Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5. Развитие кадровых ресурсов системы профессионального образования
N п/n |
Наименование показателя |
Факт |
Обязательства |
|||||
2006 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
1. |
Доля преподавателей в возрасте до 35 лет в учреждениях НПО, СПО от общего числа преподавателей, % |
29,5 |
21,5 |
23,5 |
24,5 |
27 |
28 |
29 |
2. |
Доля преподавателей в учреждениях НПО, СПО, заработная плата которых не ниже средней в Курганской области, от общего числа преподавателей, % |
14 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
3. |
Доля преподавателей учреждений НПО, СПО, прошедших переподготовку, повышение квалификации на основе механизмов персонифицированного финансирования, от общего числа преподавателей учреждений НПО, СПО, % |
0 |
6 |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
4. |
Доля педагогических и руководящих работников учреждений НПО, СПО, прошедших стажировку в организациях, в том числе за рубежом, от общею числа руководящих и педагогических работников учреждений НПО, СПО, % |
5 |
5,7 |
17 |
34 |
51 |
68 |
70 |
Новые требования к содержанию профессионального образования ставят новые задачи по обновлению кадрового состава учреждений профессионального образования Курганской области. Анализ текущего состояния кадрового ресурса системы профессионального образования показывает, что в Курганской области выстроена система повышения квалификации руководящих и педагогических работников учреждений НПО, СПО на основе таких форм, как курсы по отдельным направлениям, курсы дистанционного обучения, курсы инновационного проектирования, стажировки. Все реализуемые программы повышения квалификации построены по модульному принципу и носят практико-ориентированный характер. В рамках курсов проектируются дидактические средства и учебные материалы, электронные учебные ресурсы, учебные планы и рабочие программы предметов (дисциплин), учебно-методические комплексы профессий (специальностей), программы воспитательной работы.
Образовательные программы стажерской практики реализуются для следующих категорий работников учреждений НПО, СПО:
- для преподавателей и мастеров производственного обучения с целью освоения современных производственных технологий (на базе предприятий и ресурсных центров системы профессионального образования);
- для руководителей образовательных учреждений с целью совершенствования управленческих знаний и умений, профессиональных и организаторских навыков (на базе учреждений НПО, СПО, ГАОУ ДПО ИРОСТ).
В современных условиях образовательные учреждения переходят от режима функционирования в режим инновационного развития. Инновационная деятельность осуществляется в рамках областных площадок (экспериментальных, пилотных, стажерских) на базе конкретных учреждений по следующим темам:
- профессионально-личностное становление молодежи и повышение их конкурентоспособности на рынке труда в ГОУ СПО "Мишкинский профессионально-педагогический колледж", ФГОУ СПО "Курганский государственный колледж";
- внедрение современных педагогических технологий (учебная фирма, портфолио, метод проектов) в образовательный процесс в ФГОУ СПО "Петуховский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства", ГОУ СПО "Катайский педагогический техникум", ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 8";
- формирование информационно-образовательной среды в ГОУ НПО "Профессиональное училище N 31", ГОУ СПО "Шумихинский аграрно-строительный колледж";
- создание системы непрерывного профессионального образования в ГОУ СПО "Курганский техникум машиностроения и металлообработки".
Одним из стратегических направлений модернизации является переход системы профессионального образования на модульный формат реализации содержания образования. В настоящее время в учреждениях профессионального образования ведется активная подготовка к введению новых ФГОС:
- созданы областные учебно-методические комиссии по направлениям подготовки;
- во всех образовательных учреждениях НПО, СПО разработаны планы мероприятий по переходу на новые ФГОС;
- на базе ГАОУ ДПО ИРОСТ и ресурсного центра ГОУ СПО "Курганский педагогический колледж" проведен цикл областных семинаров-практикумов для руководителей и педагогических работников по проблемам введения ФГОС и проектированию учебных планов, рабочих программ дисциплин и модулей;
- на базе ГАОУ ДПО ИРОСТ ведется подготовка методистов-тьюторов, сопровождающих введение ФГОС в НПО, СПО.
В условиях модернизации профессионального образования и введения ФГОС проектируются новые модели взаимодействия с работодателями, отрабатываются новые организационно-правовые формы образовательных учреждений.
В 2011 - 2014 годы педагогический персонал учебных заведений НПО, СПО будет включен в разработку содержания основных образовательных программ НПО, СПО в рамках ФГОС и формирование пакетов контрольно-измерительных материалов для организации промежуточной и итоговой аттестации обучающихся и студентов. Это потребует масштабного и оперативного повышения квалификации педагогического персонала системы НПО, СПО.
