Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общее описание
1. План мероприятий ("дорожная карта") Курганской области "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Курганской области (2013-2018 годы)" (далее - "дорожная карта") представляет собой документ, определяющий стратегическое развитие сферы социального обслуживания граждан Курганской области на 2013-2018 годы.
Целью "дорожной карты" является создание в Курганской области региональной системы социального обслуживания граждан, обеспечивающей наиболее полное удовлетворение их потребности в социальных услугах.
По состоянию на 1 января 2016 года 60859 нуждающимся гражданам предоставлены социальные услуги в 46 государственных организациях социального обслуживания Курганской области (таблица 1).
Таблица 1. Численность граждан, обслуженных в государственных организациях социального обслуживания Курганской области по состоянию на 1 января 2016 года
N п/п |
Наименование государственной организации социального обслуживания Курганской области |
Количество государственных организаций социального обслуживания Курганской области, единица |
Численность обслуженных граждан, человек |
Форма федерального статистического наблюдения* |
1. |
Организации, осуществляющие стационарное социальное обслуживание, всего |
16 |
3625 |
Форма N 3-собес Форма N 1-СД |
из них: | ||||
дома-интернаты общего типа |
4 |
1154 |
Форма N 3-собес |
|
психоневрологические интернаты |
8 |
1671 |
||
детский дом-интернат для умственно отсталых детей |
1 |
167 |
||
социальный приют для детей и подростков, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних |
3 |
633 |
Форма N 1-СД |
|
2. |
Организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, всего |
26 |
54924 |
Форма N 6-собес Форма N 1-СД |
из них: | ||||
отделения социального обслуживания на дому |
118 |
16440 |
Форма N 6-собес |
|
отделения по работе с семьей и детьми |
25 |
38484 |
Форма N 1-СД |
|
3. |
Организации, осуществляющие полустационарное социальное обслуживание, всего |
4 |
2310 |
Форма N 4-собес Форма N 1-СД |
из них: | ||||
центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий |
1 |
521 |
Форма N 4-собес |
|
реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями |
3 |
1789 |
Форма N 1-СД |
* формы федерального статистического наблюдения утверждены постановлением Федеральной службы государственной статистики от 1 апреля 2005 года N 25 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними", приказом Федеральной службы государственной статистики от 11 сентября 2009 года N 196 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минздравсоцразвития России федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений социальной защиты населения".
В соответствии с приказом Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 7 апреля 2016 года N 142 "Об утверждении порядка признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг" признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, определение индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах и составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг осуществляется Главным управлением социальной защиты населения Курганской области, являющимся уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области в сфере социального обслуживания.
Постановлением Правительства Курганской области от 11 ноября 2014 года N 424 "Об иных обстоятельствах, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании" определены иные обстоятельства, ухудшающие или способные ухудшить условия жизнедеятельности граждан, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании:
утрата или повреждение любой степени занимаемого жилого помещения вследствие чрезвычайных ситуаций;
наличие социально опасного положения в семье, имеющей несовершеннолетних детей.
Отмечается рост доли получателей социальных услуг в общей численности населения Курганской области (таблица 2).
Таблица 2. Анализ охвата социальными услугами граждан, проживающих на территории Курганской области, в 2015-2016 годы и на плановый период 2017-2018 годов
N п/п |
Показатель |
Единица измерения |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
1. |
Численность населения Курганской области (среднегодовая) |
человек |
865855 |
858900 |
853200 |
844800 |
2. |
Число получателей услуг |
человек |
13586 |
13395 |
13395 |
13395 |
3. |
Доля получателей социальных услуг в общей численности населения региона |
% |
1,57 |
1,56 |
1,57 |
1,59 |
Предоставление социальных услуг в государственных организациях социального обслуживания Курганской области осуществляется в соответствии с порядками предоставления социальных услуг, включающими стандарты предоставления социальных услуг и тарифы на их оказание.
В 2012-2014 годах в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Курганской области от 13 декабря 2010 года N 565 "О порядке формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Курганской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания" приказом Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 5 июля 2011 года N 310 "Об утверждении Порядка расчета нормативных затрат на оказание государственными казенными, бюджетными и автономными учреждениями социального обслуживания населения государственных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества" утвержден порядок расчета нормативных затрат.
Указанный порядок разработан в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и регламентирует механизм определения объема и условия предоставления субсидий бюджетным организациям социального обслуживания Курганской области на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ).
В соответствии с пунктом 11 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в Курганской области установлен порядок утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг (постановление Правительства Курганской области от 24 ноября 2014 года N 437 "Об установлении Порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг").
В целях реализации вышеуказанного Порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг приказом Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 24 декабря 2014 года N 582/1 создана комиссия по рассмотрению тарифов на социальные услуги и дополнительные социальные услуги, указанные в части 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Комиссия).
