Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к Программе
"Приоритетный национальный проект
"Доступное и комфортное жилье - гражданам России"
в Курганской области"
Подпрограмма
"Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Курганской области на 2006 - 2010 годы"
Паспорт подпрограммы
Наименование целевой подпрограммы |
- "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Курганской области в 2006 - 2010 гг." |
Государственный заказчик целевой подпрограммы |
- Администрация (Правительство) Курганской области |
Основные разработчики целевой подпрограммы |
- Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области |
Цели подпрограммы |
- реализация основных положений Жилищного Кодекса# Российской Федерации; привлечение инвестиций в развитие жилищно-коммунального комплекса, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг |
Задачи целевой подпрограммы |
- развитие инициативы собственников жилья; |
- повышение технической надежности систем жилищно-коммунального комплекса; | |
- развитие конкурентных отношений в сфере предоставления жилищных и коммунальных услуг; | |
- развитие бизнеса на основе государственно-частного партнерства; | |
- совершенствование тарифного регулирования организаций коммунального комплекса; | |
- повышение эффективности бюджетной политики | |
Срок реализации целевой подпрограммы |
- 2006 - 2010 гг. |
Мероприятия целевой подпрограммы |
- упрощение процедур создания и отчетности товариществ собственников жилья; |
- передача в общедолевую собственность гражданам общего имущества, включая земельные участки; | |
- проведение органами местного самоуправления конкурсов по выбору управляющих организаций; | |
- внедрение административных механизмов воздействия на собственников, содержащих многоквартирный дом в ненадлежащем состоянии; | |
- ликвидация убыточных ГУПов, МУПов в сфере управления и обслуживания жилья; | |
- перевод льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых в натуральной форме, в денежную; | |
- финансирование за счет бюджета только целевых программ инвестиционной деятельности, связанной с развитием (модернизацией) систем коммунальной инфраструктуры. | |
Объем и источники финансирования целевой подпрограммы |
Общий объем финансирования на реформирование жилищно-коммунального хозяйства Курганской области составляет 5375,771 млн. руб., из них: средства областного бюджета - 457,221 млн. руб., предполагаемые средства местных бюджетов - 418,41 млн. руб., иные средства финансирования (согласно действующему законодательству) - 4500,14 млн. руб. |
Исполнители целевой подпрограммы |
Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
Ожидаемые конечные результаты реализации целевой подпрограммы |
- создание условий для привлечения к управлению многоквартирными домами организаций различных форм собственности или создание товариществ собственников жилья; |
- выбор собственниками многоквартирного жилого фонда способа управления; | |
- обеспечение надежного и качественного предоставления доступных коммунальных услуг | |
Контроль за исполнением целевой подпрограммы |
- Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство - одна из самых крупных отраслей в экономике Курганской области: это 19,1 млн. кв. м. общей площади жилья, в том числе в муниципальной собственности около 3 млн. кв. м. Инженерное обеспечение предприятий ЖКХ включает в себя 890 источников тепла, в том числе мощностью до 3-х Гкал/час - 14,1 %, из них 760 - в муниципальной собственности; 1292 км тепловых, 2997 км - водопроводных сетей, 2025 км газовых сетей. В составе жилищно-коммунальной отрасли мощные инженерные сооружения, котельные, тепловые, водопроводно-канализационные системы. Жилищно-коммунальные предприятия реализуют в год более 64 млн. куб. м воды, более 1 млрд. куб. м природного и около 40 тыс. т сжиженного газа, выработано за 2005 год около 5 млн. Гкал тепловой энергии, в том числе муниципальными предприятиями - 2,8 млн. Гкал. Потреблено электрической энергии 4,4 млрд. квт/час. Уровень газификации жилого фонда в настоящее время составляет 88,86 %, из них природным газом - 18 %.
В то же время в отрасли существуют следующие основные проблемы:
1. Отрасль до сих пор является административно регулируемой.
2. Деятельность предприятий ЖКХ в большинстве муниципальных образований имеет отрицательный финансовый результат (доля убыточных предприятий в жилищно-коммунальном комплексе составляет более 90 %, о чем свидетельствуют данные мониторинга реформирования жилищно-коммунального хозяйства районов (городов).
