Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Курганской области
от 31 марта 2011 г. N 116
"О целевой программе Курганской области "Модернизация здравоохранения Курганской области на 2011 - 2012 годы"
23 августа 2011 г., 26 апреля, 15 мая 2012 г.
В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 85 "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011 - 2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования", Законом Курганской области от 4 декабря 2003 года N 356 "О прогнозах, концепциях, программах социально-экономического развития и целевых программах Курганской области" Правительство Курганской области постановляет:
1. Утвердить целевую программу Курганской области "Модернизация здравоохранения Курганской области на 2011 - 2012 годы" (далее - Программа модернизации) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Определить Департамент здравоохранения Курганской области уполномоченным органом по осуществлению взаимодействия с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Курганской области с целью реализации Программы модернизации.
3. Опубликовать настоящее постановление в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир".
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Курганской области Калугину У.А.
Губернатор Курганской области | О.А. Богомолов |
Постановлением Правительства Курганской области от 15 мая 2012 г. N 158 настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу через десять дней после официального опубликования названного постановления и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г.
Приложение
к постановлению Правительства Курганской области
от 31 марта 2011 года N 116 "О целевой программе
Курганской области "Модернизация здравоохранения
Курганской области на 2011-2012 годы"
Целевая программа
Курганской области "Модернизация здравоохранения Курганской области на 2011-2012 годы"
23 августа 2011 г., 26 апреля, 15 мая 2012 г.
Паспорт
целевой программы Курганской области "Модернизация здравоохранения Курганской области на 2011-2012 годы"
Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курганской области, численность населения Курганской области на 1 января 2010 года составила 947566 человек (на 1 января 2009 года - 952673 человека), сокращение за 2009 год составило 5107 человек.
В Курганской области доля городского населения - 56,9 процента, сельского - 43,1 процента. В городе Кургане на начало 2010 года численность составила 322383 человека, или 34 процента от общей численности населения Курганской области, в городе Шадринске - 74567 человек, или 7,9 процента.
Особенностями возрастного состава населения являются: самый высокий в Уральском федеральном округе (далее - УФО) удельный вес населения старшего трудоспособного возраста (22,5 процента) и низкая доля детского населения (18,8 процента).
Вместе с тем, регистрируется положительная тенденция увеличения доли лиц трудоспособного возраста - с 56,2 процента в 1998 году до 61,5 процента в 2009 году.
Причиной сокращения численности населения по-прежнему остаются естественная и миграционная убыль.
Начиная с 1992 года на территории Курганской области регистрируется естественная убыль населения. За этот период максимальным ее значение было в 2003 году, составив 7,3 случая на 1000 населения.
Естественная убыль зарегистрирована в 24 из 26 муниципальных районов Курганской области, составив в 2009 году в целом по Курганской области 3,2 случая на 1000 жителей.
Средняя продолжительность жизни населения в Курганской области приближается к среднероссийскому уровню, составляя в целом 66,7 года (67,9 года по Российской Федерации), в том числе мужчин - 60,3 года (61,8 - по Российской Федерации), женщин - 73,4 года (74,2 - по Российской Федерации).
За период с 1999-го по 2009 год наименьший показатель рождаемости зарегистрирован в 1999 году - 9,0 случая на 1000 населения. Тенденция к повышению уровня рождаемости наметилась с 2000 года, чему способствовало увеличение численности женщин репродуктивного возраста (15-49 лет).
В 2009 году показатель рождаемости составил 12,49 случая на 1000 населения.
Сложившийся в Курганской области коэффициент общей плодовитости составил в 2009 году 48,1 процента (47,1 процента - в 2008 году), но остается ниже уровня, необходимого для простого численного воспроизводства населения.
Тенденция подъема уровня смертности, регистрируемого с 1999 года, сменилась тенденцией ее снижения.
С 2005 года показатель смертности снизился на 10,3 процента, а абсолютное число умерших - на 14,3 процента. Показатель смертности в 2010 году составил 15,4 случая на 1000 жителей (15,7 случая на 1000 в 2008 году).
С 2005 года число умерших в трудоспособном возрасте снизилось на 21 процент, а удельный вес умерших в рабочих возрастах - с 33 процентов до 30,4 процента.
Число умерших мужчин трудоспособного возраста в 2,9 раза выше, чем женщин этой же возрастной группы (удельный вес - соответственно 74,5 процента и 25,5 процента).
Уровень смертности в Курганской области определяют болезни системы кровообращения (44,5 процента), новообразования (14,8 процента), травмы и отравления (13,1 процента).
Показателем воспроизводства населения является показатель снижения младенческой смертности. За 2000-2010 годы показатель смертности детей первого года жизни снизился почти в 2 раза, с 19,9 до 8,8 случая на 1000 родившихся живыми. В сельской местности уровень младенческой смертности выше и составил в 2010 году 9,6 случая на 1000 детей, родившихся живыми.
Сложившаяся в Курганской области тенденция снижения уровня младенческой смертности свидетельствует об эффективности деятельности органов здравоохранения по охране здоровья женщин и детей.
Структура младенческой смерти в последние годы не меняется - ведущими причинами смерти детей на первом году жизни остаются состояния, возникающие в перинатальном периоде, - 40,3 процента, травмы и отравления - 16,8 процента, врожденные аномалии развития - 11,8 процента.
Несмотря на реализацию комплекса мер по совершенствованию медицинской помощи матерям и детям, в том числе мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" и целевой программы Курганской области "Дети Зауралья" на 2008-2012 годы", в Курганской области показатель материнской смертности составил в 2010 году 25,2 случая на 100 тысяч живорожденных против 16,8 случая в 2009 году.