Тарифы на социальные услуги ежегодно пересматриваются и утверждаются Главным управлением социальной защиты населения Курганской области на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг. Расчет подушевых нормативов финансирования социальных услуг производится в соответствии с методическими рекомендациями по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2014 года N 1285 "О расчете подушевых нормативов финансирования социальных услуг".
На основании решения Комиссии, которое оформляется протоколом, тарифы на социальные услуги утверждаются нормативным правовым актом Главного управления социальной защиты населения Курганской области. Приказом Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 14 марта 2016 года N 107 "О внесении изменения в приказ Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 31 декабря 2014 года N 553 "Об утверждении тарифов на социальные услуги и дополнительные социальные услуги, указанные в части 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" утверждены тарифы на 2016 год. Тарифы на 2017 год утверждены приказом Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 12 января 2017 года N 9 "О внесении изменения в приказ Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 31 декабря 2014 года N 553 "Об утверждении тарифов на социальные услуги и дополнительные социальные услуги, указанные в части 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Главным управлением социальной защиты населения Курганской области ежегодно проводится анализ необходимого объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Курганской области на реализацию Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", включая средства, полученные за счет проведения мероприятий по оптимизации государственных организаций социального обслуживания Курганской области, и средства от внебюджетной деятельности.
Объем финансовых средств, направленных на обеспечение потребности граждан пожилого возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, детей в качественном, доступном и безопасном социальном обслуживании, в том числе на выплату заработной платы, приведен в таблице 3.
Таблица 3. Анализ расходования средств на обеспечение деятельности государственных организаций социального обслуживания Курганской области в 2013 - 2016 годах и на плановый период 2017-2018 годов
тыс. рублей | ||||||
Показатели |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Обеспечение потребности граждан пожилого возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, детей в качественном, доступном и безопасном социальном обслуживании, в том числе |
1382341 |
1545033 |
1528116 |
1475123 |
1590000 |
1617700 |
выплата заработной платы с начислениями |
936956 |
1051463 |
1007601 |
1009237 |
1129023 |
1130714 |
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 года Пр-3464 ГС в Курганской области была разработана перспективная схема развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов до 2020 года (далее - Схема), утвержденная Губернатором Курганской области 11 июля 2011 года.
В системе социальной защиты населения Курганской области по состоянию на 1 января 2011 года действовали 14 государственных организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, рассчитанных на 2465 мест, в том числе:
6 домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 1179 мест;
8 психоневрологических интернатов на 1286 мест.
В 2011 году в 4 государственных организациях социального обслуживания Курганской области имелось 14 зданий (жилых корпусов) 5 степени огнестойкости.
Очередность в психоневрологические интернаты по состоянию на 1 января 2011 года составляла 136 человек.
Во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N Пр-3021, в целях реализации "дорожной карты" проведены мероприятия по ликвидации очередности в психоневрологические интернаты - реорганизация структуры и сети государственных организаций социального обслуживания Курганской области, переселение граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в зданиях с низкой степенью огнестойкости государственных организаций социального обслуживания Курганской области.
В рамках реализации постановления Правительства Курганской области от 9 августа 2011 года N 399 "О целевой программе Курганской области "Социальная программа Курганской области на 2011 год" выполнен капитальный ремонт Государственного бюджетного учреждения (далее - ГБУ) "Куртамышский психоневрологический интернат", в результате которого плановое количество койко-мест доведено до 324 (на начало 2011 года - 274 места). В 2012 году за счет текущего финансирования плановое количество койко-мест доведено до 334, что позволило закрыть 9 жилых корпусов 5 степени огнестойкости в 3 государственных организациях социального обслуживания Курганской области.
По состоянию на 1 декабря 2013 года очередность в психоневрологические интернаты составляла 184 человека.
В 2013 году в рамках реализации постановления Правительства Курганской области от 24 июня 2013 года N 279 "О целевой программе Курганской области "Социальная программа Курганской области на 2013 год" выполнен капитальный ремонт в ГБУ "Куртамышский психоневрологический интернат", в результате которого плановое количество койко-мест доведено до 354, в ГБУ "Галишевский психоневрологический интернат" плановое количество койко-мест увеличено с 44 до 62 единиц.
В соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 22 октября 2013 года N 517 "Об изменении предмета и целей деятельности, переименовании Государственного бюджетного учреждения "Каргапольский дом-интернат для престарелых и инвалидов" ГБУ "Каргапольский дом-интернат для престарелых и инвалидов" перепрофилирован в ГБУ "Каргапольский психоневрологический интернат" на 112 мест. Перепрофилирование дома-интерната позволило закрыть 2 корпуса 5 степени огнестойкости из 5 действующих и сократить очередность в психоневрологические интернаты на 88 человек.
