Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Финансовое обеспечение деятельности учреждений здравоохранения Курганской области и муниципальных учреждений здравоохранения
Источниками финансирования учреждений здравоохранения Курганской области и муниципальных учреждений здравоохранения являются средства областного бюджета, средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курганской области, доходы учреждений здравоохранения Курганской области и муниципальных учреждений здравоохранения, полученные от осуществления ими в установленном порядке предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Задачей Департамента здравоохранения Курганской области, учреждений здравоохранения Курганской области и муниципальных учреждений здравоохранения является улучшение качества администрирования бюджетных расходов и аудит их эффективности. Адресность и персонификация расходов - это единственный способ, который дает возможность отказаться от традиционных подходов к финансированию статей бюджета и перейти к финансированию качества и объемов оказываемой медицинской помощи.
В 2009 году увеличено финансирование здравоохранения до 5 802 миллионов рублей (2008 год - 5 233 миллиона рублей), рост на 10,9 процента.
Удельный вес бюджетных средств составляет 51,7 процента, доля средств обязательного медицинского страхования - 48,3 процента. Доля затрат на здравоохранение в консолидированном бюджете Курганской области в 2009 году составила 21,7 процента.
Темпы роста расходов на здравоохранение в областном бюджете
Показатели финансирования здравоохранения | Годы | |||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Доля затрат на здравоохранение в бюджете Курганской области, процент | 23,3 | 23,1 | 20,7 | 21,7 |
Затраты на здравоохранение, миллион рублей | 3 654 | 4 262 | 5 233 | 5 802 |
Темпы роста финансирования, процент | 141,8 | 116,6 | 122,8 | 110,9 |
Дефицит территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Курганской области бесплатной медицинской помощи, процент | 37,3 | 27,9 | 22,8 | 41,3 |
Расходы Курганской области (бюджет), тысяча рублей | 15 658,0 | 18460,1 | 25276,6 | 26722,7 |
Темпы роста расходов на здравоохранение обусловлены дополнительным выделением средств на повышение заработной платы работникам здравоохранения, на оплату коммунальных расходов, поддержание материально-технической базы медицинских учреждений (приобретение медицинского оборудования, оргтехники, проведение капитальных ремонтов).
Одним из приоритетных направлений финансирования здравоохранения являются расходы на повышение заработной платы медицинским работникам. Среднемесячная заработная плата по отрасли в 2009 году составила 9 647 рублей, что выше уровня 2008 года на 6,8 процента, в том числе: врачей - 21 666 рублей (выше уровня 2008 года на 4,2 процента), среднего медперсонала - 9 662 рубля (выше уровня 2008 года на 6,3 процента).
Уровень финансирования здравоохранения Курганской области в условиях растущей стоимости медицинской помощи остается ниже необходимого.
Ежегодно постановлением Правительства Курганской области утверждается Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Курганской области бесплатной медицинской помощи (далее - ТПГГ) и как ее составная часть - территориальная программа обязательного медицинского страхования (далее - программа ОМС).
ТПГГ на 2011 год утверждена постановлением Правительства Курганской области от 27 декабря 2010 года N 621 "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Курганской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год".
Финансирование ТПГГ ежегодно увеличивается. Расходы на ее реализацию возросли в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 16,9 процента, в части программы оМс рост составил 9,29 процента; в 2008 году по сравнению с 2007 годом рост составил 19,7 процента, в части программы ОМС - на 16 процентов; в 2009 году по сравнению с 2008 годом рост составил 9 процентов, в части программы ОМС - на 20 процентов.
Утвержденная стоимость ТПГГ на 2010 год выше исполнения ТПГГ 2009 года на 23,2 процента. Утвержденная стоимость программы ОМС на 2010 год - 3 600,3 миллиона рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета на расходы, не включенные в тариф обязательного медицинского страхования работающих в системе обязательного медицинского страхования медицинских организаций, в сумме 498,9 миллиона рублей, за счет средств обязательного медицинского страхования - 3101,4 миллиона рублей.
В 2010 году разница между потребностью в финансировании ТПГГ, рассчитанной в соответствии с установленными федеральными нормативами и ее утвержденной стоимостью, составляет 3 062,3 миллиона рублей (37,6 процента), что ниже уровня 2009 года.
Анализ стоимости ТПГГ в 2007-2010 годах
Наименование показателя | Годы | |||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Расчетная стоимость ТПГГ (миллион рублей) | 4 341,4 | 4 906,9 | 8 241,1 | 8 133,8 |
в том числе программа ОМС (миллион рублей) | 2 181,6 | 2 491,8 | 4 408,1 | 4 388,2 |
Стоимость ТПГГ (миллион рублей) | 3 131,1 | 3840,66 | 4114,69 | 4590,74 |
в том числе программа ОМС (миллион рублей) | 1 649,8 | 1979,34 | 2307,38 | 2621,41 |
Дефицит ТПГГ (миллион рублей/процент) | 1 210,3 /27,9 | 1 120,8 /22,8 | 3 407,5 /41,3 | 3 062,3 /37,6 |
в том числе программа ОМС (миллион рублей/процент) | 531,9 /24,4 | 372,9 /15 | 1 377,0 /31,2 | 1 286,8 /29,3 |
Объемы медицинской помощи, оказываемой населению Курганской области, по видам медицинской помощи в расчете на 1 жителя
Наименование показателя | Единица измерения | Год | |||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Объем стационарной медицинской помощи | койко-день | 2,640 | 2,640 | 2,660 | 2,628 |
Объем амбулаторной медицинской помощи | посещение | 7,450 | 7,450 | 7,578 | 7,640 |
Объем медицинской помощи в дневных стационарах всех типов | пациенто-день | 0,560 | 0,550 | 0,531 | 0,530 |
Объем скорой медицинской помощи | вызов | 0,350 | 0,343 | 0,363 | 0,370 |
Объемы медицинской помощи в 2009 году не отличаются от уровня 2008 года. Несмотря на то, что увеличился объем медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, он составляет 82 процента от федерального норматива. Исполнение этого показателя не достигается ввиду кадрового дефицита.
