Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Значение сельских территорий Курганской области, их современное состояние и тенденции развития
Курганская область является индустриально-аграрным регионом, в котором сельские территории имеют важное социально-экономическое значение.
На территории Курганской области насчитывается 1220 сельских населенных пунктов, имеется 419 сельских администраций.
С учетом предварительных итогов переписи населения 2010 года на начало 2011 года численность сельских жителей составляла 361 тыс. человек, или 39,7% от общей численности населения Курганской области.
В социально-экономическом развитии сельских территорий с 1992 по 2010 год произошли значительные изменения. В 1991 году численность занятых в сельском, лесном и рыбном хозяйствах и охоте составляла 127,5 тыс. человек (23,4% от общей численности занятых в экономике Курганской области), в 2009 году - 69,3 тыс. человек (16,9%).
Моноотраслевая экономика, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда не обеспечивают сельскому населению социально-приемлемый уровень доходов. За период рыночных преобразований уровень жизни сельского населения существенно снизился по сравнению с городским и остается крайне низким. Несмотря на то что в последние годы доходы сельских жителей увеличиваются более высокими темпами, чем городских жителей, разрыв по уровню доходов между городом и селом остается значительным. В 2010 году располагаемые ресурсы домашних хозяйств сельского населения составили 8722,70 рубля в среднем на человека в месяц, или 74,8% городского уровня. В 2010 году среднемесячная заработная плата в сельском, лесном хозяйствах и охоте составила 7685 рублей (59% к среднемесячной заработной плате по Курганской области).
В совокупности низкий уровень и качество сельской жизни негативным образом сказываются на демографических процессах в сельской местности.
Демографические процессы Курганской области в 2010 году характеризовались положительной динамикой:
- снижением уровня смертности с 15,7 до 15,4 на 1000 населения (на 2,0%);
- сокращением естественной убыли населения с - 3,2 до - 2,93 на 1000 населения;
- снижением удельного веса смертности в трудоспособном возрасте с 30,4% до 29,5%;
- снижением показателя младенческой смертности с 10,5 до 8,8 на 1000 родившихся живыми (на 16,2%).
Начиная с 1992 года на территории Курганской области регистрируется естественная убыль населения. За этот период максимальным ее значение было в 2003 году и составило 7,3 на 1000 населения.
Значительный урон демографическому и трудовому потенциалу села наносит миграция сельского населения в города. В 2010 году миграционная убыль населения по Курганской области в целом составила 4226 человек, в том числе в сельской местности - 2671 человек. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года миграционная убыль по Курганской области выросла в 2 раза, в сельской местности - в 1,5 раза.
За последние 20 лет в целом по Курганской области численность сельского населения сократилась на 27%. Несмотря на то что в последние годы уменьшилась естественная убыль сельских жителей, коэффициенты естественной и миграционной убыли в сельской местности выше, чем в городских поселениях.
В селе также выше удельный вес населения старше трудоспособного возраста.
В период рыночных преобразований в сельских поселениях обострилась проблема занятости экономически активного населения. Реализация дополнительных государственных мер по снижению напряженности на рынке труда Курганской области позволила создать более 2,5 тыс. рабочих мест в сельской местности. Тем не менее в 2010 году количество незанятых на селе насчитывало 23,9 тыс. человек, а уровень общей безработицы от экономически активного населения составил 12,3%, что выше, чем в городских поселениях.
В абсолютном большинстве сельских поселений сельское хозяйство является основным производством. В структуре валового регионального продукта в 2009 году удельный вес сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства составлял 14,1%.
В результате либеральных реформ сельское хозяйство оказалось в кризисном состоянии. В 2000 году производство сельскохозяйственной продукции составило 47% к 1990 году. Усиление государственной поддержки сельского хозяйства, реализация мероприятий приоритетного национального проекта в сфере агропромышленного комплекса (далее - АПК), целевой программы Курганской области "Развитие сельского хозяйства в Курганской области на 2008 - 2012 годы", утвержденной постановлением Курганской областной Думы от 30 октября 2007 года N 2678, положительно сказались на ситуации в отрасли. В 2006 - 2009 годах производство сельскохозяйственной продукции в сопоставимых ценах возросло на 14,9%.