В 2014 году за счет текущего финансирования выполнен ремонт ГБУ "Куртамышский психоневрологический интернат" и плановое количество мест увеличено до 364 человек.
По состоянию на 1 января 2015 года в системе социальной защиты населения Курганской области функционировали 14 государственных стационарных организаций социального обслуживания Курганской области, рассчитанных на 2524 места, в том числе:
5 домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 1064 места;
9 психоневрологических интернатов на 1460 мест.
Очередность в психоневрологические интернаты по состоянию на 1 января 2015 года составляла 70 человек.
В ГБУ "Глубокинский психоневрологический интернат" имелись 3 здания 5 степени огнестойкости, в которых проживало 90 человек.
Во исполнение постановления Правительства Курганской области от 24 марта 2015 года N 62 "О ликвидации Государственного казенного учреждения "Батуринский психоневрологический интернат" проведена процедура ликвидации Государственного казенного учреждения "Батуринский психоневрологический интернат", включенного в реестр поставщиков социальных услуг, но не предоставляющее социальные услуги получателям социальных услуг, постановления Правительства Курганской области от 14 июля 2015 года N 222 "Об изменении предмета и целей деятельности, переименовании Государственного бюджетного учреждения "Дом-интернат для престарелых и инвалидов "Восток" и ликвидации Государственного бюджетного учреждения "Глубокинский психоневрологический интернат", ГБУ "Дом-интернат для престарелых и инвалидов "Восток" переименовано и перепрофилировано в ГБУ"Психоневрологический интернат "Восток" с плановой численностью 151 место, ГБУ "Глубокинский психоневрологический интернат" ликвидировано, инвалиды в количестве 90 человек, проживающие в 3 зданиях 5 степени огнестойкости, переселены в ГБУ "Психоневрологический интернат "Восток".
Кроме того, в 2015 году увеличено количество мест в:
ГБУ "Геронтологический центр "Спутник" с 305 до 318;
ГБУ "Сафакулевский дом-интернат для престарелых и инвалидов" с 50 до 62;
ГБУ "Каргапольский психоневрологический интернат" с 112 до 124;
ГБУ "Скоблинский психоневрологический интернат" с 94 до 103;
ГБУ "Сычевский психоневрологический интернат" с 177 до 179;
ГБУ "Куртамышский психоневрологический интернат" с 364 до 404;
ГБУ "Галишевский психоневрологический интернат" с 62 до 69.
В результате реализации Схемы без капитальных вложений, с сохранением объемов и качества предоставляемых услуг, увеличена мощность действующих государственных организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание Курганской области. Запланированные мероприятия Схемы выполнены в полном объеме. Ликвидирована очередность в психоневрологические интернаты Курганской области. Действующая Схема актуализирована и утверждена 22 декабря 2015 года Губернатором Курганской области.
В целях увеличения коечного фонда в 2017-2020 годах в регионе планируются следующие мероприятия:
1) в 2017-2018 годах - выполнить капитальный ремонт двухэтажного кирпичного корпуса, 1963 года постройки, 2 степени огнестойкости, рассчитанного на 100 койко-мест, переданного распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 30 августа 2016 года N 490-р "О передаче имущества ГБУ "Галишевский психоневрологический интернат";
2) при необходимости, увеличить количество койко-мест в государственных организациях социального обслуживания Курганской области: ГБУ "Геронтологический центр "Спутник" с 318 до 330, ГБУ "Далматовский дом-интернат для престарелых и инвалидов" с 450 до 501.
Проведенные мероприятия позволят увеличить коечный фонд в государственных стационарных организациях социального обслуживания Курганской области к 2020 году на 163 койко-места.
Зданий, находящихся в аварийном состоянии в государственных организациях социального обслуживания Курганской области, нет.
В государственных организациях социального обслуживания Курганской области решены основные вопросы комплексной безопасности, разработаны декларации пожарной безопасности, совместно с подведомственными подразделениями Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области ежеквартально проводятся тренировки по действиям персонала при пожаре и проведению эвакуации проживающих при пожаре, замечаний нет.
Государственные организации социального обслуживания Курганской области оборудованы автоматической пожарной сигнализацией с системой оповещения и управлением эвакуацией, выводом сигнала в ближайшие пожарные подразделения, аварийным освещением, кнопкой экстренного вызова полиции, системой видеонаблюдения. Проводится мониторинг состояния огнестойкости зданий и объектов подведомственных государственных организаций социального обслуживания Курганской области.
Все государственные организации социального обслуживания Курганской области имеют лицензии на осуществление медицинской деятельности.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и "дорожной карты" внедрена независимая оценка качества предоставления социальных услуг.
