Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Курганской области от 10 июля 2017 г. N 243 в раздел II приложения внесены изменения
Раздел II. Характеристика текущего состояния в сфере профилактики социального сиротства, лишения родительских прав на территории Курганской области
В Курганской области продолжают наблюдаться тенденции по снижению числа семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации (признанных нуждающимися в социальном обслуживании): по состоянию на 31 декабря 2016 года в электронный банк данных занесены сведения о 8375 таких семьях (2015 год 27005 семьях, 2014 год - 32886 семьях).
Вместе с тем в общем количестве социально неблагополучных семей растет число семей и детей, находящихся в социально опасном положении: 2016 год - 1648 семей и 3532 ребенка, 2015 год - 1381 семья и 2949 детей, 2014 год - 1246 семей и 2629 детей.
Рост данных показателей обусловлен активизацией выявления таких семей на межведомственной основе: в 2014 году выявлено и поставлено на учет 495 семей и 946 детей, находящихся в социально опасном положении, в 2015 году - 631 семья и 1341 ребенок, в 2016 году - 872 семьи и 1832 ребенка. До 99% семей поставлены на учет по причине того, что родители не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей, жестоко обращаются с ними.
Таким образом, в настоящее время более 3,5 тыс. детей проживают в семьях, в которых родители ведут асоциальный образ жизни, пренебрегают интересами детей, вплоть до игнорирования их первичных потребностей в питании, одежде, лечении, обучении и прочее.
Проведенный анализ показал, что основной причиной, ведущей семью к неблагополучию, является алкоголизм родителей, которому сопутствуют низкая педагогическая культура, отсутствие трудовой занятости взрослых, развод супругов. На учете в наркологических службах региона состоит 851 родитель, на иждивении которых находятся 1456 несовершеннолетних детей (2015 год - 777 /1022, 2014 год - 531 / 712), в службах занятости населения - 7,4 тыс. родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей (2015 год - 6,6 тыс. человек, 2014 год - 5,5 тыс. человек).
Ежегодно более 600 детей по причине семейного неблагополучия нуждаются в прохождении курса социальной реабилитации в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, из них в 2016 году 29,9% поступили в специализированные учреждения повторно (2015 год - 7,4%, 2014 год - 4,8%).
С целью профилактики социального сиротства, сохранения для ребенка благоприятных условий семейного воспитания в Курганской области принимаются меры межведомственного характера, в том числе в рамках реализации действовавшей в 2014 - 2015 годах подпрограммы "Лига помощи: профилактика социального сиротства, лишения родительских прав" государственной программы Курганской области "Дети Зауралья - заботимся вместе!", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 26 мая 2014 года N 225 "О государственной программе Курганской области "Дети Зауралья - заботимся вместе!" (далее - подпрограмма 2014 - 2015 годов).
В рамках указанной подпрограммы, получившей софинансирование Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), выстроена качественно новая многоуровневая система работы по предотвращению социальной дезорганизации и дезадаптации семей с детьми.
Уровень 1. Ранняя профилактика социального сиротства предусматривает реализацию мероприятий для всех категорий населения, в том числе социально-благополучных семей с детьми по направлениям:
информирование и просвещение по вопросам укрепления института семьи, позиции ответственного родительства;
предоставление мер социальной поддержки (выплат, пособий) гражданам, имеющим детей, с целью поддержания их в позитивной родительской роли, снижения в семьях рисков развития социально-экономической напряженности.
Уровень 2. Проведение работы с семьями по выходу из трудной жизненной ситуации и недопущения их перехода в статус "социально опасное положение" предусматривает:
мероприятия по выявлению семейного неблагополучия и социального сиротства, в том числе на ранней стадии;
аккумуляцию сведений о социально-неблагополучных семьях;
предоставление социальными службами, кабинетами, отделениями социальных услуг и иной помощи (в том числе с применением эффективных технологий) семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с их индивидуальной нуждаемостью.
Уровень 3. Осуществление социально-реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, предполагает:
мероприятия (в том числе с применением эффективных технологий) по предупреждению развития рисков социального сиротства, лишения родительских прав по месту проживания семьи;
восстановление (при наличии потенциала) семейных отношений между родителями и детьми, временно отобранными из семей для определения их дальнейшего жизнеустройства либо уже находящихся в детских домах;
мониторинг жизнедеятельности семей для предотвращения в них повторов девиантного поведения (социальный патронаж и другие виды социального контроля).
