Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжением Правительства Курганской области от 8 февраля 2011 г. N 18-р в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к распоряжению Правительства Курганской области
от 22 декабря 2008 г. N 543-р
"О территориальной программе Курганской области
"Развитие и использование минерально-сырьевой
базы Курганской области на 2009-2013 годы"
(с изменениями от 24 августа 2009 г., 8 февраля 2011 г.)
Паспорт
территориальной программы Курганской области "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Курганской области на 2009-2013 годы" (далее - программа).
24 августа 2009 г., 13 апреля 2010 г., 8 февраля 2011 г.
Наименование программы |
Развитие и использование минерально-сырьевой базы Курганской области на 2009-2013. |
Основание для разработки программы |
Статья 4 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", статьи 7 и 8 Закона Курганской области от 3 марта 2008 года N 335 "О недропользовании в Курганской области". |
Разработчик программы |
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области. |
Исполнители мероприятий программы |
Организации, привлекаемые к выполнению работ на конкурсной основе, недропользователи в соответствии с условиями недропользования. |
Главный распорядитель средств бюджета Курганской области |
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области. |
Цели и задачи программы: |
- устойчивое развитие и рациональное использование минерально-сырьевой базы Курганской области; - обеспечение потребностей экономики и населения Курганской области в минеральном сырье; - улучшение обеспечения населения питьевой водой; - разведка месторождений общераспространенных полезных ископаемых и питьевых подземных вод; - охрана недр. |
Сроки реализации программы |
2009-2013 годы. |
Объемы и источники финансирования: |
Областной бюджет: 2009 год - 4 482,0 тыс. рублей; 2010 год - 4 409,0 тыс. рублей; 2011 год - 6 765,0 тыс. рублей; 2012 год - 7 522,0 тыс. рублей; 2013 год - 7 522,0 тыс. рублей; итого: 30 700,0 тыс. рублей; средства недропользователей (по согласованию). |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Повышение качества жизни населения Курганской области за счет роста эффективности недропользования. |
Контроль за исполнением программы |
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области |
I. Содержание проблем и обоснование необходимости их решения программой
Программа направлена на последовательное воспроизводство (развитие) минерально-сырьевой базы Курганской области путем проведения геологоразведочных работ за счет различных источников финансирования, эффективное и рациональное использование минерально-сырьевой базы и на охрану недр.
Мероприятия программы содержат три раздела: раздел I - развитие минерально-сырьевой базы Курганской области (геолого-разведочные работы), раздел II - использование минерально-сырьевой базы Курганской области, раздел III - охрана недр. В рамках развития минерально-сырьевой базы планируются организация и проведение геолого-разведочных работ на питьевые и технические подземные воды и общераспространенные полезные ископаемые (далее также - ОПИ). Мероприятия по использованию минерально-сырьевой базы предусматривают подготовку перечня участков недр, находящихся в распоряжении Курганской области, планируемых к предоставлению в пользование. Охрана недр предусматривает мероприятия, направленные на защиту и охрану недр от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
1. Развитие минерально-сырьевой базы Курганской области (геолого-разведочные работы)
Водоснабжение населения Курганской области, особенно ее восточных районов, продолжает оставаться неудовлетворительным, а в некоторых населенных пунктах - критическим. Прекращение работы Пресновского группового водопровода, обеспечивающего водоснабжение юго-восточных районов Курганской области, значительно осложнило эту проблему. В некоторых восточных и юго-восточных районах вода завозится из озер и копаней. Поверхностные водные объекты, кроме реки Тобол, не пригодны для организации хозяйственно-питьевого водоснабжения населения из-за качества воды в них.
В то же время, по данным выполненной в 2001 году работы "Оценка обеспеченности эксплуатационными запасами и ресурсами подземных вод населения Курганской области" (Герасименко Б.Н. 2001 г.), общая величина прогнозных эксплуатационных ресурсов пресных подземных вод на территории Курганской области составляет 1770 тыс. куб. м/сут. Ранее по результатам проведенных геофизических работ методом ВЭЗ (вертикальное электрическое зондирование) была составлена карта минерализации первого от поверхности водоносного комплекса Курганской области, иллюстрирующая площадное распространение подземных вод разной степени минерализации, в том числе пресных вод (линзы пресных вод). Такие линзы требуют проверки буровыми работами, а воды - их дополнительного лабораторного исследования.