Организация-оператор по сбору, обобщению и анализу информации о качестве оказания услуг - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Курганский государственный университет".
В 2015 - 2016 годы проводилась независимая оценка качества предоставления социальных услуг 22 государственных организаций, осуществляющих социальное обслуживание на дому, и 14 государственных организаций, осуществляющих социальное обслуживание в стационарной форме.
По итогам независимой оценки удовлетворенность качеством оказания услуг государственными организациями социального обслуживания Курганской области в
2015 году составила 96,5%. Распоряжением Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 31 декабря 2015 года N 154-р "Об итогах независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания Курганской области в 2015 году" утвержден план мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ходе проведения независимой оценки качества услуг. Государственными организациями социального обслуживания Курганской области, охваченными независимой оценкой в 2015 году, также утверждены соответствующие планы мероприятий. Результаты независимой оценки за 2015 год размещены на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.bus.gov.ru.
Работа по независимой оценке качества предоставления социальных услуг в 2016 году проводилась в несколько этапов. В апреле 2016 года проведен анализ результативности обращений в государственные организации социального обслуживания Курганской области. В мае 2016 года организован анкетный опрос получателей социальных услуг, затем в июне-июле оценены официальные сайты государственных организаций социального обслуживания Курганской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в августе-сентябре проведен анализ статистических данных, документации, составлен рейтинг государственных организаций социального обслуживания Курганской области. По итогам независимой оценки удовлетворенность качеством оказания услуг государственными организациями социального обслуживания Курганской области в 2016 году составила 91,6%.
Результаты независимой оценки в сфере социального обслуживания были рассмотрены на заседании Общественного совета при Главном управлении социальной защиты населения Курганской области. Решением Общественного совета при Главном управлении социальной защиты населения Курганской области утверждены предложения по совершенствованию деятельности организации.
В 2017 году планируется провести независимую оценку качества оказания услуг в 12 государственных организациях социального обслуживания Курганской области. Таким образом, к 2018 году все государственные организации социального обслуживания Курганской области будут охвачены независимой оценкой качества предоставления социальных услуг.
Во всех государственных организациях социального обслуживания Курганской области созданы попечительские советы, которыми проведено анкетирование получателей социальных услуг. Удовлетворенность получателей социальных услуг составила 97,0%.
Осуществляется государственный эффективный контроль за предоставлением социальных услуг
В соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 9 декабря 2014 года N 476 "Об утверждении Порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания" с 1 января 2015 года Главным управлением социальной защиты населения Курганской области осуществляется региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания (далее - контроль). Предметом контроля является соблюдение юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание на территории Курганской области (далее - поставщики социальных услуг), обязательных требований к предоставлению социальных услуг, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Курганской области и иными нормативными правовыми актами Курганской области.
Плановые мероприятия по региональному государственному контролю (надзору) в сфере социального обслуживания проводятся своевременно и в полном объеме в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Главного управления социальной защиты населения Курганской области.
Всего по результатам осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в отчетном году Главным управлением социальной защиты населения Курганской области проведено 26 проверок соблюдения поставщиками социальных услуг обязательных требований к предоставлению социальных услуг, в том числе 3 внеплановые проверки с целью контроля за выполнением выданных предписаний об устранении нарушений законодательства в сфере социального обслуживания. Проверены 23 государственные организации социального обслуживания Курганской области, по итогам проверок выдано 23 предписания. Выявлено 165 нарушений обязательных требований к предоставлению социальных услуг. В указанные сроки устранено 132 нарушения, по 33 нарушениям не истек срок исполнения предписания.
Активизирована деятельность волонтерских движений и отрядов "Милосердие". На территории региона насчитывается 16,0 тыс. волонтеров, состоящих в 491 добровольческом отряде. Ежегодно волонтерами Курганской области для более 12,2 тыс. ветеранов проводятся информационные поздравительные акции, адресные поздравления, тематические выставки, концерты, театрализованные программы. Около 3,8 тыс. участников Великой Отечественной войны, вдов ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла получили помощь в уборке жилых помещений, прилегающей территории (копка огородов, колка дров, уборка дворов прилегающей территории от мусора и прочее).
В целях поддержки и развития добровольческого движения на территории Курганской области ежегодно проводится ряд мероприятий: семинары по развитию добровольчества, областной форум добровольческого движения "Под флагом добра", конкурс проектов и инициатив "Мое дело", областные молодежные акции, областной конкурс лидеров волонтерского движения "Доброволец Зауралья". Победители конкурса ежегодно рекомендуются к участию в конкурсном отборе на присуждение премий для поддержки талантливой молодежи.
Наряду с этим в сфере социального обслуживания Курганской области имеются вопросы, требующие решения.
