Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа
В современном динамично меняющемся мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности. От того, как будет построена городская образовательная политика, будет зависеть духовно-нравственное становление молодого гражданина города Кургана, меняться личная и общая культура жителей и, в конечном итоге, определяться дальнейшее развитие самого города.
В целом следует признать, что система образования города сумела сохранить управленческие и педагогические кадры, основные фонды, управляемость системы, достаточно высокое качество образования.
В то же время в процессе функционирования и развития системы образования города Кургана можно выделить ряд проблем и противоречий, на разрешение которых направлена Программа.
В муниципальной системе образования созданы условия для максимального удовлетворения запросов населения на образовательные услуги.
Муниципальная система дошкольного образования представлена широкой сетью образовательных учреждений различной видовой направленности, предоставляющих услуги населению муниципального образования город Курган по воспитанию, обучению и развитию, присмотру уходу и оздоровлению детей в возрасте от 1 года до 7 лет.
Для оказания поддержки семье в вопросе воспитания детей дошкольного возраста на территории города функционируют 87 дошкольных учреждений, которые посещают 14 825 детей (65,9% от общего числа детей дошкольного возраста проживающих на территории). Все дети в возрасте 5 и 6 лет обеспечены местами в дошкольных учреждениях.
Для решения вопроса обеспечения населения местами в дошкольных образовательных учреждениях в городе Кургане ежегодно открываются дополнительные группы на базе функционирующих детских садов, с 2003 года по настоящее время открыто 53 группы на 1012 мест, используются вариативные формы (кратковременное пребывание), открыты 2 микрогруппы на дому многодетной семьи.
С 2011 года в городе Кургане интерес к предоставлению населению услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста стал проявлять бизнес. Десять предпринимателей легально осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере предоставления услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста (охвачено примерно 200 детей), получают поддержку в виде субсидии на создание рабочих мест.
В 2011 году проведен конкурс по закупу у немуниципальных поставщиков услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста и предоставлено 20 мест населению города. Для поддержки предпринимательства в области дошкольного образования на конкурсной основе в 2011 году передано в аренду здание бывшего детского сада по адресу ул. Победы, 16 на льготных условиях. В 2011 году передано в муниципальную собственность здание детского сада по адресу: 1 микрорайон, 34, передано здание детского сада по ул. Электровозной, 23.
На территории города Кургана соблюдаются принцип доступности дошкольного образования, взимаемая родительская плата за посещение ребенком дошкольного учреждения не превышает 20% от стоимости содержания ребенка в детском саду. Родительская плата за содержание детей в дошкольном учреждении регулируется действующим законодательством, а именно Федеральным законом N 207 от 05.12.2006 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей", в соответствии с которым, Постановлением Администрации города устанавливается размер родительской платы.
Проблемы в развитии дошкольного образования:
- Отсутствие достаточного количества мест в дошкольных образовательных учреждениях, создание очередности.
- Переполнение общеразвивающих групп, групп для детей с нарушениями в развитии и здоровье.
- Наличие вакансий (отток педкадров из-за низкой заработной платы).
- Изношенность материально-технической базы учреждений.
- Ухудшение технического состояния зданий и инженерных сетей дошкольных учреждений.
Муниципальная сеть общеобразовательных учреждений, расположенных на территории города Кургана, на конец 2011 года представлена 52 школами различных типов и видов и центром образования.
Муниципальная услуга по предоставлению общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования предоставляется общеобразовательными учреждениями: 1 начальная общеобразовательная школа; 1 прогимназия; 1 школа-комплекс; 1 основная общеобразовательная школа; 39 средних общеобразовательных школы; 1 лицей; 6 гимназий; 2 открытых (сменных) общеобразовательных школы, 1 центр образования. Ежегодно проводятся оптимизационные процессы. В 2011 году проведены следующие реорганизационные процессы: с 1 сентября 2011 года ликвидировано муниципальное общеобразовательное учреждение "Начальная общеобразовательная школа N 61" города Кургана, с 1 июля передано в ведение субъекта муниципальное образовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 60" города Кургана, в октябре реорганизованы путем слияния 2 учреждения: муниципальное общеобразовательное учреждение "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа N 21" и муниципальное образовательное учреждение "Межшкольный учебный комбинат". В октябре 2011 года начата подготовка к процедуре реорганизации путем присоединения двух муниципальных общеобразовательных учреждений города Кургана: "Средняя общеобразовательная школа N 7" и "Средняя общеобразовательная школа N 15".
