Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа
В современном динамично меняющемся мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности. От того, как будет построена городская образовательная политика, будет зависеть духовно-нравственное становление молодого гражданина города Кургана, меняться личная и общая культура жителей и, в конечном итоге, определяться дальнейшее развитие самого города.
В муниципальной системе образования созданы условия для максимального удовлетворения запросов населения на образовательные услуги.
Для комплексного обеспечения достижения приоритетных целей государственной политики в сфере образования, с целью расширения спектра образовательных услуг, решения кадровой проблемы, сокращения неэффективных расходов, улучшения условий организации образовательного процесса организован процесс реструктуризации муниципальной образовательной сети. В 2012-2013 учебном году муниципальная система образования была представлена 143 образовательными учреждениями. В 2013-2014 учебном году будут предоставлять образовательные услуги 126 образовательных организаций. Уменьшилось количество дошкольных и общеобразовательных организаций при увеличении общего количества обучающихся и воспитанников. В перспективном плане реструктуризации сети общеобразовательные учреждения окраин, учреждения дополнительного образования детей. Успешно решается задача перевода учреждений в новые правовые формы. В 2013 году осуществляют образовательную деятельность 7 автономных и 119 бюджетных образовательных организаций.
Все дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения имеют лицензии на ведение образовательной деятельности. Учреждения дополнительного образования детей имеют лицензии, но не на все помещения. Все образовательные учреждения прошли процедуру государственной регистрации права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Решать проблему повышения качества образования можно только с помощью квалифицированных кадров.
С 1 сентября 2013 года осуществляется переход на "эффективные контракты" и новую систему оплаты труда. На муниципальном уровне приняты необходимые нормативно-правовые акты
В городе Кургане в образовательных учреждениях города Кургана работают 4 916 педагогических работника. 83,9% педагогов имеют высшее образование. Общее количество аттестованных педагогов - 76,8%. В общеобразовательных учреждениях города Кургана в возрасте до 25 лет работает 7,2% педагогических работников, в возрасте до 45 лет работает - 46,3%. Свыше 55 лет - 14,2%. Средний возраст учителей 45 лет. К концу 2014 года необходимо обеспечить достижение показателя "Удельный вес численности учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций" - 15%.
В учреждениях образования доля молодых специалистов со стажем до 5 лет составляет 14,0% (686 педагогов) от общего количества педагогов системы образования города Кургана, 271 - в общеобразовательных учреждениях, 415 - в учреждениях дошкольного образования.
В сентябре 2013 года прибыл 71 молодой специалист в учреждения образования города Кургана. План - задание ГлавУО выполнили.
С целью привлечения молодых кадров в образовательные учреждения города на муниципальном уровне предусмотрены меры социальной поддержки молодых педагогов.
В 2012 г. 40 молодых специалистов, работающих в образовательных учреждениях города Кургана, получили единовременное подъемное пособие в размере 50 000 руб. на общую сумму 2 000 000 руб. за счет средств бюджета города Кургана. В 2013 г. 41 молодой специалист получил единовременное подъемное пособие на общую сумму 2 050 000 руб.
В целях повышения доступности жилья для работников бюджетной сферы и социальной поддержки молодых семей, один из членов которых является работником муниципального учреждения на территории города Кургана предусмотрено безвозмездное субсидирование за счет средств городского бюджета на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства. Размер предоставляемой субсидии составляет 20% от стоимости приобретаемого жилья в городе Кургане. В 2012 году за счет средств муниципального бюджета получили субсидию 26 педагогов, на общую сумму 8 782 212 рублей.
Всем молодым специалистам, имеющим детей дошкольного возраста, предоставляется путевка в детские дошкольные учреждения.
Попыткой решить кадровую проблему стало обучение будущих педагогов в вузах в рамках целевого приема. В 2013 году изъявили желание, обучатся по целевому направлению на педагогических специальностях 17 выпускников 11-х классов и 3 выпускника 9-х классов. Главное управление образования выделило 14 целевых мест для поступления в ФГБОУ ВПО "Курганский государственный университет".
