Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В Курганской области в последние годы наметились положительные тенденции по снижению числа социально-неблагополучных семей с детьми. По состоянию на 1 января 2013 года в электронный банк данных занесены сведения о 33465 семьях с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации (2010 год - 40061 семья; 2011 год - 34926 семей), и 1236 семьях с детьми, находящихся в социально опасном положении (2010 год - 1315 семей; 2011 год - 1208 семей).
За последние годы наблюдается также тенденция увеличения числа семей, получивших социальную помощь: 2010 год - 27981 (69,8% от числа семей, состоящих на учете в социозащитных учреждениях), 2011 год - 33305 (95,4%), 2012 год - 32759 (97,9%).
Вместе с тем в 2010-2012 годах на ранней стадии семейного неблагополучия выявлена только треть таких семей (33%), а число семей, снятых с учета в связи с улучшением положения в них, не превышает 38,7%.
В настоящее время около 2,4 тыс. детей проживают в социально-неблагополучных семьях, где родители, ведущие асоциальный образ жизни, пренебрегают интересами детей, вплоть до игнорирования их первичных потребностей в питании, одежде, лечении, обучении и пр. В наиболее уязвимом положении находятся дети, родители которых страдают алкогольной зависимостью, имеют низкую педагогическую культуру, являются безработными, находятся в предразводном состоянии или иной кризисной ситуации.
Ежегодно около 600 детей проходят социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, из них только 41% возвращаются в родные семьи.
Около 1% новорожденных детей ежегодно остаются без попечения родителей уже в родильных домах вследствие отказа от них матерей. Лишь небольшая часть отказов связана с тяжелым заболеванием или врожденными пороками младенца.
С целью повышения качества консультативной помощи беременным женщинам в кризисных ситуациях в учреждениях родовспоможения организованы 18 кабинетов медико-социальной помощи, в которых работают 17 психологов, 12 социальных работников и 8 юристов. За 2011-2012 годы проведена серия обучающих семинаров для сотрудников кабинетов медико-социальной помощи по вопросам доабортного консультирования.
Стабильно высокой сохраняется численность:
выявленных детей, оставшихся без попечения родителей: 2010 год - 800 детей; 2011 год - 819 детей; 2012 год - 772 ребенка;
родителей, ограниченных в родительских правах: 2010 год - 57 человек, 2011 год - 82 человека, 2012 год - 97 человек.
Ежегодно 500 родителей лишаются родительских прав.
В 2012 году совместно с учреждениями для детей-сирот органами опеки и попечительства Курганской области проводилась реабилитационная работа с родителями, чьи дети были признаны оставшимися без попечения родителей. В биологические семьи возвращено 187 детей (2010 год - 235 детей, 2011 год - 193 детей), в судебном порядке восстановлено в правах 25 родителей.
Профилактическая работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, осуществляется в Курганской области согласно Порядку деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учету и организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, разработанным комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Курганской области (протокол от 15 апреля 2010 года N 2) в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").
При поступлении информации о детях, находящихся в социально опасном положении (в любой форме), незамедлительно (в течение трех часов) по месту жительства семьи выезжает межведомственная мобильная группа, которая отражает изученную ситуацию в акте обследования жилищно-бытовых условий семьи. Информация с предложениями направляется в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссия) и по необходимости в иные органы согласно статье 9 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В ходе коллегиального рассмотрения данной информации комиссия координирует деятельность субъектов системы профилактики по проведению профилактической работы в отношении семьи в соответствии с межведомственной индивидуальной программой социальной реабилитации, которая имеется во всех заинтересованных органах. Промежуточные результаты работы с семьей ежеквартально рассматриваются на заседании комиссии с внесением информации о динамике в семье.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их законных представителей проводится до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Снятие семьи с учета как находящейся в социально опасном положении осуществляется также на заседании комиссии при сборе полной информации, подтверждающей устранение социально опасного положения.
С целью сохранения кровной семьи, возможности родителей на социальную реабилитацию и соблюдая право ребенка на жизнь и воспитание в семье, установленное Семейным кодексом Российской Федерации, индивидуальная профилактическая работа в отношении законных представителей несовершеннолетних продолжается после ограничения и лишения родительских прав.
Развивая региональную модель защиты детства, системы выявления раннего семейного неблагополучия, профилактики социального сиротства, в том числе сокращения числа лишений родительских прав, реализованы целевые программы Курганской области "Дети Зауралья" на 2008-2012 годы", "Детство, свободное от жестокости" на 2010-2012 годы", софинансированные Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В рамках программных мероприятий внедрено и реализуется более 40 инновационных методик, технологий и социальных проектов, создано и усовершенствовано более 20 служб, отделений, кабинетов, оказывающих новые виды услуг детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
Так, с целью своевременного выявления семей на ранней стадии социального неблагополучия в Курганской области реализуются технологии "Участковая служба", "Интернет-консультирование", действуют телефоны доверия (в том числе детский телефон доверия с единым общероссийским номером), круглосуточная социальная служба экстренного реагирования.
