Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации города Шадринска Курганской области от 25 июня 2012 г. N 1315 глава 3 настоящего приложения изложена в новой редакции
Глава 3. Общее образование
На 01.01.2011 сеть муниципальных общеобразовательных учреждений представлена 11 школами, в которых обучается 6564 школьника. В последние годы сохраняется тенденция сокращения общей численности обучающихся при небольшом приросте числа обучающихся 1-х классов (2009 год - 722 обучающихся, 2010-761 обучающихся, 2011 - 815 обучающихся).
Эффективно функционируют лицейские и гимназические классы. Доля обучающихся в лицее и гимназии в 2011 году - 22,5% (в 2005 году - 20,3%). Наблюдается тенденция увеличения приема в десятые классы: в 2008 году - 263 человека, в 2011 году - 356.
Таким образом, в городе практически всем детям обеспечено конституционное право на получение основного общего образования и среднего (полного) образования.
Наблюдается тенденция роста по охвату выпускников девятых классов всеми формами получения среднего (полного) образования с 99,7% (2006 год) до 100% (2011 год), но наметилась тенденция к снижению по поступлению выпускников 9 классов в учреждения начального профессионального образования с 14% (2006 год) до 8,8% (2011 год) и средние специальные учебные заведения с 35,8% (2006 год) до 33,9% (2011 год).
Одним из направлений модернизации системы Российского образования является совершенствование управления качеством образования, формирование независимой системы оценки качества образования. В 2011 году ОУ города приняли участие в эксперименте по введению новой формы аттестации в 9 классах. Государственная (итоговая) аттестация (далее ГИА) по русскому языку и математике в 9 классах проводилась региональной экзаменационной комиссией. Экзаменационные работы по математике и русскому языку обрабатывались автоматизировано. По математике результаты низкие: справились 74,7% (в 2010 году - 81%), на "4" и "5" - 27,2% (в 2010 году - 38,3%), по русскому языку справились 90,7% (в 2010 году - 100%), на "4" и "5" - 50,5% (в 2010 - 62,4%). Но в сравнении с областными показателями результаты выше по русскому языку, математике, химии, физике. Причинами низких показателей стали недостаточная индивидуальная работа со слабоуспевающими обучающимися в муниципальных общеобразовательных учреждениях и психологическая неготовность обучающихся к участию в новой форме государственной (итоговой) аттестации.
99,8% выпускников ОУ получили аттестаты об основном общем образовании и одна выпускница школы N 4, не прошедшая ГИА по трем предметам: русский язык, математика, обществознание оставлена на повторный курс обучения.
В школе N 7 в 9 классах обучались 57 обучающихся, допущены к ГИА 47 (10 оставлены на повторный год обучения). 47 сдавали русский язык и алгебру в традиционной форме, сдали все, на "4 и 5" сдали русский язык - 29,8%; алгебру - 8,5%. Всего закончили 9 класс на "4 и 5" - 4,3% (прошлый год - 3,3%) Все получили аттестаты об основном общем образовании.
Средние тестовые баллы, полученные по результатам единого государственного экзамена (далее ЕГЭ) этого года, показывают улучшение уровня подготовки выпускников по таким предметам как русский язык, обществознание, география, литература, математика, немецкий язык, география вместе с тем данный показатель указывает на снижение результатов по информатике, физике, химии, биологии, истории, английскому языку по сравнению с прошлым годом.
Наиболее значимым показателем результатов ЕГЭ является количество выпускников текущего года, преодолевших минимальный порог по математике и русскому языку. К сожалению в 2011 году в городе 3 выпускника общеобразовательных учреждений (2-выпускника школы N 2, 1 - выпускник школы N 7) по результатам двух обязательных предметов не получили аттестата о среднем (полном) общем образовании (по области - 187).