Стоимость посещения в 2009 году выросла по сравнению с 2008 годом на 22,7 процента, но по отношению к федеральному нормативу составляет 56,6 процента.
Стоимость единицы объема стационарной медицинской помощи выросла по сравнению с 2008 годом на 5,9 процента, но по отношению к федеральному нормативу составляет 53,7 процента.
В реализации программы ОМС в 2010 году участвовало 55 медицинских организаций, что составляет 60,4 процента от всех медицинских организаций, реализующих территориальную программу государственных гарантий на территории Курганской области.
Большая часть медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования, в 2010 году являлись муниципальными (42 медицинских организации, из которых 26 - сельские), оказывающими в основном первичную медико-санитарную помощь населению, проживающему на территории муниципального образования (территориальный принцип обслуживания).
С 1 января 2011 года в системе обязательного медицинского страхования работают: 50 государственных, 2 федеральных учреждения здравоохранения, 2 учреждения негосударственной формы собственности.
Необходимо привлечение в систему обязательного медицинского страхования медицинских организаций различных форм собственности с целью реализации права выбора гражданином медицинской организации для оказания ему первичной медико-санитарной медицинской помощи, ее доступности и качества оказания.
При анализе исполнения нормативов объемов медицинской помощи в 2010 году отмечается выполнение объемов медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях по отношению к нормативам, утвержденным ТПГГ, и неисполнение нормативов объемов медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях и в условиях дневных стационаров.
С 2007-го по 2009 год объем медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях, снизился. Темп снижения составил около 5 процентов. Показатель объема медицинской помощи, оказанной в дневных стационарах всех типов, стабилен с тенденцией к увеличению (темп прироста составил 15 процентов). Отсутствие темпов роста объемов медицинской помощи в амбулаторных условиях связано с дефицитом врачебных кадров, схемы выравнивания финансовой обеспеченности муниципальных образований, материальной заинтересованности медицинских работников в объемах и качестве оказанной медицинской помощи при существующем способе финансирования поликлинической помощи.
Структура расходов средств обязательного медицинского страхования
(руб.) | |||
Виды медицинских организаций | Год | ||
2008 | 2009 | 2010 | |
Медицинская помощь в муниципальных учреждениях здравоохранения | 630 702 214,6 (70,1%) | 788 939 937,7 (71%) | 978 584 578,2 (72%) |
Медицинская помощь в учреждениях здравоохранения Курганской области | 258 372 608,5 (28,7%) | 305 494 933,1 (27,6%) | 356 995 089,3 (26,3%) |
Медицинская помощь в других медицинских организациях | 11 065 162,8 (1,2%) | 15 683 346,3 (1,4%) | 22 999 137,7 (1,7%) |
Всего | 900 139 985,9 | 1 110 118 110,1 | 1 358 578 804,2 |
С 2008-го по 2010 год до 72 процентов всех финансовых потоков системы ОМС направлено на финансирование медицинской помощи, оказанной в муниципальных учреждениях здравоохранения, 26 процентов - на финансирование медицинской помощи, оказанной в учреждениях здравоохранения Курганской области, и до 1,7 процента средств в 2010 году направлено на оказание медицинской помощи в учреждениях здравоохранения других форм собственности (прирост показателя на 50 процентов в сравнении с 2008 годом). Расходы на оказание медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Курганской области и муниципальных учреждениях здравоохранения (на примере центральных районных больниц) в зависимости от условий ее оказания свидетельствуют о необходимости создания механизмов сдерживания расходов на дорогостоящий стационарный вид медицинской помощи, включающих сокращение длительности госпитализации до уровня фактически достигнутых результатов; выделение длительности интенсивного этапа лечения; выведение некоторых видов заболеваний только на амбулаторный этап или в дневные стационары; активное использование методов медицинской реабилитации после перенесенных острых заболеваний и травм.
Структура расходов средств обязательного медицинского страхования по условиям оказания медицинской помощи
Условия оказания медицинской помощи | Год | ||
2008 | 2009 | 2010 | |
Амбулаторно-поликлиническая помощь | 29,5% | 33,7% | 37,6% |
Круглосуточные стационары | 64,2% | 59,5% | 55% |
Дневные стационары всех типов | 5,1% | 5,3% | 5,7% |
Межтерриториальные расчеты | 1,1% | 1,5% | 1,7% |
Всего | 100% | 100% | 100% |
Фактически сложившиеся нормативы не достигают показателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 года N 856 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год".
На основании проведенного анализа материально-технического, кадрового, информационного и финансового обеспечения учреждений здравоохранения Курганской области в рамках Программы определены мероприятия, предусматривающие решение следующих основных задач:
укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения Курганской области;
внедрение современных информационных систем в здравоохранение;
внедрение стандартов оказания медицинской помощи.
Направления Программы определены с учетом значимости ресурсного обеспечения учреждений здравоохранения Курганской области и стандартизации медицинской помощи в вопросе улучшения демографической ситуации в Курганской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.