В структуре общей заболеваемости первое место занимают болезни органов дыхания (24,4 процента), на втором месте - болезни органов пищеварения (10,9 процента), третье место в структуре занимают болезни сердечно-сосудистой системы (10,6 процента), четвертое место принадлежит классу болезней глаза и его придаточного аппарата (7,7 процента), пятое место занимают болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (7,4 процента).
Онкологические заболевания занимают 2 место в структуре смертности от всех причин смерти населения Курганской области. Ежегодно регистрируется более 3700 случаев различных форм рака.
Показатель заболеваемости злокачественными новообразованиями в 2009 году составил 390,6 случая на 100 тысяч населения, что на 3,7 процента больше, чем в 2008 году (376,7 случая на 100 тысяч населения).
Рост заболеваемости злокачественными новообразованиями за 1999 - 2009 годы по Курганской области составил 26,0 процента (по Российской Федерации - 15,2 процента). Проблемой остается позднее выявление злокачественных новообразований. Только 36,2 процента больных диагностируются в I-II стадиях.
При флюорографическом скрининге выявляемость рака легкого составляет 32,0 процента, а в I-II стадиях - только в 10 процентах случаев.
При маммографическом скрининге с целью раннего выявления рака молочной железы в 2009 году из 11350 осмотренных женщин данным методом выявлено 35 случаев рака молочной железы, что составило 7,1 процента от впервые взятых на учет женщин с данной патологией. На ранних стадиях рак молочной железы регистрируется в 65,9 процента случаев.
Показатель смертности от злокачественных новообразований в 2010 году составил 223,4 случая на 100 тысяч населения (в 2009 году - 216,1, рост на 3,4 процента). Смертность населения от злокачественных новообразований в трудоспособном возрасте в 2010 году составила 97,4 случая на 100 тысяч населения трудоспособного возраста (2009 год - 93,9, рост - на 3,7 процента).
Пятилетняя выживаемость онкологических больных с I-II стадиями заболевания, получивших лечение по радикальной программе, составляет 92,2 процента, пятилетняя выживаемость с III стадией распространенности процесса - 48 процентов. Выживаемость больных при всех стадиях заболевания, проживших 5 лет и более, - 54,3 процента.
В 2009 году по сравнению с 2008 годом в Курганской области регистрируется снижение общей смертности от сердечно-сосудистых заболеваний - с 750,7 до 696,1 случая на 100 тысяч населения, на 3% снизилась смертность лиц трудоспособного возраста от болезней сердечно-сосудистой системы - с 221,1 до 213,8 случая на 100 тысяч населения.
От неестественных причин в 2009 году погибло на 116 человек меньше, чем в 2008 году, - 1958 человек (13,1 процента от числа умерших).
В 2009 году на дорогах в Курганской области пострадали 1427 человек, что на 72 человека меньше, чем в 2008 году, погибло на 26 человек меньше, чем в 2008 году. Это результат реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 100, и целевой программы Курганской области "Повышение безопасности дорожного движения в Курганской области на 2011-2012 годы".
Показатель заболеваемости туберкулезом в Курганской области в 2009 году составил 134,6 случая на 100 тысяч.
Показатель распространенности туберкулеза снизился с 329,6 случая на 100 тысяч населения в 2008 году до 310,7 случая в 2009 году (в Российской Федерации - 190,7 случая на 100 тысяч населения в 2008 году).
В течение 2009 года в Курганской области умерло 378 больных активным туберкулезом, показатель смертности от туберкулеза составил 39,9 случая на 100 тысяч населения (в Российской Федерации - 17,9 случая на 100 тысяч населения в 2008 году), повысившись за год на 7 процентов (2008 год - 37,3).
Показатель заболеваемости хроническим алкоголизмом, включая алкогольные психозы, в Курганской области в 2009 году составил 150,2 случая на 100 тысяч населения, в 2008 году - 152,6 случая на 100 тысяч населения, что превышает среднероссийский показатель за 2008 год в 1,25 раза (122,1 случая). Под наблюдением врачей-наркологов в 2009 году находилось 376 больных алкоголизмом, перенесших алкогольные психозы, или 39,5 случая на 100 тысяч человек, в 2008 году - 47,8 случая на 100 тысяч человек, что превышает средний показатель по Российской Федерации за 2008 год в 1,17 раза (40,8 случая).
Количество смертей от самоубийств и самоповреждений составило в 2009 году 50,2 случая на 100 тысяч населения (2008 год - 50,5). В 2009 году суициды составили 6 процентов от всех причин смерти (2008 год - 3,1 процента).
Уровень общей заболеваемости детей за 2007-2009 годы имел тенденцию к росту, что проявляется в повышении показателя на 15,2 процента, составившего в 2009 году 2889,0 случая на 1000 детей (2543,4 - 2008 год, 2507,4 - 2007 год), в том числе за 2009 год рост составил 13,6 процента.
Сложная ситуация сложилась в Курганской области по заболеваемости сифилисом среди несовершеннолетних. Показатель заболеваемости детей от 0 до 14 лет в 2008 году составил 6,9 случая на 100 тысяч населения, превысив средний показатель по УФО в 2 раза (3,5 случая на 100 тысяч населения). Заболеваемость сифилисом среди подростков в 2008 году составляла 81,8 случая на 100 тысяч населения (показатель по УФО - 44,0 случая на 100 тысяч населения). В 2009 году заболеваемость сифилисом снизилась в 2,2 раза и составила 42,6 случая на 100 тысяч населения, однако это превышает заболеваемость по УФО (15,9 случая на 100 тысяч населения) в 2,7 раза.