Следует отметить, что 9,5% выпускников школ города получили аттестаты о среднем (полном) общем образовании с золотым тиснением (прошлый год - 5,8%), с серебряным тиснением 7,6% (прошлый год - 7,5%); окончивших школу на "4 и 5" - 55,1% (прошлый год - 50,7%).
Сравнивая результаты со средним баллом (по предметам) по области, наблюдается, что значительно выше результаты по русскому языку, математике, литературе, обществознанию, биологии, физике, химии, географии, английскому языку и информатике. Но произошло снижение по немецкому языку и чуть ниже результаты по истории (по городу - 46,2%, по области - 46,7%). Российские показатели выше только по химии и значительно выше по немецкому языку (не преодолели минимальный порог по России -1,2%, по городу 16,7%).
Результаты ГИА в школе N 7 показали, что уровень подготовки выпускников находится на достаточном уровне (директор Коромыслова Л.В.).
Таким образом, из числа зарегистрированных в 2011 году 368 участников ЕГЭ выпускников общеобразовательных учреждений, прошли государственную (итоговую) аттестацию и получили аттестат о среднем (полном) общем образовании 365 человек.
Показательны результаты ЕГЭ также по количеству выпускников общеобразовательных учреждений текущего года, получивших высокие баллы (75 и более), по сравнению с 2010 годом этот показатель значительно улучшен по биологии, географии, обществознанию, химии, физике, русскому языку и математике; количество участников, показывающих высокие результаты, возросло. В то же время по английскому языку и информатике, истории - снижение, а по немецкому языку, литературе не набрали 75 баллов и более в 2011 году.
Особое значение имеет введение предпрофильной подготовки в 9 классах и профильного обучения в 10-11 классах. Предпрофильная подготовка проводится во всех муниципальных общеобразовательных учреждений города Шадринска. В 2009-2010 учебном году в муниципальной системе образования города Шадринска в 10 классах функционировали 9 профильных классов и 23 профильных группы по 10 профилям. Обучение по индивидуальным учебным планам было организовано в муниципальных общеобразовательных учреждениях: "Лицей N 1" и "Средняя общеобразовательная школа N 15". Обучающиеся 10-11 классов муниципальных общеобразовательных учреждений: "Средняя общеобразовательная школа N 8", "Средняя общеобразовательная школа N 10" и "Средняя общеобразовательная школа N 20" обучались в классах с профессиональной подготовкой на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональное училище N 15".
Обучение в массовой школе сегодня преимущественно преследует цель усвоения обучающимися определенной суммы знаний по основам наук.
Современное школьное образование должно обеспечить формирование умений приобретать, находить, добывать, осмысленно воспринимать знания, а затем применять их в различных ситуациях, т.е. актуальной является проблема научить учиться на протяжении всей жизни.
Преодоление данного противоречия предполагается осуществить через введение новых государственных образовательных стандартов общего образования, это потребует:
- приведение содержания образования, технологии обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями времени; реализация новых образовательных программ, инновационной организации учебной и внеурочной деятельности на основе кооперации учреждений дополнительного образования, культуры, спорта, которые обеспечивали бы удовлетворение разнообразных интересов и развитие способностей обучающихся,
- системного обновления и укрепления учебно-материальной базы, которая позволяла бы активно привлекать обучающихся к исследовательским проектам, творческим занятиям, а учителю широко использовать современные интерактивные средства обучения;
- целенаправленной работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации руководящих и педагогических кадров (в частности, подготовка тренерского состава преподавателей на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования для организации в последующем массовой подготовки к введению новых стандартов) по формированию новых профессиональных умений, на основе эффективного использования современных методов управления и обучения;
- создание сети экспериментальных площадок для отработки новых образовательных стандартов и программ всех уровней и апробации инновационных педагогических технологий;
- модернизацию системы оценки результатов освоения образовательных программ от систематической диагностики, проводимой учителем, до мониторинга, организуемого региональным центром оценки качества образования (развитие новых форм оценки качества деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений с активным привлечением общественных и профессиональных объединений, проведение переводных экзаменов в 4-х классах независимой аттестационной комиссией; участие в проведении международных мониторинговых исследований по оценке качества образования).