3. Обязательства бюджетов по оплате учреждениями потребленных коммунальных ресурсов не компенсируются (в полном объеме (кредиторская задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства превысила 2339,0 млн. руб., а дебиторская - 1659,0 млн. руб. В общей сумме объема дебиторской задолженности 432,0 млн. руб. - долги бюджетов разных уровней. В структуре кредиторской задолженности основная доля долга (1998 млн. руб. или 86,0 %) приходится на поставщиков ресурсов, кредиты банков и т.д. Задолженность бюджетам всех уровней составляет 338,0 млн. руб. или 14,5 % от общей кредиторской задолженности, 120 млн. руб. - задолженность во внебюджетные фонды).
4. Основные фонды жилищно-коммунального комплекса требуют модернизации и ремонта (из-за недостаточного финансирования, а также физического износа основных фондов (износ в среднем по области 72,4 %), предприятия ЖКХ многих муниципальных образований работают в аварийно-восстановительном режиме; количество аварий в системах инженерного обеспечения за 1 полугодие 2006 г. по области составило 1285 случаев, что на 500 аварий больше аналогичного периода 2005 года).
5. Меры социальной поддержки (льготы) предоставляются в натуральной форме.
6. Самоуправление собственников жилья находится на низком уровне.
2. Основная цель и задачи подпрограммы
Цель разработки подпрограммы "Реформирование жилищно-коммунального хозяйства Курганской области" - обеспечить реализацию основных положений Жилищного Кодекса# Российской Федерации.
Основные задачи:
- развитие инициативы собственников жилья;
- повышение технической надежности систем жилищно-коммунального комплекса;
- развитие конкурентных отношений в сфере предоставления жилищных и коммунальных услуг;
- развитие бизнеса на основе государственно-частного партнерства;
- совершенствование тарифного регулирования организаций коммунального комплекса;
- повышение эффективности бюджетной политики.
3 Срок реализации подпрограммы
Началом реализации подпрограммы является 01.01.2006 года.
Срок реализации подпрограммы установлен до 31.12.2010 года.
4. Система программных мероприятий
Основные направления деятельности:
- создание условий для привлечения к управлению многоквартирными домами организаций различных форм собственности или создание товариществ собственников жилья;
- выбор собственниками многоквартирного жилого фонда способа управления; качества содержания многоквартирного жилищного фонда, его капитального ремонта и модернизации;
- обеспечение надежного и качественного предоставления доступных коммунальных услуг.
Основные мероприятия:
- упрощение процедур создания и отчетности товариществ собственников жилья;
- передача в общедолевую собственность гражданам общего имущества, включая земельные участки;
- проведение органами местного самоуправления конкурсов по выбору управляющих организаций;
- внедрение административных механизмов воздействия на собственников, содержащих многоквартирный дом в ненадлежащем состоянии;
- ликвидация убыточных ГУПов, МУПов в сфере управления и обслуживания жилья;
- перевод льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых в натуральной форме, в денежную;
- финансирование за счет бюджета только целевых программ инвестиционной деятельности, связанной с развитием (модернизацией) систем коммунальной инфраструктуры.
Основные направления повышения эффективности государственной политики в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг населению определены разработанной на федеральном уровне законодательной базой:
1. Жилищный кодекс Российской Федерации.
2. Федеральный закон РФ от 21.07.2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
3. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
4. Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
5. Постановление Правительства РФ от 06.02 2006 г. N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".
I. Основной задачей в области реализации Жилищного кодекса РФ является развитие инициативы собственников жилья:
- упрощение процедур создания и отчетности товариществ собственности жилья;
- передача в общую долевую собственность гражданам общего имущества многоквартирных домов: лестничных площадок, лестниц, лифтов и лифтовых шахт, чердаков, подвалов, крыш и др., а также земельных участков;
- участие органа местного самоуправления в затратах по капитальному ремонту;
- проведение органами местного самоуправления конкурсов по выбору управляющих организаций в домах, жители которых не определились со способами управления до 01.01.07 г.;
- разработка административных механизмов воздействия на собственников, содержащих многоквартирный дом в ненадлежащем состоянии;
- определение и реализация мер по государственной поддержке проведения собственниками жилищного фонда его капитального ремонта (модернизации);
- подготовка руководителей товариществ собственников жилья, управляющих организаций.
Планомерная и целенаправленная работа в этом направлении позволит подготовить население к выполнению ст. 154 п. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, где записано, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилых и нежилых помещений.