Уровень общей заболеваемости жителей Курганской области, регистрируемый по данным обращаемости населения за медицинской помощью, имевший в 2006 - 2008 годах тенденцию к снижению, вырос на 7,7 процента и составил в 2009 году 1616,2 случая на 1000 жителей (1501,1 - 2008 год). В 2011-2012 годах прогнозируется дальнейшее повышение общей заболеваемости.
Планируемое развитие профилактической направленности здравоохранения обеспечит рост заболеваемости за счет выявления заболеваний у граждан, ранее не обращавшихся за медицинской помощью и считавшихся абсолютно здоровыми. Выявление заболеваний на ранних стадиях и своевременно начатое лечение будут способствовать профилактике хронизации заболеваний, инвалидизации и смертности населения.
Таким образом, на основании проведенного анализа медико-демографической ситуации, сложившейся в Курганской области, детального изучения причин, определяющих высокие показатели смертности населения, превышающие среднероссийские показатели заболеваемости по отдельным классам болезней, определены следующие приоритетные направления и профили оказания медицинской помощи, нуждающиеся в модернизации:
развитие первичной медико-санитарной помощи, в том числе сельскому населению;
развитие профилактической направленности здравоохранения (в том числе расширение сети центров здоровья);
совершенствование первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в стационарных условиях;
совершенствование скорой медицинской помощи;
совершенствование медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями (прежде всего инсульты и инфаркты);
совершенствование медицинской помощи пострадавшим от воздействия внешних причин, в том числе от травм и отравлений;
совершенствование онкологической помощи населению;
совершенствование медицинской помощи больным социально значимыми заболеваниями;
совершенствование противотуберкулезной помощи;
совершенствование медицинской помощи больным инфекциями, передаваемыми половым путем;
совершенствование психиатрической помощи (профилактика суицидов);
совершенствование наркологической помощи;
совершенствование мероприятий, направленных на повышение уровня удовлетворенности потребности населения Курганской области в высокотехнологичной медицинской помощи;
совершенствование медицинской помощи матерям и детям.
Система здравоохранения Курганской области представляет собой территориально распределенную многоуровневую систему, образованную объектами информатизации, к которым относятся Департамент здравоохранения Курганской области, Государственное казенное учреждение "Медицинский информационно-аналитический центр в Курганской области" и учреждения здравоохранения Курганской области.
Руководство информатизацией системы здравоохранения Курганской области осуществляет Департамент здравоохранения Курганской области.
Государственное казенное учреждение "Медицинский информационно-аналитический центр в Курганской области" обеспечивает формирование единой информационно-аналитической системы здравоохранения Курганской области с обеспечением мер защиты первичной персонифицированной информации путем организации компьютерных технологий государственной и ведомственной системы сбора, обработки, хранения и предоставления информации, обеспечивающей динамическую оценку состояния здоровья населения Курганской области, материально-технической базы и кадров учреждений здравоохранения Курганской области в целях информационного обеспечения деятельности органа исполнительной власти Курганской области - Департамента здравоохранения Курганской области и учреждений здравоохранения Курганской области.
Эффективность функционирования системы здравоохранения Курганской области обусловлена возможностью осуществления информационного взаимодействия с внешними (вневедомственными) участниками информационного обмена, такими как Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, органы исполнительной власти Курганской области, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Курганской области.
На территории Курганской области реализуется ведомственная целевая программа Главного управления здравоохранения Курганской области "Информатизация системы здравоохранения в 2009-2012 годах" (далее - программа информатизации), утвержденная приказом Главного управления здравоохранения Курганской области от 30 октября 2008 года N 995.
Сокращение финансирования указанной программы замедлило реализацию ее задач:
интеграция в единое информационное пространство информационных систем и ресурсов системы здравоохранения Курганской области;
переход к открытости, информационной полноте и прозрачности деятельности органов управления и учреждений здравоохранения Курганской области;
создание интегрированной базы данных медицинской (в том числе лекарственной) помощи;
создание информационно-аналитической системы мониторинга показателей здоровья населения Курганской области;
создание интегрированной базы данных врачей-специалистов в сфере здравоохранения Курганской области; обеспечение комплексной информационной безопасности.
В учреждениях здравоохранения Курганской области общее число компьютеров составляет 1025, на каждого работника отрасли приходится 0,11 компьютера. В рейтинге территорий УФО по этому показателю Курганская область занимает предпоследнее место.
На одно учреждение здравоохранения Курганской области приходится в среднем 20,1 компьютера, что на 30 процентов ниже среднероссийского уровня оснащенности учреждений здравоохранения (36,4 на 1 учреждение).
Число компьютеров, подключенных к локальной вычислительной сети, - 13,41 компьютера на одно учреждение здравоохранения Курганской области.
В учреждениях здравоохранения Курганской области распространен низкоскоростной способ связи - модемный (25,6 процента учреждений здравоохранения Курганской области). В Российской Федерации этот показатель составил 36,6 процента, в УФО - 32,6 процента.
Наблюдается рост использования высокоскоростных способов связи в учреждениях здравоохранения Курганской области - технологии xDSL - до 84,4 процента.
Доля рабочих мест, подключенных к сети Интернет, составляет 5,4 процента.
