Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 г. N 453 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к постановлению
Администрации (Правительства)
Курганской области
от 16 сентября 2003 г. N 295
Целевая программа Курганской области
"Социальное развитие села Курганской области до 2013 года"
18 ноября 2003 г., 26 июня, 25 декабря 2006 г., 26 мая 2008 г., 25 мая 2009 г., 26 сентября 2011 г., 25 июня 2012 г.
Паспорт целевой программы Курганской области
"Социальное развитие села Курганской области до 2013 года"
Наименование Программы |
Целевая программа Курганской области "Социальное развитие села Курганской области до 2013 года" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" |
Заказчик Программы |
Правительство Курганской области |
Исполнитель-координатор |
Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области |
Разработчики Программы |
Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области, Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области, Главное управление образования Курганской области, Департамент здравоохранения Курганской области, Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, Главное управление автомобильных дорог Курганской области |
Исполнители мероприятий Программы |
Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области, Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, Главное управление образования Курганской области, Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию). Исполнители, получающие денежные средства для реализации программных мероприятий из областного бюджета, за исключением органов государственной власти Курганской области, могут привлекаться к участию в Программе только на конкурсной основе |
Цели и задачи Программы |
Основными целями Программы являются: повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности; создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализация Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; повышение престижности проживания в сельской местности. Основными задачами Программы являются: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; улучшение состояния здоровья сельского населения, в том числе на основе повышения роли физической культуры и спорта; улучшение материально-технического состояния общеобразовательных учреждений в сельской местности; повышение уровня и качества водо- и газоснабжения в сельской местности; расширение сети автомобильных дорог с твердым покрытием в сельской местности и их благоустройство; повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест |
Целевые индикаторы Программы |
Ввод и приобретение 116,71 тыс. кв. метров жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 26,12 тыс. кв. метров жилья для молодых семей и молодых специалистов; повышение уровня газификации домов (квартир) сетевым газом до 23,6 процента; повышение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой до 36 процентов |
Сроки и этапы реализации Программы |
2003 - 2013 годы: I этап: 2003 - 2005 годы; II этап: 2006 - 2010 годы; III этап: 2011 - 2013 годы |
Финансовое обеспечение |
Общий объем финансирования I этапа Программы (2003 - 2005 годы) составляет 205,4 млн. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 31,4 млн. рублей; средства федерального бюджета - 68,5 млн. рублей; средства местных бюджетов - 3,3 млн. рублей; средства внебюджетных источников - 102,2 млн. рублей; общий объем финансирования II этапа Программы (2006 - 2010 годы) составляет 1454,37 млн. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 378,08 млн. рублей; средства федерального бюджета - 516,0 млн. рублей; средства местных бюджетов - 44,47 млн. рублей; средства внебюджетных источников - 515,82 млн. рублей; общий объем финансирования III этапа Программы (2011 - 2013 годы) составляет 1469,18 млн. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 387,38 млн. рублей; средства федерального бюджета - 915,8 млн. рублей; средства местных бюджетов - 0 млн. рублей; средства внебюджетных источников - 166,0 млн. рублей. Средства федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования в III этапе являются прогнозными |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Реализация Программы позволит: улучшить жилищные условия более 1500 сельских семей; привлечь для проживания на селе 399 молодых семей и молодых специалистов, обеспечив их доступным жильем; повысить уровень газификации домов (квартир) сетевым газом до 23,6 процента; повысить уровень обеспеченности сельского населения качественной питьевой водой до 36 процентов |
1. Содержание проблемы социального развития села
и обоснование необходимости ее решения программными методами
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", а с 2008 года - целевой программы Курганской области "Развитие сельского хозяйства в Курганской области на 2008-2012 годы", утвержденной постановлением Курганской областной Думы от 30 октября 2007 года N 2678 (далее - Региональная Программа), требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики Курганской области.
Сложившаяся за годы реформ социальная ситуация на селе подошла к пороговым значениям терпимости и является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.
За последние 15 лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа старых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения без замены их на новые, реально действующие, социальная сфера села оказалась в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, произошли негативные изменения в образе жизни сельского населения.
Сложившаяся практика организации инвестирования социального развития и инженерного обустройства сельских территорий в силу недостаточности налогооблагаемой базы областного и местных бюджетов для финансирования расходов областного и местного значения привела к резким диспропорциям в развитии населенных пунктов, расположенных в сельской местности.
Негативные сдвиги в социально-экономическом положении сельского населения самым пагубным образом отразились на воспроизводстве населения. Демографические изменения последних лет носят скачкообразный характер и свидетельствуют о том, что деревню постигла демографическая катастрофа.
Естественная убыль сельского населения за последние 12 лет увеличилась в 1,4 раза. Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства.
Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения первоочередной потребности в жилье.
Обеспеченность жильем сельского населения. За последние годы в Курганской области сельские населенные пункты практически потеряли преимущества по обеспеченности жильем. Одним из наиболее реальных факторов, способных решить жилищную проблему сельских жителей Курганской области, является увеличение объемов строительства индивидуального жилья с использованием финансово-кредитного механизма предоставления на льготных условиях индивидуальным застройщикам строительных материалов и услуг. В настоящее время невозможно вести индивидуальное жилищное строительство без предоставления кредитов населению, а получить их практически сельский житель не может. Остается нерешенной проблема обеспечения доступности жилья для граждан, имеющих средний и низкий уровень дохода. Приватизация большей части жилищного фонда и переход к рыночным принципам реализации прав граждан на жилище оказались не обеспечены необходимыми правовыми условиями, а также финансовыми и организационными мерами. Проблема обеспечения сельских жителей жильем приобретает все большую остроту и требует незамедлительного решения.
Образование. Переживают кризис сельские общеобразовательные учреждения. Главная причина этого - закрытие ветхих и аварийных зданий и отсутствие средств на их содержание и ремонт. Укомплектованность учителями сельских общеобразовательных учреждений неудовлетворительна, так как жилищный вопрос не решается.
Система образования Курганской области на начало 2006-2007 учебного года включает 577 сельских общеобразовательных учреждений, что составляет 83% от общего количества общеобразовательных учреждений области.
За последние 15 лет сеть сельских общеобразовательных учреждений сократилась на 257 образовательных учреждений, что вызвано снижением количества обучающихся и неблагоприятными финансово-экономическими условиями.
Наибольшее сокращение в последние годы произошло в системе дошкольного образования. За 15 лет количество сельских дошкольных учреждений сократилось в 3,4 раза. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, снизилась в 4,2 раза, тогда как в городе она уменьшилась в 1,9 раза.
По сравнению с предыдущими годами практически прекратился ввод в эксплуатацию новых общеобразовательных учреждений, снижается уровень всех видов благоустройства школьных зданий - лишь 41% школ имеют центральное водоснабжение, 25% - канализацию. Растет число аварийных школ. Отсутствие денежных средств на поддержание в образовательных учреждениях нормального температурного режима ведет к ухудшению состояния здоровья детей и подростков. Регулярным стало отключение образовательных учреждений от электрической энергии.
Здравоохранение. В рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в районные больницы Курганской области осуществляется поставка диагностического оборудования (электрокардиографы, рентгеновские аппараты, аппараты ультразвуковой диагностики, эндоскопическое оборудование, лабораторное оборудование). Несмотря на это, материально-техническая база большинства сельских учреждений здравоохранения требует улучшения (необходимо обновление лечебного оборудования, проведение капитальных ремонтов). Работа лечебных учреждений в системе обязательного медицинского страхования позволила значительно улучшить обеспечение сельских медицинских учреждений лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Техническое состояние автотранспортной службы скорой медицинской помощи улучшилось в связи с реализацией областной целевой программы "Санитарный автомобиль для села" (в рамках реализации этой программы в 2005-2006 годах в районные больницы поставлен 61 санитарный автомобиль) и реализацией мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" (в рамках реализации проекта в районные больницы поставлено в 2006 году 24 автомобиля скорой помощи класса А повышенной проходимости). Это позволило открыть в районных больницах дополнительные посты скорой медицинской помощи для обслуживания жителей отдаленных населенных пунктов и частично компенсировать отсутствие системы дежурств автотранспорта предприятий агропромышленного комплекса для доставки больных в стационар, хотя в большинстве территорий плохое состояние дорог увеличивает время прибытия бригад скорой медицинской помощи по вызову.
В 2005 году обеспеченность сельского населения врачебными кадрами составила 10,7 на 10 тыс. населения, что меньше по сравнению с городским населением в 1,6 раза. Проблемы, возникшие в сельском здравоохранении, требуют совершенствования оказания медицинской помощи сельскому населению, обеспечения межведомственного взаимодействия в решении проблем охраны здоровья жителей сельских районов.
Объекты культуры. На 1 января 2006 года в Курганской области в основном сохранена сеть сельских учреждений культуры, которая составляет 1297 единиц, в том числе 743 клуба и дома культуры. Однако дома культуры и клубы, переданные бывшими колхозами и совхозами в ведение и на баланс органов местного самоуправления муниципальных образований, находятся в основном в полуразрушенном и разрушенном состоянии, особенно в малых деревнях, т.к. нет средств даже для отопления этих клубов, не говоря уже о текущем и капитальном ремонте. Такие клубы в Курганской области составляют 31,3%. Оснащение сельских учреждений культуры физически изношено.
