Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Основной целью развития торговли в Курганской области является предоставление потребителям широкого ассортимента качественной продукции по доступным ценам. Вследствие роста доходов населения повышаются требования потребителей к качеству предоставляемых услуг, ассортименту и качеству реализуемой продукции. Доля расходов населения на потребительские товары согласно международному опыту может достигать почти 70%.
Торговая отрасль - одна из быстро развивающихся отраслей экономики Курганской области, опережающая по темпам роста многие отрасли. С 2000 года оборот розничной торговли увеличивался ежегодно в среднем на 15%. В связи с экономическим кризисом, повлекшим за собой падение промышленного производства, сокращение инвестиций в экономику, рост безработицы и снижение доходов населения, рост оборота внутренней торговли начиная с ноября 2008 года замедлился, а уже в феврале 2009 года выявил отрицательные показатели развития, по итогам 2009 года падение оборота розничной торговли по Курганской области составило 2,6% (по Российской Федерации - 4,9%).
На протяжении 2010 года в Курганской области наблюдалась положительная динамика оборота розничной торговли, который по итогам года составил 72,5 млрд. рублей, что соответствует уровню 2009 года. Оборот розничной торговли на душу населения в 2010 году составил 79,5 тыс. рублей, что выше уровня 2009 года на 2,4%. Одной из основных причин невысокого объема среднедушевого оборота розничной торговли является низкий уровень денежных доходов на душу населения в Курганской области. В 2010 году по уровню денежных доходов населения Курганская область находилась на последнем месте по Уральскому федеральному округу и 47-м по Российской Федерации.
На 1 января 2011 года количество действующих на территории Курганской области торговых объектов составило 7565 единиц. Обеспеченность населения Курганской области площадью торговых объектов на 1 января 2011 года составила 578,0 кв. м на 1 тыс. жителей. При достаточно высоком фактическом уровне обеспеченности населения площадью торговых объектов в среднем по Курганской области имеет место неравномерность размещения торговых объектов в муниципальных образованиях Курганской области. Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в расчете на 1000 жителей и фактический уровень обеспеченности населения площадью торговых объектов представлены в таблице 1.
Таблица 1. Нормативы минимальной обеспеченности и фактический уровень обеспеченности населения площадью торговых объектов в расчете на 1000 жителей
N п/п |
Курганская область и муниципальные образования Курганской области |
Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, м2 на 1000 человек |
Фактический уровень обеспеченности населения площадью торговых объектов, м2 на 1000 жителей* |
||
суммарный норматив |
по продаже продовольственных товаров |
по продаже непродовольственных товаров |
|
||
1. |
Курганская область (всего) |
516,4 |
157,6 |
358,8 |
578,0 |
2. |
Муниципальное образование город Курган |
675,4 |
206,1 |
469,3 |
759,1 |
3. |
Муниципальное образование - город Шадринск |
595,2 |
180,7 |
414,5 |
767,6 |
4. |
Альменевский район Курганской области |
357,4 |
109,1 |
248,3 |
433,5 |
5. |
Белозерский район Курганской области |
342,8 |
104,6 |
238,2 |
560,8 |
6. |
Варгашинский район Курганской области |
350,2 |
106,9 |
243,3 |
419,9 |
7. |
Далматовский район |
418,1 |
127,6 |
290,5 |
496,3 |
8. |
Звериноголовский район Курганской области |
400,4 |
122,2 |
278,2 |
440,6 |
9. |
Каргапольский район Курганской области |
374,4 |
114,3 |
260,1 |
455,7 |
10. |
Катайский район |
419,7 |
128,1 |
291,6 |
563,5 |
11. |
Муниципальное образование "Кетовский район" |
361,7 |
110,4 |
251,3 |
210,7 |
12. |
Куртамышский район |
377,2 |
115,1 |
262,1 |
463,9 |
13. |
Лебяжьевский район Курганской области |
352,1 |
107,5 |
244,6 |
259,9 |
14. |
Макушинский район Курганской области |
387,6 |
118,3 |
269,3 |
417,5 |
15. |
Мишкинский район Курганской области |
365,1 |
111,4 |
253,7 |
512,4 |
16. |
Мокроусовский район Курганской области |
346,4 |
105,7 |
240,7 |
395,9 |
17. |
Петуховский район Курганской области |
440,1 |
134,3 |
305,8 |
498,7 |
18. |
Половинский район Курганской области |
365,8 |
111,6 |
254,2 |
354,3 |
19. |
Притобольный район Курганской области |
356,9 |
108,9 |
248,0 |
487,4 |
20. |
Сафакулевский район Курганской области |
339,6 |
103,6 |
236,0 |
450,5 |
21. |
Целинный район Курганской области |
340,2 |
103,8 |
236,4 |
444,7 |
22. |
Частоозерский район Курганской области |
397,3 |
121,3 |
276,0 |
469,6 |
23. |
Шадринский район Курганской области |
382,8 |
116,8 |
266,0 |
260,6 |
24. |
Шатровский район Курганской области |
356,1 |
109,0 |
247,1 |
460,8 |
25. |
Шумихинский район Курганской области |
456,3 |
139,3 |
317,0 |
644,1 |
26. |
Щучанский район Курганской области |
373,2 |
113,9 |
259,3 |
394,0 |
27. |
Юргамышский район Курганской области |
381,0 |
116,3 |
264,7 |
457,2 |
* для расчетов фактического уровня обеспеченности населения площадью торговых объектов использовались данные паспортов муниципальных образований Курганской области.