На всех уровнях применяется межведомственный подход, что позволяет аккумулировать имеющиеся в области ресурсы для решения проблем родительства и детства, создать условия для внедрения и распространения наиболее результативных технологий и методов, своевременно актуализировать региональное законодательство и совершенствовать механизмы скоординированных действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В рамках реализации подпрограммы 2014 - 2015 годов при поддержке Фонда создана 41 новая социальная служба по оказанию помощи семьям с детьми: "Очный консультант" по социально-психологическому консультированию, социальные (семейные) гостиные, творческие мастерские "НаТворим вместе" для организации позитивного досуга детей и их родителей, службы социального сопровождения семей с детьми-инвалидами, "Выездная игротека" по организации развивающей среды для ребенка-инвалида в домашних условиях, "Школа эффективного родительства" по сопровождению родителей, не выполняющих надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей, междисциплинарные бригады по сопровождению семей с высоким риском возникновения ситуации социального сиротства, межведомственная служба профилактики отказов от новорожденных детей, межведомственный ресурсно-методический центр для специалистов по раннему выявлению семейного неблагополучия и оказанию поддержки семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и / или социально опасном положении.
Продолжена работа 15 служб, ранее созданных на средства Фонда и обеспечивающих выявление социального семейного неблагополучия, оказание своевременной помощи семьям с детьми: участковых служб, телефона доверия, социальных служб экстренного реагирования по оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в кризисной ситуации, социальных гостиниц для женщин и детей, подвергшихся семейному насилию и женщин, изменивших решение об отказе от новорожденного, детских досуговых комнат, игротек.
Для обеспечения индивидуализированной адекватной помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, на межведомственной основе:
внедрены 10 новых технологий / методик / форм работы, направленных на решение проблем детства: "Пойми меня" по добрачному и предразводному консультированию семей с детьми, "Круг поддержки" по организации групп взаимопомощи семей, находящихся в схожих кризисных ситуациях, реабилитационно-досуговая технология по оказанию психологической, социально-педагогической помощи семьям с детьми, коррекционно-развивающие программы для детей раннего возраста и их родителей, восстановительно-реабилитационная технология работы с семьями и детьми в условиях сельского социума, реабилитационные курсы (семейные фри-аддикшены) в условиях загородного лагеря для семей, в которых родители страдают от алкогольной зависимости, социально-реабилитационных, арт-терапевтических методик, здоровьесберегающих технологий работы с родителями, чьи дети временно находятся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, "Семейный тимбилдинг" по стабилизации детско-родительских отношений в семьях воспитанников социальных приютов;
продолжена реализация технологий предоставления помощи социально-дезадаптированным семьям: "Каждому ребенку - качественное, полноценное питание", "Оказание консультативной помощи через Интернет", "Работа с сетью социальных контактов".
Участниками мероприятий подпрограммы стали более 100 тыс. семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, из них 20 тыс. семей получили помощь от специалистов новых служб с применением инновационных технологий.
С целью сохранения долгосрочного эффекта мероприятий подпрограммы 2014-2015 годов в области предприняты следующие меры управленческого и административного порядка:
приняты межведомственные соглашения, ведомственные приказы и локальные акты учреждений, регламентирующие деятельность вновь созданных служб, внедрение новых технологий, форм и методов работы с социально уязвимыми группами семей с детьми. В пакет локальных актов входят: приказы, положения о службах и технологиях, должностные инструкции специалистов, утвержденные формы учетной и отчетной документации;
проводится регулярное обучение специалистов и волонтеров, реализующих мероприятия подпрограммы, что позволяет обеспечить развитие их профессиональных компетенций по оказанию услуг;
создан ресурсный центр, банк инновационных региональных проектов, методов и технологий работы в сфере защиты прав детей, что обеспечивает тиражирование наиболее эффективных практик по работе с семьей и детьми;
проводится регулярный мониторинг эффективности деятельности служб, реализации технологий и оценка качества предоставляемых гражданам услуг.
Однако, несмотря на принимаемые меры по предотвращению социальной дезорганизации и дезадаптации семей с детьми, в области до сих пор остается актуальной проблема сохранения для ребенка родной (биологической) семьи, сокращения числа лишений родительских прав.
Одной из причин сохранения актуальности данной проблемы является ухудшение в текущем году социально-экономического положения многих семей с детьми, что влечет за собой обострение семейных кризисов. Для их преодоления семьи нуждаются в материальной поддержке, помощи в трудоустройстве. Также к приоритетным запросам семьи в настоящее время относятся организация досуга детей, оказание помощи специалистов в решении проблем внутрисемейных (детско-родительских) отношений.
Важными остаются вопросы раннего выявления социально-неблагополучных семей с детьми, повышение качества и обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к необходимым социальным услугам.
Учитывая актуальность проблем социального сиротства, разработана подпрограмма, предусматривающая преемственность с подпрограммой 2014-2015 годов, дальнейшее развитие и совершенствование региональной модели защиты детства, профилактики социального сиротства, лишения родительских прав.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.