В 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях города Кургана обучалось 31 857 школьников. Общее количество обучающихся не снижается, что объясняется изменением общей демографической ситуации. Наблюдается положительная динамика показателя средней наполняемости в общеобразовательных классах как дневных, так и вечерних школ, а также в классах коррекционно-развивающего обучения.
Решился вопрос лицензирования общеобразовательных учреждений. На конец декабря 2011 года лицензии имеют все общеобразовательные учреждения. Основная часть финансовых средств израсходована на выполнение предписаний надзорных органов. На 1 сентября 2011 года все школы имеют пожарную сигнализацию. В целях устранения замечаний Роспотребнадзора проведен ремонт в 22 школах.
В Кургане создаются условия для обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Учреждения повышенного уровня включают 1 прогимназию, 6 гимназий, 1 лицей. В рамках работы по выявлению и поддержке одаренных детей в области, в том числе и на базе городских образовательных учреждений реализуются проекты "Малая академия наук" (в рамках проекта на реализацию его мероприятий областью ежегодно выделяется 3 млн. рублей) и "Интеллектуал Зауралья" (шахматный всеобуч).
Потребности детей с ограниченными возможностями здоровья в получении общего образования удовлетворяются в рамках различных форм организации образовательного процесса. В муниципальной системе г. Кургана сохранена сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая включает в себя 169 специальных (коррекционных) классов VII вида для детей с задержкой психического развития, 10 специальных (коррекционных) классов IV вида для детей с нарушениями зрения, 6 классов компенсирующего обучения. Для детей, имеющих нарушения речи, препятствующие освоению общеобразовательных программ, в общеобразовательных школах организовано оказание логопедической помощи. Функционируют 13 логопедических пунктов, где в 2010-11 учебном году занимались 475 младших школьников, в 24 школах организована коррекция устной и письменной речи для 764 обучающихся специальных (коррекционных) классов. Охвачено коррекционной работой 2570 обучающихся (8,5%). В образовательных учреждениях города обучаются (воспитываются) 389 детей-инвалидов, из них 315 детей школьного возраста, 74 ребенка посещают дошкольные образовательные учреждения. Для детей-инвалидов по зрению открыты специальные (коррекционные) классы IV вида в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 52". Дети-инвалиды по зрению в надомной форме обучаются в МОУ "Открытая (сменная) общеобразовательная школа N 6" с использованием учебных пособий, изданных шрифтом Брайля. В муниципальных образовательных учреждениях в течение 2010-2011 учебного года в надомной форме обучалось 108 детей-инвалидов. Для каждого ребенка, обучающегося на дому, разработан учебный план с учетом его индивидуальных особенностей.
Наблюдается положительная динамика показателей успеваемости и качества обучения по годам (успеваемость за последние три года 97,9 - 98,1 - 98,6%, качество 34,5 - 33,8 - 35,4%). В 2011 году в школах города 71 медаль, из них 33 золотые и 38 серебряные. В 2009 году 97 выпускников средних школ получили медали: золотые - 40 выпускников, серебряные - 57. В 2010 году 90: золотые - 34, серебряные - 56.
Единый государственный экзамен становится основным звеном в системе оценки качества образования, дающим независимую объективную оценку образовательных достижений выпускников средней школы. О результатах ЕГЭ можно судить по нескольким параметрам. Средний тестовый балл один из показателей результативности ЕГЭ. В 2011 году по среднему тестовому баллу в городе Кургане улучшились результаты по 8 предметам: русскому языку, математике, химии, истории, географии, английскому языку, обществознанию, литературе, снизились показатели по 3 предметам: физике, информатике, биологии. Среди выпускников общеобразовательных учреждений Курганской области 2011 года, показавших высокие результаты - 100 баллов, 9 человек (10 результатов), 3 человека (4 результата) в городе Кургане (МБОУ "Гимназия N 19"). В 2010 году стобалльников было 5 по области, в городе 4 выпускника из гимназий N 31 (история), 47 (химия), 19 (литература), школы N 38 (математика). Показательны результаты ЕГЭ также по количеству выпускников общеобразовательных учреждений текущего года, получивших высокие баллы (90 и более), по сравнению с 2009 и 2010 годами этот показатель значительно улучшен: 96 результатов (2010 год - 28). На муниципальном уровне формируется модель системы оценки качества образования.