Существует проблема обеспечения доступности торговых объектов в малых населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек. На 1 января 2010 года количество таких населенных пунктов составило 397 (в том числе населенных пунктов с населением менее 50 человек - 217), или 32,5% от общего числа населенных пунктов Курганской области, из них обеспечен розничными торговыми объектами 81 населенный пункт (20,4% от общего числа малых населенных пунктов), 49,4% от общего числа торговых объектов, расположенных в населенных пунктах с численностью менее 100 человек, принадлежит потребительской кооперации. Данные по обеспеченности населенных пунктов Курганской области с численностью до 100 человек торговыми объектами представлены в таблице 2.
Таблица 2. Обеспеченность населенных пунктов Курганской области с численностью до 100 человек торговыми объектами
N п/п |
Наименование муниципального района Курганской области |
Количество населенных пунктов с населением менее 100 человек |
В том числе количество населенных пунктов с населением менее 50 человек |
Количество торговых объектов в малонаселенных пунктах |
В том числе торговых объектов потребительской кооперации |
Уровень обеспеченности торговыми объектами малонаселенных пунктов |
В том числе доля потребительской кооперации |
1. |
Альменевский район Курганской области |
4 |
1 |
- |
- |
- |
- |
2. |
Белозерский район Курганской области |
25 |
15 |
2 |
2 |
8,0% |
100% |
3. |
Варгашинский район Курганской области |
21 |
13 |
4 |
4 |
19,0% |
100% |
4. |
Далматовский район |
20 |
11 |
- |
- |
- |
- |
5. |
Звериноголовский район Курганской области |
3 |
1 |
1 |
1 |
33,3% |
100% |
6. |
Каргапольский район Курганской области |
30 |
15 |
5 |
4 |
16,6% |
80% |
7. |
Катайский район |
21 |
16 |
5 |
3 |
23,8% |
60% |
8. |
Муниципальное образование "Кетовский район" |
21 |
12 |
5 |
- |
23,8% |
- |
9. |
Куртамышский район |
13 |
7 |
1 |
- |
7,7% |
- |
10. |
Лебяжьевский район Курганской области |
19 |
9 |
- |
- |
- |
- |
11. |
Макушинский район Курганской области |
16 |
8 |
2 |
1 |
12,5% |
50% |
12. |
Мишкинский район Курганской области |
21 |
13 |
5 |
5 |
23,8% |
100% |
13. |
Мокроусовский район Курганской области |
17 |
10 |
3 |
- |
17,6% |
- |
14. |
Петуховский район Курганской области |
11 |
1 |
5 |
3 |
45,5% |
60% |
15. |
Половинский район Курганской области |
8 |
5 |
3 |
- |
37,5% |
- |
16. |
Притобольный район Курганской области |
7 |
5 |
- |
- |
- |
- |
17. |
Сафакулевский район Курганской области |
5 |
2 |
2 |
- |
40% |
- |
18. |
Целинный район Курганской области |
10 |
7 |
1 |
1 |
10% |
100% |
19. |
Частоозерский район Курганской области |
10 |
3 |
2 |
- |
20% |
- |
20. |
Шадринский район Курганской области |
30 |
17 |
11 |
9 |
36,7% |
81,8% |
21. |
Шатровский район Курганской области |
25 |
19 |
9 |
8 |
36% |
88,9% |
22. |
Шумихинский район Курганской области |
12 |
5 |
4 |
2 |
33,3% |
50% |
23. |
Щучанский район Курганской области |
19 |
9 |
2 |
1 |
10,5% |
50% |
24. |
Юргамышский район Курганской области |
29 |
13 |
9 |
- |
31,0% |
- |
|
Итого |
397 |
217 |
81 |
40 |
20,4% |
49,4% |
В период с 2008 по 2010 год замедлился рост отдельных показателей, характеризующих состояние розничной торговли на территории Курганской области. Анализ указанных показателей представлен в таблице 3.