Курганская область характеризуется высоким уровнем обеспеченности основными видами общего программного обеспечения учреждений здравоохранения Курганской области, превышающим среднероссийский уровень и уровень УФО.
Автоматизированными системами бухгалтерского учета оснащены 93,15 процента учреждений здравоохранения Курганской области, правовыми системами - 74 процента учреждений здравоохранения Курганской области, офисное программное обеспечение установлено в 95,89 процента учреждений здравоохранения Курганской области.
По уровню обеспеченности учреждений здравоохранения Курганской области антивирусным программным обеспечением составляет 69,86 процента.
Автоматизированные информационные системы (далее - АИС) кадрового учета имеют 39,73 процента учреждений здравоохранения Курганской области.
Оснащенность учреждений здравоохранения Курганской области АИС экономико-статистического учета отстает от среднероссийского уровня и уровня УФО, они функционируют лишь в 27,4 процента учреждений здравоохранения Курганской области.
Еще меньше используются медико-технологические АИС. Оснащенность ими учреждений здравоохранения Курганской области составляет 2,7%.
В учреждениях здравоохранения Курганской области не используются АИС ведения электронной истории болезни, электронной амбулаторной карты, паспорта системы здравоохранения Курганской области, телемедицинские АИС.
Программа разработана для достижения поставленных в 2010 году Президентом Российской Федерации целей: улучшения демографической ситуации, повышения качества и продолжительности жизни людей, снижения заболеваемости и смертности - необходимо провести модернизацию здравоохранения, что позволит обеспечить каждого гражданина квалифицированной и доступной медицинской помощью.
Программа представляет собой комплекс социально-экономических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение модернизации системы здравоохранения Курганской области в целях создания условий для равного доступа каждого гражданина к качественной медицинской помощи.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
указ Губернатора Курганской области от 25 августа 2010 года N 221 "О создании рабочей группы по модернизации здравоохранения Курганской области в 2011-2012 годах";
постановление Правительства Курганской области от 24 сентября 2007 года N 392 "Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Курганской области";
постановление Правительства Курганской области от 25 мая 2009 года N 292 "О целевых программах Курганской области".
Раздел II. Цели и задачи Программы
Целью Программы является улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи.
Задачами Программы являются:
укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения Курганской области и муниципальных учреждений здравоохранения;
внедрение современных информационных систем в здравоохранении;
внедрение стандартов оказания медицинской помощи.
Раздел III. Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2011-2012 годы.
Мероприятия Программы реализуются в течение всего срока действия Программы.
Раздел IV. Технико-экономическое обоснование Программы
Финансирование Программы осуществляется по следующим направлениям:
финансирование проведения капитальных ремонтов учреждений здравоохранения Курганской области, участвующих в реализации Программы, и оснащения их медицинским оборудованием;
финансирование внедрения информационных систем в здравоохранение;
финансирование внедрения стандартов оказания медицинской помощи.
Финансирование Программы осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
Объемы финансирования Программы за счет средств областного бюджета ежегодно утверждаются законом Курганской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Для решения поставленных задач в соответствии с бюджетным законодательством привлекаются средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курганской области.
Раздел V. Сведения о распределении объемов финансирования Программы по источникам и годам
Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставленные бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курганской области на реализацию Программы, а также средства бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курганской области и областного бюджета.
Финансовое обеспечение Программы включает ассигнования областного бюджета, а также бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курганской области.
Общий объем финансового обеспечения Программы в 2011-2012 годах составит 3 281 048,0 тысячи рублей, в том числе:
средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 2 520 636,0 тысячи рублей, из них:
в 2011 году - 1 142 121,1 тысячи рублей, в 2012 году - 1 378 514,9 тысячи рублей;
средства областного бюджета - 689 412,0 тысячи рублей, из них:
в 2011 году - 263 180,6 тысячи рублей, в 2012 году - 426 231,4 тысячи рублей;
средства бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курганской области - 71 000,0 тысячи рублей, из них:
в 2011 году - 35 375,3 тысячи рублей, в 2012 году - 35 624,7 тысячи рублей.
В 2011 году объем финансирования Программы составит 1 440 677,0 тысячи рублей, в том числе:
на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений - 1 025 630,5 тысячи рублей, из них: средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 817 463,1 тысячи рублей, средства областного бюджета - 208 167,4 тысячи рублей;
на внедрение современных информационных систем в здравоохранение - 9 568,6 тысячи рублей, из них: средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 0,0 тысячи рублей, средства областного бюджета - 9 568,6 тысячи рублей;
на внедрение стандартов оказания медицинской помощи - 405 477,9 тысячи рублей, из них: средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 324 658,0 тысячи рублей, средства областного бюджета - 45 444,6 тысячи рублей, средства бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курганской области - 35 375,3 тысячи рублей.
В 2012 году объем финансирования Программы составит 1 840 371,0 тысячи рублей, в том числе:
на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения Курганской области и муниципальных учреждений здравоохранения - 769 240,6 тысячи рублей, из них: средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 402 775,0 тысячи рублей, средства областного бюджета - 366 465,6 тысячи рублей;
на внедрение современных информационных систем в здравоохранение - 139 885,2 тысячи рублей, из них: средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 126 031,8 тысячи рублей, средства областного бюджета - 13 853,4 тысячи рублей;
на внедрение стандартов оказания медицинской помощи - 931 245,2 тысячи рублей, из них: средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 849 708,1 тысячи рублей, средства областного бюджета - 45 912,4 тысячи рублей, средства бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курганской области - 35 624,7 тысячи рублей.