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания Курганской области:
1) материально-техническая база государственных организаций социального обслуживания Курганской области требует модернизации.
В 2014 году на проведение ремонта 32 государственных организаций социального обслуживания Курганской области направлено 48195,9 тыс. рублей, в том числе субсидия Пенсионного фонда Российской Федерации - 13258,9 тыс. рублей.
В 2015 году на ремонт 34 государственных организаций социального обслуживания Курганской области направлено 31498,2 тыс. рублей, в том числе субсидия Пенсионного фонда Российской Федерации - 3666,2 тыс. рублей, средства Федерального бюджета - 2961,9 тыс. рублей.
В 2016 году на ремонт 39 государственных организаций социального обслуживания Курганской области направлено 24523,0 тыс. рублей, в том числе субсидия Пенсионного фонда Российской Федерации - 5584,5 тыс. рублей.
В 2017 году на ремонт 29 государственных организаций социального обслуживания Курганской области планируется направить 27100,0 тыс. рублей, в 2018 году на ремонт 34 государственных организаций социального обслуживания - 25800,0 тыс. рублей.
В государственных организациях социального обслуживания Курганской области выполняется только частичный капитальный ремонт отдельных элементов зданий и сооружений, так как поступление средств на проведение капитального ремонта отстает от потребности, процесс ветшания опережает поступление средств.
Динамика потребности средств на проведение капитального ремонта: 2014 год - 168,0 млн. рублей, 2015 год - 143,4 млн. рублей, 2016 год - 156,0 млн. рублей, 2017 год - 206,0 млн. рублей, 2018 год - 210,0 мл. рублей.
Сформирован перечень государственных организаций социального обслуживания Курганской области, нуждающихся в капитальном ремонте, в который включены 27 государственных организаций социального обслуживания Курганской области из 46 действующих, из них 20 организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, 2 организации, осуществляющие полустационарное социальное обслуживание, и 14 организаций, осуществляющих социальное обслуживание на дому. На все объекты капитального ремонта разработана необходимая проектно-сметная документация.
В 2016 году в 21 государственной организации социального обслуживания Курганской области приобретено технологическое оборудование на общую сумму 7314,4 тыс. рублей.
В 2017 году потребность в приобретении технологического оборудования в 22 государственных организациях социального обслуживания Курганской области составляет 3057,6 тыс. рублей, в 2018 году - 2584,75 тыс. рублей.
В регионе сформирован перечень государственных организаций социального обслуживания Курганской области, в которых требуется закупка технологического, оборудования.
Потребность в приобретении медицинского и реабилитационного оборудования в 17 государственных организациях социального обслуживания Курганской области составляет в 2017 году 2000,0 тыс. рублей, в 2018 году - 1150,5 тыс. рублей.
По состоянию на 1 января 2017 года потребность в приобретении транспорта имеется в 14 государственных организациях социального обслуживания Курганской области на общую сумму 15370,0 тыс. рублей. В 2017-2018 годах необходимо приобретение автотранспорта для деятельности мобильных социальных служб в 6 государственных организаций социального обслуживания Курганской области на общую сумму 6000,0 тыс. рублей, в том числе 2017 год - 3 автомобиля на сумму 3000,0 тыс. рублей, 2018 год - 3 автомобиля на сумму 3000,0 тыс. рублей.
Среди различных технологий работы с населением востребованной формой социального обслуживания остается деятельность мобильных социальных служб, которые созданы во всех центрах социального обслуживания населения Курганской области и в 9 государственных стационарных организациях социального обслуживания Курганской области. В рамках реализации государственных программ Курганской области "Старшее поколение", "Социальная программа Курганской области" осуществляется модернизация автотранспорта мобильных служб. За 2011-2013 годы приобретено 24 автомобиля. Ежегодно около 90,0 тыс. граждан, проживающих в отдаленных районах области, обслуживаются специалистами мобильных служб. С учетом нормативных сроков эксплуатации, состояния дорожного покрытия в малых и отдаленных населенных пунктах региона автотранспорт мобильных служб требует обновления;
2) в системе социального обслуживания Курганской области наблюдается дефицит квалифицированных кадров, связанный с невысоким уровнем оплаты труда в государственных организациях социального обслуживания Курганской области. Специфика работы и невысокий уровень оплаты труда в государственных организациях социального обслуживания Курганской области приводят к оттоку квалифицированных кадров.
По состоянию на 1 января 2016 года штатная численность работников государственных организаций социального обслуживания Курганской области составляет 5,2 тыс. единиц, из них социальных работников - 1,8 тыс. единиц. Информация по составу социальных работников Курганской области в 2013 - 2016 годах приведена в таблице 4.