Таблица 3. Анализ показателей, характеризующих состояние розничной торговли на территории Курганской области
N п/п |
Наименование показателя |
Значение показателя по годам |
||
2008 |
2009 |
2010 |
||
1. |
Оборот розничной торговли (млн. руб.) |
73300,5 |
68309,3 |
72494,6 |
2. |
Индекс физического объема оборота розничной торговли (% к предыдущему году) |
118,1 |
84,4 |
100 |
3. |
Индекс физического объема оборота розничной торговли на рынках и ярмарках (% к предыдущему году) |
8 |
6,9 |
5,6 |
4. |
Оборот розничной торговли на душу населения (тыс. руб.) |
76,6 |
71,9 |
79,5 |
5. |
Индекс физического объема оборота розничной торговли на душу населения (% к предыдущему году) |
119,1 |
88,1 |
104,1 |
6. |
Индекс физического объема оборота розничной торговли (% к предыдущему году) |
|
|
|
|
продовольственные товары |
111,9 |
96,9 |
97,4 |
непродовольственные товары |
122,2 |
75,5 |
102,4 |
Одной из структур, осуществляющих торговую деятельность на территории Курганской области, является потребительская кооперация, которая играет существенную роль в обеспечении товарами первой необходимости населения, проживающего в сельской местности, располагая для этого материально-технической базой и кадровым потенциалом.
В Курганский областной союз потребительских обществ (далее - облпотребсоюз) входят 57 потребительских обществ, работающих на территории 20 муниципальных районов и городских округов Курганской области. Облпотребсоюз объединяет 16,9 тысячи пайщиков, в основном проживающих в сельской местности. В системе потребительской кооперации занято 3722 работника. Являясь многоотраслевой структурой, потребительская кооперация осуществляет такие направления хозяйственной деятельности, как розничная торговля и общественное питание, заготовительная и перерабатывающая деятельность, бытовое обслуживание населения, выполнение мобилизационных заданий (заказов) и проведение работ по мобилизационной подготовке.
Потребительская кооперация вносит ощутимый вклад в продовольственное обеспечение Курганской области. Совокупный объем деятельности облпотребсоюза за 2010 год составил 2,9 миллиарда рублей. Удельный вес объемов розничного товарооборота в общих объемах продаж по муниципальным районам и городам Курганской области колеблется от 0,4% до 20,1%. Организациями потребительской кооперации уплачено за 2010 год в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды 148,9 миллиона рублей налогов и сборов. Показатели торговли потребительской кооперации Курганской области с 2001 по 2010 год представлены в таблице 4.
Таблица 4. Основные показатели торговли потребительской кооперации Курганской области с 2001 по 2010 год
Показатель торговли потребительской кооперации |
Год |
|||||||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Оборот розничной торговли потребительской кооперации, млн. рублей |
382,1 |
503,2 |
640,3 |
816,5 |
997,8 |
1211,5 |
1508,7 |
1829,8 |
1900,9 |
2003,4 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли, % к предыдущему году |
122,7 |
131,7 |
127,2 |
127,9 |
122,2 |
121,4 |
125,8 |
113,7 |
110,4 |
106,1 |
Количество объектов торговли, ед. |
993 |
971 |
918 |
857 |
817 |
759 |
662 |
658 |
612 |
576 |
Удельный вес потребительской кооперации в обороте розничной торговли Курганской области, % |
3,8 |
3,5 |
3,6 |
3,7 |
3,7 |
3,7 |
2,8 |
2,5 |
2,4 |
2,8 |
На балансе организаций потребительской кооперации числятся 677 объектов торговли и общественного питания, из них 160 магазинов обслуживают населённые пункты с численностью жителей от 100 до 500 человек, 90 магазинов - с численностью до 200 человек, 53 магазина - с численностью до 100 человек. Населенные пункты с численностью жителей до 10 человек обслуживаются 5 автолавками.
Около 30% магазинов, расположенных в сельской местности, убыточны, так как находятся в отдаленных, труднодоступных и сельских поселениях с малочисленным населением и реализуют в основном товары первой необходимости. За 2010 год расходы на содержание убыточных магазинов составили 12 млн. рублей. Расходы на доставку товаров в магазины, расположенные в сельской местности на расстоянии свыше 11 километров от пункта их получения, составляют ежегодно около 70 миллионов рублей.
Динамичное и эффективное развитие потребительской кооперации необходимо для успешного решения проблем торговой отрасли в сельских поселениях, что позволит улучшить качество жизни населения Курганской области.