Для стимулирования процессов самозанятости выпускников целесообразно сформировать и начать реализацию в учреждениях НПО, СПО сквозных программ бизнес-подготовки рабочих и специалистов в целях развития предпринимательских знаний и навыков выпускников. Эта задача потребует организации работы молодежных бизнес-инкубаторов, учебных фирм, малых учебных предприятий, проведения конкурсов предпринимательских проектов и т.д.
В связи с происходящей оптимизацией учреждений профессионального образования Курганской области и сокращением количества обучающихся учреждений НПО, СПО появляется проблема занятости высвобождающихся педагогических работников. В процессе укрупнения учреждений профессионального образования Курганской области и расширения сети филиалов происходит сокращение административного аппарата, перераспределение нагрузки отдельных преподавателей.
В структуре преподавательского состава учреждений профессионального образования Курганской области увеличивается количество педагогов, работающих на условиях совместительства и неполной загруженности. Доля преподавателей общеобразовательных дисциплин, работающих на неполную ставку и на условиях совместительства, на 1 января 2011 года составляет в учреждениях НПО 7,8%, в учреждениях СПО - 8,2%.
Решить данную проблему можно через реализацию принципа академической мобильности. Это повлечет за собой перестраивание подходов к разработке и реализации учебных планов, календарных учебных графиков и организации образовательного процесса в целом.
Часть преподавателей, работающих по совместительству в учреждениях профессионального образования Курганской области, привлекаются для работы непосредственно с предприятий и учреждений отрасли, что позволяет в реализации содержания профессионального образования учитывать современные тенденции развития сферы производства Курганской области.
Вместе с тем большинство преподавателей из числа работников предприятий, работающих по совместительству, не имеют педагогического образования, что не позволяет им спроектировать учебно-воспитательный процесс в соответствии с предъявляемыми на сегодняшний день требованиями. К данной категории педагогов можно отнести также преподавателей профессиональной подготовки и мастеров производственного обучения, не имеющих педагогического образования и работающих в учреждениях НПО, СПО (31%).
Одной из основных проблем в системе НПО, СПО остается проблема отставания уровня оснащенности учебно-материальной базы учреждений профессионального образования Курганской области от уровня оснащенности предприятий, что не позволяет выпускникам в полной мере овладеть профессиональными умениями в соответствии с требованиями работодателей. Положительный опыт сотрудничества по использованию потенциала предприятий в системе взаимодействия учреждений профессионального образования Курганской области и бизнеса выстроен в рамках образовательно-производственных комплексов, созданных в Курганской области. На базе предприятий мастера производственного обучения и преподаватели имеют возможность пройти стажировку с целью освоения современных производственных технологий.
Повышение квалификации педагогов НПО, СПО осуществляется на базе ресурсных центров учреждений профессионального образования Курганской области. С учетом требований ФГОС, предъявляемым к педагогическим кадрам, отвечающим за освоение обучающимся профессионального цикла (наличие разряда на 1-2 выше присваиваемого выпускникам, обязательная 1 раз в 3 года стажировка преподавателей профессионального цикла и мастеров производственного обучения), необходимо расширить перечень реализуемых в рамках ресурсных центров программ.
С целью своевременного обновления учебно-материальной базы, учета требований работодателей педагоги учреждений НПО, СПО сегодня проявляют большую активность в проектировании учебных пособий, рекомендаций и других методических материалов (в том числе электронных образовательных ресурсов), поддерживающих инновационный образовательный процесс. В условиях реализации ФГОС работа в данном направлении становится актуальной и требует дальнейшего развития.
Учитывая вышеперечисленные особенности функционирования и развития кадровых ресурсов системы профессионального образования, возникает потребность в обновлении существующей системы повышения квалификации педагогических работников через реализацию следующих направлений.
Первое направление - создание мобильной системы выявления и обеспечения перспективных потребностей системы профессионального образования. В рамках реализации данного направления необходимо:
- создать единый информационный банк данных потребностей образовательных учреждений и педагогических работников в повышении квалификации и переподготовке;
- разработать план-график реализации востребованных направлений повышения квалификации и переподготовки педагогических работников;
- совершенствовать механизм взаимодействия формирования и реализации государственного заказа в системе повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы НПО, СПО.