В сельском хозяйстве в период рыночных преобразований произошли существенные структурные изменения. В 1991 году доля сельскохозяйственных организаций в общем объеме производства составляла 72%, личных подсобных хозяйств - 28%, в 2010 году удельный вес сельскохозяйственных организаций составил 26,1%, личных подсобных хозяйств - 68,1%, крестьянских (фермерских) хозяйств - 5,8%.
В состав АПК Курганской области входят 54 крупных и средних, 326 малых предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, более 300 организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, 2383 крестьянских (фермерских) хозяйства и 190 тыс. личных подсобных хозяйств.
Главное богатство Курганской области - это плодородная земля. Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения - 4,5 млн. га (более 63% территории Курганской области). На сельскохозяйственные угодья приходится 4,0 млн. га, в том числе пашни - 2,3 млн. га.
В структуре производства сельскохозяйственной продукции преобладает продукция растениеводства, на долю которой приходится 54% общего объема. В Курганской области внедряются прогрессивные технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции. На полях широко используются методы, разработанные знаменитым зауральским полеводом Терентием Семеновичем Мальцевым. Особое внимание уделяется инновационным процессам. Внедрение ресурсосберегающих технологий, перспективных сортов зерновых культур с возрастающим применением минеральных удобрений позволило за 5 лет увеличить производство зерна в 1,3 раза, повысить долю продовольственного зерна до 80% (2004 год - 50%).
В структуре сельскохозяйственной продукции удельный вес продукции животноводства составляет 46%. В 2010 году реализовано скота и птицы (в живом весе) 66,4 тыс. тонн (110% к 2005 году), молока - 361,5 тыс. тонн (110%). Поголовье свиней за этот период увеличилось на 44%, овец и коз - на 46%, птицы (в сельскохозяйственных предприятиях) - на 10,7%. Выросла продуктивность скота. В сельскохозяйственных организациях надои от коровы составили 3654 кг (130% к 2005 году), среднесуточные привесы крупного рогатого скота - 522 грамма (123,4%), свиней - 331 грамм (161,5%).
За период с 2006 по 2010 год инвестиции в основной капитал предприятий агропромышленного комплекса превысили 7 млрд. рублей, сельскохозяйственными товаропроизводителями приобретено 600 тракторов, 820 комбайнов, 150 посевных и почвообрабатывающих комплексов, около 10 тыс. голов племенного скота.
Наряду с крупными агропромышленными формированиями успешно развиваются малые формы хозяйствования, которые представлены личными подсобными, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. На их долю приходится 70% от общего объема производства мяса в целом по Курганской области, 74% - молока и 87% - яиц. В 2010 году объемы реализации сельскохозяйственной продукции в мелкотоварном секторе возросли в 1,5 раза по сравнению с 2008 годом.
В развитии сельских территорий ряд социально-экономических вопросов способен решить малый и средний бизнес, прежде всего в сфере занятости и увеличения доходов сельского населения.
Занятость в несельскохозяйственных отраслях на селе является важным источником доходов сельского населения в силу сезонности аграрного труда, а значит, и невозможности круглогодичной занятости в сельскохозяйственном производстве.
Основной формой малого предпринимательства на селе являются крестьянские (фермерские) хозяйства. В Курганской области на 1 января 2011 года зарегистрировано 2383 хозяйства, основным направлением деятельности которых является растениеводство. Площадь пашни, обрабатываемая крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, составляет 234 тыс. га, в 2010 году произведено 228 тыс. тонн зерна, что составляет 24% от общего валового сбора по Курганской области.
Существенно сократилась обслуживающая сфера (агрохимическая, ветеринарная, ремонтно-техническая, транспортная, строительная, бытовая, социально-культурная и переработка сельскохозяйственной продукции).
Инфраструктура сбыта сельскохозяйственной продукции, производимой малыми формами хозяйствования на селе, представлена системой сельскохозяйственной и потребительской кооперации.
Непосредственное влияние на развитие сельских территорий оказывает состояние потребительского рынка данных территорий. На 1 января 2010 года количество действующих на территории Курганской области торговых объектов составило 7437 единиц. Третья часть муниципальных районов имеют очень низкий (до 10%) уровень обеспеченности торговыми объектами малонаселенных пунктов.
Пищевая и перерабатывающая промышленность занимает одно из ведущих мест в промышленном комплексе Курганской области. В структуре выпущенной промышленной продукции 19% занимает пищевая продукция. Основная доля в обеспечении населения Курганской области продуктами питания принадлежит организациям по производству пищевых продуктов, включая напитки.
