых потоков системы ОМС направлено на финансирование медицинской помощи, оказанной в муниципальных учреждениях здравоохранения, 26 процентов - на финансирование медицинской помощи, оказанной в государственных учреждениях здравоохранения (показатель ежегодно снижается), и до 1,7 процента средств в 2010 году направлено на оказание медицинской помощи в учреждениях здравоохранения других форм собственности (прирост показателя на 50 процентов в сравнении с 2008 годом). Расходы на оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (на примере центральных районных больниц) в зависимости от условий ее оказания свидетельствуют о необходимости создания механизмов сдерживания расходов на дорогостоящий стационарный вид медицинской помощи, включающих сокращение длительности госпитализации до уровня фактически достигнутых результатов; выделение длительности интенсивного этапа лечения; выведение некоторых видов заболеваний только на амбулаторный этап или в дневные стационары; активное использование методов медицинской реабилитации после перенесенных острых заболеваний и травм.
Структура расходов средств обязательного медицинского страхования по условиям оказания медицинской помощи
Условия оказания медицинской помощи |
Год |
||
2008 |
2009 |
2010 |
|
Амбулаторно-поликлиническая помощь |
29,5% |
33,7% |
37,6% |
Круглосуточные стационары |
64,2% |
59,5% |
55% |
Дневные стационары всех типов |
5,1% |
5,3% |
5,7% |
Межтерриториальные расчеты |
1,1% |
1,5% |
1,7% |
Всего |
100% |
100% |
100% |
Фактически сложившиеся нормативы не достигают показателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 года N 782 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год".
На основании проведенного анализа материально-технического, кадрового, информационного и финансового обеспечения учреждений здравоохранения Курганской области в рамках Программы определены мероприятия, предусматривающие решение следующих основных задач:
- укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения;
- внедрение современных информационных систем в здравоохранение;
- внедрение стандартов оказания медицинской помощи.
Концептуальные направления Программы определены с учетом значимости ресурсного обеспечения учреждений здравоохранения и стандартизации медицинской помощи в вопросе улучшения демографической ситуации в Курганской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.