Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика текущего состояния дорожной отрасли
Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы Курганской области. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог, обеспечивающих связь между муниципальными районами и населенными пунктами Курганской области, а также от выхода на сеть автомобильных дорог субъектов Российской Федерации, граничащих с Курганской областью, во многом зависит достижение устойчивого экономического роста, улучшение условий для предпринимательской деятельности и повышение уровня жизни населения, проведение структурных реформ и интеграция транспортной системы Курганской области в транспортную систему Российской Федерации. Развитие сети автомобильных дорог должно соответствовать темпам социально-экономического развития Курганской области и обеспечивать потребность в перевозках в соответствии с ростом автомобилизации.
В настоящее время протяженность автомобильных дорог общего пользования Курганской области составляет более 17 тысяч км, в том числе регионального или межмуниципального значения - 7896,6 км, из них с твердым покрытием - 5863,4 км (74,3%). Обеспеченность автомобильными дорогами с твердым покрытием на тысячу квадратных километров территории составляет 123,5 км, что значительно меньше среднего по Российской Федерации показателя - 300 км.
Из 1220 населенных пунктов Курганской области 406 населенных пунктов (33%) не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования.
71,4% протяженности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения не соответствуют нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию, что приводит к повышению себестоимости автомобильных перевозок и снижению конкурентоспособности продукции предприятий.
Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") предусматривается переход на новый порядок расчета расходов на ремонт и содержание автомобильных дорог с применением нормативов финансовых затрат с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог в соответствие с требованиями технических регламентов.
Постановлением Правительства Курганской области от 27 октября 2008 года N 469 "Об утверждении нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Курганской области и правил расчета размера ассигнований бюджета Курганской области на указанные цели" утверждены нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог и правила расчета размера ассигнований бюджета Курганской области на указанные цели. Переход на эти нормативы должен происходить поэтапно, и к 2030 году расходы на ремонт и содержание сети автомобильных дорог должны составить более 10 млрд. рублей в год, что в 10 раз больше по сравнению с фактическими расходами последних лет.
С учетом межремонтных сроков (6 - 8 лет) при существующей протяженности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения ежегодно должно подлежать ремонту 915 км автомобильных дорог, фактически, начиная с 2012 года (после воссоздания дорожного фонда), ремонтируется 100 км, или 11% от необходимого (в 2004-2011 годах ремонт автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения составлял от 16 до 50 км).
Не удовлетворяет современным требованиям состояние автодорожных мостов: из 276 имеющихся мостов 60% мостов требуют проведения ремонтных работ и обустройства средствами обеспечения безопасности дорожного движения.
Структура и технические параметры сети автомобильных дорог Курганской области отражены в приложениях 1-5 к Программе.
Опережение роста интенсивности движения на автомобильных дорогах по сравнению с увеличением протяженности и пропускной способности автомобильных дорог приводит к росту аварийности (приложение 6 к Программе), что требует проведения необходимых мероприятий по повышению транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улучшению условий дорожного движения.
Еще одна проблема дорожной отрасли - отсутствие правоустанавливающих документов, определяющих право собственности Курганской области на автомобильные дороги и земельные участки, занимаемые этими автомобильными дорогами. Это не позволяет поставить на баланс вновь построенные объекты, что приводит к росту незавершенного производства. Для решения этой проблемы необходимо провести большую работу в соответствии с федеральным законодательством. На выполнение этой задачи в полном объеме необходимо затратить около 500 млн. рублей.
Недостаточный уровень развития дорожной сети приводит к значительным потерям для экономики и населения Курганской области и является одним из наиболее существенных инфраструктурных ограничений темпов социально-экономического развития.
В настоящее время социально-экономическое развитие Курганской области во многом сдерживается из-за ограничений при эксплуатации автомобильных дорог, так как исчерпана пропускная способность и высока степень износа значительной части автомобильных дорог, отсутствуют круглогодичные связи с 406 населенными пунктами. Низкий технический уровень автомобильных дорог обуславливает высокий уровень транспортной составляющей в себестоимости продукции. Именно поэтому особое значение и приоритетное направление приобретает осуществление мероприятий, направленных на сохранение и развитие существующей сети автомобильных дорог, улучшение транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог и повышение безопасности дорожного движения, ликвидацию транспортной дискриминации территорий.
Подпрограммой "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848 (далее - федеральная целевая программа), которая является программно-целевым инструментом государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2600-р (далее - государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы"), для решения задачи по формированию единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения, предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для финансирования строительства подъездов к сельским населенным пунктам для обеспечения их круглогодичной связью по дорогам с твердым покрытием с дорожной сетью общего пользования.
Распоряжением Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года N 488-р утверждена Стратегия социально-экономического развития Курганской области до 2020 года (далее - Стратегия), которая предусматривает реконструкцию 730 км автомобильных дорог федерального значения, строительство и реконструкцию 7991 км, капитальный ремонт и ремонт 3557 км автомобильных дорог регионального или межмуниципального и местного значения.
Прогнозный объем инвестиций в развитие дорожной отрасли Курганской области, предусмотренный Стратегией, составляет 126,5 миллиарда рублей.
В целях реализации Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", федеральной целевой программы, а также для решения задачи, поставленной в послании Президента Российской Федерации об удвоении в ближайшем десятилетии строительства автомобильных дорог, разработана Программа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.