Вышеизложенные материалы являются достаточным основанием для постановки поисково-оценочных работ на перспективных на пресные подземные воды участках недр с целью изучения, подсчета запасов подземных вод, постановки их на государственный баланс и предоставления такого водного объекта для водоснабжения конкретного пункта в установленном порядке. Перечень таких мероприятий, финансируемых за счет средств бюджета Курганской области, содержит настоящая программа.
Кроме того, некоторые месторождения подземных вод (Шадринское, Миасское, Далматовское и другие) эксплуатируются больше нормативного срока (25 лет), а такие природные элементы в подземной воде, как бор и бром во время разведки месторождений не определялись. Эти обстоятельства обязывают проводить повторное изучение таких месторождений с целью установления их перспектив для хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Недра Курганской области, кроме изученных и поставленных на баланс месторождений ОПИ, содержат целый ряд проявлений ОПИ (кирпичных глин, строительного песка и камня, торфа). Геологическая информация по таким участкам недр достаточна для предоставления их в пользование с целью разведки за счет собственных средств недропользователей и последующей добычи (совмещенные лицензии). Такие мероприятия включены в раздел I приложения к программе. Они также направлены на воспроизводство минерально-сырьевой базы Курганской области за счет привлеченных средств.
2. Использование минерально-сырьевой базы Курганской области
Курганская область богата запасами и ресурсами ОПИ, а строительная индустрия области имеет сырьевую базу для производства кирпича, керамзита, черепицы, облицовочной плитки, железобетонных изделий, щебня. В настоящее время в Курганской области имеется 50 разведанных месторождений кирпичных глин с суммарными балансовыми запасами 61,9 млн. куб. м; строительных песков - 65,5 млн. куб. м; а также 2 месторождения строительного камня - 156,9 млн. куб. м. Базальты и липариты Синарского месторождения пригодны для получения бутового камня и щебня. Кварцевые порфиры Першинского месторождения пригодны для производства щебня в промышленном и автодорожном строительстве.
Но использование этой минерально-сырьевой базы, т. е. добыча строительного камня, песка, кирпичных глин, торфа в настоящее время расценивается как неудовлетворительное. По состоянию на 1 ноября 2008 года в Курганской области зарегистрировано 43 лицензии, по которым предоставлено право добычи этих видов полезных ископаемых. Но недропользователи не в полной мере используют это право. Так, в 2007 году в Курганской области добыто 323 тыс. куб. м. строительного камня, всего лишь 23 тыс. куб. м кирпичных глин, 143 тыс. куб. м строительного песка, добыча торфа не ведется.
В целях стимулирования развития горнодобывающих предприятий программными мероприятиями раздела II приложения к программе предусмотрен перечень участков недр, находящихся в распоряжении Курганской области, планируемых к предоставлению в пользование.
3. Охрана недр
Следующая проблема - за последние 10-20 лет многие предприятия, особенно сельские, развалились. Скважины, которые в 60-80-е годы прошлого столетия были пробурены для них, давно списаны с баланса, а потому при ликвидации предприятий утеряны в учете и фактически заброшены. В результате за эти годы многие скважины оказались бесхозяйными, в том числе и в контуре месторождений, что является большой угрозой засорения водоносных горизонтов. Среди них насчитывается около 90 самоизливающихся скважин, которые приводят к истощению водоносного горизонта и заболачиванию окружающей местности, а также являются источниками загрязнения подземных вод.
Недра Курганской области нуждаются в постоянном системном наблюдении и охране. Негативное воздействие на недра оказывают бесхозяйные самоизливающиеся скважины, в большом количестве оставшиеся после прекращения деятельности, прежде всего, колхозов и совхозов, а также промышленных предприятий. Такие скважины истощают запасы и ресурсы подземных вод, в большинстве случаев питьевых подземных вод, создают реальную угрозу их загрязнения и заражения, нарушают окружающий ландшафт.
Мероприятия программы направлены на ликвидацию таких скважин, в том числе и за счет бюджета Курганской области. Возрастающие объемы дорожного, промышленного, жилищного и другого строительства требуют увеличения добычи и использования ОПИ (суглинков, некондиционных песков и глин, гравия и т. д.).
Не всегда такие природные строительные материалы добываются в установленном действующим законодательством порядке. К сожалению, участились случаи незаконного пользования отдельными участками недр для добычи ОПИ, после которого остаются нерекультивированные карьеры.
Программой предусматриваются мероприятия, направленные на выявление самовольных карьеров, собственников земель, на которых они расположены, и разработку мер по их рекультивации.
