Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
1. Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28.07.2010 г. N 637 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли", решением Курганской городской Думы от 15.12.2010 г. N 285 "Об утверждении Положения о создании условий для обеспечения жителей города Кургана услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания", постановлением Администрации города Кургана от 01.02.2010 г. N 821 "О целевых программах города Кургана".
2. Программа определяет политику Администрации города Кургана в области регулирования торговой деятельности на территории города Кургана на 2013-2015 годы.
3. Торговая отрасль города Кургана приобретает все большее экономическое и социальное значение в системе городского хозяйства. Начиная с марта 2011 года восстановились докризисные объемы розничной торговли, что напрямую связано с увеличением реальных располагаемых денежных доходов населения.
Сегодня в городе Кургане осуществляют деятельность свыше 2,6 тысяч предприятий торговли с торговой площадью более 250 тысяч квадратных метров, более 250 предприятий общественного питания с 18-тью тысячами посадочных мест, более 600 предприятий бытового обслуживания.
Кроме того, в городе Кургане на сегодняшний день работают более 400 нестационарных торговых объектов - павильонов и киосков.
Обеспеченность населения площадью торговых объектов на 1 января 2012 года составила 776,9 кв. м. на 1000 жителей при установленном Правительством Курганской области нормативе минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов 675,4 кв. м. на 1000 жителей.
Оборот розничной торговли города Кургана в 2011 году увеличился на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года и составил 461,2 млрд. рублей, на душу населения оборот розничной торговли составил 138,6 тыс. рублей.
Оборот розничной торговли за первое полугодие 2012 года составил 23,8 млрд. рублей. На душу населения оборот розничной торговли составил 72,7 тыс. рублей. Индекс физического объема оборота розничной торговли 104,4% к аналогичному периоду 2011 года.
Оборот торговли на розничных рынках и ярмарках снизился на 15,6% по отношению к аналогичному периоду 2010 года.
Общий объем оборота розничной торговли в 2011 году на 46,0% формировался индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынков, доля продажи товаров на рынках города в обороте розничной торговли составила 6,2% (в 2010 году - 47,7% и 7,0% соответственно).
В последние годы торговля относится к числу наиболее прибыльных отраслей экономики. Преодолев трудности мирового финансово-экономического кризиса, торговля, как одна из важнейших отраслей экономики города, продолжает развиваться и совершенствоваться, выполняет необходимые функции по обеспечению населения товарами и услугами, создавая новые рабочие места и пополняя бюджеты всех уровней.
4. Основные показатели, характеризующие состояние розничной торговли в городе Кургане (по данным Курганстата):
Таблица 1
N п/п |
Наименование показателя |
Значение показателя по годам: |
||
2009 |
2010 |
2011 |
||
1. |
Оборот розничной торговли (млрд. руб.) |
39,2 |
41,7 |
46,1 |
2. |
Оборот розничной торговли на душу населения (тыс. руб.) |
121,4 |
125,1 |
138,6 |
3. |
Индекс физического объема оборота розничной торговли в % к предыдущему году |
80,2 |
100,4 |
101,3 |
4. |
Индекс физического объема оборота розничной торговли на рынках и ярмарках в % к предыдущему году |
71,6 |
84,4 |
89,5 |
5. Состояние и тенденции развития потребительского рынка свидетельствуют о наличии в сфере торговли ряда проблем, требующих своего решения.
Одной из проблем, сдерживающих развитие сферы торговли, является неравномерное размещение объектов торговли на территории города. Застройка жилых массивов города в основном производится без размещения в них объектов торговли. Такие объекты размещаются, как правило, в нежилых помещениях первых этажей жилых зданий, ранее не планируемых для данных целей. Объекты с большими торговыми площадями размещаются исходя из возможностей хозяйствующего субъекта, а не потребности в обеспеченности территории города товарами и услугами. Большая часть объектов торговли размещается в центральной части города, окраины остаются не обеспеченными отдельными видами товаров и услуг. Частичное решение проблемы неравномерного размещения объектов торговли возможно посредством разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города.
Другой проблемой сферы торговли является недобросовестная конкуренция на потребительском рынке, возможность оказания услуг широкому кругу потребителей субъектами, не зарегистрированными в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Для решения данной проблемы необходимо активизировать взаимодействие с надзорными и контрольными органами. Развитие конкуренции на потребительском рынке будет способствовать увеличению показателя оборота розничной торговли на душу населения.
На потребительском рынке города имеет место дифференциация цен на одноименные товары, в том числе первой необходимости. Рост потребительских цен обусловлен высокими издержками обращения, наличием многочисленных посредников, недостаточной конкуренцией между предприятиями. В розничной торговле города по-прежнему актуальным является мониторинг цен социально значимых продуктов питания.
Требуют решения задачи обеспечения качества и безопасности товаров. Для социальной поддержки населения необходимо развитие сельскохозяйственных ярмарок выходного дня на территории города, поскольку данный формат торговли является одним из основных путей по расширению возможностей реализации продукции сельхозтоваропроизводителей напрямую потребителям: минуя посредников, в целях обеспечения населения города продукцией высокого качества по доступным ценам.
6. Реализация Программы будет способствовать проведению целенаправленной политики, направленной на интенсивное и качественное развитие сферы торговли, поддержанию высоких темпов развития отрасли, расширению предложения товаров и услуг, созданию новых рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, а также позволит обеспечить качественно новый, социально ориентированный облик потребительского рынка города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.