Второе направление - создание Центра развития профессионального образования на базе ГАОУ ДПО ПРОСТ, сети базовых центров повышения квалификации и переподготовки педагогических работников системы НПО, СПО Курганской области с целью научно-методического сопровождения инновационной и проектной деятельности учреждений профессионального образования.
Основными функциями Центра развития профессионального образования будут являться:
- мониторинг выявления потребностей системы профессионального образования в повышении квалификации и переподготовки педагогических работников;
- организация работы по обновлению содержания профессионального образования в системе НПО, СПО;
- научное и методическое сопровождение инновационной деятельности педагогических работников учреждений НПО, СПО;
- координация сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования и базовых центров повышения квалификации и переподготовки педагогических работников системы НПО, СПО.
Третье направление - совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических работников системы НПО, СПО Курганской области через:
- совершенствование качества программ повышения квалификации;
- внедрение новых форм повышения квалификации;
- расширение перечня учреждений, оказывающих услуги в системе повышения квалификации, с целью обеспечения конкурентной среды;
- разработку программ повышения квалификации для различных целевых групп педагогических работников;
- развитие гибких форм реализации программ повышения квалификации;
- использование потенциала учреждений профессионального образования Курганской области, внедряющих инновационные технологии обучения, и опыта педагогических работников в системе повышения квалификации.
Обновление системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, включающее модернизацию системы дополнительного профессионального образования Курганской области, началось с января 2010 года. Нормативной правовой основой является "Положение о плановом повышении квалификации", в котором описана персонифицированная модель повышения квалификации, представленная на схеме 7.
Четвертое направление - введение нового механизма финансирования повышения квалификации, предусматривающего нормативно-подушевое финансирование повышения квалификации работников учреждений НПО, СПО, и определение механизма формирования расходов и доведения средств образовательному учреждению на реализацию государственных гарантий прав специалистов на повышение квалификации и профессиональную переподготовку.
Пятое направление - демонополизация и состязательность при оказании образовательных услуг учреждений, реализующих программы дополнительного профессионально-педагогического образования. Включает проведение конкурсного отбора, общественно-государственной экспертизы, оценки конкурентноспособности и востребованности программ дополнительного профессионально-педагогического образования, разработанных и реализуемых учреждениями.
С 1 сентября 2010 года ведутся курсы подготовки руководителей и педагогов в объеме 72-108 часов на базе следующих учреждений: ГОУ ДПО "Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области" (сейчас ГАОУ ДПО ИРОСТ), ГОУ ВПО "Шадринский государственный педагогический институт", ГОУ ВПО "Курганский государственный университет", ФГОУ СПО "Курганский технологический колледж", ГОУ СПО "Курганский педагогический колледж".
В число вышеперечисленных учреждений предполагается включение ФГОУ ВПО "Курганская государственная сельскохозяйственная академия", ГОУ СПО "Курганский техникум машиностроения и металлообработки" для повышения квалификации педагогических кадров сферы машиностроения и сельского хозяйства, занятых в подготовке рабочих и специалистов. Образуется единое образовательное пространство, предполагающее использование кадрового потенциала максимально большего числа учреждений, структур, структурных подразделений и лиц, оказывающих услуги в сфере дополнительного профессионально-педагогического образования в период курсовой подготовки и межкурсовой период.
Схема 7. Персонифицированная модель повышения квалификации
/----------------------------------------------\
| ГлавУО |
\----------------------------------------------/
/----------------------------------------------\
------| Государственное задание ГАОУ ДПО ИРОСТ |
| \----------------------------------------------/
|
| /----------------------------\ /----------------------------\
|Плановое повышение квалифи- | |Целевое повышение квалифика-|
/-------\ |кации 72 часа 1 раз в 5 лет | |ции |
|Прог- | \----------------------------/ \---------------------------/
|раммно-| /-----------\ /------------\/--/ /------------\
|эксперт| |Обучающие | |ИРОСТ - реги-||/------------\ |Проблемные |
|ный со-| |организации ||ональный |||Проблемный, | |курсы иннова-|
|вет | | | |координатор |||модульно-на-|-|ционного |
| | \------------/ \-------------/||копительный,| |проектирова- |
| | /--------------------------\||командный, | |ния. |
| | |Депозитарий образовательных |||компетентно-| |Стажировки |
| |-| программ |||стно-деятель| \-------------/
| | \---------------------------/||ностный, | /-------------\
| | /-----------------------------/|инновацион- |-|Инновационные|
| | |Личный кабинет: выбор обра- | |ный | |площадки |
\-------/ |зовательной программы, | \------------/ \-------------/
|обучающей организации |--\ | | /-------------\
\----------------------------/ | | \----|Межведомствен|
| | |ные проекты |
\-------------/
/-----------------------------\
| Портфолио достижений |
\-----------------------------/
/-----------------------------------------------------------\
| Потребитель образовательных услуг: |
| построение индивидуального образовательного маршрута |
\-----------------------------------------------------------/
Шестое направление - введение модульно-накопительной системы организации образовательного процесса и учета результатов повышения квалификации в системе кредитно-зачетных единиц. Предоставляется возможность свободного выбора педагогами содержания, места, времени и формы получения образовательных услуг, отвечающих их запросам, что позволяет проектировать индивидуальные образовательные маршруты.