Водоснабжение сельского населения области качественной питьевой водой находится на самом низком уровне в Уральском регионе. Из 1230 сельских населенных пунктов области централизованным водоснабжением охвачено только 328 населенных пунктов, или 27%. Общая протяженность групповых водопроводов составляет 1367 км. На сегодняшний день водоводы, оборудование насосных станций физически и морально устарели и требуют проведения реконструкции, так как являются единственным источником водообеспечения. Изношенность водопроводов составляет 80-90%, вследствие этого потери воды достигают 44%, т.е. 2,4 млн.куб.м. очищенной воды не доходит до потребителя.
Качество воды не соответствует санитарным нормам и стандартам.
Дорожное строительство. Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры, а также препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса. Из-за бездорожья свыше 2/3 сельских поселений остаются без автобусного сообщения.
Из-за отсутствия внутрихозяйственных дорог с твердым покрытием в продовольственные закупки не вовлекается значительная часть товарных ресурсов сельхозпродукции от хозяйств и населения. Недостаточная развитость дорожной сети сдерживает развитие крестьянских (фермерских) хозяйств.
В результате недостаточного инвестирования снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения. Сохранение деструктивных демографических процессов на более длительный срок, а также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям рыночных экономических преобразований отечественного продовольственного комплекса, пагубно отражаются на перспективах оздоровления и роста сельской экономики области.
Исходя из задач аграрной политики Курганской области на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые предусматривается осуществлять в сельских поселениях в границах муниципального района.
Таким образом, необходимость разработки и реализации целевой программы Курганской области "Социальное развитие села Курганской области до 2013 года" (далее - Программа) обусловлена:
социально-политической остротой проблемы и ее государственным значением, определяемым широким спектром осуществляемых селом функций;
потребностью формирования базовых условий социального комфорта для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса, в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса";
необходимостью решения задачи по обеспечению устойчивого развития сельских территорий, определенной Региональной Программой;
межотраслевым, межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению исполнительных органов государственной власти Курганской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, организаций агропромышленного комплекса;
приоритетностью государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности.
Активная социальная политика на селе будет являться катализатором экономического роста местного самоуправления.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Программа разработана для достижения следующих целей:
повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности;
создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для диверсификации сельской экономики, позволяющей сельским жителям за счет роста собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления;
повышение престижности проживания в сельской местности.
Мероприятия Программы направлены на решение следующих основных задач:
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;
улучшение состояния здоровья сельского населения, в том числе на основе повышения роли физической культуры и спорта;
улучшение материально-технического состояния общеобразовательных учреждений в сельской местности;
повышение уровня и качества водо- и газоснабжения в сельской местности;
расширение сети автомобильных дорог с твердым покрытием в сельской местности и их благоустройство;
повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания новых рабочих мест.
Поставленные в Программе задачи должны решаться путем формирования условий для самодостаточного развития сельских территорий, применения ресурсосберегающих подходов и технологий, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в сфере социального развития сельских территорий.
Предусматривается, что Программа будет осуществляться в три этапа.
Первый этап (2003-2005 годы) должен обеспечить совершенствование нормативно-правовой, организационно-управленческой и научно-методической базы социального развития села и создание условий, минимально необходимых для реализации социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
Второй этап реализации Программы (2006-2010 годы) предусматривает переход к формированию на селе условий, обеспечивающих более высокий жизненный стандарт, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда, созданию предпосылок устойчивого развития сельских территорий.
Третий этап (2011-2013 годы) предполагает повышение уровня и качества жизни сельского населения, необходимых для улучшения демографической ситуации и формирования высокопрофессиональных трудовых кадров села в целях обеспечения устойчивого развития сельских территорий и выполнения мероприятий Региональной Программы по наращиванию объемов сельскохозяйственного производства.
3. Мероприятия Программы
Инвестиционные мероприятия по реализации Программы направлены на окончание строительства незавершенных объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, замену ветхого и аварийного фонда, реконструкцию, техническое перевооружение сельских поселений, а также новое строительство.
Мероприятия по организационному обеспечению реализации Программы включают оказание содействия хозяйствующим субъектам, участвующим в социальном развитии села, создание других условий, способствующих улучшению условий жизни сельского населения, демографической и социально-психологической ситуации на селе.
Программа является комплексной и включает систему мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе, развитию в сельской местности сети учреждений образования, систем водо-, газоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования.
3.1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов
Основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности,* в том числе молодых семей и молодых специалистов, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.