Финансовое обеспечение Программы
Объем финансирования, всего (тысяч рублей) | Объем финансирования из средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования (тысяч рублей) | Объем финансирования из средств областного бюджета (тысяч рублей) | Объем финансирования из средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования (тысяч рублей) | |
2011 год* | ||||
Задача 1. Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения | 1 025 630,5 | 817 463,1 | 208 167,4 | - |
Задача 2. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение | 9 568,6 | - | 9 568,6 | - |
Задача 3. Внедрение стандартов медицинской помощи | 405 477,9 | 324 658,0 | 45 444,6 | 35 375,3 |
Итого | 1 440 677,0 | 1 142 121,1 | 263 180,6 | 35 375,3 |
2012 год** | ||||
Задача 1. Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения | 769 240,6 | 402 775,0 | 366 465,6 | - |
Задача 2. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение | 139 885,2 | 126 031,8 | 13 853,4 | - |
Задача 3. Внедрение стандартов медицинской помощи | 931 245,2 | 849 708,1 | 45 912,4 | 35 624,7 |
Итого | 1 840 371,0 | 1 378 514,9 | 426 231,4 | 35 624,7 |
* - 2011 год с учетом остатков средств на уплату задолженности по заключенным контрактам и счетам на оплату медицинской помощи, оказанной в рамках Территориальной программы оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на территории Курганской области в 2011 году.
** - 2012 год с учетом остатков средств, образовавшихся на 1 января 2012 года в результате их неполного расходования в 2011 году, за исключением заключенных контрактов и счетов на оплату медицинской помощи, оказанной в рамках Территориальной программы оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на территории Курганской области в 2011 году.
Общий объем финансового обеспечения Программы в части развития медицинской помощи детям в 2011-2012 годах составит 878 013,5 тысячи рублей, в том числе:
средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 652 161,2 тысячи рублей, из них:
в 2011 году - 322 115,7 тысячи рублей;
в 2012 году - 330 045,5 тысячи рублей;
средства областного бюджета - 205 697,0 тысячи рублей, из них:
в 2011 году - 18 304,7 тысячи рублей;
в 2012 году - 187 392,3 тысячи рублей;
средства бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курганской области - 20 155,3 тысячи рублей, из них:
в 2011 году - 10 233,0 тысячи рублей;
в 2012 году - 9 922,3 тысячи рублей.
В 2011 году объем финансирования Программы в части развития медицинской помощи детям составит 350 653,4 тысячи рублей, в том числе:
на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения Курганской области и муниципальных учреждений здравоохранения - 247 093,0 тысячи рублей, из них: средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 234 832,0 тысячи рублей, средства областного бюджета - 12 261,0 тысячи рублей;
на внедрение современных информационных систем в здравоохранение - 0,0 тысячи рублей, из них: средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 0,0 тысяч рублей, средства областного бюджета - 0,0 тысячи рублей;
на внедрение стандартов оказания медицинской помощи - 103 560,4 тысячи рублей, из них: средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 87 283,7 тысячи рублей, средства областного бюджета - 6 043,7 тысячи рублей, средства бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курганской области - 10 233,0 тысячи рублей.
В 2012 году объем финансирования Программы в части развития медицинской помощи детям составит 527 360,1 тысячи рублей, в том числе:
на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения Курганской области и муниципальных учреждений здравоохранения - 282 825,0 тысячи рублей, из них: средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 102 557,0 тысячи рублей, средства областного бюджета - 180 268,0 тысячи рублей;
на внедрение современных информационных систем в здравоохранение - 28 620,0 тысячи рублей, из них: средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 26 406,0 тысячи рублей, средства областного бюджета - 2 214,0 тысячи рублей;
на внедрение стандартов оказания медицинской помощи - 215 915,1 тысячи рублей, из них: средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 201 082,5 тысячи рублей, средства областного бюджета - 4 910,3 тысячи рублей, средства бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курганской области - 9 922,3 тысячи рублей.
Объемы бюджетных ассигнований областного бюджета Курганской области, направляемые на финансирование Программы, не включают в себя бюджетные ассигнования, направляемые на финансирование иных программ в сфере здравоохранения в 2011 и 2012 годах, осуществляемые с учетом субсидий из федерального бюджета.
Финансовое обеспечение Программы за счет средств областного бюджета в течение срока действия Программы не подлежит уменьшению без внесения изменений в Программу.
Раздел VI. Оценка ожидаемой эффективности реализации Программы
Эффективность Программы оценивается на основе анализа достижения целевых значений показателей результативности, установленных в паспорте Программы.