II. Повышение технической надежности систем ЖКХ
Для снижения уровня износа коммунальных сетей до 2010 г. планируется заменить:
- 1521 км ветхих и аварийных водопроводных сетей;
- 653 км ветхих и аварийных тепловых сетей;
- 264 км ветхих и аварийных канализационных сетей.
В целях надежного и качественного предоставления доступных коммунальных услуг Администрация (Правительство) Курганской области развивает сотрудничество с ОАО "Газпром". В апреле текущего года подписано долгосрочное Соглашение о сотрудничестве с ОАО "Газпром". В настоящий момент отраслевым научно-техническим центром ОАО "Промгаз" разрабатывается Генеральная схема газоснабжения и газификации Курганской области.
В рамках реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Курганской области к 2010 году планируется построить 150 км газопроводов-отводов высокого давления, 275 км межпоселковых газопроводов и 680 км разводящих газовых сетей в населенных пунктах, котельные на природном газе - 75 шт.
Для газификации восточных территорий области рассматривается проект строительства подводящего газопровода с территории Тюменской области протяженностью около 150 км, что позволит начать газификацию 5-ти восточных районов области с численностью населения более 130 тыс. человек.
К 2010 году уровень газификации жилищного фонда природным газом предполагается довести до 24 %.
III. Развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания многоквартирного жилищного фонда:
- ликвидация убыточных муниципальных и государственных унитарных предприятий и учреждений в сфере управления и обслуживания жилья;
- замена натуральных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг на компенсации;
- организация контроля за соблюдением действующего законодательства в части формирования договорных отношений, отчетности управляющих организаций перед собственниками помещений, пообъектного планирования расходов и доходов;
- организация контроля за исполнением органами местного самоуправления обязанности содержания муниципального жилищного фонда;
- развитие подомового приборного учета ресурсов в сфере представления коммунальных услуг.
IV. Развитие бизнеса на основе государственно-частного партнерства
- государственная регистрация прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в муниципальной собственности, комплексное планирование развития коммунальных систем на федеральном, региональном и местном уровнях;
- введение ограничений на приватизацию систем водоснабжения и сетей теплоснабжения;
- совершенствование и реализация концессионного законодательства, внедрение концессионной формы как основной формы управления объектами коммунальной инфраструктуры в крупных городах. В настоящее время механизм концессионных соглашений на основании принятого Федерального закона от 21.07.2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" является одним из основных способов реализации государственно-частного партнерства. Однако закон содержит ряд норм, препятствующих его применению на практике. Для эффективной реализации необходима доработка ряда положений: отмена обязательного использования типовых соглашений при подготовке договора концессии, корректировка нормы, запрещающей перемену лиц по концессионному соглашению путем уступки требования или перевода долга до момента вода в эксплуатацию объекта концессии;
- финансовое оздоровление организаций коммунального комплекса (списание пеней и штрафов по налоговым неплатежам и неплатежам во внебюджетные фонды);
- ликвидация муниципальных и государственных унитарных предприятий в коммунальном секторе, имеющих отрицательный финансовый результат;
- инвентаризация активов коммунального сектора с использованием бюджетных средств;
- привлечение средств инвестиционного фонда для финансирования коммунальной инфраструктуры.
V. Повышение эффективности государственной бюджетной политики:
- переход от дотирования организаций коммунального комплекса,
- расходования средств на подготовку к зиме к финансированию целевых программ;
- финансирование за счет средств бюджета только инвестиционной деятельности, связанной с развитием (модернизацией) систем коммунальной инфраструктуры;
- развитие механизмов бюджетного софинансирования частных инвестиций в многоквартирные дома и коммунальную инфраструктуру;
- предоставление мер социальной поддержки льготным категориям граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг в денежной форме.
5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Финансовые средства, необходимые на реализацию подпрограммы, млн. руб.
N п/п |
Источники финансирования |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
1. |
Областной бюджет |
76,552 |
91,169 |
93,7 |
96,5 |
99,3 |
2. |
Предполагаемый местный бюджет |
73,59 |
80,81 |
85,82 |
88,43 |
89,76 |
3. |
Иные предполагаемые средства финансирования (в соответствии с действующим законодательством) |
903,71 |
901,04 |
899,25 |
898,31 |
897,83 |
|
Итого: |
1053,852 |
1073,019 |
1078,77 |
1083,24 |
1086,89 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.