Таблица 4. Информация по составу социальных работников Курганской области в 2013 - 2016 годах
Показатели |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||
Всего на начало года |
штатных единиц |
2214 |
2118 |
2052 |
1908 |
||
фактически работников (человек) |
2127 |
2110 |
1998 |
1884 |
|||
в том числе: |
возраст |
до 30 лет |
273 |
204 |
180 |
121 |
|
женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше |
199 |
221 |
261 |
291 |
|||
образование |
высшее |
74 |
88 |
74 |
76 |
||
среднее профессиональное |
731 |
630 |
666 |
624 |
|||
из них: |
социальная работа |
высшее |
6 |
2 |
3 |
3 |
|
|
среднее профессиональное |
8 |
6 |
8 |
8 |
||
|
экономическое |
высшее |
8 |
7 |
11 |
13 |
|
|
среднее профессиональное |
61 |
58 |
51 |
48 |
||
|
юридическое |
высшее |
2 |
3 |
1 |
2 |
|
|
среднее профессиональное |
17 |
5 |
9 |
8 |
||
|
медицинское |
высшее |
0 |
5 |
0 |
0 |
|
|
среднее профессиональное |
76 |
88 |
100 |
102 |
||
|
педагогическое |
высшее |
31 |
25 |
27 |
25 |
|
|
среднее профессиональное |
127 |
125 |
134 |
121 |
||
|
другое |
высшее |
27 |
46 |
32 |
33 |
|
|
среднее профессиональное |
442 |
348 |
364 |
337 |
||
Принято работников (человек) |
492 |
451 |
174 |
259 |
|||
Уволено работников (человек) |
489 |
378 |
214 |
369 |
|||
Обучается работников (человек) |
в образовательных организациях высшего образования |
36 |
10 |
13 |
8 |
||
|
в профессиональных образовательных организациях |
18 |
9 |
9 |
14 |
||
Прошли повышение квалификации (человек) |
0 |
53 |
3 |
0 |
|||
Прошли аттестацию (человек) |
43 |
13 |
1 |
295 |
|||
Всего женщин (человек) |
2076 |
1947 |
1996 |
1840 |
По состоянию на 1 января 2016 года средняя заработная плата социальных работников составила 12211 рублей, что составляет 63,1% от среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности), формируемого в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 года N 698 "Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности" (далее - среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности).
На 1 января 2017 года достигнут уровень заработной платы в сумме 12228 рублей, что составляет 61,1% от среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности).
В 2017 году планируется достижение заработной платы социальных работников в сумме 16822 рублей, в 2018 году - в сумме 22058 рублей, что составляет 80% и 100% соответственно от среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности).
С целью сохранения и повышения кадрового потенциала, престижности и привлекательности в сфере социального обслуживания, в том числе привлечения, закрепления и стимулирования молодых специалистов, устанавливаются стимулирующие выплаты в зависимости от стажа в процентном отношении к должностному окладу, а также стимулирующие выплаты за качество и сложность выполняемой работы.
Законом Курганской области от 7 сентября 2005 года N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" предусмотрены меры социальной поддержки социальных работников и специалистов по социальной работе в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В целях проведения мероприятий по кадровому планированию в 2015 году проведена оптимизация штатной численности социальных и иных категорий работников в количестве 340 штатных единиц, в 2016 году - 9 штатных единиц. Нагрузка на одного социального работника в государственных организациях, осуществляющих социальное обслуживание на дому, с учетом региональной специфики составила 7,5 обслуживаемых граждан.
Экономический эффект от проведенных мероприятий в 2015 году составил 31,5 млн. рублей, в 2016 году - 2,0 млн. рублей.
Все средства, полученные от мероприятий по оптимизации, направлены на повышение заработной платы социальным работникам.
С учетом произведенной оптимизации ресурсы для дальнейшего повышения заработной платы за счет уменьшения штатной и среднесписочной численности работников государственных организаций социального обслуживания Курганской области являются минимальными;
3) в Курганской области недостаточно развит негосударственный сектор предоставления социальных услуг.
Проведен анализ возможности предоставления социальных услуг на условиях аутсорсинга, предоставления социальных услуг на рынке негосударственного сектора, социально-ориентированными некоммерческими организациями. В регионе разработана необходимая нормативная база для включения заинтересованных социально ориентированных некоммерческих организаций в информационную систему "Реестр поставщиков социальных услуг Курганской области". На 1 января 2016 года в реестре поставщиков социальных услуг Курганской области некоммерческие организации отсутствуют.
Комплексный план мероприятий Курганской области по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению Курганской области на 2017-2020 годы, утвержден распоряжением Правительства Курганской области от 26 декабря 2016 года N 332-р "Об утверждении Комплексного плана мероприятий Курганской области по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению Курганской области на 2017-2020 годы".
