Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика текущего состояния в сфере обеспечения доступности к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
Государственная программа Курганской области "Доступная среда для инвалидов" разработана в соответствии с Концепцией социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 297, постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 1225 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 года N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения", распоряжением Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года N 488-р "О Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года", постановлением Правительства Курганской области от 8 июля 2013 года N 315 "О государственных программах Курганской области".
Устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения является одной из наиболее масштабных демографических проблем. Ключевой показатель здоровья нации - количество инвалидов и их доля в общем населении страны.
В Курганской области проживает 82090 инвалидов, что составляет около 9% от общего количества жителей Курганской области.
В течение 2013 года впервые установлена инвалидность 6750 гражданам, из них 462 - дети в возрасте до 18 лет (в 2009 году соответственно 6802 и 535, в 2010 году - 6910 и 509, в 2011 году - 7223 и 483, в 2012 году - 7427 и 462).
Уровень первичной инвалидности взрослого населения в Курганской области остается стабильно высоким: в 2013 году он составил 88,1 на 10 тысяч взрослого населения (в 2012 году 92,4 - на 10 тысяч взрослого населения).
По данному показателю Курганская область занимает 1 ранговое место среди регионов Уральского федерального округа (по Уральскому федеральному округу - 67,8 - на 10 тысяч взрослого населения).
В 2013 году наметилась тенденция снижения уровня первичной инвалидности лиц пенсионного возраста: в 2009 году - 160,3; в 2010 году - 161,8; в 2011 году - 173,1; в 2012 году - 179,9; в 2013 году - 163,3 - на 10 тысяч населения пенсионного возраста.
Уровень первичной инвалидности лиц трудоспособного возраста в 2013 году также незначительно снизился: 2009 год - 50,4; 2010 год - 52,8; 2011 год - 53,7; 2012 год - 54,6; 2013 год - 52,1 - на 10 тысяч трудоспособного населения.
В структуре первичной инвалидности по тяжести превалируют инвалиды 3 группы - 44,9%.
Доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и способствует социальному и экономическому развитию государства.
Реализация целевой программы Курганской области "Социальная поддержка инвалидов на 2008-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 7 сентября 2007 года N 390, целевой программы "Доступная среда для инвалидов на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 23 ноября 2010 года N 555, позволила осуществить в Курганской области ряд мероприятий по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов. В 2009 году пандусами, поручнями, кнопками вызова персонала оборудованы 158 объектов социальной инфраструктуры. В 10 муниципальных районах Курганской области и городе Кургане функционирует служба транспортного обеспечения "Социальное такси". Продолжается работа по адаптации для незрячих и слабовидящих граждан улично-дорожной среды. Для инвалидов с нарушением функции слуха ежедневно на телеканале "Россия" программа "Вести-Зауралье" сопровождается субтитрами. Действуют пункты проката технических средств реабилитации в 5 комплексных центрах социального обслуживания населения Курганской области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления Правительства Курганской области, которым утверждается целевая программа Курганской области "Социальная поддержка инвалидов на 2008-2010 годы" следует читать как "от 30 октября 2007 г. N 2675"
Большинство учреждений социального обслуживания населения Курганской области оборудованы подъемными устройствами, вспомогательными приспособлениями и поручнями.
Адаптированы для слабовидящих граждан официальный сайт Главного управления социальной защиты населения Курганской области, официальные сайты Управления культуры Курганской области и Областной специальной библиотеки им. В.Г. Короленко.
Областной специальной библиотекой им. В.Г. Короленко за счет средств областного бюджета ежегодно пополняется библиотечный фонд литературой специальных форматов для незрячих и слабовидящих граждан.
В целях обеспечения полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов, максимального развития их потенциала и интеграции в общество в Курганской области приняты и реализуются целевая программа Курганской области: "Смогу жить самостоятельно на 2011 - 2013 годы", утвержденная постановлением Правительства Курганской области от 24 января 2011 года N 16; целевая программа "Разные дети - равные возможности" на 2012 - 2014 годы, утвержденная постановлением Правительства Курганской области от 23 октября 2012 года N 501.
Уже несколько лет в Курганской области образовательные услуги детям-инвалидам предоставляются дистанционно. В 2010 году в Кургане создано Государственное казенное общеобразовательное учреждение "Курганская областная средняя общеобразовательная школа дистанционного обучения" для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому. На сегодняшний день в данном учреждении получают знания около 280 детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья из городов и районов области. Это практически в 6 раз больше, чем в 2009 году, когда Курганская область в числе первых регионов России приступила к организации дистанционного обучения детей-инвалидов.