В городе сложилась определенная система по выявлению и поддержке способных и талантливых детей: олимпиады, творческие конкурсы, конференции; профильные оздоровительные смены при школах, присуждение премии мэра города и др. В 2009-2010 учебном году сделаны первые шаги по созданию системных условий для развития технического мышления, технического творчества обучающихся, формирования учебно-исследовательских умений и навыков в рамках участия 4 образовательных учреждения города в реализации регионального образовательного проекта "Малая академия наук". В 2010-2011 учебном году обучающиеся областной пилотной площадки по робототехнике муниципального общеобразовательного учреждения "Лицей N 1" принимали активное участие в различного уровня конкурсах. 4 образовательных учреждения города (3 муниципальных образовательных учреждения и Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Лицей N 1") реализуют образовательные программы по ЛЕГО-конструированию и занимают призовые места в конкурсах и соревнованиях.
В муниципальной системе образования города Шадринска развивается система специальной поддержки, сопровождения сформировавшихся талантливых детей, система стимулирования педагогов, благодаря которому школьник добился высоких результатов. Активно функционируют и диссеминируют свой эффективный педагогический опыт две областные экспериментальные площадки по сопровождению детской одаренности: "Психолого-педагогические условия развития интеллектуальной одаренности обучающихся гуманитарной Гимназии" (областная стажерская площадка на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Гимназия N 9") и "Развитие детской одаренности в условиях общеобразовательного учреждения средствами социального взаимодействия" (Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 2", областная пилотная площадка).
Создание системы выявления и поддержки талантливых детей предусматривает:
- сохранение созданных условий, творческой среды для проявления и развития способностей каждого ребенка;
- расширение системы олимпиад и иных творческих испытаний школьников;
- совершенствование практики деятельности летних (сезонных) профильных школ (смен);
- организация деятельности профильных смен на базе Муниципального автономного учреждения "Детский загородный оздоровительный лагерь "Салют";
- развитие дистанционного, очно-заочного образования талантливых детей, по работе с одаренными детьми через деятельность муниципальных медиа-центров на базе муниципальных казенных общеобразовательных учреждений: "Лицей N 1", "Гимназия N 9", "Средняя общеобразовательная школа N 2", "Средняя общеобразовательная школа N 4".
За последнее время возможности школ серьезно возросли. Обновлено учебное оборудование, компьютерные классы, все школы подключены к сети Интернет. В школах активно стали появляться современные интерактивные средства обучения.
Итоги процесса информатизации подводились в ходе регионального конкурса "Информационно-коммуникационные технологии в методической работе". Информационно-методический кабинет Отдела образования Администрации города Шадринска занимает третью позицию в областном рейтинге по количеству набранных баллов. Одно из проблемных направлений - состояние материально-технической базы и, следовательно, пополнение ресурсов инфотеки информационно-методического кабинета.
Но, в конечном счете, никакие, даже современные средства обучения, не заменят хорошего педагога. Учитель был и остается ключевой фигурой развития образования.
Сложившаяся система развития кадрового потенциала не соответствуют требованиям инновационного развития, это, прежде всего, связано со старением педагогических кадров. Социальный статус учителя, престижность учительского труда не соответствует той роли, которая отводится учителю в современном обществе, роли образования в инновационном развитии страны в 21 веке.
Работа в школе по прежнему мало привлекательна для молодых специалистов из-за низкой заработной платы, которая не соответствует интенсивности труда педагога и высокой ответственности учительского труда.