Реализация Программы позволит:
снизить младенческую смертность до 9,0 случая на 1000 родившихся живыми;
снизить смертность населения в трудоспособном возрасте до 707,1 случая на 100 тысяч человек населения трудоспособного возраста;
снизить смертность населения в трудоспособном возрасте от болезней системы кровообращения до 193,8 случая на 100 тысяч человек населения трудоспособного возраста;
снизить смертность населения в трудоспособном возрасте от злокачественных новообразований до 91,5 случая на 100 тысяч человек населения трудоспособного возраста;
снизить смертность населения в трудоспособном возрасте от травм до 218,1 случая на 100 тысяч человек населения трудоспособного возраста;
снизить смертность в течение года с момента установления диагноза злокачественного новообразования до 32,5 случая на 100 тысяч человек населения;
увеличить долю детей 1-й и 2-й групп здоровья, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, до 76,5 процента;
увеличить пятилетнюю выживаемость больных со злокачественными новообразованиями с момента установления диагноза до 56,0 процента;
увеличить пятилетнюю выживаемость лиц, перенесших острый инфаркт миокарда, с момента установления диагноза до 79,0 процента;
увеличить удовлетворенность населения медицинской помощью до 48,0 процента;
увеличить удовлетворенность потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи до 86,0 процента;
увеличить среднегодовую занятость койки в учреждениях здравоохранения Курганской области и муниципальных учреждениях здравоохранения до 322,0 дня;
увеличить размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения до 1 748,2 рубля на 1 человека в год;
снизить размер дефицита территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи до 33,0 процента;
снизить размер дефицита обеспеченности врачебными кадрами (всего) до 40,7 процента;
снизить размер дефицита обеспеченности врачебными кадрами, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях, до 37,6 процента;
снизить размер дефицита обеспеченности врачебными кадрами, оказывающими медицинскую помощь в стационарных условиях, до 44,1 процента;
снизить размер дефицита обеспеченности врачебными кадрами, оказывающими скорую медицинскую помощь, до 38,9 процента;
увеличить среднемесячную номинальную заработную плату медицинских работников до 15 115,0 рубля;
увеличить фондовооруженность учреждений здравоохранения Курганской области и муниципальных учреждений здравоохранения до 1 901 342,0 рубля на одного врача;
увеличить фондооснащенность учреждений здравоохранения Курганской области и муниципальных учреждений здравоохранения до 28 574,0 рубля на один квадратный метр площади зданий и сооружений;
увеличить количество зданий учреждений здравоохранения Курганской области и муниципальных учреждений здравоохранения, прошедших капитальный ремонт, из числа нуждающихся в нем до 69,4 процента;
увеличить количество учреждений здравоохранения Курганской области, материально-техническое оснащение которых приведено в соответствие с порядками оказания медицинской помощи, до 37 единиц;
увеличить количество пациентов, у которых ведутся электронные медицинские карты, до 6,0 процента;
увеличить количество учреждений здравоохранения Курганской области и муниципальных учреждений здравоохранения, осуществляющих автоматизированную запись на прием к врачу с использованием сети Интернет и информационно-справочных сенсорных терминалов (инфоматов), к общему количеству учреждений здравоохранения Курганской области и муниципальных учреждений здравоохранения до 100,0 процента;
увеличить количество учреждений здравоохранения Курганской области и муниципальных учреждений здравоохранения, использующих электронный документооборот при обмене медицинской информацией, от общего количества учреждений здравоохранения Курганской области и муниципальных учреждений здравоохранения до 100,0 процента;
увеличить количество врачей-специалистов, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, которым были осуществлены денежные выплаты стимулирующего характера, до 100,0 процента;
увеличить количество среднего медицинского персонала, работающего с врачами-специалистами либо оказывающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях самостоятельно, которым были осуществлены денежные выплаты стимулирующего характера, до 100,0 процента.
В результате реализации Программы в Курганской области должно быть осуществлено:
приведение сети учреждений здравоохранения Курганской области и муниципальных учреждений здравоохранения в соответствие с потребностью населения в медицинской помощи с учетом сбалансированности территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Курганской области бесплатной медицинской помощи по видам и условиям оказания медицинской помощи;
внедрение эффективных способов оплаты медицинской помощи, ориентированных на результаты деятельности;
введение персонифицированного учета медицинской помощи и ресурсов на ее оказание;
обеспечение принципа экстерриториальности, то есть доступности медицинских услуг для всех граждан независимо от места жительства.
Результатом реализации Программы должно стать:
для населения - получение доступной, качественной бесплатной медицинской помощи на всех этапах ее оказания, улучшение состояния здоровья, снижение инвалидизации и смертности;
для системы здравоохранения - оптимальное использование материальных и кадровых ресурсов, устранение структурных диспропорций в организации медицинской помощи на всех этапах ее оказания, развитие приоритетных направлений путем создания четкой системы управления, привлечение инвестиций для развития медицинских технологий, социальная защита медицинских работников.
При изменении объемов финансирования Программы в установленном порядке проводится корректировка целевых индикаторов и их значений.
Раздел VII. Перечень мероприятий Программы
Перечень мероприятий Программы с указанием учреждений здравоохранения Курганской области и муниципальных учреждений здравоохранения и объемов финансирования указан в приложении 1 к Программе.
Перечень приобретаемого медицинского и технологического оборудования за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования указан в приложении 2 к Программе.
Информация о повышении доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, приведена в приложении 3 к Программе.
Информация о мероприятиях по совершенствованию организации, финансового обеспечения и учета медицинской помощи приведена в приложении 4 к Программе.
Мероприятия по совершенствованию оказания медицинской помощи детям указаны в приложении 5 к Программе.
Общая сеть учреждений здравоохранения Курганской области составляет 85 учреждений (юридические лица), в том числе 51 учреждение, оказывающее стационарную медицинскую помощь, 11 самостоятельных учреждений, оказывающих амбулаторную помощь, 19 учреждений здравоохранения особого типа, 4 санаторно-курортных учреждения.
Медицинскую помощь оказывают 62 лечебно-профилактических учреждения, в том числе 18 областного, 9 городского, 24 районного уровня и 11 самостоятельных амбулаторно-поли- клинических учреждений.
Первичная доврачебная помощь оказывается в 752 фельдшерско-акушерских пунктах и 29 здравпунктах, являющихся структурными подразделениями центральных районных больниц.
