Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Главного управления по труду и занятости
населения Курганской области
от "06" 02.2012 года N 21
"О внесении изменения в приказ Главного управления по труду
и занятости населения от 30 декабря 2010 года N 334
"Об утверждении ведомственной целевой программы Главного
управления по труду и занятости населения Курганской области
"Содействие занятости населения Курганской
области на 2011-2013 годы"
"Ведомственная целевая программа
Главного управления по труду и занятости населения Курганской области "Содействие занятости населения Курганской области на 2011-2013 годы"
Паспорт
ведомственной целевой программы Главного управления по труду и занятости населения Курганской области "Содействие занятости населения Курганской области на 2011-2013 годы"
Раздел I. Характеристика задачи, анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость ее решения
Программа разработана на основании Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) и в соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 9 июня 2010 года N 229 "О ведомственных целевых программах в Курганской области". Программа направлена на содействие в реализации прав граждан на полную, продуктивную занятость и обеспечение социальной поддержки безработных граждан в период поиска работы.
Глава 1. Анализ причин возникновения проблемы
Последствия мирового финансового кризиса, начавшегося в конце 2008 года, не могли не оказать негативное влияние на экономику Курганской области. Снижены объемы в промышленном производстве, упал объем перевозок всеми видами транспорта. Резко сократилась прибыль, выросло количество убыточных предприятий.
Индекс промышленного производства за январь - декабрь 2009 года составил 80,9% к соответствующему периоду прошлого года, в том числе по обрабатывающим производствам снижение составило 21% к уровню 2008 года.
Оборот розничной торговли за 2009 год по сравнению с 2008 годом снизился на 2,6%, оборот общественного питания - на 4,1%.
Одним из негативных последствий финансово-экономического кризиса стало появление в организациях Курганской области в 2009 году задолженности по заработной плате. Просроченная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 января 2010 года составила 6,5 млн. рублей. Основной причиной образования задолженности по заработной плате является недостаточность или отсутствие средств на расчетном счете организации.
Для смягчения последствий кризиса в Курганской области в течение 2009 года Правительство Курганской области выстраивало свою работу в соответствии с Планом антикризисных мер, направленных на оздоровление ситуации в экономике Курганской области, утвержденным распоряжением Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года N 487-р "Об утверждении Плана антикризисных мер, направленных на оздоровление ситуации в экономике Курганской области".
В результате принятых мер удалось избежать потерь в агропромышленном комплексе, обеспечить стабильность в банковском секторе, выполнить социальные обязательства перед населением Курганской области, сохранить кадры и объемы производства в промышленности, малом и среднем предпринимательстве.
Средняя начисленная заработная плата работников организаций, включая субъектов малого предпринимательства, в Курганской области в январе - ноябре 2009 года увеличилась по сравнению с январем - ноябрем 2008 года на 5,3% и составила 12 тыс. рублей.
В сельском хозяйстве увеличилось производство зерна, картофеля, овощей. Повысилась продуктивность животноводства. За январь - декабрь 2009 года индекс физического объема продукции сельского хозяйства составил 105,4% к уровню предшествующего года.
Была сохранена положительная динамика в инвестиционной деятельности. В экономику Курганской области в 2009 году было привлечено 32 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что составило 100,1% к уровню 2008 года в сопоставимых ценах.
Несмотря на кризис, в Курганской области в 2009 году было достигнуто увеличение объёмов ввода жилых домов (на 2% больше, чем в 2008 году). Реализовывались мероприятия по ипотечному жилищному кредитованию, предоставлялись субсидии молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка.
В течение 2009 года демографическая ситуация в Курганской области характеризовалась незначительным в сравнении с 2008 годом повышением рождаемости, снижением смертности, естественной и миграционной убылью населения.
За прошедший год естественная убыль населения снизилась на 778 человек, или 21,3%.
Существенное воздействие на численность населения продолжали оказывать миграционные процессы. Миграционная убыль населения сократилась на 2066 человек, или 50,7%, что в 2 раза меньше, чем в 2008 году. За 2009 год миграционная убыль составила 2011 человек.
По данным органов статистики численность населения Курганской области за 2009 год сократилась на 5,1 тыс. человек и на 1 января 2010 года составила 947,6 тыс. человек.
Влияние финансово-экономического кризиса привело к появлению негативных тенденций и на рынке труда Курганской области. Численность занятых в экономике Курганской области уменьшилась за 2009 года на 22,5 тыс. человек (с 415,5 тыс. человек до 393 тыс. человек). Кризисные явления в первую очередь повлияли на расширение масштабов неполной занятости в связи с введением режима неполного рабочего дня, вынужденным простоем, активизацией процессов высвобождения работников. По состоянию на 1 января 2010 года в органы службы занятости населения Курганской области информацию о предстоящих увольнениях, введении режимов неполного рабочего времени представило 161 предприятие:
- о планируемых увольнениях в связи с сокращением либо реорганизацией - 1132 человека;
- о введении режима неполного рабочего времени по инициативе работодателя, простое, отпусках без сохранения заработной платы - 8218 человек.
