Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 8. Комплексное развитие объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, выявление проблем функционирования
§26. Анализ существующей организации объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, выявление проблем функционирования
В настоящее время все твердые бытовые отходы (ТБО) и неопасные промышленные отходы МО - г. Курган вывозятся для захоронения на городскую свалку в 25 км к северо-западу от жилой застройки.
Эксплуатацию свалки в настоящее время осуществляет МУП "Шуховский полигон ТБО".
В настоящее время выполнены проектные работы по реконструкции полигона ТБО. Полигон предназначен для централизованного складирования ТБО от МО - г. Курган.
Проектом разработан перечень отходов, допускаемых для складирования на полигоне. В рабочем проекте рассматривается 5 и 6 очереди эксплуатации. Пятая очередь эксплуатации включает в себя строительство 5 очереди эксплуатации на новом отведенном участке площадью 11,04 га, строительство биотермической ямы, реконструкцию административно-хозяйственной зоны; строительство прудов-испарителей; противопожарного пруда; системы дождевании карт.
Шестая очередь эксплуатации включает в себя рекультивацию существующего участка отходов (около 20 га) с изоляцией склада ядохимикатов; совместную доработку рекультивируемого участка и 5-ой очереди эксплуатации и с последующей рекультивацией всего участка.
Для снижения негативного воздействия ранее захороненных отходов участок складирования (1-4 очередь эксплуатации) планируется изолировать от последующих захоронений гидроизоляцией геосинтетическими материалами на основе полиэтилена высокой плотности.
19. Потребители
Основными потребителями услуг по захоронению твердых бытовых отходов являются население, предприятия и организации различных форм собственности.
Расчет объемов утилизации для различных групп потребителей производится на основании:
- установленной нормы накопления ТБО;
- заключенных договоров - для организаций различных форм собственности.
На общее накопление твердых бытовых отходов влияют следующие факторы:
- степень благоустройства зданий (наличие системы отопления, газоснабжения и электрической энергии для приготовления пищи, водопровода и канализации);
- развитие сети общественного питания и бытовых услуг;
- уровень производства товаров массового спроса и культура торговли;
- уровень охвата коммунальной очисткой культурно-бытовых и общественных организаций;
- климатические условия.
§27. Программа развития объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов
Программа развития объектов, используемых для утилизации ТБО, предусматривает выбор метода обезвреживания и переработки ТБО с целью оптимального решения проблем, связанных с охраной окружающей среды.
Наиболее экономически целесообразными и экологически оправданными являются следующие методы обеззараживания ТБО:
- складирование на полигоне;
- аэробное биотермическое компостирование;
- компостирование и пиролиз некомпостируемых фракций;
- извлечение вторичных ресурсов посредством стационарных /передвижных/ приемных пунктов или на мусоросортировочных комплексах с захоронением неутильной фракции отходов на полигоне.
Полигон является наиболее распространенным вследствие простоты эксплуатации и низкой стоимости эксплуатации способом обезвреживания ТБО. Однако, полигон является источником загрязнения окружающей среды. Кроме этого, при захоронении на полигоне теряются все ценные компоненты ТБО.
Основной целью Программы является повышение эффективности, надежности и устойчивости функционирования системы захоронения (утилизации) твердых бытовых отходов за счет ее модернизации.
Задачи Программы:
- повышение надежности, качества и эффективности услуг по захоронению (утилизации) ТБО;
- повышение уровня обеспеченности населения услугами по захоронению (утилизации) ТБО;
- обеспечение инвестиционной привлекательности и привлечение инвестиций как из бюджетных, так и из внебюджетных источников;
- формирование источников окупаемости инвестиций;
- создание системы управления, мониторинга и контроля за повышением надежности и эффективности функционирования полигона ТБО;
- создание системы информационной поддержки разработки и реализации нормативно-правовых, организационных и технических решений по повышению эффективности, надежности и устойчивости функционирования системы захоронения (утилизации) ТБО;
- снижение экологической нагрузки.
Генеральным планом МО - г. Кургана предусмотрено проектирование мусороперерабатывающего завода. Отходы, прежде чем окажутся на полигоне, должны пройти весь цикл производственной цепочки на мусороперерабатывающем заводе, позволяющей перерабатывать все твердые бытовые отходы. Часть городского мусора предполагается сортировать и отправлять на вторсырье потребителю, а оставшаяся часть должна проходить процесс прессования, брикетирования с использованием современных технологий и захоронения.
Данная технология позволит, во-первых, увеличить срок службы полигона, во-вторых, является наиболее привлекательной с точки зрения экологии, поскольку максимально сокращает выделение высокотоксичных биогазов, загрязнения почвы, воды и практически исключает вероятность самовозгорания.
20. Основные показатели работы системы утилизации (захоронения) ТБО с учетом перечня мероприятий
Реализация мероприятий Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в части захоронения (утилизации) ТБО предполагает достижение следующих результатов:
1) технологических результатов:
- соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам эксплуатации объектов, используемых для захоронения ТБО;
- увеличение объема принимаемых на полигон ТБО.
2) социально-экономических результатов:
- повышение качества условий проживания и коммунального обслуживания населения и организаций МО - г. Курган.
§28. Обоснование финансовой потребности по источникам
Финансовые потребности, необходимые для реализации Программы в части утилизации ТБО составят 366,6 млн. руб., в т.ч.:
- городской бюджет - 32,5 млн. руб.;
- областной бюджет - 32,5 млн. руб.;
- федеральный бюджет - 151,6 млн. руб.;
- иные источники - 150,0 млн. руб.
§29. Эффект от реализации мероприятий по совершенствованию системы утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов и ожидаемые результаты Программы
В результате реализации мероприятий Программы планируется достичь экономической эффективности:
- улучшении экологической обстановки в МО;
- обеспечении необходимого объема и качества услуг по захоронению ТБО;
- улучшении санитарно-эпидемиологического состояния территорий.
Ожидаемым результатом реализации Программы является получение дополнительных доходов от использования вторичного сырья.
Мероприятия по совершенствованию системы утилизации (захоронения) ТБО МО - г. Курган приведены в приложении 7.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.