Скорую медицинскую помощь оказывают 26 отделений скорой медицинской помощи.
Стационарную помощь оказывает 51 учреждение (удельный вес - 62%), из них 8 диспансеров, 1 реабилитационный центр, 24 центральные районные больницы, 1 дом сестринского ухода.
Число учреждений здравоохранения Курганской области, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь (юридические лица и входящие в состав юридических лиц), составляет 835, удельный вес юридических лиц из которых составляет 6,5 процента (54 учреждения, в том числе 11 самостоятельных поликлиник и 43 поликлинических отделения больниц), а удельный вес входящих в состав юридических лиц 752 фельдшерско-акушерских пунктов (далее по тексту - ФАП) и 29 здравпунктов - соответственно 93,5 процента.
В сельской местности медицинскую помощь оказывают:
24 центральные районные больницы средней мощностью 113,12 койки с амбулаторно- поликлиническими отделениями средней фактической мощности 393,6 посещения (плановая мощность - 385,75),
1 дом сестринского ухода мощностью 100 коек.
Результатом проведенной реструктуризации сети лечебно-профилактических учреждений в Курганской области за 1999-2009 годы стало сокращение числа стационаров на 8,2 процента за счет участковых больниц (их количество уменьшилось в 2 раза, и они вошли в состав юридических лиц), а также амбулаторно-поликлинической сети - в 2,1 раза.
За 2006-2009 годы общее число учреждений здравоохранения Курганской области (юридические лица и входящие в состав юридических лиц), оказывающих медицинскую помощь, сократилось на 4 процента, с 907 в 2006 году до 870 в 2009 году.
В структуре сети учреждений здравоохранения Курганской области в 2009 году закрыто 5 ФАПов и 1 здравпункт, открыто 5 ФАПов и 1 здравпункт.
С 1 января 2011 года 41 муниципальное учреждение здравоохранения (из 42) переданы в ведение Курганской области.
В Курганской области функционируют учреждения в количестве: 1-й уровень - 1; 2-й уровень - 37; 3-й уровень - 23; 4-й уровень - 24; 5-й уровень - 20.
Сеть учреждений здравоохранения Курганской области сбалансирована и отвечает федеральным нормативам.
В ходе реализации Программы вопросы обеспечения ФАПами будут решены тремя направлениями: организацией офисов общеврачебных практик и комплексных участков, возложением функций оказания первой помощи на домовые хозяйства, организацией работы по типу выездных бригад и оптимизацией маршрутизации населения по зоне ответственности лечебно-профилактических учреждений. Компенсация дисбаланса по распределению учреждений здравоохранения Курганской области по уровням оказания медицинской помощи будет решена путем дооснащения лечебно-профилактических учреждений в соответствии с порядками и стандартами медицинской помощи.
Программные мероприятия будут реализовываться на базе существующих учреждений здравоохранения Курганской области и муниципальных учреждений здравоохранения.
В 2010 году на 8,3 процента от числа опрошенных возросла удовлетворенность населения медицинской помощью и снизилось количество жалоб на качество медицинской помощи, предоставляемой в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Курганской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 22 декабря 2009 года N 608.
В результате проводимой работы отмечено снижение доли обоснованных жалоб с 28 процентов в 2009 году до 12 процентов в 2010 году.
В целях учета потребностей и интересов граждан в сфере здравоохранения, защиты их прав и свобод, прав общественных объединений при реализации региональной политики в сфере здравоохранения, привлечения общественности к процессу управления и оценки качества медицинских услуг, предоставляемых гражданам, при Департаменте здравоохранения Курганской области создан Общественный совет по вопросам развития здравоохранения Курганской области.
В целях изучения удовлетворенности пациентов качеством предоставляемых услуг проводятся анкетирование и опросы "врач - пациент" находящихся на лечении больных и их родственников.
В целях повышения информированности населения, обеспечения доступности информации о правах граждан, условиях и порядке предоставления гражданам различных видов медицинской помощи, изучения удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг и работы персонала учреждений здравоохранения работает Общественная приемная Департамента здравоохранения Курганской области, проводятся горячие линии.
Глава 1. Совершенствование кадрового обеспечения сферы здравоохранения
По состоянию на 1 января 2010 года в учреждениях здравоохранения Курганской области и муниципальных учреждениях здравоохранения работало 19,8 тысячи работников всех специальностей, из них 2107 врачей и 9020 средних медицинских работников, 46 провизоров и 22 фармацевта.
Обеспеченность врачебными кадрами на 1 января 2011 года составила 21,5 врача на 10 тысяч населения (2009 год - 22,1, 2008 год - 21,8), специалистами со средним медицинским образованием - 94,7 на 10 тысяч населения (2008 год - 93,8).
Показатель соотношения числа врачей и среднего медицинского персонала 1:4,28 (2008 год - 1:4,3).
Укомплектованность участковыми врачами-терапевтами составляет 55,4 процента (при 59,4 процента в 2008 году), врачами-педиатрами участковыми - 77,8 процента (уровень 2008 года). Врачи общей практики: показатель обеспеченности на 10 тысяч населения составляет лишь 0,2 врача.
Коэффициент совместительства в первичном звене у педиатров на уровне 2008 года и составляет 1,29, у врачей-терапевтов увеличился на 7,1 процента и в конце 2009 года составил 1,8 (против 1,68 в 2008 году).
Дефицит врачебных кадров является одной из самых значительных проблем здравоохранения Курганской области. Связано это прежде всего с отсутствием в Курганской области учебного заведения для подготовки медицинских работников с высшим образованием. Численность врачей предпенсионного и пенсионного возраста составляет в Курганской области 45 процентов.