Для достижения указанной цели предусматривается:
формирование кредитно-финансовых механизмов строительства (приобретения) жилья, включая механизмы ипотечного жилищного кредитования;
содействие гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, в производстве и реализации продукции личного подсобного хозяйства с целью получения дополнительных доходов для своевременного возврата заемных средств на строительство жилых домов;
удешевление удельной стоимости сельского жилищного строительства за счет использования экономичных строительных технологий, а также использования дешевых отечественных строительных материалов.
При реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривается использование механизма ипотечного жилищного кредитования. В случае привлечения гражданами средств ипотечного жилищного кредита или займа на строительство (приобретение) жилья средства областного бюджета, предоставляемые в форме социальных выплат, могут быть направлены на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) участником указанных мероприятий.
Условия предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований Курганской области на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляются в соответствии с Порядком предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований Курганской области на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, согласно приложению 1 к Программе.
Выполнение указанных мероприятий Программы позволит:
улучшить жилищные условия более 1500 сельских семей, в том числе 399 молодых семей и молодых специалистов, и повысить уровень коммунального обустройства жилья в сельской местности;
создать условия для закрепления молодых специалистов в агропромышленном комплексе и социальной сфере села, а также приостановить миграцию сельской молодежи;
повысить образовательный уровень молодых специалистов, занятых в агропромышленном комплексе и социальной сфере села;
создать условия для улучшения демографической ситуации;
сформировать систему кредитования, формы и методы осуществления государственной поддержки малообеспеченной категории граждан, проживающих на селе;
привлечь для финансового обеспечения внебюджетные источники финансирования;
сохранить имеющийся жилой фонд на существующем уровне;
вовлечь в хозяйственный оборот объекты жилищного строительства, находящиеся в незавершенном строительстве.
3.2. Обеспечение доступным жильем молодых семей
и молодых специалистов на селе
См. текст пункта 3.2
3.3. Развитие сети общеобразовательных учреждений
в сельской местности
Для реализации в сельской местности принципа общедоступности образования, повышения качества образования в соответствии с социальными требованиями, повышения конкурентоспособности выпускников общеобразовательных учреждений при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального образования и высшего профессионального образования осуществляются следующие мероприятия:
всесторонняя подготовка учащихся и развитие профильного обучения в старших классах;
стимулирование привлечения инвестиций частных и коммерческих структур в развитие образования на селе;
укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений сельской местности путем проведения строительства сельских школ.
Выполнение мероприятий, предусмотренных таблицей 3 раздела 9 Программы, позволит повысить уровень обеспеченности села общеобразовательными учреждениями.
3.4. Развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи,
физической культуры и спорта в сельской местности
Целью Программы является развитие сети учреждений здравоохранения в сельской местности.
На условиях софинансирования в 2006-2007 годах на строительство сельской участковой больницы в с. Звериноголовское Звериноголовского района Курганской области выделено 15,2 млн. рублей из федерального бюджета и 0,1 млн. рублей из бюджета Звериноголовского района. Реализация данных мероприятий обеспечила ввод в эксплуатацию сельской больницы на 50 мест.
Целями Программы в области физической культуры и спорта являются:
формирование минимально необходимой материально-технической базы для проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
обеспечение непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп населения на всех этапах жизнедеятельности.
Выполнение мероприятий Программы согласно таблице 4 раздела 9 Программы позволит снизить заболеваемость сельского населения, сократить потери рабочего времени в связи с заболеваемостью и снизить расходы средств фонда социального страхования на оплату больничных листов. Возрастет численность сельской молодежи, подготовленной по состоянию здоровья к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
3.5. Развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности
См. текст пункта 3.5
3.6. Развитие информационно-консультационного
обслуживания в сельской местности
См. текст пункта 3.6
3.7. Развитие электрических сетей в сельской местности
См. текст пункта 3.7
3.8. Развитие газификации в сельской местности
Раздел основан на концепции экономически обоснованного развития газификации в сельской местности с учетом топливно-энергетических балансов регионов, использования альтернативных видов топлива и внедрения энергосберегающих технологий.
Целью Программы в области развития газификации в сельской местности является повышение уровня социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, повышение уровня снабжения сетевым газом сельского населения и создание комфортных условий труда и быта в сельской местности.
Для достижения поставленной цели в области развития газификации в сельской местности Программой предусматривается:
осуществить строительство и реконструкцию распределительных газовых сетей в населенных пунктах, расположенных в сельской местности;
повысить уровень газификации жилого фонда в сельской местности;
сократить потери и повысить эффективность использования сетевого газа.
Газификация сельской местности, предусмотренная мероприятиями согласно таблице 8 раздела 9 Программы, будет проводиться в первую очередь на основе увеличения загрузки существующих магистральных газопроводов-отводов высокого давления.