По данным статистического учета по состоянию на 1 января 2010 года производством пищевых продуктов, включая напитки, занимались 275 хозяйствующих субъектов. Организации пищевой и перерабатывающей промышленности обеспечили рабочими местами 6843 жителя Курганской области.
Оборот отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг (в действующих ценах) в 2010 году составил 9850,5 млн. рублей, или 120,2% к уровню 2009 года.
Вместе с тем финансово-экономическое положение организаций пищевой и перерабатывающей промышленности Курганской области остается сложным.
Степень износа основных производственных фондов в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности Курганской области составляет от 31,9 до 40,7%. В отдельных организациях оборудование отработало два и более амортизационных срока. Не полностью загружены имеющиеся производственные мощности.
Село все еще отстает от города по масштабам жилищного строительства и инженерному обустройству.
На территории Курганской области действует целевая программа Курганской области "Социальное развитие села Курганской области до 2013 года".
С 2003 по 2010 год было построено и приобретено 92,4 тыс. кв. м жилья, 1185 сельских семей улучшили свои жилищные условия, в том числе 264 молодые семьи и молодых специалиста.
За 2003 - 2010 годы введено 1129,3 км газовых сетей в сельской местности, построено 132,35 км локальных водопроводов.
Тем не менее качественного перелома в обеспечении сельского населения Курганской области жильем, объектами социальной и инженерной инфраструктуры не произошло.
С 2002 по 2009 год общая площадь жилищного фонда в сельской местности сократилась на 6,6 %. Остается проблема обеспечения жильем сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Остро стоит проблема обеспечения жителей сельских территорий питьевой водой, износ водопроводных сетей опережает ввод.
Уровень газификации домов (квартир) в сельской местности природным газом остается низким (21,1%). Основная часть сельских домовладений пользуются сжиженным газом, доставляемым в цистернах и баллонах.
Дорожно-транспортная сеть Курганской области к 2010 году не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, тормозит формирование рыночной инфраструктуры в аграрном секторе и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения в Курганской области составляет 16491 км, из них с твердым покрытием - 8158 км, или 49,5%. В том числе протяженность автомобильных дорог местного значения - 8598 км, из них с твердым покрытием 2363 км (27,5%).
В 2010 году грунтовые дороги составляют 50,5% от общей протяженности дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения, в результате 422 сельских населенных пункта (35%) из 1220 не соединены дорогами с твердым покрытием с общей сетью автомобильных дорог, то есть 59,4 тыс. человек не обеспечены устойчивой круглогодичной транспортной связью.
Из-за недостаточности объемов строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности и неразвитости дорожной сети снижается территориальная доступность сельскому населению образовательных, медицинских, культурных, торговых, бытовых и других социальных услуг.
В 2010 году медицинскую помощь сельскому населению Курганской области оказывали следующие учреждения здравоохранения:
24 центральные районные больницы, в состав которых входят 746 фельдшерско-акушерских пунктов, 10 здравпунктов;
10 государственных специализированных учреждений здравоохранения;
4 государственных казенных учреждения санаторного типа для детей;
1 специализированный дом ребенка.
За 2008 - 2010 годы общее число учреждений здравоохранения сократилось на 2,8%.
Обеспеченность населения амбулаторно-поликлинической помощью в 2010 году снизилась на 1,5% в сравнении с 2009 годом, с 11189,0 до 11022,2 посещений на 1000 жителей.
Доступность медицинской помощи горожанам по-прежнему остается выше, чем в сельской местности, 5,8 и 4,2 посещения на 1 жителя соответственно, а более чем в трети сельских муниципальных образований (37,5%) - ниже среднего значения показателя на селе.
Обеспеченность врачебными кадрами на 1 января 2011 года составила 21,5 врача на 10 тыс. населения (2009 год - 22,1, 2008 год - 21,8), специалистами со средним медицинским образованием - 94,7 на 10 тыс. населения (2008 год - 93,8).
Дефицит врачебных кадров является одной из самых значительных проблем здравоохранения Курганской области. Связано это прежде всего с отсутствием в Курганской области учебного заведения для подготовки медицинских работников с высшим образованием. Кроме того, имеет место отток врачей в соседние регионы. Численность врачей предпенсионного и пенсионного возраста составляет в Курганской области 45%.