Численность граждан, не имеющих занятия, но активно ищущих работу и в соответствии с методологией Международной организации труда классифицируемых как безработные, увеличилась в 2009 году на 16,6 тыс. человек и составила 60 тыс. человек. Уровень общей безработицы в Курганской области на конец 2009 года составил 13,1%.
Наиболее напряженная ситуация на рынке труда отмечалась в период с января по март 2009 года, когда численность зарегистрированных безработных граждан достигла максимального значения в 20 тыс. человек, а количество работников, занятых на условиях неполного рабочего времени, 14 тыс. человек. К сентябрю 2009 года ситуация на рынке труда в целом стабилизировалась, но начиная с ноября 2009 года рост численности зарегистрированных безработных возобновился, что было связано в основном с сезонным снижением спроса на рабочую силу. По состоянию на 1 января 2010 года численность зарегистрированных безработных составляла 16 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 3,5%.
В целях преодоления негативных последствий влияния мирового финансового кризиса на социально-экономические процессы в Курганской области Правительством Курганской области в 2010 году был принят План первоочередных мер по стабилизации экономики и социальной сферы Курганской области в 2010 году, утвержденный распоряжением Правительства Курганской области от 9 марта 2010 года N 68-р "О Плане первоочередных мер по стабилизации экономики и социальной сферы Курганской области в 2010 году".
В соответствии с Планом первоочередных мер по стабилизации экономики и социальной сферы Курганской области в 2010 году реализуются мероприятия по снижению напряженности на рынке труда, расширению базы экономического роста, поддержки реального сектора экономики, стимулирования инновационной активности в экономике, развития финансовой системы и социальной сферы.
Правительством Курганской области принимаются меры по обеспечению загрузки ведущих предприятий Курганской области и созданию условий для сбыта продукции.
Значительную роль в экономике Курганской области играет малый бизнес. В Курганской области, как и в целом в России, использование возможностей малого и среднего предпринимательства в последние годы становится реальным приоритетом государственной политики. Правительство Курганской области целенаправленно решает вопросы по созданию благоприятных условий для формирования правового пространства, обеспечивающего беспрепятственное развитие сферы малого и среднего предпринимательства, внедрения инновационных разработок и передовых технологий, создания инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
По итогам первого полугодия 2010 года в Курганской области выросли объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, оборота розничной торговли, грузооборота железнодорожного транспорта, объема перевозок автомобильного и железнодорожного транспорта. Увеличились денежные доходы населения. По сравнению с соответствующим уровнем прошлого года уменьшилась инфляция, снизилась задолженность по заработной плате. Увеличились собственные доходы консолидированного и областного бюджетов Курганской области к соответствующему периоду прошлого года. Снизилась кредиторская задолженность консолидированного бюджета Курганской области.
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг на 29,7 млрд. рублей, что в действующих ценах на 20,5% больше января - июня 2009 года. Индекс промышленного производства в Курганской области за I полугодие 2010 года составил 105,9% к аналогичному периоду 2009 года.
Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", за I полугодие 2010 года на территории Курганской области составил 48,8% к соответствующему периоду 2009 года. Введены в действие жилые дома общей площадью 51,9 тыс. кв. метров, что составляет 44,3% к январю - июню 2009 года.
Инвестиции, использованные на создание новых основных средств за I полугодие 2010 года, составили 8,5 млрд. рублей, что составляет 61,4% в сопоставимых ценах к январю - июню 2009 года.
За январь - май 2010 года крупными и средними предприятиями и организациями Курганской области (без учета банков, страховых и бюджетных организаций) получена прибыль в действующих ценах на сумму 369,4 млн. рублей, что составляет 52,3% (по сопоставимому кругу предприятий) к соответствующему периоду прошлого года.
В январе - мае 2010 года доля убыточных предприятий по сравнению с соответствующим периодом 2009 года возросла на 8,9 процентных пункта (по сопоставимому кругу предприятий) и составила 43,7%.
Реальные денежные доходы по отношению к январю - июню 2009 года увеличились на 3,3%.
Начиная с августа 2009 года в Курганской области отмечено ежемесячное снижение задолженности по заработной плате. В сравнении с аналогичным периодом 2009 года задолженность снизилась в 11 раз - с 34 млн. рублей по состоянию на 1 июля 2009 года до 3 млн. рублей по состоянию на 1 июля 2010 года. С начала текущего года задолженность по заработной плате снизилась в 2,1 раза.
Среднесписочная численность работников по полному кругу организаций (без учета совместителей) за январь - июнь 2010 года составила 213,8 тыс. человек, снижение по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составило более 1%. На долю крупных и средних организаций приходилось около 80% работающих.
По результатам еженедельного мониторинга, проводимого Главным управлением, отмечено постепенное снижение численности безработных граждан, что позволяет говорить о появлении на рынке труда Курганской области определенных положительных тенденций.
Численность зарегистрированных безработных снизилась на 19% с 16042 человек по состоянию на 1 января 2010 года до 12993 человек по состоянию на 1 августа 2010 года. В январе - июле 2010 года в органах службы занятости населения Курганской области официально безработными были признаны 20,7 тыс. человек, что на 29% меньше соответствующего периода прошлого года. Уровень регистрируемой безработицы на 1 августа 2010 года составил 2,8%. Численность работников, находящихся в простое, в отпусках без сохранения заработной платы, работающих в режиме неполного рабочего времени, за семь месяцев текущего года сократилась в 2,6 раза, задолженность по заработной плате - в 2 раза.