Выполнение мероприятий Программы позволит значительно улучшить быт сельского населения, увеличить уровень газификации домов (квартир) сетевым газом до 23,6 процента.
3.9. Развитие водоснабжения в сельской местности
Главными целями Программы в области развития водоснабжения в сельской местности являются обеспечение сельского населения питьевой водой в достаточном количестве, улучшение на этой основе состояния здоровья населения и оздоровление социально-экологической обстановки в сельской местности, а также рациональное использование природных водных источников, на которых базируется питьевое водоснабжение.
По водоснабжению населенных пунктов, расположенных в сельской местности, Программа предусматривает:
строительство и реконструкцию систем водоснабжения и водоотведения;
повышение уровня водоснабжения жилого фонда в сельской местности;
повышение качества потребляемой питьевой воды.
Выполнение мероприятий согласно таблице 9 раздела 9 Программы позволит повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 36 процентов и сократить потери воды в системах водоснабжения.
3.10. Развитие противопожарной защиты сельского населения
См. текст пункта 3.10
3.11. Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности
Финансирование мероприятий по развитию сети автомобильных дорог в сельской местности осуществляется в рамках целевой программы Курганской области "Совершенствование и развитие автомобильных дорог Курганской области на период до 2020 года" и предусматривает:
строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты;
приведение в нормативно-техническое состояние автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты;
увеличение количества сельских населенных пунктов с автобусным сообщением;
сокращение при транспортировке потерь сельскохозяйственной продукции;
сокращение затрат на эксплуатацию машинно-тракторного парка.
4. Финансовое и ресурсное обеспечение Программы
При разработке стратегии ресурсного обеспечения Программы учитывалась реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на областном уровне, значимость проблемы и реальная возможность ее решения при вовлечении в инвестиционную деятельность всех участников Программы, включая сельское население.
Предоставление средств областного бюджета на финансирование мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований Курганской области на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности согласно приложению 2 к Программе.
Программа носит в основном инвестиционный характер и предусматривает капитальные вложения на строительство жилья, объектов образования, систем водо-, газоснабжения, а также развитие сети автомобильных дорог общего пользования.
Общий объем финансирования I этапа Программы (2003 - 2005 годы) в ценах соответствующих лет составляет 205,4 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 68,5 млн. рублей, средств областного бюджета - 31,4 млн. рублей, средств местных бюджетов - 3,3 млн. рублей и средств внебюджетных источников - 102,2 млн. рублей.
Общий объем финансирования II этапа Программы (2006 - 2010 годы) в ценах соответствующих лет составляет 1454,37 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 516,0 млн. рублей, средств областного бюджета - 378,08 млн. рублей, средств местных бюджетов - 44,47 млн. рублей и средств внебюджетных источников - 515,82 млн. рублей.
Общий объем финансирования III этапа Программы (2011 - 2013 годы) с учетом прогноза цен на соответствующие годы составляет 1469,18 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 915,80 млн. рублей, средств областного бюджета - 387,38 млн. рублей и средств внебюджетных источников - 166,0 млн. рублей.
Первоочередному финансированию подлежат работы на объектах незавершенного строительства, на объектах, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, а также имеющих высокую степень технической строительной готовности.
Объем инвестиционных затрат на реализацию Программы определен исходя из потребности ввода в действие необходимых объектов на селе по фактической стоимости объектов с учетом индексов-дефляторов.
Объем и структура бюджетного финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению с учетом фактического исполнения областного бюджета за соответствующий финансовый год и исходя из возможности областного бюджета на очередной финансовый год.
5. Технико-экономическое обоснование Программы
Выполнение программных мероприятий предусматривается осуществлять на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, бюджетов муниципальных образований Курганской области (по согласованию) и внебюджетных источников.
Объем финансирования Программы из областного бюджета составляет 796,86 млн. руб. (таблица 11 раздела 9 Программы), в том числе:
жилищное строительство - 150,57 млн. руб., в том числе молодые семьи и молодые специалисты - 44,912 млн. руб.;
образование - 36,0 млн. руб.;
здравоохранение, физическая культура и спорт - 3,98 млн. руб.;
газификация - 416,67 млн. руб.;
водоснабжение - 189,64 млн. руб.
6. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области, являющимся исполнителем-координатором, с участием заинтересованных органов исполнительной власти Курганской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию).
Исполнитель-координатор Программы осуществляет:
координацию деятельности исполнителей Программы по реализации программных мероприятий;
нормативное правовое обеспечение реализации Программы;
организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач Программы;
подготовку ежегодного доклада о ходе реализации Программы.