Сельских общеобразовательных учреждений Курганской области - 520, что составляет 82% от общего числа всех школ Курганской области. В них обучается почти 39 тыс. учащихся, или 41,7% от общего количества учащихся. За 2007 - 2010 годы количество обучающихся в сельских школах Курганской области снизилось на 15% (городских - на 8%).
В Курганской области насчитывается 289 малокомплектных сельских школ, что составляет 46,9% от общего числа сельских школ.
В связи со складывающейся демографической ситуацией наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях Курганской области уменьшается.
В первую очередь оптимизация бюджетных расходов на образование коснулась малочисленных сельских школ, прежде всего филиалов, в которых трудно организовать обучение в соответствии с современными требованиями к условиям осуществления образовательного процесса. С 2007 по 2010 год реорганизовано 62 образовательных учреждения, ликвидировано 65. Охват детей дошкольным воспитанием в сельской местности составляет 45%, в городе - 60,5%.
В Курганской области функционирует 299 образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования, которые посещают 12378 детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, в том числе 260 детских садов, 14 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 25 дошкольных групп полного дня на базе 35 общеобразовательных школ.
Сложная ситуация по обеспечению доступности дошкольного образования в сельской местности обусловила поиск новых форм оказания услуг в сфере дошкольного образования.
На территории Курганской области функционирует 250 культурно-образовательных центров, в которых социально-педагогическое сопровождение семей осуществляется через создание групп присмотра и ухода за детьми, педагогический патронаж на дому, работу семейных клубов. Кроме того, в сельской местности функционируют 8 микрогрупп на дому многодетных семей, которые посещают 30 детей.
Охват детей дошкольными образовательными учреждениями в сельской местности по состоянию на 1 августа 2011 года по Курганской области составляет 45,5%.
Культурную и духовную жизнь сельских территорий во многом определяют сельские клубы и сельские библиотеки, оставаясь для жителей села единственным местом коллективного общения, информационным полем, центром формирования общественного мнения, проявления коллективной инициативы, развития и реализации творческих способностей населения. В сельской местности в настоящее время действует 710 домов культуры и клубов, 2 центра национальных культур, 539 библиотек, 83 киноустановки, 19 учреждений дополнительного образования детей, 6 муниципальных музеев. По состоянию на 1 января 2011 года обеспеченность библиотеками составляет 68,2% от нормы, установленной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 года N 1767-р, учреждениями клубного типа - 88,2%. Сеть учреждений культуры в Курганской области сохранена, но значительная их часть находится в полуразрушенном состоянии в связи с отсутствием средств у органов местного самоуправления для их содержания. Оснащение сельских учреждений культуры физически изношено.
Лесной сектор играет важную роль в экономике Курганской области и имеет существенное значение для социально-экономического развития муниципальных районов. По данным государственного лесного реестра Курганской области, площадь лесов, расположенных в границах населённых пунктов, составляет 36 тыс. га. По состоянию на 1 января 2011 года из указанной площади в наличии имеются лесохозяйственные регламенты для лесов в границах городских округов города Кургана и города Шадринска на площади 11,2 тыс. га. Для лесов на остальной площади документы лесного планирования, предусмотренные лесным кодексом Российской Федерации, не разработаны, что негативно сказывается на осуществлении мероприятий по их использованию, охране, защите и воспроизводству. Сохраняется высокий уровень пожарной опасности в лесном фонде Курганской области (площадь, пройденная пожаром, в 2008 году составила 28,8 тыс. га, в 2009 году - 9,6 тыс. га, в 2010 году - 26,6 тыс. га). Основной причиной лесных пожаров является неосторожное обращение населения с огнём.
Порядка 90% месторождений общераспространенных полезных ископаемых, в том числе месторождения торфа и сапропелей, расположенных на сельских территориях, не разрабатываются, находятся в нераспределённом фонде недр. В Курганской области в 70-80-е годы двадцатого столетия преимущественно на сельских территориях работало более 40 кирпичных заводов, использующих местный сырьевой ресурс и выпускающих строительный (стеновой) кирпич, применяемый для сельского строительства. В настоящее время функционирует только 2 завода. По информации геологического надзора за рациональным использованием и охраной недр Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, на сельских территориях имеет место самовольное безлицензионное пользование участками недр с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых сельскими гражданами и предпринимателями.