На территории Курганской области организовано 8 розничных рынков, в том числе 7 универсальных, 1 специализированный непродовольственный. Доля продажи товаров на розничных рынках и ярмарках неуклонно снижается и составила в 2010 году 5,6%.
Для увеличения показателя оборота розничной торговли на душу населения Курганской области и покупательной способности, кроме повышения уровня доходов населения, необходимо способствовать развитию конкуренции на потребительском рынке.
Необходимо обратить особое внимание на организацию сельскохозяйственных розничных рынков на территории Курганской области, поскольку данный формат торговли является одним из основных путей по расширению возможностей реализации продукции сельхозтоваропроизводителей напрямую потребителям, минуя посредников, для обеспечения населения Курганской области продукцией высокого качества по доступным ценам.
В современных условиях фактор качества потребительских товаров становится решающим для повышения конкурентоспособности Курганской области и играет важную роль в реализации приоритетных национальных проектов.
Качество потребительских товаров, поступивших на потребительский рынок в 2010 году, не всегда соответствовало установленным требованиям, о чем свидетельствуют данные Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области. Из проверенных партий товара более 30% оказались некачественными по таким группам товаров, как крупы, консервы плодово-ягодные, масло подсолнечное, в группе непродовольственных товаров лидируют обувь кожаная и парфюмерно-косметические товары, по которым установлено ненадлежащее качество и опасность товаров в более чем 50% от общего количества отобранных образцов.
Для привлечения внимания к проблеме качества товаров и услуг, поддержки и продвижения на потребительский рынок продукции местных товаропроизводителей, а также активизации деятельности, направленной на повышение удовлетворенности запросов и ожиданий потребителей, в Курганской области внедрен знак "Зауральское качество", который наносится на продукцию, изготовленную с применением качественного сырья, произведенного в Курганской области. По состоянию на 1 ноября 2011 года 29 организаций имеют право на добровольную маркировку знаком "Зауральское качество" на 740 наименований продукции.
Основными проблемами в области розничной торговли на территории Курганской области являются:
недостаточный уровень покупательной способности, сложившийся вследствие как внутренних причин (низкие среднедушевые денежные доходы населения Курганской области), так и внешних (недостаточное привлечение денежных средств из-за пределов Курганской области);
отсутствие на территории Курганской области сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных розничных рынков;
недостаточная обеспеченность объектами розничной торговли населенных пунктов, расположенных в сельской местности, с населением до 100 человек.
К перспективным направлениям развития торговой деятельности на территории Курганской области относятся:
стимулирование и реализация инвестиционных проектов, направленных на строительство новых объектов торговой инфраструктуры в муниципальных районах Курганской области;
оптимизация размещения торговых объектов на территории Курганской области (в том числе в населенных пунктах, расположенных в сельской местности, с населением до 100 человек), повышение эффективности их деятельности;
изучение и внедрение передового опыта субъектов Российской Федерации по обеспечению населения услугами торговли;
стимулирование деловой активности организаций торговли и координация взаимодействия между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, и хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров, путем организации и проведения выставок, ярмарок, иных мероприятий организационного характера.
Принятие Программы обусловлено масштабностью, сложностью и многообразием проблем в сфере торговли на территории Курганской области, необходимостью консолидации усилий территориальных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Курганской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области и бизнеса.
Программно-целевой метод, применяемый для решения проблемы развития торговли на территории Курганской области, характеризуется следующими основными положениями:
развитие потребительского рынка и услуг является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Курганской области, определенных в Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года N 488-р "О стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года" и в Законе Курганской области от 5 декабря 2011 года N 83 "О Программе социально-экономического развития Курганской области на 2012 год и среднесрочную перспективу";
проблема развития торговли на территории Курганской области носит комплексный характер, что выражается в необходимости государственного регулирования, непосредственном участии в решении поставленных задач органов исполнительной власти Курганской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, необходимости координации функционирования и развития всех отраслей экономики Курганской области.
Решение проблемных вопросов развития торговли Курганской области возможно по следующим направлениям:
- совершенствование нормативной правовой базы развития и регулирования торговли;
- формирование и развитие торговой инфраструктуры Курганской области;
- совершенствование научно-методического и кадрового обеспечения развития торговли.
Реализация мероприятий Программы снизит неравномерность размещения организаций торговли в муниципальных образованиях Курганской области, улучшит качественную структуру организаций торговли, увеличит число рабочих мест.
В ходе реализации Программы невыполнение целевых показателей возможно вследствие неблагоприятных внешних и внутренних условий развития экономики (рост инфляции, падение денежных доходов населения, рост безработицы, сокращение инвестиционного спроса).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.