Не остаются без внимания и дети-инвалиды дошкольного возраста. При Государственном бюджетном учреждении дополнительного образования "Центр помощи детям" созданы группы кратковременного пребывания детей и приобретено игровое оборудование для обучения и реабилитации.
В организациях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности работают 28 учебных групп для детей с ограниченными возможностями здоровья.
С целью создания безбарьерной среды жизнедеятельности детей-инвалидов и реализации их реабилитационных мероприятий реабилитационными учреждениями разрабатываются и внедряются инновационные социальные технологии.
Так, с 2010 года в Государственном бюджетном учреждении "Курганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" внедрена технология "Иппотерапия" для детей, страдающих детским церебральным параличом.
В Государственном бюджетном учреждении "Шадринский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" действуют технологии комплексной реабилитации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в диаде "мать - дитя", комплексной реабилитации детей дошкольного возраста с заболеваниями аутистического спектра, комплексной реабилитации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Кроме того, в реабилитационных центрах внедрена методика динамической проприоцептивной коррекции с использованием антигравитационного костюма "Адели" у детей с детским церебральным параличом.
В области разрабатываются и внедряются инновационные социальные технологии, способствующих эффективному взаимодействию родителей детей-инвалидов с социальным окружением.
Так, в рамках программных мероприятий целевой программы Курганской области "Детство, свободное от жестокости", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 11 мая 2010 года N 178, в Государственном бюджетном учреждении "Курганский центр социальной помощи семье и детям", а также во всех комплексных центрах социального обслуживания населения внедрена технология консультирования родителей детей-инвалидов с помощью телекоммуникативных систем, в том числе с помощью скайпа, ICQ, телефона "Доверия".
С 2012 года на базе Государственного бюджетного учреждения "Курганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" действует лекотека, основной целью деятельности которой является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок для учебной деятельности, создания благоприятных условий для развития личности. Проект получил название "Я буду учиться!" Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
С целью координации проводимой работы по социальной поддержке инвалидов, а также более активного вовлечения в данный процесс общественности, распоряжением Губернатора Курганской области от 28 января 2009 года N 17-р образован Совет при Губернаторе Курганской области по делам инвалидов. В состав Совета входят руководители всех крупных общественных организаций инвалидов Курганской области, представители региональных органов исполнительной власти, реабилитационных учреждений. На заседаниях Совета рассматриваются вопросы, связанные с формированием доступной среды жизнедеятельности, обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации и путевками на санаторно-курортное лечение, осуществлением медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, организацией обучения и трудовой занятости инвалидов, лекарственным обеспечением данной категории граждан. Решения Совета доводятся до заинтересованных региональных органов государственной власти, ведомств и администраций муниципальных образований области.
В целях обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в соответствии с распоряжением Правительства Курганской области от 13 августа 2013 года N 245-р "Об организации работы по паспортизации приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесения их на карту доступности Курганской области" с 2013 года органами исполнительной власти и органами местного самоуправления проводится работа по паспортизации указанных объектов на предмет доступности для инвалидов.
В ходе паспортизации комиссии, в состав которых входят представители органов местного самоуправления, органов и учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, общественных организаций инвалидов, руководствуются методическими рекомендациями по проведению обследования и паспортизации, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 года N 627.
Паспортизация приоритетных объектов будет являться основой для разработки управленческих решений - планов и программ адаптации объектов социальной инфраструктуры с уточненным перечнем необходимых работ, развития услуг с учетом потребностей инвалидов, объективного контроля и оценки эффективности их реализации.
По состоянию на 1 января 2014 года в Реестр приоритетных объектов включено 1203 объекта. Паспорта доступности сформированы на 729 объектов, что составляет 60,6% от общего количества приоритетных объектов. На карту доступности на общероссийском портале "Учимся жить вместе" занесена информация на 649 объектов. Работа по проведению паспортизации приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов будет продолжена в течение 2015 года.
Проводятся мероприятия по обеспечению содействия в трудоустройстве и занятости инвалидов за счет федерального бюджета: 161 инвалиду предоставлена государственная услуга по организации временного трудоустройства, оказаны услуги по профессиональной ориентации 315 инвалидам, в общественных работах принял участие 81 инвалид. В рамках целевой программы "О дополнительных мероприятиях по снижению напряженности на рынке труда Курганской области в 2013 году" создано 78 рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов. По состоянию на 1 января 2014 года в банке вакансий зарегистрировано 499 вакантных рабочих мест для граждан с ограниченными возможностями здоровья. В целях осуществления самостоятельного подбора работы, получения полной и оперативной информации о наличии вакантных рабочих мест в Курганской области, в других субъектах Российской Федерации на сайте Главного управления по труду и занятости населения Курганской области сделана активная ссылка на специализированный раздел "Вакансии для граждан с ограниченными возможностями" информационного портала "Работа в России".