II. Цели и задачи программы
Программа в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" и Законом Курганской области от 3 марта 2008 года N 335 "О недропользовании в Курганской области".
Основные направления и приоритетные задачи программы сформированы в соответствии с распоряжением Правительства Курганской области от 7 сентября 2007 года N 253-р "О Концепции региональной политики в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области на период до 2015 года".
В рамках программы предполагается осуществление комплекса организационных и хозяйственных мероприятий, направленных на повышение уровня развития и использования минерально-сырьевой базы, совершенствование механизмов управления в сфере охраны недр.
Реализовывать указанные мероприятия планируется за счет средств областного бюджета и средств недропользователей.
Целями и задачами программы являются:
- устойчивое развитие и рациональное использование минерально-сырьевой базы Курганской области;
- обеспечение потребностей экономики и населения Курганской области в минеральном сырье;
- улучшение обеспечения населения питьевой водой;
- разведка месторождений общераспространенных полезных ископаемых и питьевых подземных вод;
- охрана недр.
III. Срок реализации программы
Программа рассчитана на 5 лет и реализуется в пять этапов по годам: 2009, 2010, 2011, 2012, 2013.
Мероприятия, предусмотренные настоящей программой, реализуются в соответствии с приложением к программе.
IV. Ожидаемые результаты реализации программы
Осуществление мероприятий, предусмотренных данной программой, позволит улучшить качество жизни населения Курганской области за счет роста эффективности недропользования и улучшения обеспечения населения питьевой водой.
Ожидаемые результаты реализации программы приведены в приложении к программе.
V. Социальные, экономические и экологические последствия реализации программы
Социально-экономический эффект от реализации программы достигается за счет эффективности недропользования.
Прямой экономический эффект от реализации программных мероприятий состоит в увеличении доходов бюджетов всех уровней за счет:
- роста поступлений платежей при пользовании недрами;
- вовлечения в разработку новых месторождений полезных ископаемых;
- увеличения поступлений в бюджет Курганской области налогов на добычу полезных ископаемых;
- создания благоприятных условий для вложения инвестиций (отечественных, зарубежных) в строительство кирпичных заводов;
- развития строительной индустрии в области, потребляющей минерально-сырьевые ресурсы и продукцию их переработки.
Дополнительным эффектом реализации программы будет активизация развития горнодобывающих предприятий.
К рискам реализации программы относится возможное банкротство организаций, которые будут участвовать в реализации данной программы.
Мероприятия по охране недр направлены, в том числе, на улучшение экологической обстановки в области.
VI. Оценка расходования бюджетных средств
Мероприятия данной программы направлены на развитие и использование минерально-сырьевой базы Курганской области, поэтому в большей части мероприятия программы являются затратными.
VII. Методика оценки эффективности программы
При оценке эффективности данной программы на первый план выходит социальная значимость мероприятий, направленных на улучшение качества жизни населения Курганской области.
Эффективность реализации программных мероприятий оценивается ежегодно по приросту запасов полезных ископаемых, открытию новых месторождений полезных ископаемых и по увеличению количества добытых полезных ископаемых.
VIII. Обоснование потребности в необходимых ресурсах
Ресурсное обеспечение программы определяется исходя из объема мероприятий по развитию и использованию минерально-сырьевой базы и охране недр Курганской области:
областной бюджет:
2009 год - 4 482,0 тыс. рублей; 2010 год - 4 409,0 тыс. рублей; 2011 год - 6 765,0 тыс. рублей; 2012 год - 7 522,0 тыс. рублей; 2013 год - 7 522,0 тыс. рублей. Итого: 30 700,0 тыс. рублей;
средства недропользователей (по согласованию).
Перечень программных мероприятий приведен в приложении к программе.
IX. Описание системы управления реализацией программы
Управление водного хозяйства и недропользования Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ежеквартально представляет информацию о реализации мероприятий программы заместителю Губернатора Курганской области - директору Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области.
Финансово-бухгалтерский отдел Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области осуществляет контроль за целевым использованием средств, выделяемых на реализацию программы.
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет отчеты о выполнении программы в Финансовое управление Курганской области и Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области.
Информация об итогах выполнения программы включается в ежегодные доклады Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области о результатах и основных направлениях деятельности, представляемые в Финансовое управление Курганской области.
Заместитель Губернатора Курганской области |
А. Г. Мазеин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.