Седьмое направление - организация планового повышения квалификации (не менее 72 часов за пять лет) на основе персонифицированной модели. Механизм ее реализации предполагает выявление запросов потребителей и формирование на их основе заказа на образовательные услуги в соответствии с требованиями:
- адресности, предполагающей учет при выявлении образовательного запроса педагогов исходного уровня подготовки;
- свободы выбора преподавателем, мастером, руководителем учреждения профессионального образования, содержания и форм повышения квалификации;
- обеспечения открытости и доступности информации об образовательных услугах, предоставляемых организациями и учреждениями, в том числе за счет создания депозитария образовательных программ и модулей, перечня обучающих организаций, результатов мониторинга качества образовательных услуг;
- опережающего, гибкого реагирования при выявлении запросов на изменения, происходящие в системе профессионального образования.
Восьмое направление - организация целевого повышения квалификации в соответствии с приоритетными направлениями развития профессионального образования на основе государственного заказа с использованием таких форм: курсы инновационного проектирования, дистанционного обучения, проблемные, стажировки на базе ресурсных центров, инновационных площадок.
Курсы инновационного проектирования ориентированы на освоение и внедрение в практику учреждения инновационных проектов и программ, обеспечивают интеграцию учебной и профессионально-педагогической деятельности обучающегося.
Целевые курсы, организационно-методические и научно-методические мероприятия проводятся по наиболее актуальным на сегодняшний день проблемам: внедрение современных управленческих и образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс; введение ФГОС в образовательный процесс учреждений НПО, СПО; использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе учреждений НПО, СПО; организация профессиональной подготовки обучающихся с особыми образовательными потребностями; компетентностный подход в профессиональном воспитании и т. д.
Для организации целевого повышения квалификации по актуальным проблемам инновационного развития используется инновационный потенциал стажерских площадок и возможностей ресурсных центров.
Девятое направление - организация профессиональной переподготовки мастеров производственного обучения и преподавателей профессиональной подготовки, не имеющих педагогического образования и работающих в учреждениях НПО, СПО в объеме свыше 500 часов, что будет способствовать повышению качества образовательного процесса.
Десятое направление - создание системы мониторинга состояния повышения квалификации работников профессионального образования: системный сбор и анализ информации о потребностях педагогических кадров в образовании, условиях и результатах их удовлетворения, качестве предоставляемых услуг.
План-график
мероприятий по направлению "Развитие кадровых ресурсов системы профессионального образования"
N п/п |
Мероприятие |
Обеспечивающий документ (наименование, аннотация) |
Результат |
Срок реализации |
Дальнейшее использование результата |
1. |
Разработка финансово-экономического механизма нормативно-подушевого финансирования работников учреждений НПО, СПО |
Приказ ГлавУО, определяющий технологию расчета нормативно-подушевого финансирования повышения квалификации работников сферы НПО, СПО |
Реализация государственных гарантий прав специалистов на повышение квалификации и профессиональную переподготовку |
2011-2013 годы |
Планирование средств на плановое повышение квалификации |
2. |
Разработка и внедрение персонифицированной модели повышения квалификации |
Положение о плановом повышении квалификации, определяющее технологию внедрения персонифицированной модели повышения квалификации |
Реализация персонифицированной модели повышения квалификации |
2011-2013 годы |
Создание условий для прохождения планового повышения квалификации каждым специалистом 1 раз в 5 лет |
3. |
Разработка и организация экспертизы модульных программ повышения квалификации специалистов профессионального образования |
Требования к структуре и содержанию программ повышения квалификации; положение о модульно-накопительной системе, утвержденные ректором ГАОУ ДПО ИРОСТ |
Разработка технологии общественной экспертизы программ повышения квалификации; создание банка программ повышения квалификации |
2011-2013 годы |
Ежегодно обновление содержания образовательных программ дополнительного профессионального образования на 30% |
4. |