Ежегодно из системы образования по различным причинам выбывают педагоги. В период с 1 сентября 2012 г. по 31 мая 2013 г. из образовательных учреждений выбыло 208 педагогических работников. За этот же период прошлого учебного года выбыло 166 педагогических работников.
По-прежнему, потребность в педагогических кадрах в образовательных учреждениях города Кургана остается актуальной.
Муниципальная система дошкольного образования представлена широкой сетью образовательных учреждений различной видовой направленности, предоставляющих услуги населению муниципального образования город Курган по воспитанию, обучению и развитию, присмотру уходу и оздоровлению детей в возрасте от 1 года до 7 лет.
В 2013 году детские сады посещают 16 957 детей в возрасте от 1 года до 7 лет, охват организованными формами дошкольного образования составляет 77% (на 01.01.2012 года - 72%, на 01.01. 2011 г. - 66%).
Вариативными формами дошкольного образования охвачено - 4782 ребенка. Это работа родительских клубов, консультативных пунктов на базе детских садов, школа развития на базе учреждений дополнительного образования детей. Охват детей в 2013 году всеми формами дошкольного образования составляет 81%. Основные показатели развития системы дошкольного образования города Кургана выше областных.
Кроме того, в 2013 году 95 детей направлено к предпринимателю Богданову А.А., которому передано в аренду на льготных условиях здание бывшего детского сада по адресу ул. Победы, 16 на условиях муниципального заказа. 17 предпринимателей осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере дошкольного образования (охвачено примерно 300 детей). Предоставляя населению города услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, предприниматели получают поддержку в виде субсидии на создание рабочих мест.
Результатом проводимой работы по увеличению количества мест в дошкольных учреждениях стало уменьшение общегородской очереди на получение путевки в детский сад и увеличение количества выданных населению города путевок.
На 01.11.2013 года в городе Кургане зарегистрировано в качестве нуждающихся в услугах дошкольных учреждений 10 286 детей, из них 1890 - дети в возрасте от 3 до 5 лет. Основную часть общегородской очереди - 8396 составляют дети в возрасте до 3 лет. Полностью обеспечены местами в дошкольных образовательных учреждениях дети в возрасте 5,6 лет и 70% детей-очередников в возрасте четырех лет.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" необходимо к 2016 году достигнуть 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Администрацией города разработана муниципальная поэтапная программа (дорожная карта) "Ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения для детей с 3 до 7 лет", согласно которой планируется создать 1260 мест.
Для выполнения этой задачи в городе Кургане в 2013 году проведена следующая работа:
- открыто 12 дополнительных дошкольных групп на 287 мест (ДОУ NN 1, 87, 122-группы открыты с 01.09.2013 года; с 1 декабря т открыты группы в NN 130, 124, 127, 137, 135, 131, 7, 74, 63);
- открыто 5 дошкольных групп на 125 мест в общеобразовательных учреждениях (в ОУ N 20 (100 мест), N 51 (25 мест);
- завершен капитальный ремонт ранее закрытого детского сада N 68 на 180 мест;
- принят в муниципальную собственность детский сад N 100 на 140 мест ФГУП "Почта России";
- путем изменения вида функционирующих групп (уплотнение) дополнительно получено 180 мест (N 2-40 мест, N 122-80 мест, N 87-20 мест, N 134-40 мест);
- дополнительно на условиях муниципального заказа к ИП Богданову А.А. в группы присмотра и ухода за детьми определено - 35 детей.
Общеобразовательные учреждения города отличаются разнообразием и вариантностью учебных программ. В 2013-2014 учебном году в муниципальной системе образования оказывают образовательные услуги 48 общеобразовательных организаций. В общеобразовательных учреждениях города Кургана обучается 31 620 школьников. Самыми наполненными учреждениями являются средние общеобразовательные школы N 7 (1327 обучающихся), N 22 (1304 школьника) и гимназия N 47, в которой обучается 1303 ученика.