Водоснабжение населения сельских территорий продолжает оставаться неудовлетворительным. Объёмы поисково-оценочных работ на пресные подземные воды с целью водоснабжения сельских населённых пунктов, выполняемые в рамках территориальной программы Курганской области "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Курганской области на 2009 - 2013 годы", принятой распоряжением Правительства Курганской области от 22 декабря 2008 года N 543-р (далее - территориальная программа Курганской области "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Курганской области на 2009 - 2013 годы"), не охватывают решение всех вопросов хозяйственно-питьевого водоснабжения. Часть разведанных месторождений питьевых подземных вод не вводится в эксплуатацию при наличии потребности в водопотреблении. По данным Управления Росприроднадзора по Курганской области, имеются случаи пользования водными объектами без документов на право пользования водными объектами, а также обустройства водозаборных сооружений (скважин, колодцев), не отвечающих установленным требованиям.
На водных объектах Курганской области, согласно постановлению Администрации (Правительства) Курганской области от 16 января 2007 года N 19 "Об утверждении перечня рыбопромысловых участков Курганской области", выделено 2385 рыбопромысловых участков. За январь - сентябрь 2011 года предоставлено в долгосрочное пользование 489 рыбопромысловых участков на площади 137,35 тыс. га. В рыбохозяйственной практике не используются 1862 рыбопромысловых участка и 510 прочих водоемов по причине высокой степени эвтрофности. Особый режим рыбохозяйственной деятельности установлен для 196 озер, находящихся на территории зоологических заказников, на площади 20,6 тыс. га.
Состояние товарного рыбоводства Курганской области характеризуется высокими рисками потерь при выращивании товарной рыбы, так как промысловый возврат от товарного рыбоводства снижается вследствие неблагоприятных природных факторов, хищничества рыбоядных птиц и браконьерства. Ежегодные объёмы добычи, определяемые Федеральным агентством по рыболовству для Курганской области, составляют порядка 6 тыс. тонн неквотируемых водных биологических ресурсов.
Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных
источников в сельских поселениях составляет менее 1/3 от областного показателя и ежегодно сокращается за счет перевода котельных на газовое топливо.
Системы централизованной канализации с очистными сооружениями действуют в 12 сельских населенных пунктах (не имеющих аграрной специализации).
Ни в одном сельском населенном пункте не имеется обустроенного по проекту объекта размещения бытовых отходов.
Таким образом, сложившаяся социально-экономическая ситуация на селе позволяет утверждать, что сельские территории переживают системный кризис.
Основные причины кризиса сельских территорий:
- ведомственная разобщенность в управлении сельскими территориями на федеральном, региональном и местном уровнях. В настоящее время решение отдельных задач сельской экономики и инфраструктуры рассредоточено по различным отраслевым программам, между которыми отсутствует должная координация;
- узко отраслевой аграрный подход к развитию экономики села;
- отсутствие эффективных механизмов осуществления программ устойчивого сельского развития, низкая государственная финансовая поддержка малого предпринимательства, развития альтернативных сфер занятости населения;
- ограниченный доступ сельского населения к рынкам продукции, сырья и продовольствия, материально-техническим, финансовым и информационным ресурсам, неэффективное их использование, опережающий рост импорта продовольствия;
- слабый уровень сельского самоуправления, связанный с дефицитом квалифицированных специалистов, низкой бюджетной обеспеченностью, отсутствие системы финансовой поддержки местных инициатив;
- недостаточное научное, информационное и кадровое обеспечение устойчивого развития сельских территорий, слабое представление сельских жителей о своих социальных и экономических правах;
- диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и материально-технические ресурсы, используемые в сельскохозяйственном производстве, высокие тарифы на электроэнергию;
- низкая конкурентоспособность продукции, низкий уровень производительности труда, неравные условия конкуренции для товаропроизводителей Курганской области на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Российской Федерации;
- слабая интеграция между производством и переработкой;
- недостаточное социальное развитие села;
- информационная изолированность деревни, слабое представление сельских жителей о своих социальных и экономических правах.
<< Раздел I. Общие положения |
Раздел III. >> Цели и задачи Концепции |
|
Содержание Распоряжение Правительства Курганской области от 27 февраля 2012 г. N 40-р "О Концепции устойчивого развития сельских... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.