Все исполнители Программы ежегодно уточняют и согласовывают перечень мероприятий по реализации соответствующих разделов Программы.
Основанием для получения средств на реализацию Программы является бюджетная заявка органов и организаций - исполнителей мероприятий Программы.
7. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы
Управление Программой осуществляет Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области, являющийся исполнителем-координатором.
Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области несет ответственность за реализацию Программы в целом:
обеспечивает согласованность действий по подготовке и реализации программных мероприятий;
обеспечивает целевое и эффективное использование финансовых средств областного бюджета;
выполняет соглашения по исполнению Программы;
составляет в установленном порядке бюджетные заявки на очередной финансовый год;
подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе реализации Программы.
Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области направляет:
ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области информацию о ходе реализации Программы по форме, установленной постановлением Правительства Курганской области от 25 мая 2009 года N 292 "О целевых программах Курганской области";
ежегодно до 1 марта в Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области представляет доклад о ходе реализации Программы за прошедший год.
8. Оценка эффективности социально-экономических и экологических
последствий реализации Программы
В реализации I этапа Программы (2003-2005 годы) приняли участие 22 муниципальных района Курганской области. Исходя из поставленных в Программе задач, на областном уровне была сформирована необходимая нормативная правовая база. Органами местного самоуправления муниципальных районов Курганской области разработаны и приняты районные программы по социальному развитию села, позволившие конкретизировать задачи Программы применительно к потребностям сельских поселений.
В 2003-2005 годах на реализацию мероприятий Программы выделено 31,4 млн. рублей средств областного бюджета.
Исходя из ресурсных возможностей областного бюджета, основными приоритетными направлениями I этапа Программы (2003-2005 годы) были определены жилищное строительство, газификация, водоснабжение.
Принцип софинансирования Программы за счет средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников обеспечил наибольшую результативность мероприятий Программы по этим направлениям.
Оказание поддержки жилищному строительству в сельской местности осуществлялось в форме субсидий за счет средств областного бюджета, федерального бюджета и внебюджетных источников, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
На эти цели за 3 года выделено из областного бюджета 10,6 млн. рублей.
За счет всех источников финансирования введено 19,2 тыс.кв.м жилья, 231 сельская семья смогла улучшить свои жилищные условия.
За 3 года введено в действие 169,6 км распределительных газовых сетей, газифицировано около 2,5 тыс. жилых домов.
Объем средств областного бюджета в финансировании указанных мероприятий составил 15,4 млн. рублей.
Реализация мероприятий Программы, связанных с развитием водоснабжения сельских населенных пунктов, обеспечила ввод в эксплуатацию в 2003-2005 годах 17,1 км локальных водопроводов. На эти цели за счет средств областного бюджета было выделено 5,4 млн. рублей.
В результате реализации Программы предусматривается создание правовых, организационно-управленческих, финансовых и материально-технических условий, способствующих:
1) повышению уровня и качества жизни сельского населения путем: решения жилищной проблемы в сельской местности;
обеспечения доступности получения сельским населением качественного образования, услуг в области медицинского обслуживания;
повышения уровня инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности;
2) формированию высококвалифицированных трудовых кадров агропромышленного комплекса путем привлечения и закрепления в сельской местности специалистов агропромышленного комплекса и социальной сферы села с обеспечением их доступным жильем;
3) улучшению демографической ситуации в сельской местности за счет создания более благоприятных социально-бытовых условий для труда и отдыха сельского населения.
Более 1500 сельских семей улучшат жилищные условия, при этом повысится уровень предоставления коммунальных услуг, улучшится качество и общедоступность образования. Улучшится кадровое обеспечение организаций агропромышленного комплекса и социальной сферы за счет привлечения и закрепления в сельском хозяйстве 399 молодых семей и молодых специалистов. Уровень газификации жилищного фонда возрастет до 23,6 процента. Увеличится количество учащейся сельской молодежи, привлеченной к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Улучшится обеспеченность сельского населения качественной питьевой водой до 36 процентов.
В области занятости сельского населения предусматривается более полное использование трудового потенциала села, снижение напряженности на сельском рынке труда, расширение сферы приложения труда на селе и возможности получения сельским населением дополнительных доходов.
В области кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства будет создана минимально необходимая база для преодоления негативных тенденций в кадровом обеспечении сельскохозяйственного производства, привлечения и закрепления в сельском хозяйстве профессионально подготовленной молодежи.
Экономический эффект от реализации Программы состоит в увеличении производительности сельскохозяйственного труда на основе:
повышения качества трудового потенциала отрасли в результате укрепления здоровья работающих, улучшения их общеобразовательной и профессиональной подготовки, создания благоприятных жилищных и рекреационных условий;
сокращения потерь рабочего времени, связанных с заболеваемостью;
сокращения государственных расходов, связанных с социальным обеспечением жителей села, утративших трудоспособность;
сокращения в результате газификации села грузопотоков и затрат на перевозки твердого и жидкого топлива на автомобильном и железнодорожном транспорте.