Одной из причин обозначенных положительных тенденций является реализация мероприятий активной политики занятости органами службы занятости населения Курганской области и целевой программы Курганской области "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Курганской области в 2010 году", мероприятия которой способствуют расширению возможностей занятости работников, находящихся под угрозой увольнения, граждан, ищущих работу, и безработных граждан.
Всего за предоставлением государственных услуг по содействию в поиске работы, временному трудоустройству, профессиональной ориентации и информированию о положении на рынке труда в 1 полугодии 2010 года в органы службы занятости населения Курганской области обратилось почти 48 тыс. человек, в том числе за содействием в поиске работы 30,7 тысячи человек, что на 25% меньше, чем в 2009 году.
Почти на 30% в текущем году в сравнении с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось общее число граждан, зарегистрированных в качестве безработных, в течение первого полугодия (18,2 тыс. человек в 2010 году против 25,5 тыс. человек в 2009 году).
В рамках ведомственной целевой программы Главного управления "Содействие занятости населения Курганской области на 2008-2010 годы" за январь - июнь 2010 года трудоустроено 11,4 тыс. незанятых граждан, в том числе 8,8 тыс. из числа зарегистрированных в качестве безработных.
На профессиональное обучение направлено 2,2 тыс. безработных граждан.
В оплачиваемых общественных работах приняли участие 3,2 тыс. человек.
Государственные услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке получили 18,3 тыс. человек. За первое полугодие 2010 года проведено 134 ярмарки вакантных и учебных мест.
По целевой программе Курганской области "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Курганской области в 2010 году":
1. В рамках мероприятия по организации общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, создано 4211 рабочих мест.
Приступили к работе 5998 человек, из них 868 человек (14%) - ищущие работу граждане, 926 человек (15%) - безработные граждане и 4204 человека (70%) - работники, находящиеся под угрозой увольнения.
В рамках мероприятия по стажировке выпускников в целях приобретения ими опыта работы приступил к стажировке 351 выпускник с участием 282 наставников.
2. В рамках мероприятия по опережающему профессиональному обучению работников, находящихся под угрозой увольнения, приступили к обучению 540 работников, 287 из них уже прошли повышение квалификации и сохранили рабочее место.
3. В рамках реализации мероприятий по оказанию содействия самозанятости безработных граждан заключено 1274 договора о выделении субсидии на организацию предпринимательской деятельности. Оформили предпринимательскую деятельность 1133 человека.
4. В рамках реализации мероприятия по содействию занятости инвалидов трудоустроено на созданные специализированные рабочие места 24 инвалида.
Глава 2. Проблемы рынка труда
Несмотря на положительные тенденции, ситуация на рынке труда Курганской области продолжает оставаться напряженной, факторы, оказывающие негативное влияние на сферу занятости населения, продолжают сохраняться, среди них:
1. Процессы увольнения работников под влиянием последствий финансово-экономического кризиса. Использование работодателями различных видов неполной занятости (введение режима неполного рабочего времени, отпуск без сохранения содержания, простой), задержка и невыплата заработной платы.
По информации, представленной предприятиями Курганской области в органы службы занятости населения Курганской области, по состоянию на 1 августа 2010 года:
- планируются увольнения в связи с сокращением либо реорганизацией 695 человек;
- с начала 2010 года уволено 1715 человек;
- в режиме неполного рабочего времени по инициативе работодателя находится 2695 человек;
- в простое по вине работодателя находится 252 человека;
- в отпусках без сохранения заработной платы по инициативе работодателя находится 111 человек;
- задолженность по заработной плате составляет 3,3 млн. рублей.
2. Неравномерность распределения вакантных мест по территории Курганской области.
По состоянию на 1 августа 2010 года почти 64% имеющихся в банке данных вакансий приходилось на предприятия городов Кургана и Шадринска, в то время как 60% зарегистрированных безработных на эту же дату проживали за пределами городов областного значения.
3. Несоответствие спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному признаку.
Потребность в специалистах высшего и среднего уровня квалификации на 1 июля 2010 года составляла 537 единиц, а число безработных, претендующих на эти вакансии, достигло 3282 человек. Таким образом, предложение специалистов высшей и средней квалификации превысило спрос в 6 раз. Востребованность квалифицированных рабочих зависит от вида деятельности работников. На 373 вакансии квалифицированных работников в сельскохозяйственном производстве претендует 312 человек, то есть спрос превышает предложение на 20%.
4. Высокий уровень незанятости сельского населения.
По данным муниципальных образований Курганской области доля незанятого сельского населения в общей численности трудоспособного населения составляет 31%. Доля сельских жителей в общем числе официально регистрируемых безработных составляет 52%.
В то же время экономическая активность большей части сельского населения направлена на занятость в личных подсобных хозяйствах. При этом возможность регистрации таких граждан в органах службы занятости населения Курганской области сохраняется, что может привести к увеличению напряженности на рынке труда Курганской области.