Во исполнение требований Закона РФ "Об образовании" во всех муниципальных общеобразовательных учреждениях города Кургана созданы условия и организовано питание обучающихся. В 2011 году организация питания обучающихся осуществлялась в соответствии с решением Курганской городской Думы от 09.12.2009 г. N 334 "О содействии в организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Кургана" (в редакции от 24 августа 2011 г. N 169). Данным решением установлен размер затрат на одноразовое горячее питание в муниципальных общеобразовательных учреждениях города за счет средств городского бюджета следующим категориям обучающихся:
- на каждого обучающегося с 1 по 11 классы из малообеспеченных семей из расчета 37 рублей в день (28 рублей за счет средств городского бюджета и 9 рублей за счет средств областного бюджета);
- на каждого обучающегося с 1 по 9 классы (специальные коррекционные) с двухразовым питанием из расчета 74 рубля в день;
- на каждого обучающегося с 1 по 11 классы, находящегося в трудной жизненной ситуации из расчета 37 рублей в день.
Доля обучающихся от общего количества обучающихся, охваченных горячим питанием по состоянию на 30 октября 2011 г. составляет 43,8% (охваченных горячим питанием за счет средств родительской платы - 29,8%, охваченных горячим питанием за счет бюджетных средств - 14,0%, охваченных питанием через буфетную систему - 15,7%). На организацию питания обучающихся в бюджете города на 2011 г. предусмотрено 33 791 200 рублей. В связи с тем, что цена стоимости одноразового горячего завтрака на одного обучающего с 30 рублей в день увеличилась до 37 рублей в день, возникла необходимость дополнительного финансирования. По решению Курганской городской Думы от 24 августа 2011 года было выделено 9 270 000 рублей дополнительных средств. С учетом расходов на организацию питания обучающихся с 01.09.2011 г. по 31.12.2011 г. предусмотрено 21 994 000 378 рублей.
В инновационном режиме по данным сверки педагогических кадров работают 111 образовательных учреждений (73,5%), из них: 111 - на институциональном уровне; 31 - на муниципальном уровне; 36 - на региональном уровне; 3 - на федеральном уровне. 15 образовательных учреждений имеют несколько инновационных площадок муниципального и регионального уровней. Общеобразовательные учреждения NN 10, 12, 31 занимаются инновационной деятельностью на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
В условиях, отвечающих современным требованиям, обучается 22,5% школьников. Мероприятия по созданию современных условий обучения проводятся, в первую очередь, в базовых школах - центрах ТШО, оснащённых современным оборудованием, высококвалифицированным кадровым составом, являющихся инновационными площадками распространения передового педагогического опыта.
В развитии городской системы образования наиболее значима роль ее информатизации. Целью информатизации муниципальных образовательных учреждений является повышение качества образования на основе интеграции информационных технологий в образовательный процесс, создание единого информационно-образовательного пространства школы, повышение качества образования, анализ, апробация и внедрение новых информационных технологий, способствующих решению основных задач развития личности школьника с учётом социального заказа и приоритетных направлений в условиях информатизации обучения, а также переход на качественно новый уровень в подходах к использованию ИКТ во всех структурных подразделениях школы. В городе реализуется комплекс мер по информатизации образования: все общеобразовательные учреждения подключены к сети Интернет, показатель обеспеченности компьютерной техникой составляет 19 обучающихся на 1 компьютер. В последние годы в общеобразовательных учреждениях города установлено 39 интерактивных досок, 100% школ города Кургана оснащены мультимедиапроекторами. Доля образовательных учреждений, использующих в учебно-образовательном процессе электронные образовательные ресурсы, составляет 82,6%. В 2011 году в школах Кургана началось введение электронных дневников и журналов.