В 2010 году на выделенные Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 132 бюджетных места зачислено 122 человека (в 2009 году - 172, в 2008 году - 159).
Со всеми абитуриентами заключен трехсторонний договор (абитуриент, администрация учреждения здравоохранения Курганской области, Департамент здравоохранения Курганской области), гарантирующий предоставление интернатуры (ординатуры) после окончания высшего учебного заведения, трудоустройство и социальные гарантии.
С целью привлечения молодых специалистов в учреждения здравоохранения Курганской области специалисты Департамента здравоохранения Курганской области осуществляют взаимодействие с центрами трудоустройства медицинских высших учебных заведений.
Ежегодно в медицинские высшие учебные заведения направляются сведения о потребности учреждений здравоохранения Курганской области в специалистах. Совместно с руководителями учреждений здравоохранения Курганской области специалисты Департамента здравоохранения Курганской области принимают участие в государственном распределении выпускников медицинских академий, обучающихся по целевому набору из числа жителей Курганской области. Руководители учреждений здравоохранения Курганской области на протяжении всех лет обучения в высших учебных заведениях организуют встречи со студентами и их родителями.
Выпускникам медицинских высших учебных заведений, прибывшим в Курганскую область, предоставляется интернатура (ординатура) за счет средств областного или федерального бюджетов. Интернам, не имеющим жилья в городе Кургане, предоставляется койко-место в общежитии.
Для трудоустройства специалистов с высшим медицинским образованием имеется 425 вакансий, для трудоустройства средних медработников - 188 вакансий.
В целях решения задач, требующих проведения активной кадровой политики, Курганской областной Думой принят Закон Курганской области от 29 декабря 2006 года N 220 "О мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников после окончания ими государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования".
Все медицинские и фармацевтические работники, получающие подъемное пособие, в соответствии с заключенным договором несут обязательство отработать в учреждении здравоохранения Курганской области не менее трех лет.
В соответствии с постановлениями Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 года N 640 "Об утверждении Порядка установления и осуществления денежных выплат врачам-специалистам муниципальных учреждений здравоохранения", от 24 декабря 2007 года N 641 "Об утверждении Порядка установления и осуществления денежных выплат врачам-специалистам государственных учреждений здравоохранения Курганской области" врачам отдельных врачебных специальностей выплачиваются ежемесячные доплаты из областного бюджета в целях материального стимулирования врачей в размере от 2000 до 4000 рублей.
Решен вопрос о расширении перечня врачебных специальностей, получающих ежемесячные доплаты из областного бюджета, а также увеличении размера доплат специалистам (на 2011 год в областном бюджете на эти цели предусмотрена сумма 31 626,7 тысячи рублей).
Более половины муниципальных районов Курганской области предоставляют жилье для врачей за счет средств местного бюджета.
Создана система поддержки молодых семей в виде субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Кроме того, на 2011 год в областном бюджете предусмотрены средства в размере 15 миллионов рублей на приобретение ведомственного жилья врачам.
Повышение квалификации специалистов здравоохранения проводится в соответствии с потребностью. В 2009 году повышение квалификации прошли 402 врача и 2211 средних медицинских работников.
В соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 23 июня 2008 года N 276 "О подготовке квалифицированных кадров для хозяйственного комплекса Курганской области" Департаментом здравоохранения Курганской области приказом от 20 декабря 2010 года N 1168 утвержден План первоочередных мероприятий по подготовке квалифицированных специалистов для учреждений здравоохранения Курганской области на 2008-2011 годы (далее - План первоочередных мероприятий). В соответствии с Планом первоочередных мероприятий в целях развития дистанционных технологий обучения специалистов с высшим медицинским образованием на базе Государственного бюджетного учреждения "Курганская областная клиническая больница" оборудован класс дистанционного обучения.
Подготовка медицинских работников со средним медицинским образованием осуществляется в 4 медицинских образовательных учреждениях среднего профессионального образования Курганской области. Это позволяет иметь достаточно высокие показатели обеспеченности средним медицинским персоналом. Соотношение "средний медицинский работник - врач" в Курганской области выше, чем в среднем по Российской Федерации. Связано это с дефицитом врачей в учреждениях здравоохранения Курганской области. В образовательные учреждения среднего профессионального образования медицинского профиля Курганской области на 2010-2011 учебный год зачислено 360 человек.
В целях повышения престижа профессии медицинского работника:
с 2006 года организуется прием врачей-интернов и ординаторов у Губернатора Курганской области;
ежегодно организуются конкурсы лучших врачей Курганской области по различным специальностям;
с 2009 года на территории Курганской области в рамках ежегодного конкурса на звание "Лучший врач года" проводится конкурс молодых врачей "Молодость, новаторство, талант";
ежегодно проводятся областные конкурсы профессионального мастерства для специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием.
По результатам конкурсов победителям вручаются дипломы, ценные подарки, премии и Почетные грамоты Департамента здравоохранения Курганской области.
Для оптимизации использования кадрового врачебного потенциала Курганской области в условиях кадрового дефицита планируется в 2011 году разработка регистра врачей Курганской области, в котором будет отражена полная информация о наличии у специалиста сертификатов, дипломов о профессиональной переподготовке, прохождении тематических усовершенствований. Информация из данного регистра будет применена для привлечения специалистов к совместительству по имеющимся у них дополнительным специальностям в учреждениях здравоохранения Курганской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.