5. Территориальная дифференциация уровня безработицы.
В 14 муниципальных образованиях Курганской области уровень регистрируемой безработицы выше среднего по Курганской области. В число районов Курганской области с максимальным уровнем регистрируемой безработицы входят: Звериноголовский район - 6,8%, Белозерский район - 5,4%, Половинский район - 4,4%, Катайский район - 4,1, Щучанский район - 4%.
Самый низкий уровень регистрируемой безработицы в городе Шадринске - 1%, Юргамышском районе - 1,2%, Петуховском районе - 1,4%, Лебяжьевском районе - 1,9%.
6. Высокая доля обращающихся за содействием в поиске работы граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы.
Из числа обратившихся граждан за содействием в поиске работы в 1 полугодии 2010 года:
- доля граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, составила 28%;
- доля граждан, испытывающих трудности в поиске работы, - 17%.
7. Недостаточные темпы создания новых рабочих мест, особенно в сельской местности.
Наличие проблем рынка труда обуславливает необходимость решения задач по содействию занятости населения и обеспечению экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами путем повышения эффективности функционирования рынка труда, в том числе за счет организации общественных работ и профессионального обучения в целях повышения квалификации и дальнейшего трудоустройства.
Актуальность разработки и реализации программы имеет исключительно важное значение в создании условий повышения эффективной занятости населения, сдерживанию роста безработицы, снижению напряженности на рынке труда и обеспечению защиты граждан от безработицы.
Решение имеющихся проблем рынка труда возможно только путем объединения усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, всех заинтересованных организаций Курганской области программно-целевыми методами.
В целях реализации государственной политики регулирования рынка труда в Курганской области органами службы занятости населения Курганской области в планируемом периоде будет проводиться работа по повышению эффективности проводимых мероприятий по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную занятость и обеспечение социальной защиты от безработицы за счет более гибкого и адресного механизма финансирования и оказания государственных услуг по содействию трудоустройству безработных граждан.
Раздел II. Цели и задачи программы
Целью программы является содействие в реализации прав граждан на полную, продуктивную занятость и обеспечение социальной поддержки безработных граждан. Достижение цели направлено на создание условий для повышения эффективной занятости населения Курганской области, снижение роста безработицы, расширение доступа незанятых граждан к услугам службы занятости, осуществление превентивных мер по предупреждению высвобождения работников, смягчению последствий массовых высвобождений, проведение предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства и профессионального обучения.
Для достижения поставленной цели осуществляется решение поставленных задач с количественно измеримыми показателями их выполнения.
Задача 1. Содействие в трудоустройстве граждан, ищущих работу, в том числе граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан с целью сокращения периода поиска работы; совершенствование механизма организации оплачиваемых общественных работ, имеющих социальную значимость для городов и районов Курганской области; вовлечение в трудовой процесс в первую очередь женщин, имеющих малолетних детей, и граждан, испытывающих трудности в поиске работы, инвалидов, имеющих трудовые рекомендации.
1.1. Трудоустройство незанятого населения, в том числе трудоустройство безработных граждан.
Организация работы по этому мероприятию будет осуществляться в соответствии с Административным регламентом по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 июля 2006 года N 513.
Подбор гражданам варианта подходящей работы будет осуществляться с учетом профессии (специальности), вида деятельности, уровня профессиональной подготовки и квалификации, навыков и опыта работы, размера среднего заработка по последнему месту работы, транспортной доступности, а также требований работодателя к кандидатуре работника.
Успешной реализации мероприятия должен способствовать систематический контроль за ситуацией на рынке труда Курганской области и в первую очередь за движением и ротацией кадров на предприятиях, а также реализацией национальных и инвестиционных проектов, предусматривающих создание новых рабочих мест.
1.2. Временное трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Организация работы с безработными гражданами по этой программе будет осуществляться в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 449.
К гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона о занятости относятся:
- инвалиды;
- лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
- лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости);
- беженцы и вынужденные переселенцы;
- граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей;
- одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;
- граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;
- граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые.
Основной целью мероприятия по трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время является обеспечение временной занятости несовершеннолетних граждан, удовлетворение их потребностей в заработке в свободное от учебы время, создание условий по их приобщению к труду и получению профессиональных навыков.
На период трудоустройства несовершеннолетних граждан на временные рабочие места работодателем с гражданином заключается срочный трудовой договор и производится оплата труда в соответствии с действующим законодательством, а органами службы занятости населения Курганской области осуществляется выплата материальной поддержки в размере, не ниже минимальной величины пособия по безработице, установленного законодательством Российской Федерации.
В приоритетном порядке для участия в данном мероприятии направляются несовершеннолетние граждане из числа сирот, из семей безработных граждан, неполных и многодетных семей, а также состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.
Основными видами временных работ, в которых принимают участие несовершеннолетние граждане, являются: озеленение и благоустройство территорий, проведение сельскохозяйственных работ в период заготовки кормов и уборки урожая, проведение косметического ремонта школ, оказание помощи престарелым, инвалидам, уход за больными.