Постановлением Правительства Курганской области от 9 декабря 2014 года N 483 "Об установлении порядка и размера выплаты компенсации поставщикам социальных услуг, реализующим мероприятия индивидуальной программы и не участвующим в выполнении государственного задания (заказа)" предусмотрена выплата компенсации поставщикам социальных услуг, реализующим мероприятия индивидуальной программы и не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), за счет средств областного бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Главному управлению социальной защиты населения Курганской области.
Развивается сеть частных организаций, предоставляющих социальные услуги населению: патронажная служба "Близкие люди", предоставляющая нуждающимся гражданам социальные услуги на дому, пансион "Гармония", действует коммерческая служба по перевозке маломобильных граждан. В 2017 году в реестр поставщиков социальных услуг Курганской области планируется включить 3 некоммерческие организации, в 2018 году - 5 некоммерческих организаций;
4) в Курганской области требуется развитие стационарозамещающих технологий и методик предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому, в том числе для граждан, страдающих психическими расстройствами.
Получили развитие следующие стационарозамещающие технологии социального обслуживания:
"Служба сиделок" - предоставление услуг сиделки направлено на оказание помощи и поддержание жизнедеятельности получателям социальных услуг, нуждающимся в постоянном или временном постороннем уходе. В 2016 году услуги предоставлены 235 гражданам, в 2017-2018 годах планируется охват 250 граждан;
"Приемная семья" - форма жизнеустройства пожилых людей в семье социального работника. Одинокий пожилой человек круглосуточно пребывает в спокойной домашней обстановке, где ему уделяется повышенное внимание и уход. За приемной семьей осуществляется контроль, оценивается качество предоставляемых услуг. С 2009 года за период действия технологии 104 пожилых человека обрели заботу и поддержку в 84 семьях. В 2016 году услуга оказана 10 пожилым гражданам.
Специальный дом для одиноких престарелых граждан "Уют" - форма централизованного проживания одиноких престарелых граждан, которые в силу жизненных обстоятельств остались без жилого помещения. Такой дом предназначен для обеспечения благоприятных условий проживания и самообслуживания. Для получателей социальных услуг созданы условия для оказания социально-бытовой и медицинской помощи, ведения активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности. В специальном доме "Уют" постоянно проживает 41 престарелый гражданин. Удельный вес граждан, охваченных стационарозамещающими технологиями, от общей численности граждан, получающих социальные услуги в государственных стационарных организациях социального обслуживания Курганской области, в 2016 году составил 9%, в 2017-2018 годах планируется охват в размере 10%.
3. Для достижения поставленной цели в период до 2018 года необходимо решить следующие задачи:
1) формирование в Курганской области эффективной организационной структуры сети и штатной численности государственных организаций социального обслуживания Курганской области;
2) обеспечение проведения мероприятий по капитальному ремонту государственных организаций социального обслуживания Курганской области;
3) расширение круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
4) развитие рынка социальных услуг, в том числе в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому;
5) внедрение в практику работы государственных организаций социального обслуживания Курганской области методик и технологий, обеспечивающих возможность предоставления гражданам, в том числе страдающим психическими расстройствами, социальных услуг на дому и в полустационарной форме социального обслуживания;
6) сохранение и повышение уровня кадрового потенциала в сфере социального обслуживания граждан, обеспечение в 2018 году средней заработной платы социальных работников государственных организаций социального обслуживания Курганской области на уровне не ниже среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности);
7) актуализация к 2018 году типовых отраслевых норм труда государственных организаций социального обслуживания Курганской области;
8) формирование единой системы оценки профессиональной квалификации и подготовки рабочих кадров, включая механизм независимой оценки профессионального уровня квалификации работников и внедрения профессиональных стандартов среди работников государственных организаций социального обслуживания Курганской области;
9) достижение оптимальной нагрузки на одного социального работника (числа обслуживаемых граждан) с учетом специфики Курганской области;
10) проведение независимой системы оценки качества оказания услуг государственными организациями социального обслуживания Курганской области;
11) обеспечение перевода работников государственных организаций социального обслуживания Курганской области, относящихся к основному персоналу, на эффективный контракт.
4. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты":
1) создание эффективной организационной структуры сети и штатной численности государственных организаций социального обслуживания Курганской области. Создание механизма непрерывного образования работников государственных организаций социального обслуживания Курганской области. Повышение квалификации работников государственных организаций социального обслуживания Курганской области. Повышение престижности и привлекательности профессий работников организаций социального обслуживания;
2) обеспечение надлежащего состояния материально-технической базы государственных организаций социального обслуживания Курганской области. Создание комфортных условий проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, оснащение современным технологическим и реабилитационным оборудованием, автотранспортом;
3) увеличение числа негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги. Создание негосударственного сектора предоставления социальных услуг социально-ориентированными некоммерческими организациями. Создание конкурентной среды в системе социального обслуживания населения, возможность выбора поставщика социальных услуг. Доведение удельного веса негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества организаций всех форм собственности в 2017 году до 6% (3 организации), в 2018 году - до 10% (5 организаций);
4) повышение в 2018 году средней заработной платы социальных работников в государственных организациях социального обслуживания Курганской области до 100% от среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности). Доведение предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда организаций социального обслуживания до 40%;
5) обеспечение адресного подхода к предоставлению социальных услуг гражданам, в том числе страдающим психическими расстройствами, во всех формах социального обслуживания;
6) улучшение организации труда в государственных организациях социального обслуживания Курганской области. Улучшение условий труда по результатам проведенной специальной оценки условий труда. Обеспечение работников государственных организаций социального обслуживания средствами индивидуальной защиты;
7) обеспечение оптимальной нагрузки (числа обслуживаемых граждан) на одного социального работника с учетом региональной специфики, трудоемкости оказания социальных услуг;
8) создание единой системы оценки профессиональной квалификации и подготовки рабочих кадров и внедрение профессиональных стандартов в деятельность государственных организаций социального обслуживания Курганской области. Формирование кадрового резерва системы социальной защиты населения Курганской области;
9) повышение качества и доступности предоставления социальных услуг Совершенствование законодательства, направленного на повышение качества и доступности предоставления социальных услуг. Обеспечение контроля качества социальных услуг, осуществление надзора за соблюдением прав клиента при организации социальных услуг организациями независимо от организационных форм и форм собственности. Организация работы по независимой системе оценки качества работы государственных организаций социального обслуживания Курганской области. Доведение удельного веса граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших услуги в негосударственных организациях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших услуги в организациях социального обслуживания всех форм собственности, до 5% в 2018 году.
5. Показатели нормативов "дорожной карты" указаны в приложении к "дорожной карте".
6. Контрольные показатели реализации "дорожной карты" приведены в таблице 5.
Таблица 5. Контрольные показатели реализации "дорожной карты"
N п/п |
Наименование контрольных показателей |
Единица измерения |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
1. |
Доля граждан, получивших социальные услуги в государственных организациях социального обслуживания Курганской области, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в государственные организации социального обслуживания Курганской области |
% |
98,2 |
99,3 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2. |
Удельный вес зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий (от общего количества зданий) |
% |
4,95 |
4,47 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3. |
Очередность в организациях, осуществляющих социальное обслуживание на дому |
тыс. человек |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4. |
Очередность в организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание |
тыс. человек |
0,114 |
0,070 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5. |
Доля детей-инвалидов, направленных после достижения возраста 18 лет из психоневрологических интернатов для детей в психоневрологические интернаты для взрослых, в общем числе детей-инвалидов, выбывших из указанных организаций в связи с достижением возраста 18 лет |
% |
53 |
29 |
33 |
31 |
29 |
28 |
6. |
Количество граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, получающих социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания и форме социального обслуживания на дому с применением стационарозамещающих технологий |
тыс. человек |
0,40 |
0,45 |
0,50 |
0,51 |
0,52 |
0,53 |
7. |
Доля получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности, от общего количества получателей социальных услуг в Курганской области |
% |
68 |
69 |
69 |
70 |
71 |
72 |
8. |
Удельный вес получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности, охваченных мобильными бригадами, от общего количества получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности |
% |
72 |
75 |
78 |
80 |
83 |
85 |
9. |
Соотношение средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, со средней заработной платой в Курганской области (начиная с итогов за 2015 год используется показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности), формируемый в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 года N 698 "Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности" |
% |
51,6 |
57,9 |
63,1 |
60,7 |
80 |
100 |
10. |
Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей организаций социального обслуживания и средней заработной платы работников организаций социального обслуживания за отчетный период |
раз |
4,8 |
5 |
5,1 |
6 |
6 |
6 |
11. |
Соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала организаций социального обслуживания (с учетом типа организаций социального обслуживания) |
% |
1:0,6 |
1:0,7 |
1:0,7 |
1:0,5 - 0,7 |
1:0,5 - 0,7 |
1:0,5 - 0,7 |
12. |
Предельная доля оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда организаций социального обслуживания |
% |
15,1 |
14,1 |
26 |
40 |
40 |
40 |
13. |
Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных организациях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в организациях социального обслуживания всех форм собственности |
% |
- |
- |
- |
1 |
3 |
5 |
14. |
Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества организаций всех форм собственности |
% |
- |
- |
- |
- |
6 |
10 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.