Создание стажерских площадок для организации целевого повышения квалификации по актуальным проблемам развития профессионального образования |
Приказ ГлавУО, утверждающий перечень областных инновационных площадок |
Сеть стажерских площадок по инновационным направлениям развития профессионального образования |
2011-2013 годы |
Создание центров повышения квалификации на базе стажерских площадок |
5. |
Реализация системы тьюторской подготовки и сопровождения специалистов по актуальным проблемам развития профессионального образования |
Положение об индивидуальной образовательной траектории повышения квалификации, утвержденное ректором ГАОУ ДПО ПРОСТ |
Подготовка тьюторских команд для реализации приоритетных направлений развития профессионального образования; реализация индивидуальных образовательных маршрутов повышения квалификации |
2011-2013 годы |
Создание условий для построения индивидуальной образовательной траектории повышения квалификации |
6. |
Развитие дистанционных, очно-заочных форм повышения квалификации и переподготовки |
Планы учебных курсов, утвержденные ректором ГАОУ ДПО ПРОСТ, определяющие порядок и сроки проведения курсов |
Технология дистанционной, очно-заочной форм обучения |
2011-2013 годы |
Создание условий для построения индивидуальной образовательной траектории повышения квалификации |
7. |
Разработка и внедрение системы мониторинга состояния повышения квалификации работников учреждений НПО, СПО |
План мониторинга, утвержденный ректором ГАОУ ДПО ПРОСТ, определяющий порядок и сроки проведения мониторинга |
Банк данных о потребностях педагогических кадров в образовании и качестве предоставляемых услуг |
|
Создание обратной связи со слушателями курсов повышения квалификации |
8. |
Организация повышения квалификации и переподготовки административно-управленческих кадров учреждений НПО, СПО по направлению "Менеджмент в образовании" |
График повышения квалификации административно-управленческих кадров системы НПО, СПО, утвержденный ректором ГАОУ ДПО ПРОСТ, определяющий сроки прохождения курсов |
Соответствие уровня квалификации административно-управленческих кадров современным требованиям |
2011-2015 годы |
Эффективное управление образовательным учреждением в условиях модернизации профессионального образования |
9. |
Повышение квалификации педагогических работников учреждений НПО, СПО для освоения ФГОС |
План-график повышения квалификации педагогических работников, утвержденный ректором ГАОУ ДПО ИРОСТ, определяющий сроки прохождения курсов |
Готовность педагогов к введению ФГОС; создание банка данных программ повышения квалификации педагогических работников |
2011-2012 годы |
Ежегодное обновление банка программ повышения квалификации педагогических работников |
10. |
Реализация дополнительных программ переподготовки преподавателей системы НПО, СПО, в том числе высвобождающихся педагогических работников |
Дополнительные программы переподготовки педагогических кадров, утвержденные ректором ГАОУ ДПО ИРОСТ, предусматривающие получение дополнительной квалификации |
Совершенствование кадрового потенциала учреждений НПО, СПО |
2011-2015 годы |
Эффективное использование кадрового потенциала учреждений НПО, СПО |
11. |
Создание центра развития профессионального образования ГАОУ ДПО ИРОСТ |
Приказ ГАОУ ДПО ИРОСТ, утверждающий положение о центре развития профессионального образования ГАОУ ДПО ИРОСТ, определяющее порядок работы центра |
Обеспечение научно-методического сопровождения инновационной и проектной деятельности учреждений профессионального образования Курганской области |
2011-2012 годы |
Использование потенциала центра развития профессионального образования ГАОУ ДПО ИРОСТ для решения проблем развития системы профессионального образования |
Финансово-экономическое обоснование реализации направления "Развитие кадровых ресурсов системы профессионального образования"
N п/п |
Мероприятие |
Срок |
Исполнитель |
Источник финансирования |
Объем финансирования (млн. руб.) |
|||||
всего |
погодам |
|||||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||||||
1. |
Организация повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических работников учреждений НПО, СПО |
2011 - 2015 годы |
ГлавУО, ГАОУ ДПО ИРОСТ |
Областной бюджет |
4,0 |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
2. |
Создание центра развития профессионального образования |
2011 - 2015 годы |
ГлавУО, ГАОУ ДПО ИРОСТ |
Областной бюджет |
4,7 |
0,2 |
1,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Итого |
8,7 |
0,7 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.