Основная цель мероприятия по временному трудоустройству граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, - обеспечение гражданам возможности трудоустройства на условиях временной занятости для получения необходимых трудовых навыков, повышения их конкурентоспособности и адаптации на рынке труда, закрепления на первом рабочем месте.
Основное противоречие, характерное для современного молодежного рынка труда, - увеличивающийся разрыв между трудовыми притязаниями молодых людей и возможностями их удовлетворения. Поскольку молодежь, как правило, не имеет практического опыта трудовой деятельности (либо он недостаточный), ее высокие требования к оплате труда делают проблематичным поиск подходящей работы. Отсутствие соответствующего стажа работы часто становится препятствием при заполнении вакансий, так как руководители предприятий и организаций предпочитают нанимать специалистов, имеющих достаточный опыт работы.
1.3. Организация проведения оплачиваемых общественных работ.
Организация работы с гражданами будет осуществляться в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июня 2007 года N 401.
Мероприятие организуется в целях обеспечения временной занятости населения. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
Основными видами оплачиваемых общественных работ, как и в предыдущие годы, будут являться: благоустройство и озеленение территорий, работы в жилищно-коммунальном хозяйстве, сельскохозяйственные работы, автодорожные и ремонтно-строительные работы, социальные услуги и другие виды работ, которые имеют социальную значимость.
Задача 2. Обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда.
Дальнейшее развитие системы профессионального обучения и профессиональной ориентации населения в целях обеспечения конкурентоспособности и роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда, привлечения молодежи к освоению рабочих профессий.
2.1. Организация профессиональной ориентации граждан.
Организация работы с гражданами по данному направлению осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2007 года N 680.
Основными целями профессиональной ориентации являются:
- обеспечение эффективной занятости граждан, формирование социально-психологических, организационных условий и гарантий профессионального самоопределения граждан;
- оказание содействия в выборе сферы деятельности, профессии (специальности), повышение уровня и возможности трудоустройства.
Своевременно и качественно организованные профориентационные мероприятия позволяют снизить психо-эмоциональное напряжение безработных граждан в ситуации потери работы, безработицы и ее последствий, выработать стратегии эффективного поведения на рынке труда, повысить мотивацию к трудоустройству, что влияет на сокращение периода вынужденной безработицы, а также включение граждан в производственные отношения и их возвращение в социум через профессиональную деятельность.
Превентивная профориентационная работа с учащимися позволяет получать достоверную, актуальную информацию о ситуации на региональном рынке труда и образовательных услуг, правилах выбора профессии, что обеспечивает более обоснованный профессиональный выбор.
Объективная и своевременная информация о потребностях рынка труда, процессах в экономике Курганской области позволяет выпускникам учреждений профессионального образования грамотно вести себя на рынке труда, решая проблемы занятости, и сокращать сроки адаптации к выбранной профессии.
2.2. Организация психологической поддержки безработных граждан.
Организация работы с гражданами осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по психологической поддержке, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 ноября 2007 года N 726.
Основными целями психологической поддержки являются:
- повышение мотивации безработного гражданина к труду, активизация позиции по поиску работы и трудоустройству, сокращение сроков поиска работы и трудоустройства;
- полное разрешение или снижение актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации;
- повышение адаптации к существующим условиям;
- реализация профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния;
- психологическая коррекция поведения.
Для достижения поставленных целей планируются к реализации следующие мероприятия:
- осуществление психологического консультирования, тестирования (анкетирования);
- гармонизация межличностных отношений;
- обеспечение психологической поддержки безработных граждан с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда и адаптации к существующим условиям реализации профессиональной карьеры.
2.3. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.
2.3.1. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан.
Главной задачей профессионального обучения безработных граждан является повышение их профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда посредством их профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации.
Профессиональное обучение безработных граждан проводится по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, и повышает возможности безработных граждан в поиске оплачиваемой работы. Одной из форм профессиональной подготовки безработных граждан является обучение под гарантированные рабочие места, предоставляемые работодателями в соответствии с договорами, заключаемыми между государственными казенными учреждениями центрами занятости населения Курганской области (далее - центры занятости) и работодателями в установленном порядке.
Профессиональное обучение безработных граждан в целях последующей организации предпринимательской деятельности - актуальное направление профессионального обучения. Оно может быть как самостоятельным курсом, так и одним из разделов учебного плана при профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации.
Профессиональное обучение безработных граждан носит интенсивный и, как правило, краткосрочный характер.
Профессиональное обучение безработных граждан включает в себя следующие виды обучения:
- профессиональная подготовка с целью ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ;
- переподготовка рабочих для приобретения ими новых профессий;
- обучение рабочих, имеющих профессии, смежным профессиям для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы (доходного занятия) по совмещаемым профессиям;
- повышение квалификации рабочих с целью обновления знаний, умений и навыков, роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности, а также изучения новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности;
- профессиональная переподготовка специалистов для получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также получение новой квалификации в рамках имеющегося направления подготовки (специальности);
- повышение квалификации специалистов с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач.
Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение имеют признанные в установленном порядке безработными: инвалиды, родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие детей-инвалидов, граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности).