В требованиях государства к развитию и состоянию сети образовательных учреждений одной из ключевых определена задача по созданию для учащихся старшей ступени возможности выбора профиля обучения, индивидуальной образовательной траектории на основе вариативности образовательных программ.
В школах города сохранены и расширены образовательные услуги по профильному обучению. Профильное обучение позволяет установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации, более эффективно подготовить выпускников общеобразовательных учреждений к профессиональному образованию.
В 2013-2014 учебном году в 28 школах города Кургана организовано профильное обучение (в 2012-2013 - в 24 ОУ). В ОУ города доминируют профили "академической" группы, среди которой наибольшую представленность имеют социально-гуманитарный, физико-математический, социально-экономический, естественно-научный. На муниципальном уровне представлены все отработанные в российской системе образования на настоящий момент модели организации профильного обучения. Преобладающей моделью является модель внутришкольной профилизации. При этом представленность однопрофильных и многопрофильных школ в долях практически одинакова.
Сравнение доли охвата старшеклассников профильным обучением показывает хоть и незначительный, но позитивный рост.
По итогам 2012-2013 учебного года показатель успеваемости незначительно снизился и составляет 97,7%, повысилось качество обучения до 39,8%, увеличилось количество медалистов. В 2013 году выпускники школ получили 103 медали, из них 52 золотых и 51 серебряные.
Обучающиеся школ города Кургана принимают активное участие в олимпиадах различного уровня и показывают высокие результаты. Участниками заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2013 году стали 16 обучающихся города Кургана. 5 курганских школьников стали призёрами заключительного этапа, обучающаяся 11 класса МБОУ "Гимназия N 31" стала победителем по физической культуре.
Основной формой внешней оценки качества образования является Единый государственный экзамен. В 2013 году в городе Кургане 35 выпускников получили наивысший балл ЕГЭ - 100 баллов. В 2012 году 100-балльных результатов было 11. 274 выпускника показали очень высокие результаты на ЕГЭ - набрали свыше 90 баллов, в 2012 году таких было 139 человек.
В 2013 году по результатам года и государственной (итоговой) аттестации не завершили образование и не получили аттестат о среднем (полном) общем образовании 136 выпускников 11-х классов (из них - 52 выпускники вечерних школ), не допущены до итоговой аттестации по результатам года 11 выпускников, 16 выпускников не прошли государственную (итоговую) аттестацию по двум обязательным предметам (русскому языку и математике), 1 человек не сдал русский язык и 108 не сдали математику. В дальнейшем необходимо провести большую работу по улучшению этого показателя.
Третий год реализуется проект модернизации системы общего образования. Общий объем средств, предусмотренный на реализацию комплекса мер по модернизации муниципальной системы общего образования в 2012 году, составлял 106 747 000 рублей. В ноябре 2012 года еще 2 000 тыс. руб. выделено на капитальный ремонт МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 43". Общий объем средств, предусмотренный на модернизацию муниципальной системы общего образования в 2013 году, составлял 62 758 000 рублей. С целью общей координации и контроля по оценке эффективности использования субвенций создан Координационный совет по модернизации общего образования в городе Кургане. К концу 2013 года 100% школ обеспечены современной ученической мебелью, ежегодно приобретаются компьютеры, к концу 2013 года показатель обеспеченности компьютерами - 8 человек на 1 компьютер. Необходимо добиться 100% обеспеченности школьников бесплатными учебниками.
Один из целевых индикаторов - "доля школьников, охваченных горячим питанием". Для организации школьного питания в 2013-2014 учебном году, принято решение Курганской городской Думы от 26 июня 2013 г. N 115 "О внесении изменения в решение Курганской городской Думы от 22.08.2012 г. N 164 "О содействии в организации питания обучающихся в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях города Кургана". Данным решением оставлены прежние льготные категории обучающихся, питание которых будет осуществляться за счет бюджетных средств (9 руб. за счет областного бюджета и 28 руб. за счет городского бюджета):
- обучающиеся со 2 по 11 классы из малообеспеченных семей, из расчета 37 рублей в день на каждого школьника;
- обучающиеся 1-х классов из расчета 37 рублей в день на каждого школьника.