Решение этой непростой задачи предполагает:
- активное внедрение системы моральных и материальных стимулов. Введение новой отраслевой системы оплаты труда, приведет не только к повышению средней заработной платы, но и создаст такой механизм оплаты труда, который позволит стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа работы, а также привлекать молодых учителей;
- введение новой модели аттестации педагогических и руководящих кадров, на основе обновленных квалификационных требований и квалификационных характеристик, центральное место в которых занимают профессиональные педагогические компетентности;
- совершенствование системы переподготовки, повышения квалификации, развитие дистанционных форм повышения квалификации;
- организация и проведение фестиваля педагогического мастерства и иных творческих конкурсов с участием педагогических работников, участие в региональных и федеральных конкурсах,
- участие в конкурсе на получение денежного поощрения лучшим учителям;
- разработка и реализация муниципальной модели сетевого взаимодействия победителей конкурсов "Приоритетный национальный проект "Образование" (далее ПНПО), проекта "Мониторинг эффективности диссеминации эффективного педагогического опыта";
- введение профильного обучения на базе общеобразовательных учреждений разных типов и видов, с предоставлением обучающимся возможности выбора индивидуального учебного плана, разработка и реализация проекта "Муниципальная модель профильного образования".
Результаты профилактических осмотров детского населения города Шадринска в организованных коллективах ежегодно показывают высокий уровень патологии, связанный с воздействием неблагоприятных "школьных" факторов: нарушение зрения, осанки, алиментарно-зависимых заболеваний. Так, по данным медицинских осмотров, по распространенности на первом месте глазные болезни, на втором - болезни органов пищеварения, на третьем - болезни опорно-двигательного аппарата. Здоровые и практически здоровые дети 1 группы - 15,7%, 2 группы - 63,3%, 3 группа составляет 21,0%. В 2010 - 2011 учебном году в основной группе по физической культуре занималось 80,2% школьников, в подготовительной - 16%. Количество детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, составляет 3,8%.
Сохраняется проблема обеспечения школьников качественным, сбалансированным двухразовым питанием в связи с дефицитом финансирования из бюджета и низкой платежеспособностью родителей.
Проблемным остается медицинское обеспечение образовательных учреждений лицензированными медицинскими кабинетами.
За последние годы в целом по России и в Курганской области в частности сформировалась устойчивая тенденция к росту распространения среди подростков вредных привычек, сопряженных с риском для здоровья, а проблема распространения среди детей и подростков употребления различных психоактивных веществ и все более раннего приобщения к ним превратилась в одну из ведущих медико-социальных проблем.
Системно-организованная здоровьесберегающая педагогическая деятельность должна быть направлена на:
- создание и совершенствование безопасной и комфортной здоровьесберегающей школьной среды;
- осуществление здоровьесберегающего образовательного процесса, который предупреждает переутомление, гиподинамию и, напротив, учитывает индивидуальные психофизические и личностные особенности детей;
- организацию систематической физкультурной оздоровительной работы;
- увеличение количества воспитательных мероприятий оздоровительной направленности с участием родителей;
- систематизация оздоровления, отдыха и полезной досуговой деятельности школьников в каникулярное время;
- организация рационального, сбалансированного питания обучающихся и воспитанников, обеспечение горячим питанием обучающихся из малообеспеченных семей;
- формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
- обеспечение медицинского сопровождения образовательного процесса;
- совершенствование воспитательного потенциала системы образования, решение проблем социализации.
Анализ состояния материально-технической базы говорит о необходимости значительных капитальных вложений в ремонт школьных зданий, в ремонт инженерных сетей и т.д. для обеспечения безопасных, здоровьесберегающих условий.
На 1 сентября 2011 года лицензию на право ведения образовательной деятельности имеют 10 муниципальных общеобразовательных учреждений, 4 муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, 21 муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Для приведения зданий муниципальных образовательных учреждений к нормативным требованиям необходимо проводить капитальный и текущий ремонты, но при недостаточном финансировании проблемы обеспечения нормативных условий эксплуатации зданий и инженерных коммуникаций остаются.
В план капитального ремонта включены следующие объекты:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.