Реализация Программы будет иметь благоприятные экологические последствия.
При разработке проектов строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села будут предусматриваться меры по защите окружающей среды, что позволит исключить применение в жилищном строительстве экологически вредных материалов, а использование легких современных конструктивных материалов приведет к снижению энергозатрат на их производство, транспортировку и монтаж.
8.1. Система целевых индикаторов
Основные целевые индикаторы и показатели целевой программы Курганской области "Социальное развитие села Курганской области до 2012 года" приведены в приложении 3 к Программе.
9. Перечень основных мероприятий исполнения Программы
Таблица 1
Мероприятия
по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов
(млн. руб., 2003 - 2010 годы - в ценах соответствующих лет, 2011 - 2013 годы - с учетом прогноза цен на соответствующие годы) | ||||
Наименование мероприятия |
Срок исполнения мероприятия, годы |
Объем финансирования, областной бюджет |
Ответственные исполнители |
Ожидаемые результаты |
Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, - всего, тыс. кв. м |
|
|
Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области, Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию) |
Улучшение жилищных условий жителей сельской местности, включая работников здравоохранения, образования, социальной сферы обслуживания и культуры |
116,71 |
2003 - 2013 |
150,57 |
||
- |
2003 |
- |
||
4,97 |
2004 |
2,1 |
||
9,97 |
2005 |
8,5 |
||
16,87 |
2006 |
8,0 |
||
14,68 |
2007 |
12,0 |
||
14,74 |
2008 |
12,5 |
||
13,16 |
2009 |
15,95 |
||
13,62 |
2010 |
16,52 |
||
9,3 |
2011 |
25,0 |
||
9,7 |
2012 |
25,0 |
||
9,7 |
2013 |
25,0 |
||
в том числе обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, тыс. кв. м |
|
|
Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области, Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию) |
Обеспечение жильем 399 молодых семей и молодых специалистов на селе |
26,12 |
2006 - 2013 |
44,912 |
||
2,67 |
2006 |
3,8 |
||
3,5 |
2007 |
5,0 |
||
4,18 |
2008 |
5,2 |
||
3,65 |
2009 |
5,9 |
||
4,9 |
2010 |
6,212 |
||
2,22 |
2011 |
5,8 |
||
2,5 |
2012 |
6,5 |
||
2,5 |
2013 |
6,5 |
Примечание.
Доля граждан, улучшивших свои жилищные условия в результате реализации Программы, составляет:
в 2007 году - 12,7 процента от запланированного количества семей (1149 семей), в 2008 - 12,7 процента, в 2009 году - 10,4 процента, в 2010 году - 10,0 процента, в 2011 году - 7,6 процента, в 2012 году - 8,2 процента, в 2013 году - 8,2 процента.
Обеспеченность жильем молодых семей и молодых специалистов на селе составляет:
в 2007 году - 15,0 процента, в 2008 году - 15,0 процента, в 2009 году - 11,8 процента, в 2010 году - 14,5 процента, в 2011 году - 11,3 процента, в 2012 году - 11,3 процента, в 2013 году - 11,3 процента.