2.3.2. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Для выполнения поставленной задачи будет обеспечено:
- изучение структуры потребностей населения по направлениям программ переподготовки;
- изучение потребности в обучении в разрезе организаций;
- определение объемов опережающей подготовки в разрезе профессий, специальностей;
- оказание консультационной помощи работодателям в организации профессионального обучения женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
- создание условий для получения необходимой профессии женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующим возвращение к трудовой деятельности.
Задача 3. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда.
Организация работы с гражданами осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июня 2007 года N 400.
Для оказания помощи гражданам, длительно состоящим на учете в качестве безработных, для самоутверждения и повышения уверенности в себе в рамках мероприятия по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда в центрах занятости организована работа клубов "Клуб ищущих работу" и "Новый старт".
Государственная услуга по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда направлена на удовлетворение потребности граждан, признанных в установленном порядке безработными, в получении навыков активного, самостоятельного поиска работы, составления резюме, проведения деловой беседы с работодателем, самопрезентации, преодоления последствий длительной безработицы, повышении мотивации к труду и способствует сокращению периода поиска подходящей работы за счет формирования у безработного гражданина активной жизненной позиции.
Преимущественное право воспользоваться государственной услугой предоставляется гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, состоящим на учете в органах службы занятости более 6 месяцев и утратившим способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
Основными формами работы по социальной адаптации являются индивидуальные или групповые занятия.
Задача 4. Содействие самостоятельной занятости безработных граждан.
Содействие в организации самозанятости является одним из возможных вариантов решения проблемы трудоустройства.
Организация работы с безработными гражданами будет осуществляться в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 июня 2008 года N 281н.
Основными направления деятельности органов службы занятости населения Курганской области в развитии самозанятости и предпринимательской инициативы безработных граждан являются:
- профессиональное консультирование незанятых граждан в целях определения возможностей их эффективной деятельности в качестве предпринимателей;
- информирование о возможностях обучения основам малого бизнеса;
- обучение безработных граждан основам предпринимательства и профессиям, способствующим самозанятости;
- оказание безработным гражданам правовой, финансовой и организационной помощи в организации собственного дела;
- сотрудничество с организациями, содействующими развитию предпринимательства, с целью развития самозанятости и предпринимательской инициативы безработных граждан.
Задача 5. Социальная поддержка граждан в период безработицы.
Социальная поддержка безработных граждан осуществляется в соответствии со статьей 12 Закона о занятости, согласно которой безработным гражданам гарантируется обеспечение социальной поддержки, а также статьями 28-36 Закона о занятости, определяющими виды и условия ее оказания.
5.1. Выплата пособий по безработице безработным гражданам, в том числе в период временной нетрудоспособности.
Организация работы по социальной поддержке безработных граждан будет осуществляться в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2006 года N 819.
Потребность средств на финансирование социальной поддержки безработных граждан рассчитана исходя из минимальной и максимальной величины пособия по безработице.
5.2. Выплата стипендий гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период профессионального обучения по направлению органов службы занятости.
В соответствии с законодательством о занятости населения в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости гражданам выплачивается стипендия, в том числе в период временной нетрудоспособности.
5.3. Назначение безработным гражданам пенсии досрочно.
В соответствии с Законом о занятости безработным гражданам предпенсионного возраста, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, либо сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и имеющим определенный страховой стаж, может быть досрочно назначена пенсия. Это позволяет снизить напряженность на рынке труда, перераспределить имеющиеся или создаваемые рабочие места в пользу экономически активного населения более молодых возрастов.
Задача 6. Повышение территориальной мобильности рабочей силы.
Повышение территориальной мобильности рабочей силы будет осуществляться в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 года N 533 "О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность" органы службы занятости населения Курганской области будут оказывать содействие в поиске работы гражданам и членам их семей, их трудоустройстве с предоставлением жилья в сельской местности, а также в обеспечении им социальных гарантий и постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2007 года N 422 "О финансировании материальных затрат безработных граждан в связи с направлением их в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения" будут компенсированы материальные затраты безработным гражданам.
Для реализации этой задачи планируется осуществлять следующие мероприятия:
- информирование о наличии в Курганской области вакантных рабочих мест в сельской местности и обеспечении жильем через общероссийский банк вакансий;
- оказание содействия гражданам и членам их семей в трудоустройстве в организациях агропромышленного комплекса;
- проведение информационно-разъяснительной работы среди населения о возможности переезда безработных граждан и переселения безработных граждан и членов их семей в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
- компенсация материальных затрат безработных граждан в связи переездом и переселением безработных граждан и членов их семей в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.
Задача 7. Информирование о положении на рынке труда.
Основной целью данного мероприятия является обеспечение необходимого уровня информированности граждан и работодателей о ситуации на рынке труда для повышения эффективности поиска работы гражданами и подбора работников работодателями.
Организация работы по информированию будет осуществляться в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 июня 2007 года N 415.
Государственная услуга по информированию о положении на рынке труда направлена на:
- осуществление права на получение информации о положении на рынке труда;
- обеспечение доступа к информации о положении на рынке труда, предусматривающего получение информации и ее использование.