Для обучающихся, не относящихся к льготным категориям будет организовано питание за счет родительской платы.
Объем льгот и перечень льготников определены исходя из возможностей бюджета города Кургана.
В 2013-2014 учебном году организацию питания в школах города Кургана осуществляет МУП "Комбинат питания", кроме МБОУ "СОШ N 51", МБОУ "СОШ N 55", МБОУ "СОШ N 67", МАОУ "Гимназия N 30". В указанных учреждениях организацию школьного питания осуществляет МАУ "Оздоровительный комплекс".
По состоянию на 1 января 2014 г. всеми видами питания охвачено 70,7% обучающихся. Горячим питанием охвачено 45,9% обучающихся. Во всех муниципальных общеобразовательных учреждениях города Кургана вводится безналичная форма расчета по родительской плате за организацию школьного питания.
На стимулирование качественного педагогического труда, совершенствование системы повышения квалификации педагогических работников и управленческого корпуса образовательных учреждений направлена деятельность городского инновационного центра по модульному принципу.
В развитии городской системы образования наиболее значима роль ее информатизации. Целью информатизации муниципальных образовательных учреждений является повышение качества образования на основе интеграции информационных технологий в образовательный процесс, создание единого информационно-образовательного пространства школы, повышение качества образования, анализ, апробация и внедрение новых информационных технологий, способствующих решению основных задач развития личности школьника с учётом социального заказа и приоритетных направлений в условиях информатизации обучения, а также переход на качественно новый уровень в подходах к использованию ИКТ во всех структурных подразделениях школы. В городе реализуется комплекс мер по информатизации образования: все общеобразовательные учреждения подключены к сети Интернет, показатель обеспеченности компьютерной техникой составляет 8 обучающихся на 1 компьютер.
Понимание необходимости реформирования системы образования приводит на практике к неизбежности включения образовательных учреждений в инновационные процессы, постоянного нахождения их в своем "инновационном поле".
В 2012-2013 учебном году в инновационном режиме, по данным сверки педагогических кадров, работают 118 образовательных учреждений (81,9%), из них: 118 - на институциональном уровне; 30 - на муниципальном уровне; 39 - на региональном уровне; 4 - на федеральном уровне. 14 образовательных учреждений имеют несколько инновационных площадок муниципального и регионального уровней. Общеобразовательные учреждения NN 10, 12, 31 занимаются инновационной деятельностью на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Одним из направлений управления развитием образования является создание целостной многоуровневой и многофункциональной системы инновационных площадок как опорного механизма управления развитием городской системы образования.
В современных условиях наряду с образовательными, информационно-коммуникационными технологиями возрастает роль социальных технологий в управлении, обеспечивающих объединение различных субъектов сферы для решения социально-педагогических проблем и развития образования. Необходимо более эффективно использовать социальные, социально-педагогические технологии в управлении системой образования.
В целом следует признать, что система образования города сумела сохранить управленческие и педагогические кадры, основные фонды, управляемость системы, достаточно высокое качество образования.
В то же время в процессе функционирования и развития системы образования города Кургана можно выделить ряд проблем и противоречий, на разрешение которых направлена Программа.
Таким образом, основными проблемами системы образования являются:
- отсутствие достаточного количества мест в дошкольных образовательных учреждениях, наличие очередности;
- неудовлетворительное материально-техническое состояние основных фондов;
- сохранение остроты кадрового дефицита в учреждениях образования;
- наличие выпускников школ города не прошедших государственную (итоговую) аттестацию и не получивших среднее общее образование;
- необходимость эффективного использования современных методов управления и обучения;
- необходимость в совершенствовании воспитательной работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- необходимость оптимизации сети образовательных учреждений, снижение неэффективных расходов в сфере образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.