Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Введение
Образование сегодня становится главным общенациональным приоритетом России.
Практика образования в муниципальной системе образования города Шадринска созвучна общей направленности государственной образовательной политики. Специфическими чертами муниципальной системы образования города являются: открытости для партнерства, вариативность учреждений, форм, методов и средств обучения, личностно-ориентированная направленность подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения.
В городе Шадринске накоплен значительный образовательный потенциал, сформировалась сеть образовательных учреждений, включающая в себя 37 образовательных учреждений: 21 учреждение дошкольного образования, 7 общеобразовательных учреждений, 1 лицей, 1 гимназия, 1 открытая (сменная) общеобразовательная школа, 4 учреждения дополнительного образования детей. Контингент обучающихся и воспитанников 13679 человек. Образовательный процесс обеспечивают 956 педагогических работников.
За время реализации Приоритетного национального проекта "Образование" 80% школ города стали победителями и призерами конкурсов федерального и регионального уровней, 74 педагога приняли участие в фестивалях педагогического мастерства муниципального, регионального и федерального уровней, 50% из них стали победителями и призерами регионального уровня. Все это позволило на городском уровне создать солидную инновационную базу эффективного педагогического опыта, который диссеминируется в педагогическом сообществе через функционирование внедренческих, стажерских и пилотных площадок регионального и муниципального уровней, проведение мастер-классов и участие в разнообразных методических мероприятиях. Вместе с этими позитивными индикаторами нельзя не отметить, что построение системы мониторинга эффективности распространения инновационного опыта в городе является одной из сложных проблем в практической деятельности из-за отсутствия современного инструментария. Проблемой, требующей решения, остается и низкая редакционно-издательская деятельность методистов информационно-методического кабинета Отдела образования Администрации города Шадринска, одной из причин которой является невысокий уровень оснащенности муниципальной методической службы современными техническими средствами.
В целом наметившиеся тенденции обновления образовательного процесса, в основу которого заложены цели повышения качества и общедоступности образования, способствуют внедрению механизмов управления системой образования города, ориентированных на получение результатов. В муниципальной системе образования города выстраивается система рейтинговой оценки показателей эффективности деятельности образовательных учреждений города. Стала традиционной публичная отчетность Отдела образования Администрации города Шадринска перед общественностью города (как в очной презентации, так и через сайт Отдела образования путем размещения показателей эффективности деятельности).
По уровню педагогического образования руководящих и педагогических работников муниципальных образовательных учреждений муниципальная система образования города Шадринска занимает лидирующую позицию в области, то же можно сказать и о показателе обеспеченности психологами и социальными педагогами. Своевременность прохождения курсов повышения квалификации на протяжении предыдущих трех лет составляет 100%.
К сожалению, наблюдается тенденция снижения доли молодых педагогов и, соответственно, увеличение доли педагогических работников пенсионного возраста (15% от общего количества педагогических работников находятся в возрастной категории до 30 лет, с 30 до 45 лет - 38%, с 45 до 55 лет 20%, более 55 лет - 18%; доля учителей пенсионного возраста, от количества работающих выглядит следующим образом: в 2009 году - 16%, в 2010 году - 10%, в 2011 году - 18%; в то время как доля молодых педагогов от общего количества работающих: в 2009 году составила - 6%, в 2010 году -5%, в 2011 году - 6,6%). Возникают значительные трудности при комплектовании кадрами даже по тем специальностям, по которым готовит специалистов федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Шадринский государственный педагогический институт". Проблема заключается, прежде всего, в низком уровне оплаты труда в системе образования.
Успешно завершен эксперимент по введению единого государственного экзамена, заложены основы для активного использования современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, расширилась возможность использования ресурсов сети Интернет. Накоплен определенный опыт сетевого взаимодействия образовательных учреждений различных видов, типов и уровней образования.
Наметилась положительная динамика по созданию дополнительных мест в системе дошкольного образования и охвата дополнительным образованием.
В то же время в процессе функционирования и развития муниципальной системы образования отмечаются ряд проблем и противоречий; проводимая работа не всегда носит системный характер, направленный на достижение качественного социально-педагогического результата.
Как свидетельствует анализ, сегодня отсутствует система взаимодействия образования с рынком труда; ответственность учебного заведения за конечные результаты образовательной деятельности.
В процессе функционирования и развития муниципальной системы образования наблюдается ряд противоречий между: динамично растущей потребностью населения в общедоступности качественного дошкольного образования и обеспечением равных стартовых возможностей детей для получения качественного образования в начальной школе и неспособностью существующей сети дошкольных образовательных учреждений удовлетворить данный запрос, повышением роли системы образования в формировании инновационной экономики и в социально-экономическом развитии города и недостаточным уровнем финансового и материального обеспечения образовательных учреждений; недостаточным уровнем финансирования и сохраняющейся системой неэффективного расходования бюджетных средств, направляемых в образование (рост доли обслуживающего и административно-хозяйственного персонала); возрастающими требованиями к качеству образовательной деятельности педагогических работников и медленно меняющимися формами, содержанием и технологиями (что обусловлено действующей системой оплаты труда педагогических работников; существующей сегодня системой аттестации учителей, которая практически не стимулирует их к освоению новых педагогических технологий и развитию ключевых педагогических компетенций; находящейся на начальной стадии становления системой мониторинга и оценки качества образования, растущей потребностью производственного комплекса города в рабочих кадрах высокой квалификации и организацией профессионального самоопределения обучающихся в образовательных учреждениях города), усилением роли учителя в модернизации образования и низким социальным статусом педагогических работников, а также не всегда эффективной системой подготовки руководящих кадров, важностью реализации принципа демократичности, государственно-общественного характера управления образованием и определенной замкнутостью системы образования.
В связи с этим перед муниципальной системой образования встают новые проблемы, требующие решения на уровне управления, кадровой политики и организации образовательного процесса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.