Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика текущего состояния сферы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Курганской области
Цель государственной политики Курганской области в борьбе с авариями, катастрофами и стихийными бедствиями - обеспечить необходимый уровень безопасности населения и территории Курганской области в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В комплексе заблаговременных мер по защите от чрезвычайных ситуаций одними из основных являются мероприятия по оповещению и информированию населения Курганской области о вероятных чрезвычайных ситуациях, прогнозированию этих чрезвычайных ситуаций.
Региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения Курганской области (далее - РАСЦО Курганской области) построена на базе аппаратуры 5Ф88 и оборудования АДУ-ЦВ 60-х годов выпуска, введена в эксплуатацию и поставлена на дежурство в 1976 году.
В целях поддержания в постоянной готовности к работе аппаратуры и оборудования оповещения проводится ежегодное техническое обслуживание РАСЦО Курганской области.
Предусмотрена модернизация РАСЦО Курганской области в комплексную систему экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Курганской области (далее - КСЭОН Курганской области).
Создание КСЭОН Курганской области предусматривает выполнение следующих мероприятий:
оценку устойчивости функционирования действующих систем оповещения и информирования и разработку рекомендаций по их повышению, в том числе и в зонах экстренного оповещения;
разработку технологических решений по созданию на основе перспективных цифровых сетей связи и вещания систем оповещения населения;
интеграцию систем оповещения и информирования населения с системами мониторинга и прогнозирования природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, обеспечивающую запуск в автоматическом режиме технических средств оповещения и информирования в опасных районах при превышении установленных пороговых значений атмосферных, метеорологических, гидрологических и иных параметров, поступающих с постов наблюдения, а также от систем мониторинга опасных производств;
разработку и апробацию технологических решений по сопряжению технических устройств, осуществляющих прием, обработку и передачу аудио- и аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты;
создание основных элементов КСЭОН Курганской области, в том числе путем проведения мероприятий по модернизации существующих систем оповещения населения, и проведение их опытной эксплуатации.
Предусмотрено создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Курганской области. Подготовлен и направлен в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий пакет документов на получение в 2017 году субсидии из федерального бюджета на создание базовой инфраструктуры Системы - 112 и подтверждена готовность к вводу в опытную эксплуатацию Системы - 112 в административном центре городе Кургане в 2017 году и в постоянную эксплуатацию на всей территории Курганской области в 2018 году.
Вызов экстренных оперативных служб должен быть обеспечен каждому пользователю услугами связи посредством набора номера, предназначенного для вызова экстренной оперативной службы.
Реализация данных мероприятий даст возможность сократить среднее время совместного реагирования нескольких экстренных оперативных служб, что, в свою очередь, позволит снизить число пострадавших, а также уменьшить экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций и происшествий.
С учетом рекомендаций Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 2446-р, в Курганской области утвержден План мероприятий по реализации Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" с учетом создания Системы - 112 и КСЭОН Курганской области на период до 2020 года. План согласован Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" предназначен для решения комплексных задач обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Целью построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований комплексной информационной системы, обеспечивающей мониторинг, прогнозирование, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений.
В комплексе заблаговременных мер по защите населения Курганской области от чрезвычайных ситуаций одним из основных направлений является обучение населения Курганской области в области защиты от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, пожарной безопасности, что предопределяет необходимость совершенствования материально-технической базы ГКУ ДПО "УМЦ по ГО и ЧС Курганской области", приобретение учебно-методической литературы, видеоаппаратуры, изготовление и приобретение печатных и агитационных материалов.
По итогам работы за 2016 год учреждением выполнен план комплектования слушателями (по категориям) на 110%, прошли обучение 551 человек из планируемых 502 человека. Вне плана комплектования с использованием дистанционных технологий обучено 65 человек.
Формирование и содержание имущества гражданской обороны и резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Курганской области по состоянию на 1 октября 2013 года общий объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, накопленных в Курганской области, составлял 22,98 млн. рублей (на душу населения - 24,32 рубля).
Проводилась работа по вопросам создания муниципальных и объектовых резервов материальных ресурсов на ликвидацию возможных чрезвычайных ситуаций. В полном объеме (27 млн. 292 тыс. рублей) создан областной резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Фактическое наличие резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций составляет 17,2 млн. рублей. Заключены государственные контракты с организациями на поставку недостающего имущества в резерв для ликвидации чрезвычайных ситуаций на сумму 11,1 млн. рублей.
В соответствии с требованиями приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 1 октября 2014 года N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" обеспеченность населения Курганской области средствами индивидуальной защиты составляет 100%.