В общеобразовательных учреждениях города работает 5 483 работника, в том числе 2 525 педагогов. 2 034 педагогов имеют высшее образование, что составляет 80,6%. С высшей квалификационной категорией работает 1 119 педагога, с I квалификационной категорией - 695 педагогов. Общее количество аттестованных педагогов - 2 136, что составляет 84,6%.
В общеобразовательных учреждениях города на данный момент работает 115 неспециалистов, 94 - прошли курсы повышения квалификации, 4 - курсы переподготовки. Попыткой решить кадровую проблему стало обучение будущих педагогов в вузах города и области в рамках целевого приема. Получили целевое направление на обучение в 2010 году 12 выпускников, в 2011 году 10 выпускников школ города Кургана. В учреждениях образования доля молодых специалистов со стажем до 3 лет составляет 7,9% (200 педагогов), стаж свыше 25 лет имеют 664 педагога (26,3%). 53,2% молодых специалистов имеют высшее педагогическое образование. Одной из проблем снижение кадрового потенциала является старение педагогических кадров, отсутствие притока в систему образования молодых специалистов. В общеобразовательных учреждениях города Кургана в возрасте до 25 лет работает 155 педагогов - 6,1%, свыше 55 лет - 427 педагогов, что составляет 16,9%. Средний возраст учителей 47 лет.
На муниципальном уровне осуществляются меры социальной поддержки молодых учителей. Для привлечения молодых специалистов в систему образования города Кургана предусмотрена выплата единовременного подъемного пособия в размере 50 000 рублей за счет средств бюджета города Кургана. В 2011 году 24 молодых специалиста образовательных учреждений города Кургана получили единовременное подъемное пособие в размере 50 000 рублей из средств городского бюджета на общую сумму 1 200 000 рублей.
На стимулирование качественного педагогического труда, совершенствование системы повышения квалификации педагогических работников и управленческого корпуса образовательных учреждений направлена деятельность городского инновационного центра по модульному принципу.
В современных условиях наряду с образовательными, информационно-коммуникационными технологиями возрастает роль социальных технологий в управлении, обеспечивающих объединение различных субъектов сферы для решения социально-педагогических проблем и развития образования. Необходимо более эффективно использовать социальные, социально-педагогические технологии в управлении системой образования.
Таким образом, основными проблемами системы общего образования являются:
- неудовлетворительное материально-техническое состояние основных фондов;
- сохранение остроты кадрового дефицита в учреждениях образования;
- необходимость эффективного использования современных методов управления и обучения;
- необходимость оптимизации сети образовательных учреждений.
Обоснование необходимости решения проблем программно-целевым методом
Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в ходе реализации Концепции в системе образования, пока еще нельзя говорить о том, что процесс ее модернизации удовлетворяет общество.
Реализация поставленных в Программе целей и задач требует применения эффективных механизмов и методов преодоления кризисных явлений в сфере образования. Использование программно-целевого метода должно быть направлено на решение проблем развития образования, на создание условий для максимально эффективного управления финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования в условиях бюджетных ограничений.
При использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные:
с недостатками в управлении Программой;
с неверно выбранными приоритетами развития.
Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов образовательной политики, что приведет к возникновению диспропорций в ресурсной поддержке реализации намеченных мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования бюджетных средств.
Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации.
Ошибки при выборе механизмов управленческой коррекции программных мероприятий могут привести к недостаточной координации деятельности заказчиков и исполнителей, нецелевому использованию бюджетных средств или их неэффективному расходованию.
Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития отрасли, могут быть вызваны изменениями государственной политики в сфере образования и последующей внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что снизит эффективность использования бюджетных средств.
При отсутствии Программы будут ограничены возможности создания единых условий, механизмов, обеспечивающих развитие муниципальной системы образования.
Программа как организационная основа муниципальной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам и срокам мероприятий.
Реализация программно-целевым методом комплекса мероприятий предусматривает создание централизованных механизмов, их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей в сфере образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.