Проблему организации досуга граждан с ограниченными возможностями эффективно решают общественные организации. Вместе с тем потенциал взаимодействия государства с общественными организациями используется не в полной мере. Поэтому необходимо осуществление ряда мер, направленных на государственную поддержку общественных организаций в сфере оказания социальных услуг в установленных законом формах, путем участия в финансировании различных фестивалей, в том числе инвалидного спорта, обеспечения участия инвалидов во всероссийских спортивных и художественных мероприятиях.
Это обусловливает необходимость продолжения практики реализации областной целевой программы, направленной как на усиление социальной защищенности граждан данных категорий, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества.
Следует отметить, что ситуация по обеспечению безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов в Курганской области характеризуется отсутствием комплексного подхода к ее формированию. Не обеспечен беспрепятственный доступ к жилым домам, где проживают инвалиды. Практически отсутствует общественный транспорт, доступный для инвалидов. При оборудовании объектов социальной инфраструктуры элементами доступности учитываются, в основном, потребности инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и не учитываются потребности инвалидов по зрению и слуху.
Некоторые ключевые объекты социальной инфраструктуры остаются до сих пор труднодоступными для многих инвалидов. При этом к числу таких объектов относятся государственные учреждения системы здравоохранения, образования, занятости, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта Курганской области.
Состояние материально-технической базы государственных учреждений Курганской области не соответствует современным требованиям, предъявляемым к организации реабилитационного процесса инвалидов.
Получение детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с расширением спектра образовательных услуг, предоставляемых государственными образовательными организациями, необходимо оснащение данных организаций специальными приспособлениями. В целях дальнейшего создания безбарьерной среды в указанных организациях необходимы дальнейшая установка пандусов, адаптация санитарно-гигиенических помещений, установка тактильных плиток, турникетов для ориентирования обучающихся с нарушениями зрения, информационных видеопанелей.
Большое значение приобретает решение проблемы оснащения специальными приспособлениями государственных учреждений социального обслуживания населения Курганской области, оказывающих услуги инвалидам.
Полноценной социально-бытовой адаптации и реабилитации инвалидов также будет способствовать их обеспечение техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень технических средств реабилитации, мероприятий и услуг, предоставляемых инвалидам.
Также существуют препятствия для полноценного участия инвалидов в культурной жизни, поскольку государственные учреждения культуры Курганской области недостаточно приспособлены для посещения инвалидов.
В настоящее время недостаточным остается уровень обеспеченности спортивными сооружениями для занятий адаптивной физической культурой и спортом среди спортсменов-инвалидов.
Услуги общественного транспорта, являющиеся важнейшей предпосылкой к социальной интеграции, в большинстве случаев не приспособлены для нужд инвалидов.
Кроме того, социальной интеграции инвалидов препятствует эмоциональный барьер, что затрудняет социальные контакты инвалида и его окружения.
Все эти барьеры в немалой степени обусловливают низкую социальную активность инвалидов и ограниченные возможности для реализации личного потенциала этих людей.
С учетом имеющихся проблем возникла необходимость реализации на территории Курганской области комплекса мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающего системный подход к решению проблем инвалидов программно-целевым методом как наиболее целесообразным в решении задач комплексной реабилитации инвалидов, а также необходимость привлечения нескольких источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета.
Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных проблем программно-целевым методом, являются:
ухудшение социально-экономической ситуации;
недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий;
несвоевременность финансирования запланированных мероприятий;
неэффективное взаимодействие соисполнителей Государственной программы.
Указанные риски могут привести к снижению уровня и качества жизни инвалидов, а также снижению их трудовой и социальной активности и, как следствие, снижению социальной независимости и экономической самостоятельности, что, в свою очередь, увеличит потребность в бюджетных средствах для обеспечения жизнедеятельности инвалидов путем предоставления им дополнительных мер социальной поддержки.
Привлечение средств федерального бюджета позволит не только снизить расходную часть областного бюджета, но и путем задействования ресурсной базы федерального уровня проводить целостную политику по обеспечению доступности приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, скоординировать задачи, решаемые на федеральном и региональном уровнях, по повышению уровня социальной защищенности, соблюдению прав и социальных гарантий инвалидов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.