Таблица 2
Мероприятия по обеспечению доступным жильем
молодых семей и молодых специалистов на селе
См. текст таблицы 2
Таблица 3
Мероприятия
по развитию сети общеобразовательных учреждений в сельской местности
(млн. руб., с учетом прогноза цен на соответствующие годы) | ||||
Наименование мероприятия |
Срок исполнения мероприятия, годы |
Объем финансирования, областной бюджет |
Ответственные исполнители |
Ожидаемые результаты |
Строительство (реконструкция) общеобразовательных учреждении |
2013 |
36,0 |
Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области, Главное управление образования Курганской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию) |
Обновление основных фондов, повышение территориальной доступности и снижение коэффициента сменности сельских общеобразовательных учреждений |
Таблица 4
Мероприятия по развитию сети учреждений
первичной медико-санитарной помощи, физической культуры
и спорта в сельской местности
(млн. руб., с учетом прогноза цен на соответствующие годы) | ||||
Наименование мероприятия |
Срок исполнения мероприятия, годы |
Объем финансирования, областной бюджет |
Ответственные исполнители |
Ожидаемые результаты |
Строительство и реконструкция спортивных сооружений и площадок |
2011 |
3,98 |
Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области, Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию) |
Улучшение материально-технических условий для занятий физической культурой и спортом в сельской местности |
Таблица 5
Мероприятия
по развитию культурно - досуговой деятельности в сельской местности
См. текст таблицы 5
Таблица 6
Мероприятия
по развитию информационно-консультационного обслуживания в сельской местности
См. текст таблицы 6
Таблица 7
Мероприятия по развитию электрических сетей
в сельской местности
См. текст таблицы 7
Таблица 8
Мероприятия
по развитию газификации в сельской местности
(млн. руб., 2003 - 2010 годы - в ценах соответствующих лет, 2011 - 2013 годы - с учетом прогноза цен на соответствующие годы) | |||||
Наименование мероприятия |
Срок исполнения мероприятия, годы |
Объем финансирования, областной бюджет |
Ответственные исполнители |
Ожидаемые результаты |
|
Ввод в действие распределительных газовых сетей: |
|
|
Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области, Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию) |
Повышение уровня газификации села сетевым газом |
|
(км) |
(%)* |
||||
1228,2 |
|
2003 - 2013 |
416,67 |
||
45,4 |
|
2003 |
4,0 |
||
53,9 |
|
2004 |
3,1 |
||
70,3 |
|
2005 |
8,3 |
||
98,9 |
|
2006 |
26,6 |
||
216,4 |
|
2007 |
83,3 |
||
254,1 |
15,1 |
2008 |
62,16 |
||
115,3 |
18,0 |
2009 |
69,0 |
||
124,7 |
21,1 |
2010 |
19,81 |
||
70,2 |
21,8 |
2011 |
46,8 |
||
89,0 |
22,7 |
2012 |
46,8 |
||
90,0 |
23,6 |
2013 |
46,8 |
* Уровень газификации домов (квартир) сетевым газом.
Таблица 9
Мероприятия
по развитию водоснабжения в сельской местности
(млн. руб., 2003 - 2010 годы - в ценах соответствующих лет, 2011 - 2013 годы - с учетом прогноза цен на соответствующие годы) | |||||
Наименование мероприятия |
Срок исполнения мероприятий, годы |
Объем финансирования, областной бюджет |
Ответственные исполнители |
Ожидаемые результаты |
|
Ввод в действие локальных водопроводов: |
|
|
|
|
|
(км) |
(%)* |
||||
252,1 |
|
2003 - 2013 |
189,64 |
Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области, Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию) |
Ввод в действие локальных водопроводов |
12,5 |
|
2003 |
2,3 |
||
3,5 |
|
2004 |
1,6 |
||
1,1 |
|
2005 |
1,5 |
||
7,6 |
|
2006 |
4,3 |
||
11,7 |
|
2007 |
10,3 |
||
7,7 |
33,5 |
2008 |
12,14 |
||
26,0 |
34,2 |
2009 |
8,0 |
||
52,3 |
34,8 |
2010 |
17,5 |
||
44,0 |
35,2 |
2011 |
44,0 |
||
44,0 |
35,6 |
2012 |
44,0 |
||
40,9 |
36,0 |
2013 |
44,0 |
* Обеспеченность сельского населения питьевой водой.
Таблица 10
Мероприятия
по противопожарной защите сельского населения
См. текст таблицы 10
Таблица 11
Объемы затрат
на реализацию целевой программы Курганской области "Социальное развитие села Курганской области до 2013 года"
(млн. руб., 2003 - 2010 годы - в ценах соответствующих лет, 2011 - 2013 годы - с учетом прогноза цен на соответствующие годы) | ||||||||||||||
|
2003 - 2005 годы, всего |
В том числе |
2006 - 2010 годы, всего |
В том числе |
2011 - 2013 годы, всего |
В том числе |
||||||||
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||||
Областной бюджет - всего |
31,4 |
6,3 |
6,8 |
18,3 |
378,08 |
38,9 |
105,6 |
86,8 |
92,95 |
53,83 |
387,38 |
119,78 |
115,8 |
151,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
жилищное строительство, в том числе молодые семьи и молодые специалисты |
10,6 |
|
2,1 |
8,5 |
64,97 |
8,0 |
12,0 |
12,5 |
15,95 |
16,52 |
75,0 |
25,0 |
25,0 |
25,0 |
Образование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
36,0 |
|
|
36,0 |
здравоохранение, физическая культура и спорт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3,98 |
3,98 |
|
|
Газификация |
15,4 |
4,0 |
3,1 |
8,3 |
260,87 |
26,6 |
83,3 |
62,16 |
69,0 |
19,81 |
140,4 |
46,8 |
46,8 |
46,8 |
Водоснабжение |
5,4 |
2,3 |
1,6 |
1,5 |
52,24 |
4,3 |
10,3 |
12,14 |
8,0 |
17,5 |
132,0 |
44,0 |
44,0 |
44,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.