Основная доля увеличения выходов на поисково-спасательные работы приходится на пожары, дорожно-транспортные происшествия и водные акватории.
Опыт работы показывает, что при неоказании первой медицинской помощи в течение 30-40 минут после дорожно-транспортного происшествия количество погибших из числа тяжело пострадавших составляет 35-40%, а в период от 1 часа до 2 часов составляет практически 70% (в зимнее время: показатель времени уменьшается в 2 раза, а количество погибших увеличивается). Гибель людей наиболее трудоспособного возраста (19-45 лет) составляет более 80% от числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях.
Одной из основных причин несвоевременного оказания первой медицинской помощи на месте дорожно-транспортного происшествия является блокирование (зажатие) пострадавших в салоне автомобиля, препятствующее доступу к ним медицинского персонала. В этом случае для оказания медицинской помощи необходимо выполнить мероприятия по деблокированию (извлечению) человека, а это возможно только при наличии на месте происшествия специального гидравлического инструмента и специалистов, умеющих пользоваться этим инструментом. Поэтому работа по совершенствованию системы спасения направлена на сокращение времени прибытия спасателей к месту дорожно-транспортного происшествия и времени деблокирования пострадавших.
ГКУ "ПСС Курганской области" выполняет аварийные под водно-технические (водолазные) работы, при работах на глубинах до 20 метров у места спуска необходимо подготовить барокамеру и транспортное средство, оснащенное транспортировочной (переносной) барокамерой для доставки пострадавшего водолаза к действующей барокамере.
Необходимо обновить парк аварийно-спасательных машин, а также оснастить их надежным, гидравлическим аварийно-спасательным инструментом, для безопасного проведения водолазных аварийно-спасательных работ необходимо иметь транспортировочную (переносную) барокамеру.
Спасателями поисково-спасательной службы в 2016 году совершено 680 выходов на поисково-спасательные работы (2015 году - 569), большую часть из которых составляют работы на водных объектах, оказание помощи при дорожно-транспортных происшествиях и оказание помощи гражданам в быту:
- поисково-водолазные работы - 34;
- работы на акватории - 148;
- поисково-спасательные работы техногенного характера - 94;
- спасательные работы при дорожно-транспортных происшествиях - 55;
- прочие (бытовые, открытие дверей, проникновение в помещение) - 341;
- поисково-спасательные работы природного характера - 18.
В результате проведенных поисково-спасательных мероприятий спасено 342 человека.
Наиболее высокие показатели индивидуального риска смерти, обусловленного техногенными факторами, связаны с гибелью людей на пожарах. Каждый год в Курганской области происходит более 1,5 тыс. пожаров, материальный ущерб от которых составляет 40 - 70 млн. рублей, в огне гибнут и получают травмы более 200 человек. Ежегодно, с учетом действительной (рыночной) стоимости уничтоженных в результате пожаров материальных ценностей, потери от губительного воздействия огня составляют более 1 млрд. рублей.
Более 70% пожаров, в результате которых погибают и получают травмы 90% всех пострадавших, происходит именно в жилом секторе. При этом основными объектами пожаров являются дома малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан. Основными причинами пожаров и гибели людей на них являются: неудовлетворительное противопожарное состояние зданий с печным отоплением и электрооборудования, позднее обнаружение пожара и несвоевременное оповещение населения о его возникновении, неправильные действия людей при пожаре.
По состоянию на 1 января 2013 года из 1245 населенных пунктов Курганской области подразделения Государственной противопожарной службы Курганской области и посты пожарной охраны муниципальных образований Курганской области отсутствуют в 202 населённых пунктах (16%), расстояние от которых до ближайших подразделений пожарной охраны многократно превышает нормативное. Существующие пожарные подразделения удалены от многих поселений Курганской области и среднее время их прибытия к месту пожара приближается к 30 минутам. Пожарные части Государственной противопожарной службы Курганской области были способны эффективно защитить только районные центры.
За период действия Государственной программы на территории Курганской области на 1 января 2016 года создано 394 подразделения добровольной пожарной охраны с общей численностью 6148 человек. На вооружении данных подразделений имеется 35 пожарных автоцистерн и 8 единиц приспособленной для тушения пожаров техники, созданы и функционируют 367 постов муниципальной пожарной охраны, в состав которых входят 1539 человек и 404 единицы техники.
Подразделениями всех видов пожарной охраны обеспечена защита 1234 населенных пунктов с численностью населения 835 тысяч человек, что составляет 99,9% от общего количества населенных пунктов Курганской области - это один из самых высоких показателей в стране.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.