Для обеспечения индивидуализированной адекватной помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, в области на межведомственной основе:
реализуются технологии оказания адресной социальной помощи и сопровождения социально-неблагополучных семей: "Самообеспечение", "Оказание материальной помощи на питание семьям, воспитывающим восемь и более несовершеннолетних детей", "Каждому ребенку - качественное, полноценное питание", "Домашний помощник", "Социальный тьютор", "Работа с сетью социальных контактов" и др.;
действуют 2 социальные гостиницы для женщин и детей, подвергшихся домашнему насилию, 3 детские социально-досуговые комнаты, 6 социальных гостиных (для гармонизации детско-родительских отношений), 2 игротерапевтических кабинета, релаксационная комната, группа дневного пребывания для детей, подвергшихся жестокому обращению в семье, мобильные (передвижные) комплексы психологической службы межрайонных уголовно-исполнительных инспекций.
Участниками программных мероприятий стали более 20 тыс. семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. При анализе результатов реализации программ отмечаются следующие положительные тенденции:
доля семей, находящихся в социально опасном положении, проживающих на территории Курганской области, сократилась на 4,1% (2009 год - 7,8%; 2012 год - 3,7%);
удельный вес семей, в которых родители не выполняют обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей, от общего количества семей с детьми Курганской области сократился на 2,3% (2009 год - 6%, 2012 год - 3,7%);
численность родителей, лишенных родительских прав в связи с жестоким обращением с детьми, сократилась на 28% (2009 год - 558 человек; 2012 год - 402 человека).
Несмотря на принимаемые меры по предотвращению дезорганизации семей с детьми в области до сих пор остается актуальной проблема сохранения для ребенка родной (биологической) семьи, сокращения числа лишений родительских прав.
Основополагающее право каждого ребенка жить и воспитываться в семье является одним из ключевых принципов Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 (далее - Национальная стратегия).
В соответствие с положениями Национальной стратегии, планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии в Курганской области предполагается продолжить реализацию комплекса мер, направленных на своевременное выявление социально-неблагополучных семей, аккумуляцию данных об этих семьях, повышение качества и обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к необходимым социальным услугам с целью сокращения лишений родителей родительских прав и профилактики социального сиротства детей.
Решение проблемы сохранения для ребенка родной (биологической) семьи, сокращения числа лишений родителей родительских прав требует мобилизации финансовых и организационных ресурсов, определения основных направлений и конкретных мероприятий, что обуславливает необходимость применения программно-целевого метода. Его преимущества состоят в комплексном подходе к решению проблем; координации деятельности органов исполнительной власти Курганской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, учреждений и организаций, участвующих в реализации мероприятий Программы; оперативной коррекции и мониторинге промежуточных и конечных результатов реализации Программы с привлечением общественных организаций и волонтерского движения.
Программа разработана в целях ранней профилактики социального сиротства детей, сокращения лишений родителей родительских прав.
В основе реализации Программы лежит технология командной работы, позволяющая аккумулировать имеющиеся ресурсы, создавая условия для внедрения и распространения наиболее результативных технологий и методов, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. Технология отработана в рамках реализации целевых программ, обеспечивает организацию системной межведомственной работы, своевременную актуализацию регионального законодательства в сфере детства и совершенствование механизмов скоординированных действий на межведомственном уровне.
Алгоритм работы с семьями и детьми включает в себя несколько этапов:
1) раннюю профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства детей, предусматривающую систему мероприятий, направленных на поощрение и социальную поддержку социально-благополучных семей, информирование и просвещение населения, в том числе родителей, подростков и молодежи, по вопросам укрепления института семьи, развития семейных ценностей и позиции ответственного родительства;
2) выявление семейного неблагополучия, преимущественно на его ранних стадиях, профилактику отказов от новорожденных детей на межведомственной основе, аккумуляцию данных о социально-дезадаптированных семьях с детьми для наиболее раннего начала работы с такими семьями с целью недопущения перехода их в статус "социально опасное положение" и появления в них риска лишения родительских прав;
3) проведение социально-реабилитационной работы с семьями, в которых родители уклоняются от воспитания детей и составляют группу риска по лишению либо ограничению в родительских правах, а также последующего мониторинга семей для предотвращения в них повторов девиантного поведения;
4) семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей с целью профилактики вторичного социального сиротства.
Мероприятия Программы планируется осуществлять при поддержке благотворительных фондов, добровольческих инициатив.
Реализация мероприятий Программы, в том числе с привлечением социальных партнеров, приведет к системным изменениям в организации работы по профилактике социального сиротства в Курганской области, а совершенствование программно-целевых механизмов позволит сократить число лишений родительских прав, выявлять семейное неблагополучие на ранних стадиях, обеспечивать сопровождение и социальную реабилитацию семей группы риска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.