Информация о положении на рынке труда включает в себя: сведения о нормативно-правовом регулировании социально-трудовых отношений, спросе и предложении на рабочую силу в профессионально-квалификационном разрезе, востребованности трудовых услуг с учетом уровня профессиональной квалификации, подготовки, переподготовки и вовлечения граждан в процесс производства, межтерриториального и межотраслевого перераспределения рабочей силы, использовании иностранных работников.
В рамках реализации мероприятия предусматривается регулярное информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, ситуации с безработицей и занятостью населения, всех направлениях деятельности органов службы занятости населения Курганской области через:
- средства массовой информации;
- печатную продукцию для клиентов органов службы занятости населения (буклеты, брошюры, плакаты, памятки, листовки), особенно молодежи, а также других категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и работодателей;
- размещение информации на официальных сайтах.
Задача 8. Взаимодействие с работодателями по сбору информации о вакантных местах.
Одной из форм работы органов службы занятости населения Курганской области с населением и работодателями является проведение ярмарок вакансий рабочих и учебных мест.
Проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест центрами занятости позволяет работодателям подобрать кадры, а ищущим работу гражданам - трудоустроиться.
Практика показывает, что наиболее эффективными являются мини-ярмарки и специализированные ярмарки вакансий, которые проводятся в целях расширения возможности трудоустройства, профессионального обучения граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также подбора рабочей силы на конкретные виды работ.
Задача 9. Оптимизация привлечения иностранной рабочей силы.
Участие в регулировании процесса привлечения иностранной рабочей силы в Курганской области с учетом перспективных потребностей экономики.
Оказание содействия добровольному переселению в Курганскую область соотечественников, проживающих за рубежом, будет осуществляться в соответствии с целевой программой Курганской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2009-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 24 августа 2009 года N 457.
Раздел III. Ожидаемые результаты реализации программы и целевые индикаторы
Реализация мероприятий программы позволит: регулировать происходящие на рынке труда Курганской области процессы, формировать благоприятные условия для увеличения занятости населения и обеспечения рабочей силой предприятий через экономическую стабилизацию, развитие малого и среднего предпринимательства, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, деятельность органов службы занятости населения; создать условия для быстрого трудоустройства безработных граждан, эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, уменьшения последствий долговременной безработицы; сдерживать растущую безработицу в социально допустимых пределах.
Показатели численности участников программы приведены в приложении 1 к программе.
Целевые индикаторы:
1. Уровень регистрируемой безработицы, рассчитанный как отношение численности регистрируемых безработных к численности экономически активного населения.
2. Коэффициент напряженности на рынке труда, рассчитанный как отношение численности незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, к количеству заявленных вакансий.
3. Доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске работы в течение года.
4. Доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в поиске работы в течение года.
Таблица
Целевые индикаторы
Наименование показателя |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Плановый период |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||||
Уровень регистрируемой безработицы, % |
2,6 |
3,5 |
2,7 |
2,6 |
2,2 |
2,2 |
Коэффициент напряженности на рынке труда, единиц |
4,1 |
10,7 |
4,9 |
4,5 |
2,5 |
2,5 |
Доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске работы в течение года, % |
63,6 |
52,4 |
60,4 |
57,0 |
59,0 |
59,0 |
Доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в поиске работы в течение года, % |
25,4 |
21,0 |
21,2 |
23,0 |
23,0 |
23,0 |
Раздел IV. Система мероприятий программы
Система мероприятий программы приведена в приложении 2 к программе.
Раздел V. Сроки реализации программы
Мероприятия программы рассчитаны на реализацию в течение 2011-2013 годов.
Раздел VI. Последствия реализации программы, оценка внешних условий
Реализация мероприятий программы позволит: регулировать происходящие на рынке труда Курганской области процессы, формировать благоприятные условия для увеличения процента занятости населения и обеспечения рабочей силой предприятий через экономическую стабилизацию, развитие малого и среднего бизнеса, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, деятельность органов службы занятости населения; создать условия для быстрейшего трудоустройства безработных граждан, эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, уменьшения последствий долговременной безработицы; сдерживать растущую безработицу в социально допустимых пределах.
В случае внесения изменений и дополнений в действующие правовые акты в сфере занятости населения в ходе реализации программы ее основные показатели и мероприятия будут корректироваться.
Внешними факторами, которые могут повлиять на реализацию программы, может стать экономический кризис, который может повлечь массовое высвобождение работников с малоэффективных предприятий, увеличение масштабов регистрируемой безработицы, что особенно актуально для небольших городов и поселков городского типа, а также лиц, проживающих в сельской местности, где даже пособие по безработице минимального размера является весомой частью дохода.
Раздел VII. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Для оценки эффективности использования бюджетных средств в 2011-2013 годах будут применяться следующие показатели:
1. Уровень регистрируемой безработицы составил в 2009 году 3,5%, в 2010 году - 2,7%, по оценке в 2011 году составит 2,6%, в 2012-2013 годах - 2,2% (на конец периода).
2. Напряженность на рынке труда составила в 2009 году 10,7 единицы, в 2010 году - 4,9 единицы, по оценке в 2011 году составит 4,5 единицы, в 2012 году - 2,5 единицы, в 2013 году - 2,5 единицы (на конец периода).
3. Доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске работы в течение года, составила в 2009 году 52,4%, в 2010 году - 60,4%, по оценке в 2011 году составит 57%, в 2012-2013 годах - 59%.
Эффективность реализации программных мероприятий оценивается ежеквартально по итогам обработки статистической государственной и ведомственной отчетности:
- форма N 1-Т (трудоустройство) срочная, утвержденная приказом Федеральной службы государственной статистики от 10 декабря 2009 года N 289;
- форма N 2-Т (трудоустройство) квартальная, утвержденная постановлением Федеральной службы государственной статистики от 28 декабря 2007 года N 107;
- формы ведомственной статистической отчетности, утвержденные письмом Федеральной службы по труду и занятости от 8 ноября 2007 года N 4906-ТЗ.
Раздел VIII. Обоснование потребности в необходимых ресурсах
Источниками финансирования программы являются средства, предусмотренные в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе Курганской области, на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, а также средства областного бюджета. Объемы ассигнований на реализацию делегированных полномочий субъектам Российской Федерации определяются с учетом методики расчета норматива затрат на осуществление полномочий в сфере содействия занятости населения. Для Курганской области объем субвенций определен в размере 1506,3 млн. рублей, средств областного бюджета - 325,9 млн. рублей.
Учитывая высокую стоимость мероприятий по осуществлению материальной поддержки безработных, большая часть средств в период действия программы будет израсходована на данное направление - 70,7%. На реализацию мероприятий по содействию занятости населения будет израсходовано 29,3% объема средств.
Расходы на одного участника мероприятий по организации оплачиваемых общественных работ и по организации трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, составят 977,5 рублей, период участия в программе - 1 месяц.
Затраты на выплату пособия по безработице одному безработному гражданину за период действия программы составят в среднем 2,9 тыс. рублей. Затраты на одного получателя досрочной пенсии вырастут с 6,8 тыс. рублей в 2011 году до 8,2 тыс. рублей в 2013 году.
Общая потребность ресурсного обеспечения программы на 2011-2013 годы составит 1832206,1 тыс. рублей, в том числе: в 2011 году - 661843,6 тыс. рублей, в 2012 году - 605265,3 тыс. рублей, в 2013 году - 565097,2 тыс. рублей.
Раздел IX. Организация управления реализацией программы
Мероприятия программы будут реализовываться в соответствии с законодательством о занятости населения и административными регламентами по предоставлению государственных услуг в области содействия занятости населения. С целью реализации программных мероприятий каждому центру занятости будут установлены контрольные задания по каждому направлению деятельности и объемы финансирования по годам на период действия программы.
Контроль за реализацией мероприятий и выполнением контрольных показателей программы осуществляет Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области.
Структурные подразделения Главного управления, курирующие реализацию программных мероприятий (отдел трудоустройства и специальных программ, отдел профобучения и профориентации, отдел контрольно-правовой и кадровой работы), ежеквартально предоставляют информацию о реализации мероприятий программы в отдел по разработке программ занятости и информационно-аналитической работы Главного управления.
Финансово-бухгалтерский отдел Главного управления осуществляет контроль за целевым использованием средств, выделяемых для реализации мероприятий в рамках настоящей программы.
Отдел по разработке программ занятости и информационно-аналитической работы Главного управления обобщает информацию, полученную от структурных подразделений Главного управления, и представляет сводный отчет о реализации мероприятий программы в Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области (в печатном виде и на электронном носителе) ежеквартально в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом отчетного года.
Информация об итогах выполнения программы включается также в ежегодные доклады о результатах и основных направлениях деятельности Главного управления.
Приложение 1
к ведомственной целевой программе Главного управления по труду
и занятости населения Курганской области "Содействие занятости
населения Курганской области на 2011-2013 годы"
Основные показатели
по численности участников мероприятий ведомственной целевой программы Главного управления по труду и занятости населения Курганской области "Содействие занятости населения Курганской области на 2011-2013 годы"
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, тыс. человек |
12 |
3,7 |
3,7 |
Организация оплачиваемых общественных работ и временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, тыс. человек |
5,28 |
4,7 |
4,7 |
Трудоустройство незанятого населения, тыс. человек |
18,4 |
14,3 |
14,3 |
Трудоустройство безработных граждан, тыс. человек |
12,7 |
11,7 |
11,7 |
Организация содействия самозанятости с оказанием финансовой помощи, тыс. человек |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
Направление на переобучение, тыс. человек |
3,1 |
2,1 |
2,1 |
Психологическая поддержка безработных граждан, тыс. человек |
1,26 |
2,1 |
2,1 |
Услуги профориентации, тыс. человек |
30,5 |
14,2 |
14,2 |
Социальная адаптация безработных граждан, тыс. человек |
2,35 |
2,1 |
2,1 |
Приложение 2
к ведомственной целевой программе Главного управления по труду
и занятости населения Курганской области "Содействие занятости
населения Курганской области на 2011-2013 годы"
Система
мероприятий ведомственной целевой программы Главного управления по труду и занятости населения Курганской области "Содействие занятости населения Курганской области на 2011-2013 годы"
<< Назад |
||
Содержание Приказ Главного управления по труду и занятости населения Курганской области от 6 февраля 2012 г. N 21 "О внесении изменения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.